Статья "Адаптация персонала в коллективе"
статья на тему
В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, пришедшие в новый коллектив и указывются пути решения данных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_personala_v_kollektive.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Решетина Альбина Алексеевна
АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ
Адаптация – процесс активного, взаимного приспособления принятого на работу человека в организацию с целью наиболее эффективной реализации физического и творческого потенциала нового работника.
В самом общем виде адаптация (лат. – adapto - приспособляю) – процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды.
Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки.
Начало трудовой деятельности работника в организации должен быть связан с двумя процедурами, часто совпадающими по времени, но принципиально отличающимися по целям и назначению, а соответственно и по содержанию. Это испытание при приёме на работу и адаптации вновь принятого работника.
Испытание при приёме на работу – понятие юридическое.
Основное назначение этой процедуры – защита работодателя от возможных ошибок при найме новых сотрудников путём проверки их соответствия поручаемой работы (должности) не только по представленным документам, но и на практике.
В соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса РФ, испытание при приёме на работу является дополнительным условием трудового договора (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).
Порядок – это установления в основном регламентирован статьями 70 и 71 ТК РФ.
Так, согласно ст. 70 ТК РФ, условия об испытании могут устанавливаться только по соглашению сторон.
При закреплении условия об испытательном сроке работодателю необходимо помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 70 ТК РФ на данного работника распространяются все положения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также все виды локальных нормативных актов работодателя, включая коллективный договор, соглашения, положения и т.д. Эти работники имеют право на установленные в организации условия труда и заработную плату в таком же размере, как и сотрудники, принятые на такую же работу ранее или принятые без испытания.
Различают несколько аспектов адаптации работника в новой среде:
1)организационный – усвоение работником роли своего рабочего места в общей организационной структуре и особенностей механизма управления предприятием;
2)психологический – приспособление к физиологическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда;
3)профессиональный – постепенное доведение трудовых показателей до необходимого уровня (навыков, дополнительных знаний и т.д.);
4)социально-психологический – приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в коллективе.
Показателем успешной адаптации является высокий социальный статус работника в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например: удовлетворенность работой и её условиями, признание, приемлемое вознаграждение за труд, удовлетворенность организацией и т.д.).
Процесс низкой адаптации – это отклоняющееся (девиантное) поведение работника, текучесть кадров и другие негативные явления.
Процесс адаптации крайне важен, и служба персонала организации должна уметь ими управлять.
На практике при найме на работу используют целый ряд способов для успешной социализации работника:
1)предоставляется исчерпывающая информация о работнике, с тем чтобы ожидания работника стояли более реалистичными;
2)проводится собеседование с разъяснением, какая работа в данной организации считается более эффективной;
3)проводится доверительная беседа о приоритетах и ценностях, принятых в данной организации (всевозможные табу, дресс-код и пр.);
4)проводится инструктаж по технике безопасности организации рабочего места, эффективным приёмам труда и т.д.
В эту систему включаются и та информация, которую работник получает непосредственно в коллективе. Этой информацией, в результате которой работник узнает «неписанные» правила организации (кому принадлежит реальная власть, каковы шансы на рост оплаты труда, на продвижение и др.) также необходимо управлять.
Известно, что нормы и ценности принятые в неформальных группах, должны соответствовать официальным целям и установкам организации, и это является одним из важных направленностей деятельности кадровой службы.
Завершение процесса адаптации должен совпадать м истечением испытательного срока работника, оговоренного в трудовом договоре.
Опыт зарубежных корпораций и фирм по социальной адаптации работников представляет значительный интерес.
На предприятиях Германии, например, введение в должность происходит по следующей схеме.
Подготавливается рабочее место для нового сотрудника. Проводится его представление, а затем производственный инструктаж по четырехступенчатой методике:
1)работнику разъясняется значение его рабочего места в технологическом и производственном процессе предприятия;
2)работнику демонстрируют, как практически выполнить каждый этап трудового процесса.
Причем инструктаж проводится в таком темпе, чтобы информация максимально усваивалась (известно, что из увиденного человек усваивает 30%, из услышанного – 20%, из увиденного и услышанного – 50%, а из сделанного им самим – 90%);
3)работа под руководством инструктора, который должен обратить внимание на целесообразные трудовые приёмы и навыки и помочь их исправить;
4)завершение инструктирования и разрешение работать самостоятельно.
На этом этапе завершается процесс вступления в должность. Он по условиям должен совпадать с истечением испытательного срока.
К этому сроку кадровая служба обязана сделать вывод о том, подходит ли новый работник или нет.
Таким образом, продуманная процедура адаптации станет удачным началом для целой, хорошо продуманной системы работы с персоналом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02 Организация деятельности коллектива исполнителей МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности с...
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 04 Организация и управление трудовым коллективом МДК 04.01 Организация и управление трудовым коллективом
Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы для заочной формы обучения по ПМ. 04 Организация и управление трудовым коллективом МДК 04.01 Организация и управление ...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 02«Организация деятельности коллектива исполнителей» МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей для специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного т
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности «Организация деятельности коллектива исполнителей» и сос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 02«Менеджмент, маркетинг и экономика отрасли (решение производственных ситуаций)» ПМ 02«Организация деятельности коллектива исполнителей» МДК.02.01. «Управление коллективом исполнителей»
Рабочая программа учебной практики– является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт а...
Методические указания обучающимся по выполнению самостоятельной работы ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальность 23.02.03 Тех.обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Внеаудиторная самостоятельная работа по ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей направлена на закрепление, углубление и расширение ...
Методические указания обучающимся по выполнению практических работ ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Практические работы направлены на закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений и выполняется в виде составления сравнительных таблиц и решения...
Методические указания для выполнения курсовой работы ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методические рекомендации для выполнения курсовой работы разработаны на основании ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильн...