Методические рекомендации "Технологии уровневой дифференциации"
статья

Романова Любовь Геннадьевна

Технологизация процесса обучения требует удобной и безопасной организации деятельности учащихся и педагогов.

Сегодня школа, к сожалению, не в состоянии материально - технически оснастить вариативное обучение, организовать благоприятные режимы труда, отдыха, досуга учащихся и педагогов в режиме полного пребывания в учебном заведении.

Технологическое обеспечение обучения предлагает разработку и внедрение систем средств и учебных сред обучения, рациональных методов, организационных форм занятий, педагогических технологий, обеспечивающих эффективную организацию и управление учебно-воспитательным процессом. Однако здесь имеются проблемы, решения которых требует объяснить усилия науки, производства и властных государственных структур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_urovnevoy_differentsiatsii.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.

Разработчик :                                           Романова Любовь Геннадьевна,

                                        преподаватель педагогики

           

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.

Теоретическая часть

  1. Технические уровни дифференциации

  • Дифференциация обучения

  • Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н. Гузик).

  • Смешанная дифференциация (модель свободных групп)

  1. Развитие познавательных способностей у школьников в   условиях  

    уровневой дифференциации.

2.

Практическая часть

Как я использовала технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательного парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Иное поведение, иной педагогический менталитет.

  • Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решения проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
  • Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
  • Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
  • Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственности облика ЧЕЛОВЕКА.
  • Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи микро - и максимума.
  • Увеличивается роль науки в создании педагогический технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как к процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
  • от чисто ассоциативной, статистикой модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно - волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбрать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур: научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системы системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителя, руководителя, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогическим грамотным специалистом нельзя без учения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Технологии уровневой дифференциации

Дифференциация обучения

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучение (дифференцированный подход в обучении) - это:

  1. создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
  2. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видом дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

  • по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  • по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
  • по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация.

Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Классификационные параметры:

  • по уровню применения: все уровни.
  • по философской основе: приспосабливающаяся.
  • по основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).
  • по концепции усвоения: приспосабливающаяся.
  • по ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН + 2) СУД.
  • по характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.
  • по типу управления познавательной деятельностью: система малых + «репетитор.
  • по организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: все виды.
  • по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.
  • по категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

  • Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
  • Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных
    групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Уровневая дифференциация

Положительные аспекты:

  • Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
  • У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
  • Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
  • Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
  • Повышается уровень «Я – концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
  • Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.
  • В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Отрицательные аспекты:

  • Деление детей по уровню развития негуманно.
  • Высвечивается социально-экономическое неравенство.
  • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
  • Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. Понижается уровень «Я – концепции»: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
  • Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
  • Перекомплектование разрушает классные коллективы.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

  • региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
  • внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
  • в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);
  • межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
  •  внутриклассную, или внутри предметную (группы в составе класса).

Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (И.М. Гузик). Гузик Николай Петрович - заслуженный учитель РФ, директор школы и учитель химии (Украина, Крым. Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом:

  1. уроки общего разбора темы (их называют лекциями);
  2. комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти);
  3. уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты);
  4. уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематических заданий);
  5. уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

Дифференцированные программы (именно «программы», а не «задания») предусматривают два важнейших аспекта:

  1. обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);
  2. обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его  воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания и т.д. Поэтому содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д.

Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, по следующей за ней программе).

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, те развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутри предметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий, работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско - зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».

Смешанная дифференциация (модель сводных групп)

Объединенной формой двух видов дифференциации обучения - по интересам и по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель гибкого состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определяющих будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы.

Дети, интересующиеся данным учебным предметом (например, математикой) и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу (временный гомогенный класс) продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации (группа базового стандарта и группа усиленной педагогической поддержки) формируются еще две сводные группы.

Для параллели разрабатываются три варианта учебной программы. Первый работает в рамках группы по интересу и имеет продвинутый уровень; второй и третий варианты реализуются в тех группах, для которых этот предмет не выбран «интересным» и главная цель которых - достижение обязательных результатов обучения.

Состав основных классных коллективов при таком разделении остается неизменным, а состав групп меняется в зависимости от предметов дифференциации. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стандарта.

