Методическое пособие "Самостоятельное изучение дисциплины "Основы философии"" для студентов заочного отделения всех специальностей
методическая разработка по теме

Моршнева Елена Евгеньевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_dlya_zaochnikov_po_filosofii.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

E-mail:concurs@
gordost-russia.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение

Саратовской области

 «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

                                    УТВЕРЖДАЮ

        Зам. директора по учебной работе

        ______________ Муравьёва О.И.

                                                                                                  «____»____________2014 г

                                                                 

Методическое пособие

по дисциплине

 «Основы философии»

«Самостоятельное изучение дисциплины»

Методическое пособие для студентов заочного отделения

всех специальностей

Саратов 2014


РЕКОМЕНДОВАНО  предметно-цикловой комиссией социально-экономических и гуманитарных наук

Протокол №___ от «____»________201__ г.

Председатель комиссии _______/Попова С.А./

  ОДОБРЕНО методическим советом колледжа

  Протокол №_____ от «___»________201__г.

  Председатель _____________/______________/

                                                                             

Разработчик(и) (автор):

Моршнева Е.Е., преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «САСК» первой квалификационной категории

Введение

        Изучите программу курса «Основы философии», ее структуру. Изучение данной дисциплины имеет большое значение для подготовки специалистов любого профиля. Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т.д. Данный курс знакомит вас с основной проблематикой философии, с развитием человеческой мысли. Он раскрывает проблемы формирования личности, отношения к другим людям, социальные и этические проблемы развития современной культуры, науки и техники.

        В результате изучения курса «Основы философии» студенты должны свободно ориентироваться в таких понятиях и вопросах, как:

-  предмет философии, основные вехи мировой философской мысли,

-  природа человека, смысл его существования, человек и общество, человек и Бог,

-  человеческое познание и человеческая деятельность,

-  наука и культура и их роль в обществе,

-  глобальные проблемы современности.

Основная часть

На изучение курса «Основы философии» у студентов заочного отделения отводится следующее количество часов:

60 часов – всего на изучение материала,

6 часов – установочные лекции,

54 часа – самостоятельное изучение материала.

Содержание

  1. Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Литература: УЛ – 1, с. 4 – 10

                     УЛ – 2, с.5 – 16

                     УЛ – 3, с.5 - 19

Ознакомьтесь с понятием «философия», предметом философии. Определите, когда и каких центрах древней цивилизации возникла философия.

Уясните, что на основные вопросы философии о смысле жизни, человеке, добре и зле, счастье и любви, нет однозначного ответа. Философия предлагает вам варианты ответов, ваша задача – выбрать из их множества тот, который ближе вам. Вы также можете предложить свой вариант ответа, так как философия – наука субъективная.

Философия имеет сложную структуру. Рассмотрите науки, которые входят в состав философии. Выясните соотношение философии, науки, религии и искусства.

        

Требования к знаниям:  после изучения данного вопроса студент должен знать и уметь раскрывать такие понятия, как философия, предмет философии, основные вопросы философии. Знать структуру философии и кК функции.

Вопросы для самоконтроля:

1.         Что такое философия и что она изучает?

2.         Обоснуйте утверждение о том, что философия – это наука о разумной и правильной жизни.

  1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.

Литература: УЛ – 1, с.10 – 68

                    УЛ – 2, с.16 -140 (выборочно)

                    УЛ – 3, с.26 – 328 (выборочно)

Ознакомьтесь с идеями выдающихся философов мира. Начните с античной философии. Рассмотрите философские взгляды Сократа, Платона, Гераклида, Парменида, Аристотеля, Демокрита и Эпикура. Многие из древних философов были великими учеными, поэтому философия подверглась большому влиянию естественных наук. Изучите философию Средних веков по взглядам Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Обратите внимание на то, что  в Средние века философия имела непосредственную связь с религией. Она должна была объяснять и подтверждать основные догматы христианской религии.

Изучая философию Нового и Новейшего времени, обратите внимание на появление новых философских направлений, таких как  идеализм, материализм, агностицизм, рационализм. Рассмотрите взгляды Ф.Бэкона, Дж. Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И. Канта, Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. Обратите внимание на развитие русской философской мысли в работах Н.А.Бердяева, произведениях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Дайте определения течениям современной философии: неопозитивизм, структурализм, экзистенциализм.

