План учебного занятия по курс "Обществознание", тема "Семья как социальный институт"
план-конспект занятия на тему

Данная разработка составлена на базе программы по учебной дисциплине "Обществознание"  В ней используются элементы различных современных технологий преподавания: личностно-ориентированной, игровой и др. Это позволяет повысить познавательный интерес учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-сценарий учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание»

Преподаватель: Парецкова Светлана Викторовна, преподаватель  высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «ВПТ»

Тема занятия: «Семья как малая социальная группа. Семья и брак»

Цели занятия:

Познавательная:

-усвоение студентами понятий семья, брак, типов, видов  и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института;

- формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи;

Развивающая - формирование:

- мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через анализ документов;

- информационно - методологических  умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний (текстовые источники), критического сопоставления источников,  навыков публичных выступлений

Воспитательная – способствовать:

- формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта студентов;.

- формированию исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов  социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации

Тип занятия: урок изучения нового материала

Вид занятия: комбинированный урок: лекция с элементами беседы, работа с нормативно-правовыми документами

Принципы обучения на занятии:

-научность;

-наглядность;

-связь с жизнью.

Элементы технологий обучения:

-личностно-ориентированной;

- информационно-коммуникационной;

-развивающего обучения.

Методы обучения:

-наглядный;

-словесный;

- работа с нормативно-правовыми документами.

-контроль и самоконтроль;

Формы работы:

-индивидуально-групповая

Средства обучения:

-компьютерная презентация

-видеофрагменты

-тексты нормативно-правовых документов (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ)

Межпредметные связи с дисциплинами:

-история;

-русский язык;

-литература

Ход занятия:

  1. Организационный момент (взаимное приветствие, определение отсутствующий)
  2.  Изучение нового материала

Преподаватель:

Рассказывают, что после того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался: - Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину. Но, не желая отказывать в просьбе, мужчине, Бог сотворил женщину. На что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита и все это слепил вместе.

Посмотрел и недовольно покачал головой: больно приторной она оказалась. И добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, трусость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, ревность тигрицы, мстительность осы, ядовитость змеи, дурман опиума и вдохнул в нее жизнь.

В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог подарил мужчине, сказав при этом:

- Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать. Любуйся ею всю жизнь, но мучайся одновременно.

Я уверена, что не найдется на свете человека, которого бы не интересовала тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем, связанных с семейной жизнью, очень много. Попытаемся в них вникнуть...

Тема нашего занятия «Семья»

Давайте определим для себя задачи сегодняшнего занятия (заслушиваются ответы студентов, выводиться слайд с целями)

Диалог с группой

Что такое семья?

Заслушиваются ответы студентов.

(Выводиться слайд с определением)

Социология рассматривает семью с двух аспектов:

как социальный институт и малую социальную группу.

Вспомните определение социального института.

(заслушивается ответ:

социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества)

(слайд. Семья как социальный институт)

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Вспомните определение социальной группы.

(заслушиваются ответы)

        Семья как малая группа - основанная на браке или кровном родстве малая группа, которая связана общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

                               

Семья прошла разные этапы становления

(слайд)

Каковы функции семьи? Как вы думаете?

(заслушиваются

Преподаватель:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему…

Коль видят нас и

слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь,

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Диалог с группой

Существуют различные формы семьи.

(слайд «Формы семьи»)

Какие на ваш взгляд преимущества у этих форм?

В семье существуют разные типы властных структур

(слайд «Типы властных структур»)

Какая вам ближе?

Преподаватель:

В соответствии со ст.38 Конституции РФ, государство определяет свое отношение  к семье. В чём оно выражается?

(Прочитайте ст. 38. Заслушивается ответ студента)

Основой является защита семьи.

Давая определение семье мы, прежде всего, делаем акцент на то, что она основана на браке.

Брак («брачити»-отбирать, выбирать хорошее)

Брак – это, прежде всего, союз мужчины и женщины, основанный на определённых обстоятельствах, правилах, общепринятых нормах. История человечества говорит о том, что во все времена брачные отношения регулировались законодательством, где определялось правовое положение детей, рождённых в брачном союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права.

(слайд «Семейный кодекс»)

Семейное законодательство РФ состоит из Семейного кодекса РФ  от 29 декабря 1995 года и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ.

 (Слайд «Брак»)

(Слайд «Виды брака»)  

Действительным признаётся брак. Заключённый только в государственных органах записи актов гражданского состояния.

Давайте  познакомимся с основными положениями Семейного кодекса РФ.

Работа по группам:

  1. Группа: Условия необходимые для вступления в брак и обстоятельства, препятствующие заключению брака.
  2. Группа: Порядок заключения брака
  3. Группа Порядок расторжения брака
  4. Группа Неимущественные права и обязанности супругов
  5. Группа Имущественные права и обязанности супругов
  6. Группа Права и обязанности родителей

Заслушивается сообщение о правах ребёнка.

Проверяются ответы, демонстрируются слайды с ответами.

     

Вы получили новые знания о правовых аспектах семьи. Давайте попробуем помочь тем, кто не знаком с семейным Кодексом РФ.

Предлагаю открыть семейную консультацию. Консультации должны обосновываться статьями СК.

(ролевые ситуации в виде консультаций)

(слайд Семейная консультация")

(В аудиторию по очереди заходят студенты из другой группы)

  1. Здравствуйте. Меня зовут Катя, а его Дима. Нам 17 лет. Мы уже полгода живём вместе и хотели бы пожениться. Но мама Димы против. Как нам быть? Куда обратиться?

(обратиться в администрацию городского округа г. Волжский)

  1. Здравствуйте. Меня зовут Даша. Моя фамилия Булкина, а жениха Пирожков. Я не хочу брать его фамилию. Подскажите, какие есть варианты?

(оставить свою фамилию, взять двойную фамилию)

  1. Здравствуйте. Меня зовут Таня, а моего молодого человека Николай. Мы любим друг друга и хотели бы пожениться. В Загсе нам сказали, что надо ждать месяц. Мы не можем ждать потому, что Колю через неделю забирают в армию. Как нам быть?

(в случае призыва жениха на службу возможно заключение брака в день подачи заявления)

  1. Здравствуйте. Меня зовут Роман. Я женат полгода. Любовь прошла, характерами не сошлись, детей нет, общего имущества нет. Хочу развестись. Подскажите, куда мне обратиться?

(в органы Загса, так как детей нет и нет имущественных претензий)

  1. Здравствуйте. Мня зовут Лиза. Я нахожусь в законном браке, но с мужем не проживаю. Недавно узнала, что он купил прекрасный дом на морском берегу. Имею ли я право на этот дом?

(Да, имеете. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если нет брачного контракта)

  1. Здравствуйте. Меня зовут Оля. Я составила брачный договор. Кажется, всё необходимое в него внесла: кто будет ходить за покупками, выносить мусор, готовить завтрак, стирать бельё и многое другое. Жених долго смеялся. Почему? Всё это для меня очень важно?

(брачный договор определяет только имущественные права и обязанности супругов)

  1.  Я женат 5 лет. Приехал в ваш город и встретил девушку в которую безумно влюбился. Хочу срочно жениться. Возможно ли это?

(Нет. Лицо, состоящее в браке, должно сначала расторгнуть существующий брак).

Спасибо всем за консультации.

Преподаватель

Сохранение семьи большой труд. В разные исторические периоды семья сталкивалась с множеством проблем.

Давайте посмотрим мультфильм «Дарю звезду».

Диалог с группой.

Какие виды брака вы увидели?. Какие проблемы семьи обозначены в мультфильме?

Беседа по мультфильму.

  1. Подведение итогов урока.

В начале занятия мы поставили для себя задачи. Смогли мы их решить?

(заслушиваются ответы студентов)

Преподаватель

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Любите друг друга искренне сердцем,

Любите друг друга открытой душой,

Чтоб не было места, где злобе пригреться,

Чтоб в сердце пришёл долгожданный покой.

Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья как малая социальная группа. Семья и брак.

Слайд 2

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Слайд 3

Семья - это социальный институт, объединение, которое характеризуется - совокупностью социальных норм; - санкций; - регулирует взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками

Слайд 4

Семья как малая социальная группа - основанная на браке или кровном родстве малая группа, которая связана: общностью быта; взаимной помощью; моральной и правовой ответственностью.

Слайд 5

Семья как малая социальная группа Союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями Семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви Доверительные отношения между родителями и детьми

Слайд 6

Важнейшие функции семьи:

Слайд 7

Репродуктивная - воспроизводство людей

Слайд 8

Воспитательная – социализация детей

Слайд 9

Экономическая и хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи

Слайд 10

Духовного общения и досуговая – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение

Слайд 11

Функция первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми

Слайд 12

Э моциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Слайд 13

Формы семьи Расширенная семья (включает не только нуклеарную семью, но и родственников) Нуклеарная семья (состоит из родителей и детей)

Слайд 14

Типы властных структур Матриархат Эгалитарная семья (все члены семьи обладают равными правами) Патриархат

Слайд 15

Семейный кодекс РФ ( от 29 декабря 1995 г.)

Слайд 16

Брак - это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности

Слайд 17

Виды брака Юридический , зарегистрированный органами ЗАГС, порождающий взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов (в России, Франции, Швеции, Японии – только светский брак) (в Англии, Австралии, Италии, Испании, США – светский или церковный брак)

Слайд 18

Церковный , неимеющий юридических последствий, а регулирующийся только нормами внутрицерковного ( канонического) права ( в Англии, Австралии, Италии, Испании, США – светский или церковный брак) (в Израиле, Иране, Ираке - только церковный брак)

Слайд 19

Сожительство (порождает лишь отношения материнства и отцовства, без имущественных прав

Слайд 20

1 группа: условия необходимые для вступления в брак и обстоятельства, препятствующие заключению брака; 2 группа: Порядок заключения брака 3 группа: Порядок расторжения брака 4 группа: Неимущественные права и обязанности супругов 5 группа: Имущественные права и обязанности супругов 6 группа: Права и обязанности родителей

Слайд 21

Условия заключения брака: 1. Добровольное согласие мужчины и женщины (согласия третьих лиц закон не требует) 2. Достижение брачного возраста (18 лет, с 16 лет при наличии уважительной причины) 3. Соблюдение принципа моногамии (человек имеет право одновременно состоять только в одном браке) 4. Недопускается брак между родственниками, усыновителями и усыновлёнными. 5. Не могут вступать в брак лица, страдающие слабоумием или душевой болезнью.

Слайд 22

Формы брака Моногамный брак Полигамный брак Полигиния (многожёнство) Полиандрия (многомужество)

Слайд 23

Порядок заключения брака: 1. Заключается в органах ЗАГС (запись актов гражданского состояния) 2. Подача заявления лично присутствующих лиц, вступающих в брак 3. Испытательный срок -1 месяц (при наличии уважительных причин, может сокращён)

Слайд 24

Порядок расторжения брака: 1. Расторжение брака в органах ЗАГС : - при взаимном согласии супругов на развод; - если нет несовершеннолетних детей; - если нет имущественных разногласий; 2. Расторжение брака в суде: - при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей; - при отсутствии одного из супругов на расторжение брака; - если судом установлено, что сохранение семьи невозможно; - супруги могут представить суду соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей или нетрудоспособного супруга, о разделе имущества (если соглашение отсутствует, то это решает суд); - муж не может без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка.

Слайд 25

Права и обязанности супругов Неимущественные права: - выбор фамилии; - выбор рода занятия, профессии; - места пребывания и жительства; - расторжения брака; - супруги равны в решении основных вопросов жизни семьи

Слайд 26

Имущественные права супругов: - личная раздельная собственность мужа и жены : а) всё, приобретённое до брака; б) имущество, полученное одним из супругов в дар или по наследству; в) вещи индивидуального пользования. - общая совместная собственность супругов : а) нажитое в браке; б) предметы роскоши, вне зависимости от того, кто ими пользовался; в) в случае развода совместная собственность прекращается. г) доходы каждого из – супругов от трудовой и интеллектуальной деятельности, пенсии и др. выплаты.

Слайд 27

Права и обязанности супругов Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Слайд 28

Права и обязанности родителей по отношению к детям. Родители ответственны за воспитание своих детей. Обязаны обеспечить получение детьми образования. Обязаны защищать интересы детей. Родители, проживающие отдельно от ребёнка, имеют право на общение с ним, на участие в воспитании ребёнка. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В случае неисполнения родительских прав и обязанностей возможно привлечение родителей к административной и уголовной ответственности.(к уплате алиментов) Алименты -это средства, выплачиваемые на содержание определённого лица (детей, родителей) по решению суда или добровольно. Обязательный размер алиментов 1/4 часть заработной платы на 1 ребёнка; на 2-х-1/3 часть; на более-50%.)

Слайд 29

Права несовершеннолетних детей: Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье; Право на общение с родителями, бабушками, дедушками; На защиту своих прав и законных интересов; На защиту от злоупотреблений со стороны родителей; Выражать своё мнение, которое учитывается; Право на имя, отчество, фамилию; Право на получение содержания от своих родителей; Право собственности на доходы, наследство и т.д.

Слайд 30

Семейная консультация «Семья от А до Я»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебного занятия. Бизнес-план

план учебного занятия...

План учебного занятия по учебной дисциплине

План учебного занятия по учебной дисциплине «Вождение транспортных средств категории «В»». Тема занятия: Маневрирование в ограниченных проездах, сложное маневрировани...