Статья "Особенности обучения младших школьников правилам дорожного движения в группе продлённого дня"
статья

Брагина Любовь Павловна

Обучение младших школьников правилам дорожного движения необходимо проводить с учетом их психологических и физиологических особенностей. В силу возраста дети не всегда могут объективно оценить реальную опасность, поджидающую их на дороге. Они переносят в реальный мир свои познания из микромира игрушек и компьютерных игр, где транспортные средства волшебным образом могут остановиться мгновенно. Какие же особенности подачи материала могут стать эффективными?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

   Особенности обучения младших школьников правилам дорожного движения в группе продленного дня

                                                                     Брагина Любовь Павловна

                                                           воспитатель группы продлённого дня

                                                        ГБОУ СОШ №309 Центрального района

                                                        города Санкт-Петербурга

                                                            2020 год

  Детский дорожно-транспортный травматизм остаётся актуальной проблемой современного общества. Анализ причин происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к выполнению правил дорожного движения; отсутствие навыков и автоматизма оценки опасности дорожной ситуации.    Наблюдается недостаток методов психологического, эмоционального воздействия на детей при изучении ПДД, отсюда и слабое закрепление этих жизненно важных навыков.    Необходимо обязательно учитывать психологические  особенности восприятия материала в соответствии с возрастом детей. Младшие школьники часто завышают свои возможности, не могут объективно оценить опасность. Часто отрицательным примером являются и взрослые, которые находятся рядом; ведь именно авторитет близкого родственника в таком возрасте является непререкаемым.

    Многие процессы подвижны и неустойчивы.  Отсюда такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребёнка не успевает проанализировать ситуацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир представления из микромира игрушек и компьютерных игр. Например, убеждение, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как в игре.

   У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8 – 1 у взрослых). Чем труднее ситуация для ребёнка и чем большую скорость и сообразительность в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. Таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем медленнее принимает решение ребёнок.

  Опыт передовых школ показывает: наибольшая эффективность как по усвоению правил дорожного движения, так и по выработке автоматизма безопасного поведения достигается при применении методик, подобных игровым видам спорта. Такие методики включают все сферы восприятия и закрепления навыков детей (познавательную, психоэмоциональную, релаксомоторную).

        При разработке мероприятий по изучению правил дорожного движения необходимо решать конкретные задачи:

  1. Изучить правила дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста, водителя, познакомиться с группами дорожных знаков.
  2. Разработать свой безопасный путь до школы.
  3. Знать сигналы светофора.
  4. Формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части.
  5. Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и осознанного поведения на дороге.

      Приоритетными формами реализации этих задач на занятиях с детьми младшего школьного возраста являются следующие:

  • ролевая игра
  • устный журнал
  • эстафета
  • викторина
  • этапная игра
  • конкурс детского рисунка «Осторожно, дорога!»
  • конкурс загадок

      Хороших результатов можно добиться при наличии наглядности и демонстрационных материалов. Это элементы костюма регулировщика, жезл, карточки с предполагаемыми дорожными ситуациями, карточки с дорожными знаками, стенд по ПДД. Важно приглашать на занятия для живой беседы с ребятами работников ГИБДД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие-игра по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста "Красный, жёлтый, зелёный"

Сценарий предполагает, что зрители рассажены по секторам и разделены на три команды: команда красных, команда жёлтых, команда зелёных.  Ведущие знакомят участников программы с историей возникнове...

Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему знакомства с правилами дорожного движения "Светофор".

Знакомство с правилами дорожного движения и понятием " Светофор" в игровой и занемательной форме....

КВЕСТ «ПОЕДИНОК СО ВРЕМЕНЕМ». АВТОЛАБИРИНТ «ДОГОНИ И ОБГОНИ». ПО КОМПЛЕКСУ ИНТЕРАКТИВНОЙ АВТОШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ВОЖДЕНИЯ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

В работе представлена одна из форм проведения Мастер-класса по Комплексу интерактивной автошколы для обучения детей основам вождения и правилам дорожного движения - Квест, Квест  - это коман...

Практикум ПО КОМПЛЕКСУ ИНТЕРАКТИВНОЙ АВТОШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ВОЖДЕНИЯ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

В работе представлен обучающий  Практикум   ПО КОМПЛЕКСУ ИНТЕРАКТИВНОЙ АВТОШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ВОЖДЕНИЯ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, являющийся примером использовани...

Презентация "Школьникам о правилах дорожного движения"

Изучение правил дорожного движения....

Занятие по правилам дорожного движения во второй младшей группе «Осторожно, дорога».

Составила: Стародубова Марина НиколаевнаВоспитатель второй младшей группыМК ДОУ д/с №5 Цель:1. Формирование знаний о правилах дорожного движения, дорожном движении, сигналах светофора;2. Ознакоми...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.Главная цель воспитательной работы по ...