Постарайтесь проследить влияние философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли.

Требования к знаниям: после изучения данной темы студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в истории философии, влияние их на ту или иную эпоху.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие философские идеи пропагандировали циники, стоики, киники, киренаики, софисты, атомисты, эпикурейцы, мегарики и скептики?
  2. Какие философы Нового и Новейшего времени придерживались материалистических взглядов, а какие идеалистических?
  3. В чем особенность русской философии XIX – XX вв.?

3.  Человек – главная философская проблема. Сознание и познание.

Литература: УЛ – 1, с. 69 – 167.

                     УЛ – 3, с.365 – 392, 406 – 424

        Рассмотрите известные теории о происхождении человека. Помните, что возникновение человека – это чудо, что до сих пор неизвестно, как возникла жизнь на Земле, была ли она занесена из космоса или возникла химическим путем.

        Человек постоянно изменяется, человек – это стремление быть человеком. Каждый человек индивидуален. Рассмотрите, что делает всех людей уникальными и неповторимыми. Однозначное и окончательное определение человека дать нельзя, так как он слишком многогранен в своих делах и мыслях. Об исключительном месте человека среди остальных явлений и предметов говорят его фундаментальные характеристики: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость.

        Рассмотрите основные категории человеческого бытия, определяющие его жизнь – свободу, творчество, любовь, счастье, смерть. Постарайтесь выработать самостоятельное отношение к этим категориям.

        Рассмотрите проблему сознания, которое является поразительным феноменом Вселенной. Сознание имеет три стороны: предметное сознание, самосознание и сознание как поток непосредственных переживаний. Ознакомьтесь с основными идеями психоанализа З.Фрейда.

        Знакомясь с учением о познании, не забывайте, что в философии во все времена было два подхода к вопросу о том, как человек познает мир. Одни философы считают, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Рассмотрите понятия: чувства, разум, воля, память, мышление, воображение.

Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека - его происхождение, отношения, основные характеристики. Должен разбираться в природе и структуре сознания, иметь представление о приемах и методах познания мира.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем отличие человека от всего остального на Земле?
  2. Раскройте основные идеи психоанализа З.Фрейда.
  3. Как человек познает окружающий мир?

  1. Духовная  жизнь человека.

Литература: УЛ – 1, с. 168 – 203

                    УЛ – 2, с. 168 – 177

                    УЛ – 3, с.437 – 458

        Познакомьтесь с основными категориями научной картины мира, с ролью науки в современной жизни.

        Человеческую жизнь и культуру определяют пространство, время, свет, цвет, ритм, движение, число. Эти феномены накладывают сильнейший отпечаток на мировосприятие людей. В разные эпохи философы по-разному интерпретировали их.

        Одними из главных вопросов этой темы  являются вопросы о взаимоотношениях человека и бога и вопрос о вере. Вера – это своеобразное духовное состояние, в котором человек согласен признавать как истину нечто такое, что само по себе не очевидно, для чего нельзя привести убедительных оснований. С помощью веры человек пытается найти ответ на вопрос о смысле жизни.

        Рассмотрите такие понятия, как: искусство, талант, гений. Искусство – это феномен, организующий жизнь. Главная функция искусства заключается в том, что оно творит мир. Мир, в котором мы живем, в большей своей части является продуктом искусства. Только с помощью искусства человек может сделать свою жизнь целостной и завершенной. Поэтому искусство играет огромную роль в познании и воспитании человека.

Требования к знаниям: студент не только должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, но и уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности, с современной научной картиной мира. Должен понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.

Вопросы для самоконтроля: 

  1. Как интерпретировали философы разных исторических эпох основные категории научной картины мира?
  2. Каково значение веры в жизни современного человека?
  3. Как вы считаете, переживает ли современное искусство кризис?

  1. Социальная жизнь.

Литература: УЛ – 1, с.203 – 279.

