Методические рекомендации Социальная психология
методическая разработка на тему
Для самостоятельной работы обучающихся необходимо наличие методических рекомендаций по дисциплине. Требования сегодняшнего дня к обучению в системе СПО, особенно в рамках дуального обучения профессии, создают необходимость наличия такого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(ГБОУ СПО МО «МОПКИТ»)
ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №4
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для самостоятельной работы учащихся
по учебной дисциплине "Социальная психология"
Составитель: преподаватель,
педагог- психолог Понамарёва Е.Л.
2014год
Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
Вопросы:
1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.
2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.
Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь
социальной психологии с социологией и общей психологией
(интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы). Взаимосвязь социальной и психологии с другими науками и отраслями психологии (с практической и прикладной психологией). Синтезирующая роль социальной психологии в системе научного, в том числе психологического знания.
Структура общественного сознания и роль общественной психологии в его функционировании: обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная психология, их соотношение.
Виды социально-психологического знания: обыденное, житейское,
философское, эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-
методическое («Карнеги-знание»), научно-теоретическое.
Особенности формирования и развития социально-психологических
явлений и их влияние на жизнедеятельность людей (социальная и
Деятельностная обусловленность). Типология социально психологических явлений:
1.По носителям: в больших и малых группах; в неорганизованных группах (массовидные явления психики);
2. По уровням: рациональные, эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные);
3. По динамике: динамичные, статичные, динамостатичные;
4. По содержанию: осознанные и неосознанные.
Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии:
социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д.Парыгина. Социальное взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Закономерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы. Предмет социальной психологии: закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей,
включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.
Структура социальной психологии как науки (основные социально-
психологические проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной деятельности; особенности социально-психологических явлений в малых группах (образование групп, групповая динамика и структура групп, межличностные отношения, лидерство и руководство группой); особенности социально- психологических явлений в больших группах (массовидные социально- психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые, политические, религиозные, нравственные и эстетические); социально- психологические проблемы личности (социально-психологические качества личности, социализация личности, социальные установки личности, роль личности в группе).
Теоретические и практические задачи социальной психологии:
1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к
предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2.Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 4.Социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
5.Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
6.Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;
7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.
Основные уровни методологии социальной психологии и их
взаимосвязь (учение о методах, совокупность применяемых методов,
совокупность применяемых в науке принципов)\
I.Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);
II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.);
III. Специальные, собственные методы социальной психологии:
1.Методы воздействия(социально-психологические тренинги);
2. Методы социально-психологического исследования:
а) Методы обработки информации (общенаучные методы);
б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.).;
IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического
исследования.
Возрастание роли социально-психологического фактора в современных общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и общественных настроений, объяснение необходимости реформирования различных систем и их последствий, обеспечение социальной направленности реформ и
социальной защиты населения).
Основные категории: социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.
Контрольные вопросы:
1. Место социальной психологии в системе наук?
2. В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе
наук?
3. Назовите основные виды социально-психологического знания.
4. Чем отличаются объект и предмет социальной психологии?
5. Предмет социальной психологии?
6. Какие основные проблемы изучает социальная психология?
7. Задачи социальной психологии.
8. Что является методологией социальной психологии?
9. Методы социально-психологического исследования?
Тема 2. История формирования и современное состояние социальной психологии.
Вопросы:
1. История становления и развития социально-психологических идей.
2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с
20-х гг. ХХ века по настоящее время).
Истоки социально-психологических идей в античной философии и в
социально-философской мысли нового времени. Первые социально-
психологические теории и отражение в них общего уровня развития
психологической науки.
Описательный этап возникновения социально-психологического знания (6в. до н. э.- середина ХIХ века):
1 период (античный):
а) линия социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения);
б) линия эгоцентризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе);
2 период (средние века и эпоха Возрождения):
а) индивидуалистическая линия (Т.Гобсс-«естественное право человека» имеет примат над обществом и государством; А.Смит – движущими силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки);
б) социоцентристская линия (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли,
К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения).
Этап относительно самостоятельного становления социально-
психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): «Психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила истории народ, «дух целого», душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В.Вундтом и А.Потебней; «Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) – основой социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена);
«Теория инстинктов социального поведения» (У.Мак- Дауголл) – «гормэ» (врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость, приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т.д.).
