Общие методические указания по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по основам философии
учебно-методическое пособие
Общие методические указания по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по основам философии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000a9014-f7e69b32.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждены:
Зам. директора
по учебной работе О.Б. Грунева
«___»_______2016г.
____________________
Общие методические указания
по самостоятельной работе для студентов заочного отделения «Курского монтажного техникума» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
по основам философии
Курск 2016
Автор Рыжкова Н.Г. , преподаватель ФГОУ СПО
Разработано на основе рабочей программы по учебной дисциплине «Основы философии» разработанной на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 15 апреля 2010 г. №356
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии
преподавателей цикла «ОГСЭД »,
протокол № 3 от «16» ноября 2016г.
- Пояснительная записка
Современное российское общество, развивающееся в рамках постиндустриальной цивилизации, нуждается в фундаментально образованном, профессионально компетентном человеке, творческой личности, подготовленной к различным видам преобразующей деятельности. Особая роль в этом процессе принадлежит комплексу социально-гуманитарных дисциплин и, прежде всего, основам философии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся «Основы философии», обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», следующими общими компетенциями:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
У 1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина.
З-1.основные категории и понятия философии;
З-2. роль философии в жизни человека и отечества;
З-3.основы философского учения о бытие;
З-4. сущность процесса познания;
З-5. основы полученной, философской и религиозной картины мира;
З-6. об условиях формирования личности ,свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
З-7. о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка(всего) | 62 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего) | 6 |
В том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа(проект) не предусмотрено | - |
Самостоятельная работа обучающегося(всего) | 56 |
В том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой(проектом) не предусмотрено | - |
подготовка практикоориентированных работ проектного характера | |
домашняя работа | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
3. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебные пособия:
- Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-315 с (с приложением).
- Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с. (Профессиональное образование)
- В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров, Основы философии, Кнорус, Москва, 2015 г. Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
- Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-337 с.
- Балашов В.Е. Занимательная философия.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008-172 с.
- Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов н/Д.: Феникс. 2010.-315 с.
- Краткий филоофский словарь/ Под ред. А.П. Алексеева.- М.: РГ- Пресс. 2010.-496 с.
- Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И. Кузнецова.- М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008.-799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль. 1986.-574 с.
- Древнеиндийская философия/ Сост. В.В. Бродов.- М.: Мысль. 1972.-343 с.
- Древнекитайская философия: В 2-х т.- М.: Мысль. 1972.
- Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Советский писатель. 1991.- 480 с.
- Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию.- м.: Наука. 1977.-383 с.
- Фромм Э. Душа человека.- М.: Республика. 1992.-430 с.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm.ru
wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos
Вопросы и задания для самоконтроля
Тема 1.1
Основные понятия и предмет философии
Вопросы и задания:
1.Что такое философия?
2.От каких слов происходит название этой дисциплины?
3.Как они определяются?
4.Каков предмет философии?
5.Что такое рациональность, из чего она складывается?
6.Каковы требования к определению понятий?
7.Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?
8.Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: «Из- за незнания логики погибло больше кораблей чем из- за незнания навигации».
Что он имел ввиду? Попробуйте привести примеры поясняющие это заявление.
9.Прокомментируйте высказывание Цицерона: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души в принятию посева и вверяет ей- сеет так сказать- только те семена, которые вызрев, приносят обильный урожай»
В чем он видит предназначение философии?
10. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».
Тема 1.2
Философия древнего мира и средневековая философия
Вопросы и задания:
1.Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2.О каких великих философах Древнего Китая вы узнали? Каковы их основные идеи?
3.Изложите основные идеи Будды, как вы их поняли и запомнили?
4.Изложите эволюцию античной философии?
5. Каково соотношение в античной философии между знанием удовольствием и добродетелью?
6.В чем специфика и значение древнеримской философии?
7.В чем причины упадка древнегреческой философии?
8.В чем принципиальное отличие античной философии от индийской и китайской?
9.Составьте общую характеристику средневековой философии? Почему философы той эпохи были религиозными мыслителями?
10.В чем отличие средневековой философии от античной?
Тема 1.3
Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Вопросы и задания:
1.Особенности и основные направления философии эпохи возрождения?
2.Что такое гуманизм и как он проявился в творчестве философов эпохи Возрождения?
3.Почему в Новое время философия начала сближаться с наукой? Как это отразилось на содержании философии?
4.Как понимается субъект и объект философии Нового времени?
5.В чем суть коперниканского переворота в философии?
6.В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?
7.Что такое феномен и вещь в себе по Канту?
8.Как связаны философия Фихте, Шелленга и Гегеля с философией Канта?
9.Каковы основные законы диалектики Гегеля?
10.Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?
Тема 1.4
Современная философия
Вопросы и задания:
1.Что такое экзистенция ?