Таким образом, учебный процесс в течение дня организуется так: первые три-четыре урока идут по классам, на четвёртом – пятом уроках классы распадаются - учащиеся в соответствии с выбранными ими направлениями переходят в сводные группы, где занятия ведут одновременно разные учителя по разноуровневым программам. Реализуется идея о форме дифференциации, которая не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективах.

Модель сводных групп, объединяющая два вида дифференциации - по уровню Достижений и по интересам, действует в параллелях 3-4 – х классов. Переформирование групп проводится по результатам итогового годового контроля. Возможны переходы учащихся из группы в группу и в середине учебного года.

Для распределения детей между разными направлениями учебы применяются различные виды диагностики, в том числе интеллектуальные тесты.

Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд российских и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающейся стороне обучения. Школьные уроки по - прежнему в своей массе нацелены на прохождение программы, а не на развития мышления детей.

Это положение может усугубиться в связи с переходом школ на новый базисный план и использование образовательных стандартов. При этом переходе есть одна опасность: часть учителей может вновь нацелиться на ту сумму знаний, умений и навыков, которая включена в стандарт и которую должны усвоить ученики.

Между тем возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана ещё в 30-е годы выдающимся русским психологом Л.С. Выготским. Наиболее полное и последовательное воплощение идеи Выгодского получили в теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Согласно этой теории современного построения учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого уровня мышления.

Программы и учебники, разработанные по системе развивающего обучения д. Б. Эльконина - Давыдова, имеют большие преимущества, однако они до сих пор не нашли массового Применения.

Как уже говорилось, традиционные программ и учебники страдают рядом существенных недостатков. Так если проанализировать ныне действующею программу и учебники по математике для начальной школы, то не трудно заметить, что упор в ней делается на типовые задачи, в которых требуется лишь применить алгоритм решения задач определённого вида.

При таком подходе, фактически ориентированном на среднего ученника, страдают наиболее способные учащиеся, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их познавательная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без затруднений.

Поэтому возникает потребность в некотором компромиссном варианте: использовать традиционные учебники, но для более способных учащихся включать в программу некоторый дополнительный материал как теоретического, так и практического характера. Этот дополнительный материал должен быть нацелен прежде всего на развитие теоретического мышления учащихся, на углубление теоретических знаний.

Роль математики в развитии интеллектуальных и творческих способностей человека исключительно велика. Не один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в развитии мышления учащихся. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе, в ней высокий уровень абстракции и ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Математическому мышлению присуще все качества научного мышления.

Специфика математического мышления проявляется также и в том, что для него характерно известное многообразие видов, типов мышления. Существование различных типов мышления, есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие существенных различий между областями математики. В одной области наиболее плодотворными оказываются алгоритмические способности, в другой - комбинаторные, в третьей - геометрические.

Развитие различных типов мышления позволяет осуществить переход от эмпирического уровня сознания и мышления к современному теоретическому уровню. В младшем возрасте наиболее эффективным способом развития мышления является решение школьниками системы специальным образом подобранных задач.

Для успешной работы целесообразно выделить две группы учащихся:

  1. для которых основной задачей является достижения уровня возможности, то есть уровня, соответствующего содержанию основной программы и учебника.
  2. которые способны идти дальше учебника, способны достичь уровня углубленного изучения предмета.

Необходимо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе она требует огромной работы над содержанием, и методикой преподавания.

При переходе на разноуровневое обучение приходится сталкиваться, прежде всего, с проблемой отбора учащихся в группы. В школах эта проблема решается по-разному и далеко не всегда лучшим образом.

Кроме всего прочего, при разделении учащихся на уровни необходимо учитывать желания самих учеников учится на том или ином уровне. Для того чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанс проявить себя, оценивать свои силы и возможности.

С другой стороны, нельзя полностью полагаться на результаты самых лучших тестов и контрольных заданий. Есть много факторов, которые могут помешать ученику, выполнить задания в соответствии с уровнем его способностей.

Поэтому, как показывает опыт, разделения учащихся по уровням лучше производить не сразу, по результатам тестирования или собеседования, а после наблюдений как минимум в течении года за их развитием, проявлением познавательных способностей и интересов. Такая методика разделения учащихся по уровням не исключает, а, наоборот, предполагает проведение тестирований и контрольных заданий.

