Рабочая программа
рабочая программа на тему

Томашонок Ирина Викторовна

Рабочая программа по дисциплине "Психология общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_-_psih.obshch.bd4-1.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

СЭ.03 Психология общения

по специальности

080110 «Банковское дело»

(углубленная подготовка)

Москва

2014

ОДОБРЕНА

на заседании кафедры

Экономика и управление

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Заведующий кафедрой

_________________ /_____________/  

 

СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального госу-дарственного образовательного стан-дарта по специальности 080110 «Банковское дело»

(углубленной подготовки)

Заместитель директора по учебно-методической  работе    

  ___________                 /Фомина О.В./

                                                                                                        

Составитель:

Томашонок И.В., преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно».

            Рецензент:

            Герасимова Н.П., преподаватель истории и обществознания Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий», высшая квалификационная категория.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

3

Структура и содержание учебной дисциплины

4

3.

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

8

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

9

3

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

учебной дисциплины «Психология общения»

1.1.   Примерная  программа  учебной  дисциплины  является   частью   примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО  по специальности углубленной подготовки 080110 «Банковское дело», входящих в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление.

1.2.Место  учебной дисциплины   в  структуре  основной   профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами, изучаемыми студентами в рамкахосновной профессиональной образовательной программы, как «История» «Основыфилософии».

«Психология общения» дополняет и углубляет гуманитарные знания студентов о личностиобществе и особенностях взаимодействия личностей в обществе.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

1.3.1 Целью преподавания и изучения учебной дисциплины «Психология общения» является раскрытие цели, функции и видов общения;

формирование у студентов гуманитарного мышления, овладение ими знаниями, умениями и навыками межличностного общения.

Дисциплина «Психология общения» во многом носит прикладной характер её цель -способствовать формированию у студентов соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий повседневной деятельности и поведения современных граждан российского общества и, в частности, специалистов страхового дела.

Задачи дисциплины «Психология общения»:

  • научить технике и приёмам эффективного общения в профессиональной деятельности;
  • научить приёмам саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Дисциплина «Психология общения» призвана формировать у студентов современное управленческое мышление и способность решать разнообразные психологические проблемы в сфере межличностной, межкультурной, межэтнической (межнациональной) и деловой коммуникации с использованием современных приемов и средств.

Данная дисциплина учит студентов и способствует их умению:

  • организовывать собственную деятельность, обобщать, анализировать информацию определять цели и выбирать пути их достижения;

4

  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;
  • осуществлять выбор способов деятельности, организовывать и планировать свою деятельность, направленную на достижение конкретного результата);
  • саморазвиваться;
  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • позитивно решать различные проблемные и конфликтные ситуации;
  • преодолевать трудности и избегать поражений, быть успешным в учёбе и будущей работе.

1.3.2. В результате освоения учебной дисциплины «Психология общения» студент должен уметь:

применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

1.3.3.   В результате освоения учебной дисциплины «Психология общения» студент должен знать:

взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; виды социальных взаимодействий;

роли и ролевые ожидания в общении; механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примернойпрограммыучебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 85 часов, в том числе:

•    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 65 часов;

•    самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

85

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

65

в том числе:

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

индивидуальное задание

4

внеаудиторной самостоятельной работы

16

Итоговая аттестация в форме зачёта

5

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Понятие и сущность общения

14

Тема 1.1. Сущность, цели, структура и уровни общения.

Определение психологии общения. Сущность общения, состоящая из нескольких процессов. Предмет, задачи психологии общения. Структура общения с точки зрения нескольких авторов. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Междисциплинарный подход к общению.

2

2

Тема 1 .2. Функции общения.

Определение понятия функция. Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная. Функции общения по Панфёрову.

2

2

Тема 1 .3. Стороны и модели общения.

Трансактная модель общения. Теория трансактного анализа Э.Бёрна. Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок. Построение схем общения с точки зрения этих позиций. Взаимосвязь жизненного сценария и общения. Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария.

2

2

Тема 1.4. Типы сторон общения

Типы сторон общения: межличностная, когнитивная, коммуникативно-информационная, эмотивная, конативная. Понятие модели общения. Репрезентативная систем, сенсорная острота, конгруэнтность, раппорт, трансактный анализ.

2

2

Тема 1.5. Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария.

Практическое занятие:Взаимосвязь жизненного сценария и общения. Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария.

2

2

Примерная тематика  внеаудиторной самостоятельной работы: выполнение набора тестовых   методик   на   особенности   личного общения,   а   так   же   подробный   самоанализ личного     общения     (особенности,     ошибки, проблемы).