2.Как понимал экзистенциализм проблему свободы и становления личнсоти?
3. В чем основное философское значение психоанализа?
4.Что нового внес в психоанализ Карл Юнг?
5.Каковы основные характеристики двух моделей поведения по Фромму?
6. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?
7.Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?
8.В чем проявился скептицизм в философии ХХ в.?
9. Каково соотношение опыта и веры в теории познания в ХХ в.?
10. Как Вы понимаете высказывания М. Хайдеггера:
"Человек не только существо, обладающее среди прочих своих способностей также и языком. Язык есть дом бытия, живя в котором человек эк - зистирует, поскольку, оберегая истины бытия, принадлежит ей…"
"Человек в своей бытийно-исторической сути есть сущее, чье бытие, будучи эк-зистенцией, заключается в обитании вблизи бытия. Человек - сосед бытия".
Тема 2.1
Методы философии и её внутреннее строение
Вопросы и задания:
1.В чем основное различие идеализма и реализма?
2.В чем сходства и различия между тремя кругами в философии- античным, средневековым и новоевропейским?
3.В чем сходства и различия античного скептицизма, скептицизма эпохи Возрождения и скептицизма философии ХХ в.?
4.Каково соотношение веры и разума в развитии философии?
5.Как соотносятся предмет и метод исследования?
6.В чем суть диалектического метода?
7. В чем специфика прагматического метода?
8.Как соотносятся философский метод и философские принципы?
9.Как соотносится систематическая философия и специальные философские дисциплины?
10.Какова структура философского знания?
Тема 2.2
Учение о бытии и теория познания
Вопросы и задания:
1. Что такое онтология? Чем она оличается от других областей философского знания?
2.Что такое бытие? Тождествены ли понятия «бытие» и «сущее»?
3.Как понимать небытие?
4. Сопоставьте следующие трактовки пространства и времени. В чем сущность расхождений между авторами? Какая точка зрения, на ваш взгляд, является более аргументированной?
" Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносисительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным". (И. Ньютон.)
" Пространство не есть эмпирическое понятие, выводимое из нашего опыта. В самом деле, представление о пространстве должно уже заранее быть дано для того, чтобы те или иные ощущения были относимы к чему - то вне меня (т.е. к чему - то в другом месте пространства, а не в том, где я нахожусь), а также для того, чтобы я мог представить себе их как находящихся вне и подле друг друга, стало быть не только как различные, но и как находящиеся в различных местах. Представление о пространстве не может быть, поэтому заимствовано из отношений внешних явлений посредством опыта. Сам этот внешний опыт становится возможным прежде всего благодаря представлению о пространстве." (И. Кант)
" Основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства". (Ф. Энгельс)
" В физиологическом отношении время и пространство суть ощущения ориентировки, которые вместе с чувственными ощущениями определяют развязывание биологически целесообразных реакций приспособлений. В физиологическом отношении время и пространство суть зависимости физических элементов друг от друга" (Э. Мах).
" Мы не можем утверждать, что пространство и время имеют реальное существование; они находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи… Пространство и время суть не реальности мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи" (К. Пирсон).
Укажите факторы, способствующие возникновению сознания?
5.Раскройте роль практики в познании. Какова структура, форма и функции практики в познании?
6. Что такое агностицизм? Назовите его основные причины и формы проявления.
7.Что такое истина и заблуждение? Как они соотносятся? Актуально ли, по - Вашему, учение Ф. Бэкона об "идолах"?
8.В истории познания сложились две крайних позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Охарактеризуйте их.
9. Укажите факторы, способствующие возникновению сознания?
10. Если метод определяется природой объекта, то почему возможно применение методов одних наук в исследованиях других наук? Какая тенденция развития науки связана с этой особенностью познания? Приведите примеры.
Тема 2.3.
Этика и социальная философия
Вопросы и задания:
- Что такое добро? Почему в мире существует зло? Можно ли создать мир в котором совсем не будет зла?
- Почему этику называют практической философией?
- Что такое ценность? Постройте иерархию ваших собственных ценностей, воспользовавшись след. примером: свобода, любовь, мудрость, добро, вера, познание, власть.
- Правда ли что зло наказуемо? Приведите примеры «за» и «против».
- Можно ли обойтись без этики ориентируясь только на мораль?
- Что такое золотое правило нравственности? Почему оно пользуется признанием у людей? Как вы понимаете различие между нормативной и ненормативной эткой?
- Что такое этика ненасилия? Может ли она быть продуктивной? Возможен ли мир, где насилие устранено?
- Какие качества человека позволили ему создать общество? Что такое социальное отношение?
- Может ли одиночка выжить на необитаемом острове?
