Статья "Особенности обучения младших школьников правилам дорожного движения в группе продлённого дня"
статья
Обучение младших школьников правилам дорожного движения необходимо проводить с учетом их психологических и физиологических особенностей. В силу возраста дети не всегда могут объективно оценить реальную опасность, поджидающую их на дороге. Они переносят в реальный мир свои познания из микромира игрушек и компьютерных игр, где транспортные средства волшебным образом могут остановиться мгновенно. Какие же особенности подачи материала могут стать эффективными?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения младших школьников правилам дорожного движения в группе продленного дня
Брагина Любовь Павловна
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ СОШ №309 Центрального района
города Санкт-Петербурга
2020 год
Детский дорожно-транспортный травматизм остаётся актуальной проблемой современного общества. Анализ причин происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к выполнению правил дорожного движения; отсутствие навыков и автоматизма оценки опасности дорожной ситуации. Наблюдается недостаток методов психологического, эмоционального воздействия на детей при изучении ПДД, отсюда и слабое закрепление этих жизненно важных навыков. Необходимо обязательно учитывать психологические особенности восприятия материала в соответствии с возрастом детей. Младшие школьники часто завышают свои возможности, не могут объективно оценить опасность. Часто отрицательным примером являются и взрослые, которые находятся рядом; ведь именно авторитет близкого родственника в таком возрасте является непререкаемым.
Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребёнка не успевает проанализировать ситуацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир представления из микромира игрушек и компьютерных игр. Например, убеждение, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как в игре.
У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8 – 1 у взрослых). Чем труднее ситуация для ребёнка и чем большую скорость и сообразительность в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. Таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем медленнее принимает решение ребёнок.
Опыт передовых школ показывает: наибольшая эффективность как по усвоению правил дорожного движения, так и по выработке автоматизма безопасного поведения достигается при применении методик, подобных игровым видам спорта. Такие методики включают все сферы восприятия и закрепления навыков детей (познавательную, психоэмоциональную, релаксомоторную).
При разработке мероприятий по изучению правил дорожного движения необходимо решать конкретные задачи:
- Изучить правила дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста, водителя, познакомиться с группами дорожных знаков.
- Разработать свой безопасный путь до школы.
- Знать сигналы светофора.
- Формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части.
- Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и осознанного поведения на дороге.
Приоритетными формами реализации этих задач на занятиях с детьми младшего школьного возраста являются следующие:
- ролевая игра
- устный журнал
- эстафета
- викторина
- этапная игра
- конкурс детского рисунка «Осторожно, дорога!»
- конкурс загадок
Хороших результатов можно добиться при наличии наглядности и демонстрационных материалов. Это элементы костюма регулировщика, жезл, карточки с предполагаемыми дорожными ситуациями, карточки с дорожными знаками, стенд по ПДД. Важно приглашать на занятия для живой беседы с ребятами работников ГИБДД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающее занятие-игра по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста "Красный, жёлтый, зелёный"
Сценарий предполагает, что зрители рассажены по секторам и разделены на три команды: команда красных, команда жёлтых, команда зелёных. Ведущие знакомят участников программы с историей возникнове...
Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему знакомства с правилами дорожного движения "Светофор".
Знакомство с правилами дорожного движения и понятием " Светофор" в игровой и занемательной форме....
КВЕСТ «ПОЕДИНОК СО ВРЕМЕНЕМ». АВТОЛАБИРИНТ «ДОГОНИ И ОБГОНИ». ПО КОМПЛЕКСУ ИНТЕРАКТИВНОЙ АВТОШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ВОЖДЕНИЯ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
В работе представлена одна из форм проведения Мастер-класса по Комплексу интерактивной автошколы для обучения детей основам вождения и правилам дорожного движения - Квест, Квест - это коман...
Практикум ПО КОМПЛЕКСУ ИНТЕРАКТИВНОЙ АВТОШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ВОЖДЕНИЯ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
В работе представлен обучающий Практикум ПО КОМПЛЕКСУ ИНТЕРАКТИВНОЙ АВТОШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ВОЖДЕНИЯ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, являющийся примером использовани...
Презентация "Школьникам о правилах дорожного движения"
Изучение правил дорожного движения....
Занятие по правилам дорожного движения во второй младшей группе «Осторожно, дорога».
Составила: Стародубова Марина НиколаевнаВоспитатель второй младшей группыМК ДОУ д/с №5 Цель:1. Формирование знаний о правилах дорожного движения, дорожном движении, сигналах светофора;2. Ознакоми...
Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.Главная цель воспитательной работы по ...