ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
материал по теме

 

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskiy_kodeks_pedagoga.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России.

         Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

 Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

         Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

 

Этические принципы призваны обеспечить:

 -  решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

 - защиту  законных  прав  людей,  с  которыми  психологи  вступают  в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов,

 педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

 - сохранение доверия между психологом и клиентом;

 - укрепление   авторитета  психологической   службы   образования   среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

  1. Принцип конфиденциальности.
  2. Принцип компетентности.
  3. Принцип ответственности.
  4. Принцип этической и юридической правомочности.
  5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
  6. Принцип благополучия клиента.
  7. Принцип профессиональной кооперации.
  8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

 

         Данные   принципы   согласуются   с   профессиональными   стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

 1.    Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит   сознательному   или   случайному   разглашению,   а   в   ситуации

 необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

 2.    Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере

 информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и

 (или) учреждениям.

 3.    Участие   обучающихся,   воспитанников,   родителей,   педагогов   в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.)

 должно быть сознательным и добровольным.*

 4.    Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она

 должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и

 хранится с учетом строгой конфиденциальности.

 5.    Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию

 личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

 6.    На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него

 ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

 7.    Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование,

 должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения   профессиональной  тайны.   Сообщая   администрации  результаты обследования  и   своего  заключения,  психолог  должен   воздерживаться  от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

 1.    Психолог   четко   определяет   и   учитывает   границы   собственнойкомпетентности.

 2.    Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы склиентом.

 

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 1.    Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

 * В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

 2.    Проводя   исследования,   психолог   заботится,   прежде   всего,   облагополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

 3.    Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она

 идет под его руководством.

 4.    Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой

 информации и в публичных выступлениях.

 5.    Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего

 образования и компетентности.

 6.    Психолог  может  не  информировать  клиента  об  истинных  целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути

 достижения этих целей невозможны.      

 7.    При   принятии   решения   об   оказании   психологической   помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром

 стрессовом состоянии;  больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет

 ответственность    за    последствия    выбранного    и    использованного    им вмешательства.

 

ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ

 1.    Психолог  планирует  и  проводит исследования  в  соответствии  с действующим   законодательством   и   профессиональными   требованиями   к

 проведению психологической деятельности.

 2.    В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми  ему   администрацией  образовательного  учреждения,   психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

   3.    Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного

 процесса.    

 4.    Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы

 данного Кодекса.

ПРИНЦИП КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРОПАГАНДЫ ПСИХОЛОГИИ

 1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

 2.    Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует

 воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

 3.    Психолог    обязан    пропагандировать    достижения    психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на

 данный момент.

ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА

 1.    В  своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В

 случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не

 навреди».

 2.    Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по

 социальному   статусу,   возрасту,   полу,   национальности,   вероисповеданию, интеллекту и любым другим    отличиям.

 3.    В     профессиональной     деятельности     психолога     образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта

 образовательного процесса.

 4.    Психолог   придерживается   доброжелательного   и   безоценочного отношения к клиенту.

 

ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

 1.    Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение   к  другим  специалистам   и  методам   их  работы  независимо  от

 собственных теоретических и методических предпочтений.

 2.    Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах

 и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

 3.    Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем,   психолог  может  вынести  проблему  на  обсуждение  методического объединения (МО),  в  конфликтных ситуациях  -  на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии

 образования.

ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ ИРЕЗУЛЬТАТАХ  ОБСЛЕДОВАНИЯ

 1.    Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы,  проводимой  с ним,  применяемых методах  и  способах получения

 информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе,

 В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их

 заменяющие.

 2.    В  процессе  профессиональной деятельности  психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме,

 исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго

 соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

 3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

 4.    Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для

 понимания клиента язык.

 5.    Заключение   по   результатам   обследования   не   должно   носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде

 рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.    

 6.    В  ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая психология общения

Практическая психология общения присутствует в каждом разговоре. Любое ваше слово, интонация, жест, выражение лица и все прочие элементы речи влияют на слушателя (конечно, если он их слышит и видит). ...

«Мозартика» - современная технология в практической психологии

Работа посвящена инновационной методике, относящейся к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик. Основные акценты сделаны на необходимости использован...

«Практическая психология в спорте»

Вашему вниманию представлена аттестационная работа к КПК «Подготовка руководителей сборных команд, судейской коллегии и секретарей по техническим и прикладным видам спорта».Актуальность: В процессе пр...

Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».

В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...

30-ЛЕТИЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ

Введение         Ведущие эксперты США пришли в свое время к выводу, что СССР достиг успеха за счет лучшей в мире системы образования и науки...

Этический кодекс медсестры

Презентация к уроку...

Классный час «История профессионально – технического образования России»

Цель:Формирование у обучающихся целостного представления о становлении и развитии системы профессионального образования в России.Задачи:- познакомить обучающихся с историей становления системы професс...