- Пифагор писал: «Народы! Старайтесь иметь добрые нравы нежели законы: нравы суть первые законы». Как вы считаете почему нравы играют приоритетную роль в жизни общества? Почему в обществе, где царит преступность, законы вряд ли могут оздоровить жизнь?
Тема 2.4.
Место философии в духовной культуре и ее значение
Вопросы и задания:
- В чем сходство и различия между философией и искусством?
- В каком смысле можно говорить о художнике философе?
- Что такое религия? Почему в каждой религии есть бог?
- В чем сходство и различие между философией и религией?
- В чем сходство и различие между философией и идеологией?
- В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства и религии?
- Как связана философия о целостной гармонически развитой личности?
- Что такое духовность? Из чего складывается духовная жизнь человека?
- Как соотносятся понятия природа и среда?
- В чем разница между реальными и экологическими последствиями НТР?
Типовые задания для оценки знаний (промежуточная аттестация)
Оценка освоения дисциплины предусматривает проведения зачета в форме контрольного тестирования.
.
Время на подготовку и выполнение:
подготовка _____5____ мин.;
выполнение ___ часа __35__ мин.;
оформление и сдача__5__ мин.;
всего____ часа___45___ мин.
Критерии оценки заданий
Критерии оценки:
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
85 ÷ 100 | 5 | отлично |
84 ÷ 75 | 4 | хорошо |
74 ÷ 60 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | 2 | неудовлетворительно |
Тестовые задания (для зачета)
Вариант 1
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1. Укажите разделы, составляющие общую структуру предмета философии:
а) учение о бытии, учение о познании, человек, история;
б) учение о бытии, человек, общество, природа;
в) учение о познании, человек, общество, природа;
г) учение о бытии, учение о познании, человек, общество;
д) учение о человеке, сознательном и бессознательном.
2. Античный мыслитель, автор изречения: «На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды»:
а) Демокрит;
б) Пифагор;
в) Гераклит;
г) Сократ;
д) Парменид.
3. Теоцентризм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
а) человека;
б) природы;
в) Бога;
г) космоса;
д) силы;
е) красоты.
4. Источником познания в рационализме является:
а) интуиция;
б) опыт;
в) разум;
г) ощущения;
д) сновидения.
5. Философия Л. Фейербаха называется:
а) диалектический материализм;
б) антропологический материализм;
в) географический детерминизм;
г) субъективный идеализм.
6. Направление в философии, зародившееся в 30-40 гг. ХIХ в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание, носит название:
а) позитивизм;
б) прагматизм;
в) космизм;
г) марксизм.
7. Поворот от классической к неклассической философии связан с именами:
а) А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше;
б) И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте;
в) Ф. Вольтера, Д. Дидро, К. Гельвеция;
г) Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница;
д) Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.
8. Выделите характерные черты русской философии:
а) тесный союз с наукой;
б) публицистичность;
в) религиозность;
г) особый интерес к нравственным проблемам.
9. Философская категория «бытие» означает:
а) материю;
б) все то, что реально существует;
в) вселенную;
г) природу;
д) жизнь.
10. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:
а) противоречия;
б) дополнительности;
в) системности;
г) запрета историзма
11. Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития:
а) переход количественных изменений в качественные;
б) отрицания отрицания;
в) единство и борьба противоположностей;
г) закон естественного отбора.
12. Главной, определяющей научную деятельность, целью, является:
а) удовлетворение познавательного интереса;
б) описание природного мира;
в) получение материальной прибыли;
г) получение новых знаний о реальности.
13. Укажите формы теоретического познания:
а) эмпирический закон;
б) гипотеза;
в) научный факт;
г) проблема;
д) теория.
14. В концепцию З. Фрейда не входит компонент:
а) «Я»;
б) «Сверх – Я»;
в) «Сверх - Оно»;
г) «Оно».
15. «Личность» в переводе с греческого означает:
а) талант;
б) умение;
в) маска;
г) нравственность.
16. Наиболее принятым крупномасштабным членением мира культуры выступает выделение двух регионов:
а) Запада и Востока;
б) России и Америки;
в) Европы и Азии;
г) Америки и Японии;
д) Севера и Юга.
17. Разделение целого на различные части, формы и ступени:
а) дифференциация;
б) взаимодействие;
в) интеграция;
г) развитие.
18. Функция морали, предполагающая оценку проявлений общественной жизни на основе нравственного освоения действительности:
а) оценочно-императивная;
б) регулятивная;
в) прогностическая;
г) познавательная;
д) мотивационная.
19. Понятие, обозначающее постепенные изменения в обществе и природе:
а) эволюция;
б) стагнация;
в) революция;
г) перелом;
д) перестройка;
е) переделка.
