Тема: «Семья - надежда и опора России».
творческая работа учащихся по теме
Выполнила: Пашкова Ксения, 2 курс, группа 209-210 «Продавец; контролер-кассир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_-_nadezhda_i_opora_rossii.doc | 196.5 КБ |
semya_pashkova_k.ppt | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Архангельской области
«Профессиональное училище №22»
(ГАОУ НПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №22»)
Сообщение
Номинация: «Культурное наследие Русского севера»
Тема: «Семья - надежда и опора России»
Выполнила: Пашкова К.В.
2 курс; группа 209-210
«Продавец; контролер-кассир»
Руководитель - Воробьева Н.В.,
преподаватель
г. Северодвинск 2014
Содержание
Введение 3
- Поморская семья 4
- Труд М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа» 6
- Российская семья сегодня 7
- Концепция новой семьи в России 9
Заключение 11
Список литературы 13
Приложение 14
Введение
Семья необходима каждому человеку. И каждый человек стремится в семье жить. Очевидно? По-нашему да, хотя конечно, не спорим, исключения бывают, но это исключения, а в основном все люди в семье жить стремятся и хотят, возьмите, например, себя, ведь вы же хотите жить в семье, не так ли? Думаю да. Тогда другой вопрос, а что же такое семья, в которой все так хотят жить? Какова же была поморская семья, какова сегодняшняя семья – семья новой России и что ждёт семью?
Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах.
Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские «жонки», подолгу заменявшие хозяев, называлась «большухами», и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.
Семья – малая группа, основанная на кровно-родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а так же ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
Определение конечно верное, но что-то уж больно суховатое. На вопрос «Хотели ли вы бы жить в семье?» все отвечают да сразу, а на вопрос «Хотели ли вы бы жить в малой группе, основанной на кровно-родственных связях, где еще и отношения регулируются?» отвечают не все и не всегда, а чаще у людей выражение лица становится таким, что, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать. А чего собственно не хватает в этом правильном определении? Думаю это любовь. Ведь нельзя не согласиться, что нельзя упускать этот фактор из вида, ведь значит он многое. Без любви многие семьи не образовались бы в принципе, не все конечно, но многие.
И в этой работе, нам хотелось бы рассказать о семье не с точки зрения сухой науки, а с точки зрения общества. Что общество понимает под семьей, какая она была и какой она должна быть в НОВОЙ РОССИИ.
Цель нашей работы – сравнительный анализ модели семьи поморской, сегодняшней и концепции семьи новой России.
Задачи:
1. Охарактеризовать внутрисемейные отношения в поморской семье.
2. Провести социологическое исследование нашей семьи сегодня.
3. Провести социологическое исследование концепции новой семьи.
1. Поморская семья
Большая семья в Поморье носила в целом патриархальный характер, то есть по нормам семейного права, мужская половина семьи имела преимущество при решении всех основных вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью и многими бытовыми сторонами жизни: например, распределение работ, выбор места промысла, брак детей и т.д. Главой семьи считался отец женатых братьев – страшой, после одряхления или смерти главой становился старший брат. В некоторых местностях старшой приобретал действительно большую власть, распоряжаясь даже специфически женскими домашними делами и регулируя поведение взрослых детей: приготовление пищи, распорядок дня, гуляния сыновей и дочерей.
В поморской семье у каждого свои обязанности. Отец полностью отвечает за корабельные дела. Мать до этих дел не касается. За то время, что отец остается на берегу, кроме корабельных дел он обязан выполнить «мужскую работу» - отремонтировать дом, подсобные помещения, загоны для скота, огородить выпасы, запасти дров на целый год, отремонтировать снасти, закупить необходимые для семьи товары. Дел очень много. Даже когда перед Рождеством к берегу подходят огромные косяки наваги, на подледный лов выходят в основном подростки, поморские «жонки», старики.
Очень четко, даже жесткое распределение обязанностей позволяло избегать возникновение в семье двоевластия и неизбежных при этом раздоров. Корабельное дело – это обязанность, домашние заботы – это обязанность, никто мим не должен особо гордиться, попрекать друг друга тем, что он делает что-то, что недоступно другому члену семьи. Муж и жена, две половинки единого целого, органично дополняющие одна другую и в полном объеме отвечающие за свою часть семейной работы.
«По праву величают хозяйку» - большуха. Прежде всего, она природная семьянинка: гордиться большой семьей, заботится о ней, поучает ее, она хозяйственна, уверена в себе знает себе цену, смелая, держится и в молодые годы с достоинством, а станет старше – это уже степенная, знающая цену труду, умудренная жизнью женщина. Она «не жалится» при всех свих многочисленных трудах, делах и заботах, тревогах и печалях.
Большинство поморских семей были многодетными. Поморские дети были здоровыми и сильными. Возможно, это было связано с особенностями трудового ритма промышленников. Можно утверждать, что за время промысла организм помора был хорошо подготовлен к зачатию здорового ребенка, ведь на промысле помор питался в основном свежей морской рыбой и мясом. В то время, когда крестьянин центральной России все лето работал на барщине, на покосах, на уборке хлебов, на самых тяжелых работах, получая в качестве дополнительного приварка пожелтевшее прошлогоднее сало. Затем осенью – пора деревенских свадеб.
Поморки нередко владели не только женскими ремеслами (уход за скотиной, ткачеством, стряпней и т.д.), но, как правило, занимались и традиционно мужскими работами. Многие «жонки» не хуже мужчин управлялись с парусами, владели основами навигации, занимались рыбной ловлей на тонях, знали грамоту и даже самостоятельно вели торговые дела. Всему этому поморские девочки учились у своих родителей.
В свою очередь поморские мужчины не хуже женщин справлялись с традиционными женскими обязанностями. Например, все поморы умели печь хлеб и шаньги, жарить мясо и, конечно же, варить, солить, коптить и вялить рыбу. Без этих навыков на промыслах было бы не обойтись. Кроме того, каждый помор мог сшить непромокаемые кожаные сапоги-бахилы, совик или непромокаемые морские штаны – «буксы».
- Труд М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа»
Читая небольшой труд М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа» 1761г. (Приложение 1), написанный для президента Академии наук графа Ивана Ивановича Шувалова (это одна из глав задуманного Ломоносовым большого труда об экономической политике, подъеме производительных сил России, «простирающихся к приращению общей пользы»), ловишь себя на мысли, насколько актуальна эта тема и этот труд сейчас.
В своем труде Ломоносов дает рекомендации тогдашнему русскому правительству.
- укреплением семьи «где любви нет, ненадежно и плодородие…»..
Более того, Ломоносов предлагает, чтоб «… венчающим священникам накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали и не венчали под опасением лишения чина»;
- ограничением возраста супругов «невеста жениха не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами…. Всего сходне, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет»;
- укреплением нравственных устоев народа (порицания блуда);
- развитием медицины (причем доступной и бесплатной);
- просвещением молодых семей, как сохранить ребенка; и прочее.
Всего у Ломоносова 13 предложений о сохранении и размножении российского народа.
3. Российская семья сегодня
Семья была, есть и будет. История пока не дала альтернативы семье.
Какова же наша семья сегодня?
Новая структура семьи обусловливается четко проявляющимся процессом её нуклеаризации. Нами был проведен опрос среди обучающихся, который показал что 70% из них хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой и положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность, ответственность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нарушается в этом случае и постоянное общение с дедушкой и бабушкой, которое очень благотворно для внуков. Умение проникать в душу другого, терпимость, необходимая в общении с детьми, определенная свобода от своих профессиональных занятий дают большую возможность именно бабушкам и дедушкам налаживать положительные контакты со своими внуками и ненавязчиво на них воздействовать. Отсутствие же контактов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков. В этом случае появляются и заброшенные одинокие старики. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. И тут задача заключается в том, чтобы смягчить негативные следствия этого процесса.
Мы продолжили опрос среди наших обучающихся и спросили их: Кто является добытчиком и кормильцем в семье, кто из родителей работает дольше и больше и реализовывает ли себя сегодняшняя женщина на 100%, как мать? Что мы получили!
Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как раньше. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.
Такая традиционализация носит зачастую вынужденный характер и не всегда и не во всем соответствует потребностям, как женщин, так и мужчин и даже, в целом, всего общества. Поэтому в процессе общественного развития должны быть найдены новые механизмы, соответствующие правам отдельных членов семьи и поддерживающие эффективное выполнение семьей своих основных функций в изменяющихся социально-экономических условиях.
Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Опрос показал, что среди наших обучающихся богатых семей 1%, среднеобеспеченных 70%, а остальные бедные.
Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей, из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг. Экономическое неблагополучие семьи прежде всего сказывается на детях, которые не получают многое из того, что им необходимо. В таких семьях главная задача – выжить в данной ситуации. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, т.е., те которые являются сущностными в семейной жизни, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, родителей от детей, проявляющимся как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей. Такое противостояние в подростковом возрасте вызывает лавинообразный рост агрессии, садизма, немотивированной преступности. Многие исследователи считают, что проявления подростковой и юношеской жестокости – это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения. Следствием этого отчуждения является также и ранний сексуальный опыт.
При опросе обучающихся нас удивил факт, что 56% имеют сексуальный опыт с 14-15 лет.
По утверждению психологов, дети, лишенные родительской любви, испытавшие её недостаток, компенсируют это ранними половыми связями.
В семье формируется способность любить другого человека, способность к эмоциональному контакту с другим. Главную роль в этом процессе играет мать. В отношениях с матерью закладывается в ребенке первичный нравственный опыт, первичные нравственные представления и отношения. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ребенка. В анкетировании мы задавали вопрос: Достаточно ли вам материнской любви? И к нашему удивлению получили ответ, что 68%, её не хватает.
Дефицит материнской любви, а тем более её отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление.
Последствия перечисленных особенностей функционирования современной семьи далеко не однозначны. Возможны как позитивные, так и негативные следствия. Чтобы блокировать отрицательные моменты в развитии семьи, чтобы помочь семье, необходима тщательно выверенная и логически выстроенная система семейной политики. Чтобы создать эту систему, прежде всего, необходим теоретический анализ жизнедеятельности семьи на современном этапе. Эффективность рекомендаций непосредственно сопряжена с наличием концептуальных построений. При этом концепция семейной политики каждого региона должна опираться на теоретические исследования семейной жизни данного региона.
4. Концепция новой семьи в России
Комитет Госдумы по делам семьи обнародовал концепцию государственной семейной политики РФ до 2025 года. Она была подготовлена в рамках президентского указа о национальной стратегии в интересах детей. В настоящий момент проект концепции доступен на сайте открытого правительства.
Одним из авторов этого проекта выступила глава профильного думского комитета Елена Мизулина («Справедливая Россия»).
Реализация концепции планируется в два этапа: первый этап - 2015-2018 годы, второй этап - 2019-2025 годы.
В общих положениях Концепции нашли отражение и статистические данные: 43% российских семей имеют несовершеннолетних детей, из них только 11,4% - двух, многодетные - 2,5%. Доля детей, рожденных вне брака составляет - 23%. Больше половины заключенных браков распадается. По сравнению с 2006 годом более чем на 28 процентов увеличилось число родившихся и составило 1895,8 тысяч детей. Кроме позитивных показателей в документе отмечаются и негативные тенденции: ухудшение показателей репродуктивного здоровья женщин: рост онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин и случаев женского бесплодия.
Цели новой концепции включают поддержку, укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.
Среди задач концепции отмечены повышение ценности семейного образа жизни, развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей, профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.
Судя по концепции, к 2025 году в России должна быть, создана новая модель семьи, напоминающая нечто среднее между советской «ячейкой общества» и дореволюционным крестьянским «домостроем» с довлеющей заботой государства и церкви.
Идеальной предлагается считать семью как минимум с тремя рожденными в браке детьми, с сильным авторитетом родительской власти, а также проживающую в одной квартире с бабушками и дедушками, то есть многопоколенную.
Разводы, гражданский брак (не говоря уж об однополом сожительстве), неполные семьи, а также аборты предлагается, по сути, если не запретить законом, то хотя бы сделать предметом жесточайшего общественного осуждения и просто экономически невыгодной затеей.
Так, чтобы отцам было неповадно бросать семью, авторы проекта предлагают обязать их платить сбор при разводе. Деньги, как ожидается, пойдут в специально созданный Федеральный алиментный фонд, из которого затем будут выплачивать алименты неполным семьям.
Аборты могут запретить
Также будут сужены возможности для аборта, к которым предлагается отнести не только хирургические, но и медикаментозные, а также мини-аборты. Специальные таблетки, прозванные врачами «бэби-капут», тоже будут продавать скоро в аптеке только по рецепту врача.
По подсчетам разработчиков документа, эти меры позволят сократить число абортов в стране к 2025 году в два раза. А вот во сколько при этом может возрасти число подпольных абортов предположить, естественно, никто не решается.
Все блага многодетным
И если неполным, а также живущим в гражданском браке семьям авторы концепции предлагают надеяться в этой жизни только на себя, то «правильным» семьям гарантируется не только почет и уважение, но и всесторонняя поддержка государства.
Например, семьи с пятью детьми обещают полностью освобождать от уплаты подоходного налога, а матерям трех детей засчитывать в трудовой стаж период по уходу за своими чадами. Среди других мер — надбавки к пенсии, льготы по ипотеке, бесплатная медицина и много чего еще. Правда, пока неясно, где на все это будут брать деньги.
Церковь заменит ЗАГС
При этом заметную роль в семейных делах будет играть церковь. Так, например, авторы концепции предлагают ей доверить право регистрации брака на основании венчания.
С представителями церкви также будут согласовывать любые законопроекты, затрагивающие семейные отношения. Наконец, монастыри, наряду с больницами, станут местом, где разрешат оставлять отказников-грудничков.
Мы провели опрос по поводу создания новой модели семьи среди обучающихся, им были заданы следующие вопросы и утверждения:
- Как вы относитесь к тому, что в России запретят гражданский брак?
- Если отец оставляет семью, то будет платить большой сбор в специально созданный Федеральный алиментный фонд, из которого затем будут выплачивать алименты неполным семьям.
- Запретить аборты.
- Семьи с пятью детьми полностью освобождать от уплаты подоходного налога.
- Регистрация брака в виде венчания.
Сделали выводы:
Молодежь готова к созданию новой модели семьи. Их не пугает ответственность, большие семьи, брак на всю жизнь и т.д.
Отвечая на наши вопросы у них появлялось всё больше и больше других, на которые мы ответить не смогли, но поняли одно, что все они хотят иметь семью! Новую семью в Новой России!
Заключение
В семьях, где отношения строятся в системе патриархата, женщина полностью посвящает себя мужу, детям и дому. У нее нет права в решении важных семейных вопросов. Мужчина принимает решения единолично, не советуясь в каких-либо семейных вопросах с супругой. В такой семье женщине не удается даже мечтать о любимой работе и карьере, что в наши дни играет немаловажную роль, поскольку таким образом женщина проявляет свои личностные качества, общается с множеством интересных для нее людей и выбирает себе дело по душе.
Сидя дома с детьми и занимаясь хозяйством, женщина не получает должного образования. Не имеет возможности расширять свой кругозор и жить полноценной жизнью. Ее единственный интерес – это муж, дети и домашний уют. Весь быт в таком случае падает на женщину. В финансовом вопросе она полностью начинает зависеть от мужчины, у нее не может быть своего личного бюджета, а все совершенные покупки она обязана обсудить с мужем, что для современной женщины просто нереально.
Если мужчина в семье берет всю ответственность на себя, то такая семья может быть спокойна за стабильное финансовое положение, женщине в таком случае не приходиться волноваться о завтрашнем дне, о том, чем накормить детей и мужа. Она уверена, что мужчина позаботится об этом. Малышки, которые воспитываются в патриархальных семьях с детства, видят, как отец заботится о семье, и с самого раннего детства берут пример ответственности за своих близких людей. В таких семьях вырастают настоящие мужчины.
В наше время принято решать самостоятельно, иметь патриархат в семье или нет. Но все же роль мужчины в семье должна быть значимой, потому что содержать и защищать семью, испокон веков было дано мужскому полу.
Семья нужна всем, но каждому по своему и каждому в свое время. Кому-то семья нужнее, кому-то не очень, но семья нужна и это главное. На современном этапе бывают различные формы семьи и каждый в праве выбирать ту, которая ближе ему по духу, не противоречит или наоборот соответствует его религии. Однако знать нужно все эти формы, чтобы хотя бы представлять себе возможные упущенные альтернативы.
Не было сказано, что семья важна не только для человека в частности, но и для общества в целом. Ведь одной из функций семьи является репродуктивная функция. Что особенно важно при сложившейся демографической ситуации в стране. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, количество детей в каждой семье должно быть не менее двух. А для воспроизводства населения, нужно чтобы в некоторых семьях было больше двух детей.
А вообще какие-то определенные выводы сделать довольно трудно, ведь семья это все-таки что-то индивидуальное. Социология изучает семью довольно давно, но, если позволите такой оборот речи, изучать до сих пор не закончила. Так что остается только следить за работами социологов в данной сфере и смотреть, что они там такого интересного напишут. Мы же в своей работе, на наш взгляд, написали достаточно, чтобы хотя бы пробудить интерес к этому вопросу.
Список литературы
- Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа //Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 6: Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747-1765 гг. М.- Л. АН СССР. 1952. С. 381-403.
- Народные юридические обычаи крестьян Архангельской губернии / П.С. Ефименко. – М.,2009. - 272с.
- Обычаи и верование крестьян Архангельской губернии / П.С. Ефименко. – М.,2008. - 560с.
- Народная культура Поморья / Т.А. Бернштам. - М.: 2008. - 432с.
- Источник: www.ecsocman.edu.ru
- Источник: topsekretno@gmail.com
- Источник: www.gks.ru/free
- Источник: www.ecsocman.edu.ru
- Источник: topsekretno@gmail.com
Приложение 1
М.В. Ломоносов
О сохранении и размножении российского народа4
Милостивый государь Иван Иванович.
Разбирая свои сочинения, нашел я старые записки моих мыслей, простирающихся к приращению общей пользы. По рассмотрении рассудилось мне за благо пространнее и обстоятельнее сообщить их вашему высокопревосходительству яко истинному рачителю о всяком добре любезного отечества в уповании, может быть, найдется в них что-нибудь, к действительному поправлению российского света служащее, что вашим проницательством и рачением разобрано, расположено и к подлинному исполнению приведено быть может. Все оные по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут, как мне кажется, под следующие главы:
- О размножении и сохранении российского народа
- О истреблении праздности
- О исправлении нравов и о большем народа просвещении
- О исправлении земледелия
- О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств
- О лучших пользах купечества
- О лучшей государственной экономии
- О сохранении военного искусства во время долговременного мира.
Сии толь важные главы требуют глубокого рассуждения, долговременного в государственных делах искусства к изъяснению и предосторожной силы к произведению в действо. Итак, м. г., извините мою дерзость, что, не имея к тому надобной способности, касаюсь толь тяжкому бремени только из усердия, которое мне не позволяет ничего (хотя бы только и повидимому) полезного обществу оставить под спудом. Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей. Божественное дело и милосердыя и человеколюбивыя нашея монархини кроткого сердца достойное дело - избавлять подданных от смерти, хотя бы иные по законам и достойны были. Сие помилование есть явное и прямо зависящее от ея материнския высочайшия воли и повеления. Но много есть человекоубивства и еще самоубивства, народ умаляющего, коего непосредственно указами, без исправления или совершенного истребления некоторых обычаев и еще некоторых, под именем узаконений вкоренившихся, истребить невозможно.
1
В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Сему, с натурою спорному поведению следуют худые обстоятельства: слезные приключения и рода человеческого приращению вредные душегубства. Первые после женитьбы лета проходят бесплодны, следовательно, такое супружество - не супружество и сверх того вредно размножению народа, затем что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить несколько детей обществу. Мальчик, побуждаем будучи от задорной взрослой жены, усиливанием себя прежде времени портит и впредь в свою пору к детородию не будет довольно способен, а когда достигнет в мужеский возраст, то жена скоро выйдет из тех лет, в кои к детородию была способнее. Хотя ж она и в малолетство мужнее может обрюхатеть непозволенным образом, однако, боясь бесславия и от мужних родителей попреку и побоев, легко может поступить на детоубивство еще в своей утробе. Довольно есть и таких примеров, что, гнушаясь малым и глупым мужишком, спознавается жена с другим и, чтоб за него выйти, мужа своего отравливает или инако убивает, а после изобличена предается казни. Итак, сими непорядками еще нерожденные умирают и погибают повинные и неповинные. Второе неравенство в супружестве бывает, когда мужчина в престарелых летах женится на очень молодой девушке, которое хотя и не столь опасно, однако приращению народа вредно, и хотя непозволенною любовию недостаток может быть наполнен, однако сие недружелюбия, подозрения, беспокойства и тяжеб в наследстве и больших злоключений причиною бывает. Для сего вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы включить должно. По моему мнению, невеста жениха не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами. Сие для того, что женщины скорее старятся, нежели мужчины, а особливо от частой беременности. Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны. Всего сходнее, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет. Хотя ж по деревням и показывают причины, что женят малых ребят для работниц, однако все пустошь, затем что ежели кто семью малую, а много пашен или скота имеет, тот наймуй работников, прими третьщиков или половинщиков, или продай излишнее другому5.
2
Неравному супружеству много подобно насильное, ибо где любви нет, ненадежно и плодородие. Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому и нередко бывают причиною безвременному и незрелому рождению. Для того должно венчающим священникам накрепко подтвердить, что они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали и не венчали под опасением лишения чина, жениха бы и невесту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены в церковь к венчанию, но несколько прежде.
3
Хотя больше одной жены вдруг иметь в нашем законе не позволяется, однако четвертая после третьей смерти в наших узаконениях не заказана, кроме того, что некто Арменопул, судья солунский, заказал приватно, положась, как уповаю, на слова Назианзиновы6: «Первый брак закон, вторый прощение, третий пребеззаконие». Но сие никакими соборными узаконениями не утверждено, затем что он сие сказал как оратор, как проповедник, а не как законодавец, и, невзирая на слова великого сего святителя, церковь святая третий брак благословляет, а четвертого запрещение пришло к нам из Солуня, а не от вселенских соборов или монаршеских и общенародных узаконений. Сие обыкновение много воспрещает народному приращению. Много видал я вдовцов от третьей жены около 30-ти лет своего возраста, и отец мой овдовел в третий раз хотя 50-ти лет, однако еще в полной своей бодрости и мог бы еще жениться на четвертой. Мне кажется, было б законам непротивно, если бы для размножения народа и для избежания непозволенных плотских смешений, а от того и несчастных приключений, четвертый, а по нужде и пятый брак был позволен по примеру других христианских народов. Правда, что иногда не без сомнительства бывает, все ли происходило натурально, когда кто в третий и притом в немногие годы овдовеет, и не было ли какого потаенного злодейства? Для сего лицо, требующее четвертого или пятого брака, должно представить в свидетели соседей или, еще лучше, родственников по первым супружествам, что в оных поступки его были незлобны и беззазорны, а у кого окажутся вероятные знаки неверности или свирепости, а особливо в двух или во всех трех супружествах, тем лицам не позволять четвертого брака.
4
Вошло в обычай, что́ натуре человеческой противно ппротивно ли законам, на соборах положенным, не помню), что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху, а не ко спасенью дается повод и приращению народа немалая отрасль пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется священнодействовать, женясь вторым браком законно, честно и благословенно, а в чернечестве блуднику, прелюбодею или еще и мужеложцу литургию служить и всякие тайны совершать дается воля. Возможно ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в монашестве без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками и по всему внешнему виду здоровый, сильный и тучный, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше усиливаются, чем крепче запрещаются. Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти или, сняв чин священства, позволять быть мирскими чинами. Сюда ж надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя в нынешние времена и умалилось пред прежним, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при синодальных школах. Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет.
5
Вышеписанное касалось больше до обильнейшего плодородия родящих; следующее надлежит особливо до сохранения рожденных. Хотя запрещением неравного и насильного супружества, позволением четвертого и пятого брака, разрешением к супружеству вдовых попов и дьяконов и непозволением до указанных лет принятия монашеского чина несомненно воспоследовать может знатное приумножение народа и не столько будет беззаконнорожденных, следовательно, и меньше детского душегубства, однако по разным случаям и по слабости человеческого сложения быть тому невозможно, чтобы непозволенным сластолюбием или и насильством обременная женщина, не хотя быть обесславлена, не искала бы способов утаить своего беззакония и несчастия, отчего иногда в отчаянии матери детей своих убивают. Для избежания столь ужасного злодейства и для сохранения жизни неповинных младенцев надобно бы учредить нарочные богаделенные домы для невозбранного зазорных детей приему,7 где богаделенные старушки могли б за ними ходить вместо матерей или бабок; но о сем особливо, в письме о исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.
6
Следуют сему младенческие болезни, изнуряющие и в смертные челюсти повергающие начинающуюся жизнь человеческую, из которых первое и всех лютейшее мучение есть самое рождение. Страждет младенец не менее матери, и тем только разнится их томление, что мать оное помнит, не помнит младенец. Коль же оно велико, изъявляет Давид пророк, ибо, хотя изобразить ужасные врагов своих скорби, говорит: «Тамо болезни яко рождающия» (сиречь женщины). Проходя болезненный путь в прискорбный и суетный свет, коль часто нежный человек претерпевает великие повреждения, а особливо в голове, тем, что в самое свое рождение лишается едва начатыя жизни и впервые почерпнутый дух в последнее испускает, либо несколько часов или дней только лишь с настоящею смертию борется. Сие первое страдание, которым нередко из рожденных живых на весь век здравие повреждается. Сего иначе ничем не можно отвратить или хотя несколько облегчить, как искусством повивальных бабок и осторожностию беременных. Потом следует болезнь при выходе зубов, младенцам часто смертоносная, когда особливо падучую болезнь с собою приносит. Также грыжи, оспа, сухотка, черви в животе и другие смерти детской причины, все требуют знания, как лечить нежных тел болезни. Для умаления толь великого зла советую в действие произвести следующее: 1) Выбрать хорошие книжки о повивальном искусстве и, самую лучшую положив за основание, сочинить наставление на российском языке или, сочинив на другом, перевесть на российский, к чему необходимо должно присовокупить добрые приемы российских повивальных искусных бабок; для сего, созвав выборных, долговременным искусством дело знающих, спросить каждую особливо и всех вообще и, что́ за благо принято будет, внести в оную книжицу. 2) Для излечения прочих детских болезней, положив за основание великого медика Гофмана, который, упражнявшись чрез 60 лет в докторском звании, при конце жизни писал наставление о излечении младенческих болезней, по которым я дочь свою дважды от смерти избавил, и присовокупив из других лучшее, соединить с вышеписанною книжкою о повивальном искусстве; притом не позабыть, что́ наши бабки и лекари с пользою вообще употребляют. 3) В обеих совокупленных сих искусств[ах] в одну книжку наблюдать то, чтобы способы и лекарства по большей части не трудно было сыскать везде в России, затем что у нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в знатных великих городах поныне не устроены, о чем давно бы должно было иметь попечение; но о сем особливо представлено будет. 4) Оную книжку напечатав в довольном множестве, распродать во все государство по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди читая могли сами знать и других наставлением пользовать. По исчислению умерших по приходам, учиненному в Париже, сравнив их лета, умирают в первые три года столько же почти младенцев, сколько в прочие, до ста считая. Итак, положим, что в России мужеска полу 12 миллионов, из них состоит один миллион в таком супружестве, что дети родятся, положив обще, один в два года. Посему на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умирает половина или еще по здешнему небрежению и больше, так что на всякий год достанется смерти в участие по сту тысяч младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть 10 тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни
7
Доселе о натуральных обстоятельствах, младенцам вредных; остается упомянуть о повреждениях, от суеверия и грубого упрямства происходящих. Попы, не токмо деревенские, но и городские, крестят младенцев зимою в воде самой холодной, иногда и со льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная без примешения, и вменяют теплоту за примешанную материю, а не думают того, что летом сами же крестят теплою водою, по их мнению смешанною. Итак, сами себе прекословят, а особливо по своему недомыслию не знают, что и в самой холодной воде еще теплоты очень много. От замерзания в лед принимает вода в себя стужу до 130 гр.,9 да и тут можно почесть ее горячею, затем что замерзающая ртуть10 несравненно большее расстояние от сего градуса имеет, нежели вода от кипятка до замерзания. Однако невеждам-попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властию, чтобы всегда крестили водою, летней в рассуждении теплоты равною, затем что холодная исшедшему недавно из теплой матерней утробы младенцу конечно вредна, а особливо который много претерпел в рождении. Одно погружение в умеренной воде не без тягости младенцу, когда мокрота в глаза, в уши, в ноздри, а иногда и в рот вливается (а когда рот и ноздри запирает поп рукою, тогда пресекается дыхание, которое недавно лишь получил младенец). Когда ж холодная вода со льдом охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни, и хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякий младенец после преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится. Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти. Коль много есть столь несчастливых родителей, кои до 10 и 15 детей родили, а в живых ни единого не осталось?
8
Бедственному младенческому началу жизни следуют приключения, нападающие на здравие человеческое в прочем оныя течении. И, во-первых, невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времен пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко рассудить можно, что, готовясь к воздержанию великого поста, во всей России много людей так загавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Розговенье тому ж подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме невоздержания в заговенные дни питием и пищею, стараются многие на весь в[еликий] пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею мерою починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от человеков и от других животных, бывшие во всю зиму заключенными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водою и нам с мокротными и цынготными рыбами в желудок, в легкое, в кровь, в нервы и во все строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряют в тех, кои бы еще могли пожить долее. После того приближается светлое Христово воскресение, всеобщая христианская радость; тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на св. неделе. Иной представляет себе приятные и скоромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться. Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскресе! только в ушах и на языке, а в сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники. О истинное христианское пощение и празднество! Не на таких ли бог негодует у пророка: «Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость есть предо мною!». Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое время к пищам
малопитательным, вдруг принужден принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несваренные ядения по жилам посылает, они спираются, пресекается течение крови, и душа в отворенные тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает. Для уверения о сем можно справиться по церковным запискам: около которого времени в целом году у попов больше меду на кутью исходит? Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгих постников, притом усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно. Правда, что ежели кто на масленице приуготовляется к посту житием умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и говеет больше духом, нежели брюхом, на св. неделе радуется о препровождении в[еликого] поста в истинных добродетелях, в трудах обществу полезных и богу любезных, а не оа том, что дожил до разрешения на вся, тот конечно меньше почувствует припадков от нездорового времени, а особливо когда трудами кровь приводит в движение и, словом, содержит себя хотя то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без крутых скачков и пригорков. Но здесь, в севере сие по концам тучное, а в середке сухое время есть самая праздная часть года, когда крестьяне не имеют никакой большой работы и только посеянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доедают; купцам, за испорченными дорогами и распутицами, почти нет проезду из города в город с товарами; нет кораблям плавания и морским людям довольного движения; военные люди стоят в походах по зимним квартирам, а дома то для морозов, то для слякоти не могут быть удобно экзерциции. Итак, большая часть народа должна остаться в праздности, которая в заговенье и розговенье дает причину к необузданной роскоши, а в пост, с худыми прошлогодними пищами и с нездоровым воздухом соединенная, портит здоровье и жизнь коротит.
Многие скажут: «Да проживают же люди! отцы наши и прадеды жили долгие веки!». Правда, живут и лопари, питаясь почти одною только рыбою11, да посмотрите ж, коль они телом велики и коль многолюдны, и сравните их с живущими в том же климате самоядами, питающимися по большей части мясом. Первые ростом мелки, малолюдны, так что на 700 верстах в длину, а в ширину на 300 лопарей толь мало, что и в большие солдатские поборы со всей земли по два солдата с числа душ наймают из нашего народа, затем что из них весьма редко, чтобы кто и по малой мере в солдаты годился. Самояды, напротив того, ростом немалы, широкоплечи и сильны и в таком множестве, что если бы междоусобные частые кровавые сражения между многими их князьками не случались, то бы знатная восточно-северного берега часть ими населилась многолюдно. Посмотрите, что те российские области многолюднее, где скотом изобильнее, затем что во многих местах, где скотом скудно, и в мясоед по большей части питаются рыбою или пустыми щами с хлебом. Если б наша масленица положена была в мае месяце, то великий пост был бы в полной весне и в начале лета, а св. неделя около Петрова дня, то бы, кроме новых плодов земных и свежих рыб и благорастворенного воздуха, 1-е) поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве дальнею ездою по земле и по морю, военным - экзерцициею и походами; 2-е) ради исправления таких нужных работ меньше бы было праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства, неравного жития и прерывного питания, надрывающего человеческое здравие, а сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замерз бы на дороге, как о масленице бывает, и не провалился бы под лед, как случается на св. неделе.
Я к вам обращаюсь, великие учители и расположители постов и праздников, и со всяким благоговением вопрошаю вашу святость: что вы в то время о нас думали, когда св. великий пост поставили в сие время? Мне кажется, что вы, по своей святости, кротости, терпению и праводушию милостивый ответ дадите и не так, как андреевский протопоп Яков12 делал, в церкви матерно не избраните или еще, как он с морским капитаном Яньковым в светлое воскресение у креста за непоцелование руки поступил, в грудь кулаком не ударите. Вы скажете: «Располагая посты и праздники, жили мы в Греции и в земле обетованной. Святую четыредесятницу тогда содержать установили, когда у нас полным сиянием вешнего солнца земное богатое недро отверзается, произращает здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздух возобновляет ароматными духами; поспевают ранние плоды, в пищу, в прохлаждение и в лекарство купно служащие; пению нашему для славословия божия соответствовали журчащие ручьи, шумящие листы и воспевающие сладкогласные птицы. А про ваши полуночные стороны мы рассуждали, что не токмо там нет и не будет христианского закона, но ниже́ единого словесного обитателя ради великой стужи. Не жалуйтесь на нас! Как бы мы вам предписали есть финики и смоквы и пить доброго виноградного вина по красоуле, чего у вас не родится Расположите, как разумные люди, по вашему климату, употребите на пост другое способнейшее время или в дурное время пользуйтесь умеренно здоровыми пищами. Есть у вас духовенство, равную нам власть от Христа имеющее вязати и решити. Для толь важного дела можно в России вселенский собор составить: сохранение жизни толь великого множества народа того стоит. А сверх того, ученьем вкорените всем в мысли, что богу приятнее, когда имеем в сердце чистую совесть, нежели в желудке цынготную рыбу, что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержания от излишества, что обманщик, грабитель, неправосудный, мздоимец, вор и другими образы ближнего повредитель прощения не сыщет, хотя бы он вместо обыкновенной постной пищи в семь недель ел щепы, кирпич, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоял на голове вместо земных поклонов. Чистое покаяние есть доброе житие, бога к милосердию, к щедроте и к люблению нашему преклоняющее. Сохрани[те] данные Христом заповеди, на коих весь закон и пророки висят: «Люби господа бога твоего всем сердцем ссиречь не кишками) и ближнего как сам себя тт. е. совестию, а не языком)». Исправлению сего недостатка ужасные обстоят препятствия, однако не больше опасны, как заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительством с иноверными, заставить матрозов в летние посты есть мясо, уничтожить боярство, патриаршество и стрельцов и вместо их учредить Правительствующий Сенат, Святейший Синод, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый год в другой месяц! Российский народ гибок!
9
Кроме сего впадает великое множество людей и в другие разные болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений, как выше упомянуто, и только по большей мере простые, безграмотные мужики и бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслят, с вороженьем и шептаниями, и тем не только не придают никакой силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в страх унылыми видами и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти. Правда, много есть из них, кои действительно знают лечить некоторые болезни, а особливо внешние, как коновалы и костоправы, так что иногда и ученых хирургов в некоторых случаях превосходят, однако все лучше учредить по правилам, медицинскую науку составляющим. К сему требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами, хотя б только по нашему климату пристойными, чего не токмо нет и сотой доли, но и войско российское весьма не довольно снабжено медиками, так что лекари не успевают перевязывать и раненых, не токмо чтобы всякого осмотреть, выспросить обстоятельства, дать лекарства и тем страждущих успокоить. От такого непризрения многие, коим бы ожить, умирают. Сего недостатка ничем не можно скорее наполнить, как для изучения докторства послать довольное число российских студентов в иностранные университеты и учрежденным и впредь учреждаемым внутри государства университетам дать между прочими привилегиями власть производить достойных в доктора; 2-е. Медицинской канцелярии14 подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и Сенату представляли. Стыдно и досадно слышать, что ученики российского народа, будучи по десяти и больше лет в аптеках, почти никаких лекарств составлять не умеют, а ради чего? Затем, что аптекари держат еще учеников немецких, а русские при иготе15, при решете и при уголье до старости доживают и учениками умирают, а немецкими всего государства не наполнить. Сверх того, недостаточное знание языка, разность веры, несходные нравы и дорогая им плата много препятствуют.
10
Смертям от болезни следуют насильственные, натуральные и случайные обстоятельства как причины лишения жизни человеческой, т. е. моровые язвы, пожары, потопления, морозы. Поветрия на людей хотя по большей части в южных пределах здешнего государства случаются, однако всякие способы против того употреблять должно. Оные состоят в истреблении уже начавшегося или в отвращении приходящего. К первому требуются известные употребительные против такого несчастья средства, и для того, лучшие должно выбрав из авторов, сочинить Медицинскому факультету16 книжку и напечатав распродать по государству. Ко второму надобно с бывших примеров собрать признаки, из которых главный есть затмение солнца, причиняющее почти всегда вскоре падеж на скот, а после и на людей поветрие. В наши просвещенные веки знают о том в великом свете обращающиеся люди от астрономов и могут предостеречься, не выпуская скота из дому и не давая травы, того дня снятой: так в других государствах остерегаются два или три дни после, и сами никаких плодов в то время не снимают и не употребляют, говоря, что во время солнечного затмения падают ядовитые росы. Главная причина быть кажется, по моему мнению, что во время затмения закрывается солнце луною, таким же телом, как и земля наша, пресекается круто электрическая сила, которую солнце на все растения во весь день изливает, что видно на травах, ночью спящих и тоже страждущих в солнечное затмение. Время научит, сколько может электрическая сила действовать в рассуждении поветрия. Затмения во всем государстве не знают, и для того надобно заблаговременно публиковать и что́ требуется повелеть указами по примеру, как водится в других государствах. Для избавления от огненной смерти служит предосторожность о утолении частых и великих пожаров, о чем покажется пространно в письме о лучшей государственной экономии. Потопления суть двояки: от наводнения и от неосторожной дерзости, особливо в пьянстве. Первое легко отвратить можно, запретив, чтобы при великих реках на низких местах, вешней особливо воде подверженных, никаких жилищ не было. Сие делается от одной лености, чтоб вода и сено и всякая от воды удобность была близко, однако часто на высоких местах живущие видят весною, сами будучи в безопасности, как скот и люди и целые домы неприступный лед несет в отчаянии всякого спасения. Вторых потоплений ничем отвратить нельзя, не умалив много гощения и пьянства, для коих люди дерзают переезжать чрез реки в бурную погоду, перегрузив суда множеством, или переходить через лед осенью и весною, когда он весьма ненадежен и опасен. В главе о истреблении праздности предложатся способы, равно как и для избавления померзания многих зимою.
11
Немалый ущерб причиняется народу убивствами, кои бывают в драках и от разбойников. Драки происходят вредные между соседями, а особливо между помещиками, которых ничем, как межеванием, утушить не можно19. На разбойников хотя посылаются сыщики, однако чрез то вывести сие зло или хотя знатно убавить нет почти никакой надежды. Основательнейшие и сильнейшие к тому требуются способы. Следующий кажется мне всех надежнее, бережливее и монархине всемилостивейшей славнее и притом любезнее, затем что он действие свое возымеет меньшим пролитием человеческой крови. Разбойники без пристанища в городах и около деревень пробыть и злодейством своим долго пользоваться не могут. При деревнях держатся, а в городах обыкновенно часто бывают для продажи пограбленных пожитков. Итак, когда им сии места сделаны будут узки и тесны, то не могут долго утаиться; не занадобится далече посылать команды и делать кровопролитные сражения со многими, когда можно иметь случай перебрать по одиночке и ловить их часто. Всевожделенный и долговременный покой внутри нашего отечества чрез полтораста лет, в кое время после разорения от поляков20 не нужно было стенами защищаться от неприятелей, подал нерадению нашему причину мало иметь попечения о градских ограждениях, и потому большая часть малых городов и посадов и многих провинциальных и губернских городов не токмо стен каменных или хотя надежных валов и рвов, но и деревянных полисадников или тынов не имеют, что не без сожаления вижу из ответов, присылаемых на географические вопросы в Академию Наук изо всех городов указом Правительствующего Сената, по моему представлению.21 Кроме того, что проезжающие иностранные не без презрения смотрят на наши беспорядочные города или, лучше сказать, почти на развалины, разбойники употребляют их к своему прибежищу и также могут закрываться от достойного карания в городе или еще лучше, нежели в деревне, затем что город больше и со всех сторон в него на всяком месте ворота днем и ночью беспрестанно отворены ворам и добрым людям. Когда ж бы всемилостивейше повелеть благоизволено было все российские города, у коих ограждение рушилось или его и не было, укрепить хотя не каменными стенами, но токмо валом и рвом и высоким палисадником и не во многих местах оставить ворота с крепкими запорами и с надежными мещанскими караулами, где нет гарнизонов, так, чтобы ряды и лавки были внутри ограждения, то бы ворам провозить в город грабленные вещи для продажи было весьма трудно и все для осмотру предосторожности употребить было несравненно легче, нежели в месте, со всех сторон отворенном; а разбойник может быть в воротах скорее примечен, который, не продав грабленных вещей, корысти не получит. Сверх сего, в каждом огражденном городе назначить постоянные ночлеги для прохожих и проезжих с письменными дозволениями и с вывескою и приказать, чтобы каждый хозяин на всякий день объявлял в ратуше, кто у него был на ночлеге и сколько времени, а другие бы мещане принимать к себе в дом приезжих и прохожих воли не имели, под опасением наказания, кроме своих родственников, в городе известных. По всем волостям, погостам и деревням опубликовать, что ежели крестьянин или двое и больше поимают разбойника, приведут его в город или в другое безопасное место и докажут надежными свидетелями и спору в том не будет, то давать приводчикам за всякую голову по 10 руб. из мещанского казенного сбору, и за главных злодейских предводителей, за атамана, эсаула, также и за поимание и довод того, кто держит воровские прибежища, по 30 руб. Сие хотя довольно быть кажется, где города не в весьма дальном расстоянии, однако многие места есть в России глухие, на 500 и больше верст без городов, прямые убежища разбойникам и всяким беглым и беспашпортным людям; примером служить может лесистое пространство около реки Ветлуги, которая, на 700 верст течением от вершины до устья простираясь, не имеет при себе ни единого города. Туда с Волги укрывается великое множество зимою бурлаков, из коих немалая часть разбойники. Крестьяне содержат их во всю зиму за полтину человека, а буде он что работает, то кормят и без платы, не спрашивая пашпорта. По таким местам должно основать и поставить города, дав знатным селам гражданские права учредить ратуши и воеводствы и оградив надежными укреплениями и осторожностями от разбойников, как выше показано. Сие будет служить не токмо для общей безопасности и к сбережению российского народа, но и к особливой славе всемилостивейшей нашея самодержицы яко возобновительницы старых и состроительницы многих новых городов российских.
12
Переставая говорить о потере российского народа болезнями, несчастиями и убивствами, должно упомянуть о живых покойниках. С пограничных мест уходят люди в чужие государства, а особливо в Польшу, и тем лишается подданных Российская корона. Подлинно, что расположив предосторожности на рубеже литовском, однако толь великой скважины силою совершенно запереть невозможно: лучше поступить с кротостию. Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов22. Итак, мне кажется лучше пограничных с Польшей жителей облегчить податьми и снять солдатские наборы, расположив их по всему государству. Для расколу много уходит российских людей на Ветку: находящихся там беглецов не можно ли возвратить при нынешнем военном случае?23 А впредь могут служить способы, кои представятся о исправлении нравов и о большем просвещении народа24.
13
Место беглецов за границы удобно наполнить можно приемом иностранных, ежели к тому употреблены будут пристойные меры. Нынешнее в Европе несчастное военное время принуждает не токмо одиноких людей, но и целые разоренные семейства оставлять свое отечество и искать мест, от военного насильства удаленных. Пространное владение великой нашей монархини в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами, кои единого только посильного труда от человеков ожидают к своему полезному произведению. Условия, коими иностранных привлечь можно к поселению в России, не представляю, не ведая довольно союзных и враждебных обстоятельств между воюющими и мирными сторонами.
Хотел бы я сочинить примерный счет, сколько бы из сих 13 способов (а есть еще и больше) воспоследовало сохранения и приращения подданных ея императорского величества. Однако требуется к тому для известия многие обстоятельства и не мало времени; для того только одною догадкою досягаю несколько, что на каждый год может взойти приращение российского народа больше против прежнего до полумиллиона душ, а от ревизии до ревизии в 20 лет - до 10 миллионов. Кроме сего уповаю, что сии способы не будут ничем народу отяготительны, но будут служить к безопасности и успокоению всенародному.
Окончивая сие, надеюсь, что вашему высокопревосходительству что-нибудь понравится из моих доброжелательных к обществу мнений, и прошу о вашем беспрерывном здравии и во всем удовольствии всевышнего строителя и правителя всех народов и языков, произведшего вас в сей день и влившего вам кровь сына отечества к произведению дел полезных, а паче к покровительству наук и художеств, к которым я, равно и к вам от всей искренности усердствуя, с достодолжным высокопочитанием пребываю.
Ноября 1 1761
1 Журнал древней и новой словесности, 1819, ч. 5, март, № 6, стр. 52-78.
2 Беседы в обществе любителей российской словесности при Московском университете, М., 1871, стр. 72-86; Русская Старина, 1873, т. 8, стр. 565-580.
3 Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950-1983 Т.6. С. 384.
4 Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа //Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 6: Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747-1765 гг. М.- Л. АН СССР. 1952. С. 381-403.
5 продай излишнее другому — эти экономические соображения Ломоносова показывают, что он имеет в виду не помещичьих, а „вольных“ государственных крестьян
6 слова Назианзиновы — Григорий Назианзин, церковный писатель IV в., канонизированный православной церковью
7 учредить нарочные богаделенные домы для... зазорных детей приему — по мысли Ломоносова воспитание незаконнорожденных детей должно было соединяться с обучением их разным специальностям. Первый воспитательный дом в России, основанный в Москве в 1764 г. по проекту И. И. Бецкого, имел мало общего с идеей Ломоносова.
8 Гофмана... наставление о излечении младенческих болезней — имеется в виду Fr. Hoffmann. Opera omnia physico-medica (Собрание медицинских сочинений), вышедшее в Женеве в 1740 г., в 6 томах.
9 принимает вода в себя стужу до 130 гр. — идет речь о выделении водой скрытой теплоты; сущность метода измерения этой теплоты, применявшегося Ломоносовым, до сего времени остается не изученной.
10 замерзающая ртуть — замерзание ртути, раньше считавшейся незамерзающей жидкостью, было впервые экспериментально доказано в декабре 1759 г. опытами И.-А. Брауна, Ломоносова и других петербургских академиков. См. об этом „Рассуждение о твердости и жидкости тел“ в т. III настоящего издания
11 живут и лопари, питаясь почти одною только рыбою — соображения о зависимости слабосильности лопарей от их питания см. еще в замечаниях на „Историю Российской империи при Петре Великом“ Вольтера
12 андреевский протопоп Яков — т. е. Андреевской церкви на Васильевском острове в Петербурге
13 по красоуле — красоуля — чаша, употреблявшаяся при монастырской трапезе
14 Медицинской канцелярии — она заведовала врачебным делом в России (учреждена в 1721 г.) до ноября 1763 г., когда настоятельная нужда государства в докторах, так ярко описанная Ломоносовым, привела к созданию Медицинской коллегии; задачей Коллегии являлось не только ведение больницами и аптеками, но и расширение медицинских кадров, к чему также призывал Ломоносов
15 при иготе — иготь — ступка
16 Медицинскому факультету — Московского университета, открытого в 1755 г
17 в письме о лучшей государственной экономии — ссылка на одну из указанных в начале глав задуманного Ломоносовым труда
18 В главе о истреблении праздности — ссылка на одну из перечисленных Ломоносовым глав, к которой относятся также заметки в работе 12 настоящего тома
19 Драки... которых ничем, как межеванием, утушить не можно — здесь отражено столкновение самого Ломоносова с его соседями по земле, вследствие которого Ломоносов 31 августа 1761 г. просил Главную Межевую канцелярию об отмежевании земель деревни Голубовицы, заселенных приписными к его Усть-Рудицкой фабрике крестьянами, от земель ген. В. Скворцова (см.: Обозрение рукописей Ломоносова в Центр. Гос. архиве древних актов, составленное Е. В. Александровой, № 66. Ломоносов, III, М. — Л., 1951, стр. 388)
20 после разорения от поляков — имеются в виду события периода шведско-польской интервенции 1611—1612 гг.
21 ответов, присылаемых на географические вопросы... по моему представлению — в анкете, разосланной по инициативе Ломоносова Академией Наук в 1759 г. через Сенат с целью собирания сведений, нужных для географического атласа России, имелся вопрос: „1. Город чем огражден, каменною стеною или деревянного, или земляным валом и рвами“ (см.: В. Ф. Гнучева. Ломоносов и Географический департамент Академии Наук. Ломоносов, [I], стр. 257)
22 Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов — здесь отражено обострение борьбы крепостного крестьянства против помещиков, усилившейся в 50-х годах XVIII в
23 при нынешнем военном случае — Ломоносов говорит здесь о возможности, при прохождении русских войск после прусской кампании через Белоруссию, принудительного возвращения раскольников из их поселений на р. Ветке. Эта мера, вероятно, и имелась им в виду в теме „Истребление раскола“
24 способы, кои представятся о исправлении нравов и о большем просвещении народа — ссылка на одну из перечисленных Ломоносовым глав.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья – малая группа, основанная на кровно-родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а так же ближайшими родственниками.
Цель нашей работы сравнительный анализ модели семьи поморской, сегодняшней и концепции новой семьи в России.
Задачи: 1. Охарактеризовать внутрисемейные отношения в поморской семье. 2. Провести социологическое исследование нашей семьи сегодня. 3. Провести социологическое исследование концепции новой семьи.
Поморская семья Большая семья в Поморье носила в целом патриархальный характер; У каждого свои обязанности; Большинство поморских семей были многодетными.
Труд М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа» 1761 г. «где любви нет, ненадежно и плодородие…».. «…венчающим священникам накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали и не венчали под опасением лишения чина»
Семья сегодня?
Социологическое исследование 70% обучающихся хотят жить отдельно от родителей
Социологическое исследование Кто является добытчиком и кормильцем в семье? 50% мужчины 50% женщины
Социологическое исследование богатых семей 1% среднеобеспеченных 70% бедных 29%
Социологическое исследование 56% имеют сексуальный опыт с 14-15 лет
Социологическое исследование Достаточно ли вам материнской любви? 68%, её не хватает
Комитет Госдумы по делам семьи обнародовал концепцию государственной семейной политики РФ до 2025 года
Цели новой концепции: поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни; создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций; повышение качества жизни семей; обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.
Новая модель семьи Идеальной предлагается считать семью как минимум с тремя рожденными в браке детьми
Новая модель семьи Разводы, гражданский брак, неполные семьи, а также аборты предлагается, если не запретить законом, то хотя бы сделать предметом жесточайшего общественного осуждения
Новая модель семьи Семьи с пятью детьми обещают полностью освобождать от уплаты подоходного налога Матерям трех детей засчитывать в трудовой стаж период по уходу за своими чадами
Опрос по поводу создания новой модели семьи Как вы относитесь к тому, что в России запретят гражданский брак? Если отец оставляет семью, то будет платить большой сбор в специально созданный Федеральный алиментный фонд, из которого затем будут выплачивать алименты неполным семьям. Запретить аборты. Семьи с пятью детьми полностью освобождать от уплаты подоходного налога. Регистрация брака в виде венчания.
Поморская семья Российская семья сегодня Концепция новой семьи в России Большая семья -патриархальный характер; Молодежь хочет жить отдельно от родителей; Большая семья - минимум с тремя детьми; Большинство поморских семей были многодетными. На сегодня женщина не реализует себя на 100 % как мать ; Ответственность; Количество детей в семье уменьшилось до одного . Брак на всю жизнь.
Семья нужна всем, но каждому по-своему и каждому в своё время!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоанализ урока МДК 01.01"Технология механизированных работ в сельском хозяйстве"по теме "Семена"
в материале дан примерный самоанализ урока по МДК 01.01."Технология механизированных работ в сельском хозяйстве" по теме "Семена"...
План учебного занятия по курс "Обществознание", тема "Семья как социальный институт"
Данная разработка составлена на базе программы по учебной дисциплине "Обществознание" В ней используются элементы различных современных технологий преподавания: личностно-ориентированной, игрово...
«Повторение. Тема: Семья. Развитие навыков монологической речи».
Конспект к открытому уроку по английскому языку по теме: "Повторение. Тема : Семья. Развитие монологической речи."...
«Повторение. Тема: Семья. Развитие навыков монологической речи».
Презентация к открытому уроку по английскому языку по теме: "Повторение. Тема : Семья. Развитие навыков монологической речи"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Вера, Надежда, Любовь"
Интегрировать в интеллектуальной игре материал из различных областей. Показать не только области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, но и через их органическую реальную связь дать студентам ...
Интегрированная конференция. Тема: "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"
Сценарий конференции на тему "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"Дисциплины: "Философия", "Педиатрия", "Психология"Ссылка на скачивание презе...
Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Семь древнейших храмов России»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых-четвертых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – оказание помощи классным ру...
- Мне нравится (3)