Профилактика социально обусловленных заболеваний и формирование ценностного отношения к своему здоровью, адаптация программы для обучающихся ГАОУ СПО МО "ПК" Московия" «Твое здоровье»
рабочая программа на тему
Адаптациая программы "Твое здоровье" ДМН Потемкина Г.А. для обучающихся ГАОУ СПО МО "ПК" Московия" Ленинское ОСП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация программы "твое здоровье" | 425.73 КБ |
Работа "кружка" "Твое здоровье" | 485.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ» |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Профилактика социально обусловленных заболеваний
и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
адаптация программы «Твое здоровье»
Составил А.Н. Коханкин,
Социальный педагог
2015/2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и роль программы
в учебно-воспитательном и профилактическом процессе.
Здоровье – это ключевая составляющая качества жизни. Молодые люди, а особенно подростки должны ориентироваться в современном поле информации уже с хорошей осведомленностью и осознанно сформированным ценностным отношением к своему здоровью. Эта программа актуальна тем, что соединяет в себе легко усваиваемую для подростка медицинскую, социальную, психологическую и педагогическую информацию, направленную на пропаганду здорового образа жизни. Предупредительная и профилактическая роль данной программы направлена на то, чтобы молодое поколение могло выбрать для себя здоровый путь развития и отказаться от опасных линий поведения разрушающе действующих не только на конкретного молодого человека, но и все его окружение и потомство. Статистические данные ВОЗ подтверждают своевременность появления этой программы т.к. если бы население планеты перестало курить, то - это снизило бы на 25% смертность от различных видов рака, спасло бы жизни сотен тысяч людей, умирающих от сердечных приступов каждый год. Снижение веса на 10% всего лишь за счет соблюдения принципов правильного питания, а также выполнения физических упражнений снизило бы рост некоторых видов онкологических заболеваний. Информированность о ИППП и ВИЧ/СПИДе уберегло от смерти многих молодых людей.
Знания о вредоносном влиянии алкоголя и наркотиков на здоровье и потомство остановили многих на пути к разрушению.
Цели и задачи программы.
- профилактика социально обусловленных заболеваний;
- профилактика асоциальных форм поведения;
- осознанное формирование ценностного отношения к своему здоровью у молодого поколения;
- формирование ключевых понятий здорового образа жизни;
- сформировать понятия о социально значимых заболеваниях и их последствиях, а так же привить ответственность за свое здоровье и жизнь;
- сформировать навыки здорового стиля жизни;
- гражданская социально - психологическая значимость подрастающего поколения.
Категория обучающихся: подростки 16 - 17 лет.
Срок обучения: полгода.
Формы и методы обучения: лекции; плакаты и слайды; полевые занятия;
выступления с обсуждением; самостоятельные занятия; дискуссии в малых группах
разбор случаев из практики; ролевые игры; практические занятия;
тренировка навыков.
Режим занятий: 2 занятие в неделю по 2 часа. (для всех групп 1-курса)
Режим занятий: 144 часов с сентября2015г. по июнь 2016г. 4-часа в неделю (занятия 2 раза в неделю).
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что по завершении изучения программы у подростков будет накоплен опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых понятий и навыков здорового образа жизни, более осознанной здоровой социальной позиции и выбора здорового стиля жизни:
- получение социально значимой информации из различных источников, ее осмысление и интерпретация;
- использование полученной информации в типичных жизненных ситуаций (первоначально – в учебных моделируемых ситуациях, затем – в жизненных ситуациях);
- оценочные суждения о моделях нездорового поведения, о последствиях того или иного поведения;
- участие в обучающих тренингах, играх, проективной деятельности, социальной практике;
- взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе; взаимодействие со старшими: педагогами и работниками колледжа, родителями, в социуме, представителями различных общественных организаций и органов местного самоуправления и другими; взаимоотношение со старшими и младшими в социуме «Уважение».
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни.
Диагностический инструментарий оценивания
уровня подготовленности обучающихся.