Общественные и научные (создание методологических, в том числе
философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Развитие социальной психологии и появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально- теоретического развития социальной психологии в ХХ веке:
1 период – господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В.Меде, ЬФ.Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения стимулами, бессознательным и целостными структурами психики. Развитие
социальной психологии в России. Н.К.Михайловский о «массовой психологии»,
Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о детерминированности психики человека социальной средой. Рефлексология В.М.Бехтерева, М.В.Ланге, В.Н.Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л.С.Выготский о культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии
(Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).
2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-Ь психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.
Необихевиористские концепции:
1. Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями;
2. Теории диадического взаимодействия:
а) Теория «взаимодействия исходов»
(Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.);
б) Теория социального обмена Г.Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения «вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных подкреплений).
Когнитивистская социальная психология:
1. Теории когнитивного соответствия:
а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение
человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром («L» – «nL», «U» – «nU»);
б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома – у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем снятия дисбаланса;
в)Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию;
г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;
2.Когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда о восприятии
человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).
Психоаналитическое направление социальной психологии о роли
бессознательного в динамике развития личности:
1. Динамическая теория функционирования группы В.Байона - 2 уровня функционирования группы:
рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень – групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие «коллективные защитные механизмы»);
2.Теория группового развития
В.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений);
3.Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца о 3- этапах развития группы (включение, контроль, любовь).
Интеракционистское направление в социальной психологии:
1.Концепция символического интеракционизма Джорджа Мида о личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы. Чикагская школа (Г.Блумер) – поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение;
2.Ролевые теории (Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом и внутриролевом конфликтах; 3.Теории референтной группы (Т.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф): Т.Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М.Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.
Культурологические социально-психологические концепции (С.Московичи, Г.Тэджфел, Р.Харре), как стремление к созданию общей социально- психологической теории:
1. Концепция социальных представлений С.Московичи
о предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида;
2.Теория «межгрупповых отношений» Г.Тэджфела об опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие;
3. «Этогенетический подход» Р.Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).
Особенности развития отечественной социальной психологии:
1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории;
2.Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного;
3.Определение социальной и деятельностной детерминированности социально- психологических явлений;
4.Разработка методологических основ социально-психологических исследований;
5.Исследование новых социально-психологических явлений; 6.Возрастание роли прикладных и практических социально-психологических исследований;
7.Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.
Основные категории: описательный этап возникновения социально –
психологического знания, этап относительно самостоятельного развития
социально – психологических идей, этап экспериментально – теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.
Контрольные вопросы:
1. Основные этапы и периоды возникновения и развития социально –
психологического знания?
2. Назовите основные направления описательного этапа социально –
психологических идей.
3. Назовите основные социально – психологические школы 2–го
этапа развития социально – психологического знания.
4. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа
развития социально – психологического знания.
5. Какими направлениям представлена современная зарубежная
социальная психология?
6. Особенности и тенденции развития отечественной социальной
психологии?
Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.
Вопросы:
1. Социально-деятельностная природа общения.
2.Сущность, типология и функции общения.
Закономерности возникновения, формирования, функционирования,
изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.
Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы
отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений.
Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие.
Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.
Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск
взаимопонимания личностного смысла; отечественный – общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.
Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь).
Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.
Типология общения. Формы общения:
а) по средствам: непосредственное, опосредованное;
б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное,
мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.
Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.
Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.
Контрольные вопросы:
1. В чем проявляется социальная природа общения?
2. Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.
3. В чем проявляется деятельностная природа общения?
4. Основные точки зрения на сущность общения,
5. Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?
6. Назовите основные типы, виды и функции общения.
7. Основные стороны общения и их взаимосвязь?
Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения
Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально – деятельностной детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.
Вопросы для обсуждения:
1. Место и природа межличностных отношений.
2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений.
3. Общение и деятельность.
4. Сущность, структура и функции общения.
Темы докладов:
«Значение социально-психологической теории общения для создания коммуникационной среды»
Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы.
Вопросы:
1. Роль взаимодействия в системе общения.
2.Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.
Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии.
Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями (Э.Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма (Дж,Мид, Г.Блумер) на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э.Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я.Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.
Попытки построения «анатомии» акта взаимодействия в зарубежной
социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия: в области позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация других).
Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной
психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности, всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки поведения, как взаимовоздействие.
Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-
ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия (Андреева, Богомолов, Петровский), «дилемма узника».
Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.
Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия)
(А.Л.Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.
Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.
Методы взаимовоздействия в общении: «регрессии», «погружения в
неопределенную ситуацию», «усыпления бдительности», «контрастного сравнения», прием «канализации».
Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные теории межличностного взаимодействия.
2. Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?
3. Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной
социальной психологии?
4. Взаимодействие и общение?
5. Основные ситуации взаимодействия?
6. Основные стратегии взаимодействия?
7. Основные механизмы взаимодействия?
8. Основные типы и формы взаимдействия?
9. Основные методы взаимовоздействия?
10. Основные направления оптимизации взаимодействия в общении?
Тема 5. Общение как коммуникативный процесс.
Вопросы:1. Содержание и структура коммуникативного процесса.
2. Особенности вербальной и невербальной информации.
Социально-психологические исследования общения как информационно- коммуникативного процесса. Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание. Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и т.д.
Основные барьеры на пути движения информации (социальные,
политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю.М.Забродин). Причины плохой коммуникации (стереотипы,
предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания,
пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии).
Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные,
их соотношение.
Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые
(паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).
Невербальная коммуникация. Исследования места и роли
невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения). Оптико- кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла). Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.
Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение
владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.
Основные категории: коммуникация, содержание коммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасциация в коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникативного процесса, эффективность коммуникативного процесса.
Контрольные вопросы:
1. Содержание и структура коммуникативного процесса?
2. Коммуникативные барьеры?
3. Фильтрация и фасциация в коммуникативном процессе?
4. Причины плохой коммуникации?
5. Средства коммуникативного процесса?
6. Роль вербальных средств в коммуникации?
7. роль невербальных средств в коммуникативном процессе?
8. Основные направления оптимизации коммуникативного процесса?
Тема 6. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга.
Вопросы:
1. Общение как перцептивный процесс, его сущность и механизмы.
2. Проблема точности межличностного восприятия.
Понятие социальной перцепции. Зарубежные теории когнитивного
диссонанса (Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.), теории социальной
атрибуции (Г. Келли, Э. Джонс и К. Дэвис).
Содержание и особенности межличностного восприятия. Социально-
психологическая специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Виды социальной перцепции (по субъектам восприятия).
Механизмы взаимопонимания в процессе общения: индентификация, рефлексия (Дж.Холмс, Т.Ньюком, Ч.Кули), эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция. Ошибки восприятия (в позициях субъектов, мотивационные, фундаментальные – ложного согласия, ролевое ьрассогласование, ложные корреляции).
Эффекты межличностного восприятия: проекции, средней ошибки,
логической ошибки, первичности, новизны, «ореола», перцептивной установки (А.А.Бодалев. Восприятие и понимание человека человеком), стереотипов и эталонов межличностного восприятия. Социально-психологические стереотипы и эталоны, их возникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.
Социально-психологические исследования процессов межличностного восприятия в общении. Взаимосодействие и взаимопротиводействие. Источники ьи причины непонимания людьми друг друга. Понимание речи собеседника.
Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером.
Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. Проблема самоконтроля в перцептивном процессе (идентификация и различение себя с другим, по результатам собственной деятельности, через внутреннее состояние, через самовосприятие своего внешнего облика).
Проблема точности межличностного восприятия (тестовое определение, экспертные оценки, осмысление механизмов, помех и эффектов восприятия, обратная связь с партнером). Развитие перцептивных способностей личности (обучение искусству восприятия «Карнеги-знание», социально-психологический тренинг, видеотренинг, формирование привлекательности). Роль аттракции в перцептивном процессе. Ролевые игры и упражнения, их возможности для бповышения компетентности общения.
Основные категории: социальная перцепция, межличностное восприятие,механизмы восприятия, эффекты восприятия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, перцептивные способности.
Контрольные вопросы:
1.Типология социальной перцепции?
2. Место межличностной перцепции в социальном восприятии?
3. Механизмы перцептивного процесса?
4. Ошибки в процессе восприятия?
5. Эффекты в перцептивном процессе?
6. Источники и причины непонимания в перцептивном процессе?
7. Самоконтроль в перцептивном процессе?
8. Направления развития перцетивных способностей?
Семинар. Тема 6а. Коммуникативные, интерактивные и перцептивные трудности в общении и пути их преодоления.
Цель: углубить знания по проблемам оптимизации общения, определения путей преодоления трудностей в интерактивном, коммуникативном и перцептивном процессах. Осуществить контроль за степенью усвоения материала по т.т. 1-6.
Вопросы для обсуждения:
1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
3. Сущность межличностного взаимодействия. Оптимизация стиля взаимодействия в общении.
