Прогамма летнего оздоровительного сезона "Путешествие к истокам"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letniy_ozdorovitelnyy_snzon_2014.doc | 628 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИИ Государственное казённое учреждение Республики Хакасии «Центр для несовершеннолетних» |
Программа летнего оздоровительного сезона
«Путешествие к истокам»
Авторская группа:
Социальный педагог: Тестова Светлана Николаевна
Заведующая отделом социально-правовой
помощи семье Андрианова Светлана Александровна
Черногорск 2014г.
Содержание
- Пояснительная записка (актуальность программы, цель и задачи,
концептуальные подходы, предполагаемый результат) …………………………..8
- Содержание программы (описание основных форм и
методов работы, основных мероприятий и видов деятельности)………………..11
- Ресурсное обеспечение (кадровое, методическое, финансовое)…………………19
- Механизмы реализации и схема управления программой………………………...21
- Ожидаемые результаты программы…………..………………………………….....24
- Список литературы…………………………………………………………………..27
- Приложения…………………………………………………………………………..28
Заявитель:
Государственное казённое учреждение «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г. Черногорске.
Полный почтовый адрес:
655151 Республика Хакасия г. Черногорск, ул. Октябрьская, 78.
Телефон: 8 (390-31)6 -35-14
Факс: (8-390-31-6 -35-14)
Электронный адрес: rsrc.chaika@mail.ru
Полное название организации:
Государственное казённое учреждение «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в г. Черногорске.
ИНН 1903011559 КПП 190301001
ОГРН: 1031900696541
ОКПО: 49217685
л/с 0382001870 УФК по Республике Хакасия
р/счет: 40201810300000010005
ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России г. Абакан
БИК 049514001
Авторская группа проекта:
Социальный педагог: Тестова Светлана Николаевна
Заведующая отделением
социально-правовой помощи семье: Андрианова Светлана Александровна
Тип организации:
Государственное казённое учреждение Республики Хакасии «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Директор ГКУ РХ «Центр для О.Н. Ченский
несовершеннолетних» г. Черногорск
Информационная карта программы
1. | Полное наименование программы | Летне-оздоровительная программа «Путешествие к истокам» |
2. | Цель программы | Цель программы: Культурно-нравственное развитие несовершеннолетних в рамках проведения летнего оздоровительного сезона в ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних» |
3. | Задачи программы | Задачи:
|
4. | Специализация программы | Важнейшим направлением в работе по программе станет активное приобщение детей к культуре, духовным ценностям, здоровому образу жизни, творческой деятельности. Программа нацелена на создание следующих условий, в которых будут учитываться основные социальные и психолого-педагогические факторы, способствующие максимальной адаптации подростка: -спортивные площадки; -тренажерный зал; -медицинский кабинет; -комната психологической разгрузки; -творческая студия; -театральная студия; -православная библиотека; -воскресная школа; -актовый зал с музыкальной аппаратурой; -паломнические поездки и экскурсии; |
5. | Краткое содержание программы | В рамках программы планируется разработать и реализовать комплекс следующих мероприятий: -проведение различных творческих конкурсов, тематических, спортивно-оздоровительных мероприятий; -разработка и реализация творческих мини-проектов (в рамках работы театральной и творческой студии); -паломнические поездки по Республике Хакасия и Красноярскому краю, экскурсии в музеи, совместные мероприятия с городскими библиотеками. |
6. | Ожидаемые результаты | В ходе реализации данной программы ожидается: 1.Для сотрудников Центра: -Внедрение в систему реабилитации комплекса мероприятий, направленных на культурно-нравственное развитие детей. -Выстраивание взаимосвязи между светскими и церковными учреждениями в рамках социально-реабилитационного процесса. -Приобретение опыта организации выездных мероприятий. -Повышение уровня педагогического мастерства. 2. Для детей: -Полный отдых, оздоровление и реабилитация детей и подростков в условиях Центра. -Развитие лидерских и организаторских качеств, самореализация детей. -Расширение кругозора и приобретение новых знаний о культурном наследии России, основах православной веры. -Развитие коммуникативных способностей и толерантности у детей и подростков. 4. Для родителей: -Удовлетворённость от процесса реабилитации и оздоровления ребёнка. -Приобщение к культурно-нравственным ценностям. |
7. | Адресат программной деятельности | Программа предназначена для детей и подростков в возрасте от 6 – 18 лет из малообеспеченных, неполных семей, из неполных семей, а также детей, находящихся на реабилитации в ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних». |
8. | Участники программы: Дети старшего дошкольного, младшего школьного возраста и подростки Специалисты ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних» -социальные педагоги, педагоги-психологи; -воспитатели, инструктор по труду, музыкальный руководитель, медицинские работники Приглашённые специалисты: Педагог воскресной школы и священники, работники библиотеки -Вожатые - студенты педагогического колледжа ХГУ им. Катанова | Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие различную степень социальной и правовой незащищенности; оставшиеся без попечения родителей; дети-сироты; дети из малообеспеченных семей; дети из неполных семей. Организация воспитательно-реабилитационного процесса, проведение значимых мероприятий программы и отслеживание результатов ее реализации. Организация проведения комплексных оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на улучшение соматического здоровья участников. Проведение бесед, тематических мероприятий. Организация работы с детьми в отрядах. |
9 | Почтовый адрес авторов программы | 655150 г. Черногорск, ул. Октябрьская 78. «Центр для несовершеннолетних» |
10. | Телефон, факс, электронный адрес | -ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних» тел/факс: 8(390-31) 6-35-14 rsrc.chaika@mail.ru |
11. | Количество участников | 90 человек |
12. | Сроки реализации программы | Программа реализуется поэтапно: 1.Подготовительный этап (май - июнь) Этот этап характеризуется тем, что до открытия летнего оздоровительного сезона будут созданы дополнительные условия: -Повышение уровня педагогического мастерства через семинар-практикум, по подготовке педагогов к внедрению в работу программы оздоровительного сезона -Пополнение методической базы по внедрению системы мероприятий в работу с детьми, разработка тематического планирования смены. -Выстраивание взаимосвязи между светскими и церковными учреждениями в рамках социально-реабилитационного процесса. -Согласование взаимодействия служб системы профилактики, волонтеров педагогического колледжа и шефов наставников МЧС и ОМВД г. Черногорска. -Проведение занятий спецкурса по подготовке специалистов Центра к работе по организации кружковой и студийной работы в оздоровительный сезон с учётом мероприятий программы 2.Организационный этап – 2 дня: -Встреча детей дневного отделения, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей. -Знакомство с правилами проживания в Центре во время оздоровительного сезона. -Открытие оздоровительного сезона, запуск игры-путешествия, создание атмосферы настроя на участие в мероприятиях игры. -Выборы органов самоуправления в отрядах. 3.Основной этап (июль-август) Основной деятельностью этого этапа является: -Реализация цели и задач программы игры-путешествия «Путешествие к истокам»: -Организация и проведение тематических мероприятий, направленных на изучение культуры и истории страны (праздники, театральные постановки, конкурсы, выставки, выезд в музеи, просмотры фильмов); -Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности детей (паломнические поездки, работа комнаты православия, воскресной школы, встречи со священнослужителями, и др. мероприятия смены); -Организация и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (праздники, соревнования, закаливающие процедуры, акции, тренинги); -Организация работы творческой мастерской (реализация творческих проектов – выставки работ ДПИ и др.); -Организация работы театральной студии (реализация творческих проектов – кукольные спектакли, мини-спектакли); 4. Заключительный этап (август) На данном этапе будут подведены итоги успешности реализации программы: -Диагностика и анкетирование по итогам смены; -Обработка и оформление аналитического материала по результатам внедрения программы «Путешествие к истокам» в режим реабилитационного процесса. |
13. | Руководители программы | Заместитель директора по воспитательной работе В.И. Тарасова Начальник оздоровительного сезона: С.Н. Тестова |
14. | Куратор проекта | Директор ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних» О.Н. Ченский |
- Пояснительная записка.
