Занятия в объединении «Трассовый автомоделизм» как средство развития конструкторских и творческих способностей детей и подростков в МКУ ДО «СЮТ»
статья по теме

Крылов Николай Аркадьевич

Один из модельных видов спорта – «Трассовый автомоделизм» - это динамично развивающийся вид спорта, который очень популярен в России, а также в Америке и Европе. Его суть состоит в изготовлении действующих моделей автомобилей и групповых гонках по специально оборудованной трассе. Ежегодно в России вводятся в эксплуатацию новые трассы, растёт количество клубов и участников соревнований.

Появившись на свет чуть более ста  лет назад, автомобиль прочно вошел в нашу жизнь, и мы не мыслим существование нашего общества без автомобильного транспорта.

Трассовый моделизм в учреждении дополнительного образования - первая ступень к овладению обучающимися автомашиной. Занимаясь трассовым автомоделизмом, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с марками автомобилей, автомобильными фирмами, с общим устройством автомобиля и с основами его конструкции. Изучают принцип работы двигателя и других механизмов.     Занятия в объединении «Трассовый автомоделизм» дают возможность детям не только познакомиться с современной автомобильной техникой, но и по-настоящему полюбить автомодельное дело, помогают решить вопрос о выборе будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_n.a._mku_do_syut.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятия в объединении «Трассовый автомоделизм» как средство развития конструкторских и творческих способностей детей и подростков в МКУ ДО «СЮТ»

 

Крылов Николай Аркадьевич

педагог дополнительного образования

МКУ ДО «СЮТ, г.Ревда

В современных социально-экономических условиях усиливается значение технической творческой деятельности, её роль в становлении личности обучающегося. Поэтому техническое творчество обучающихся сегодня является одним из важнейших направлений дополнительного образования детей.

Техническая деятельность – это средство подготовки детей к самостоятельной жизни и труду, развитие потребности в познании и творчестве. Только техническое знание способно глобально влиять на рост научно-технического прогресса, от уровня которого, по большому счету, зависит благосостояние общества.

В то же время, эта область сегодня нуждается в обновлении содержания. Цели и задачи, реализуемые в объединениях технической направленности, обусловлены, с одной стороны, необходимым минимумом знаний в этой области, а с другой – обозначенными приоритетами развития производства в нашей стране. Поэтому, все в большей мере проявляется потребность в новых подходах к образовательному процессу и к увеличению доли конструкторской деятельности воспитанников.

Особыми возможностями не только в трудовом обучении детей, но и ознакомлении с разными сторонами производственной деятельности, обладают объединения спортивно-технической направленности, занимающиеся модельными видами спорта. Каждый обучающийся в них имеет конкретную практическую цель – создание модели и выигрыш с ней соревнований.

На основе этой цели у обучающихся формируется потребность в приобретении трудовых навыков, технических и естественнонаучных знаний.

В ходе постройки моделей они вовлекаются в деятельность, моделирующую технологические процессы и трудовые отношения, существующие в реальном производстве.

Один из модельных видов спорта – «Трассовый автомоделизм» - это динамично развивающийся вид спорта, который очень популярен в России, а также в Америке и Европе. Его суть состоит в изготовлении действующих моделей автомобилей и групповых гонках по специально оборудованной трассе. Ежегодно в России вводятся в эксплуатацию новые трассы, растёт количество клубов и участников соревнований.

Появившись на свет чуть более ста  лет назад, автомобиль прочно вошел в нашу жизнь, и мы не мыслим существование нашего общества без автомобильного транспорта.

Трассовый моделизм в учреждении дополнительного образования - первая ступень к овладению обучающимися автомашиной. Занимаясь трассовым автомоделизмом, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с марками автомобилей, автомобильными фирмами, с общим устройством автомобиля и с основами его конструкции. Изучают принцип работы двигателя и других механизмов.     Занятия в объединении «Трассовый автомоделизм» дают возможность детям не только познакомиться с современной автомобильной техникой, но и по-настоящему полюбить автомодельное дело, помогают решить вопрос о выборе будущей профессии.

От других модельных видов спорта «Трассовый автомоделизм» выгодно отличается небольшими затратами материально-технических и финансовых ресурсов, а также возможностью проведения массовых соревнований в любое время года в разных климатических зонах.

Соревнования в разных классах моделей собирают всех занимающихся в объединениях ребят для участия в зрелищных гонках, а лучшие спортсмены по результатам сезона выезжают на Чемпионат и Первенство России, которые ежегодно проходят в разных городах с участием команд из многих регионов страны.

Типовая программа по кружкам трассового автомоделизма Министерства просвещения на современном этапе не соответствует правилам соревнований по трассовому автомоделизму. В настоящее время изменились требования, предъявляемые к моделям. Основным критерием оценки модели сегодня является ее скорость, а для этого необходимы мощные и легкие микроэлектродвигатели. Отечественная промышленность таких двигателей не выпускает. Поэтому приходится переделывать имеющиеся в продаже, или изготавливать самодельные микроэлектродвигатели, т.е. организовывать изобретательскую деятельность детей.

Исходя из этого, можно обозначить противоречие: между необходимостью развития конструкторского мышления воспитанников в области технической творческой деятельности и, в частности, трассового автомоделизма, и отсутствием научно-методической базы по данной проблеме.

Это противоречие я решаю на занятиях своего объединения, стремясь сохранить у воспитанников изобретательский потенциал и поддерживая их творческую инициативу. Для этой цели мной была разработана образовательная программа «Трассовый автомоделизм», которая реализуется в МКУ ДО «СЮТ» г.Ревда.  

Трассовый моделизм – это увлекательный вид технического творчества, который с 1985 года введен в Единую спортивную классификацию. У данного вида деятельности есть особенно привлекательная черта: несмотря на сравнительную простоту моделей, они дают простор для творческой работы детской мысли, развития конструкторской фантазии. Каждый, посвятивший в себя трассовому моделизму, должен овладеть целым рядом знаний в области электротехники, технологии машиностроения, теории электрических машин, материаловедения, получить практические навыки по обработке металлов, древесины, различных пластмасс, научиться пользоваться инструментом и станками, овладеть умением конструирования микроэлектродвигателей.

Цель дополнительной образовательной программы «Трассовый автомоделизм»: развитие творческих технических способностей детей, адаптация их к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям средствами трассового автомоделизма.

Особенности программы:

-        предполагает новый подход к организации образовательного процесса в детском техническом творчестве;

-        имеет научно-техническую направленность;

-        позволяет выводить детей на уровень конструкторско-изобретательской деятельности.

 Ведущими принципами при реализации программы являются:

-        принцип опережающего обучения;

-        принцип индивидуального подхода;

-        принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию;

-        принцип научности;

-        принцип наглядности в процессе занятий;

-        принцип последовательного подхода от репродуктивных видов мыследеятельности к творческой проектно-конструкторской и соревновательной деятельности.

Образовательный процесс строится на основе педагогической технологии уровневой дифференциации, которая позволяет:

-        обучать каждого воспитанника на уровне его возможностей и способностей;

-        исключать неоправданные и нецелесообразные «уравниловку» и «усреднение» детей;

-        помогать слабому, уделять внимание сильному воспитаннику;

-        более эффективно работать с «трудными» воспитанниками, плохо адаптирующимся к общественным нормам;

-        повышать уровень мотивации воспитанников к занятиям техническим творчеством.

Программа рассчитана на детей 9-18 лет. Срок реализации – 3 года.

Формы подведения итогов реализации программы:

-        организация выставок моделей автомобилей;

-        участие в соревнованиях различного уровня.

Первые соревнования (это проверка качества изготовления и ходовые испытания) проводятся после изготовления всеми обучающимися первых моделей. Следует отметить, что соревнования являются важным стимулом в развитии интереса к трассовому моделированию, а через интерес – к раскрытию способностей обучающихся к творчеству в целом.

Деятельность по изготовлению моделей создает ситуацию успеха на занятиях, развивает самостоятельность детей, пробуждает у них тягу к овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем у воспитанников формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижению цели.