20. .Кто ввел в научный оборот термин футурология:
а) О.Хаксли;
б) О.Флехтхайм;
в) О.Шпенглер;
г) А.Тойнби
Задание 2.
1. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:
а) бытие творящее и бытие сотворенное;
б) бытие как экзистенция;
в) бытие как Единое;
г) бытие мира как «часовой механизм».
Задание 3.
а) Античность б) Средние века в) Новое время г) XX в. | 1. Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором; 2. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.); 3. Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному». |
1. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:
Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.
1.Пантеизм – это представление о том, что __________ существует повсюду в мире (природе).
2.Антропоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.
3.Рационализм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________ знание.
Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:
- Идеализм-..........................................................
- Номинализм-…………………………………..
- Дедукция-………………………………………
- Диалектика-……………………………………
Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:
а) космоцентризм; в) традиционализм;
б) провиденциализм; г) креационизм.
Вариант 2
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1. Укажите три исторические формы мировоззрения:
а) буддизм, христианство, ислам;
б) искусство, философия, наука;
в) религия, философия, наука;
г) мифология, религия, философия;
д) религия, искусство, наука.
2. «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко перенести все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы». Об этом могли заявить:
а) киники;
б) стоики;
в) скептики;
г) эпикурейцы;
д) аскетики.
3. Спор об «универсалиях» разделил философов на:
а) диалектиков и метафизиков;
б) реалистов и номиналистов;
в) эмпириков и рационалистов;
г) монистов и дуалистов;
д) оптимистов и пессимистов;
е) идеалистов и материалистов.
4. В каком суждении выражена точка зрения эмпиризма:
а) теоретическое мышление связано с эмпирическим познанием;
б) теоретическое мышление способно выходить за пределы опыта;
в) теоретическое мышление не может выходить за пределы опыта;
г) теоретическое мышление – главный источник знаний.
5. Определите правильное положение материализма К. Маркса и Ф. Энгельса:
а) бытие определяет материю и сознание;
б) бытие и сознание определяют материю;
в) бытие определяет сознание;
г) сознание определяет бытие.
6. Американские философы Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи являются представителями:
а) неотомизма;
б) прагматизма;
в) герменевтики;
г) неофрейдизма;
д) позитивизма;
е) экзистенциализма.
7.В герменевтике основная задача философии, по Х.-Г. Гадамеру, - это:
а) исследование философских письменных памятников;
б) современная интерпретация древних идей;
в) толкование и осмысление текста;
г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством;
д) сближение философии с искусством.
8. Какое из приведенных ниже определений истины считается «классическим»:
а) истина- это то, что интуитивно ясно и самоочевидно;
б) истина- это соответствие знания и действительности;
в) истина- это то, что подтверждается опытом;
г) истина- это знание, экономно и просто описывающие опыт.
9. Наиболее полное, а значит и верное определение материи:
а) материя – это атомы и поля;
б) материя – это предметы и вещи;
в) материя – это все, что нас окружает, и мы сами;
г) материя – это качество вещи.
10. Основной закон диалектики – закон:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) противоречия;
в) взаимосвязи содержания и формы;
г) тождества.
11. Согласно диалектике, источником развития выступает:
а) внешнее воздействие на объект;
б) любое изменение объекта;
в) разрешение внутренних противоречий;
г) стремление к установлению равновесия;
д) накопление богатства.
12. Одним из важнейших отличительных качеств научного знания является его:
а) доступность;
б) систематизированность;
в) абстрактность;
г) необратимость;
д) непротиворечивость.
13. Метод познания, означающий выделение одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков:
а) абстрагирование;
б) аналогия;
в) дедукция;
г) анализ.
14. К сфере бессознательного следует отнести:
а) инстинкты;
б) мысли;
в) ценности;
г) гипотезы;
д) загадки.
15. Природные жизненные силы человека проявляются в:
а) задатках и способностях;
б) нравственных принципах;
в) коммуникации;
г) морали;
д) деятельности.
16. Совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формированию социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействия всех людей, называется:
а) диалектика;
б) теория;
в) гносеология;
г) практика.
17. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная:
а) стратификация;
б) динамика;
в) мобильность;
г) философия.
18. Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реальные объекты:
а) религиозный культ;
б) религиозное сознание;
в) религиозная идеология;
г) религиозная психология.
19. Понятие, обозначающее развитие по направлению к высшему:
а) прогресс;
б) перелом;
в) pегpecc;
г) революция.
20. Основателем и главной фигурой постиндустриализма считается:
а) Д. Белл;
б) К. Маркс;
в) Ж. Бодрийяр;
г) С. Хантингтон;
д) М. Шлик.
Задание 2. Установите последовательность возникновения философских категорий:
а) бытие;
б) первоначало (архэ);
в) экзистенция;
г) субстанция.