Детский оздоровительный лагерь – наиболее благоприятная окружающая среда для сотворчества ребенка и педагога. И не зря 21 день жизни в оздоровительном лагере называется «смена». Ведь каникулы – это смена деятельности (с учения – на отдых как на деятельность, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности). Смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий; смена культурного и информационного пространства, новые формы учебно-воспитательного единого процесса, новая природная и социальная среда.
Право детей на отдых неоспоримо, и государство стремится всесторонне поддержать систему детского отдыха и оздоровления. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.
Каково состояние этого «ресурса» в России? Современная социальная ситуация развития с позиции ребенка в современной России носит драматичный, кризисный характер. Ее анализ открывает негативные изменения по всем трем направлениям трисоставной структуры личности ребенка: ее телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Общее состояние физического здоровья детей (от 3 до 14 лет) в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, властных структур. Растут общая невротизация детей и молодежи, психо-соматические и психические заболевания, свидетельствующие о духовном неблагополучии молодых россиян. Возрастной регресс в нравственной сфере, социальный инфантилизм, нежелание взрослеть, как отсутствие личностной перспективы встречаются все более часто. Дети боятся и не хотят взрослеть, страшась собственного будущего.
Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявления табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей (аддикций), включая все виды так называемой «экранной зависимости» — телеманию, виртоманию (компьютерную игровую), интернет-манию. Другими объективными показателями духовного неблагополучия являются уход из дома, детские и подростковые беспризорность и бродяжничество (сотни тысяч детей), тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детских самоубийств, начиная с 6-летнего возраста, в том числе, и групповых.
Создание программы «Путешествие к истокам» обусловлено тем, что периодически на базе ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» проходят оздоровление дети и подростки из малообеспеченных семей, из неполных семей, детей «группы риска», состоящие на учете в ПДН г. Черногорска. Эти дети видят перед собой искажённый образ семьи, взаимоотношения в семьях далеко не всегда соответствуют нравственным и культурным нормам поведения, утрачены семейные ценности, духовная составляющая семьи бедна и неполноценна.
Авторская группа проекта руководствовалась материалами Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым а также тем, что 2014 год объявлен в России Годом культуры. Поэтому данная программа актуальна и посвящена культурному и духовному наследию России. Мероприятия смены «Путешествие к истокам» разработаны с целью привлечения детей, подростков, их родителей к знакомству с культурно-историческим наследием России, духовно - нравственным развитием и воспитанием гражданина России. Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей, которые вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
Основная деятельность детского оздоровительного лагеря направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
При составлении программы учтены как традиционные основы деятельности, так и ежегодные нововведения (эффективное содержательное наполнение) обусловленные результатами летних оздоровительных сезонов прошлого года, выявленными в итоге потребностями, а так же необходимостью обновления социально-педагогической среды. Это позволит организовать деятельность оздоровительного лагеря ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних» в летний период в режиме продуктивного развития.
Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, в соответствии с возрастом детей, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительной смены. Мероприятия программы могут корректироваться. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение I лагерной смены. Продолжительность смены 21 день. В лагере отдыхают 90 детей и подростков в возрасте 6–16 лет.
Программа «Путешествие к истокам» разработана с учётом законодательных нормативно - правовых документов:
-Конвенция ООН о правах ребёнка;
-Закон РФ «Об образовании»;
-Приказ Министерства Образования от 13.07.2001г. за № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
-Закон РХ «Об организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия» от 15.02.2011г. за № 4-3РХ;
- СанПиН 2.4.1201 – 03 Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
-Устав ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»;
-Кодекс, законы, правила поведения на оздоровительном сезоне
-Правила внутреннего распорядка Центра;
-Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Цель программы:
Культурно-нравственное развитие несовершеннолетних в рамках проведения летнего оздоровительного сезона в ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»
Задачи:
1.Приобщить к культуре России через проведение тематических мероприятий, изучение истории страны, малой Родины.
2.Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей через знакомство с основами православия; позитивно-гармоничных отношений к окружающему миру.
3.Укреплять здоровье детей через проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
4.Развивать творческие способности детей, посредством деятельности творческой мастерской и театральной студии.
5.Создать оптимальные условия для самовыражения детей и развития их творческого потенциала.
6.Апробировать систему мероприятий, направленных на культурно-нравственное развитие и духовное воспитание в рамках работы реабилитационного центра.
Главные особенности программы летнего оздоровительного сезона.
Данная программа носит инновационный характер, так как в оздоровительный процесс будут включены элементы православного воспитания, общения со священнослужителями, паломнические поездки, работа комнаты православия, воскресной школы.
Отличительные особенности данной программы заключается в том, что она:
– направлена на приобщение детей к истокам российской культуры в трёх периодах истории России, формирование уважения к своей стране и малой Родине;
- ориентирована на участие каждого ребёнка в программе, на создание атмосферы творчества и самовыражения, возможности поиска «дела по душе» для каждого участника:
- включает в себя организацию выездных мероприятий по историческим и культурным местам Республики Хакасия.
При написании программы коллектив Центра руководствовался принципами, заложенными в реабилитационной воспитательной, оздоровительной системе Центра, культурологическим подходом воспитания.
Концептуальные основы.
При создании концепции программы оздоровительного сезона авторы опирались на следующие идеи:
- Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
- Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский,
Л. Выготский).
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания(В.Сухомлинский, А.С.Макаренко)
- Дидактическая концепция К.Д.Ушинского
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков)
- Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Принципы, положенные в основу программы:
Индивидуальности: каждый ребёнок получает возможность проявлять свои индивидуальные способности при участии в мероприятиях;
Гуманизма: к каждому человеку относиться как к личности, способной выразить идеи, мысли, предложения;
Демократизма: принцип, основанный на сотрудничестве и поддержке каждого ребёнка и взрослого при участии в творческих мероприятиях, конкурсах;
Творчества: принцип, характеризующий основную сторону жизни детского коллектива, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
Нравственности: принцип, способствующий нравственной направленности самовыражения личности;
Духовности: принцип, способствующий духовно-нравственному развитию ребенка, осуществляется в соответствии с его полом и традиционными полоролевыми образцами поведения как мужественности и женственности.
Доверия и поддержки: принцип основывается на том, что к каждому ребёнку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверительно и поддерживать его.
2. Содержание и формы реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Путешествие к истокам” в форме игры – путешествия. Лето – пора путешествий, и ребята отправятся в путешествие на воображаемом летнем «экспрессе» на 21 день. Все дни проживания ребенка в лагере объединяются определенным сюжетом игры. Программа смены включает в себя дружинные и отрядные дела, работу в органах самоуправления, разработку и реализацию участниками смены проектов игровых и театральных программ, занятия в творческих мастерских, спортивно-оздоровительные мероприятия, паломнические поездки, встречи со священнослужителями, посещение воскресной школы, различные по степени сложности игры и конкурсы.
Правила игры:
Программа сезона – 21день представлена в виде карты-путешествия, на которой отмечены ключевые моменты путешествия во времени на летнем экспрессе к 3 городам. Каждый город: «Город Чудес», «Город Открытий», «Город Приключений», символизирует один из периодов истории культуры России. Добравшись до города, путешественники попадают на «Праздник города» - дружинное мероприятие, где устраиваются конкурсно - игровые программы, выставки, мастер-классы, участники путешествия закрепляют свои знания, демонстрируют своё творчество, мастерство, интеллектуальные знания по истории культуры России одного из периодов. Для того чтобы расширить кругозор детей и увлечь их таким путешествием, «экспресс» будет останавливаться на различных станциях. Каждый пункт остановки – станция, перекликается с одним из ориентиров программы. Каждая станция тематическая, со своим направлением работы. В течение летнего путешествия участникам предстоит преодолеть на пути к городам станции: «Историческая», «Православная», «Театрально - музыкальная», «Спортивная», «Творческая». Конечный пункт путешествия «Город Детства», где проходит заключающее мероприятие. На нём будут подведены итоги всей игры-путешествия, вручены награды и звания, а также отмечены грамотами и наградами участники, проявившие активность, талант и мастерство в различных видах деятельности.
Система поощрения:
Личное и командное первенство:
На станциях, ребята за победы в различных соревнованиях, конкурсах, состязаниях, за проявленное творчество и активность получают различные знаки отличия – «звёздочки», «стрелки» и т.д. Система роста разрабатывается в каждом отряде индивидуально. Если у участника набирается 5 знаков отличия, то их можно обменять на одну «Большую звезду путешественника». Если участник к концу сезона заработал 3 Большие звезды, то ему вручается Большая звезда золотая, если 2, соответственно – серебряная, 1 –. бронзовая.
Участники команд награждаются дипломами, грамотами. Лучшей команде, экипажу, командиру экипажа присваивается звания: «Образцовый экспресс», «Лучший экипаж экспресса», «Лучший командир экспресса», «Лучший проводник».
Участники игры:
Дети, отдыхающие в лагере, вожатые, воспитатели и другие специалисты, участвующие в организации смены. Из участников программы взрослых и детей формируются отряды. Каждый отряд становится пассажирами экспресса со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. Каждый отряд путешествует на своём экспрессе, который побывает в разных уголках культурной и духовной истории России. Ребята прикоснуться к её истокам участвуя в разных конкурсах, играх, спортивных состязаниях, творческих делах, экскурсиях, паломнических поездках и др. мероприятиях.
Условия игры:
Реализация поставленных целей и задач смены и управление игрой-путешествием осуществляется через главный штаб путешествия, которым руководит начальник штаба - начальник смены. В его состав входят диспетчера - воспитатели отрядов, педагоги, реализующие программу.
Задача главного штаба путешествия:
- подготовка и организация открытия смены и запуск мероприятий игры – путешествия;
- подготовка отрядов к «Празднику города» - дружинных мероприятий;
- подведения результатов дня;
- подведение результатов смены и проведение закрытия смены,
- проведение мониторинга успешности игры – путешествия.
Самоуправление в отрядах осуществляется советом экипажей экспрессов. Каждый отряд выбирает командира экспресса, и помощников командира – проводников, которые входят в состав совета экипажей. Остальные участники – команда пассажиров экспресса.
В начале смены каждый экипаж получает маршрутный лист и подробный инструктаж летнего путешествия.
Задача диспетчеров экспресса, капитана экипажа, и проводников – организация плановой работы в командах. Каждый день на совете экипажа экспресса анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Каждый экипаж совместно с командой пассажиров создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, создаёт презентацию путешествия экспресса, где отражает жизнь экипажа и команды экспресса каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться Конкурс презентаций путешествий на летнем экспрессе.
Атрибуты игры - путешествия.
Вся информация об игре и участия команды в том или ином деле на станциях, будет представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде «Карты путешествия», где отмечены станции, города и конечный пункт прибытия «Город Детства». Путешествуя по маршруту и посетив станцию, экипажи экспресса, устанавливают на карте свой символический флажок с количеством знаков отличия, набранных за день. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой. Рядом будет расположен «Журнал путевых заметок», где любой участник смены может написать свои впечатления и пожелания о пройденном за день маршруте, предложения о том или ином мероприятии. Уделяется внимание именинникам, их поздравляем не только на линейках, но и через страницы дневника. Также планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня, экран настроения в командах.
Экран соревнования оформляется на информационном стенде, где каждая команда представлена виде экспрессов. За каждое важное, событие, в котором команда приняла участие или как-то отличилась, получает свой вагончик.
Каждая команда оформляет отрядный уголок, где располагается информация об участниках команды (девиз, речевка, эмблема отряда, достижения отряда, поздравления, звёзды отряда и другая полезная информация).
Так же, во время всей оздоровительной смены используется словарь путешествий.
Этапы игры – путешествия: Игра-путешествие делится на три периода.
I.Организационный период:
Открытие оздоровительного сезона, запуск игры-путешествия, создание атмосферы настроя на участие в мероприятиях игры.
II. Основной период - Путешествие «Экспрессов» по станциям и городам.
- Станция ИСТОРИЧЕСКАЯ (культурно-историческое и интеллектуально – познавательное направления) включает цикл мероприятий направленных на знакомство с историей культуры России в разные периоды: литературой, архитектурой, живопись, фольклором. Конкурсно – игровые программы, викторины, мастер – классы, литературные гостиные.
- Станция ПРАВОСЛАВНАЯ (духовно-воспитательное направление). Знакомство с элементами православного воспитания, общение со священнослужителями, паломнические поездки, работа комнаты православия, воскресной школы.
- Станция СПОРТИВНАЯ (спортивно – оздоровительное направление). Проведение спартакиады по различным видам спорта (футбол, волейбол, пионербол, дворовый баскетбол, настольный теннис, шашки, шахматы, игры на местности, народные игры – лапта, городки и др.).
- Станция ЗДОРОВЬЯ (оздоровительно – профилактическое направление). Проводятся мероприятия по профилактике негативных привычек, пропаганде здорового образа жизни в отрядах, часы подвижных игр в течение смены, общелагерные зарядки и др.
- Станция ТЕАТРАЛЬНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ (художественно – эстетическое направление). Включает знакомство с фольклором страны, её музыкальными течениями и направлениями, историей развития театрального искусства в России, работает театральная мастерская, где готовятся театральные проекты кукольные и игровые постановки.
- Станция ТВОРЧЕСТВА (досуговое направление). Работает творческая мастерская, где ребята участвуют в изготовлении изделий декоративно прикладного искусства, знакомятся с Россией – мастеровой. Проводятся мастер-классы, выполняются творческие проекты, задания, конкурсы и др.
- Пункты назначения «ГОРОД ЧУДЕС», «ГОРОД ОТКРЫТИЙ», «ГОРОД ПРИКЛЮЧЕНИЙ» - проводятся конкурсно-игровые программы, фестивали, выставки ДПИ.
В ходе игры – путешествия проводятся советы экипажей, заседания главного штаба, на которых подводятся промежуточные итоги, проходит награждение по текущим результатам – вручение грамот и призов активным участникам мероприятий.
III. Итоговый период.
На финише игры проходит итоговое заседание главного штаба путешествия совместно с советами экипажей.
Конечный пункт прибытия «ГОРОД ДЕТСТВА» – закрытие смены, итоговое дружинное мероприятия на котором проводится ярмарка-выставка, творческих работ, как детей, так и взрослых; художественно – эстетическое КТД; проводится награждение по итогам путешествия.
Идея игры-путешествия сводится к созданию условий для активного отдыха детей общения со сверстниками и взрослыми, восстановления сил, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков, развитие культурно-нравственных качеств личности, на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, активное включение их в общественную деятельность, а также объединение разновозрастных детей и педагогов в единый коллектив.
Формы и методы реализации программы.
Методы реализации программы
- беседы;
- игровые ситуации;
- практическая работа;
- наглядность;
- наблюдение;
- поощрение;
- убеждение.
Методы организации игровой деятельности:
- метод игрового тренинга – основан на развитии и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы;
- метод театрализации – основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей (инсценировки сказок, рассказов и т.п.)
- метод состязательности – основан на развитии когнитивных навыков: понимать инструкцию, помнить правила, уметь, прогнозировать последствия или не выполнения условий игры. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы. Лозунг этого метода: «Кто вперёд?»;
- метод равноправного духовного контакта – основан на равноправной совместной деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное продумывание чего-либо (предложения, стихотворения, праздников и т. п.);
- метод воспитывающих ситуаций – основан на ситуации успеха, доверия;
- метод импровизации – основан на практической предприимчивости и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала.
Формы реализации программы
- конкурсы;
- паломнические поездки;
- экскурсии;
- день добрых сюрпризов;
- презентации;
- игры;
- театрализованные представления;
- игровые программы;
- конкурсы рисунков;
- сотрудничество с врачом, психологом, общение со священнослужителями,
- работа комнаты православия, воскресной школы.
Игровые технологии
Для реализации программы используются игровые технологии, включающие сценарные игры, игры с готовыми правилами, коллективные творческие дела и деловые игры. Игровые технологии создают максимально благоприятные условия в лагере, способствующие раскрытию гражданско-патриатического, духовно-нравственного, физического, интеллектуального, творческого потенциала личности ребенка – участника программы. Потребность в комплексных играх рождена самой жизнью. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием новых социальных ролей и теми реальными отношениями, которые сложились между вступающими в игру детьми. Тем самым, использование игровых технологий в организации летнего лагеря будет способствовать укреплению физического, психического и сохранению нравственного здоровья ребенка.
Коллективное творческое дело
КТД - основное средство сплочения коллектива - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. К важнейшим условиям организации детской жизни, автор коммунарской методики И. П.Иванов - методики заботы человека о человеке, относит участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов. Формы воспитательной работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагают наличие этих условий. Каждое коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Педагогические задачи КТД вторичны. Они - следствие доброго отношения к жизни. Поэтому оно - дело. Дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами. Дело - творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.
Работа развивающих кружков.
На оздоровительном сезоне работают развивающие кружки дополнительного образования, отражающие реальные запросы и потребности детей. В процессе смены участник имеет возможность попробовать себя в различных направлениях деятельности и сделать осознанный выбор в пользу наиболее интересного для него направления. Программы работы кружков художественно-эстетической направленностей: «Мягкая игрушка», «Умей-ка», театральная студия «Галактика» направлены на развитие у детей уверенности в своих возможностях, формирование художественно-творческих способностей, ассоциативно-образного и художественного мышления, воспитание эмоционально-творческого отношения к действительности, на развитие мелкой моторики пальцев, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения.
Контроль и оценка результатов игры-путешествия.
- Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.
- Наблюдение за поведением детей во время игры, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
- Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок.
- Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения).
- Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.
План мероприятий в режиме работы оздоровительного лагеря.
1 день «Знакомство» | 2 день «Открытие» | 3 день Станция историческая
|
Анкета «Что я знаю?» Игры на знакомство. Выбор актива отряда, оформление отрядных уголков. Знакомство с Центром | Праздничное открытие летнего оздоровительного сезона. Запуск игры «Путешествие к истокам» Выступление отрядов. | - «Путешествие в мир древнерусской культуры» - иконопись зодчие России -Между Доном и Непрядвой" (Куликовская битва) -Конкурсная программа «Своя игра» - по страницам русских сказок –отрядные мероприятия. |
4 день Станция православная + творчества | 5 день Станция театрально - музыкальная | 6 день Станция спортивная + православная |
- Поездка в храмы города Черногорска. -Творческая студия Мастер-класс по изготовлению русской тряпичной куклы -«Народная праздничная одежда"- знакомство с русским костюмом | - Конкурсно-игровая программа «Путешествие по страницам русского Фольклора» - Театральная студия – история русского традиционного театра кукол Петрушка Подготовка отрядных КТД – кукольный спектакль | - Воскресная школа. Знакомство с основами православной веры (встреча со священником). - «Житие Сергия Радонежского. Историческая реальность» - Презентация «Знакомство с русскими народными играми» - Игры на свежем воздухе («Казаки-разбойники», «Муха», «Салки» и т.д.) |
7 день «Город Чудес» | 8 день Станция православная | 9 день Станция историческая + творческая, музыкальная |
- Праздник «Там, на неведомых дорожках» - дружинное мероприятие. - Выставка творческих работ ДПИ - Командные соревнования по городошному спорту, лапте | «День семьи, любви и верности» - Экскурсия по храмам и достопримечательностям города Абакана «Абакан-православный». - "Входи, Эпоха!" Виртуальная гостиная день памяти святых Петра и Февронии Муромских | -«Музыка моей души» релаксационное занятие - знакомство с биографией русских композиторов - «Рисуем музыку» Выставка -“Люблю, где случай есть, пороки пощипать” – конкурсная программа по басням И.А. Крылова |
10 день Станция здоровья + спортивная | 11 день Станция православная + творческая | 12 день Станция историческая + театрально - музыкальная |
- «Хороший тон» - культура поведения, - «О злом короле Никотине» - профилактика табакокурения - Игра по станциям «Гонка лидеров» | -Паломническая поездка «Святые источники Хакасии». Знакомство с основами православной веры (встреча со священником). -Конкурс рисунков «Огонек веры». | -"Картинки с выставки"- знакомство с произведениями художников и композиторов, -Подготовка отрядных КТД – работа театральной студии |
13 день Станция здоровья + православная | 14 день «Город Открытий» | 15 день Станция историческая + творчества |
Воскресная школа. Знакомство с основами православной веры (встреча со священником). - «Зависимость – это неволя» - культура потребностей | - Праздник «Мир волшебных звуков» - дружинное мероприятие. - Выставка творческих работ ДПИ - Шахматно-шашечный турнир | -Экскурсия в музей города Черногорска. - "Своя игра" на тему "России славные сыны" – отрядные мероприятия - Мастер – класс изготовление сувенира |
16 день Станция театрально – музыкальная + творчества | 17 день Станция православная + спортивная | 18 день «Город Приключений» |
День «Мультяшный переполох» -Просмотр мультфильмов Подготовка музыкальных номеров (песни из советских мультфильмов) -Рисунки на асфальте «Я - мультипликатор» -Конкурс песен «Пластилиновая ворона» | - Поездка Сизая экскурсия Обсуждение поездки, обмен впечатлениями. - Соревнования по теннису, волейболу, баскетболу | - Игра «Зарница»- дружинное мероприятие КТД- Кольцовка песен о войне "Чтобы помнили…" |
19 день Станция спортивная + театрально - музыкальная | 20 день Станция историческая + здоровья | 21 день «Город детства» |
- Игра по станциям СТАЛКЕР - Мастер-класс «Две маски одного лица» - Игры народов России -Подготовка отрядных КТД – работа театральной студии | - «Культинтервенция в России?!» - отрядные мероприятия - «Про разные вредности»- мероприятия формирования ЗОЖ -Подготовка отрядных КТД – работа театральной студии | -"Родина моя — Россия" - закрытие летнего оздоровительного сезона. - КТД «Муха-Цокотуха» -мюзикл - Итоговое анкетирование «Что я знаю?» Подведение итогов. |
3.Ресурсное обеспечение.
Сведения о педагогических, медицинских кадрах учреждения.
Обеспечение программы под руководством коллектива в составе:
№ | Фамилия И.О. | Должность | Образование | Стаж работы (лет) | Квалифик. категория (разряд) | Курсы повышения квалификации |
1 | Ченский О.Н. | директор | высшее пед. | 23 | 15 | 2009г, 2010год |
2 | Тарасова В.И. | зам.директора | высшее пед. | 42 | 14 | 2008г, 2009 год |
3 | Болдушевская В.В. | воспитатель | высшее пед. | 17 | 13 | 2013 год |
4 | Гераськина Л.Н. | воспитатель | высшее пед. | 24 | 13 | 2008г, 2013 год |
5 | Лысенко Д.В. | воспитатель | высшее пед. | 1 | 1,33 | - |
6 | Зумбадзе О.С. | педагог-психолог | высшее пед. | 25 | 13 | 2006г, 2011 год |
7 | Катцина Л.Н. | воспитатель | сред. пед. | 31 | Соответствие 2011г. | 2006г, 2007 год |
8 | Кадамцева М.В. | воспитатель | сред. пед. | 19 | Соответствие 2013г. | 2007г, 2008 г. |
10 | Мороз Е.Н. | воспитатель | высшее пед. | 16 | 10 | - |
11 | Плыгунова Г.С. | воспитатель | высшее пед. | 31 | 11 | - |
12 | Епишкина М.В. | соц. педагог | высшее пед. | 16 | 13 | 2006г, 2012год |
13 | Рассказчикова | воспитатель | высшее пед. | 6 | 13 | - |
14 | Устюгова С.В. | воспитатель | высшее пед. | 25 | 13 | 2010 год |
15 | Шахторина Е.А. | инструктор по труду | сред. спец. | 10 | 11 | 2009 год |
16 | Горбунова О.Ю. | воспитатель | высшее пед. | 13 | 13 | 2011год |
17 | Горлевская А.Н. | муз.рук. | 7 | Соответствие 2012г | 2007г, 2008г | |
18 | Стрижкова А.А | зав. транзитного отделения | высшее пед. | 4 | 9 | - |
19 | Попова Е.В. | воспитатель | высшее пед | 12 | 12 | 2013 г |
20 | Андрианова С.А. | заведующая отделом соц.-правовой помощи | высшее.пед | 5 | 12 | 2009г, 2010г. |
21 | Тестова С.Н. | соц. педагог | высшее пед | 12 | 13 | 2009г, 2012г |
Сведения о медицинских кадрах
п/п № | Ф.И.О. | Должность | Образова-ние | Стаж работы (лет) | В центре (лет) | Квал-ция категория (разряд) | Курсы повышения квал-ции |
1 | Бубнова Е.Н. | ст. мед. сестра | сред. спец. | 35 | 11 | 12 | 2011год |
2 | Котова Е.В. | мед. сестра | средн. пец. | 16 | 6 | 11 | 2011год |
3 | Соловьёва О.М. | мед. сестра | сред. спец. | 22 | 11 | 10 | 2011год |
4 | Тугужекова Т.П. | мед. сестра | сред. спец. | 38 | 11 | 11 | 2011год |
5 | Ермолин О.В. | Врач педиатр | высшее мед. | 27 | 1 | 12 | 2001 год |
6 | Копырина Л.С. | Мед.сестра | средне.спец | 14 | 2 | 8 | 2010 год |
Методическое обеспечение.
1. Разработано приложение к комплексной программе «Поверь в себя»:
- оздоровительная программа «Путешествие к истокам»;
- перспективный план - сетка;
- пакет нормативно-правовых документов;
- оборудован уголок методической литературы в помощь воспитателям и вожатым, работающим по программе по организации оздоровительной смены (разнообразные источники об истории культуры России, электронные цифровые материалы мероприятий, др. наглядные пособия).
-разработана система стимулирования участников программы;
-разработана система диагностики детей и подведение итогов
2. Для педагогов проводится инструктивно-методический сбор до начала лагерной смены
Финансовое обеспечение.
Смета расходов
на содержание детей в оздоровительном лагере на базе ГКУ РХ
«Центр для несовершеннолетних»
на 1 сезон 2014года - 21 день на 90 детей
на 1 ребенка на сезон 454.167 руб на 1 ребенка на 1 день 216.27 руб
Наименование статей | Эк. ст. | Сумма руб. | На 1 реб./сез., руб. | На 1 реб./день руб. |
Прочие услуги в т.ч. прочие услуги (экскурсии) | 226 | 78000 | 866,67 | 41,27 |
Увеличение стоимости матер. запасов | 340 | 330750 | 3675 | 175 |
Продукты питания | 274050 | 3045 | 145 | |
Медикаменты | 18900 | 210 | 10 | |
Прочие расходные материалы | 37800 | 420 | 20 | |
ИТОГО | 408750 | 4541,67 | 216,27 |
ИТОГО: 408750
4. Механизмы реализации и схема управления
программы «Путешествие к истокам».
Реализация программы включает в себя три основных этапа.
1.Подготовительный этап - май-июнь.
Этот этап характеризуется тем, что до открытия летнего оздоровительного сезона
будут созданы условия:
-пополнена методическая база по организации летней смены «Путешествие к истокам»
-разработано тематическое планирование смены;
-согласовано взаимодействие служб системы профилактики, волонтеров педагогического колледжа и шефов - наставников МЧС и УМВД г. Черногорска;
- выстроена взаимосвязь между светскими и церковными учреждениями в рамках социально-реабилитационного процесса.
-проведен спецкурс по подготовке специалистов центра к работе по программе.
1.1.Организационный этап - 2дня:
-встреча детей помещённых на оздоровление, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
-выборы органов детского самоуправления;
-знакомство с правилами проживания центра, создание атмосферы настроя на участие в летнем оздоровительном сезоне;
-открытие лагерной смены - запуск программы «Путешествие к истокам».
2.Основной этап - июль
Основной деятельностью этого этапа является:
-реализация цели и задач программы «Путешествие к истокам»;
-вовлечение детей и подростков в различные мероприятия смены;
-работа детских органов самоуправления на смене;
-работа творческих студий и вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
-экскурсии, посещение кинотеатров, паломнические поездки по святым местам.
3. Заключительный этап - июль-август
На данном этапе проводится анкетирование, диагностика по результатам реализации программы. Обработка и оформление аналитического материала по проведённым мероприятиям программы. Каждый отряд предоставляет видеофильм о жизни отряда. Подводятся итоги реализации смены, оформляется видео и фото-отчёт смены.
Схема управления программой.
Программа разработана творческой группой, проведены подготовительные мероприятия, пополнена методическая база.
Для организации работы по реализации программы:
- проводятся ежедневные планерки воспитателей;
- составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
- проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;
- оказывается методическая и консультативная помощь педагогам по организации и проведению мероприятий;
- сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению спортивных игр, тренинговых и тематических мероприятий, выездных мероприятий;
- проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятия по профилактике детского травматизма.
Оценка результативности данной воспитательной деятельности будет осуществляться:
1. На уровне педагогов: по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетенции при организации оздоровительной смены.
2. На уровне воспитанников: по критериям с учётом сформированности положительных качеств и свойств личности ребенка.
Система контроля реализации программы «Путешествие к истокам».
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере | 1 день смены | Социальные педагоги, педагоги - психологи, воспитатели |
2. | Ежедневное отслеживание настроения детей и подведение итогов дня, удовлетворенности проведенными мероприятиями | В течение смены на вечерних огоньках | Вожатые, воспитатели |
3. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий от планируемых и проводимых мероприятий. | Последний день смены | Социальные педагоги, педагоги - психологи, воспитатели |
4. | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в реабилитационном центре | В течение смены | Педагоги-психологи, Социальные педагоги, инструктор по руду |
В течение смены подводится ежедневный итог результатов проведения мероприятий - оценка поведения участников, результаты побед команд.
Итог эмоционального личного и командного состояния, уровня развития коллектива.
Разработан механизм обратной связи. Мониторинг-карта. (Приложение)
Схема контроля.
№ | Должность | Оснащение оздоровительного сезона | Ежедневное | Тематический контроль |
1. | Директор | Комплектование педагогическими кадрами оздоровительного сезона. | Отслеживание организации работы центра в режиме оздоровительного процесса. | В течение смены |
2. | Зам. директора по УВР | Подготовка и обучение кадров к оздоровительному сезону по программе «». | Отслеживание качества организации педагогического процесса в режиме реабилитационно- оздоровительного пространства. | Проведение мониторинга результативности смены. Организация межведомственного взаимодействия служб системы профилактики. (в течение смены и по окончанию смены). |
3. | Зам. директора по АХЧ | Оснащение материально технической базы оздоровительного сезона. | Отслеживание состояния спортивного оборудования, спорт. площадок, тренажеров. | (в течение смены) |
4. | Медицинский работник | Оснащение медицинскими средствами и препаратами. Готовность центра согласно санитарным нормам. | Отслеживание состояния здоровья детей. | Первичный осмотр и заключительный осмотр по окончанию смены |
5. | Начальник оздоровительного сезона | Взаимодействие организации работы с шефами-наставниками СМИ, волонтерами. | Отслеживания качества проводимых мероприятий оздоровительного сезона по программе «» | Проведение мониторинга результативности смены. (начало и конец смены) |
5.Ожидаемые результаты программы
В ходе реализации данной программы ожидается:
Для развития реабилитационно-оздоровительной системы
« Центра социальной реабилитации»:
- внедрение в систему реабилитации и оздоровления инновационных форм и методов культурно-нравственное развития несовершеннолетних и организации досуга детей и подростков;
- пополнение методической копилки мероприятий направленных на культурно-нравственное воспитание, на знание традиций и истории страны, на элементы православного воспитания и общения со священнослужителями.
Для воспитателей и вожатых:
- повышение уровня педагогического мастерства;
- отработка моделей взаимодействия служб системы профилактики, шефов-наставников, волонтёров, священнослужителей.
Для детей:
- полный отдых, оздоровление и реабилитация детей и подростков;
- развитие лидерских и организаторских качеств, при участии в мероприятиях программы;
- расширение кругозора и приобретение новых знаний о культурных и исторических ценностях страны;
-воспитание духовных качеств личности ребёнка, через общение со священнослужителями и организации выездных мероприятий;
-личностный рост ребёнка, его самореализация и повышение творческой активности через вовлечение в социально-значимую деятельность;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности у детей и подростков
при проведении мероприятий различной направленности, в том числе выездных;
Для родителей:
- Удовлетворённость от процесса реабилитации и оздоровления ребёнка.
- Приобщение к культурно-нравственным ценностям.
Предполагаемые риски:
1. Отсутствие необходимого опыта работы по организации выездных мероприятий
2. Удлинение адаптационного периода в оздоровительном сезоне, является одной из причин риска и трудности включения детей и подростков в реализацию программы.
3. Недостаточный уровень финансирования и низкая мотивация социума вызовут затруднения выполнения реализации программы.
Способы коррекции и компенсации возможных рисков
1.Грамотные организационно- правленческие действия должны минимизировать предполагаемые риски и обеспечить:
2.Целенаправленность и чёткость деятельности по созданию эффективных организационно-педагогических условий для проведения мероприятий программы.
3.Мотивацию социума к поддержке внедрения программы и поиск дополнительных источников финансирования, через попечительский совет и благотворительные организации.
Гипотезы эффективности реализации выполнения программы позволит:
Расширить и укрепить материально-техническую базу в ГКУ РХ «Центре для несовершеннолетних»:
-создать условия для успешного взаимодействия всех служб системы профилактики и привлечения волонтёров, священнослужителей к работе с детьми и подростками;
- повысить духовно-нравственный потенциал детей и подростков;
-повысить культурно-эстетический потенциал несовершеннолетних;
-улучшить работу по формированию навыков ЗОЖ, физическому и психическому здоровью несовершеннолетних;
- повысить творческий потенциал детей и подростков;
- снизить темп роста негативных социальных явлений среди детей - 25%;
- укрепить дружбу и сотрудничество между детьми разных возрастов и национальностей.
Предполагаем, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, мероприятия программы «Путешествие к истокам» дадут положительный результат.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место и с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
творческое сотрудничество взрослых и детей
6 Список литературы.
1. Афанасьев С.П. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
2. Амонашвили Ш.А. (1998). Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Изд-во «Ин-т практической психологии». – 544 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
4. Абраменкова В. В.- Духовно-нравственное развитие современного ребёнка в различных общностях и социальных группах. – интернет ресурс library/news_detail.php?ID=4613
5. Балашов М.М., (1999). Личностно ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. – Ульяновск: ИПК ПРО. – 28 с.
6. Варюшина В.В.(2002). Спортивные игры как фактор воспитания культуры мира у детей и молодежи // Спортивные игры в физическом воспитании и спорте: Материалы межд. научно-практич. конф. (Смоленск, 24-26 декабря 2002 г.). – Смоленск. – С. 67-72.
6.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. (1996). Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов–на–Дону.
7.«В помощь организатору детского оздоровительного лагеря» под редакцией М. Е. Сысоевой, г. Москва, 2000 г.;
8«Здравствуй, лето!» С. В. Титов, Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2001 г.
7.«Летний отдых: идея – проект – воплощение». Из опыта работы детских оздоровительно – образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. Нижний Новгород. ООО «Педагогические технологии», 2000 г.;
8.«Позывные лета» Баранник М.М., Борисова Т.С., г.Москва 2003г.
9.Общие положения Оргпериода summercamp.ru›index.php5/Оргпериод
7.ПРИЛОЖЕНИЕ
- Режим дня
- Законы и заповеди путешественника
- Механизм обратной связи. Мониторинг-карта.
