Психологический климат в коллективе.
материал на тему
Каждый человек желает, чтобы в его семье, коллективе была благоприятная психологическая атмосфера. Для того чтобы её сформировать и поддерживать на должном уровне, необходимо помнить о тех факторах, которые влияют на психологическую атмосферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический климат в коллективе.
Каждый человек желает, чтобы в его семье, коллективе была благоприятная психологическая атмосфера. Для того чтобы её сформировать и поддерживать на должном уровне, необходимо помнить о тех факторах, которые влияют на психологическую атмосферу.
Таких факторов много. Я затрону несколько из них.
Первым фактором является чувство психологической безопасности. Психологическая атмосфера зависит от того, насколько каждый член коллектива чувствует себя в безопасности в коллективе. Потребность в безопасности является одной из базовых потребностей человека. Человек, который находится в психологически неустойчивых условиях, испытывает тревогу и страх. Чувство страха порождает защитные реакции, которые проявляются в различных формах поведения. Человек старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание, или проявляет агрессию, или начинает использовать различные маски, с помощью которых и приспосабливается к ситуации.
Второй фактор - это наличие достаточного самоуважения у каждого члена коллектива. Говоря о самоуважении, имеется в виду принятие себя, осознание собственного достоинства, положительное отношение к себе. Если этому уделяется должное внимание, то психологическая атмосфера будет находиться на достаточном уровне.
Но высокое самоуважение нельзя путать с высокомерием и отсутствием самокритичности. Человек, уважающий себя, не считает себя лучше других, но уверен в себе и в своих возможностях.
Человек с низкой самооценкой прячет от окружающих своё истинное лицо, используя маски. Он особенно реагирует на критику, порицание, остро переживает неудачу.
Третий фактор, влияющий на психологическую атмосферу в коллективе, - это неконструктивная критика.
Представление человека о себе во многом зависит от того, каким образом его оценивают окружающие. Наиболее благоприятными являются отношения, при которых люди принимают друг друга такими, какие они есть. Это не означает отсутствие критики, но она должна быть конструктивной, когда критика направлена не на конкретную личность, а на трудную ситуацию. Смысл конструктивной критики можно выразить следующей фразой: "У нас есть проблема - давай найдём её решение".
Четвёртым фактором, который влияет на психологическую атмосферу в коллективе, является способность человека правильно выражать свои чувства.
Свои чувства мы выражаем по-разному, но чаще всего -негативным образом. Причём таких способов несколько:
- в виде риторических вопросов: "Как вы смеете так вести себя?". С помощью таких вопросов человек пытается привлечь внимание собеседника к своим чувствам, не называя их;
- в виде приказов и запретов: "Не смейте вести себя так в моём присутствии!", "Немедленно извинитесь передо мной!". Так человек пытается контролировать поведение другого человека, для того чтобы уменьшить неприятные для себя эмоциональные переживания;
- в виде претензий: "Вы никогда не думаете о том, как мне тяжело". Такие высказывания выражают чувство недовольства и жалости к себе. Но они вызывают только ответные претензии;
- в виде иронии или сарказма. Такие высказывания используются с целью вызвать у человека чувство смущения или стыда. Обычно это делается для того, чтобы замаскировать неприятные эмоции, которые переживает сам говорящий.
Все эти способы затрудняют общение. Не дают другим понять, какие же чувства человек на самом деле испытывает. Это приводит к неопределённости и психологическому дискомфорту. Чтобы это исключить, необходимо использовать позитивные способы передачи эмоционального состояния. Все они сводятся к одному, нужно чаще говорить о том , что мы чувствуем на самом деле, не опосредованно, а прямо: "Я сержусь"; "Я чувствую себя спокойно". Мы редко используем эти простые выражения, но они приносят больше пользы. Конечно, этому надо учиться, так как мы не привыкли к такому виду поведения.
Первым шагом в улучшении психологической атмосферы будет её оценка на данный момент. Для этого рекомендуем, например, использовать анкетирование, которое поможет оценить, насколько благополучна и позитивна психологическая атмосфера в коллективе, и, уже оттолкнувшись от полученных результатов, спланировать свои дальнейшие действия.
Анкета 1
Психологический климат в коллективе
Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо отметить каждый пункт соответствующей оценкой:
5 - полностью согласен;
4 - скорее согласен, чем нет;
3 - трудно сказать;
2 - скорее не согласен;
1 - совершенно не согласен.
Я удовлетворен(а):
- работой в лицее
- взаимоотношениями с коллегами
- заботой администрации к моим нуждам
- готовностью коллег оказать помощь в работе
- настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)
- культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе
- тем, в какой мере администрация прислушивается к моим замечаниям, касающимся работы
- культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом
- тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается моя работа
- отношение коллектива к работе
- организованностью и порядком в работе лицея
- творческой атмосферой в коллективе
- моими взаимоотношениями с руководителями
- согласованностью и единством действий педагогов
- отношением учащихся к учёбе
- дисциплинированностью учащихся
- тем, насколько рационально используются мои силы и время на работе
- учебно-материальной базой лицея
- отсутствием "показухи" и формализма в работе
- заработной платой.
Анкета 2
Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на поставленные вопросы. Подчеркните ответ, соответствующий Вашим ощущениям, или напишите свой вариант ответа. (Анкета не подписывается.)
- Я обычно прихожу на работу:
А) с хорошим настроением
Б) без подъёма и приподнятости
В_ с плохим настроением
Г) затрудняюсь ответить
- На работе я:
А) ожидаю общения с коллегами
Б) безразличен к окружающим
В) не хочу общаться ни с кем
- В процессе делового общения я проявляю:
А) доброжелательность и доверительность
Б) снисходительность
В) нервозность и раздражительность
Г) не могу ответить
- Успех каждого из коллег вызывает во мне:
А) радость
Б) болезненную реакцию
В) не знаю
- Я встречаю нового члена коллектива:
А) доброжелательно и радушно
Б) безразлично
В) избирательно
- В случае неприятности на работе я:
А) ищу причины в себе
Б) ищу причины в других
В) пытаюсь разрешить проблему сразу
Г) не обращаю внимания и полагаюсь на время
- Когда я общаюсь с заместителем директора, то чувствую себя:
А) раскованно и естественно
Б)
- стесненно и напряженно
Приглашение к директору вызывает у меня:
А) профессиональный интерес
Б) чувство тревоги и беспокойства
Появление среди нас директора вызывает у меня
А) приятное чувство
Б) беспокойство
В) отрицательные эмоции
Обычно критические замечания коллегам я высказываю:
А) открыто
Б) обсуждаю в тесном кругу
В) не считаю, что это моё дело
В коллективе я:
А) делюсь своими радостями и огорчениями
Б) предпочитаю "своё" носить "в себе"
Сколько лет Вы работаете в лицее?
А) 1-й год
Б) 5 - 10 лет
В) более 10 лет
Укажите причины, которые отрицательно влияют на Ваше самочувствие.
Кодекс чести учителя
Отношение к лицею - преданность, благодарность.
Отношение к работе - усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу.
Отношение к старшим, коллегам-педагогам - уважение, учтивость.
Отношение к учащимся - сотрудничество, внимание.
- Учитесь видеть и уважать в другом человеке личность.
- Учитесь видеть в себе недостатки и прощать их другим.
- Будь честен в помыслах, не навреди словом.
- Щедро делись своим педагогическим мастерством, ибо "не оскудеет рука дающего".
- Учись радоваться успехам своих коллег.
- Не позволяй себе плохого настроения, это неприлично.
- Будь терпим к чужим недостаткам.
- Помни, что твой внешний вид полностью соответствует твоему внутреннему содержанию.
- Полнее используй свои силы и возможности в работе.
- Повышай свой интеллект.
- Повышай свой уровень психологических познаний.
- Добросовестно выполняй функциональные обязанности учителя.
- Стремись к профессиональному мастерству.
Список источников
ШамаринаЕ.М. Основы специальной педагогиги и психологии:
Учеб. Пособие-М.: Книголюб,2007.
Методика воспитательной работы/под ред В.Сластенина-М., 2002
Психологические тесты/под ред. А.Каррлина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование благоприятного морально - психологического климата в подразделении учебной роты как фактор повышения успешности воспитанников.
В статье раскрыта работа педагога-психолога по изучению и формированию благоприятного морально-психологического климата в подразделении учебной роты. Вы узнаете этапы психологической работы псих...
Аспекты деятельности классного руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата
Выступление классного руководителя группы студентов 1 курса СПО. Обобщение педагогического опыта....
Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе
В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе....
"Психологический климат в семье"
Цель мероприятия: показать роль семьи в жизни человека. Учащимся необходимо знать:- семья веками почиталась как большая ценность;- в основе семейных связей лежит кровное родство;- родители и дети...
Психологический климат в коллективе
Разработка по воспитательной работе на тему: «Психологический климат в коллективе».Психологический климат в коллективе определяет, прежде всего, настроение людей.Очень хорошо, если этот ко...
Докдад: Психологический климат в коллективе
Социально-психологический климат (СПК) — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей....
Психологический Тренинг «Психологический климат в коллективе»
Сплочение коллектива в игровой форме...