                     УЛ – 2, с.177 – 181

                     УЛ – 3, с.458 – 470

Философия, помимо общества, культуры, природы, изучает еще историю. Этот раздел называется философией истории. В нем рассматриваются такие вопросы, как человеческое общество, направления его развития, будущее человечества.

        Ознакомьтесь с формами существования человека – этнос, семья, государство. Рассмотрите различные философские концепции исторического развития. Гегель и К.Маркс разработали теории однолинейного прогрессивного развития, К.Ясперс и А.Вебер – концепции многолинейного развития, О.Штенглер и П.Сорокин – циклического развития.

        Особое внимание обратите на историческую самобытность России. Рассмотрите взгляды западников и славянофилов о путях развития России, взгляды П.Я.Чаадаева на историческую судьбу России.

        Дайте определения таким понятиям, как государство и социальная структура общества. Государство определяет основные направления внутренней и внешней политики. Социальная структура государства сложна и неоднородна. Современное российское общество можно разделить на несколько классов: правящая элита, средний класс, базовый класс и низший класс. Каждый из этих классов распадается на несколько слоев (стратов). Социальная структура развитых стран Европы и США отличается от российской.

        XX и XXI века – это время глобальных проблем, от решения которых зависит развитие человечества и его выживание. Сегодня такими проблемами являются: экологический кризис, исчерпание невозобновимых природных ресурсов, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран, повреждение генофонда. Эти проблемы касаются всех стран мира и решить их можно только общими усилиями.

Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и уметь критически их анализировать. Должен знать, что такое массовая культура, контркультура, понимать, что такое истинная и ложная культура. Должен осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем историческая самобытность России?
  2. Какова роль отдельного человека в истории?
  3. Что значит быть культурным человеком?

        

В результате самостоятельной работы и лекций студенты-заочники должны усвоить и свободно ориентироваться в основных понятиях курса.

        Необходимые термины по предмету «Основы философии»

Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания мира, закономерностей природы и общества.

Антропология (философская) – это философские взгляды на природу и сущность человека, который выступает исходным началом и центральным объектом философского анализа.

Апологетика – течение в раннем христианском богословии, ставившее перед собой задачу защиты христианской веры с помощью доводов разума, философских аргументов.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования; в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Гносеология – теория познания, один из основных разделов философии, изучающий отношения человека и мира в процессе познания.

Дедукция – метод познания, для которого характерен переход от общего к частному и единичному, выведение единичного из общего.

Диалектика – учение о всеобщей связи явлений и развитии, которое происходит из-за наличия противоречий в окружающем мире и сознании.

Духовность – сложное, производное от термина «дух». Духовность – реальность, не сводимая к вещественному, материальному, ощутимому чувствами. Это надчувственное, идеальное образование. Духовность – специфически человеческое качество. Духовность, её содержание, её направленность – это та или иная система ценностей.

Знание – адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Идеализм – направление в философии, которое признает первичным дух, сознание, идею.

Индукция – метод познания, для которого характерен переход от частного и единичного к общему, выведение общего из единичного.

Картина мира – понятие, обозначающее сформированную мировоззрением определенной эпохи систему знаний о мире, его причинах, структуре, порядке взаимодействия составных частей, взгляды на природу человека, его место и роль в целостной организации миропорядка.

Коммунизм – тип общества, основанный на общественной собственности на средства производства.

Католицизм – одно из направлений в христианстве, главой которого является папа римский.

Материализм – направление в философии, признающее первоосновой всего существующего материю.

Материя – независимая от человека и любого сознания реальность. Она вечна и является источником всего, что нас окружает.

Механистическая картина мира – представления о мире, согласно которым все явления вызываются причинами, родственными механическому взаимодействию, и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики. Механистическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, когда естественные науки стали самостоятельно исследовать мир природы, используя собственную естественнонаучную терминологию.

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение – это не только система представлений о мире, но и система норм и правил поведения людей по отношению друг к другу и к окружающему миру, единых для определенного сообщества.

Общество -  основополагающая категория философии и социологии. В широком смысле понимается как отделившаяся от природы часть мира, представляющая собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных индивидов.