- Кодекс чести участника игры-путешествия
- Рекомендации к критериям оценки
- Схема использования ИКТ
- Схема: Ресурсное обеспечение программы
Режим дня
Для детей дневного и круглосуточного пребывания
8.00-ВСТРЕЧА ДЕТЕЙ
8.10– ЛИНЕЙКА, ПОДНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА
8.20- 8.35 -ЗАРЯДКА
8.40-9.10 - ЗАВТРАК
9.10 – 12.30- ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ ОТРЯДНЫЕ И ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
12.30 – 13.00- ОБЕД
13.00-13.30- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
13.30-15.00 - ТИХИЙ ЧАС
16.15-16.35 – ПОЛДНИК
16.35-17.30- РАБОТА ТВОРЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ - ОТРЯДНЫЕ И ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
17.45-18.00- УЖИН
18.15-18.45- ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГ ДНЯ)
Для детей круглосуточного пребывания
19.00-20.00- ЧАС СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ
20.00-20.30- ПАУЖИН
20.30-21.30 -ДИСКОТЕКА
21.30- 22.00- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
22.00-22.30- ОТБОЙ
Законы и Заповеди путешественника
За долгие 21 день наши экипажи и команда экспрессов могут столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть разбойники и пираты, и лесные пожары и непроходимые буреломы, и разные другие препятствия. Каждый участник экипажа экспресса от капитана до пассажира должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж и пассажиры – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Механизм обратной связи. Мониторинг-карта.
Сделай выбор
При выборе обратной связи необходимо учитывать несколько факторов. Одним из них является возраст участников. Для малышей подходят следующие виды обратной связи: цветопись, эмоциональный термометр, нотки. Для подростков — цветопись, рожицы, конверты, кулачки, некоторые виды анкет. Для старших подростков — цветопись (модификация со значками), анкеты, конверты, листы на стене, «Кто я?», первое впечатление.
Цветопись (Экран настроения)
Для цветописи сделан бланк (формата А4). Он заполняется следующим образом: в него вписываются название команд (по вертикали) и даты проведения мероприятий (по горизонтали). В конце мероприятий напротив своей команды и даты мероприятия командир экипажа отмечает цвет настроения своего отряда. Для этого к бланку прилагается небольшая табличка, где расписано, какому настроению какой цвет соответствует. Ребенок сам выбирает цвет.
Красный — восторженное
Оранжевый — радостное
Розовый — приятное
Зеленый — спокойное
Голубой — грустное
Фиолетовый — тревожное
Синий — упадок, уныние
Салатовый — легкое
Серый — равнодушное
Коричневый — паршивое
Черный — трудно сказать
Для отрядов: Вместо цветов можно использовать значки. Дети любят всякие шифровки. Такая возможность зашифровать свое настроение появляется, если повесить табличку, где написано, какому настроению какой значок соответствует (см. внизу).
Варианты условных значков для обозначения настроений
Рожицы
Это более простая, чем цветопись, форма обратной связи. Ведущий предлагает детям картинки с тремя выражениями лица: веселое (улыбающееся), грустное (губы опущены вниз) и нейтральное. Заранее заготавливается конверт с большим количеством таких изображений. Оттуда ребенок выбирает подходящее и наклеивает на бланк напротив своего имени. Можно дать детям фломастер, чтобы они сами рисовали схематичное выражение лица на бланке.
Анкета
Анкета на выявления интересов ребят
- Фамилия, имя
- Сколько тебе лет?
- Твое хобби?
- Что ты умеешь хорошо делать: рисовать, петь, придумывать стихи, создавать газеты. Свой вариант.
- Что такое лето?
- Чего ты ждешь от лагеря?
- Тебя что-то беспокоит перед лагерем?
АНКЕТА
1. Сегодняшнее мероприятие произвело на меня большое впечатление | 5 4 3 2 1 | Не произвело большого впечатления |
2. Я полностью удовлетворен своим поведением сегодня | 5 4 3 2 1 | Неудовлетворен |
3. Я извлек для себя много полезного из сегодняшнего мероприятия | 5 4 3 2 1 | Я не извлек большой пользы для себя из сегодняшнего мероприятия |
4. Сегодня я чувствовал себя совершенно спокойно | 5 4 3 2 1 | Я чувствовал себя очень беспокойно |
5. Думаю, я оказывал сильное влияние на ход работы группы | 5 4 3 2 1 | Я не оказывал существенного влияния на ход работы группы |
6. В сегодняшнем мероприятии для меня было самым полезным_____________________________________ ___________________________________________________ самым бесполезным__________________________________ ___________________________________________________ самым приятным_____________________________________ ___________________________________________________ самым неприятным___________________________________ ___________________________________________________ 7. Мои замечания, предложения и пожелания вожатому___________________________________________ |
«Журнал путевых заметок»
На стене всегда должно быть место для анонимного диалога. С этой целью одновременно может висеть до трех листов. Тематика диалога должна быть обозначена и написана крупными буквами. Этим снимается психологический барьер для ребенка: он не будет первым писать на чистом листе на стене (это же с детства запрещается: писать на стенах). Так мы ребенка приглашаем к диалогам: «Открытое письмо», «Записки. Комментарии. Предложения», «Ваши вопросы» и т.д.
КОНВЕРТЫ НА СТЕНЕ для отрядов
Эта форма обратной связи является полностью анонимной. В холле висит несколько конвертов, куда дети (а при желании и вожатые) кладут записки «по теме».
Название каждому конверту может придумать сама группа. Так, например, одна из групп придумала следующие названия четырем конвертам: «Для несчастий и проблем», «Чего ты добился в этом столетии?», «Для моих маленьких открытий» и «Для радостей и счастья».
Дети с удовольствием пишут записки. Причем не только участники этой группы, но и все остальные тоже.
Что самое интересное, меньше всего записок было в конверте «Для несчастий и проблем». Не бойтесь этого конверта. Его материалы могут стать основой для интересного социально-психологического исследования.
«Чего ты добился в этой смене?
«Для моих маленьких открытий»
Странно, но мы не обращаем внимания на других людей, а ведь их мир очень интересен. У них есть проблемы, задачи, цели. Общаясь с ними, ты много узнаешь — узнаешь то, о чем даже и не подозреваешь. Нежданно-негаданно. Советуем всем пообщаться с малознакомым человеком, и сразу же мысли будут самыми лучшими на свете. Желаю всем людям счастья. Оказывается, не я одна страдаю. На самом деле многие страдают. Вообще-то, раньше мне казалось, что меня одну занимают какие-то мысли, но на самом деле нет. Я должна делать то, что хочу, и не думать, что про это скажут окружающие. И еще я должна более открыто разговаривать со своей лучшей подругой.
Теперь я не стесняюсь.
Я позавчера почти ...
Я сегодня открыла для себя самое заветное — смех помогает в общении.
«Для радостей и счастья»
Я рада, что я живу.
У меня сегодня просто классное настроение, потому, что жизнь прекрасна.
У меня ...
Особенно много записок в эти конверты пишут те дети, с кем не проводится регулярная сопровождающая психологическая работа. Им не хватает опыта публичного раскрытия своих чувств и переживаний, поэтому анонимная форма связи для них является наиболее оптимальной.
КОДЕКС ЧЕСТИ
участника игры – путешествия.
Обязанность и дело чести каждого участника игры:
1. Постоянно работать над собой.
2. Стремиться к гармоничному и всестороннему развитию.
