План учебного занятия по курс "Обществознание", тема "Семья как социальный институт"
план-конспект занятия на тему
Данная разработка составлена на базе программы по учебной дисциплине "Обществознание" В ней используются элементы различных современных технологий преподавания: личностно-ориентированной, игровой и др. Это позволяет повысить познавательный интерес учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План учебного занятия по теме "Семья" | 25.5 КБ |
Презентация к учебному занятию по теме "Семья" | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
План-сценарий учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание»
Преподаватель: Парецкова Светлана Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «ВПТ»
Тема занятия: «Семья как малая социальная группа. Семья и брак»
Цели занятия:
Познавательная:
-усвоение студентами понятий семья, брак, типов, видов и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института;
- формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи;
Развивающая - формирование:
- мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через анализ документов;
- информационно - методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний (текстовые источники), критического сопоставления источников, навыков публичных выступлений
Воспитательная – способствовать:
- формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта студентов;.
- формированию исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
Тип занятия: урок изучения нового материала
Вид занятия: комбинированный урок: лекция с элементами беседы, работа с нормативно-правовыми документами
Принципы обучения на занятии:
-научность;
-наглядность;
-связь с жизнью.
Элементы технологий обучения:
-личностно-ориентированной;
- информационно-коммуникационной;
-развивающего обучения.
Методы обучения:
-наглядный;
-словесный;
- работа с нормативно-правовыми документами.
-контроль и самоконтроль;
Формы работы:
-индивидуально-групповая
Средства обучения:
-компьютерная презентация
-видеофрагменты
-тексты нормативно-правовых документов (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ)
Межпредметные связи с дисциплинами:
-история;
-русский язык;
-литература
Ход занятия:
- Организационный момент (взаимное приветствие, определение отсутствующий)
- Изучение нового материала
Преподаватель:
Рассказывают, что после того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался: - Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину. Но, не желая отказывать в просьбе, мужчине, Бог сотворил женщину. На что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита и все это слепил вместе.
Посмотрел и недовольно покачал головой: больно приторной она оказалась. И добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, трусость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, ревность тигрицы, мстительность осы, ядовитость змеи, дурман опиума и вдохнул в нее жизнь.
В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог подарил мужчине, сказав при этом:
- Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать. Любуйся ею всю жизнь, но мучайся одновременно.
Я уверена, что не найдется на свете человека, которого бы не интересовала тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем, связанных с семейной жизнью, очень много. Попытаемся в них вникнуть...
Тема нашего занятия «Семья»
Давайте определим для себя задачи сегодняшнего занятия (заслушиваются ответы студентов, выводиться слайд с целями)
Диалог с группой
Что такое семья?
Заслушиваются ответы студентов.
(Выводиться слайд с определением)
Социология рассматривает семью с двух аспектов:
как социальный институт и малую социальную группу.
Вспомните определение социального института.
(заслушивается ответ:
социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества)
(слайд. Семья как социальный институт)
Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
Вспомните определение социальной группы.
(заслушиваются ответы)
Семья как малая группа - основанная на браке или кровном родстве малая группа, которая связана общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья прошла разные этапы становления
(слайд)
Каковы функции семьи? Как вы думаете?
(заслушиваются
Преподаватель:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему…
Коль видят нас и
слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь,
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Диалог с группой
Существуют различные формы семьи.
(слайд «Формы семьи»)
Какие на ваш взгляд преимущества у этих форм?
В семье существуют разные типы властных структур
(слайд «Типы властных структур»)
Какая вам ближе?
Преподаватель:
В соответствии со ст.38 Конституции РФ, государство определяет свое отношение к семье. В чём оно выражается?
(Прочитайте ст. 38. Заслушивается ответ студента)
Основой является защита семьи.
Давая определение семье мы, прежде всего, делаем акцент на то, что она основана на браке.
Брак («брачити»-отбирать, выбирать хорошее)
Брак – это, прежде всего, союз мужчины и женщины, основанный на определённых обстоятельствах, правилах, общепринятых нормах. История человечества говорит о том, что во все времена брачные отношения регулировались законодательством, где определялось правовое положение детей, рождённых в брачном союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права.
(слайд «Семейный кодекс»)
Семейное законодательство РФ состоит из Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 года и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов РФ.
(Слайд «Брак»)
(Слайд «Виды брака»)
Действительным признаётся брак. Заключённый только в государственных органах записи актов гражданского состояния.
Давайте познакомимся с основными положениями Семейного кодекса РФ.
Работа по группам:
- Группа: Условия необходимые для вступления в брак и обстоятельства, препятствующие заключению брака.
- Группа: Порядок заключения брака
- Группа Порядок расторжения брака
- Группа Неимущественные права и обязанности супругов
- Группа Имущественные права и обязанности супругов
- Группа Права и обязанности родителей
Заслушивается сообщение о правах ребёнка.
Проверяются ответы, демонстрируются слайды с ответами.
Вы получили новые знания о правовых аспектах семьи. Давайте попробуем помочь тем, кто не знаком с семейным Кодексом РФ.
Предлагаю открыть семейную консультацию. Консультации должны обосновываться статьями СК.
(ролевые ситуации в виде консультаций)
(слайд Семейная консультация")
(В аудиторию по очереди заходят студенты из другой группы)
- Здравствуйте. Меня зовут Катя, а его Дима. Нам 17 лет. Мы уже полгода живём вместе и хотели бы пожениться. Но мама Димы против. Как нам быть? Куда обратиться?
(обратиться в администрацию городского округа г. Волжский)
- Здравствуйте. Меня зовут Даша. Моя фамилия Булкина, а жениха Пирожков. Я не хочу брать его фамилию. Подскажите, какие есть варианты?
(оставить свою фамилию, взять двойную фамилию)
- Здравствуйте. Меня зовут Таня, а моего молодого человека Николай. Мы любим друг друга и хотели бы пожениться. В Загсе нам сказали, что надо ждать месяц. Мы не можем ждать потому, что Колю через неделю забирают в армию. Как нам быть?
(в случае призыва жениха на службу возможно заключение брака в день подачи заявления)
- Здравствуйте. Меня зовут Роман. Я женат полгода. Любовь прошла, характерами не сошлись, детей нет, общего имущества нет. Хочу развестись. Подскажите, куда мне обратиться?
(в органы Загса, так как детей нет и нет имущественных претензий)
- Здравствуйте. Мня зовут Лиза. Я нахожусь в законном браке, но с мужем не проживаю. Недавно узнала, что он купил прекрасный дом на морском берегу. Имею ли я право на этот дом?
(Да, имеете. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если нет брачного контракта)
- Здравствуйте. Меня зовут Оля. Я составила брачный договор. Кажется, всё необходимое в него внесла: кто будет ходить за покупками, выносить мусор, готовить завтрак, стирать бельё и многое другое. Жених долго смеялся. Почему? Всё это для меня очень важно?
(брачный договор определяет только имущественные права и обязанности супругов)
- Я женат 5 лет. Приехал в ваш город и встретил девушку в которую безумно влюбился. Хочу срочно жениться. Возможно ли это?
(Нет. Лицо, состоящее в браке, должно сначала расторгнуть существующий брак).
Спасибо всем за консультации.
Преподаватель
Сохранение семьи большой труд. В разные исторические периоды семья сталкивалась с множеством проблем.
Давайте посмотрим мультфильм «Дарю звезду».
Диалог с группой.
Какие виды брака вы увидели?. Какие проблемы семьи обозначены в мультфильме?
Беседа по мультфильму.
- Подведение итогов урока.
В начале занятия мы поставили для себя задачи. Смогли мы их решить?
(заслушиваются ответы студентов)
Преподаватель
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Любите друг друга искренне сердцем,
Любите друг друга открытой душой,
Чтоб не было места, где злобе пригреться,
Чтоб в сердце пришёл долгожданный покой.
Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья - это социальный институт, объединение, которое характеризуется - совокупностью социальных норм; - санкций; - регулирует взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками
Семья как малая социальная группа - основанная на браке или кровном родстве малая группа, которая связана: общностью быта; взаимной помощью; моральной и правовой ответственностью.
Семья как малая социальная группа Союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями Семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви Доверительные отношения между родителями и детьми
Важнейшие функции семьи:
Репродуктивная - воспроизводство людей
Воспитательная – социализация детей
Экономическая и хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи
Духовного общения и досуговая – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение
Функция первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми
Э моциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия
Формы семьи Расширенная семья (включает не только нуклеарную семью, но и родственников) Нуклеарная семья (состоит из родителей и детей)
Типы властных структур Матриархат Эгалитарная семья (все члены семьи обладают равными правами) Патриархат
Семейный кодекс РФ ( от 29 декабря 1995 г.)
Брак - это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности
Виды брака Юридический , зарегистрированный органами ЗАГС, порождающий взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов (в России, Франции, Швеции, Японии – только светский брак) (в Англии, Австралии, Италии, Испании, США – светский или церковный брак)
Церковный , неимеющий юридических последствий, а регулирующийся только нормами внутрицерковного ( канонического) права ( в Англии, Австралии, Италии, Испании, США – светский или церковный брак) (в Израиле, Иране, Ираке - только церковный брак)
Сожительство (порождает лишь отношения материнства и отцовства, без имущественных прав
1 группа: условия необходимые для вступления в брак и обстоятельства, препятствующие заключению брака; 2 группа: Порядок заключения брака 3 группа: Порядок расторжения брака 4 группа: Неимущественные права и обязанности супругов 5 группа: Имущественные права и обязанности супругов 6 группа: Права и обязанности родителей
Условия заключения брака: 1. Добровольное согласие мужчины и женщины (согласия третьих лиц закон не требует) 2. Достижение брачного возраста (18 лет, с 16 лет при наличии уважительной причины) 3. Соблюдение принципа моногамии (человек имеет право одновременно состоять только в одном браке) 4. Недопускается брак между родственниками, усыновителями и усыновлёнными. 5. Не могут вступать в брак лица, страдающие слабоумием или душевой болезнью.
Формы брака Моногамный брак Полигамный брак Полигиния (многожёнство) Полиандрия (многомужество)
Порядок заключения брака: 1. Заключается в органах ЗАГС (запись актов гражданского состояния) 2. Подача заявления лично присутствующих лиц, вступающих в брак 3. Испытательный срок -1 месяц (при наличии уважительных причин, может сокращён)
Порядок расторжения брака: 1. Расторжение брака в органах ЗАГС : - при взаимном согласии супругов на развод; - если нет несовершеннолетних детей; - если нет имущественных разногласий; 2. Расторжение брака в суде: - при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей; - при отсутствии одного из супругов на расторжение брака; - если судом установлено, что сохранение семьи невозможно; - супруги могут представить суду соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей или нетрудоспособного супруга, о разделе имущества (если соглашение отсутствует, то это решает суд); - муж не может без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка.
Права и обязанности супругов Неимущественные права: - выбор фамилии; - выбор рода занятия, профессии; - места пребывания и жительства; - расторжения брака; - супруги равны в решении основных вопросов жизни семьи
Имущественные права супругов: - личная раздельная собственность мужа и жены : а) всё, приобретённое до брака; б) имущество, полученное одним из супругов в дар или по наследству; в) вещи индивидуального пользования. - общая совместная собственность супругов : а) нажитое в браке; б) предметы роскоши, вне зависимости от того, кто ими пользовался; в) в случае развода совместная собственность прекращается. г) доходы каждого из – супругов от трудовой и интеллектуальной деятельности, пенсии и др. выплаты.
Права и обязанности супругов Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Права и обязанности родителей по отношению к детям. Родители ответственны за воспитание своих детей. Обязаны обеспечить получение детьми образования. Обязаны защищать интересы детей. Родители, проживающие отдельно от ребёнка, имеют право на общение с ним, на участие в воспитании ребёнка. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В случае неисполнения родительских прав и обязанностей возможно привлечение родителей к административной и уголовной ответственности.(к уплате алиментов) Алименты -это средства, выплачиваемые на содержание определённого лица (детей, родителей) по решению суда или добровольно. Обязательный размер алиментов 1/4 часть заработной платы на 1 ребёнка; на 2-х-1/3 часть; на более-50%.)
Права несовершеннолетних детей: Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье; Право на общение с родителями, бабушками, дедушками; На защиту своих прав и законных интересов; На защиту от злоупотреблений со стороны родителей; Выражать своё мнение, которое учитывается; Право на имя, отчество, фамилию; Право на получение содержания от своих родителей; Право собственности на доходы, наследство и т.д.
Семейная консультация «Семья от А до Я»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План учебного занятия. Бизнес-план
план учебного занятия...
План учебного занятия. Защита бизнес-плана
план учебного занятия...
План-конспект занятия по дисциплине «Обществознание» Тема: «Социальный статус и роль человека в обществе»
Раскрывается одна из тем курса дисциплины "Обществознание"...
План учебного занятия по учебной дисциплине «Вождение транспортных средств категории «В» Тема: Движение на участках с рельсовыми ТС. Повороты направо, налево.
План конспект предназначен для обучения по профессии "Водитель автотранспортных средств категории "В""...
План учебного занятия по учебной дисциплине
План учебного занятия по учебной дисциплине «Вождение транспортных средств категории «В»». Тема занятия: Маневрирование в ограниченных проездах, сложное маневрировани...
План учебного занятия по учебной дисциплине «Вождение транспортных средств категории «В»».Тема: Сложное маневрирование: начало движения на подъеме. Постановка на габаритную стоянку.
План конспект предназначен для обучения вождению по профессии "Водитель автотранспортных средств категории "В""...
План учебного занятия по учебной дисциплине «Вождение транспортных средств категории «В»». Тема: Проезд перекрестков с Круговым движением: перестроение по полосам движения.
План конспект предназначен для обучения по професси "Водитель автотранспортных средств категории "В""...