Методические рекомендации: Технология «Дебаты»
методическая разработка на тему
Выступление на заседании отдела молодежных инициатив начальника отдела МБУ УМЦ «Ровесник» Н.Б. Синегиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_metodicheskie_rekomendatsii_tehnologiya_debaty.docx | 113.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я
Я М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й А В Т О Н О М Н Ы Й О К Р У Г
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е П У Р О В С К И Й Р А Й О Н
УПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МБУ УМЦ «Ровесник»
Выступление на заседании
отдела молодежных инициатив
начальника отдела
Н.Б. Синегиной
Методические рекомендации: Технология «Дебаты»
В повседневной жизни нам часто приходится отстаивать свою точку зрения. Будь то бытовая ссора или споры с ровесниками, родителями, коллегами по работе, любая попытка убедить окружающих в своей правоте вызывают у нас определенного рода волнение. Что уж говорить о публичных выступлениях, которым в нашем обществе сегодня уделяется особое внимание.
Некоторые предпочитают не обсуждать спорные темы, а другие, напротив, делают это некорректно, тем самым выражают неуважение к мнению своих собеседников. Как же научить сегодняшних подростков корректно и грамотно выражать свое мнение? Бесспорно применение на практике технологии дебаты способствует развитию определенных навыков эффективной коммуникации, стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала, а также способствует созданию устойчивой мотивации к осваиваемому курсу. Дебаты позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса. Особенно важно, что достижение обозначенных целей и задач основывается на соблюдении таких принципов как уважение и честность. Эти принципы обязательны для всех участников дебатов. В нашем понимании, основная цель дебатов – не выиграть, а развиваться и совершенствоваться. Такой подход позволяет воспитанникам проявить свой характер и приобрести уважение окружающих, поскольку в игре не используются недозволенные приемы, участники не выходят за рамки правил, признают честность и доверие в качестве стержня дебатов.
Дебаты с их древними традициями – это система формализованных дискуссий на различные темы. Структура дебатов понятна многим, две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Изучение техники проведения дебатов, таким образом, предоставляет прекрасную возможность для их участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки, развить способность успешно вести переговоры и спорить состоит из многих лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков.
Дебаты развивают:
- логическое и критическое мышление;
- навык в организации своих мыслей;
- навыки устной речи;
- эмпатию и терпимость к различным взглядам;
- уверенность в себе;
- способность работать в команде;
- способность концентрироваться на сути проблемы;
- индивидуальность стиля публичного выступления.
Таким образом, дебаты развивают у их участников навыки, необходимые для эффективного общения.
Дебаты помогают их участникам:
- интеллектуально участвовать в жизни общества;
- выступать в качестве лидеров;
- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;
- синтезировать знания;
- слаженно работать в команде;
- достигать более высоких показателей в учебе;
- быть критичными слушателями;
- принимать хорошо продуманные решения;
- развивать смелость и уверенность в себе.
Наше учреждение использует данную технологию с 2013 года. В период с сентября по май 2013 года коллектив провел входные тестирования воспитанников во всех объединениях.
Результаты были проанализированы и выявлены следующие сложности:
- соматическая ослабленность воспитанников;
- неумение применять на практике полученные знания;
- неумение принимать спонтанные решения;
- неуверенность в собственных знаниях;
- неумение отстаивать свою точку зрения корректно;
- низкий уровень развития навыка спонтанного говорения
Решение данных проблем виделось в расширении спектра услуг, интеграции различных видов и форм развития, индивидуализации развивающих траекторий и достижении воспитанниками результатов, необходимых для успешной социализации.
В рамках методической работы были проанализированы УМК и определены темы для дебатов. Были изучены существующие форматы дебатов (парламентские дебаты, дебаты Карла Поппера, мировой школьный формат дебатов) и выработан формат, отвечающий временным рамкам занятия, в котором может быть задействована вся группа воспитанников. Также были выработаны критерии оценки выступлений команд.
Было принято решение оценивать выступления по следующим параметрам: тайм менеджмент, стиль, содержание и стратегия.
- Тайм менеджмент предполагает умение регулировать время собственного выступления и выступления членов команды.
- Стиль подразумевает оценку манеры поведения и стиля речи выступлений, поэтому подразделяется на:
- вербальные инструменты владения аудиторией: стиль речи, использование различных языковых средств и приемов, чувство юмора;
- невербальные инструменты владения аудиторией: манера поведения, умение держаться, зрительный контакт.
- В разделе содержание оценивается непосредственно речь выступающих, а именно следующие показатели:
- логика в представлении аргументов;
- глубина знаний по данной теме;
- соответствие аргументов теме дебатов и иллюстрации (обоснования) аргументу, верность представленных аргументов;
- контраргументация (когда опровержение соответствует аргументу);
- использование примеров, фактическая поддержка.
- Оценка стратегии представляется важным пунктом, т.к. способствует формированию регулятивных универсальных действий.
Стратегия подразделяется на следующие пункты:
- умение предвосхитить, просчитать стратегическую линию другой команды (говорящий предвосхищает или отвечает на каждый пункт команды противника);
- организация работы в команде (каждый участник играет равную по значимости роль с остальными членами команды).