4. Важнейшие механизмы межличностного восприятия и возможные в них отклонения.
5. Типичные искажения межличностных восприятии (эффекты) и пути их преодоления.
Темы докладов:
«Взаимосвязь и взаимообусловленность коммуникации, интеракции и перцепции в общении».
Тема 7. Социально-психологическая характеристика личности.
Вопросы: 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии. 2. Социально – психологические проблемы личности.
Формирование личности через адаптацию к среде. Законы адаптации,
уравновешивания и подкрепления. Фрейдизм и неофрейдизм о примате биологического над социальным (личность – средоточие, совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты от социального через полубессознательное). Э.Фромм о наличии врожденных социальных инстинктов (продолжение рода, чувства опасности, страха, накопительства, обретения).
Диалектико-материалистическое направление.
Личность - продукт социальной среды, развития системы общественных отношений. Учение И.П.Павлова о регуляции высшей нервной деятельности, о роли второсигнальной (социальной) системы (речь, язык). Теория опосредования высших психических свойств деятельностью людей (принцип единства сознания и деятельности).
Категория личности в социологии (личность-продукт общественных
отношений, представитель определенной социальной группы) и общественной психологии (личность как субъект деятельности, как совокупность социально -значимых черт.
Структура личности (по Платонову):
1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т.ч. и патологические свойства психики);
2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля);
3.Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки);
4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира). А.Н.Леонтьев о личности как условии и продукте деятельности, о зависимости иерархии деятельности от иерархии мотивов, о личности в деятельности и как объекте, и как субъекте. Л.С.Выготский об обусловленности психики человека социо–культурными факторами.
Понятие личности в отечественной социальной психологии. Личность и общество. Личность и группа. Б.Д.Парыгин о единстве социологического и общепсихологического подходов при определении социально-психологических черт и качеств личности. Отличие социально-психологического подхода (формирование личности в микросреде) от социологического (формирование личности в макросреде). Отличие социально-психологического подхода от общепсихологического (анализ всего комплекса социальной детерминации формирования личности, выявление закономерностей поведения и деятельности
личности, включенной в определенную группу).
Социально-психологическая структура личности и ее уровни (социально- психологические способности общения; социально-психологические качества социального поведения; качества социально-психологического взаимодействия; социально-психологические свойства, связанные с психикой личности).
Социально-психологическая характеристика структурных элементов личности. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.
Основные социально-психологические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности.
Практическое значение изучения социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития общества.
Основные категории: адаптация, личность, формирование личности,
структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические
проблемы личности, самооценка личности.
Контрольные вопросы:
1.Механизмы формирования личности через приспособление?
2.Роль социальных инстинктов в поведении людей?
3.Единство сознания и деятельности?
4.Роль социальных и деятельностных детерминант в формировании
личности?
5.Отличие социально-психологического анализа проблем личности от
социологического и обще психологического?
6.Социально-психологическая структура личности?
7.Основные социально- психологические проблемы личности?
8. Значение социально-психологической концепции личности для
деятельности социального работника?
Тема 8. Социализация личности.
Вопросы:
1. Сущность и содержание процесса социализации личности.
2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.
Понятие социализации личности (вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей). Зависимость решения вопросов о природе социализации от решенияь широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д.
Сущность процесса социализации личности: усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.
Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание.
Периоды социализации личности в деятельности: подготовительный
(знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и
уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).
Социализация личности в общении. Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты).
Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во
взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере).
Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа
«Я»): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их
определению в психологической литературе.
Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Содержание социализации, ее основные стадии: дотрудовая (ранней социализации, стадия обучения); трудовая (профессиональные границы); послетрудовая (точки зрения на социализацию в послетрудовой период). Зависимость между стадиями и периодамисоциализации, неравномерность социализации на различных стадиях. Социально-психологические механизмы социализации и их характеристика. Зависимость социализации личности от её членства в группе.
Институты социализации и их особенности функционирования на
современном этапе: семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив,
СМИ, и др.
Закономерности социализации: 1. Взаимосвязь и зависимость в процессе
социализации тенденций типизации и индивидуализации социально-
психологических качеств личности; 2. Зависимость социализации от
потребности в индивидуальном социальном опыте; 3. Зависимость
результативности социализации от социального контроля.
Социальный контроль, как способ саморегуляции социальной системы.