Признаки математических способностей, которые наиболее ярко проявляются у младших школьников:

  1. быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснений учителя.
  2. логичность мышления.
  3. находчивость и сообразительность при изучении материала
  4. быстрое и прочное запоминание математического материала.
  5. пониженная утомляемость при занятиях математикой.
  6. гибкость мышления, способность переходить с прямого на обратный ход мысли.
  7. развивать образно - геометрического мышления и пространственных предложений.

1.

Тема: Решение задач.

Цели:

  1. Развивать вычислительные навыки.
  2. Выявлять реакцию детей.
  3. Усовершенствовать логическое мышление.
  4. Воспитывать интерес к математике.

Оборудование:         учебник, таблицы.

  1. Оргмомент
  2. Устный счет.
  3. Решение задач.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог.

ХОД УРОКА.

Я предложила детям задачи, загадки, направленные на развитие логического мышления.

Разделила детей на 3 группы (1, 2, 3,) ряд. Собрав их в соответствии и их уровнем развития, предложила им следующие задания.

  1. ГРУППА.

На сцене танцевало 8 девочек с голубыми, красными и зелеными шариками. Одну из них зовут Вера. Кто из них Вера, если у девочек с красными шариками другие имена и справа от Веры находится девочка с голубым шариком?

2  ГРУППА.

Марина, Оля, Вера играли с мячами желтого, зеленого, голубого цвета. Мяч Марины не Желтый и не зеленый, а мяч Оли зеленого цвета. С каким мячом играла каждая девочка?

3  ГРУППА.

Если красное яблоко больше желтого, а желтое больше зеленого, то какое яблоко меньше всех? 

2.

Тема:        Закрепление решения примеров и сравнения на сложение и вычитание.

Цели:

  1. Развивать вычислительные навыки.
  2. Выявлять реакцию детей.
  3. Усовершенствовать логическое мышление.
  4. Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: учебник, таблицы.

  1. Оргмомент.
  2. Устный счет.
  3. Закрепление.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог.

ХОД УРОКА.

1. ГРУППА.

2.ГРУППА.

3. ГРУППА

1+1<1+2

2+2>3-1

4+3=3+4

2+1<3+2

5+2>4-2

6+2>6-2

4-2<1+3

3+3>4+1

7+3>7+2

3-3=3-3

5-2<2+2

9-4>9-5

3+2>4-1

3-1<3+1

4+6=6+4

Я предлагаю детям вычислить и сравнить примеры, разделив их на группы и предложив каждой группе разные примеры.

3.

Тема: Работа над задачами.

Цели:

  1. Развивать вычислительные навыки.
  2. Выявлять реакцию детей.
  3. Усовершенствовать логическое мышление.
  4. Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: учебник, таблицы.

  1. Оргмомент
  2. Устный счет.
  3. Новая тема.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог.

ХОД УРОКА.

На этом уроке я включила свою технологию при изучении темы «работа над задачами». И делила детей на 3 группы, по уровню их успеваемости, давая каждой группе задачи одинаковые по условию, но с разными решениями.

        1 группа.

У белки было несколько орехов. Когда она съела 3 ореха, у неё осталось 7 орехов. Сколько орехов было у белки?

        

        2 группа.

У белки было 10 орехов. Она съела 3 ореха. Сколько орехов у неё осталось?

        3 группа.

У белки было 10 орехов. Она съела 3 ореха, осталось 7 орехов. На сколько орехов больше или меньше у неё осталось, чем съела?

4.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел.

Цели:

  1. Развивать вычислительные навыки.
  2. Выявлять реакцию детей.
  3. Усовершенствовать логическое мышление.
  4. Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: учебник, таблицы.

  1. Оргмомент
  2. Устный счет.
  3. Новая тема.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог.

Свою технологию я включила в самостоятельную работу, предлагая задания 3 группам.

ХОД УРОКА.

1 группа.        2 группа.        3 группа.

2+3        4-3                        8+2-3

4+1        5+2                        7-4+1

3+5        9-6                        9-8+5

8+2        7+1                        2+2+3

5.

Тема: Закрепление сложения и вычитания однозначных чисел.

Цели:

  1. Развивать вычислительные навыки.
  2. Выявлять реакцию детей
  3. Усовершенствовать логическое мышление.
  4. Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: учебник, таблицы.

