Методическое пособие для студентов и преподавателей по организации и выполнении самостоятельной работы по дисциплине "Основы философии"
методическая разработка по теме

Моршнева Елена Евгеньевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_po_samostost.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 Саратовской области

 «Саратовский архитектурно-строительный колледж»

        «Утверждаю»

        Зам. директора по учебной работе

        ______________О.И.Муравьева

        ______________________2014г.

Методическое пособие для студентов и преподавателей

по организации и выполнению самостоятельной работы

по дисциплине «Основы философии»

        для специальности 270101 «Архитектура»

Саратов, 2014

Рассмотрено                                                        Одобрено

на заседании комиссии социально-                                   научно-методическим советом

экономических и гуманитарных дисциплин                    ГАПОУ СО «САСК»

Председатель ПК

______________ /Попова С.А./                                 протокол № _______

от «____» __________2014 г.

    Председатель_______________    

Разработала Моршнева Е.Е. преподаватель общих гуманитарных дисциплин

первой квалификационной категории


Содержание

                                                                                                               

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3

  1. Виды самостоятельных работ………………………………………………………….4

  1. Перечень самостоятельных работ по  «Основам философии»……...……………….5

  1. Подготовка и презентация докладов…………………………………………………..6

  1. Подготовка информационного сообщения…………………………………………...7

  1. Подготовка рефератов………………………………………….………………………8

  1. Подготовка конспекта первоисточника……………………………………………….9

  1. Подготовка материала-презентации………………………………………………….10

  1. Оформление отчётов по практическим работам…………………………………….11

  1. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов……………12

  1. Заключение……………………………………………………………………………..13

  1. Литература ……………………………………………………………………………  14

  1. Приложения ……………………………………………………………………………15

  1. Пояснительная записка

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.   По дисциплине «Основы философии»  практикуются  следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

- отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;

- написание конспекта-первоисточника;

- завершение практических работ и оформление отчётов;

- подготовка информационных сообщений, докладов с компьютерной презентацией, рефератов;

- подготовка материала-презентации.

         Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, читальном зале библиотеки, дома.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня. 
           Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Максимальное количество часов на дисциплину, предусмотренное учебным планом, составляет 72 часа, из которых аудиторных – 48 часов и 24 часа – внеаудиторная самостоятельная работа. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины.  Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать их уровень самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. 

           Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; 
- консультационная помощь.


           Формы самостоятельной работы студентов определяются  при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 

2.  Виды самостоятельных работ

В учебном процессе выделяют два вида  самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Согласно Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

-     для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста,  графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

-       для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и  др), завершение аудиторных практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

-       для формирования умений:   решение задач и упражнений по образцурешение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование  разных  видов и  компонентов  профессиональной  деятельности, опытно экспериментальная работа,  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Виды внеаудиторной  самостоятельные работы студентов

по «Основам философии»:

- подготовка  докладов и информационных сообщений на заданные темы и их слайдового сопровождения;

- подготовка и написание рефератов;

- предложения в тезисной форме;

- заполнение таблицы;

- создание материала-презентации.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельные работы студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. 

  1. Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Основы философии»

№  

темы

Название темы

Наименование самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

время

Формы выполнения

1

Основные понятия и предмет философии

Домашняя работа: работа с текстом Платона «Апология Сократа», работа с философским словарем.

       1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

       2.  Горелов  А.А. Основы  философии: учебное  пособие  для  студ.  сред. проф. учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009 (с хрестоматией) 

2

Конспект в форме тезисов, записи в философском словаре

2

Предпосылки философии в Древнем мире

Домашняя работа: работа с текстом Диогена «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», работа с философским словарем.

    1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

       2.  Горелов  А.А. Основы  философии: учебное  пособие  для  студ.  сред. проф. учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009 (с хрестоматией        3.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986.

2

Конспект в форме тезисов, записи в философском словаре

10

Основные направления философии ХХ в.

Домашняя работа: самостоятельная работа с текстом Э.Фромма «Душа человека»

       1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

       2.  Горелов  А.А. Основы  философии: учебное  пособие  для  студ.  сред. проф. учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009 (с хрестоматией).

       3.Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

2

Конспект в форме тезисов, записи в философском словаре

11

Особенности русской философии

Домашняя работа: самостоятельная работа с текстом В.С.Соловьева «Русская душа»

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

       2.  Горелов  А.А. Основы  философии: учебное  пособие  для  студ.  сред. проф. учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009 (с хрестоматией  

    3.  Анишкин  В.Г.,  Шманева  Л.В.  Великие  мыслители:  история  и  основные

направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.    

2

Конспект в форме тезисов, записи в философском словаре

19

Этика

Домашняя работа: самостоятельная работа с текстом Сенеки «Нравственные письма к Луцилию»

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

 2.  Горелов  А.А. Основы  философии: учебное  пособие  для  студ.  сред. проф. учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009 (с хрестоматией  

3. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с      

2

Конспект в форме тезисов, записи в философском словаре

22

Место философии в духовной культуре и ее значение

Домашняя работа:

рефераты «Что есть истина?», «В чем заключается смысл жизни?», «Можно ли научить любить?»

1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

       2.  Горелов  А.А. Основы  философии: учебное  пособие  для  студ.  сред. проф. учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009 (с хрестоматией        

2

реферат

4.Подготовка и презентация докладов

Доклад - это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Деятельность преподавателя:

- выдаёт темы докладов: «Августин Блаженный», «Фома Аквинский» (занятие № 4), «Ф.Бэкон», «Р.Декарт», «И.Кант», «А.Шопенгауер», «С.Кьеркегор» (занятие №7)

- определяет место и сроки подготовки доклада: домашняя работа, к четвертому, седьмому, девятому и двадцать второму занятию; 

-оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций;

-определяет объём доклада: 5-6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание;

- указывает основную литературу:

Учебные пособия:

       1.  Горелов  А.А. Основы  философии: учебное  пособие  для  студ.  сред. проф.

учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009.  –  256  с  (с

хрестоматией).

       2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

       3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

 

Дополнительные источники:

 

Дополнительная  учебная литература

             1.  Анишкин  В.Г.,  Шманева  Л.В.  Великие  мыслители:  история  и  основные

направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

             2.  Балашов  В.Е.  Занимательная  философия.  –  М.:  Издательско-торговая

корпорация «Дашков и Кє». 2008. – 172 с.

             3.  Кохановский  В.П.,  Матяш  Т.П.,  Яковлев  В.П.,  Жаров  Л.В.  Основы

философии:  учебное  пособие  для  сред.  спец.  учеб.  заведений.  –  Ростов  н/Д.:

Феникс. 2010. – 315 с.

             4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.

2010. – 496 с.

             5.  Скирбекк  Г.  История  философии:  Учебное  пособие  /  Пер.  с  англ.  В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты

           1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.   10

          2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.

          3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

          4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991- 480 с.

          5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

          6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

 

 

Интернет-ресурсы

               www.alleg.ru/edu/philos1.htm

               ru.wikipedia.org/wiki/Философия

-оценивает доклад и презентацию в контексте занятия.

Деятельность студента:

- собирает и изучает литературу по теме;

- выделяет основные понятия;

- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;

- сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.

  Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики - основные  действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность  в том, что докладчики и содокладчики должны  знать и уметь:

- сообщать новую информацию

- использовать технические средства

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы

- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.;  содокладчик - 5 мин.

         Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

      Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

                                  - название презентации (доклада) 

                                  - сообщение основной идеи

                                  - современную оценку предмета  изложения

                                  - краткое перечисление рассматриваемых вопросов  

                                  - живую интересную форму изложения

                                  - акцентирование оригинальности  подхода 

      Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

      Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.

5.Подготовка информационного сообщения

            Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Деятельность  преподавателя:

- определяет тему и цель сообщения:

- определяет место и срок подготовки сообщения: домашняя работа

- оказывает консультативную помощь при формировании
структуры сообщения;

-рекомендует базовую литературу

по теме сообщения;

- оценивает сообщение в контексте занятия.

Деятельность студента:

- собирает и изучает литературу по теме;

- составляет план или графическую структуру сообщения;

- выделяет основные понятия;

- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформляет текст письменно;

- сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.

Критерии оценки:

- актуальность темы;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- грамотность и полнота использования источников;

- наличие элементов наглядности.

6.Подготовка рефератов

Порядок сдачи и защиты рефератов  

  

1.Реферат сдается на проверку  преподавателю за 1-2 недели до  зачетного занятия: «Почему позитивизм как философия науки появился в ХIХ в.?»

- (занятие №9),к занятию №11;

- «Что есть истина?», «В чем заключается смысл жизни?», «Можно ли научить любить?»» (занятие № 22), к занятию № 23;

    2. При оценке реферата преподаватель учитывает:

- соответствие содержания теме;

-грамотность и полноту использования источников: Учебные пособия:

       1.  Горелов  А.А. Основы  философии: учебное  пособие  для  студ.  сред. проф.

учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009.  –  256  с  (с

хрестоматией).

       2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

       3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

 

Дополнительные источники:

 

Дополнительная  учебная литература

             1.  Анишкин  В.Г.,  Шманева  Л.В.  Великие  мыслители:  история  и  основные

направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

             2.  Балашов  В.Е.  Занимательная  философия.  –  М.:  Издательско-торговая

корпорация «Дашков и Кє». 2008. – 172 с.

             3.  Кохановский  В.П.,  Матяш  Т.П.,  Яковлев  В.П.,  Жаров  Л.В.  Основы

философии:  учебное  пособие  для  сред.  спец.  учеб.  заведений.  –  Ростов  н/Д.:

Феникс. 2010. – 315 с.

             4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.

2010. – 496 с.

             5.  Скирбекк  Г.  История  философии:  Учебное  пособие  /  Пер.  с  англ.  В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты

           1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.   10

          2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.

          3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

          4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991- 480 с.

          5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

          6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

 

 

Интернет-ресурсы

               www.alleg.ru/edu/philos1.htm

               ru.wikipedia.org/wiki/Философия

- связность, логичность и грамотность составления;

- оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

    3. Защита реферата студентом предусматривает 

доклад по реферату не более 5-7 минут и ответы на вопросы.

    На  защите запрещено чтение текста реферата.

    4. Общая оценка за реферат выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 

Содержание и оформление разделов реферата (см. прил.1)

          Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.

          В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.

          В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.

          Далее, ближе к левому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Справа указываются фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.

          В нижнем поле указывается  год написания реферата.

    После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.

          Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого  заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

          Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

          Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

          Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

          Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

          Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.

      В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 1996 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/ , с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.

          В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака " № " /, например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1) /. 

7.Подготовка материала-презентации

Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (см. прил. 3).

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Согласно программе самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экологические основы природопользования» предусмотрено выполнение материала-презентации на тему  «Экономический подход к охране окружающей природной среды».

Деятельность преподавателя:

- рекомендует литературу: Учебные пособия:

       1.  Горелов  А.А. Основы  философии: учебное  пособие  для  студ.  сред. проф.

учеб.  заведений.  -  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2009.  –  256  с  (с

хрестоматией).

       2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

       3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

 

Дополнительные источники:

 

Дополнительная  учебная литература

             1.  Анишкин  В.Г.,  Шманева  Л.В.  Великие  мыслители:  история  и  основные

направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

             2.  Балашов  В.Е.  Занимательная  философия.  –  М.:  Издательско-торговая

корпорация «Дашков и Кє». 2008. – 172 с.

             3.  Кохановский  В.П.,  Матяш  Т.П.,  Яковлев  В.П.,  Жаров  Л.В.  Основы

философии:  учебное  пособие  для  сред.  спец.  учеб.  заведений.  –  Ростов  н/Д.:

Феникс. 2010. – 315 с.

             4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.

2010. – 496 с.

             5.  Скирбекк  Г.  История  философии:  Учебное  пособие  /  Пер.  с  англ.  В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты

           1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.   10

          2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.

          3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

          4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991- 480 с.

          5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

          6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

 

 

Интернет-ресурсы

               www.alleg.ru/edu/philos1.htm

               ru.wikipedia.org/wiki/Философия

- консультирует при затруднениях.

Деятельность  студента:

- изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

- устанавливает логическую связь между элементами темы;

- представляет характеристику элементов в краткой форме;

-выбирает опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отображает в структуре работы;

- оформляет  работу и предоставляет к установленному сроку: занятие № 14.

Критерии оценки:

- соответствие содержания теме;

- правильная структурированность информации;

- наличие логической связи изложенной информации;

- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

- работа представлена в срок.

8.Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов  «отлично» студент получает, если:

  • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
    данного материала.

Оценку «хорошо» студент получает, если:

  • неполно, но правильно изложено задание;
  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
  • дает правильные формулировки, точные определения,
    понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
    данного материала.

Оценку «удовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно, но правильно изложено задание;
  • при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
  • знает и понимает основные положения данной темы, но
    допускает неточности в формулировке понятий;
  • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
  • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если:

  • неполно изложено задание;
  • при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.


9.Заключение

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к  мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.


                                                                          10.Литература

  1. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. 
  2. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
  3. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
  4. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
  5. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
  6. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.

  1. Приложения

Приложение 1

Образец титульного листа

Наименование

учебного заведения

Р Е Ф Е Р А Т

____________________________________________________________________

Выполни л (а)        

                                                                                                     Ф.И.О. студента

                                                                                                          курс, группа

                                                                                                                                специальность

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                


                                                                                       Проверил

Ф.И.О. преподавателя

Саратов,2014

Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ................................................................................................................................................... 2

Глава 1 ....................................................................................................................................................... 3

Глава 2 ....................................................................................................................................................... 6

Глава 3 ....................................................................................................................................................... 10

Заключение ............................................................................................................................................... 14

Список литературы................................................................................................................................... 16

Приложение 2

Образец оформления конспекта

КОНСПЕКТ

Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)

«_______________________________________________»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):

1. ________________________;

    ________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.

(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

Приложение  3                                            

Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

_____________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

  1. Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

  1. Третий слайд

Литература:

  1. Четвертый слайд

Лаконично раскрывает содержание информации, можно

включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы

и другие способы наглядного отображения информации

Приложение 4

Образец титульного листа

Наименование

учебного заведения

ОТЧЁТ

по практической работе № ___

Тема: «__________________________________________________________»

Выполни л (а)                                                                                                                   Руководитель:

___________________                                                           ___________________                                                                                                                                                                                           Ф.И.О. студента                                                                           Ф.И.О.  преподавателя

_________________

курс, группа

_________________

специальность

Саратов,2014


Содержание

  1. Цель работы

  1. Оборудование

  1. Порядок проведения работы

  1. Контрольные вопросы и задания

  1. Вывод (заключение)

  1. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для студентов и преподавателей по организации и выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Рисунок и живопись» для специальности среднего профессионального образования 07.02.01 Архитектура

Данная методическая разработка ориентирована на студентов 2-4 курсов, изучающих дисциплину "Рисунок и живопись" в соответствии с рабочей программой дисциплины и учебным планом для специальности 07.02....

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ профессии Сварщик

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).В данных методических ре...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ 03.01 профессии Слесарь по ремонту строительных машин

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по  ПМ.03 Выполнение сварки и резки средней сложности деталей предназначены для студентов по профессии Слесарь по ремонту строитель...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы материаловедения» профессии Сварщик

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы материаловедения» предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизи...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы технической механики и Гидравлики» профессии Слесарь по ремонту строительных машин

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и гидравлики» предназначены для студентов по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонт...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 01 «Теория государства и права» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Теория государства и права» составлены в соответствии с рабочей программой ФГО...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 03 «Административное право» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Административное право» составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СП...