Формирование ценностного отношения детей и молодежи к ценностям и нормам христианской культуры
статья на тему
В данной статье рассматривается проблема духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
духовно-нравственное развитие подрастающего поколения | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
О. В. Макаренко
Формирование ценностного отношения детей и молодежи к ценностям и нормам христианской культуры
«Каждый человек обязан знать,
среди какой красоты и каких
ценностей он живет»
(Д.С.Лихачев)
В наше время необходимо уделять больше внимание проблеме нравственного воспитания личности, как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является одним из главных направлений государственной молодежной политики и развития образования.
Этот вопрос на протяжении долгого времени остается актуальным. Подмена духовных ценностей материальными привела к духовно-нравственному кризису, утрате ориентиров, деградации социального общества его базовых свойств: мышления, воли, совести, веры.
Для поддержания чистоты и крепости души обучающихся, необходимо направить понимание ими жизни в рамки духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, сострадание к ближнему, жертвенной любви, созидательного труда. Как писал известный русский философ С.Л.Франка: «Религия не только не противоречит науке, не только несовместима с последней, но и родственна ей и проистекает из одного общего духа с ней; и этот дух в свою очередь не только не противоречит так называемому "здравому смыслу", т.е. здоровому и практически плодотворному отношению к жизни, но при внимательном отношении к делу обнаруживается как единственное условие подлинно здорового отношения к жизни, спасающее человека от всякой ограниченности и слабости, от обывательского скудоумия»[1:37-38].
Формирование духовно-нравственной личности в педагогической деятельности происходит через обретение духовного опыта, основанного на традициях и принципах Православия:
- Любви к ближнему через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе обучающегося.
- Признания равенства педагога и обучающегося в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.
- Признания права обучающегося на индивидуальность и индивидуальную работу.
- Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
- Развитие творческой разносторонней личности обучающегося.
Целью формирования духовной культуры выступает воспитание у детей и молодежи высоких интеллектуально-нравственных интересов и запросов, ценностных взглядов и убеждений. Данная цель конкретизируется через систему задач:
1. Установление личных связей обучающегося с православной культурой. Важно, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого, только при таком внутреннем перестроении взглядов можно добиться хороших результатов.
2. Раскрытие духовных основ отечественной культуры на примере жизни и творчества русских классиков, которые были людьми глубоко верующими. Раскрытие этих основ поможет учащимся с большей легкостью интегрироваться в православную среду.
3. Воспитание патриотических чувств. Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, т.к. выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина. Поэтому православное и патриотическое воспитание неотделимо друг от друга.
4. Увлечение детей творческой деятельностью. Через творчество и творение дети учатся познавать Бога, главного Творца этого мира. [2: 23-24]
В течение тысячелетий из поколения в поколение передается понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходящее из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Ознакомление подрастающего поколения с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия.
Основными методами при знакомстве обучающихся с основами православия являются:
- наглядно-слуховой (использование наглядного материала и слушание музыки);
-словесный (рассказ педагога, диалог, беседа, и т.д.);
- практический (использование на уроках декоративно-прикладного творчества);
Очень часто для обучения и воспитания обучающихся я провожу внеклассные занятия, но также эффективны экскурсии, паломнические поездки, конкурсы, концерты.
В своей работе я использую в большом количестве информационные технологии: презентации, мультипликационные, художественные и документальные фильмы с нравственным или христианским содержанием. Более широкие познания о культуре, нормах православия дают проведение различных мероприятий, направленных на духовно-нравственные ценности: «Рождество Христово», «Святая Пасха». Так, например, проведенный мною классный час «Пасха святая» обучающиеся знакомились с культурой и традициями православия. Обучающиеся с интересом слушали, задавали вопросы, смотрели отрывки из фильмов: «Закон Божий», «Распятие Иисуса Христа», «Остров». Чувствовалось, что обучающиеся прониклись и сочувствовали страданиям главных героев, выявляли положительные и отрицательные стороны души человека. Также рассуждали о традициях и обычаях, которые традиционно передаются из поколения в поколение (пост, крашение яиц, выпечка куличей и т.д.); какие праздники отмечаются перед праздником Пасхи: Вербное воскресение, Страстная Седмица, Чистый четверг и какие обычаи характерны для этих праздников. Обучающиеся сами подготовили и рассказы об этих традициях.
Не менее интересно был проведен классный час, посвященный 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского: «Великий просветитель, духовный наставник земли русской - Сергий Радонежский». Обучающиеся много узнали о жизни, перенесенных им трудностей, его силе духа и чудотворном даре – исцеление. На классный час был приглашен батюшка - отец Сергий из Обоянского храма Александра Невского. Обучающиеся задавали много вопросов касающихся поведения, норм и ценностей современной молодежи. Отец Сергий охотно отвечал на заданные вопросы ребят, и приятно было слышать, что наши дети не равнодушны к своему духовному образованию, к своим сверстникам, к будущей жизни.
Воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к Родине были проведены праздники посвященные дню Победы: о герое белгородской земли генерале Н.Ф. Ватутине, устный литературный журнал «Бессмертен твой подвиг, солдат». Дети с большой ответственностью подошли к подготовке: заучивали стихи, рассказывали о воинах-героях, пели песни военных лет. Ребята на таких беседах узнают о героизме русского народа, об их любви и беззаветной преданности Родине, о готовности отдать свою жизнь за свободу и независимость своей страны. Завершилось мероприятие возложением цветов к памятнику героев войны.
Мною проводились и другие мероприятия патриотического характера: «Я гражданин России», «Мой дом – моя семья», «Служу Отечеству», «Духовное наследие России». Так на классном часе «Служу Отечеству» обучающиеся сами подготовили сообщения о героях ВОВ, подобрали необходимый материал для презентации, подготовили музыкальное оформление, исполняли песни о войне.
Благодаря таким внеклассным мероприятиям обучающиеся учатся понимать окружающий мир, анализировать свои поступки, быть добрее, помогать ближним, трудится на благо отечества, постоянно стремиться к самосовершенствованию. На своих мероприятиях, использую компьютерные технологии, что бы ознакомить обучающихся с обычаями и традициями нашего города Обоянь и Курской области.
Формирование ценностных ориентаций обучающихся на уроках и во внеурочное время связано не только с обеспечением обучающимся определёнными знаниями (о добре и зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.д.), но и с созданием определённых нравственных ситуаций, в которых эти знания проявляются. В результате обучающиеся получают более углубленные и расширенные познания об истине, совести, доброте, любви, патриотизме, мужестве, долге, чести, семье, и т.п.
Нравственность формируется в соответствии с традициями, социальной средой, где родился человек и выражается в обычаях, в суждениях, в поведении. Мы должны воспитывать современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры. Наша задача ввести обучающегося в круг традиционных основных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством. В рамках кружковой работы обучающиеся участвуют в танцевальном кружке, кружке актерского мастерства, посещают занятия духового оркестра, увлекаются спортом.
Не менее эффективны проведения различных экскурсий: на малую родину известных людей (Дворцово-парковый ансамбль «Марьино» Усадьба князей Борятинских, Усадьба Надежды Плевицкой с. Винниково, Усадьба И.С. Тургенева Спасское–Лутовиново, Усадьба А. А. Фета, Усадьба графа Нелидова, Коренная Пустынь, Холки - Свято-троицский Холковский подземный монастырь); в храмы и церкви, краеведческий музей. Обучающиеся с большим увлечением изучают свою местность, интересуются ее жителями, культурой и традициями своего города.
Таким образом, можно сказать, что духовно-нравственное воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности и становится приоритетной областью в образовании. Преподаватель должен воспитывать обучающегося как гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить к жизни. Для этого преподавателю необходимо опираться на христианские ценности, которые определяют цель и смысл жизни. В качестве ценностей христианской этики могут быть: принцип любви и солидарности между людьми, принцип ненасилия, принцип ответственности обучающих и обучаемых, принцип коррекции, исправления и смягчения негативных обстоятельств, воздействующих на процесс социализации личности. Эти принципы должны быть положены в основу гуманизации образования молодежи России.
Список литературы
- Елишев С. О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 3. – 0,9 п. л.
- Протоиерий Евгений Шестун «Православная педагогика». – М., 2001.
- Федеральная программа развития образования от 15.05.2000 г. №1418, // Вестник образования. 2000.- №12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью
презентация на тему - Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, 9 слайдов...
Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Презентация предназначена для педагогов. Дает представление о сохранении здоровья обучающихся в учебном образовательном учреждении....
Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.
Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...
Профилактика социально обусловленных заболеваний и формирование ценностного отношения к своему здоровью, адаптация программы для обучающихся ГАОУ СПО МО "ПК" Московия" «Твое здоровье»
Адаптациая программы "Твое здоровье" ДМН Потемкина Г.А. для обучающихся ГАОУ СПО МО "ПК" Московия" Ленинское ОСП...
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...
Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Проблема здорового образа жизни (ЗОЖ) в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касаться детей и подростков. Культура здоров...
Роль медицинских работников среднего звена в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.
Пропаганда здорового образа жизни является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делаетс...