Использование коммуникативных методов на уроках иностранного языка
статья на тему
В этой статье рассматриваются коммуникативные методы, которые применяются на уроках английского языка. Проанализированы теоретические работы в области использования английского языка для целей реальной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
33.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
преподаватель английского языка
ГБОУ СПО ПК №18 «Митино».
Использование коммуникативных методов на уроках иностранного языка
Аннотация
В этой статье рассматриваются коммуникативные методы, которые применяются на уроках английского языка. Проанализированы теоретические работы в области использования английского языка для целей реальной коммуникации.
Ключевые слова
коммуникация, учебно-методический комплекс, личность, взаимодействие студента и преподавателя, работа в группах.
Use of communicative methods at lessons of a foreign language
Abstract
In this article communicative methods which are applied at English lessons are considered. Theoretical works in the field of English use for real communication are analysed.
Keywords
communication, educational and methodical complex, the personality, interaction of the student and the teacher, work in groups.
В настоящее время в рейтинге популярности методик преподавания иностранного языка первую строчку удерживает коммуникативный подход, основанный на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком студенты должны знать не только языковые формы (то есть грамматику, лексику и произношение), но также иметь представление об их использовании для целей реальной коммуникации.
Данная методика, как следует из ее названия, направлена на возможность общения. Особое внимание уделяется восприятию речи на слух и говорению. На занятиях не используются сложные синтаксические конструкции и серьёзная лексика. Упор делается на устную речь. А устная речь для любого грамотного человека, как правило, сильно отличается от письменной. Данные предложения со сложными конструкциями в устной речи не употребляются.
Однако, следует понимать, что коммуникативный метод не предназначен только для легкой светской беседы. Он призван снять страх перед общением. Человек, имеющий стандартный набор грамматических конструкций и словарный запас в 600-1000 слов, легко найдет общий язык в чужой стране.
В середине 70-х годов ХХ века появилась первые новаторские работы в области использования английского языка для целей реальной коммуникации. В числе этих работ были исследования Г.Уиддоусона и Д.Уилкинза. После публикаций этих работ разработчики программ обучения, авторы учебников и преподаватели стали использовать понятие "функции". Существуют различные коммуникативные функции, которые важны для изучающих иностранный язык, такие, например, как спросить дорогу или представиться. Были разработаны методика и учебные материалы, которые знакомили студентов с функциональным аспектом изучаемого языка и предлагали соответствующую систему упражнений. Продолжая эту традицию, современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит студентов к использованию языка в реальной жизни. Преподаватель планирует на практических занятиях как можно больше ситуаций общения и поощряет попытки студентов принять в них участие.
Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью не только усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. Формальные аспекты языка: грамматика, лексика и фонетика - представлены в коммуникативном контексте так, что студентам сразу становится понятно их использование речи. Кроме того, студентам предлагаются приближенные к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения (аудирование, говорение, чтение и письмо). Такой подход предполагает создание атмосферы доверия и сотрудничества, когда студенты оказываются вовлечены в процесс обучения. Основные принципы коммуникативного подхода к обучению в обобщенном виде:
1. В процессе обучения студенты включаются в познание окружающего мира.
2. Студенты принимают активное участие в процессе обучения и познания. Студентов просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом.
3. Студенты принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.
4. Поощряется совместная работа студентов.
5. Обучаемые несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться.
6. Роль преподавателя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель, консультант).
Говоря о приемах обучения, нужно сказать, что в процессе обучения студенты, включаясь в познание окружающего мира, выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины. При этом они используют английский язык. Для того, чтобы успешно изучать язык, студенты должны принимать в этом самое активное участие: задавать вопросы в процессе обучения и исследовать закономерности изучаемого языка. Язык должен стать средством развития. Студенты получают возможность экспериментировать с языком, как с чем-то реальным, а не с тем, что встречается только в книгах. Для создания мотивации на занятиях необходимо дать студентам возможность сообщить своим товарищам и преподавателю что-либо значимое для себя, реальное.
Надо понимать, что общение на занятиях на английском языке выглядит неестественно: оно лишь имитирует реальные коммуникативные ситуации. Студенты должны принимать активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации, что позволит им закрепить лексику по теме и в то же время подготовиться к её использованию в реальной жизни. Совместная работа обучаемых приветствуется при использовании коммуникативного метода. Когда студенты общаются по-английски друг с другом, общая продолжительность речи каждого больше, чем в ситуации, когда они говорят только с учителем. Работа в группах также повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.
В совместных УМК, как правило, имеется раздел, позволяющий студенту оценить свои знания самостоятельно. Это очень важно. Студент должен осознавать, что он сам несет ответственность за результат обучения.
Хорошо известно, что роль преподавателя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока. Каждый преподаватель имеет собственный стиль обучения. Однако в зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на уроке, преподаватель должен вести себя достаточно гибко: поддерживать студентов, но не всегда доминировать. Роль преподавателя как носителя информации уместна на том этапе урока, когда студенту необходимы исходные сведения (например при объяснении материала), когда требуются пояснения к заданиям, при смене этапов урока, либо когда необходимо исправить ошибки. Роль наблюдателя важна в тот момент, когда студенты работают в парах или группах. В это время преподаватель может ходить по аудитории, помогая отдельным студентам или всей группе. Преподаватель принимает роль консультанта, когда студентам при выполнении самостоятельного задания требуется или совет, или определенные источники информации.
Подводя итоги, следует сказать, что преподавание иностранного языка с использованием коммуникативного метода имеет ряд отличительных черт. Во-первых, коммуникативный подход к обучению включает в себя интеграцию традиционных и современных методов преподавания. Во-вторых, дифференциация по возрастным группам и многоуровневый подход дают возможность развития отдельной человеческой личности, влияют на ее мировоззрение, систему ценностей, самоидентификацию, умение мыслить, то есть во главу угла ставится индивидуальный подход.
Коммуникативный подход к обучению способствует форматированию навыков, необходимых человеку в современной жизни. УМК, разработанные с использованием коммуникативного метода обучения, как правило, составлены на базе аутентичного материала. Многие УМК отличаются хорошей систематизацией материала. А это очень важно для нас, преподавателей, стремящихся к повышению качества образования будущих специалистов.
Литература:
- Гез. Н.И. и др. Актуальные вопросы теории урока иностранного языка. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1976.
- Гусев Г.В. Психология общения: Текст лекций спецкурса. М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коммуникативных методов на уроках иностранного языка
В этой статье рассматривается применение коммуникативных методов на уроках английского языка. Проанализированы теоретические работы в области использования английского языка для целей реальной коммуни...
Использование мультимедийных УМК на уроках иностранного языка
Данная работа позволит оценить преимущества проведения современного занятия по иностранному языку с использованием мультимедийных учебно-методических комплексов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности учащегося, как патриотизм, выражающегося в любви к малой родине, гордости за Отечество, приоритетно. Изу...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...
«Использование игрового материала на уроках иностранного языка»
В данной статье предложены лексические, грамматические и ролевые игры на занятиях английского языка.Предложенные игры можно использовать при изучении разных тем. Игры для тем "Путешествие", ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интерактивный» взаимодействующий) – современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процес...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Мастер-класса "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА". Цель моего мастер-класса: показать на практике методы и приемы инновационной арт-технологии, помогающие раскрыть тв...