3. Играть и соревноваться, по правилам
Разъяснения к Кодексу
1) "Постоянно работать над собой" – это значит:
- определить свои возможности, способности, слабости и недостатки;
- стремиться реализовать свои возможности, развить свои способности;
- стараться преодолеть свои слабости и недостатки;
- не бояться препятствий на пути самопреодоления и совершенствования;
- добиваясь успехов в своем духовном и физическом развитии, не останавливаться на достигнутом: возможности совершенствования безграничны.
2) « Стремиться к гармоничному и всестороннему развитию" – это значит:
- добиваться развития как своих физических, так и духовных (нравственных, эстетических, интеллектуальных, художественных и др.) способностей;
- вести здоровый образ жизни, активно заниматься физическими упражнениями, спортом, искусством, другими видами творческой деятельности;
- постоянно расширять и углублять свои знания в области искусства, культуры, изучать культурные обычаи и традиции своего народа, народные игры, национальные виды спорта и искусства;
- добиваться гармонии не только в собственном развитии, но и в отношениях с другими людьми и с природой, не наносить ей вреда, беречь и охранять ее.
3) «Играть и соревноваться по правилам» – это значит, в играх и соревнованиях соблюдать основные принципы культуры игрового соперничества:
- играть и соревноваться с хорошим настроением, весело, во всех своих поступках придерживаться девиза: “быть добру!” и не терять чувство юмора;
- активно участвовать в соревнованиях и мероприятиях, проявлять мужество, волю, настойчивость, прикладывать все силы и способности, чтобы показать максимально высокий для себя результат, выкладываться «до конца» для победы;
- добиваться ее не для того, чтобы завоевать приз, награду, одержать победу над противником, а прежде всего для того, чтобы преодолеть самого себя, одержать победу над самим собой, показывая более высокие достижения, нежели это удавалось делать раньше;
- точно и строго соблюдать правила соревнований даже в сложных ситуациях;
- ориентируясь на девиз: «Красота действий и поступков дороже успеха!», не стремиться победить любой ценой, за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперникам, посредством обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий; признавать ценность победы над соперником лишь в том случае, если она достигнута при соблюдении не только правил, но и норм нравственности; действовать по законам красоты и благородства, даже если это не позволяет одержать победу;
- беспрекословно выполнять судейские решения, в том числе те, с которыми вы не согласны;
- доброжелательно и уважительно относиться к судьям, жюри и другим официальным лицам, к зрителям, а также к соперникам (независимо от того, являются они победителями или побежденными): приветствовать; поздравлять с хорошим выступлением, победой, высоким результатом; не проявлять даже элементов грубой игры; не допускать насмешек над соперником, унижающих его достоинство;
- никогда не подчеркивать своего превосходства, не использовать его во вред другим; признаки несовершенства искать, прежде всего, в себе, а не в других;
- сохранять спокойствие и скромность в случае победы; достойно переносить поражение (критически относиться к своему выступлению, признавать ошибки);
- стремиться к красоте, элегантности, эстетике не только в действиях, но и в одежде;
- проявляя творчество и юмор, не нарушать требования эстетики и нравственности;
- бережно относиться к окружающей среде, природе, инвентарю;
- не только лично демонстрировать красоту действий и поступков, но и активно побуждать к этому других.
РЕКОМЕНДАЦИИ К КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ
участников игры-путешествия.
1. При оценке результатов рекомендуется избегать ярко выраженных негативных оценок. Желательно использовать такие оценки, в каждой из которых отмечаются определенные достижения – например, «высшая», «высокая» и «не очень высокая» (оценка «высокая» уступает «высшей», но фиксирует существенные достижения; «не очень высокая» в отличие от «неудовлетворительная» также отмечает определенные успехи). Использование небольшого числа оценок при окончательном подведении итогов позволяет сократить различие в местах, занимаемых участниками (при указанной системе оценок они могут быть только на 1, 2 или 3 месте).
Критерии для выставления оценок. Прежде всего, должны быть дана оценка культуре поведения участников. Учет духовно–нравственных и эстетических аспектов поведения участников (команд или отдельных лиц) при оценке их выступления в соревнованиях (конкурсах, мероприятиях) и определении победителей.
Поведение участника может быть оценено как позитивное или как негативное.
Основания для позитивной оценки поведения:
- воля, мужество, упорство, полная отдача сил в мероприятиях;
- благородные поступки;
- доброжелательное и уважительное отношение: к другим участникам игры (отказ от грубой игры; принятие победы или поражения без насмешек над противником и т.д.); к жюри, и педагогам; к зрителям;
- точное соблюдение правил игр, соревнований даже в сложных ситуациях;
- беспрекословное выполнение даже неприятных решений жюри, педагогов;
- скромность после победы (не подчеркивание своего превосходства, критическое отношение к своему выступлению, признание ошибок) и сохранение достоинства после поражения;
- красота, элегантность, эстетика в действиях, одежде и т.д.;
- проявление творчества и юмора, удовлетворяющее требованиям эстетики;
- бережное отношение к окружающей среде, природе, инвентарю;
- не только личная демонстрация высокой нравственности, эстетической и экологической культуры, но и активное побуждение к этому других.
Основания для негативной оценки поведения:
- безнравственные поступки;
- пассивность, безволие;
- шум, разговоры, выкрики и т.п., мешающие выступлению других участников, и тем более грубость, насмешки, оскорбительные выражения и т.п. по отношению к ним, а также к жюри и педагогам, к зрителям;
- отсутствие красоты, элегантности, эстетики, творчества в действиях, поступках, неряшливость в одежде и т.п.;
- грубый, пошлый, безнравственный юмор;
- нанесение вреда окружающей среде, природе, инвентарю;
- чрезмерная демонстрация интереса к призам и наградам;
- провоцирование других участников или зрителей на поступки, противоречащие принципам нравственного и культурного поведения.
Примечание.
При незначительном нарушении принципов поведения участнику может быть дана позитивная оценка. Но ему делается замечание. Наличие нескольких таких замечаний может служить основанием для негативной оценки.
Участнику, поведение которого оценивается негативно, выставляется оценка «низкая» – независимо от показанного им результата.
При выставлении участникам той или иной оценки следует обязательно принимать во внимание их возраст, пол, а также уровень подготовленности.
При проведении мероприятия оцениваются:
1) культура поведения команды, ее руководителей и зрителей во время выступления;
2) художественно-творческая сторона представления: эстетичность, зрелищность, творчество, фантазия, оригинальность, юмор, художественное мастерство выступления и красочность оформления.
Поощряется тематика выступления, связь с народной (национальной) культурой.
Схема использования ИКТ
Схема ресурсного обеспечения программы
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - проект на летний оздоровительный период
Уважаемые коллеги!В данном материале работа летней оздоровительной компании....
План - проект на летний оздоровительный период
Уважаемые коллеги!В данном материале работа летней оздоровительной компании....
Различные формы организации детского досуга в летний оздоровительный период.
Как провести досуг с детьми ? Многие воспитатели задавались этим же вопросом и я не исключение.Что бы мероприятие было интересным и в то же время простым и не требующим больших затрат (финансовы...
ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «НЕУГОМОН».
Программа детского летнего оздоровительного лагеря«НЕУГОМОН»...
Программа профильного языкового отряда летнего оздоровительного лагеря «Жемчужина»
Программа внеурочной деятельности по английскому языку. В программе отражены: актуальность, цель, задачи, содержание и ожидаемые результаты....
Работа воспитателя в летнем оздоровительном лагере в условиях школы-интерната.
Работа воспитателя в летнем оздоровительном лагере в условиях школы-интерната....