Методические рекомендации Социальная психология
методическая разработка на тему

понамарева елена леонидовна

Для самостоятельной работы обучающихся необходимо наличие методических рекомендаций по дисциплине. Требования сегодняшнего дня к обучению в системе СПО, особенно в рамках дуального обучения профессии, создают необходимость наличия такого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(ГБОУ СПО МО «МОПКИТ»)

ОБОСОБЛЕННОЕ  СТРУКТУРНОЕ  ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №4

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 для самостоятельной работы учащихся

по учебной дисциплине  "Социальная  психология"

Составитель: преподаватель,

педагог- психолог Понамарёва Е.Л.

2014год

    Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.

 Вопросы: 

1. Место и роль  социальной  психологии  в  системе  научного знания.  

2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.

      Место социальной психологии в  системе  научного  знания.  Взаимосвязь

социальной    психологии    с    социологией     и     общей     психологией

(интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы). Взаимосвязь  социальной и психологии с другими  науками  и  отраслями  психологии  (с  практической  и прикладной психологией). Синтезирующая роль социальной психологии в  системе научного, в том числе психологического знания.

      Структура общественного сознания и роль общественной психологии в  его функционировании:  обыденное   и   теоретическое   сознание,   идеология   и общественная психология, их соотношение.

        Виды  социально-психологического   знания:   обыденное,   житейское,

философское,    эстетическое,    эзотерическое    (внутреннее),    практико-

методическое («Карнеги-знание»), научно-теоретическое.

         Особенности  формирования   и  развития   социально-психологических

явлений  и   их   влияние   на   жизнедеятельность   людей   (социальная   и

Деятельностная   обусловленность).    Типология    социально психологических явлений:

1.По носителям: в  больших  и  малых  группах;  в  неорганизованных группах  (массовидные  явления  психики);  

2.  По   уровням:   рациональные, эмоциональные,  упорядоченные  и  неупорядоченные   (массовидные);  

3.   По динамике:  динамичные,  статичные,  динамостатичные;  

4.   По   содержанию: осознанные и неосознанные.

      Основные точки зрения  на  объект  и  предмет  социальной  психологии:

социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д.Парыгина.  Социальное взаимодействие людей, как  объект  социальной  психологии.    Закономерности социально-психологических  явлений,  связанных  с  включением   личности   в большие  и  малые  социальные   группы.   Предмет   социальной   психологии: закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия)  людей,

включенных в различные социальные группы, а также  социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.

      Структура  социальной  психологии  как  науки   (основные   социально-

психологические проблемы): закономерности и механизмы общения  в  совместной деятельности; особенности социально-психологических явлений в малых  группах (образование групп, групповая  динамика  и  структура  групп,  межличностные отношения,  лидерство  и  руководство   группой);   особенности   социально- психологических  явлений   в   больших   группах   (массовидные   социально- психологические явления: этнические, классовые, профессиональные,  правовые, политические,  религиозные,   нравственные   и   эстетические);   социально- психологические  проблемы  личности    (социально-психологические   качества личности,  социализация  личности,  социальные  установки   личности,   роль личности в группе).

              Теоретические и практические задачи социальной психологии:

1.  Продолжение  углубленных  исследований  проблем,   относящихся   к

предмету социальной психологии  во  взаимодействии  с  другими  науками;  2.Содержательный  пересмотр  социально-психологических  проблем  в   связи   с изменившимися социальными условиями в нашей стране;  

3.  Исследование  новых социально-психологических  явлений  (этнических,  экономических,  классовых, политических,    идеологических    и    др.);    4.Социально-психологические исследования изменений в  массовом  сознании,   общественных  настроениях  и общественном мнении;

5.Анализ  возрастания   роли  социальной  психологии  в условиях реформирования общества;

 6.Взаимодействие социальной  психологии  с прикладной  и   практической   психологией;  

7.   Обеспечение   взаимосвязи отечественной социальной психологии с  различными  направлениями  зарубежной социальной психологии.

         Основные  уровни  методологии  социальной  психологии  и  их

взаимосвязь   (учение   о   методах,   совокупность   применяемых   методов,

совокупность   применяемых  в  науке  принципов)\

 I.Всеобщая  (философская) методология (философские принципы,  требования,  вытекающие  из  философских законов и категорий);

II.  Общенаучные  методы  (анализ,  синтез,  индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и  т.д.);  

III. Специальные, собственные методы социальной психологии:

1.Методы  воздействия(социально-психологические тренинги);

 2.  Методы  социально-психологического исследования:

 а)  Методы  обработки  информации  (общенаучные  методы);

 б) методы  сбора  информации   (наблюдение,   изучение   документов,   изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент,  социометрия  и др.).;

IV. Частные методики. Взаимосвязь методов  социально-психологического

исследования.

      Возрастание  роли  социально-психологического  фактора  в  современных общественных   преобразованиях   (формирование   общественного   мнения    и общественных настроений,  объяснение необходимости реформирования  различных систем и их последствий,  обеспечение  социальной  направленности  реформ  и

социальной защиты населения).

Основные категории:     социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной  психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.

 Контрольные вопросы:

   1. Место социальной психологии в системе наук?

   2. В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе

      наук?

   3. Назовите основные виды социально-психологического знания.

   4. Чем отличаются объект и предмет социальной психологии?

   5. Предмет социальной психологии?

   6. Какие основные проблемы изучает социальная психология?

   7. Задачи социальной психологии.

   8. Что является методологией социальной психологии?

   9. Методы социально-психологического исследования?

                                       

      Тема  2.  История  формирования  и  современное  состояние  социальной психологии.

Вопросы:

1. История становления и  развития  социально-психологических идей.

2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии  (  с

20-х гг. ХХ века по настоящее время).

      Истоки  социально-психологических  идей  в  античной  философии  и   в

социально-философской    мысли    нового    времени.    Первые    социально-

психологические  теории  и  отражение   в   них   общего   уровня   развития

психологической науки.

      Описательный этап возникновения социально-психологического  знания                                 (6в.  до  н.  э.-  середина  ХIХ  века):

 1  период   (античный):  

 а)   линия социоцентризма  Платона  (коллективистская  концепция  –  социум  стоит  над индивидом, диктует ему линию поведения);

б)  линия  эгоцентризма  Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные  проблемы,  нужно  идти от  интересов  индивида  к  массе);  

2  период   (средние   века   и   эпоха Возрождения):

а) индивидуалистическая линия    (Т.Гобсс-«естественное  право человека» имеет примат над обществом  и  государством;  А.Смит  –  движущими силами общественной жизни является  стремление  индивидов  к  удовлетворению собственных  интересов,  а   общество   это   зеркало   для   индивидуальной самооценки);

б)  социоцентристская  линия   (Дж.Вико,  Прудон,  Макиавелли,

К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда  формирует  личность,  ее характер, потребности, межличностные отношения).

      Этап    относительно    самостоятельного    становления     социально-

психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ  века):  «Психология народов»  (М.Лацарус,  Г.Штейнталь)  –  главная  сила  истории  народ,  «дух целого», душа  индивида  это  часть  народной  души.  Развитие  этой  теории В.Вундтом и А.Потебней; «Психология  масс»  (Г.Лебон,  С.Сигеле)  –  основой социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в  массе  (в толпе)  обезличен,  чувства   преобладают,   интеллект   и   ответственность утрачиваются, массе нужен  вождь  поскольку  она  хаотична,  неупорядочена);

«Теория  инстинктов  социального  поведения»   (У.Мак-  Дауголл)  –  «гормэ»  (врожденные инстинкты) определяют поведение и  эмоции  людей  (борьбы-страх, бегства-самосохранение,     воспроизведения     рода-ревность,      робость, приобретения-чувство  собственности,  стадности-чувство   принадлежности   и т.д.).