Проблемы глобальные – это проблемы, которые затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности; решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества.

Пессимизм – мировоззрение, для которого характерно негативное отношение к действительности, ожидание в будущем наихудшего варианта развития событий.

Православие – одно из направлений в христианстве, которое не имеет единого церковного центра, состоит из самостоятельных поместных православных церквей.

Скептицизм  – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Родоначальником античного скептицизма является Пиррон, который не допускал возможности достоверного знания и не верил в возможность рационального обоснования норм поведения.

Субъект – познающий индивид или социальная группа, активное начало в познании.

Теология  – богословие, учение о Боге. Совокупность основанных на текстах, принимаемых как божественное откровение, религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Тоталитаризм – диктаторский режим, одной из главных черт которого является подавление личности и господство всеобщего страха.

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов для выработки целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

Философская система – такая концепция, которая включает в себя важнейшее из философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.

Экзистенциализм, или философия существования, – направление философии, которое ориентировано, прежде всего, на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.

Этика – раздел философии, изучающий мораль, нравственность.

Эстетика – учение о прекрасном, его сущностях, законах, формах и нормах.

Итоговой самостоятельной работой студентов-заочников является реферат по определенной теме. Для выполнения данной работы студенты-заочники получают от преподавателя тему реферата и методическое пособие по выполнению реферата со всеми необходимыми требованиями и приложениями.  

        Выполненная работа сдается преподавателю по дисциплине «Основы философии» для рецензии. Если имеются замечания к работе, реферат возвращается студенту для их устранения. Если работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к данному виду работ, то реферат получает оценку «зачет», а студент- заочник допускается к итоговой письменной работе по дисциплине.

Требования к реферату

        Учебная работа студентов-заочников по предмету «Основы философии» включает в себя такие формы и приемы обучения, как лекции, самостоятельная работа и написание реферата. Написание реферата – это итоговая работа студентов.

        Реферат (от латинского referre – докладывать, сообщать) – краткое изложение в письменном виде результатов самостоятельного изучения проблемы на основе широкого круга источников и литературы. Для этого студентам необходимо изучить литературу, имеющую отношение к теме. Реферат должен содержать в себе элементы научного поиска, отражать точку зрения автора по исследуемому вопросу. Собственные выводы автора значительно повышают ценность проделанной работы.

        Цель написания реферата в том, чтобы показать умение студентов самостоятельно добывать и усваивать необходимую информацию, творчески ее переосмысливать.

        Тема реферата предполагает анализ и решение одной или нескольких проблем философии. Раскрытие темы позволит студентам продемонстрировать свои знания и способности.

        Первой частью работы над рефератом должен быть план реферата – простой или сложный. Простой план включает в себя введение, несколько вопросов основного раздела и заключение. К реферату обязательно прилагается список использованной литературы. В сложном – основные вопросы детализируются через подпункты или параграфы.

        Составив план, необходимо разместить собранный материал в последовательности, диктуемой планом реферата.

        Во введении необходимо обосновать тему, раскрыть ее связь с проблемами изучаемого курса, обозначить основные задачи, которые намечается решить в ходе написания реферата. По объему введение должно занимать 10 – 15% всей работы.

        Основная часть реферата обычно состоит из 3 – 4-х вопросов, которые должны охватывать все стороны рассматриваемой проблемы, быть логически взаимосвязаны.

        Весь реферат должен представлять единую цепь доказательств, аргументов, раскрывающих заявленную тему, ее различные аспекты. Изложение каждого вопроса основной части завершается выводами.

        В заключение на 1 -2-х страницах в сжатом виде формулируются результаты исследования и полученные выводы.

        Общий объем реферата составляет, как правило, 15 – 20 машинописных страниц (шрифт – 14).

Оформление реферата

Реферат начинается с титульного листа (Приложение 1). За титульным листом следует план, где перечисляются все разделы работы.

        Далее следует основной текст. Страницы должны иметь поля для пометок преподавателя. Справочный аппарат работы должен быть правильно оформлен. Цитаты  должны быть заключены в кавычки и иметь примечание – откуда извлечен этот материал.