Система социального контроля: социальная шкала оценок, социальная
категоризация, общественное самосознание, социальное действие,
индивидуальная шкала оценок, индивидуальная категоризация, индивидуальное самосознание, индивидуальное действие. Состояние системы социального контроля в современных Российских условиях. Социальные санкции по отношению к личности в группе. Социально-психологические условия и пути оптимизации социализации личности.
Основные категории: социализация личности, сущность социализации
личности, сферы социализации, социализация в деятельности, в общении, в самосознании, стадии социализации, институты социализации, социальный контроль.
Контрольные вопросы:
1.Что включает процесс социализации личности?
2.Сущность процесса социализации личности?
3.Основные сферы социализации личности и их специфика?
4. Периоды социализации личности в деятельности?
5. Уровни социализации личности в общении?
6. Содержание социализации через самосознание?
7. Основные стадии социализации личности, их особенности?
8. Роль общественных институтов в социализации личности?
9. Основные закономерности социализации личности?
10. Система социального контроля?
11. Пути оптимизации процесса социализации личности?
Тема 9. Социальная установка и роль личности в группе
Вопросы:
1. Социальная установка как регулятор поведения личности.
2. Роль личности в группе.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки (проявление усвоенного социального опыта в действиях и поступках людей).
Проблема возможности совпадения и рассогласования между социальной и индивидуальной установками. Значение исследований социальной установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе для изучения социальных установок.
Исследование социальной установки (аттитюда) У.Томасом, Ф.Знанецким, М.Смитом, Г.Олпортом, Р.Лапьером, М.Рокичем.
Психологическая теория отношений личности в работах В.Н. Мясищева. Диспозиционная концепция В.А. Ядова о регуляции социального поведения личности (взаимосвязь социальной установки с потребностями и ситуациями).
Иерархия потребностей, иерархия ситуаций, иерархия социальных установок (элементарные фиксированные; аттитюды-социальные фиксированные; базовые; социальные ценностные ориентации (экономические, политические, правовые, идеологические и др.). Структура социальной установки. Эмоциональный,
когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок.
Закономерности формирования и смены социальных установок:
1.Зависимость социальных установок от конкретных ситуаций по валентности (положительные, отрицательные, нейтральные) и степени (слабые, средние, сильные – методики Терстоула, Лаперта, Осгуда);
2. Закономерность соответствия и несоответствия ситуаций социальным установкам (контрастный эффект, ассимиляция, адекватность личностной социальной установки и предлагаемой позиции);
3.Закономерность смены и устойчивости социальных установок (от неприемлемой к приемлемой, от неприемлемой к приемлемой,
неизменность внутренней социальной установки, но внешне афишируемой,
устойчивость крайних социальных установок); 4. Зависимость взаимодействия личности с группой от социальных установок личности по отношению к группе (конформные, антиконформные).
Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа – личность; личность в группе.
Оценка личности в группе: интериоризация; социальное сравнение;
самоатрибуция (завышенная, заниженная, адекватная); оценка и самооценка в зависимости от группового мнения; групповой контроль.
Зависимость роли личности в группе от социально-психологических
качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей, целей мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума. Проблемы «ролевого ожидания» и «ролевого согласования».
Основные типы ролей личности в группе: институционные; социально-
психологические, не затрагивающие интересов группы; межличностные; конвенциональные; активные и латентные.
Проблема обособления личности в группе. Механизм перцептивной защиты, эффект «ожиданий», феномен когнитивной сложности. Типы поведения людей: с внешне лёгким и внутренне простым жизненным миром; с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром; с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром; с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Не решенные социально – психологические проблемы личности.
Основные категории: социальная установка, индивидуальная установка,
аттитюд, иерархия социальных установок, закономерности формирования социальных установок, роль личности в группе, обособление личности.
Контрольные вопросы:
1. Что такое социальная установка?
2. Соотношение социализации и социальной установки?
3. Социальная и индивидуальная установки?
4. Основные направления исследования аттитюда?
5. Аттитюд и социальная установка?
6. Сущность диспозиционной концепции социального поведения
В.А.Ядова?
7. Уровни социальных установок?
8. Закономерности формирования и смены социальных установок?
9. Положение и роль личности в группе?
10. Направления оценки личности в группе?
11. Закономерности поведения личности в группе?
12. Основные типы поведения людей, их детерминированность?
Семинар. Тема 9а. Социальная психология личности
Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала темы 7- 9.
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-психологическая структура личности.
2. Социализация и социально-психологическая адаптация личности.
3. Регуляция социального поведения личности.
