О новых формах с родителями
статья на тему
Предварительный просмотр:
Новые формы работы с родителями
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют родители и учебное заведение. Ведущую роль в организации сотрудничества колледжа и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую колледжем по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе
- Психолого-педагогическое просвещение.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:
- конференции
- индивидуальные и тематические консультации
- родительские собрания
- родительские университеты
- родительский ринг
- родительские тренинги
В последнее время достаточно эффективными формами формирования культуры быть родителем стали последние три формы: родительские университеты, родительские ринги и тренинги.
Университет педагогических знаний вооружает родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи с учебным заведением, а также взаимодействию родителей и педагогов в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
При отсутствии психолога можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать в своем классе сам классный руководитель.
Родительский ринг - это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
- Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
- Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
- Соблазны и пути их преодоления.
- Трудности в учебе. В чем они состоят?
- Организация совместных досуговых мероприятий.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и их родителей
- открытые уроки и внеклассные мероприятия
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы учебного заведения
- родительское общественное патрулирование
- шефская помощь
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и мероприятия, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и «День открытых дверей», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Темы родительских вечеров могут быть следующими:
- Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?.
- Друзья моего ребенка.
- Праздники нашей семьи.
- Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
- Фотографии нашего детства.
- Как научиться говорить спасибо своему ребенку?
Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях.
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы учебного заведеия, в организации родительского патруля.
- Участие родителей в управлении УПВ
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей в работе совета колледжа
- участие родителей в работе родительского комитета и комитета общественного контроля
- участие в работе совета содействия семье и колледжу
Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе колледжа. Они своего рода социальные заказчики колледжа, поэтому должны иметь возможность влиять на его деятельность и участвовать в жизни колледжа. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни колледжа самостоятельно. Этим целям могут служить родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в совета колледжа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете колледжа. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества колледжа и семьи.
Все формы и методы сотрудничества вместе способствуют вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в учебно-воспитательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в колледже.
Задача классного руководителя объединить усилия семьи и колледжа, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-колледж».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматривается механизм активного участия работодателей в образовательном процессе с целью повышения конкурентоспособности выпускников в системе среднего профессионального образования.Описан...
Новые формы с родителями
взаимодействие с родителями...
РАЗРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Инновационные процессы в системе образования свидетельствуют о качественно новом этапе развития научно-педагогического творчества. Характерной тенденцией этого этапа является ликвидация разрыва между ...
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
РАЗРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Инновационные процессы в системе образования свидетельствуют о качественно новом этапе развития научно-педагогического творчества. Характерной тенденцией этого этапа является ликвидация разрыва между ...
Новые формы организации воспитательной работы в группе
Выступление на Круглом столе по теме - Новые формы организации воспитательной работы в группе...
"Эстетическое воспитание учащихся и новые формы внеклассной работы"
Читал небольшой доклад на пед. совете в ДМШ....