Методичка по самостоятельной работе по ПМ.03. Организация деятельности структурных подразделений
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский архитектурно-строительный колледж»
«Утверждаю»
Зам. директора по учебной работе
___________________Е.Н.Князева
_________________________2014г.
Методическое пособие для студентов и преподавателей
по ПМ.03. Организация деятельности структурных подразделений
при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации
и реконструкции зданий и сооружений
МДК.03.02. Участие в подготовке и проведении подрядных торгов
Раздел 5. Подготовка и проведение подрядных торгов
Тема 5.1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
для специальности 08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (углубленная подготовка)
Саратов, 2014
Рассмотрено Одобрено
на заседании комиссии социально- научно-методическим советом
экономических и гуманитарных дисциплин ГАПОУ СО «САСК»
Председатель ПК
______________ / С.А. Попова / протокол № _______
от «____» __________2014 г.
Председатель________И.И.Ботова
Разработала Моршнева Е.Е. преподаватель общих гуманитарных дисциплин
первой квалификационной категории
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………………………3
- Виды самостоятельных работ………………………………………………………….4
- Перечень самостоятельных работ ……………………………..……...………………5
- Подготовка и презентация докладов………………………………………………….6
- Подготовка информационного сообщения…………………………………………...7
- Подготовка рефератов………………………………………….………………………8
- Подготовка конспекта первоисточника……………………………………………….9
- Подготовка материала-презентации………………………………………………….10
- Оформление отчётов по практическим работам…………………………………….,11
- Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов……………,12
- Заключение……………………………………………………………………………..,13
- Литература ……………………………………………………………………………...14
- Приложения …………………………………………………………………………….15
- Пояснительная записка
В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.
Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По ПМ.03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений, МДК.03.02. Участие в подготовке и проведении подрядных торгов Раздел 5. Подготовка и проведение подрядных торгов теме 5.1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 08.02.01Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (углубленная подготовка) практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:
- отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
- написание конспекта-первоисточника;
- завершение практических работ и оформление отчётов;
- подготовка информационных сообщений, докладов с компьютерной презентацией, рефератов;
- подготовка материала-презентации.
Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, читальном зале библиотеки, дома.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.
Максимальное количество часов на дисциплину, предусмотренное учебным планом, составляет 30 часов, из которых аудиторных – 20 часов и 10 часов – внеаудиторная самостоятельная работа. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать их уровень самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;
- консультационная помощь.
Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов.
2. Виды самостоятельных работ
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.
Согласно Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), завершение аудиторных практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Виды внеаудиторной самостоятельные работы студентов
по ПМ.03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений МДК.03.02. Участие в подготовке и проведении подрядных торгов разделу
разделу 5. Подготовка и проведение подрядных торгов,
теме 5.1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
- подготовка докладов и информационных сообщений на заданные темы и их слайдового сопровождения;
- подготовка и написание рефератов;
- предложения в тезисной форме;
- заполнение таблицы;
- создание материала-презентации.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельные работы студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Перечень самостоятельных работ по ПМ.03. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации
и реконструкции зданий и сооружений МДК.03.02. Участие в подготовке и проведении подрядных торгов разделу 5. Подготовка и проведение подрядных торгов
теме 5.1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
№ темы | Название темы | Наименование самостоятельной работы | Рекомендуемая литература | Время | Формы выполнения | |
3 | Порядок проведения подрядных торгов | Подготовка докладов и презентаций на тему «Этапы проведения подрядных торгов»: «Организационная подготовка», «Разработка конкурсной документации», «Предварительная квалификация претендентов» «Принятие предложений», «Обеспечение заявки на участие в торгах», «Процедура проведения подрядных торгов», «Утверждение результатов подрядных торгов» | 1.Гражданский кодекс. Ч.1-4 (действующая редакция) 2.Положение | 2 | Демонстрация и защита презентации | |
4 | Государственный контракт на выполнение подрядных работ | Подготовить доклады и презентации по темам: «Административная ответственность сторон госконтракта», «Гражданская ответственность сторон госконтракта», «Материальная ответственность сторон госконтракта», «Уголовная ответственность сторон госконтракта» | 1.Гражданский кодекс. Ч.1-4 (действующая редакция) 2.Положение | 4 | Демонстрация и защита презентации | |
5 | Имущественная ответственность сторон государственного контракта. | Оформить конспект пополнить записи в глоссарии. | 1.Гражданский кодекс. Ч.1-4 (действующая редакция) 2.Положение | 2 | Отчет по проделанной работе | |
5 | Имущественная ответственность сторон государственного контракта. | Доработать правовые документы и составить отчет по выполненной практической работе | 2 | Отчет по проделанной работе | ||
ИТОГО 20 | ||||||
Максимальное количество часов – 30,в том числе: теоретических часов - 14 ; практических часов - 6; внеаудиторных часов - 10
Преподаватель Е.Е. Моршнева
Отступлений от рабочей программы нет . |
Подготовка и презентация докладов
Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Деятельность преподавателя:
- выдаёт темы докладов и презентаций: «Организационная подготовка»,«Разработка конкурсной документации», «Предварительная квалификация претендентов» «Принятие предложений», «Обеспечение заявки на участие в торгах», «Процедура проведения подрядных торгов», «Утверждение результатов подрядных торгов» (занятие № 3);
«Административная ответственность сторон госконтракта», «Гражданская ответственность сторон госконтракта», «Материальная ответственность сторон госконтракта», «Уголовная ответственность сторон госконтракта»; (занятие № 6)
- определяет место и сроки подготовки доклада и презентации: ко второму, третьему, четвертому,пятому, шестому, седьмому занятиям;
-оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций;
-определяет объём доклада: 5-6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание;
- указывает основную литературу:
Нормативно-правовые акты:
1.Гражданский кодекс РФ.
2. Положение о подрядных торгах в РФ (в ред. распоряжения Минстроя РФ № 18-23р,
Госкомимущества РФ № 2532-р от 18.10.94)
Учебные пособия:
1. Комменатрий к Гражданскому кодексу РФ
2. Мушинский В.М. Гражданское право.Учебное пособие для студентов ССУЗов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-2009
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/pravo1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Право
-оценивает доклад и презентацию в контексте занятия.
Деятельность студента:
- собирает и изучает литературу по теме;
- выделяет основные понятия;
- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
- оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;
- сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
Инструкция докладчикам и содокладчикам
Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь:
- сообщать новую информацию
- использовать технические средства
- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации
- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы
- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада)
- сообщение основной идеи
- современную оценку предмета изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
- живую интересную форму изложения
- акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.
2.Подготовка материала-презентации
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (см. прил. 3).
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Согласно программе самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экологические основы природопользования» предусмотрено выполнение материала-презентации на тему «Экономический подход к охране окружающей природной среды».
Деятельность преподавателя:
- консультирует при затруднениях,
- указывает основную литературу:
Нормативно-правовые акты:
1.Гражданский кодекс РФ.
2. Положение о подрядных торгах в РФ (в ред. распоряжения Минстроя РФ № 18-23р,
Госкомимущества РФ № 2532-р от 18.10.94)
Учебные пособия:
1. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ
2. Мушинский В.М. Гражданское право.Учебное пособие для студентов ССУЗов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-2009
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/pravo1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Право
Деятельность студента:
- изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- устанавливает логическую связь между элементами темы;
- представляет характеристику элементов в краткой форме;
-выбирает опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отображает в структуре работы;
- оформляет работу и предоставляет к установленному сроку: занятие №
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
8.Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов «отлично» студент получает, если:
- обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
- дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
- может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
данного материала.
Оценку «хорошо» студент получает, если:
- неполно, но правильно изложено задание;
- при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
- дает правильные формулировки, точные определения,
понятия терминов; - может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
данного материала.
Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:
- неполно, но правильно изложено задание;
- при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
- знает и понимает основные положения данной темы, но
допускает неточности в формулировке понятий; - излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
- затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:
- неполно изложено задание;
- при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
9.Заключение
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.
Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
Литература
- Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.
- Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
- Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
- Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
- Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
- Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.
- Приложения
Приложение 1
Образец титульного листа
Наименование
учебного заведения
Р Е Ф Е Р А Т
____________________________________________________________________
Выполни л (а)
Ф.И.О. студента
курс, группа
специальность
Проверил
Ф.И.О. преподавателя
Саратов,2014
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................................................... 2
Глава 1 ....................................................................................................................................................... 3
Глава 2 ....................................................................................................................................................... 6
Глава 3 ....................................................................................................................................................... 10
Заключение ............................................................................................................................................... 14
Список литературы................................................................................................................................... 16
Приложение 2
Образец оформления конспекта
КОНСПЕКТ
Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)
«_______________________________________________»
выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания
План (схема простого плана):
1.
2.
3.
4.
План (схема сложного плана):
1. ________________________;
________________________:
а) _____________________;
б) _____________________;
в) _____________________.
1.2. _______________________:
а) _____________________;
б) _____________________.
2. ________________________.
2.1. __________________ и т.д.
(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Приложение 3
Образец оформления презентации
- Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): _____________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя |
- Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. |
- Третий слайд
Литература: |
- Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |
Приложение 4
Образец титульного листа
Наименование
учебного заведения
ОТЧЁТ
по практической работе № ___
Тема: «__________________________________________________________»
Выполни л (а) Руководитель:
___________________ ___________________ Ф.И.О. студента Ф.И.О. преподавателя
_________________
курс, группа
_________________
специальность
Саратов,2014
Содержание
- Цель работы
- Оборудование
- Порядок проведения работы
- Контрольные вопросы и задания
- Вывод (заключение)
- Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального модуля ПМ 03 "Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений" для специальности СПО 08.02.01
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуата...
Задания для АСТ теста по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности ПМ 03.01 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
Тестовые задания для проведения комплексного экзамена по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности раздел 3. Обеспечение законности в сфере профессиональной деятельностиМДК 03.01. Уп...
Методические указания по проведению практических занятий ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
...Методические указания для практических занятий по ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружен...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО УП.06. Проведение электронных аукционов ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений» по специальности 08.02.01
В соответствии с ФГОС СПО учебная практика студентов является составной частью ОП СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений углубленной подготовки проводится в соо...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации, ремонте и реконструкции строительных объектов
Фонд оценочных средств по теме 1.2. «Инженерно-организационная работа линейных инженерно-технических работников» включает все виды оценочных средств по МДК 03.01. Управле...
Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения для обучающихся по специальности
Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работыпо ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного по...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по планированию, организации и проведению практических работ (в т. ч. в форме практической подготовки) ПМ.04 Участие в организации деятельности структурного подразделения МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путе
Позволит обучающимся качественно выполнить практические работы по МДК.04.03 Организация, нормирование и оплата труда в путевом хозяйстве...