Однако дебатировать исключительно с одногруппниками на наш взгляд было малоэффективно. Позже было инициировано сотрудничество со школами, ученики которой уже выступали в соревнованиях по школьным дебатам. Наши воспитанники посещали тренинги и мастер классы профессиональными тренерами дебатов. Помимо этого была составлена программа клуба дебатов, программы мастер-классов и тренингов.
Безусловно, подобная работа высокоэффективна и дает положительные результаты. Однако дебатирование связано выездами за пределы поселка, которые требуют временных и финансовых затрат. Имея опыт видео конференций и телемостов, появилась идея проводить дебаты онлайн. После нескольких удачных попыток, мы пришли к выводу, что подобная технология является хорошей альтернативой очным дебатам. Онлайн игра не может полностью заменить живой спор, однако, является прекрасным вариантом игры при отсутствии других возможностей.
Преимущества онлайн дебатов:
- расширяют рамки общения;
- представляют возможность дебатировать даже с зарубежными командами;
- экономят время и средства;
- дают возможность участия большего количества воспитанников.
Конечно же, данная технология не идеальна и имеет свои недостатки, а именно технические сложности: качество интернета, видео и звука, наличие необходимого оборудования, поиск партнеров для дебатов.
Приведенный ниже алгоритм подготовки к онлайн дебатам является для нашего учреждения наиболее приемлемым.
Алгоритм:
- определяем возраст дебатеров;
- определяем формат дебатов и систему судейства;
- определяем тематику;
- делаем подборку статей, информации в литературе, видео по теме;
- даем на подготовку участникам;
- обсуждаем вместе позиции «за» и «против» по теме;
- разрабатываем «кейс» по теме;
- репетируем обе позиции;
- прорабатываем возможные вопросы и позиции оппонентов на занятии (в таких дебатах участвует 3-5 человек от команды и третья сторона – зрители, что позволяет получить новый взгляд на рассматриваемую проблему)
- готовим таблички с наименованиями спикеров;
- за день до игры проводится техническая проверка: определяются и согласовываются программы для видеозаписи дебатов для дальнейшего анализа;
- в день игры техническая проверка и проверка записи и звука видео;
- роли распределяются в ходе жеребьевки одной из команд либо определяются заранее.
В связи с тем, что мы рассматриваем дебаты в меньшей степени как игру, а непосредственно как технологию, обе стороны заранее знают примерную тематику игры. Целесообразно провести заранее коллективную скайп сессию с участниками дебатов, для того чтобы определить направления работы и аргументы, которые рассматривают команды. Это позволит преподавателям скорректировать аргументы учащихся и их позиции, ответить на вопросы, возникшие в ходе подготовки и обсудить критерии судейства. Все участники дебатов должны хорошо знать критерии судейства и строить свои позиции, учитывая эти требования. Так же удобно создавать групповые дискуссии в различных социальных сетях и интерактивных сообществах, что даст возможность оперативного решения возникающих проблем. В ходе подготовки роль руководителя является самой важной, ведь подготовка материала и корректировка позиций, репетиции игры занимают много времени, тем не менее полученный результат того стоит.
Выводы о результатах использования технологии дебаты:
- применение технологии дебаты позволяет активизировать навыки логического и критического мышления;
- подготовка к дебатам способствует формированию умения грамотно осуществлять сбор и осмыслению необходимой информации;
- дебаты помогают сформировать и совершенствовать навык публичных выступлений;
- дебаты развивают моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формируют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным действиям;
- способствуют формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- дебаты позволяют освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни;
- дебаты формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе развивающей деятельности;
- дебаты развивают умение самостоятельно определять свои цели, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- применение данной технологии развивает умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- молодые люди учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- воспитанники проявляют неравнодушие при обсуждении социально значимых проблем, совершенствуют умение аргументированно отстаивать свою позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные и интерактивные технологии на занятиях в СПО. Технология- «Дебаты»
Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя ...
Активные и интерактивные технологии на занятиях. Технология – «Дебаты».
Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПМ 03. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КОПЧЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПОЛУФАБРИКАТОВ Специальность 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
Выполнение курсовой работы по профессиональному модулю 03.Технология производства колбасных изделий, копченых изделий и полуфабрикатов, направлено на приобретение практического опыта ...
Методическая рекомендации:"Технология игры ДЕБАТЫ".
Дебаты – это эффективное средство обучения; особая форма дискуссии, интеллектуальная игра, новая образовательная технология...
Методические рекомендации к практическим работам по дисциплинам: Технология приготовления простой кондитерской продукции. Технология приготовления простой и осовной кулинарной продукции
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплинам....
Презентация "Применение технологии дебатов на уроке истории"
В презентации описан пошаговый процесс организации урока истории в виде дебатов...
Методические рекомендации "Технологии уровневой дифференциации"
Технологизация процесса обучения требует удобной и безопасной организации деятельности учащихся и педагогов.Сегодня школа, к сожалению, не в состоянии материально - технически оснастить вариативное об...