      Общественные  и  научные  (создание  методологических,  в  том   числе

философских   основ)   предпосылки   выделения   социальной   психологии   в самостоятельную  научную  дисциплину.   Развитие  социальной  психологии   и появление ее  новых  отраслей  знания  в  ХХ  веке.  Этап  экспериментально- теоретического  развития  социальной  психологии  в  ХХ  веке:  

        1  период  – господство  эксперимента  в  социальной  психологии  (20-е  –  40-е   годы), прагматическое, прикладное  направление  в  социальной  психологии  (В.Меде, ЬФ.Олпорт) о влиянии  группы  на  поведение  индивида.  Переход  к  выявлению закономерностей    социально-психологических     процессов.     Бихевиоризм, психоанализ   и   гештальт-психология   о   детерминированности    поведения стимулами, бессознательным  и  целостными  структурами  психики.    Развитие

социальной психологии в России. Н.К.Михайловский  о  «массовой  психологии»,

Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов  об  общетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о  детерминированности  психики человека  социальной   средой.   Рефлексология   В.М.Бехтерева,   М.В.Ланге, В.Н.Мясищева   о   проявлении   в   поведении    людей    сознательного    и бессознательного, о взаимосвязи  личности  и  коллектива.   Л.С.Выготский  о культурно-исторической   обусловленности    общественной    психологии,    о взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев  о  единстве сознания и деятельности.  Возникновение  и  развитие  возрастной  психологии

(Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).

              2 период – развитие  теоретического  и  экспериментального  социально-Ь психологического  знания  (с  50-х  годов  ХХ  века  по  настоящее   время): необихевиористское,           когнитивистское,           психоаналитическое, интеракционистское,  культурологическое  и   отечественное   направления   в развитии социальной психологии.

      Необихевиористские  концепции:  

1.  Теория   агрессии   и   подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности  поступков  и поведения, о  промежуточных  переменных  между  стимулами  и  реакциями;  

2. Теории  диадического  взаимодействия:

а)  Теория  «взаимодействия  исходов»

(Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от  суммы  «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.);

б) Теория  социального обмена  Г.Хоманса  о  зависимости  качества  взаимодействия  от  соотношения «вознаграждений»  (позитивных   подкреплений)   и   «издержек»   (негативных подкреплений).

 Когнитивистская  социальная   психология:  

1.   Теории   когнитивного соответствия:

а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х)  –  поведение

человека обусловлено стремление к сбалансированию  межличностных  отношений, отношений с миром («L» – «nL»,   «U»  –  «nU»);  

б)  Теория  коммуникативных актов Т.Ньюкома –  у позитивно относящихся  в  диаде  друг  к  другу,  имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к  объекту  путем снятия    дисбаланса;                              

в)Теория     когнитивного диссонанса  Л.Фестингера  –  переживание  противоречия   между   знанием   и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий  к  действию;

г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и  П.Танненбаума  об  изменении  отношений личности,  под  влиянием  потребности  установить  соответствие  когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

   2.Когнитивный  подход  С.Аша,  Д.Креча,  Р.Крачфилда    о   восприятии

человеком  социальной  действительности  в  зависимости  от  предшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).

      Психоаналитическое   направление   социальной   психологии   о    роли

бессознательного  в  динамике  развития  личности:

 1.  Динамическая  теория функционирования  группы  В.Байона  - 2   уровня   функционирования   группы:

рациональный компонент - осознанные  действия  и  иррациональный уровень  – групповая культура, между  ними  неизбежны  конфликты,  которые  приводят  в действие «коллективные защитные механизмы»);  

2.Теория  группового  развития

В.Бенниса и Г.Шепарда о  двух  фазах  развития  группы  (решение  вопроса  о лидерстве  и  установление  межличностных  отношений);  

3.Трехмерная  теория интерперсонального  поведения  В.Шутца   о   3- этапах   развития   группы (включение, контроль, любовь).

      Интеракционистское направление в  социальной  психологии:  

1.Концепция символического  интеракционизма  Джорджа   Мида  о  личности  как   продукте социального взаимодействия на основе  символов  (мимики,  жестов),  принятия  роли другого, о зависимости поведения индивида  от  структуры  личности,  ее роли  и  референтной  группы.    Чикагская  школа  (Г.Блумер)  –   поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на  основе  символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познав самооценку  личности, в том числе на основе символов, можно предсказать  ее  поведение;  

2.Ролевые теории  (Т.Сарбин,  Э.Гоффман,  Р.Линтон,  Р.Ромметвейт,  Н.Гросс)  о  видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и  латентные),  о межролевом   и  внутриролевом  конфликтах;   3.Теории   референтной   группы (Т.Хайман,  Т.Ньюком,  М.Шериф):  Т.Ньюком   о   типах   референтных   групп (позитивные, негативные); М.Шериф о группах членства и  референтных  группах и их роли в формировании социальных установок.

      Культурологические социально-психологические  концепции  (С.Московичи, Г.Тэджфел,  Р.Харре),   как   стремление   к   созданию   общей   социально- психологической теории:

1. Концепция  социальных  представлений  С.Московичи

о предмете  социальной  психологии  (совокупность  социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре  социальных  представлений (информация,  поле  представлений,  установка   субъекта),   детерминирующих поведение  индивида;  

2.Теория  «межгрупповых  отношений»  Г.Тэджфела     об опосредованности  взаимодействия  индивида   с   социальной   средой   через групповое взаимодействие;

3.  «Этогенетический  подход»  Р.Харре   -  модель человека  (мотив-борьба  за  репутацию,   счастье   человека   в   обретении репутации,  борьба  за  репутацию   способствует   общественному   развитию, необходимость программы поведения в  борьбе  за  репутацию  и  создания  для этого необходимых условий).

Особенности развития отечественной социальной психологии:

1. Стремление к  созданию  общей  социально-психологической  теории;  

2.Преемственность от зарубежной социальной  психологии  всего  позитивного;

3.Определение социальной и деятельностной детерминированности  социально- психологических явлений;

4.Разработка методологических  основ  социально-психологических    исследований;    

5.Исследование    новых    социально-психологических явлений; 6.Возрастание роли   прикладных  и  практических социально-психологических    исследований;    

7.Проблема    использования результатов  исследований  социальных  психологов  в  различных  областях профессиональной деятельности людей.

 Основные  категории:  описательный  этап  возникновения  социально   –

психологического  знания,  этап   относительно   самостоятельного   развития

социально – психологических идей,  этап  экспериментально  –  теоретического развития   социальной   психологии,    западная    социальная    психология, отечественная социальная психология.

 

Контрольные вопросы:

           1. Основные этапы и периоды возникновения и развития социально –

              психологического знания?

           2. Назовите основные направления описательного этапа социально –

              психологических идей.

           3. Назовите основные  социально  –  психологические  школы  2–го

              этапа развития социально – психологического знания.

           4. Назовите основные направления  1–го  периода  3  –  го  этапа

              развития социально – психологического знания.

           5.  Какими  направлениям  представлена  современная   зарубежная

              социальная психология?

           6. Особенности и  тенденции  развития  отечественной  социальной

              психологии?

   Тема 3. Общение как  социально-психологическое явление.