4. Соотношение социальных установок и реального поведения личности в группе.
Темы докладов:
«Основные зарубежные социально-психологические теории личности».
Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.
Вопросы:
1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация.
2. Динамические процессы в малой группе.
Основные этапы исследования малой группы: коакционный подход,
интеракционистский подход, деятельностный подход. Актуализация проблемы малой группы в ХХ веке: увеличение роли малой группы в принятии решений; возможность проведения эксперимента в малой группе; малая группа как предметное поле социально-психологических исследований.
Понятие «малой группы» в зарубежной и отечественной социальной
психологии. Основные признаки малой группы: социальный и деятельностный.
Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой группы (Дж.Миллер, произвольные подходы, Морено, отечественная концепция).
Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т.д. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.
Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии: социологический подход (хоторнские эксперименты Э. Мэйо), групподинамический подход (школа К. Левина), интеракционистский подход, психоаналитический подход (В.Байон), социометрическое направление, деятельностный подход. Программно-ролевой подход к исследованию научного ьколлектива в работах М.Г. Ярошевского.
Понятие динамических процессов в малой группе: процесс образования
малой группы; феномен группового давления; процесс групповой сплоченности; организация руководства и лидерство в группе; процесс принятия групповых решений; процесс развития групповой жизни в совместной деятельности.
Образование малой группы: как потребность общественного разделения труда и превращение группы в психологическую общность (включение в группу нового члена, вступление в группу многих индивидов).
Феномен «группового давления», явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, «конформность наоборот» (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группе от меры конформности (А.В.Петровский): принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и
информационного меньшинства.
Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено большее число положительных выборов; по Л.Фестингеру – частота и прочность коммуникативных связей; по Т.Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А.Бейвеласу – взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А.В. Петровского).
Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Основные концепции природы личности: «теория черт», «ситуационная теория» (варианты Хартли); системная теория лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский.
Процесс принятия групповых решений. Эффективность групповых решений через групповую дискуссию (совещания, диспуты, «мозговая атака», генерирование и критика идей, метод «синектики» У.Гордона). Феномен «группового духа». Критерии эффективности групповой деятельности: производительность труда, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Основные категории: малая группа, признаки малой группы, нижний и
верхний пределы малой группы, формальные и неформальные группы, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы, динамические процессы в малой группе, феномен «группового давления», руководство и лидерство в группе, групповое решение, эффективность групповой деятельности.
Контрольные вопросы:
1.Сущность основных направлений исследования малой группы?
2. В чем проявилась актуальность проблемы малой группы?
3. Основные признаки малой группы?
4. Концепции нижнего и верхнего пределов малой группы?
5. Динамические процессы в малой группе?
6. Типология малых групп?
7. Сущность процесса образования малой группы?
8. Процесс «группового давления»?
9. Основные критерии групповой сплоченности?
10. Лидерство и руководство в группе?
11. Процесс принятия групповых решений?
12. Критерии эффективности групповой деятельности?
Тема 11. Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения
Вопросы:
1. Развитие групповой жизни в совместной деятельности.
2.Психология межгрупповых отношений.
Психоаналитические концепции развития малых групп. Теория развития группы Л.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах в развитии группы, реализации модели развития (отклонение, или распад группы). Идея развития группы Р.Морленда и Дж,Ливайна о «социализации группы», стадиях развития группы (оценивание групповых целей, обязательства группы, преобразование ролей в группе), о периодах развития группы и роли членов группы. «Системно- процессуальная модель» развития группы М.Чемерса (стадии развития группы – смена состава группы, смена ролей; социализация группы через привнесение индивидом общественных ценнностей; соотнесение фазы развития группы с изменениями в обществе). Индивидуализм и коллективизм как цивилизационные
ценности, зависимость развития группы от типа общества. Двух факторная модель развития группы Б.Такмена: в межличностной сфере (стадия поиска взаимоприемлемого поведения в группе; стадия взаимодействия, в том числе конфликта; стадия групповой сплоченности; стадия образования ролевой структуры); в сфере деловой активности (поиск оптимального решения задач, личные намерения и групповые предписания, понимание намерений друг друга, принятие решений.
Социально – психологическая концепция коллектива: коллектив как стадия развития группы; социально-психологические черты коллектива; социально- психологическая концепция коллектива А.С.Макаренко. Основные признаки коллектива: наличие социально значимой цели, добровольный характер объединения, целостность коллектива, обеспечение условий для развития личности. Модель развития группы А.В.Петровского: реализация непосредственных контактов Межличностные отношения); межличностные отношения опосредованные совместной деятельностью; ценностно-ориентационное единство. Совместная социально-позитивная деятельность как критерий уровня развития группы.
