Психологический климат в коллективе
методическая разработка на тему

Разработка по воспитательной работе на тему: «Психологический климат в коллективе».

Психологический климат в коллективе определяет, прежде всего, настроение людей.

Очень хорошо, если этот коллектив сплоченный, и каждая личность, входящая в коллектив осознает общность целей и подчиняется коллективным принципам и целям.

Неслучайно А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_klimat_v_kollektive.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка по воспитательной работе

На тему: «Психологический климат в коллективе»


Психологический климат в коллективе: Тренинг на развитие команды

Цель: превращение группы, как рабочего коллектива в сплоченную команду.

Задачи:

  • усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы»;
  • развитие доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга;
  • создание мотивации на совместную деятельность.

Освоение ОК: 

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Психологический климат в коллективе определяет, прежде всего, настроение людей.

Очень хорошо, если этот коллектив сплоченный, и каждая личность, входящая в коллектив осознает общность целей и подчиняется коллективным принципам и целям. Неблагоприятная психологическая обстановка может установиться в любом коллективе сравнительно просто.

Понятия "психологический климат", "социально-психологический климат" или "микроклимат" - это понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, "расцвести" в личностном и профессиональном отношении.

Коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов.

Неслучайно поэтому А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата:

  • удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;
  • признание авторитета руководителя;
  • мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;
  • сплоченность и организованность членов коллектива;
  • сознательная дисциплина;
  • продуктивность работы.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне применимы к оценке коллектива.

ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА

Коллектив, в котором царит теплая дружеская атмосфера, как правило, процветает и уверенно держится в лидерах. В чем секрет их успешности? В грамотном руководстве, сумевшем создать все условия для эффективной работы своих сотрудников.

Создание в коллективе позитивного психологического климата – важнейшая задача каждого руководителя. Ведь именно руководитель может активно влиять на психологическую атмосферу в компании, формировать и корректировать ее. От этого умения зависит многое: один и тот же коллектив в разных условиях будет трудиться по-разному!

Комфортные условия и дружеские отношения заряжают положительными эмоциями и стимулируют работать с полной отдачей.

ПЛЮСЫ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА:

  • поднимает настроение и «боевой дух»,
  • делает коллектив дружным и приветливым,
  • придает уверенности в работе,
  • стимулирует к труду,
  • помогает раскрыть профессиональный и творческий потенциал,
  • повышает готовность брать на себя ответственность и решать сложные задачи,
  • развивает предприимчивость,
  • является лучшей профилактикой конфликтов,
  • способствует созданию команды профессионалов.

Попробуйте определить состояние психологического климата в вашем коллективе!

ПРИЗНАКИ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА:

  • позитивное настроение в коллективе,
  • деловой настрой на работу,
  • командный дух и единые цели у всего персонала,
  • готовность всегда помочь коллегам, подменить, если нужно,
  • хорошие партнерские отношения между руководителями и подчиненными,
  • объективное и оперативное разрешение возникающих конфликтных ситуаций,
  • прозрачная и справедливая система оценки деятельности персонала, наказания, поощрения и вознаграждения,
  • равные рабочие нагрузки на каждого сотрудника,
  • поощрение инициативы,
  • участие персонала в управлении (коллективное обсуждение важных вопросов).

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА:

  • низкая производительность труда,
  • нарушения трудовой дисциплины (частые опоздания, постоянные перерывы в работе на перекуры и чаепития),
  • распространение слухов и сплетен,
  • скрытое обсуждение и критика приказов и действий руководителей,
  • скрытые жалобы на объем работы и условия труда,
  • невыполнение работы в установленные сроки,
  • частые конфликты между сотрудниками и нежелание руководителей и подчиненных своевременно и на профессиональном уровне их разрешать,
  • трата рабочего времени на занятия личными делами,
  • высокая текучесть кадров,
  • ошибки в работе и нечеткое выполнение своих обязанностей и распоряжений руководства.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

1. Психологическая совместимость

Существует три уровня совместимости:

- психофизиологический уровень: совместимость темпераментов (к примеру, совместная работа флегматика и холерика станет постоянным источником конфликтов, т.к. неторопливость флегматика будет раздражать холерика);

- психологический уровень: совместимость характеров и типов поведения;

- социально-психологический уровень: совместимость социальных установок и ценностей(люди со схожими интересами легко понимают друг друга – они «на одной волне»).

2.Сработанность – это можно назвать результатом совместимости сотрудников, когда максимум результата достигается при минимуме затрат.

3. Развитая система коммуникации – полное информационное обеспечение всех сотрудников, отлаженная система обратной связи «руководство-подчиненные». Неполная или нечеткая информация ведет к ошибкам в работе, непониманию поставленных руководством задач и конфликтам.

4. Стиль руководства – оптимальным будет демократический стиль управления. Он способствует развитию творческой и дружеской атмосферы, поощряет инициативу сотрудников.

5.Физические условия труда (микроклимат): удобство рабочего места, освещенность и т.д.

6. Удовлетворенность работой: достойная оплата, удовлетворение потребности в общении и в причастности к успеху компании, возможность реализовать свой профессиональный и личный потенциал, интересная работа.

Как же создать у себя благоприятный психологический климат?

Что для этого нужно? И с чего начать?

Деловые игры

С целью улучшения климата в коллективе и правильного распределения ролей и статусов психологи традиционно применяют деловые игры и психологические тренинги на сплочение коллектива.

В хорошем сплочённом коллективе люди не должны быть одинаковыми или хотя бы похожими, но они обязаны дополнять друг друга. Значит, для того, чтобы создать хороший сплочённый коллектив, необходимо достичь оптимального уровня психологической совместимости.

Именно на развитие психологической совместимости и направлены эти упражнения.

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения

Все участники встают в круг и пусть закрывают глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Что происходит? Люди начинают вести себя по-разному. Одни пробуют самостоятельно ориентироваться в пространстве, относительно других игроков, другие пассивно ждут, когда кто-нибудь определит их место, а третьи берут на себя ответственность и расставляют игроков в квадрат. Это не только упражнение, но своеобразный тест. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.

Участники разделились на три группы. Одни показали, что могут самостоятельно, без посторонней помощи выполнять определённые задания. Третьи наглядно убедили, что они только слепые исполнители чужой воли. Ну и, наконец, выделились лидеры, которые взял ответственность на себя. По окончании психологического тренинга на сплочение коллектива можно сделать вывод, кому из сотрудников можно поручить самостоятельное выполнение сложного задания, кто будет хорошим исполнителем, но только после конкретного указания. Ну, а кому-то уже пора на повышение.

Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

Так же можно строиться в другие фигуры.

Деление сотрудников на несколько групп в рамках одного проекта совершенно нормальное явление. В таком коллективе сотрудники как раз и будут дополнять друг друга образуя команду.

Упражнение «Признание заслуг» (30 мин.)

Это упражнение помогает членам команды детально проанализировать такую важную проблему, как признание их заслуг в достижении командой какого-то результата. При этом каждый получит, по крайней мере, часть причитающегося ему признания и, с другой стороны, немного попрактикуется в трудном деле признания заслуг другого.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Мне бы хотелось предложить вам церемонию, в которой речь пойдет о заслугах, которых у каждого члена команды наверняка накопилось не мало.

Сначала подумайте о том, каковы ваши заслуги на сегодняшний день. Что вы сделали очень хорошо? Какие трудности вы преодолели? Кому помогли? Чему вы при этом научились? Каков ваш личный вклад в достигнутые командой успехи? Напишите на карточке краткое итоговое резюме, в котором перечислите ваши собственные заслуги … (15 минут)

Коллектив:

Участники в течение 15 минут заполняют карточки.

Ведущий:

А теперь каждый из вас вытянет по жребию чью-либо карточку. Вам надо будет подготовить хвалебную речь в честь того человека, чью карточку вы вытянули. В своей речи вы должны упомянуть все его заслуги, содержащиеся в резюме. Кроме того, нужно подчеркнуть его вклад в достигнутые командой успехи, отметить оказанную им другим членам команды помощь и поддержку, раскрыть его потенциальные возможности.

Для того, чтобы ваша хвалебная речь была не только всеобъемлющей, но и реалистичной, вам надо коротко с глазу на глаз обсудить с другими сотрудниками, в чем, по их мнению, состоят заслуги данного члена команды. Запишите наиболее важные моменты и будьте, как можно более объективны. Старайтесь действовать тактично, что бы тот, о ком вы будете говорить, не догадался, кто именно готовит хвалебную речь о нем.

Коллектив:

Участники в течение 30 минут готовят хвалебную речь о заслугах своего коллеги.

Ведущий:

Теперь, я бы хотела, что бы каждый нарисовал плакат, на котором в словах и образах прославились бы заслуги героя вашей речи….

Коллектив:

Участники в течение15 минут рисуют плакаты .

Ведущий:

Теперь соберитесь все вместе, предварительно свернув свои плакаты, и мы начнем саму церемонию. По очереди вручите свой плакат адресату и произносите в его честь подготовленную речь.

В заключение - короткий обмен впечатлениями.

Упражнение «Коллаж» (40-45 мин.)

Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.

Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей

Вопросы для обсуждения:

Почему вы выбрали ту или иную картинку?

Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?

Чувствуете ли вы себя так в группе?

Были ли сложности при выполнении упражнения?


Корпоративные тренинги просто необходимы для повышения квалификации сотрудников. При разработке программы корпоративных семинаров специалисты опираются на сферу деятельности предприятия, на навыки и профессионализм персонала, подстраиваются под потребности определенной компании.

Содержание статьи

        Распространенныеварианты по командообразованию

        Игровые занятия

        Рабочие занятия

        Стратегическое командообразование

Тренинг на командообразование полезен не только новым коллективам или тем, где часто возникают проблемы во взаимодействии, но также и тем, кто желает выстроить эффективную коммуникацию. Нужно только правильно объяснить тренеру проблему и выделить главные задачи. Подобные занятия помогут сделать команду инновационной и сплоченной.

Распространенные варианты

Сплоченная команда – это очень важно для любой компании. Руководителю намного проще управлять коллективом, понимающим друг друга, где обязанности распределены так, что каждый занимает свою функциональную ячейку. Тренинги по командообразованию помогают в создании цельной команды, с которой легко работать, просто руководить, правильно задействовав способности и умения каждого из сотрудников. В результате этого организация быстрее достигает намеченных целей.

Игровые занятия

В данную группу входят творческие и сценарные программы командообразования, праздники, корпоративные игры и пр. Главная цель подобных мероприятий – проявление уважения и заботы компании к каждому сотруднику, максимальное стимулирование мотивации и развитие командного духа.

Часто руководители пренебрегают такими видами обучения, думая, что отношения между персоналом – это не их проблема. Но они ошибаются. Естественно, недоверие и неслаженность работы в коллективе негативно сказывается на компании. Снижается работоспособность, проблемы решаются одним человеком, на что тратится немало времени и сил. Как видите, время от времени необходимо проводить игровые мероприятия. Они не помешают, даже если в коллективе все гладко. Вы же хотите, чтобы компания развивалась? Тогда без таких семинаров и других способов обучения не обойтись. Управляющим также желательно посетить корпоративные тренинги для руководителей.

Результаты:

результаты корпоративных тренингов

Яндекс.Директ

Элитный дом Verona. Группа ЛСР

lsr.ru/Verona

Элитный дом на Крестовском. Роскошные холлы, итальянский стиль.