 

  Вопросы:

1. Социально-деятельностная природа общения.

 2.Сущность, типология и функции общения.

      Закономерности    возникновения,    формирования,    функционирования,

изменения  и  развития   социально-психологических  явлений.  Соотношение  и взаимодействие социально-психологических феноменов.

      Социальная природа  общения.  Общение,  как  проявление  всей  системы

отношений  (общественных,  групповых   и   главным   образом   межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи  общественных и  межличностных  отношений.  Безличный  характер  общественных   отношений.

Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация»  безличных отношений в  деятельности  конкретных  личностей.   Персонофицированность  и эмотивность    межличностных    отношений    на    основе:    конъюнктивных, дизъюнктивных,      амбивалентных,      или      индифферентных      чувств. Деятельностная природа  межличностных  отношений.  Сущность  концепции деятельностного   опосредования   межличностных    отношений    (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский).  Социальное  действие  и  социальное  взаимодействие.

Структура  ситуации  социального  взаимодействия.   Общение   и   совместная деятельность  как  формы  социального  взаимодействия  в  системе  отношений человека. Общение как    особая   форма   взаимодействия   и   межличностных отношений  людей.  Влияние  общения   на   жизнь   и   деятельность   людей.

 Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский  – общение как социальное взаимодействие,  коммуникация  посредством  символов; когнитивистский  –  общение  как  коммуникация,  проявление   познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как  реализация бессознательной  мотивации  посредством  идентификации   и   психологической защиты; трансактный –  общение  как  обмен  трансакциями,  эго  состояниями; необихевиористский –  общение  как  обмен  подкреплениями,  как  диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический –  общение  как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как  поиск

взаимопонимания личностного смысла;  отечественный  –  общение  как  процесс взаимодействия,  коммуникации  и  перцепции,  как  средство   реализации   в совместной  деятельности,  в  межличностных   отношениях    общественных   и  групповых отношений.

      Динамика общения: потребность в общении, уяснение  цели;  вхождение  в коммуникацию; ориентация в общении,  в  личности  коммуниканта;  определение содержания и средств  общения;  выбор  позиции  в  общении;  коммуникация  и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности;  корректировка  стиля  и методов общения, взаимоотключение и  выход  из  контакта  (их  взаимосвязь).

Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе,  общению)  как   потребность общения.

      Типология общения. Формы общения:

а) по  средствам:  непосредственное, опосредованное;

 б) по содержанию: материальное,  когнитивное,  кондиционное,

мотивационное, деятельностное. Типы  общения:  межличностное  (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое;  массовое;  внутри личностное. Виды  общения:  деловое,  интимно-личностное,  формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

      Классификация функций общения  в  социальной  психологии:  социальная, инструментальная,     информационная,     перцептивная,     психологическая, синдикативная,   самовыражения,   побудительная,    эмотивная    социального контроля, социализации. Основные стороны  процесса  общения:  интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь  и  обусловленность совместной деятельностью.

Основные  категории:   социальная   природа   общения,   общественные, групповые и межличностные отношения,  деятельностная  природа  межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и  виды  общения, потребности общения, функции общения.

     

 Контрольные вопросы:

   1. В чем проявляется социальная природа общения?

   2. Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.

   3. В чем проявляется деятельностная природа общения?

   4. Основные точки зрения на сущность общения,

   5. Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?

   6. Назовите основные типы, виды и функции общения.

  7. Основные стороны общения и их взаимосвязь?

Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения

Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально – деятельностной детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.

Вопросы для обсуждения:

1. Место и природа межличностных отношений.

2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений.

3. Общение и деятельность.

4. Сущность, структура и функции общения.

Темы докладов:

«Значение  социально-психологической  теории  общения  для создания коммуникационной среды»

        Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы.

Вопросы:

1. Роль взаимодействия в системе общения.

2.Основные  механизмы,   стили   и методы взаимодействия.

      Проблема  интерактивной  стороны  общения  в  социальной   психологии.

Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс)  на  основе опыта и учета  вознаграждений  и  затрат;  теория  управления  впечатлениями (Э.Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных  впечатлений;  теория взаимодействия  символического интеракционизма (Дж,Мид, Г.Блумер) на  основе символов,   значений;   психоаналитическая   концепция   взаимодействия   по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция  трансактного взаимодействия (Э.Берн) на основе совпадения,  или  пересечения  трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия  по  Я.Щепанскому:  социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

      Попытки  построения  «анатомии»  акта  взаимодействия   в   зарубежной

социальной  психологии.  Методика  Бейлса  для   наблюдения   за   процессом социального  взаимодействия:  в  области  позитивных  эмоций  (солидарность, снятие напряжения,  согласие);  в  области  негативных  эмоций  (несогласие, создание напряженности,  демонстрация  антагонизма);  в  области  постановки проблем  (просьба  об  информации,  просьба  высказать  мнение,  просьба  об указании);  в  области  решения  проблем  (предложение,  мнение,  ориентация других).

        Проблема  взаимодействия  в  общении  в   отечественной   социальной

психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных  отношений в  общении,  как   основа   теории   взаимодействия.   Взаимодействие,   как организация всех сторон общения, как  организация  совместной  деятельности, всеобщий  характер  взаимодействия,  как  средство  взаимной   корректировки поведения, как взаимовоздействие.

      Ситуации   взаимодействия:   (социально-ориентированное,    предметно-

ориентированное,   личностно-ориентированное).    Варианты    взаимодействия (Андреева, Богомолов, Петровский), «дилемма узника».

      Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия:  ритуальный,  манипулятивный, гуманистический.  Типы   взаимодействия:   кооперация   (сотрудничество)   и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия:  индивидуальная  деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.

      Основные    признаки    совместной    деятельности    (взаимодействия)

(А.Л.Журавлев): общая  мотивация,   единая  цель,  согласованность  действий, индивидуальная деятельность и  ее  координация,  управление  индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный  результат совместных действий.

      Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы  взаимодействия:  творческий,  продуктивный,  дружеский, дистанционный,  подавляющий,  популистский,  заигрывающий,   требовательный, деловой, позиционный.

      Методы  взаимовоздействия  в  общении:   «регрессии»,  «погружения   в

неопределенную   ситуацию»,    «усыпления    бдительности»,    «контрастного сравнения», прием «канализации».

      Проблема  оптимизации  взаимодействия  в  зарубежной  и  отечественной социальной психологии.

      Основные категории:  интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в  общении,  ситуации  взаимодействия, стратегии взаимодействия,  типы  взаимодействия,  механизмы  взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.

 Контрольные вопросы:

   1. Назовите основные теории межличностного взаимодействия.

   2. Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?

   3.  Особенности  определения  сущности  взаимодействия  в  отечественной

      социальной психологии?

   4. Взаимодействие и общение?

   5. Основные ситуации взаимодействия?

   6. Основные стратегии взаимодействия?

   7. Основные механизмы взаимодействия?

   8. Основные типы и формы взаимдействия?

   9. Основные методы взаимовоздействия?

  10. Основные направления оптимизации взаимодействия в общении?

        Тема 5. Общение как коммуникативный  процесс.

  Вопросы:1. Содержание и структура коммуникативного процесса.

 2.    Особенности  вербальной   и   невербальной информации.

         Социально-психологические  исследования  общения  как   информационно- коммуникативного процесса. Социально-психологическая  структура   процесса   коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.   Специфика коммуникативного процесса  между  людьми:  развитие  и обогащение информации в ходе ее «движения»,  активная  позиция  партнеров  в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации  и т.д.

             Основные  барьеры  на  пути  движения  информации  (социальные,

политические,   идеологические,   физические,   смысловые,    эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические).  Проблема  фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе.   Общая  методологическая  проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг  друга  партнерами по коммуникации. Типы информации:  побудительная,  констатирующая.  Проблема эффекта сообщения (Ю.М.Забродин).  Причины плохой коммуникации  (стереотипы,

предвзятые   представления,   плохие   отношения,    отключение    внимания,

пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор  стратегии).

 Средства коммуникативного процесса: вербальные  и  невербальные,

их соотношение.

              Вербальные   средства   коммуникации:    речь,    околоречевые

(паралингвистическая и экстралингвистическая  системы).  Структура  речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые  средства  (паралингвистическая система): темп речи,  модуляция  высоты  голоса,  тональность  голоса,  ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система  (речевые звуковые явления).

              Невербальная   коммуникация.   Исследования   места   и   роли

невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова.  Знаки  общения).  Оптико- кинетическая  коммуникация,   ее   особенности   (Исследования   М.Аргайла). Пространственно-временная  организация  коммуникации.  Проксемика   о   роли пространственно-временной  организации   коммуникативного   процесса.   Роль предметно-контактных,   тактильных   действий   для    коммуникации.    Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.

             Проблема  эффективности   коммуникативного   процесса:   умение

владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть  и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение  способностью  использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.

Основные  категории:  коммуникация,  содержание  коммуникативного  процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасциация в коммуникации,  вербальные и   невербальные   средства   коммуникативного    процесса,    эффективность коммуникативного процесса.

Контрольные вопросы:

 1. Содержание и структура коммуникативного процесса?

 2. Коммуникативные барьеры?

 3. Фильтрация и фасциация в коммуникативном процессе?

 4. Причины плохой коммуникации?

 5. Средства коммуникативного процесса?

 6. Роль вербальных средств в коммуникации?

 7. роль невербальных средств в коммуникативном процессе?

 8. Основные направления оптимизации коммуникативного процесса?

   

Тема 6. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга.

Вопросы:

1. Общение как перцептивный процесс, его  сущность и механизмы.

 2.   Проблема   точности   межличностного восприятия.

   Понятие   социальной   перцепции.   Зарубежные   теории   когнитивного

диссонанса (Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч.  Осгуд  и  др.),  теории  социальной

атрибуции (Г. Келли, Э. Джонс и К. Дэвис).

      Содержание  и  особенности  межличностного   восприятия.    Социально-

психологическая  специфика  анализа  перцептивных  процессов  в   социальной психологии. Виды социальной перцепции (по субъектам восприятия).

        Механизмы  взаимопонимания  в  процессе   общения:   индентификация, рефлексия    (Дж.Холмс,    Т.Ньюком,    Ч.Кули),     эмпатия,     аттракция, стереотипизация,  каузальная  атрибуция.  Ошибки  восприятия   (в   позициях субъектов,  мотивационные,  фундаментальные  –  ложного  согласия,   ролевое ьрассогласование, ложные корреляции).

        Эффекты  межличностного  восприятия:   проекции,   средней   ошибки,

логической ошибки, первичности,  новизны, «ореола»,  перцептивной  установки (А.А.Бодалев. Восприятие и  понимание  человека  человеком),  стереотипов  и эталонов межличностного восприятия. Социально-психологические  стереотипы  и эталоны, их возникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.

      Социально-психологические   исследования   процессов    межличностного восприятия в общении.  Взаимосодействие и  взаимопротиводействие.  Источники ьи  причины  непонимания  людьми  друг  друга.  Понимание  речи  собеседника.

Выявление  влияния  на  личность  ситуации   взаимодействия   с   партнером.

Выработка  соглашения  и  практическое  его  выполнение   по   установленным правилам. Проблема самоконтроля в  перцептивном  процессе  (идентификация  и различение себя с другим, по  результатам  собственной  деятельности,  через внутреннее состояние, через самовосприятие своего внешнего облика).

       Проблема точности межличностного  восприятия  (тестовое  определение, экспертные оценки,  осмысление  механизмов,  помех  и  эффектов  восприятия, обратная связь с партнером).  Развитие  перцептивных  способностей  личности (обучение искусству восприятия  «Карнеги-знание»,  социально-психологический тренинг, видеотренинг, формирование  привлекательности).  Роль  аттракции  в перцептивном процессе.   Ролевые  игры  и  упражнения,  их  возможности  для бповышения компетентности общения.

      Основные категории: социальная  перцепция,  межличностное  восприятие,механизмы   восприятия,   эффекты   восприятия,   идентификация,    эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, перцептивные способности.

      Контрольные вопросы:

1.Типология социальной перцепции?

2. Место межличностной перцепции в социальном восприятии?

3. Механизмы перцептивного процесса?

4. Ошибки в процессе восприятия?

5. Эффекты в перцептивном процессе?

6. Источники и причины непонимания в перцептивном процессе?

7. Самоконтроль в перцептивном процессе?

8. Направления развития перцетивных способностей?

  Семинар. Тема 6а. Коммуникативные, интерактивные и перцептивные трудности  в общении и пути их преодоления.

Цель: углубить знания по проблемам оптимизации общения, определения путей  преодоления трудностей в интерактивном, коммуникативном и перцептивном процессах. Осуществить контроль за степенью усвоения материала по т.т. 1-6.

Вопросы для обсуждения:

1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации  и  возможные  варианты  их устранения.

3. Сущность межличностного взаимодействия. Оптимизация стиля  взаимодействия в общении.

4. Важнейшие  механизмы   межличностного   восприятия   и  возможные  в  них отклонения.

5.  Типичные  искажения  межличностных  восприятии  (эффекты)  и   пути   их преодоления.

Темы докладов:

«Взаимосвязь и взаимообусловленность коммуникации, интеракции и перцепции  в общении».

      Тема 7. Социально-психологическая характеристика личности.

      Вопросы: 1. Основные направления исследования  личности  в  социальной психологии. 2. Социально – психологические проблемы личности.

        Формирование личности через адаптацию  к  среде.  Законы  адаптации,

уравновешивания  и  подкрепления.   Фрейдизм   и   неофрейдизм   о   примате биологического  над  социальным   (личность   –   средоточие,   совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты  от  социального через  полубессознательное).  Э.Фромм  о   наличии   врожденных   социальных инстинктов (продолжение рода,  чувства  опасности,  страха,  накопительства, обретения).

      Диалектико-материалистическое направление.

      Личность - продукт социальной  среды,  развития  системы  общественных отношений. Учение И.П.Павлова о регуляции  высшей  нервной  деятельности,  о роли   второсигнальной   (социальной)   системы   (речь,    язык).    Теория опосредования  высших  психических  свойств  деятельностью  людей   (принцип единства сознания и деятельности).

        Категория  личности  в  социологии  (личность-продукт   общественных

отношений, представитель определенной  социальной  группы)   и  общественной психологии (личность как субъект деятельности,  как  совокупность  социально -значимых  черт.

 Структура  личности  (по   Платонову):  

1.   Биологически обусловленная подструктура  (темперамент,  половые,  возрастные,  в  т.ч.  и патологические свойства психики);

2. Психологическая  подструктура  (память, мышление,  эмоции,  ощущения,  чувства,  воля);  

3.Подструктура  социального опыта (знания, навыки, умения,  привычки);  

4.  Подструктура  направленности личности  (влечения,  желания,  интересы,  склонности,  идеалы,   убеждения, индивидуальная  картина  мира).  А.Н.Леонтьев  о  личности  как  условии   и  продукте деятельности,  о  зависимости  иерархии  деятельности  от  иерархии мотивов,  о  личности  в  деятельности  и  как  объекте,  и  как   субъекте. Л.С.Выготский  об  обусловленности  психики  человека  социо–культурными факторами.