Типология групп А.В.Петровского: максимальная социальная значимость деятельности и высокий уровень межличностных отношений; высокий уровень значимости социальной деятельности и невысокий уровень развития межличностных отношений; антиобщественная направленность деятельности и высокий уровень межличностных отношений; антиобщественная деятельность и низкий уровень межличностных отношений; слабая выраженность социально-
значимой деятельности и низкий уровень межличностных отношений.
Основные направления исследований межгрупповых отношений. М.Шериф о групповом взаимодействии как источнике межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности). А.Тэджфел о взаимосвязи межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе.
Проблема групповой сплоченности и межгрупповых отношений в
отечественной и зарубежной социальной психологии. Детерминация характера межгрупповых отношений социально-значимой по целям и задачам деятельностью.
Значение деятельностной концепции межгрупповых отношений: для регуляции межгрупповых отношений; для развития внутригрупповых отношений; для регуляции межгрупповых отношений по вертикали и горизонтали.
Основные категории: психоаналитические теории развития малых групп, индивидуализм, коллективизм, модель развития группы, типология групп, межгрупповые отношения, групповая сплоченность, групповое взаимодействие, деятельностная концепция межгрупповых отношений.
Контрольные вопросы:
1. Сущность концепции развития группы Л.Бенниса и Г.Шепарда?
2. Идея развития группы Р.Морленда и Дж,Ливайна?
3. Системно-процессуальная модель развития группы М.Чемерса?
4. Сущность социальной детеминированности индивидуалистического и коллективистского характера межлгрупповых отношений?
5. Модель развития группы в межличностной и деловой сферах?
6. Сущность социально – психологической концепции коллектива?
7. Основные признаки коллектива?
8. Модель развития группы А.В.Петровского?
9. Типология уровня развития групп?
10. М.Шериф о групповом взаимодействии?
11. Когнитивистская концепция межгрупповых отношений А.Тэджфела?
12. Деятельностная концепция межгрупповых отношений и ее значение?
Семинар. Тема 11а. Социально-психологическая сущность и содержание явлений и процессов в малых группах
Цель: расширить и углубить знания по социально-психологическим проблемам малых групп и межличностных отношений в них. Осуществить контроль за степенью усвоения знаний темы 10 - 11.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие малой группы в социальной психологии.
2.Классификация малых групп.
3.Динамические процессы в малых группах и специфика их протекания.
4.Межгрупповые отношения и проблема групповой сплоченности.
Темы докладов:
«Основные направления исследования малых групп и межгрупповых отношений».
Тема 12. Большие социальные группы и их психологические особенности.
Вопросы:
1. Социально-психологическая характеристика социальных групп.
2.Большие социальные группы и особенности их функционирования.
Общности и группы. Психологические признаки общности. Группы и организации. Параметры группы: композиция группы по типу деятельности (бригада, школьный класс, фирма, и т.д.); структура группы (структура власти, структура коммуникации, структура межличностных отношений); групповые процессы (групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения); групповые нормы и ценности (эталоны поведения, обычаи, нравы, традиции); положение индивида в группе (статус индивида, смена ролей, система «групповых ожиданий» - ожидаемое поведение индивида; система групповых санкций (поощрительные, запретительные, позитивные, негативные).
Значение параметров группы для социально-психологических исследований.
Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших
социальных групп: социальные слои и классы, профессионально-
производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально- демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.
Социально – психологические проблемы больших социальных групп: соотношение больших и малых групп (посредническая роль малых групп в доведении до личности опыта больших групп, формирование социально – значимых черт личности на макросоциальном уровне, специфические регуляторы поведения в больших группах – нравы, обычаи, традиции, образ жизни – особые формы общения, особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка); структура психологии больших социальных групп (механизм влияния – через общение и личный опыт, статический элемент – психический склад, динамический элемент – эмоциональная сфера, т.е. потребности, интересы, настроения); соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида (типичное и индивидуальное в личности).
Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.
Особенности социально – психологических процессов в нашей стране:
сплочение определенных групп к единым действиям; сдвиги в мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереотипом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое социальное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ групповой принадлежности; увеличение числа пассивных людей. Возрастание роли социально – психологического фактора в общественных преобразованиях.
Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни),
действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.
Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) –
передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.
Социальные движения: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды). Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и
авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально –психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически -настроенных; нормативно – комфортных; конъюнктурно – приспособительных;
«новых русских»; переставших быть субъектами общественной жизни. Проблема фрустрации больших социальных групп. Социально – психологические механизмы действия социальных движений: механизм «эскалации ситуации» (упрямое следование ошибочному решению – наращивание ущерба); механизм «групп – мышления» - групповой конформизм лиц, принимающих ответственное решение.
Значение социально – психологической теории больших социальных групп для тобщественных преобразований, для деятельности социальных работников.
Основные категории: группа, параметры группы, большие социальные
группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.
Контрольные вопросы:
1.Основные параметры группы?
2.Значение параметров группы для социально – психологических
исследований?
3.Виды больших социальных групп?
4.Социально – психологические проблемы больших социальных групп?
5.Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах?
7. Как соотносятся большие и малые социальные группы?
8. Соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида?
9. Методы исследования больших социальных групп?
10. Особенности протекания социально – психологических особенностей в нашей стране в настоящее время?
11. Особенности поведения в толпе?
12. Способы воздействия в стихийных группах?
13. Причины присоединения к социальным движениям?
14. Общие черты социальных движений?
15. Основные социально – психологические проблемы социальных движений?
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная:
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных мзаведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. -Главы 5, 6, 7.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). - М.,1978.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - М., 1988.
- Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М., 1982.
- Выготский Л. С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. - М., 1983, т.2.
Дополнительная:
- Кржижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1990.
- Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.
- Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.
- Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М., 1992.
- Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения.
- //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.,1987.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.
- Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.
Примерный перечень вопросов
к дифференцированному зачету по Социальной психологии .
1.Место и роль социальной психологии в системе научного знания.
2.Предмет и задачи социальной психологии.
3.Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии на современном этапе.
4.Позиции и типы трансакций во взаимодействии (по Э. Берну).
5. Взаимосвязь личности и группы.
6.История становления и развития социально-психологических идей.
7.Методы взаимовоздействия в общении.
8.Механизмы перцептивного процесса в общении.
9.Типы стихийных групп и их общая характеристика.
10.Основные направления современной зарубежной социальной психологии (их сущностная характеристика).
11.Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.
12.Значение теории общения для деятельности социального педагога
(социального работника).
13.Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления.
14.Понятие малой группы в социальной психологии.
15.Социально-психологические модели развития малой группы.
16.Закономерности формирования и смены социальных установок.
17.Общая характеристика динамических процессов в малой группе.
18.Модель развития малой группы А.В.Петровского.
19.Групповая сплоченность в малой группе (ее уровни).
20.Феномен «группового давления» в малой группе и типы индивидуального поведения в ней.
21.Основные направления исследований личности в социальной психологии.
22. Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация.
23.Специфические регуляторы социального поведения больших социальных групп.
24.Место и природа межличностных отношений.
25.Сущность процесса социализации личности.
26.Взаимосвязь межличностных, групповых и общественных отношений.
27.Социальные установки личности.
28.Сущность, структура и функции общения.
29.Изменения в социально-психологическом укладе жизни стихийных групп
и массовых движений в современных условиях в России.
30.Основные социально- психологические барьеры на пути прохождения информации.
31.Основные сферы социализации личности.
32.Механизмы взаимодействия в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для проведения родительского собрания классными руководителями, социальными педагогами, психологами.
Родители – не только многочисленная, но и самая заинтересованная в информации группа слушателей. Однако далеко не каждый родитель способен отнести лично к себе, а точнее к своему ребёнку, всю степень ...
Методические рекомендации Социальная психология
Для самостоятельной работы обучающихся необходимо наличие методических рекомендаций по дисциплине. Требования сегодняшнего дня к обучению в системе СПО, особенно в рамках дуального обучения профессии,...
Учебно-методическое пособие "Социальная психология".
Учебно-методическое пособие создает удобство в учебной деятельности студентов медицинского профиля. Данное пособие разработано для специальности 060501 Сестринское дело и предназначено для аудит...
Методические рекомендации Социальное страхование
Самостоятельные работы...
Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование, культура) Специальность 39.02.01 Социальная работа
Методические рекомендации по производственной практике ПП. 04.01. по профилю специальности ПМ. 04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохр...
Дисциплина: "Психология", раздел: "Социальная психология"
Лекция № 1 "Введение в социальную психологию"...