Проблемные задания в курсе «Основы философии» на примерах отдельных тем.
статья на тему
Цель данной работы – показать, как формируется логическое мышление студентов в процессе решения проблемных заданий. В качестве примеров будут предложены проблемные задания по ряду тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина Елена Александровна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
Проблемные задания в курсе «Основы философии» на примерах отдельных тем.
Среди предметов, изучаемых в средних специальных учебных заведениях, философия является одним из наиболее сложных. Ее цель – сформировать у студентов научное мировоззрение, а так же навыки абстрактного, аналитического мышления.
На основании философских знаний, студенты учатся решать проблемные задачи, отвечать на сложные мировоззренческие вопросы. В современных условиях, в нестабильном мире знание философии позволяет понимать многие из тех проблем, которые окружают человека.
Цель данной работы – показать, как формируется логическое мышление студентов в процессе решения проблемных заданий. В качестве примеров будут предложены проблемные задания по ряду тем.
Тема: «Учение о бытии».
Здесь рассматриваются вопросы:
- Бытие, как всеохватывающая реальность. Материя.
- Движение, как способ существования материи.
- Пространство и время – всеобщие формы существования материи.
Задания:
- Можно ли сказать: все вещи состоят из материи (аргументируйте свой ответ).
- Растолкуйте высказывание древнеримского философа Лукреция: «Если бы материя не была вечной , давно бы весь существующий мир совершенно в ничто обратился (сгорают дрова)».
- Почему движение, как способ существования материи, носит абсолютный характер, а покой относителен? (подтвердите примерами).
- Определить общие черты и отличия пространства и времени, как форм существования материи.
- Какие виды существования материи Вам известны? (разберите на примерах)
- Почему социальная форма движения является наиболее сложной формой?
- Раскройте связь и отличия философского понятия материи от конкретных естественнонаучных представлений.
- Имеются четыре утверждения:
1)Движение, пространство, время, законы природы являются материей.
2) Движение, пространство, время, законы материальны.
3)Движение, пространство, законы природы не являются материей и следовательно они нематериальны.
4)Движение, пространство, время, законы природы идеальны, поскольку это понятия, созданные нашим разумом.
Укажите, какие из этих утверждений являются истинными, какие ложными, дайте краткую аргументацию.
- Некоторые современные физические теории гласят, что количество вещества во Вселенной конечно. Противоречат ли они философскому положению о бесконечности материи? (аргументируйте ответ).
- В чем ошибочность утверждения «Все вещи состоят из материи».
- Можно ли поставить знак = между понятием материя и вещество (аргументируйте ответ).
- Докажите неразрывную связь пространства и материи.
- Какие формы движения материи Вам известны? Существует ли между ними связь?
- Докажите, что движение есть способ существования материи (аргументируйте ответ).
- Существует ли связь между временем и пространством? (подтвердите примерами).
Тема: «Сознание и теория познания».
Данная тема рассматривает два вопроса:
- Сознание, как свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга, взаимодействующего с внешним миром.
Задания:
- Докажите, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга, взаимодействующего с внешним миром.
- Найдите неточность в высказывании: «Сознание есть свойство материи человеческого мозга» (аргументируйте ответ).
- Прокомментируйте высказывание: «Вне человеческого общества нет сознания».
- Докажите, что сознание есть субъективный образ объективного мира.
- Что такое «синдром Маугли»? (разберите на примере).
- Покажите взаимосвязь между материей и сознанием (составьте логическую схему).
- Докажите, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.
- Теория познания, ее сущность и смысл.
Задания:
- Растолкуйте выражение: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Таков диалектический путь познания».
- Разберите ступени познания, какая между ними существует взаимосвязь? Является ли практика ступенью познания?
- Докажите, что практика есть основа познания (привести примеры).
- Подтвердите примерами, что практика – цель познания.
- Вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления – образы их (прокомментируйте ответ).
- Что такое истина? Чем можно доказать истинность наших знаний? (приведите примеры).
- Подтвердить примерами положение о том, что практика – критерий истины.
- Объясните процесс познания «Практика – познание – практика»
- Как правильно сказать «Явление непознаваемо» или «Явление не познано» (обоснуйте ответ).
- Объясните выражение: «Абстрактное мышление отдаляет нас от конкретных форм и в то же время приближает нас к ним».
- В чем принципиальное отличие взаимодействия типа среда – человек о взаимодействия среда – животное?
- Возможно ли мышление без звуковой речи? Возможно ли оно без языка? (обоснуйте ответ).
- Докажите, что практика является критерием истины в области познания законов общественного развития.
- Обладают ли животные способностью к абстрактному мышлению? (аргументируйте ответ).
- Какую роль в процессе познания играет звуковая речь? (приведите примеры).
- Обладают ли животные чувственным восприятием? Отличается ли оно от восприятия человека? В чем основа этих различий?
- Что является критерием истины? (подтвердите примерами).
- Что такое практика? Почему практика не является ступенью познания?
Тема: «Диалектика. Законы диалектики».
В этой теме рассматривается понятие диалектики, ее принципы, категории и законы.
Задания:
- О проявлении какого закона диалектики писал Шарль Фурье, критикуя капитализм: «Всякий трудящийся находится в состоянии войны с массой и неблагожелателен к ней в силу личного интереса. Врач желает своим согражданам добрых лихорадок, а поверенный - добрых тяжб в каждой семье. Архитектору нужен добрый пожар, который превратил бы в пепел добрую часть города, а стекольщик желает доброго града, который разбил бы все стекла. Портной, сапожник желают публике только материй непрочной окраски и обуви из плохой кожи с тем, чтобы из изнашивали втрое больше, ради блага торговли».
- Объясните с точки зрения диалектики, является ли в современных условиях война фатальной неизбежностью? Какие законы здесь действуют?
- К соблюдению каких законов диалектики призывает древнеиндийский афоризм: « Не будь ни слишком грубым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает призрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».
- Какие законы диалектики находят свое отражение в утверждении Демокрита: «Из ничего ничто не может возникнуть, ни одна вещь не может превратиться в ничто».
- Элементы каких законов диалектики проявляются в следующем высказывании М. Твена: «Когда мне было пятнадцать лет, я считал, что отец знает все, а я - ничего, в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего, а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что».
- Какие законы диалектики имеют место в следующем высказывании: «Современная техника все более и более помогает разрушительному характеру войны, но будет такое время, когда война станет настолько разрушительной, что она вообще станет невозможной».
- О каком отрицании диалектическом или метафизическом идет речь в следующих стихах:
«Мы во власти мятежного страстного хмеля
Пусть кричат нам: «Вы - плачи красоты!»
Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».
К чему в практике приведет такое отрицание?
- Почему закон «Отрицания отрицания» не называется просто законом «Отрицания», что мы подчеркиваем в реальном процессе развития, говоря о втором отрицании? Какую сторону развития раскрывает этот закон?
- На примерах раскройте категории диалектики.
- Как Вы понимаете слова английского философа Ф. Бекона о том, что хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает, куда идти. Имеют ли они на Ваш взгляд, какое-нибудь отношение к диалектике? Обоснуйте свое мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы философии"
Рабочая программа "Основы философии" и КТП для специальности "Химическая технология органических веществ"максимальная учебная нагрузка - 55 часовобязательная аудиторная - 51 час...
Календарно-тематический план по курсу "Основы философии"
КТП по курсу "Основы философии" для специальности "Химическая технология органических веществ"максимальная нагрузка - 55 часоваудиторная нагрузка - 51 час...
Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" по теме "Проблема гносеологии в истории философии"
Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины "Основы философии" (базовый уровень), составленной на основе Федеральных государственных ст...
Философские проблемы техники в курсе «Основы философии»
Материал представляет собой разработку-конспект того, что, по моему мнению, следует знать студентам колледжей о философии техники. Что такое техника и технологии, в чём положительное и отрицательное з...
РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются особенности изучения вопросов профессиональной этики в рамках курса "Основы философии". Особое внимание уделено постановке прерд студентами колледжа вопроса о соотно...
Методические указания по курсу «Основы философии» (для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования
Методические указания содержат краткую характеристику учебной дисциплины «Основы философии», тематику лекционных и семинарских занятий, тестовых заданий, темы реферативных работ, список ре...
методические рекомендации для выполнения практических заданий по УД Основы философии
Пособие содержит задания для внеаудиторной работы обучающихся в соответствии с программой курса, а также методические рекомендации для их выполнения. Предназначено для всех специальн...