        Понятие личности в отечественной социальной психологии.  Личность  и общество. Личность и  группа.  Б.Д.Парыгин  о  единстве  социологического  и общепсихологического  подходов  при  определении   социально-психологических черт  и  качеств  личности.   Отличие   социально-психологического   подхода (формирование  личности  в  микросреде)  от  социологического  (формирование личности  в  макросреде).  Отличие  социально-психологического  подхода   от общепсихологического  (анализ  всего   комплекса   социальной   детерминации формирования личности, выявление закономерностей  поведения  и  деятельности

личности, включенной в определенную группу).

      Социально-психологическая структура личности и ее  уровни  (социально- психологические  способности  общения;  социально-психологические   качества социального поведения; качества  социально-психологического  взаимодействия; социально-психологические  свойства,   связанные   с   психикой   личности).

Социально-психологическая  характеристика  структурных  элементов  личности. Типология   личностных   противоречий.   Сознательное,   бессознательное   и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.

      Основные  социально-психологические  проблемы   личности:   лидерства, мотивации в  групповой  деятельности,  аттракции,  социализации,  социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности.

      Практическое значение изучения социально-психологической  проблематики личности на современном этапе развития общества.

  Основные  категории:  адаптация,  личность,   формирование   личности,

структура личности, социально-культурные факторы,  социально-психологические

проблемы личности, самооценка личности.

     

 Контрольные вопросы:

      1.Механизмы формирования личности через приспособление?

      2.Роль социальных инстинктов в поведении людей?

      3.Единство сознания и деятельности?

      4.Роль  социальных  и  деятельностных   детерминант   в   формировании

личности?

      5.Отличие  социально-психологического  анализа  проблем  личности   от

социологического и обще психологического?

      6.Социально-психологическая структура личности?

      7.Основные социально- психологические проблемы личности?

     8.   Значение   социально-психологической   концепции   личности   для

        деятельности социального работника?

   

   Тема 8. Социализация  личности.

 Вопросы:

1. Сущность и содержание процесса социализации личности.

 2.   Основные   стадии,   институты   и   закономерности социализации.

Понятие социализации личности (вхождение индивида в социальную  среду, усвоение индивидом  социальных  влияний,  приобщение  к  системе  социальных связей). Зависимость решения вопросов  о  природе  социализации  от  решенияь широких методологических вопросов: о соотношении  личности  и  общества,  об активности личности и т.д.

      Сущность процесса социализации личности: усвоение  социального  опыта, преобразование  его   в   собственные   ценности,   установки,   ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность  в  системе  социальных связей и отношений.

Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание.

            Периоды социализации личности в  деятельности:  подготовительный

(знакомство со сферой деятельности,  ориентировка  в  ней,  корректировка  и

уяснение смысловых аспектов  деятельности);  определение  центральной  сферы деятельности и соподчинение ей  других  сфер;  ролевой  период  (освоение  и осмысление социальных ролей).

      Социализация личности в общении.  Реализация  потребности  общения  на микроуровне  (акты  содействия   и   противодействия),   мезауровне   (обмен мнениями, планирование совместной деятельности,  эмоциональное  общение)   и макроуровне (как образ жизни  в  обществе,  через  общественные  институты).

Возможность   обособления   личности   в   общении   (в   коммуникации,   во

взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере).

      Самосознание, как  сфера  социализации  личности  (становление  образа

«Я»):  самооценка,  самоконтроль,  самоопределение.   Специфика   возрастных самооценок.  Самоконтроль,  как  соотнесение  своего  поведения  с   нормами общества,  или  группы.  Самоопределение,  как  выбор  собственной   позиции (рассогласование между  притязаниями  и  возможностями  людей).  Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

      Основные  этапы  социализации  индивида.  Различные   подходы   к   их

определению в психологической литературе.

      Роль социализации в становлении и  развитии  социально-психологических особенностей  личности.  Содержание  социализации,   ее   основные   стадии: дотрудовая    (ранней    социализации,    стадия     обучения);     трудовая (профессиональные границы); послетрудовая (точки зрения  на  социализацию  в послетрудовой   период).      Зависимость   между   стадиями   и   периодамисоциализации, неравномерность социализации на различных стадиях.  Социально-психологические механизмы  социализации  и  их  характеристика.  Зависимость социализации личности от её членства в группе.

      Институты  социализации   и   их   особенности   функционирования   на

современном этапе: семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой  коллектив,

СМИ, и др.

      Закономерности социализации:  1. Взаимосвязь и зависимость в  процессе

социализации   тенденций    типизации    и    индивидуализации    социально-

психологических   качеств   личности;   2.   Зависимость   социализации   от

потребности   в   индивидуальном   социальном    опыте;    3.    Зависимость

результативности социализации от социального контроля.

       Социальный контроль, как  способ  саморегуляции  социальной  системы.

Система  социального   контроля:   социальная   шкала   оценок,   социальная

категоризация,    общественное    самосознание,     социальное     действие,

индивидуальная шкала оценок,  индивидуальная  категоризация,  индивидуальное самосознание,  индивидуальное  действие.   Состояние   системы   социального контроля  в  современных  Российских  условиях.    Социальные   санкции   по отношению к  личности в группе.  Социально-психологические  условия  и  пути оптимизации социализации личности.

      Основные  категории:  социализация  личности,  сущность   социализации

личности, сферы социализации, социализация  в  деятельности,  в  общении,  в самосознании,  стадии  социализации,  институты   социализации,   социальный контроль.

     

Контрольные вопросы:

1.Что включает процесс социализации личности?

2.Сущность процесса социализации личности?

3.Основные сферы социализации личности и их специфика?

4. Периоды социализации личности в деятельности?

5. Уровни социализации личности в общении?

6. Содержание социализации через самосознание?

7. Основные стадии социализации личности, их особенности?

8.  Роль общественных институтов в социализации личности?

9. Основные закономерности социализации личности?

10. Система социального контроля?

11. Пути оптимизации процесса социализации личности?

     

Тема 9. Социальная установка и роль личности в группе

     

Вопросы:

1. Социальная установка как регулятор поведения личности.

 2. Роль личности в группе.

      Психологические проблемы социальной  регуляции  поведения.  Внешнее  и внутреннее  в   детерминации   поведения.   Понятие   социальной   установки (проявление усвоенного социального опыта в  действиях  и  поступках  людей).

Проблема  возможности  совпадения  и  рассогласования  между  социальной   и индивидуальной установками. Значение  исследований  социальной  установки  в психологической  школе  Д.Н.  Узнадзе  для  изучения  социальных  установок.

Исследование  социальной  установки   (аттитюда)   У.Томасом,   Ф.Знанецким, М.Смитом, Г.Олпортом, Р.Лапьером, М.Рокичем.

     Психологическая теория отношений личности  в  работах  В.Н.  Мясищева. Диспозиционная  концепция  В.А.  Ядова  о  регуляции  социального  поведения личности (взаимосвязь социальной установки с  потребностями  и  ситуациями).