  1. Оргмомент
  2. Устный счет.
  3. Закрепление
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог.

ХОД УРОКА.

На этом уроке, я хочу представить, какие задания я давала детям, для того, чтобы выявить их умение складывать и вычитать, а также составлять задачи по краткой записи.

Для этого задания, я поделила детей на три группы. И предложила краткую запись без текста задачи. Цель детей: составить и решить задачу по краткой записи.

  1. группа. Было -5 ч. Ушло -2 ч. Осталось - ?
  2. группа. Было -? Ушло -2 ч. Осталось – 3ч.
  3. группа. Было -5 ч. Ушло -2 ч. Осталось – З ч.

6.

Тема: Закрепление решения задач.

Цели:

  1. Развивать вычислительные навыки.
  2. Выявлять реакцию детей
  3. Усовершенствовать логическое мышление.
  4. Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: учебник, таблицы.

  1. Оргмомент
  2. Устный счет.
  3. Решение задач.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог.

ХОД УРОКА.

Технология дифференцированного обучения: я пыталась применить во фрагменте урока математики: решение задач.

        1 группа.

Три отряда посадили 8 деревья. Первый посадил 2 дерева, второй 3 дерева. Сколько посадил деревьев третий отряд?

        2 группа.

Три отряда посадили деревья. Первый посадил 4 дерева, второй 2 дерева, третий 2 дерева. Сколько всего посадили деревьев?

  1. группа.

Три отряда посадили 8 деревьев. Первый посадил 5 деревьев, второй 3 дерева, третий 1 дерево. Насколько больше деревьев посадил первый отряд, чем третий?

7.

Тема: Отрезок.

Цели:

  1. Развивать вычислительные навыки.
  2. Выявлять реакцию детей.
  3. Усовершенствовать логическое мышление.
  4. Воспитывать интерес к математике.

Оборудование: учебник, таблицы.

  1. Оргмомент
  2. Устный счет.
  3. Новая тема.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог.

ХОД УРОКА.

В этом фрагменте я предлагаю 3 группам задания. Провести два отрезка так, чтобы данные ломаные линии стали замкнутыми.

1. группа.        2. группа.        3. группа.

Заключение.

21 век - технологий, всё более явной становится технологизация образовательных систем - объективный процесс, вектор которого определяется научно - техническим прогрессом, информатизацией и технологизацией общества, а так же особенностям различных звеньев системы образования. Приметы и требования грядущего века - дифференциация обучения и возможность выбрать образовательную ориентацию, изменения форм и методов, организационно - коммуникативной деятельности учащихся и педагогов, креативность, толерантность, гуманитарное экологическое воспитывающее культуру выживания.

Технологизация процесса обучения требует удобной и безопасной организации деятельности учащихся и педагогов.

Сегодня школа, к сожалению, не в состоянии материально - технически оснастить вариативное обучение, организовать благоприятные режимы труда, отдыха, досуга учащихся и педагогов в режиме полного пребывания в учебном заведении.

Технологическое обеспечение обучения предлагает разработку и внедрение систем средств и учебных сред обучения, рациональных методов, организационных форм занятий, педагогических технологий, обеспечивающих эффективную организацию и управление учебно-воспитательным процессом. Однако здесь имеются проблемы, решения которых требует объяснить усилия науки, производства и властных государственных структур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологии уровневой дифференциации.

В данной работе рассмотрены основные понятия теории дифференцированного обучения, цели, условия осуществления и виды уровневой дифференциации, реализация индивидуализации во всех формах организации уч...

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.

Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...

«Методика применения технологии уровневой дифференциации обучения на уроках информатики и физики».

Аннотация.     В данной работе рассматриваются основные вопросы применения технологии уровневой дифференциации на уроках информатики и физики. В пояснительной записке рассматривают...

Технология уровневой дифференциации обучения

Материалы для методического семинара...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: «Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»

В наше время общество требует от среднего профессионального воспитания научного мировоззрения у обучающихся. Наиболее эффективной педагогической технологией, ориентированной на запросы социума являетс...

Технология уровневой дифференциации в личностно- ориентированном обучении математике

Статья по теме " Т в личностно- ориентированном обучении"ехнология уровневой дифференциации" Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающих...