Проблемные задания в курсе «Основы философии» на примерах отдельных тем.
статья на тему

Ильина Елена Александровна

Цель данной работы – показать, как формируется логическое мышление студентов в процессе решения проблемных заданий. В качестве примеров будут предложены проблемные задания по ряду тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина Елена Александровна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы  «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Проблемные задания в курсе «Основы философии» на примерах отдельных тем.

Среди предметов, изучаемых в средних специальных учебных заведениях, философия является одним из наиболее сложных. Ее цель – сформировать у студентов научное мировоззрение, а так же навыки абстрактного, аналитического мышления.

На основании философских знаний, студенты учатся решать проблемные задачи, отвечать на сложные мировоззренческие вопросы. В современных условиях, в нестабильном мире знание философии позволяет понимать многие из тех проблем, которые окружают человека.

Цель данной работы – показать, как формируется логическое мышление студентов в процессе решения проблемных заданий. В качестве примеров будут предложены проблемные задания по ряду тем.

Тема: «Учение о бытии».

Здесь рассматриваются вопросы:

  • Бытие, как всеохватывающая реальность. Материя.
  • Движение, как способ существования материи.
  • Пространство и время – всеобщие формы существования материи.

Задания:

  1. Можно ли сказать: все вещи состоят из материи (аргументируйте свой ответ).
  2. Растолкуйте высказывание древнеримского философа Лукреция: «Если бы материя не была вечной , давно бы весь существующий мир совершенно в ничто обратился (сгорают дрова)».
  3. Почему движение, как способ существования материи, носит абсолютный характер, а покой относителен? (подтвердите примерами).
  4. Определить общие черты и отличия пространства и  времени, как форм существования материи.
  5. Какие виды существования материи Вам известны? (разберите на примерах)
  6. Почему социальная форма движения является наиболее сложной формой?
  7. Раскройте связь и отличия философского понятия материи от конкретных естественнонаучных представлений.
  8.  Имеются четыре утверждения:

         1)Движение, пространство, время, законы природы являются материей.

         2) Движение, пространство, время, законы материальны.

         3)Движение, пространство, законы природы не являются материей и     следовательно они нематериальны.

       4)Движение, пространство, время, законы природы идеальны, поскольку это понятия, созданные нашим разумом.

        Укажите, какие из этих утверждений являются истинными, какие ложными, дайте краткую аргументацию.

  1. Некоторые современные физические теории гласят, что количество вещества во Вселенной конечно. Противоречат ли они философскому положению о бесконечности материи? (аргументируйте ответ).
  2. В чем ошибочность утверждения «Все вещи состоят из материи».
  3. Можно ли поставить знак = между понятием материя и вещество (аргументируйте ответ).
  4. Докажите неразрывную связь пространства и материи.
  5. Какие формы движения материи Вам известны? Существует ли между ними связь?
  6.  Докажите, что движение есть способ существования материи (аргументируйте ответ).
  7. Существует ли связь между временем и пространством? (подтвердите примерами).

Тема: «Сознание и теория познания».

Данная тема рассматривает два вопроса:

  • Сознание, как свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга, взаимодействующего с внешним миром.

Задания:

  1. Докажите, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга, взаимодействующего с внешним миром.
  2. Найдите неточность в высказывании: «Сознание есть свойство материи человеческого мозга» (аргументируйте ответ).
  3. Прокомментируйте высказывание: «Вне человеческого общества нет сознания».
  4. Докажите, что сознание есть субъективный образ объективного мира.
  5. Что такое «синдром Маугли»? (разберите на примере).
  6. Покажите взаимосвязь между материей и сознанием (составьте логическую схему).
  7. Докажите, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.
  • Теория познания, ее сущность и смысл.

Задания:

  1. Растолкуйте выражение: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Таков диалектический путь познания».
  2. Разберите ступени познания, какая между ними существует взаимосвязь? Является ли практика ступенью познания?
  3. Докажите, что практика есть основа познания (привести примеры).
  4. Подтвердите примерами, что практика – цель познания.
  5. Вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления – образы их (прокомментируйте ответ).
  6. Что такое истина? Чем можно доказать истинность наших знаний? (приведите примеры).
  7. Подтвердить примерами положение о том, что практика – критерий истины.
  8. Объясните процесс познания «Практика – познание – практика»
  9. Как правильно сказать «Явление непознаваемо» или «Явление не познано»  (обоснуйте ответ).
  10. Объясните выражение: «Абстрактное мышление отдаляет нас от конкретных форм и в то же время приближает нас к ним».
  11.  В чем принципиальное отличие взаимодействия типа среда – человек о взаимодействия среда – животное?
  12.  Возможно ли мышление без звуковой речи? Возможно ли оно без языка? (обоснуйте ответ).
  13.  Докажите, что практика является критерием истины в области познания законов общественного развития.
  14.  Обладают ли животные способностью к абстрактному мышлению? (аргументируйте ответ).
  15.  Какую роль в процессе познания играет звуковая речь? (приведите примеры).
  16.  Обладают ли животные чувственным восприятием? Отличается ли оно от восприятия человека? В чем основа этих различий?
  17.  Что является критерием истины? (подтвердите примерами).
  18.  Что такое практика? Почему практика не является ступенью познания?

Тема: «Диалектика. Законы диалектики».

В этой теме рассматривается понятие диалектики, ее принципы, категории и законы.

Задания:

  1. О проявлении какого закона диалектики писал Шарль Фурье, критикуя капитализм: «Всякий трудящийся находится в состоянии войны с массой и неблагожелателен к ней в силу личного интереса. Врач желает своим согражданам добрых лихорадок, а поверенный - добрых тяжб в каждой семье. Архитектору нужен добрый пожар, который превратил бы в пепел добрую часть города, а стекольщик желает доброго града, который разбил бы все стекла. Портной, сапожник желают публике только материй непрочной окраски и обуви из плохой кожи с тем, чтобы из изнашивали втрое больше, ради блага торговли».
  2. Объясните с точки зрения диалектики, является ли в современных условиях война фатальной неизбежностью? Какие законы здесь действуют?
  3. К соблюдению каких законов диалектики призывает древнеиндийский афоризм: « Не будь ни слишком грубым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает призрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».
  4. Какие законы диалектики находят свое отражение в утверждении Демокрита: «Из ничего ничто не может возникнуть, ни одна вещь не может превратиться в ничто».
  5. Элементы каких законов диалектики проявляются в следующем высказывании М. Твена: «Когда мне было пятнадцать лет, я считал, что отец знает все, а я - ничего, в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего, а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что».
  6. Какие законы диалектики имеют место в следующем высказывании: «Современная техника все более и более помогает разрушительному характеру войны, но будет такое время, когда война станет настолько разрушительной, что она вообще станет невозможной».
  7. О каком отрицании диалектическом или метафизическом идет речь в следующих стихах:

«Мы во власти мятежного страстного хмеля

Пусть кричат нам: «Вы  - плачи красоты!»

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».

К чему в практике приведет такое отрицание?

  1. Почему закон «Отрицания отрицания» не называется просто законом «Отрицания», что мы подчеркиваем в реальном процессе развития, говоря о втором отрицании? Какую сторону развития раскрывает этот закон?
  2. На примерах раскройте категории диалектики.
  3.  Как Вы понимаете слова английского философа Ф. Бекона о том, что хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает, куда идти. Имеют ли они на Ваш взгляд, какое-нибудь отношение к диалектике? Обоснуйте свое мнение.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы философии"

Рабочая программа "Основы философии" и КТП для специальности "Химическая технология органических веществ"максимальная учебная нагрузка - 55 часовобязательная аудиторная - 51 час...

Календарно-тематический план по курсу "Основы философии"

КТП по курсу "Основы философии" для специальности "Химическая технология органических веществ"максимальная нагрузка - 55 часоваудиторная нагрузка - 51 час...

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" по теме "Проблема гносеологии в истории философии"

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины "Основы философии" (базовый уровень), составленной на основе Федеральных государственных ст...

Философские проблемы техники в курсе «Основы философии»

Материал представляет собой разработку-конспект того, что, по моему мнению, следует знать студентам колледжей о философии техники. Что такое техника и технологии, в чём положительное и отрицательное з...

РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности изучения вопросов профессиональной этики в рамках курса "Основы философии". Особое внимание уделено постановке прерд студентами колледжа вопроса о соотно...

Методические указания по курсу «Основы философии» (для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования

Методические указания содержат краткую характеристику учебной дисциплины «Основы философии», тематику лекционных и семинарских занятий, тестовых заданий, темы реферативных работ, список ре...

методические рекомендации для выполнения практических заданий по УД Основы философии

Пособие содержит задания  для внеаудиторной работы обучающихся в соответствии с программой курса, а также методические рекомендации для их выполнения. Предназначено  для  всех специальн...