Для диагностики уровня подготовленности подростков по адаптированной программе «Твое здоровье» можно предъявить определенные требования к материалам по программе «портфеля деятельности обучающегося», который может включать:
- сочинения – эссе по темам программы;
- результаты проективной деятельности;
- подбор афоризмов, цитат к конкретным темам программы;
- газетные статьи, списки Интернет сайтов, других дополнительных источников информации, которые использовались подростками для самостоятельной работы;
- самостоятельно составленные кроссворды, чайнворды, ребусы по темам программы;
- рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы, созданные самими подростками;
- «корзина понятий» (словарь по темам курса);
-результаты тестов.
- другие результаты самостоятельной деятельности подростка.
Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по программе в целом) и качество их выполнения (соответствия критериям, разработанным совместно подростками и психологом-ведущим).
Методические особенности работы по Программе.
Адаптированная Программа «Твое здоровье» является практик ориентированной, так как её содержание непосредственно связано с жизнью подростка, их потребностями и интересами. В основе лежит – интерактивная педагогическо-психологическая стратегия ведения занятий, которая предполагает:
- реализацию интерактивного, личностно-ориентированного подхода к обучению (обучение через моделирование ситуаций, практическое решение задач, проективную деятельность на занятиях и за его пределами, социальную практику);
- продуктивное обучение (подростки не получают знания в голом виде, а самостоятельно продуцируют их, выполняя индивидуально, в парах или малых группах те или иные познавательные задания);
- изменение системы взаимоотношений между взрослым-подростком, подростком-подростком, подростком-ребенком в рамках прав участников социального института;
- обязательность мотивационного и рефлексивного периодов в процессе обучения.
Предполагается, что благодаря данной педагогическо-психологической стратегии поставленные цели будут достигнуты.
В методике работы педагога-психолога содержится много различных приемов, которое специалист использует в любой необходимой ему последовательности и логике на занятиях. В этом смысле данная часть разработанной программы может рассматриваться как своеобразный конструктор для ведущего занятие специалиста.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Профилактика социально обусловленных заболеваний
и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
адаптация программы «Твое здоровье»
для работы в ГАОУ СПО МО «ПК «Московия» Ленинское ОСП
для обучающихся 16-17лет.
160 -кол-во часов.
На 2015-2016уч. год.
4-часа в неделю
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 12 |
2 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУРЕНИЕ | 12 |
3 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И АЛКОГОЛЬ | 12 |
4 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И НАРКОТИКИ | 16 |
5 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ВИЧ/СПИД | 16 |
6 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ | 12 |
7 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПИТАНИЕ | 12 |
8 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА | 12 |
9 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И НАСИЛИЕ | 12 |
10 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ТВОЙ ДОСУГ | 16 |
11 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ | 16 |
12 | Итоговое обобщающее занятие. | 12 |
| ИТОГО |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | 1 | 2 |
Формы и методы работы | Ожидаемые результаты деятельности учащихся | |||
1 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 12 | Групповое обсуждение проблемы, «мозговой штурм», дискуссия, анализ проблемы. | Отработанные ключевые понятия курса (МОЕ ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ) в системе: ассоциация, знак слово. Осознание ценности здоровья и здорового образа жизни. |
2 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И КУРЕНИЕ | 12 | Фронтальное обсуждение проблемы, работа в парах, по цепочке и индивидуально, групповое обсуждение. | Подростки определяют влияние курения на здоровье человека. Узнают стадии привыкания к табаку. Осознают преимущества не курения перед курением. Закрепление понятия «Мое здоровье». |
3 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И АЛКОГОЛЬ | 12 | Работа с понятиями, проблемные задания, работа в группах, моделирование ситуации, учебный проект, организованная дискуссия. | Подростки узнают о влиянии алкоголя на организм человека; Формирование навыков конструктивного отказа от употребления алкоголя (умение говорить «нет»); Информированность о способах предотвращения развития алкогольной зависимости. Закрепление понятия «Мое здоровье». |
4 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И НАРКОТИКИ | 16 | «Мозговой штурм», работа с понятиями в группах, дискуссия, моделирование ситуации, учебный проект «умей сказать НЕТ», организованная беседа. | Информированность о влиянии наркотиков на здоровье человека; Знание об этапах зависимости. Сформированное представление об уголовной ответственности за незаконный оборот, распространение, употребление наркотиков. Информированность о способах конструктивного отказа от наркотиков. |
5 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ВИЧ/СПИД | 16 | Работа учащихся в малых группах, организованная дискуссия, групповое обсуждение. | Получение представления о том, что такое ВИЧ/СПИД; Определение способов защиты себя от ВИЧ/СПИДа; Получение знаний о правах людей с ВИЧ; Получить информацию об организациях, проводящих анонимное обследование и лечение ВИЧ/СПИДа. |
6 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ | 12 | Работа-обсуждение в малых группах, фронтальная работа. Ролевая игра. Коллективное обсуждение, организованная дискуссия. | Получение информации о заболеваниях передающихся половым путем; Информированность о способах защиты от заражения ИППП. Получение информации об организациях, проводящих анонимное обследование и лечение ИППП. |
7 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПИТАНИЕ | 12 | Групповое обсуждение, организованная дискуссия, обсуждение. | Информированность о влиянии питания на здоровье. Оценивание правильности своего питания и освоение принципа рациональности в питании. |
8 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА | 12 | Игра «испорченный телефон». Работа в группах, индивидуальная работа. Составление «Шкалы мнений». Организованная дискуссия. | Информированность о возможности сохранить и укрепить свое здоровье. Отработанные навыки по предупреждению некоторых заболеваний. Знание о различных формах гигиенических процедур. |
9 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И НАСИЛИЕ | 12 | Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Моделирование ситуации. Организованная дискуссия. | Получение информации о простых способах управления своими чувствами и поведением. Сформированное представление о причинах и последствиях насилия. Информированность как действовать и куда обращаться в случаях насилия. |
10 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ТВОЙ ДОСУГ | 16 | Работа в группах, обсуждение. Дискуссия. | Информированность, как и где можно интересно организовать свое свободное время. Анализ своих способностей, своей системы ценностей. Влияние физической активности на здоровье. Построение карты свободного времени. |
11 | ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ | 16 | Работа в группах, Обсуждение. Дискуссия. | Информированность как сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. Получение информации о формах безопасного сексуального поведения. |
12 | Обобщающее занятие: | 12 | Лекция, обсуждение. Контрольные вопросы | Общее занятие о знании правил и норм поведения в обществе и соблюдение законов, проведение тестовых мероприятий, создание, проведение и комбинирование различных «сцен», психологические исследования ситуаций. |
Предварительный просмотр:
РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА
«ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – одно из приоритетных направлений развития колледжа и системы внеурочного образования.
С этой целью с сентября 2015 года в ГАОУ СПО МО «Профессиональный колледж «Московия» был создан и работает кружок «Твое здоровье».
Численность кружка - 30 человек: это студенты 1 и 2 курсов в возрасте 16-18 лет. Набор в кружок осуществлялся по добровольному волеизъявлению студента, с моими дополнительными пропагандистскими пожеланиями, объяснениями важности оздоровительного кружка на психофизическое развитие человека.
В рамках кружка проводятся:
- Информационные, познавательные и формирующие социально- психологические индивидуальные консультации с обучающими и родителями.
- Проводятся в первом полугодии нравственно-патриотические экскурсии-лекции в Православном храме Святого Великомученика Иосифа Волоцкого, рассматриваются вопросы любви к Родине, патриотизм и семейные ценности.
Основная функция работы кружка – это формирование благоприятной здоровой среды в колледже.
- Все больше ребят стали заниматься и увлекаться спортом.
- Увлекаться спортом и быть здоровым стало модно.
- Культ здорового образа жизни у нас в колледже возрастает.
- Наши ребята с большим удовольствием занимаются в спортивных секциях и участвуют (занимают призовые места) во многих спортивных мероприятиях колледжа, поселка, города Видное, Домодедово и района.
- Все меньше наших обучающихся привлекаются сотрудниками полиции за распитие алкогольной продукции.
- Уменьшается количество правонарушителей в колледже.
Пропаганда и популяризация здорового образа жизни проводится одновременно с воспитанием духовно-нравственных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью
презентация на тему - Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, 9 слайдов...
Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Презентация предназначена для педагогов. Дает представление о сохранении здоровья обучающихся в учебном образовательном учреждении....
Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.
Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...
Формирование ценностного отношения детей и молодежи к ценностям и нормам христианской культуры
В данной статье рассматривается проблема духовно-нравственное развитие подрастающего поколения....
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...
Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Проблема здорового образа жизни (ЗОЖ) в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касаться детей и подростков. Культура здоров...