Особенность содержания программы в том, что развитие творческого конструкторского мышления у воспитанников происходит поэтапно. Такой вариант организации учебного процесса обеспечивает возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует интересам и возможностям ребенка.

В процессе данной деятельности на всех этапах обучения у воспитанников формируются коммуникативные умения, которые способствуют их сплочению, закреплению норм и традиций поведения в объединении и за его пределами. Таким образом, можно сказать, что подавляющему большинству воспитанников к концу 3 года обучения присущ высокий уровень инструментальных, коммуникативных, интеллектуальных и экспериментальных способностей, определенных нравственных качеств, которые позволяют им включиться в реальной жизни в полнокровную творческую деятельность.

Воспитательная ценность занятий исключительно высока: участие в поисково-конструкторской, исследовательской работе, постройка собственными силами электрических микродвигателей, составляющих конкуренцию импортным на Российских соревнованиях, дают будущему рабочему, инженеру, технику, научному работнику превосходные навыки коллективного творческого труда. Умение вести наблюдения, ставить эксперименты по увеличению удельной мощности электродвигателей развивают мышление, увлеченность делом, прививают, и очень прочно, самые разнообразные навыки обработки различных материалов.

Результаты участия детей в соревнованиях говорят о том, что   воспитанники стабильно показывают высокие результаты (призовые места):

Муниципальный уровень:

- Открытые городские соревнованиях по трассовому автомоделизму, январь, 2013г.-3 победителя;

Областной уровень:

 - Первенство Челябинской области по трассовым автомоделям, г.Копейск, 2013г.- 1 место  в классе ES-24;

-  Первенство Челябинской области по трассовым автомоделям, 2013г.- 3 место  в классе ES-24;

-  Первенстве Челябинской области по трассовым автомоделям, 2014г.- 3 командное место;

- Первенство Челябинской области по трассовым автомоделям, 2015г. - 2 место в классе ES-32;

-  Первенство Челябинской области по трассовым автомоделям, 2016г. - 2 место в классе ES-32,  2 место в классе SP-32, 2 место в классе G-12, 3 место в классе In-32.

Всероссийский уровень:

- Первенство России по трассовым автомоделям старшая возрастная группа, 2013г. -  3 место  в классе F1-32;

- Первенство России по трассовым автомоделям старшая возрастная группа, 2014г.- 8 место  в классе ES-24;

В 2014году обучающийся моего объединения стал победителем муниципального конкурса на премию управления образования ГО Ревда  «За особые успехи в спортивной деятельности».

В целом можно сделать вывод, что реализация программы способствует формированию знаний, умений, навыков по трассовому автомоделизму, воспитанию личностных качеств детей и подростков, занимающихся в объединении, позволяет поддержать творческую инициативу воспитанников и раскрыть их изобретательский потенциал.

Занятия техническим творчеством служат исключительно эффективным средством приобретения и осознанного, прочного усвоения множества общенаучных и специальных знаний школьной программы и сверх нее (это знания по физике, химии, технологии, черчению и др.). Это действенное средство профессиональной ориентации обучающихся, поскольку увлечение детства и юности нередко перерастает в призванье человека.  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей. «С чего начать?», «К чему прийти?» по предмету специального фортепиано ДМШ и ДШИ.

Данная тема и проблема всегда была мне интересна. Но в последние годы все больше детей поступают в музыкальную школу, не предполагая сделать музыку своей профессией, а для общего эстетического развити...

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"

Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования".

Всякий театр - тайна, а теневой, самый древний и поэтичный. В этой статье можно узнать об особенностях создания теневого театра для детей в доп. образовании. А также чем полезен теневой театр для ребе...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...

Спортивная составляющая учебного процесса в объединении «Трассовый автомоделизм»

Разрабатывая образовательную программу «Трассовый автомоделизм», выбирая, создавая и совершенствуя методики практической реализации, я ставил перед собой такие главные задачи:получение уча...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Нами было проведено исследование, направленное на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии. Также предложены рекомендации и развивающая  программа. Все это можно...