Задание 3.
Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:
а) формационный подход; 1) Шпенглер;
б) цивилизационный подход; 2) Маркс;
3) Тойнби;
Задание 4. Впишите ключевое слово в определение:
- Детерминизм – философское учение об объективной закономерной ____________ связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
2. Идеализм – философское направление, которое исходит из первичности ____________ по отношению к материальному.
3. Гуманизм – философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности __________ и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.
4.Онтология – учение о _________.
Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:
- Материализм-…………………………………….
- Пессимизм -………………………………………
- Анализ-…………………………………………..
- Реализм-…………………………………………
Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:
а) секуляризация, б) антропоцентризм, в) гуманизм, г) теоцентризм.
Вариант 3
1.Системно-рационализированным мировоззрением называют:
а) религию;
б) искусство;
в) философию;
г) мифологию.
2.Христианское понимание смысла жизни заключается:
а) в накоплении знаний;
б) в спасении;
в) в преобразовании мира;
г) в материальном обогащении;
д) в достижении нирваны;
е) в подчинении старшим.
3.Пантеизм объединяет и отождествляет:
а) Бога и человека;
б) человека и природу;
в) Бога и природу;
г) науку и религию;
д) науку и технику;
е) человека и животных.
4. Утверждение: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах», является высказыванием:
а) Д. Локка;
б) Ж. Руссо;
в) Д. Беркли;
г) Ф. Бэкона;
д) Д. Юма.
5. В каком суждении выражено диалектико-материалистическое понимание принципа единства мира:
а) единство мира проявляется в единстве его химического состава;
б) единство мира состоит в его существовании;
в) мир един, поскольку в нем все взаимосвязано;
г) единство мира состоит в его материальности;
д) единство мира в единстве человека и природы.
6. С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер являются представителями:
а) персонализма;
б) феноменологии;
в) фрейдизма;
г) экзистенциализма;
д) позитивизма.
7. Проблемой выбора исторического пути для России занимались представители философского направления «западников». По их мнению:
а) для России отдельного от западной цивилизации исторического пути развития не существует;
б) Россия должна освоить культурное наследие Византии;
в) Россия должна искать свой «уникальный» исторический путь;
г) Россия должна освоить духовную традицию Китая и Японии;
д) Россия должна искать союза со всеми славянскими государствами.
8. Выделите характерные черты русской философии:
а) тесный союз с наукой;
б) публицистичность;
в) религиозность;
г) особый интерес к нравственным проблемам.
9. Главная проблема диалектики:
а) что такое сознание;
б) что такое развитие;
в) что такое познание;
г) что такое знание.
10. Отличие категорий диалектики от понятий: категории диалектики имеют ....... характер.
а) всеобщий;
б) субъективный;
в) динамичный;
г) объективный;
д) абсолютный.
11. Философская категория «бытие» означает:
а) материю;
б) все то, что реально существует;
в) вселенную;
г) природу;
д) жизнь.
12. Понятие «практика» занимает центральное место в философском учении:
а) Г. Гегеля;
б) К. Маркса;
в) Г. Лейбница;
г) Б. Спинозы.
13. Действительность, сфокусированная в сознании субъекта, называется:
а) социальной реальностью;
б) объективной реальностью;
в) субъективной реальностью;
г) природной реальностью;
д) виртуальной реальностью.
14. Источником содержания сознания для материалистов выступает:
а) бессознательное;
б) бог;
в) ощущения;
г) объективный мир;
д) человек;
е) природа.
15. Осознание смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве:
а) индивида;
б) субъекта познания;
в) объекта познания;
г) личности;
д) человека.
16. Совокупность взглядов, идей и настроений людей, в которых отражается общественная жизнь, называется:
а) общественная психология;
б) общественная идеология;
в) общественное сознание;
г) общественное мнение.
17. Система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества:
а) социология общества;
б) социальная психология;
в) социальная антропология;
г) социальная философия.
18. Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности:
а) экономическая;
б) духовная;
в) гуманитарная;
г) материальная.
19. Понятие, обозначающее развитие по направлению к низшему:
а) стагнация;
б) регресс;
в) перелом;
г) революция.
20. Какое место занимает Россия в развитии мировой цивилизации:
а) ближе к цивилизации Запада;
б) ближе к культуре Востока;
в) России свойственен евразийский тип цивилизации;
г) нет правильно ответа.
Задание 2. Установите последовательность в историческом развитии материализма:
а) механистический материализм;
б) стихийный материализм;
в) диалектический материализм;
г) антропологический материализм
Задание 3.
Установите соответствие между тенденциями социального бытия и их значениями:
а) технологизация 1) нарастание степени организации и
формализации общественной жизни
б) глобализация 2) растущая взаимозависимость различных
регионов мира
в) институциализация 3) расширение знаковой, информационной
среды
г) виртуализация 4) увеличение удельного веса и значения
технических средств
Задание 4. Впишите ключевое слово в определение:
1.Сциентизм – абсолютизация роли __________ в обществе.
2.Сенсуализм – философское направление, выводящее все познание из ____________.
3.Гилозоизм – философское направление, которое считает всю материю __________ и одушевленной.
4.Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании __________ формы движения как единственно объективной.
Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям
- Эмпиризм-………………………….
- Истина-……………………………
- Причинность-……………………
- Метафизика-……………………….
Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:
а) Я, б) Оно, в) Сверх- Оно, г) Сверх- Я.
Вариант 4
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1. В основе философии лежит:
а) признание многообразия мира;
б) размышление философов;
в) вопрос о бытии;
г) осмысление научных открытий;
д) суждение о смысле жизни.
2.Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догматы:
а) космизма и натурализма;
б) творения и откровения;
в) космоцентризма и антропоцентризма;
г) деизма и демократизма.
3.Характеристика Вселенной в философии Дж. Бруно:
а) ограниченность;
б) временность;
в) неодушевлённость;
г) бесконечность;
д) абсолютность;
е) стабильность.
4.«Категорический императив» И. Канта в настоящее время понимается следующим образом:
а) «человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех»;
б) «человек – есть мера всех вещей»;
в) «человек- это звучит гордо»;
г) «человек человеку волк»;
д) «человек, всегда говори правду».
5.По какому критерию Маркс выделяет формации?
а) уровень нравственности;
б) способ производства;
в) осознание людьми свободы;
г) этап в развитии общества.
6.К искусственным языкам относятся:
а) английский язык;
б) азбука Морзе;
в) языки программирования;
г) русский язык;
д) эсперанто.
7.В. И. Вернадский – крупный русский ученый и философ-космист, обосновал теорию:
а) биосферы;
б) ноосферы;
в) гидросферы;
г) зоосферы;
д) литосферы.
8.Главная альтернатива диалектики:
а) антропология;
б) метафизика;
в) теория развития;
г) философия;
д) гносеология.
9. Концепция бытия, признающая многообразие мира:
а) монизм;
б) плюрализм;
в) политеизм;
г) анархизм;
д) дуализм.
10.«Логическая операция, составляющая из двух исходных суждений следствие», это:
а) умозаключение;
б) чувство;
в) эмоция;
г) восприятие.
11. «Субъективный образ внешнего мира, комплекс ощущений» - это:
а) восприятие;
б) эмоция;
в) представление;
г) ощущение.
12.С точки зрения диалектического материализма, сознание человека:
а) это проявление мирового духа;
б) свойство высокоорганизованной материи;
в) свойство всей материи;
г) материально.
13.Важнейшая характеристика истины:
а) абсолютность;
б) относительность;
в) конкретность;
г) объективность;
д) иррациональность.
14.Учение о ценностях называется:
а) аксиология;
б) социология;
в) антропология;
г) гносеология;
д) этика;
е) праксиология.
15.Глобальные проблемы человечества связаны с:
а) взаимодействием социальных общностей людей;
б) взаимодействием общества и государства;
в) повышением уровня культуры народонаселения;
г) формированием информационного общества.
16. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается:
а) эпистемология;
б) этика;
в) эстетика;
г) онтология.
17. С точки зрения эвдемонизма смысл жизни состоит:
а) в отречении от мира;
б) в стремлении к счастью;
в) в наслаждении;
г) в извлечении из всего пользы.
18.Философский плюрализм означает:
а) многообразие философских учений;
б) эклектизм;
в) догматизм;
г) фанатизм;
д) дуализм.
19.Коренные воздействия в характере и масштабе воздействия человека на природу называется революцией:
а) культурной;
б) научной;
в) политической;
г) технической;
д) религиозной.
20.Организация, созданная в 1968 году для анализа острых проблем современности, называется:
а) Венский клуб;
б) Римский клуб;
в) Парижский клуб;
г) Берлинский клуб;
д) Английский клуб.
Задание 2. Установите последовательность возникновения философских категорий:
Установите последовательность возникновения философских трудов:
а) «О граде Божьем» Бл. Августин;
б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;
в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит;
г) «О началах» Ориген.
Задание 3.
Соотнесите философские категории и их авторов:
а) идея; 1) Ницше;
б) социология; 2) Конт;
в) сверхчеловек; 3) Платон;
г) воля к жизни; 4) Шопенгауэр
Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.
1.Материализм – философское направление, которое исходит из первичности __________ по отношению к духовному.
2.Сциентизм – абсолютизация роли __________ в обществе.
3.Пантеизм – это представление о том, что __________ существует повсюду в мире (природе).