4

3

Раздел 2. Средства общения.

10

Тема 2.1. Вербальные и невербальные средства общения.

Понятие  вербальных  и  невербальных  средств общения.  Раскрытие сущности вербального и невербального  общения.   Понятия  речь,  язык, жесты, мимика, поза.

2

2

Тема 2.2. Язык телодвижений, мимики и поз.

Практическое  занятие:  самостоятельная психологическая     интерпретация   и  анализ телодвижений, мимики, поз, жестов и т.д.

Основные понятия: особенности мимики, движений,  жестов,   значение  поз. Психологическая    интерпретация    и   значение жестов, мимики, поз.

2

2

Тема 2.3. Визуальные, акустические, тактильно-кинестетические, ольфакторные

средства общения.

Практическое занятие: отработка    навыков распознавания   средства   общения   человека   и специфики общения с аудиалами, визуалами, кинестетиками.

Основные понятия: визуальные, акустические, тактильно-кинестетические, ольфакторныесредства общения. Виды акустических средств.

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: конспектирование, анализ и подготовка к пересказу психологической статьи по невербальному общению.

2

3

Самостоятельная      работа      обучающихся:

контрольная работа по разделу 1 и 2.

2

1

6

Раздел 3. Речь и язык в общении.

12

Тема 3.1. Основные понятия, теории и функции речи.

Отличие речи, языка и общения. Эволюционное возникновение речи. Функции речи. Основные теории развития речи: теория научения, пререформистские теории, релятивистские теории, конструктивистские теории.

2

2

Тема 3.2. Взаимосвязь деятельности и общения

Деятельностный подход Леонтьева и Рубинштейна. Взаимосвязь деятельности и общения. Возрастные особенности овладения звуковыми сигналами.

2

2

Тема 3.3. Речь, язык, виды речи

Практическое занятие: тестирование на особенности речи; техника постановки вопросов, анализ ошибок и недостатков в своей речи.

2

2

Тема 3.4. Взаимосвязь общения и деятельности.

Практическое занятие: анализ текста, обсуждение и дискуссия на тему «Взаимосвязь общения и деятельности». Основные понятия: деятельностный подход

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: конспектирование, анализ и подготовка к пересказу статьи на тему общение и деятельность (Рубинштейн и Леонтьев).

4

3

Раздел 4. Стратегия, тактика и виды общения.

8

Тема 4. 1 . Стратегия и тактика общения.

Ролевая     отработка разных стратегий и тактик общения. Виды    стратегического    общения:открытое    и    закрытое;  монологическое    и диалогическое; ролевое и личностное. Виды  тактик  общения: формальная, неформальная,    примитивная,    выбор  ролей, деловая, духовная,  межличностная, манипулятивная, светская.

2

2

Тема 4.2. Виды общения.

Практическое занятие: виды общения: вербальное, невербальное, межличностное,   межперсонное, ролевое, доверительное,   конфликтное, личностное, деловое,  прямое, опосредованное,законное,  не     законное, кратковременное, длительное.

2

2

Тема 4.3. Эффективное общение

Практическое   занятие:деловая   тренинг-игра «Эффективное        общение».

2

2

Тема 4.4. Роли и ролевые ожидания в общении.

Практическое занятие: ролевая тренинг-игра. Ожидания ролей от партнёра по общению.

2

2

Раздел 5. Общение как коммуникация.

12

Тема 5.1. Основные понятия и функции и структура коммуникаций.

Построение    модели коммуникационного процесса. Основные   понятия:   коммуникации,   элементыкоммуникации:  субъект,  объект,   само сообщение,   средства   пересылки    сообщения, канал    связи,    результат.  

2

2

Тема 5.2. Теории  коммуникаций

Отличие    понятий коммуникация   и общение.  Схема коммуникаций.  Теории  коммуникаций. Коммуникативная    компетентность.    Функции коммуникаций.

2

2

Тема 5.3. Коммуникационные роли и манипуляции.

Практическое занятие: анализ и проигрывание различных   видов   манипуляций.    Построение схемы защиты от манипуляций. Виды   коммуникативныхролей. Понятие манипуляции. Манипуляции в общении. Манипуляция как метод воздействия на людей.

2

2

Тема 5.4. Барьеры коммуникаций.

Практическое занятие: тренинг - игра «Барьеры общения».

Основные понятия: ошибки, которые возникаютв процессе коммуникаций. Группы ошибок в коммуникациях.  Факторы, отрицательно влияющие на передачу информации и общение.