Иерархия потребностей,  иерархия  ситуаций,  иерархия  социальных  установок (элементарные фиксированные;  аттитюды-социальные   фиксированные;  базовые; социальные ценностные  ориентации  (экономические,  политические,  правовые, идеологические  и  др.).  Структура  социальной  установки.   Эмоциональный,

когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок.

      Закономерности  формирования  и  смены   социальных   установок:    

1.Зависимость социальных  установок  от  конкретных  ситуаций  по  валентности (положительные, отрицательные,  нейтральные)  и  степени  (слабые,  средние, сильные  –  методики  Терстоула,   Лаперта,   Осгуда);  

2.   Закономерность соответствия и несоответствия  ситуаций социальным  установкам  (контрастный эффект,  ассимиляция,  адекватность  личностной   социальной   установки   и предлагаемой позиции);  

3.Закономерность  смены  и  устойчивости  социальных установок (от неприемлемой  к  приемлемой,  от  неприемлемой  к  приемлемой,

неизменность внутренней социальной  установки,  но  внешне афишируемой,

устойчивость крайних социальных установок);  4.  Зависимость  взаимодействия личности с группой  от  социальных  установок  личности     по  отношению  к группе (конформные, антиконформные).

      Положение личности в группе в  условиях  социализации  и  формирования социальных   установок. Зависимость положения личности от уровня и  качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа – личность; личность в группе.

      Оценка  личности  в  группе:  интериоризация;  социальное   сравнение;

самоатрибуция (завышенная, заниженная, адекватная); оценка  и  самооценка  в зависимости  от группового мнения; групповой контроль.

      Зависимость  роли  личности  в  группе  от   социально-психологических

качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей,  целей мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума.  Проблемы «ролевого ожидания» и «ролевого согласования».

      Основные типы ролей  личности  в  группе:  институционные;  социально-

психологические,   не   затрагивающие   интересов   группы;   межличностные; конвенциональные; активные и латентные.

      Проблема обособления личности в группе. Механизм перцептивной  защиты, эффект «ожиданий», феномен когнитивной сложности. Типы  поведения  людей:  с внешне лёгким и внутренне  простым  жизненным  миром;  с  внешне  трудным  и внутренне простым жизненным миром;  с  внутренне  сложным  и  внешне  легким жизненным миром; с внутренне сложным и внешне трудным  жизненным  миром.  Не решенные социально – психологические проблемы личности.

      Основные категории: социальная  установка,  индивидуальная  установка,

аттитюд,  иерархия   социальных   установок,   закономерности   формирования социальных установок, роль личности в группе, обособление личности.

   

   Контрольные вопросы:

      1. Что такое социальная установка?

      2. Соотношение социализации и социальной установки?

      3. Социальная и индивидуальная установки?

      4. Основные направления исследования аттитюда?

      5. Аттитюд и социальная установка?

      6.   Сущность   диспозиционной   концепции   социального    поведения

         В.А.Ядова?

      7. Уровни социальных установок?

      8. Закономерности формирования и смены социальных установок?

      9. Положение и роль личности в группе?

     10. Направления оценки личности в группе?

     11. Закономерности поведения личности в группе?

     12. Основные типы поведения людей, их детерминированность?

      Семинар. Тема 9а. Социальная психология личности

Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам  личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала темы 7- 9.

Вопросы для обсуждения:

1. Социально-психологическая структура личности.

2. Социализация и социально-психологическая адаптация личности.

3. Регуляция социального поведения личности.

4.  Соотношение  социальных  установок  и  реального  поведения  личности  в группе.

Темы докладов:

«Основные зарубежные социально-психологические теории личности».

  Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.

Вопросы:  

1.  Понятие  малой  группы  в  социальной  психологии  и  их классификация.

2. Динамические процессы в малой группе.

     Основные  этапы  исследования  малой   группы:   коакционный   подход,

интеракционистский  подход,  деятельностный  подход.  Актуализация  проблемы малой группы в ХХ веке: увеличение роли малой  группы  в  принятии  решений; возможность  проведения  эксперимента  в  малой  группе;  малая  группа  как предметное поле социально-психологических исследований.

         Понятие «малой группы»  в  зарубежной  и  отечественной  социальной

психологии. Основные признаки малой группы: социальный и деятельностный.

      Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой  группы (Дж.Миллер,  произвольные   подходы,   Морено,   отечественная   концепция).

Классификации малых групп: лабораторные  и  естественные,  организованные  и стихийные, открытые и  закрытые,  формальные  и  неформальные,  первичные  и вторичные группы,  группы членства и  референтные  группы  и  т.д.  Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

      Основные теоретические подходы к изучению малых групп в  зарубежной  и отечественной психологии: социологический  подход  (хоторнские  эксперименты Э. Мэйо), групподинамический подход (школа  К.  Левина),  интеракционистский подход, психоаналитический подход (В.Байон),  социометрическое  направление, деятельностный подход. Программно-ролевой  подход  к  исследованию  научного ьколлектива в работах М.Г. Ярошевского.

      Понятие динамических процессов в  малой  группе:  процесс  образования

малой группы; феномен группового давления; процесс  групповой  сплоченности; организация руководства и лидерство в  группе;  процесс  принятия  групповых решений; процесс развития групповой жизни в совместной деятельности.

      Образование малой группы:  как  потребность  общественного  разделения труда и превращение группы в психологическую общность  (включение  в  группу нового члена, вступление в группу многих индивидов).

      Феномен  «группового  давления»,  явление   конформности   (подчинение группе). Мера конформности:  внешняя,  внутренняя,  «конформность  наоборот» (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группе  от меры конформности (А.В.Петровский): принятие  мнения  группы;  конформность, коллективизм.  Специфика  давления  на  группу  нормативного  большинства  и

информационного меньшинства.

      Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по  Морено большее число положительных выборов; по Л.Фестингеру – частота  и  прочность коммуникативных связей; по Т.Ньюкому  –  согласие,  сходность  ориентаций  к  значимым  ценностям;  по  А.Бейвеласу  –   взаимосвязь   операциональных   и символических  целей  группы;  стратометрическая  концепция  деятельностного опосредования   межличностных   отношений   в   коллективе    (школа    А.В. Петровского).

      Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия  лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по  природе;  по  уровню стабильности; по санкциям; по  решениям;  по  сфере  деятельности.  Проблема единства руководства  и  лидерства.  Основные  концепции  природы  личности: «теория черт», «ситуационная теория»  (варианты  Хартли);  системная  теория лидерства. Стили лидерства и руководства:  авторитарный,  демократический  и популистский.

      Процесс принятия групповых решений.  Эффективность  групповых  решений через   групповую   дискуссию   (совещания,   диспуты,   «мозговая   атака», генерирование  и  критика  идей,  метод  «синектики»   У.Гордона).   Феномен «группового   духа».   Критерии   эффективности   групповой    деятельности: производительность  труда,  удовлетворенность   членов   группы   совместной деятельностью.

 Основные категории: малая группа,  признаки  малой  группы,  нижний  и

верхний пределы малой группы, формальные и неформальные группы, первичные  и вторичные  группы,  группы  членства  и  референтные  группы,   динамические процессы в  малой  группе,  феномен  «группового  давления»,  руководство  и лидерство   в   группе,   групповое   решение,    эффективность    групповой деятельности.

Контрольные вопросы:

      1.Сущность основных направлений исследования малой группы?

     2. В чем проявилась актуальность проблемы малой группы?

     3. Основные признаки малой группы?

     4. Концепции нижнего и верхнего пределов малой группы?

     5. Динамические процессы в малой группе?

     6. Типология малых групп?

     7. Сущность процесса образования малой группы?

     8. Процесс «группового давления»?

     9. Основные критерии групповой сплоченности?

    10. Лидерство и руководство в группе?

    11. Процесс принятия групповых решений?

    12. Критерии эффективности групповой деятельности?

     

 Тема 11. Социально-психологические особенности функционирования  малых групп и межгрупповые отношения

 Вопросы:

1. Развитие групповой  жизни в  совместной  деятельности.

2.Психология межгрупповых отношений.

      Психоаналитические концепции развития  малых  групп.  Теория  развития группы Л.Бенниса и Г.Шепарда о двух  фазах  в  развитии  группы,  реализации модели развития  (отклонение,  или  распад  группы).  Идея  развития  группы Р.Морленда и Дж,Ливайна о «социализации  группы»,  стадиях  развития  группы (оценивание групповых целей, обязательства группы,  преобразование  ролей  в группе), о  периодах  развития  группы  и  роли  членов  группы.  «Системно- процессуальная модель» развития группы М.Чемерса (стадии развития  группы  – смена состава группы, смена ролей;  социализация  группы  через  привнесение индивидом  общественных  ценнностей;  соотнесение  фазы  развития  группы  с изменениями в обществе). Индивидуализм и  коллективизм  как  цивилизационные

ценности, зависимость развития группы  от  типа  общества.   Двух  факторная модель развития группы  Б.Такмена:  в  межличностной  сфере  (стадия  поиска взаимоприемлемого поведения в группе; стадия  взаимодействия,  в  том  числе  конфликта;  стадия  групповой  сплоченности;  стадия   образования   ролевой структуры); в сфере деловой активности (поиск  оптимального  решения  задач, личные намерения и групповые предписания, понимание  намерений  друг  друга, принятие решений.

      Социально – психологическая концепция коллектива: коллектив как стадия развития  группы;  социально-психологические  черты  коллектива;  социально- психологическая  концепция  коллектива  А.С.Макаренко.   Основные   признаки коллектива:  наличие  социально   значимой   цели,   добровольный   характер объединения,  целостность  коллектива,  обеспечение  условий  для   развития личности.    Модель    развития    группы    А.В.Петровского:     реализация непосредственных   контактов   Межличностные    отношения);    межличностные отношения    опосредованные     совместной     деятельностью;     ценностно-ориентационное единство. Совместная  социально-позитивная  деятельность  как критерий уровня развития группы.

      Типология групп А.В.Петровского:  максимальная  социальная  значимость деятельности и высокий  уровень  межличностных  отношений;  высокий  уровень значимости   социальной   деятельности   и   невысокий   уровень    развития межличностных  отношений;  антиобщественная  направленность  деятельности  и высокий уровень межличностных  отношений;  антиобщественная  деятельность  и низкий  уровень  межличностных  отношений;  слабая  выраженность  социально-

значимой деятельности и низкий уровень межличностных отношений.

      Основные направления исследований межгрупповых  отношений.  М.Шериф  о групповом    взаимодействии    как    источнике    межгрупповых    отношений (сотрудничества или  враждебности).  А.Тэджфел  о  взаимосвязи  межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе.

      Проблема   групповой   сплоченности   и   межгрупповых   отношений   в

отечественной и зарубежной  социальной  психологии.  Детерминация  характера межгрупповых отношений социально-значимой по целям и задачам деятельностью.

Значение деятельностной  концепции  межгрупповых  отношений:  для  регуляции межгрупповых  отношений;  для  развития   внутригрупповых   отношений;   для регуляции межгрупповых отношений по вертикали и горизонтали.

      Основные категории: психоаналитические теории  развития  малых  групп, индивидуализм,  коллективизм,  модель  развития  группы,  типология   групп, межгрупповые отношения, групповая  сплоченность,  групповое  взаимодействие, деятельностная концепция межгрупповых отношений.

 

Контрольные вопросы:

1. Сущность концепции развития группы Л.Бенниса и Г.Шепарда?

2. Идея развития группы Р.Морленда и Дж,Ливайна?

3. Системно-процессуальная модель развития группы М.Чемерса?

4. Сущность социальной детеминированности  индивидуалистического  и  коллективистского характера межлгрупповых отношений?

5. Модель развития группы в межличностной и деловой сферах?

6. Сущность социально – психологической концепции коллектива?

        7. Основные признаки коллектива?

        8. Модель развития группы А.В.Петровского?

        9. Типология уровня развития групп?

       10. М.Шериф о групповом взаимодействии?

       11. Когнитивистская концепция межгрупповых отношений А.Тэджфела?

       12. Деятельностная концепция межгрупповых отношений и ее значение?

Семинар. Тема 11а. Социально-психологическая сущность и содержание явлений и процессов в малых группах

Цель: расширить и углубить знания по социально-психологическим проблемам  малых групп и межличностных отношений в них. Осуществить контроль за степенью усвоения знаний темы 10 - 11.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие      малой       группы       в       социальной       психологии.

2.Классификация малых групп.

3.Динамические процессы в малых группах и специфика их протекания.

4.Межгрупповые отношения и проблема групповой сплоченности.

Темы докладов:

«Основные направления исследования малых групп и межгрупповых отношений».

Тема 12. Большие социальные группы и их психологические особенности. 

Вопросы:

1. Социально-психологическая характеристика социальных групп.

2.Большие социальные группы и особенности их функционирования.

      Общности  и  группы.  Психологические  признаки  общности.  Группы   и организации.  Параметры  группы:  композиция  группы  по  типу  деятельности (бригада, школьный  класс,  фирма,  и  т.д.);  структура  группы  (структура власти,  структура   коммуникации,   структура   межличностных   отношений); групповые процессы (групповые  интересы,  групповые  потребности,  групповые мнения); групповые нормы  и  ценности  (эталоны  поведения,  обычаи,  нравы, традиции); положение  индивида  в  группе  (статус  индивида,  смена  ролей, система  «групповых  ожиданий»  -  ожидаемое  поведение  индивида;   система групповых санкций (поощрительные, запретительные,  позитивные,  негативные).

Значение параметров группы для социально-психологических исследований.

        Проблема  больших  групп  в  социальной  психологии.  Виды   больших

социальных   групп:   социальные    слои    и    классы,    профессионально-

производственные группы, группы-организации, национально-этнические  группы, территориальные    (региональные)    группы,     религиозные,     социально- демографические,  стихийные  группы  (толпа,  масса,  публика)  и   массовые социальные движения (стремящиеся к организации  -  глобальные,  локальные  и анархистские, преступные группы) и др.

      Социально  –  психологические  проблемы  больших   социальных   групп: соотношение больших  и  малых  групп  (посредническая  роль  малых  групп  в доведении  до  личности  опыта  больших  групп,  формирование  социально   – значимых черт личности на макросоциальном уровне,  специфические  регуляторы поведения в больших группах – нравы, обычаи, традиции, образ жизни –  особые формы  общения,  особый  тип  контактов,   особые   интересы,   потребности, ценности,  наличие  специфического  языка);  структура  психологии   больших социальных  групп  (механизм  влияния  –  через  общение  и   личный   опыт, статический  элемент   –   психический   склад,   динамический   элемент   – эмоциональная сфера, т.е. потребности,  интересы,  настроения);  соотношение психологии больших  социальных  групп  и  психологии  индивида  (типичное  и индивидуальное в личности).

      Методы  исследований  больших  социальных  групп:  методы   этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные  исследования  различных  культур  и различных социальных групп); методы языкознания  (анализ  знаковых  систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.

      Особенности социально –  психологических  процессов  в  нашей  стране:

сплочение определенных групп к  единым  действиям;  сдвиги  в  мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие;  когнитивный  диссонанс  в  массовом сознании  между  социальным  стереотипом  и  реальным  образом  жизни;  рост социальных ожиданий; глубокое социальное  расслоение  и  переживания  с  ним связанные; размывание  границ  групповой  принадлежности;  увеличение  числа пассивных людей. Возрастание роли социально  –  психологического  фактора  в общественных преобразованиях.

      Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности  толпы:  быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов  организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание  эмоциональных реакций.  Особенности  массы:  стабильность  образования,  организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности  публики:  сбор  для  совместного времяпрепровождения,  возможность  неуправляемости.   Специфика   аудитории: управляемость. Побудители действий в  стихийных  группах  (слухи,  сплетни),

действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

      Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз)  –

передача эмоционального  состояния,  механизм  многократного  эмоционального взаимовоздействия;   внушение   (сообщение,   убеждение,   внушение),    его персонофицированность,   вербальность,   доказательность,   эмоционально   – волевое  воздействие;  подражание  как  воспроизведение   поведения   других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный  принцип,  как  унификатор поведения,  как  источник  прогресса).  Виды  подражания:  логическое,   вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

      Социальные движения: глобальные,  локальные.  Общие  черты  социальных движений: базирование на  общественном  мнении;  наличие  цели  –  изменение ситуации;  формирование программы;  определение  средств  достижения  целей; реализация в массовом поведении (митинги,  демонстрации,  съезды).  Основные социально  –   психологические   проблемы   социальных   движений:   причины присоединения  индивида  к  социальным   движениям   (теория   относительной депривации  –  сравнение  своего  положения  с  положением  других;   теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу); соотношение  позиций большинства  и  меньшинства  (необходимость   учета   мнения   меньшинства); проблема лидера социального движения  (имидж  лидера,  прочность  позиции  и

авторитет лидера, умение удержать движение в рамках  стратегии  и  тактики); проблема изменений в социально –психологическом  укладе  стихийных  групп  и массовых движений (проблема  ощущения  бессилия,  безысходности,  размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших  социальных групп: ориентирующихся  на  идейно-нравственные  ценности;  патриотически  -настроенных; нормативно  –  комфортных;  конъюнктурно  –  приспособительных;

«новых русских»; переставших быть субъектами  общественной  жизни.  Проблема фрустрации больших социальных групп. Социально –  психологические  механизмы действия  социальных  движений:  механизм  «эскалации   ситуации»   (упрямое следование ошибочному решению  –  наращивание  ущерба);  механизм  «групп  – мышления» - групповой конформизм  лиц,  принимающих  ответственное  решение.

Значение социально – психологической теории  больших  социальных  групп  для тобщественных преобразований, для деятельности социальных работников.

      Основные  категории:  группа,  параметры  группы,  большие  социальные

группы, регуляторы  социального  поведения  в  больших  группах,  психология больших  социальных  групп,  толпа,  масса,  публика,  заражение,  внушение, подражание,  социальные  движения,  фрустрация  больших  социальных   групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.

     

 Контрольные вопросы:

      1.Основные параметры группы?

      2.Значение  параметров  группы   для   социально   –   психологических

      исследований?

      3.Виды больших социальных групп?

      4.Социально – психологические проблемы больших социальных групп?

      5.Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах?

     7. Как соотносятся большие и малые социальные группы?

     8.  Соотношение  психологии  больших  социальных  групп  и  психологии   индивида?

     9. Методы исследования больших социальных групп?

    10. Особенности протекания социально – психологических  особенностей  в нашей стране в настоящее время?

    11. Особенности поведения в толпе?

    12. Способы воздействия в стихийных группах?

    13. Причины присоединения к социальным движениям?

    14. Общие черты социальных движений?

    15. Основные социально – психологические проблемы социальных движений?

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная:

  1.  Андреева  Г.М.  Социальная  психология.  Учебник  для   высших   учебных мзаведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -Главы 5, 6, 7.
  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская  Л.А.  Современная  социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). - М.,1978.
  3.  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер.  с англ. - М., 1988.
  4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. -  М., 1991.
  5.  Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М., 1982.
  6.  Выготский Л. С. История развития высших  психологических  функций.  Собр. соч. - М., 1983, т.2.

Дополнительная:

  1. Кржижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1990.
  2. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.
  3. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.
  4. Леонтьев  А.А.   Общение  как  объект  психологического   исследования. //Методологические   проблемы   социальной психологии. -М., 1975.
  5. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992.
  6. Стефаненко  Т.Г.  Социальные  стереотипы  и  межличностные   отношения.
  7. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.,1987.
  8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.
  9. Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.

               

Примерный перечень вопросов

к дифференцированному зачету  по Социальной психологии .

     

1.Место и роль социальной психологии в системе научного знания.

      2.Предмет и задачи социальной психологии.

      3.Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии на современном этапе.

      4.Позиции и типы трансакций во взаимодействии (по Э. Берну).

      5. Взаимосвязь личности и группы.

      6.История становления и развития социально-психологических идей.

      7.Методы взаимовоздействия в общении.

      8.Механизмы перцептивного процесса в общении.

      9.Типы стихийных групп и их общая характеристика.

      10.Основные направления современной зарубежной  социальной  психологии (их сущностная характеристика).

      11.Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

      12.Значение  теории  общения  для  деятельности  социального  педагога

(социального работника).

      13.Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления.

      14.Понятие малой группы в социальной психологии.

      15.Социально-психологические модели развития малой группы.

      16.Закономерности формирования и смены социальных установок.

      17.Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

      18.Модель развития малой группы А.В.Петровского.

      19.Групповая сплоченность в малой группе (ее уровни).

      20.Феномен «группового давления» в малой группе и типы индивидуального поведения в ней.

      21.Основные направления исследований личности в социальной психологии.

      22.  Общение как  коммуникативный  процесс.  Вербальная  и  невербальная информация.

    23.Специфические регуляторы социального поведения  больших  социальных групп.

      24.Место и природа межличностных  отношений.

      25.Сущность процесса социализации личности.

      26.Взаимосвязь межличностных, групповых и общественных отношений.

      27.Социальные установки личности.

      28.Сущность, структура и функции общения.

      29.Изменения в социально-психологическом укладе жизни стихийных  групп

и массовых движений в современных условиях в России.

      30.Основные социально- психологические  барьеры  на  пути  прохождения информации.

      31.Основные сферы социализации личности.

      32.Механизмы взаимодействия в общении.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения родительского собрания классными руководителями, социальными педагогами, психологами.

Родители – не только многочисленная, но и самая заинтересованная в информации группа слушателей. Однако далеко не каждый родитель способен отнести лично к себе, а точнее к своему ребёнку, всю степень ...

Методические рекомендации Социальная психология

Для самостоятельной работы обучающихся необходимо наличие методических рекомендаций по дисциплине. Требования сегодняшнего дня к обучению в системе СПО, особенно в рамках дуального обучения профессии,...

Учебно-методическое пособие "Социальная психология".

Учебно-методическое пособие создает удобство в учебной деятельности студентов медицинского профиля. Данное пособие разработано для специальности 060501 Сестринское дело  и предназначено для аудит...

Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) Специальность 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности    ПМ.  04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохр...

Дисциплина: "Психология", раздел: "Социальная психология"

Лекция № 1 "Введение в социальную психологию"...