О проектеХод строительстваМестоположение

Адрес и телефонСанкт-Петербург

Проектная декларация на рекламируемом сайте. Застройщик: Группа ЛСР

Тренинги для руководителей

eqspb.ru

Комплексные программы и двухдневные тренинги. Работаем на задачи бизнеса.

Наши проектыО компании

Адрес и телефонСанкт-Петербург

    помощь сотрудникам познакомиться поближе;

    создание комфортного эмоционального климата;

    поднятие корпоративного духа;

    поддерживание развития корпоративной культуры;

    повышение лояльности сотрудников к руководству и друг к другу;

    получение положительного опыта командного взаимодействия;

    отличная возможность для развлечения и отдыха.

Рабочие занятия

Данная группа тренингов командообразования ориентирована на отработку определенных навыков командной работы, решение всех проблем во взаимодействии между собой. От работников требуется не только активное участие, но и готовность вести работу по определению эффективности отдельных стратегий работы, выделение «слабых» и «сильных» сторон команды.

Они нужны для перехода компании на новый уровень, реализации амбициозного проекта, отработки каких-то конкретных навыков или решения актуальной проблемы. Часто этого просто невозможно достичь в компании. Рабочие занятия нужны и для обычных работников, и для менеджеров высшего и среднего звена.

Перед проведением мероприятий с заказчиком согласовываются цели, задачи работы и ожидаемый результат. Психологическое наполнение выстраивается отдельно для конкретного заказчика.

Результаты:

    развитие приемов планирования, целеполагания и контроля;

    повышение коммуникации;

    выработка рефлексов на командную работу, вклад в нее каждого сотрудника;

    определение или усиление лидерских способностей отдельных сотрудников;

    обучение распределению ролей в команде, делегирование полномочий;

    конструктивное разрешение любых конфликтов;

    получение огромного опыта в успешном преодолении трудностей;

    понимание каждым участником характеристик эффективной команды и всех факторов, которые влияют на развитие компании;

    получение участниками знаний относительно командного взаимодействия, формирование у работников навыков сплоченной командной работы;

    понимание сильных и слабых сторон своей команды, опыт работы в модельных ситуациях, взаимодействие между членами команды.

Стратегическое командообразование

Если на любом этапе развития компания сталкивается с серьезными трудностями в общении и работе с персоналом, если руководитель считает, что ситуация вышла из-под контроля, если люди отказываются работать, живя в колективе своей жизнью, то первый шаг к решению данных проблем – стратегическое командообразование и стратегический менеджмент.

Стратегическое командообразование способно избавиться от глубинных и серьезных проблем в организации. Данное занятие обычно проводится в формате аудиторного тренинга, сессии длятся в 2-3 дня. Стандартных программ относительно не существует. Все компании уникальны в своем развитии. При обращении специалисты тренинговой копании выясняют причины обращения клиента, а при составлении программы учитываю все запросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного морально - психологического климата в подразделении учебной роты как фактор повышения успешности воспитанников.

В статье  раскрыта работа педагога-психолога по изучению и формированию благоприятного морально-психологического климата в подразделении учебной роты. Вы узнаете этапы психологической работы псих...

Психологический климат в коллективе.

Каждый человек желает, чтобы в его семье, коллективе была благоприятная психологическая атмосфера. Для того чтобы её сформировать и поддерживать на должном уровне, необходимо помнить о тех факторах, к...

Аспекты деятельности классного руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата

Выступление классного руководителя группы студентов 1 курса СПО. Обобщение педагогического опыта....

Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе

В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе....

"Психологический климат в семье"

Цель мероприятия: показать роль семьи в жизни человека. Учащимся необходимо знать:- семья веками почиталась как большая ценность;- в основе семейных связей лежит кровное родство;- родители и дети...

Докдад: Психологический климат в коллективе

Социально-психологический климат (СПК) — это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно живущих, работающих или обучающихся людей....