Формирование благоприятного морально - психологического климата в подразделении учебной роты как фактор повышения успешности воспитанников.
статья на тему
В статье раскрыта работа педагога-психолога по изучению и формированию благоприятного морально-психологического климата в подразделении учебной роты. Вы узнаете этапы психологической работы психолога и факторы влияющие на формирование положительного морально-психологического климата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
О.М.Веревкина,
магистр педагогического образования,
Формирование благоприятного морально - психологического климата
в подразделении учебной роты как фактор повышения успешности воспитанников.
Моральный климат определяется общепринятыми в коллективе морально-нравственными ценностями. Психологический климат, это неофициальная атмосфера, складывающаяся между воспитанниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом, где формируется самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность коллективом класса, комфортностью пребывания в нем.
Соответственно можно предложить понятие морально-психологического климата – это неофициальная атмосфера (эмоционально-психологический настрой), сложившаяся на основе морально-нравственных ценностей при взаимодействии членов коллектива.
При изучении морально-психологического климата в подразделении учебной роты педагог-психолог ставит задачи:
- всестороннее изучить социально-психологические условия воспитания и обучения воспитанников,
- выявить негативные факторы, влияющие на психическое состояние воспитанников, препятствующие их успешному развитию,
- обучить воспитанников приемам психической саморегуляции, которые позволят активизировать их деятельность и предупредить проявление негативных состояний,
- подготовить и предоставить рекомендации участниками образовательного процесса по преодолению страха, тревожности, облегчения периода адаптации вновь поступающих на обучение воспитанников, а также рекомендации на восстановление психических и физических сил воспитанников после тренировок и напряженного учебного дня.
Педагог-психолог проводит работу по формированию морально-психологического климата в подразделении поэтапно:
- психологическое изучение воспитанников и состояния межличностных отношений в классе, используя методы и формы работы: наблюдение, опрос, психодиагностика, анализ результатов, выдача рекомендаций участникам образовательного процесса;
- предоставление командиру роты списка слабо адаптированных воспитанников в коллективе, имеющих низкую нервно-психическую устойчивость, проявляющих антисоциальные проступки;
- проведение профилактических, просветительских и психокоррекционных занятий с воспитанниками;
- проведение инструктивно-методических занятий с педагогами и воспитателями с выдачей рекомендаций по определенным случаям;
- проведение инструктивно-методической работы с родителями с выдачей индивидуальных рекомендаций;
- подтверждение или опровержение полученных данных первичной психодиагностики;
- получение обратной связи.
Рассмотрим факторы, влияющие на создание благоприятного морально-психологического климата коллектива класса: условия жизни воспитанников в училище, мотивация взаимных предпочтений, моральное стимулирование, индивидуальные личностные особенности членов коллектива, их взаимоотношения, психологическая совместимость.
Условия жизни оказывают одно из наиболее сильных влияний на организм и психику воспитанников. Ведь условия жизни представляют собой сложный комплекс явлений, который окружают воспитанников и в которых они вынуждены действовать.
Другим фактором является мотивация воспитанников к межличностным отношениям в коллективе. Изучение мотивационных межличностных отношений педагог-психолог проводит с помощью методов анкетирования, беседы и социометрии. Выявленные особенности мотивации служат показателем уровня сплоченности коллектива, а анализ полученных данных позволяет определить психологические причины, по которым каждый воспитанник стремится к эмоциональным и деловым контактам с одними членами коллектива, отвергая других. Моральное стимулирование через поощрения за добросовестный и результативный труд воспитанников удовлетворяет потребность в социальном одобрении и является сильным фактором воздействия.
Очень большое влияние на формирование благоприятного психологического климата в коллективе оказывают старший воспитатель, воспитатели, педагоги своим поведением, деятельностью, особенностями личности. Особенно влияют стиль поведения, тип установок по отношению к воспитанникам, личный пример в поведении, что очень существенно для воспитанников старшего возраста. Если старший воспитатель, воспитатели, педагоги включены в совместную деятельность с воспитанниками, получают от нее удовольствие, то этим настроением заражаются и воспитанники. Таким образом, необходимо помнить, что внимание к межличностным отношениям, личная доброжелательность и самоконтроль поведения взрослых вызывают соответствующее настроение в коллективе воспитанников.
Необходимо также знать о существовании нескольких уровней психологической совместимости:
1. Психофизиологическая совместимость в сходстве типа темперамента, физической выносливости, работоспособности, эмоциональной устойчивости.
2. Психологический проявляющийся в совпадении черт характера, профессиональных предпочтений, интересов, уровня интеллектуального развития, моральных качеств.
3. Социально-психологический выраженный в сходстве личностных свойств, необходимых для взаимодействия с окружением строящегося на основе мировоззрения: коммуникативности, принципиальности, социальных установок, ценностей, взглядов.
Так, при изучении состояния морально-психологического климата в сложившихся коллективах классов иногда выявляется расхождение между высокими показателями состояния межличностных отношений и общения воспитанников между собой, с одной стороны, и низкими учебными показателями их совместного обучения - с другой. Происходит смещение целей функционирования коллектива с обучения к общению – взаимоотношения, от которых воспитанники в классе получают большее удовлетворение. Но не стоит забывать, что воспитанники в подростковом возрасте эмоциональны, экспансивны, склонны к ситуативным конфликтам.
Следовательно, о полной психологической совместимости можно говорить при наличии совпадения воспитанников по всем трем уровням или наличии большего количества аспектов по трем уровням и делать вывод о сложившемся благоприятном морально-психологическом климате. При полном их несовпадении, когда члены коллектива класса не желают общаться, сотрудничать, не воспринимают друг друга ни в какой области, возникает психологический барьер и соответственно складывается неблагоприятный климат в коллективе.
При формировании морально-психологического климата в подразделении следует учитывать не только каждый из вышеуказанных факторов, но также их комплексное влияние во всей их совокупности. О сформированном благоприятном морально-психологическом климате в подразделении говорит присутствие непринужденной атмосферы общения, свободное обсуждение различных вопросов, где каждый воспитанник понимает цели коллективной работы, учитывает мнение друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аспекты деятельности классного руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата
Выступление классного руководителя группы студентов 1 курса СПО. Обобщение педагогического опыта....

Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования
Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования...
Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе
В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе....

Учебная мотивация как фактор повышения качества образовательного процесса
В статье отражены понятие мотивации, ее типы, приведены результаты двух проведенных исследований в техникуме....

Создание благоприятного психологического климата в семье
Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Именно в семье закладывается основа характера человека, предопределяется ег...

Учебная литература как фактор повышения качества образования
В статье предпринята попытка современного осмысления исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы. Рассматриваются основные подходы к подготовке и формированию соде...

Формирование благоприятного социально-психологического климата в организации
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые про...