        В конце работы помещается список литературы с указанием полных выходных данных источников (название, место и год издания).

        Частичный или полный плагиат, другие формы присвоения чужого авторства (использование Интернета и т.п.) недопустимы и служат основанием для дисквалификации реферата, в результате чего экзамен по предмету «Основы философии» считается несданным.

        

Темы рефератов по предмету «Основы философии»

 для студентов-заочников

  1. Религия и философия.
  2. Философия И.Канта.
  3. Философская мысль России XIX века.
  4. Сущность и назначение человека.
  5. Марксистская философия.
  6. Древнегреческая философия.
  7. Философские открытия XVII века.
  8. Философия в поисках сознания.
  9. Философия и наука.
  10. Глобальные проблемы современности и пути их решения

Основные понятия и вопросы,

требующие раскрытия в рефератах.

  1. Религия и философия:

- вера и религиозный опыт,

- бессмертие,

- сходства и различия философии и религии,

- религиозная философия П.Я.Чаадаева.

     2.  Философия И.Канта:

        -  идеи Канта – переворот в философии,

        -  краткая биография Канта (докритический и критический периоды),

        -  теория познания Канта,

        -  моральная теория Канта.

      3. Философская мысль России XIX в:

        - особенности отечественной философской мысли,

        - религиозная философия П.Я.Чаадаева,

        - философия русского космизма ( Н.Ф.Федоров),

        - философская система В.С.Соловьева.

      4.  Сущность и назначение человека:

        - происхождение человека,

        - причины отличия людей друг от друга,

        - основные характеристики человека,

        - категории человеческого бытия,

        - смысл жизни человека.

     5.  Марксистская философия:

        -  философские взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса,

        -  теория отчуждения,

        -  теория классовой борьбы,

        -  диалектический материализм,

        -  неомарксизм.

     6.  Древнегреческая  философия:

        -  элейская школа (Ксенофан, Парменид),

        -  философские взгляды Пифагора,

        -  античный атомизм (Демокрит, Эпикур),

        -  философия Сократа,

        - философия Платона.

      7.  Философские открытия XVII в.:

        -  рационализм и эмпиризм,

        -  поиски метода познания Ф.Бэконом,

        -  бытие мысли Р.Декарта,

        -  деизм Декарта.

     

 8.  Философия в поисках сознания:

        -  сознание – феномен человека,

        -  стороны сознания,

        -  сознательное и бессознательное (З.Фрейд),

        -  коллективное бессознательное К.Юнга,

        -  мышление и язык.

9.  Философия и наука:

        -  современная наука,

        -  взаимодействие философии и науки,

        -  научная картина мира,

        -  движение, пространство, время.

10.  Глобальные проблемы современности и пути их решения:

        -  глобальные процессы в современном мире,

        -  проблема предотвращения ядерного конфликта.

        -  экологический кризис,

        -  проблема исчерпания ресурсов,

        -  демографическая проблема,

        -  терроризм.

       Итогом изучения курса «Основы философии» является письменная контрольная работа. Формой итогового контроля знаний студентов-заочников мной выбрано тестирование.

Тесты – это качественный и объективный, а также экономичный способ оценивания.

Термин «тест» впервые введен американским психологом Джеймсом Кеттеллом в 1890г. «Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности студентов.

                                            Требования к тесту

1.  Задания теста должны быть взаимосвязанными, взаимодополняемыми и упорядоченными либо по трудности, либо по логике.

2.  Форма теста должна быть единообразной, унифицированной, привычной, удобной.

3.  Термины, понятия, используемые в тестах, должны быть общеизвестны, соответствовать требованиям учебной программы и строго соответствовать первоисточникам.

4.   Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от простого к сложному.   

5.  Тестовые задания должны быть краткими. Прочитав задание, студент должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет.

6. На обдумывание одного задания должно затрачиваться не более двух минут.

Для итогового контроля знаний студентов-заочников в своей практике я использую такой тип теста, как тест успеваемости (по дисциплине). Этот тип теста позволяет охватить большой объем содержания, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести коррективы в процесс обучения. У студентов такой тип тестирования формирует мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их. Правильно оформленный тест развивает добросовестность и аккуратность. Использование тестов повышает интерес к изучаемой дисциплине.
        Для итоговой проверки знаний студентов-заочников мной разработана такая форма тестового задания, как закрытое тестовое задание (с выбором правильного ответа или нескольких ответов из предложенных).

        Вопросы тестового задания составлены в соответствии с изученным материалом. В тесте намеренно введены легкие, решаемые всеми задания, чтобы повысить уверенность в себе, ободрить испытуемого. Но есть задания и высокого уровня сложности, чтобы студенту было к чему стремиться.

        В начале работы (до формулировки задания) студентам дается инструкция выставления оценок. Для обработки результатов этого вида работы используется следующая шкала:

85% - 100% - “5” ,

65% - 85%   - “4” ,

40% - 65%   - “3” ,

0% - 40%     - “2” .

        После сдачи работ обязательно проговариваются правильные ответы.

Задания итогового теста для студентов-заочников

по дисциплине «Основы философии»

 (варианты правильных ответов выделены жирным шрифтом)

  1. Философия всегда субъективна:

А) она осмысливает отношения между субъектом и объектом,

Б) она изучает отношения между объектами,

В) она раскрывает отношения между субъектами.

2.  Античная философия была близка по своим взглядам:

        а) к материализму,

        б) к идеализму.

3.  Главная специфика философии средних веков в том, что она:

        а) основывалась на достижениях науки,

        б) тесно связана с религией и мистикой.

4.  Совершенно новую теорию познания и теорию о морали создал:

        а) Фрэнсис Бэкон,

        б) Артур Шопенгауэр,

        в) Иммануил Кант.

5.  В теории марксизма разработаны такие вопросы, как:

        а) прибавочная стоимость,

        б) концепция бессознательного в человеке,

        в) классов и классовой борьбы,

        г)  христианская мораль.

6.  Позднее складывание, «народопоклонство», внимание к социальной проблематике – это:

        а) особенности философии нового времени,

        б) особенности русской философии,

        в) особенности философии пессимизма.

7.  Антропология – это наука, которая занимается:

        а) проблемой человеческого познания,

        б) проблемой происхождения человека,

        в) изучением психологии человека.

8.  Родоначальником эволюционной теории происхождения человека является:

        а) Фридрих Ницше,

        б) Фридрих Энгельс,

        в) Чарльз Дарвин.

9.  Что отличает людей друг от друга:

        а) особенности индивидуальной биографии,

        б) особенности психического склада,

        в) детские воспоминания.

10.  Что защищает психику человека от разрушения:

        а)  самовнушение,

        б)  механизмы защиты психики,

        в)  философия.

11.  Бытие – это:

        а) существование вещей и субъекта в данный момент и в данном месте,

        б) постоянное развитие и изменение,

        в) взаимосвязь всех вещей, процессов, явлений и человека.

12.  К категориям человеческого бытия относятся:

        а)  счастье,

        б) материя,

        в) смысл жизни,

        г)  смерть.

13.  Сознание – это высшая форма отражения действительности. Оно:

        а) материально,

        б) идеально.

14.  Идеалистический подход считает сознание:

        а) первичным по отношению к материи,

        б) вторичным по отношению к материи.

15.  К элементам сознания относятся:

        а) внимание,

        б) память,

        в) движение,

        г) самосознание.

16.  сознание помогает человеку:

        а) приобретать знания о природе и обществе,

        б) преобразовывать действительность,

        в) прогнозировать свои действия.

17.  Познание – это:

        а) особая форма человеческой психики,

        б) процесс приобретения и развития знаний.

18.  Основная идея теории познания Канта в том, что:

а) мир нельзя познать,

б) можно познать объекты, которые создал сам человек, «вещи для нас»,

в) «вещь в себе» познать нельзя.

19.  Видами воображения являются:

        а) сновидения,

        б) мечты,

        в) знания.

20.  Научная картина мира основывается:

        а) на религиозных традициях, священных текстах,

        б) на систематизированных знаниях о природе и обществе.

21.  В период развития феодализма процветает:

        а) механическая картина мира,

        б) электромагнитная картина мира.

22.  Признаки материи:

        а) она существует независимо от нашего сознания,

        б) она субъективна,

        в) она отражается в наших ощущениях.

23.  Формы существования материи:

        а) пространство,

        б) время.

24.  Религия – это:

        а) мировоззрение человека, основанное на вере в существование Бога,

        б) мировоззрение, основанное на рациональных аргументах.

25.  К числу мировых религий относятся:

        а) христианство,

        б) буддизм,

        в) протестантизм,

        г) ислам.        

26.  К глобальным проблемам современности относятся:

        а) проблема исчерпания ресурсов,

        б) экологический кризис,

        в) терроризм.

        В итоге работа студентов над вопросами теста будет выглядеть следующим образом: Приложение 2.

Заключение

        Данная методическая разработка дополняет рекомендованные учебники, поэтому предназначена для студентов заочного отделения при их подготовке к контрольной работе по дисциплине «Основы философии».

        Также она призвана облегчить работу преподавателей по данной дисциплине, так как содержит рекомендации по методике преподавания учебной дисциплины, основанные на опыте.

Приложение 2

Правильные ответы на вопросы итогового теста:

  1. А В
  2. А
  3. Б
  4. В
  5. А В
  6. Б
  7. Б
  8. В
  9. А Б В
  10. Б
  11. А
  12. А В Г
  13. Б
  14. А
  15. А Б Г
  16. А Б В
  17. Б
  18. Б В
  19. А Б
  20. Б
  21. А
  22. А В
  23. А Б
  24. А
  25. А Б Г
  26. А Б В

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение

Саратовской области

 «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы философии»

ТЕМА

        Выполнил: ____________________

        Проверил:   ____________________

Саратов 2014

Рекомендуемая литература для студентов-заочников:

УЛ – 1. Губин В.Д. Основы философии. Москва. Форум – Инфра. 2007.

УЛ – 2. Горелов А.А. Основы философии. Москва. 2006.

УЛ – 3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии.   Москва.        Форум – Инфра – М. 2006.

Литература, использованная при подготовке методической разработки:

  1. Вострякова Ю.В. Философия: Методические указания по курсу. - Самара: СамГАПС, 2002. - 20 с.
  2. Карпенко Л.И. Философия: Методические указания. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 48 с.
  3. Дробжева Г.М., Есикова М.М., Роом Л.А., Самохин К.В. Философия: контрольные работы: Практикум. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2005. - 52 с.
  4. Стоунс Э. Психопедагогика. Психическая теория и практика обучения. - М.: Знание ,1984 .
  5. Разработка и применение дидактических тестов в обучении: Методические указания по курсу "Психолого-педагогическая диагностика в обучении" Составитель Исаев А.П. - Екатеринбург: изд-во УГТУ-УПИ ,1993 .
  6. Аванесов В. С. Формы тестовых заданий. - М.: МИСиС ,1991.
  7. Губин В.Д. Основы философии. Москва. Форум – Инфра. 2007.
  8.  Горелов А.А. Основы философии. Москва. 2006.
  9. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии.   Москва.        Форум – Инфра – М. 2006.
  10. Материалы сети Internet.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...

Методические рекомендации по написанию контрольной работы по основам философии для студентов заочного отделения по специальности 44.02.02 Дошкольное образование

Методические рекомендации по написанию домашней контрольной работы по основам философии для студентов заочного дошкольного отделения педагогического колледжа...

Методическое пособие по дисциплине "Основы философии" для студентов заочного отделения

Данное пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины студентами - заочниками всех специальностей. Соденржит перечень тем, методические указания к каждой теме, контрольные вопросы, спи...

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по ПМ01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования» (МДК 01.02, 01.03) для студентов заочного отделения по специальности 13.02.11 Техническ

В методических рекомендациях представлены задания и порядок выполнения контрольных работ по профессиональному модулю ПМ01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электр...

Общие методические указания по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по основам философии

Общие методические указания по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и с...

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения

Методические рекомендации  по выполнению контрольной работы студентами заочного отделения...