2

2

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: написание творческой работу на тему «Барьеры коммуникаций».

4

3

Раздел 6. Техники и приёмы общения.

8

Тема 6.1. Основные понятия и виды слушания.

Практическое занятие: построение схемы процесса получения информации в ходе слушания.

Определение понятия слушание. Виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое. Проблема понимания.

2

2

Тема 6.2. Техники и приёмы общения.

Практическое занятие: проигрывание каждой техники общения и слушания, отработка навыка её применения. Виды техник слушания.Активное слушание. Приёмы общения. Техники общения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:практическая отработка личных навыков техник и приёмов общения.

4

3

7

Раздел 7. Деловое общение.

12

Тема 7.1. Деловое общение.

Деловаябеседа: особенности, правила, принципы.

2

2

Тема 7.2. Стратегические принципы делового общения.

Функции деловой беседы.Стратегические принципы делового общения.

2

2

Тема 7.3. Виды делового общения

Беседы,переговоры, совещания, дискуссии.

2

2

Тема 7.4. Структура деловой беседы.

Практическое занятие: деловая тренинг-игра. Структура деловой беседы.

2

2

Тема 7.5. Ведение делового общения.

Практическое занятие: отработка навыков ведения всех видов делового общения.

2

2

Тема 7.6. Этические принципы общения.

Практическое занятие: отработка этических умений в общении и культуры разговора по телефону.

Основные заповеди и принципы делового этикета.

2

2

Раздел 8. Суггестивность (внушаемость)

2

Тема 8.1. Основные понятия и теории суггестивности.

Практическое занятие: тренинг-игра на умение убеждать человека. Защита от внушения. Свойства личности поддающейся внушению. Особенности внушения. Сила слова (суггестивность слова). Отличие гипноза и суггестивности.

2

2

Раздел 9. Конфликты вобщении.

7

Тема 9.1. Основные понятия конфликта и толерантности.

Практическое занятие: тестирование на выявление конфликтности, агрессивности, типов реагирования в конфликтах.

2

2

Тема 9.2. Мотивы сторон в конфликте

Конфликт и толерантность,отличие этих понятий и их особенности. Структура и участники конфликта.

2

2

Тема 9.3. . Источники и причины конфликтов

Причины конфликтов.Особенности эмоционального реагирования в конфликтах.

2

2

Тема 9.4. Виды и способы разрешения конфликтов.

Видыконфликтов и способы их разрешения. Последствия конфликтов.Способы благополучного разрешения конфликтов. Саморегуляция. Различные виды приёмов саморегуляции, рефлексии.

1

2

Всего

85

Для   характеристики   уровня   освоения   учебного   материала   используются   следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный    (выполнение   деятельности    по    образцу,    инструкции    или    под руководством)
  3. продуктивный  (планирование и  самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

8

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: мультимедийное оборудование.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет-ресурсов,   дополнительной литературы

Основные источники:

    1. Ред. Реана А.А. Общая психология и психология личности-О-21 М.:АСТ:Астрель;СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011.-639с.

    2. Ред. Реана А.А. Психология подростка. Полное руководство.;СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.-504с.

    3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. -СПб.; Питер, 2014-576с.

    4. Василенко М.А. Основы социально-психологического тренинга.-Ростов н\Д: Феникс ,2014-125с.(Психологический практикум).

    5. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов.-СПб.; Питер. 2012.-208с.

Дополнительные источники:

    1. Карнеги Д. Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации. Все секреты, подсказки, формулы/ Дуглас Мосс, Алекс Норбут.- Москва: АСТ,2014-286с.- (Психология для всех).

Интернет-ресурсы:

1. www. psyfactor.org

2. www. psychology.net.ru

3. www. infobos.ru

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль    и    оценка    результатов    освоения    учебной    дисциплины    осуществляетсяпреподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения,

 усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;

практические       занятия,       внеаудиторная самостоятельная работа.

использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

Знания:

взаимосвязь общения и деятельности;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа.

цели, функции, виды и уровни общения;

опрос,      внеаудиторная      самостоятельная работа.

роли и ролевые ожидания в общении;

опрос.

виды социальных взаимодействий;

опрос.

механизмы взаимопонимания в общении;

опрос.

техники     и     приёмы     общения,     правила слушания, ведения беседы, убеждения;

практические занятия, опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

этические принципы общения;

опрос, тестирование.

источники,     причины,     виды    и    способы разрешения конфликтов.

практические занятия, опрос, внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...