4.Эмпиризм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план __________ знание.
Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:
а) Старое-…………………….
б) Качество-…………………
в) Эволюция-………………..
г) Знание-………………………
Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:
а) онтология; б) гносеология; в) этика; г) филология.
Вариант 5.
1.Платон первым ввел в философию понятие:
а) апейрон;
б) диалектика;
в) субстанция;
г) идея;
д) форма;
е) метод.
2.Философская концепция, которая утверждает, что центом мира является Бог, называется:
а) идеализм;
б) пантеизм;
в) теоцентризм;
г) сенсуализм;
д) антропоцентризм.
3. Выделите основные принципы религиозно-философского теоретизирования и мировоззрения:
а) теоцентризм;
б) креационизм;
в)научность;
г) гуманизм.
4. Основоположником немецкой классической философии считается:
а) К. Маркс;
б) И. Кант;
в) Г. Гегель;
г) Ф. Ницше;
д) Л. Фейербах.
5.Направление в философии, объясняющее роль бессознательного в жизни человека и общества, называется:
а) психоанализ;
б) неотомизм;
в) позитивизм;
г) экзистенциализм;
д) интуитивизм.
6.Проблемы отчуждения и свободы являются основными для:
а) структурализма;
б) экзистенциализма;
в) неопозитивизма;
г) постпозитивизма.
7. Поворот от классической к неклассической философии связан с именами:
а) А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше;
б) И. Канта, Г. Гегеля, И. Фихте;
в) Ф. Вольтера, Д. Дидро, К. Гельвеция;
г) Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница;
д) Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма.
8. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия: а) онтология;
б) социология;
в) гносеология;
г) антропология;
д) этика.
9.Концепция бытия, признающая два типа реальности:
а) монизм;
б) плюрализм;
в) политеизм;
г) дуализм.
10.То, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность:
а) эксперимент;
б) метод;
в) субъект;
г) объект;
д) модель.
11.Гносеология - это учение о:
а) человеке;
б) познании;
в) бытии;
г) природе;
д) материи;
е) сознании.
12.С точки зрения идеализма, сознание:
а) есть продукт материи;
б) может существовать независимо от материи;
в) неразрывно связано с материей;
г) не всегда адекватно отражает материю.
13.Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения объективной истины:
а) агностицизм;
б) эклектицизм;
в) гностицизм;
г) скептицизм.
14.Осознание смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве:
а) индивида;
б) субъекта познания;
в) объекта познания;
г) личности;
д) человека.
15.Нравственный критерий, применимый в качестве оценочного основания, можно отнести:
а) только к области морали и прав;
б) ко всем областям человеческой деятельности;
в) только к сфере морали;
г) лишь к сфере морали и искусства.
16. Основная функция искусства:
а) эстетическая;
б) воспитательная;
в) описательная;
г) познавательная;
д) иллюстративная.
17.Тип общества, выделяемый по способу материального производства, в марксизме называется:
а) культурно – исторический тип;
б) формация;
в) цивилизация;
г) государство.
18.Сторона процесса развития, связанная с разделением целого на части, уровни:
а) интеграция;
б) поляризация;
в) синтез;
г) дифференциация.
19.Устойчивые, повторяемые связи между явлениями обозначаются понятием:
а) отношение;
б) необходимость;
в) закон;
г) связь.
20.Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реальные объекты:
а) религиозный культ;
б) религиозное сознание;
в) религиозная идеология;
г) религиозная психология.
Задание 2. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;
2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;
3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;
4. «Левиафан»; г) Гоббс;
5. «Новая Атлантида»; д) Руссо.
Задание 3.
Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:
а) онтология; 1) красота;
б) гносеология; 2) нравственность;
в) этика; 3) истина;
г) эстетика; 4) бытие.
Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.
1. Иррационализм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.
2. Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование _________ законов природы и общества.
3.________________- философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.
4. Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания _________.
Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:
- Сущность-…………………………
- Единичное-………………………...
- Форма-………………………..
- Прогресс-…………………………
Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:
а)интуиция; б) воля к жизни; в) воля к власти; г) жизненный порыв.
Вариант 6
1.«Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц» - считал:
а) Гераклит;
б) Парменид;
в) Демокрит;
г) Аристотель;
д) Фалес;
е) Эпиктет.
2.Вера противопоставлялась в средневековье:
а) умению;
б) желанию;
в) чувству;
г) разуму;
д) сознанию.
3.Ф. Бэкон – английский философ и политический деятель является автором тезиса:
а) «я мыслю, следовательно, я существую»;
б) «без общины, без дома, без отечества»;
в) «ни что не вечно»;
г) «знание-сила»;
д) «свобода, равенство и братство».
4.Георг Гегель – был представителем немецкого классического:
а) прагматизма;
б) волюнтаризма;
в) пацифизма;
г) идеализма;
д) гуманизма.
5.Представитель иррационализма и «философии жизни», создавший миф о «сверхчеловеке»:
а) А. Шопенгауэр;
б) Ф. Ницше;
в) В. Дильтей;
г) С. Кьеркегор.
6.Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни определяется:
а) философскими учениями;
б) самим человеком;
в) культурными традициями;
г) социальными нормами;
д) верой;
е) желаниями.
7.Фактор, обуславливающий историческую деятельность народа в славянофильстве:
а) потребности;
б) способности;
в) вера;
г) возможности;
д) труд.
8. Всеобщая причинная обусловленность явлений называется:
а) позитивизм;
б) креационизм;
в) провиденциализм;
г) детерминизм;
д) индетерминизм.
9.Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания:
а) переход количественных изменений в качественные;
б) отрицания отрицания;
в) единство и борьба противоположностей;
г) закон естественного отбора;
д) закон совпадения абсолютного максимума и абсолютного минимума.
10.Что не относится к чувственным формам познания:
а) представление;
б) понятие;
в) ощущение;
г) восприятие.
11.Результат процесса познания действительности, представленный в виде понятий:
а) знание;
б) суждение;
в) доказательство;
г) истина;
д) рассуждение.
12.«Свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность в форме идеальных образов», это:
а) познание;
б) сознание;
в) чувство;
г) эмоция;
д) воля.
13.Раздел философии, изучающий человека, его сущность, детерминацию его поведения, называется:
а) антропология;
б) гносеология;
в) онтология;
г) эстетика;
д) этнография.
14. . В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
а) государству;
б) нации;
в) экономике;
г) науке;
д) религии.
15. Понятие, означающее состояние связанности отдельных частей и функций системы:
а) взаимодействие;
б) развитие;
в) движение;
г) интеграция.
16.Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида:
а) познавательная;
б) регулятивная;
в) прогностическая;
г) оценочно-императивная.
17. Как называется философская концепция рассматривающая человека как существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств:
а) фатализм;
б) натурализм;
в) утилитаризм;
д) волюнтаризм.
18.Значительные качественные изменения - это:
а) эволюция;
б) революция;
в) регресс;
г) прогресс.
19.Устойчивые, повторяемые связи между явлениями обозначаются понятием:
а) отношение;
б) необходимость;
в) закон;
г) связь.
20.Эпоха, выдвинувшая на первый план ценности гуманизма:
а) Античность;
б) Новое время;
в) Возрождение;
г) Просвещение.
Задание 2.Установите последовательность в развитии диалектики:
а) диалектический материализм;
б) стихийная диалектика (Гераклит);
в) идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
г) абсолютный идеализм (Гегель).
Задание 3.
Установите соответствие философа философскому направлению:
1. материализм; а) Фейербах;
2. идеализм; б) Демокрит;
в) Гегель;
г) Эпикур;
д) Платон.
Задание 4. Впишите ключевое слово в определение.
1.Нигилизм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение __________.
2.Волюнтаризм – философское направление, признающее в качестве первоосновы бытия _________.
3.Гедонизм – этическое направление, рассматривающее __________ в качестве основного мотива человеческой деятельности.
4. Аксиология – учение о _________.
Задание 5. Подберите термины противоположные следующим понятиям:
- Фатализм-………………………..
- Возможность-…………………….
- Количество-………………………
- Бытие-……………………………..
Задание 6. Найдите лишнее понятие в данном перечне:
а) аскетизм; б) прагматизм; в) эмпиризм; г) утилитаризм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА) для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений базовой подготовки ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОЕ
Методические указания по выполнению дипломного проекта разработаны на основе рабочей программы ПМ.01 Проектирование зданий и сооружений. Содержание дипломного проекта ориентировано на формирование общ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.12 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 08.02.01 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (заочное отделение)
рабочая Программа учебной дисциплины ОП.12 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 08.02.01 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (заочное отделение)...
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.06. Экономика организации разработаны на основе ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплу...
Инженерная графика - Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является усвоение студентами знаний и умений, необходимых для выполнения и чтения чертежей.По данной дисциплине предусматривается выполн...
Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов: методические указания к выполнению курсовой работы для специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов&raqu...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся заочного отделения по выполнению практических работ, дисциплина "Техническая механика", специальность 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
Основной акцент при изучении дисциплины «Техническая механика» сделан на практическую и самостоятельную работу студентов. Для активизации самостоятельной работы программой предусматриваетс...
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельности специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Методические указания обучающимся по выполнению практических работучебной дисциплины ОП.08 Основы предпринимательской деятельностиспециальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий...