Учебно-методическое пособие "Социальная психология".
методическая разработка на тему
Учебно-методическое пособие создает удобство в учебной деятельности студентов медицинского профиля. Данное пособие разработано для специальности 060501 Сестринское дело и предназначено для аудиторной и самостоятельной подготовки студентов по теме: «Социальная психология».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_psihologiya.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдельный человек слаб,
как покинутый Робинзон;
лишь в сообществе с другими
он может сделать многое.
Артур Шопенгауэр.
Пояснительная записка.
Учебно-методическое пособие создает удобство в учебной деятельности студентов медицинского профиля.
Данное пособие разработано для специальности 060501 Сестринское дело и предназначено для аудиторной подготовки студентов по теме: «Социальная психология».
Учебно-методическое пособие состоит из трех частей:
1.Теоретический информационный материал, который содержит информацию по данному разделу и дает возможность студентам:
- Ознакомиться с предметом социальной психологии, основными задачами, методами
и отраслями.
- Изучить историю формирования и современное состояние социальной психологии.
- Изучить виды социальных отношений, социальные роли, виды конфликтов, конфликтные
сферы.
- Ознакомиться с понятием «социальное восприятие».
- Изучить психологию группы: понятие, классификация, этапы развития.
- Изучить психология лидера: понятие, личностные качества лидера, типы лидерства, виды
лидеров.
- Изучить психологию толпы: понятие, классификация.
- Научиться применять на практике некоторые методики исследования
социальной психологии.
2. Самоконтроль, который включает в себя ответы на контрольные вопросы,
выполнение заданий в тестовой форме, решение ситуационных задач.
3. Психологический практикум включает некоторые несложные методики, упражнения,
задания из курса «Социальная психология».
Учебно-методическое пособие «Социальная психология» предназначено для оказания методической помощи преподавателям медицинских училищ, а также для самостоятельной подготовки студентов к теоретическим и практическим занятиям.
После изучения данной темы студент должен
знать:
-предмет и задачи социальной психологии;
- методы исследования социальной психологии,
- психологию малых групп,
- психологию лидера.
Уметь:
-применять методы исследования социальной психологии,
-выбрать конструктивный способ общения,
-выбирать эффективный тип поведения в конфликтной ситуации,
-организовать успешное социальное восприятие партнеров по общению.
Информационный материал.
Счастье личности вне общества
невозможно, как невозможна жизнь растения,
выдернутого из земли и брошенного
на бесплодный песок.
А.Н.Толстой.
Предмет социальной психологии - закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей, включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические особенности функционирования этих групп и личности в них.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение.
Структура социальной психологии как науки (основные социально-психологические проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной деятельности; особенности социально-психологических явлений в малых группах (образование групп, групповая динамика и структура групп, межличностные отношения, лидерство и руководство группой); особенности социально-психологических явлений в больших группах (массовидные социально-психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые, политические, религиозные, нравственные и эстетические); социально-психологические проблемы личности (социально-психологические качества личности, социализация личности, социальные установки личности, роль личности в группе).
Теоретические и практические задачи социальной психологии:
- продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
- содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;
- исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);
- социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
- анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
- взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;
- обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.
Основные категории: социальная психология, общественное сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной психологии, задачи социальной психологии, методология социальной психологии, методы социально-психологического исследования.
История формирования и современное состояние социальной психологии:
описательный этап возникновения социально-психологического знания (6 в. до н. э.- середина ХIХ века): 1 период (античный): а) линия социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцентризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпоха Возрождения): а) индивидуалистическая линия (Т.Гобсс-«естественное право человека» имеет примат над обществом и государством; А.Смит – движущими силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки); б) социоцентристская линия (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли, К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения).
Этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): «Психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила истории народ, «дух целого», душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В.Вундтом и А.Потебней; «Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) – основой социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена); «Теория инстинктов социального поведения» (У.Мак- Дауголл) – «гормэ» (врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость, приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т.д.).
Общественные и научные (создание методологических, в том числе философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Развитие социальной психологии и появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 период – господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В.Меде, Ф.Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения стимулами, бессознательным и целостными структурами психики. Развитие социальной психологии в России. Н.К.Михайловский о «массовой психологии», Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о детерминированности психики человека социальной средой. Рефлексология В.М.Бехтерева, М.В.Ланге, В.Н.Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л.С.Выготский о культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).
2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время): необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое, интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.
Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания (Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2. Теории диадического взаимодействия: а) Теория «взаимодействия исходов» (Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.); б) Теория социального обмена Г.Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения «вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных подкреплений).
Когнитивистская социальная психология: 1. Теории когнитивного соответствия: а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром («L» – «nL», «U» – «nU»); б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома – у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем снятия дисбаланса; в)Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию; г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;
2.Когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда о восприятии человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).
Психоаналитическое направление социальной психологии о роли бессознательного в динамике развития личности: 1. Динамическая теория функционирования группы В.Байона (2 уровня функционирования группы: рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень – групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие «коллективные защитные механизмы»); 2.Теория группового развития В.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений); 3.Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца о 3- этапах развития группы (включение, контроль, любовь).
Интеракционистское направление в социальной психологии: 1.Концепция символического интеракционизма Джорджа Мида о личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы. Чикагская школа (Г.Блумер) – поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2.Ролевые теории (Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом и внутриролевом конфликтах; 3.Теории референтной группы (Т.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф): Т.Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М.Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.
Культурологические социально-психологические концепции (С.Московичи, Г.Тэджфел, Р.Харре), как стремление к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С.Московичи о предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2.Теория «межгрупповых отношений» Г.Тэджфела об опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие; 3. «Этогенетический подход» Р.Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).
Особенности развития отечественной социальной психологии:
1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного; 3.Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-психологических явлений; 4.Разработка методологических основ социально-психологических исследований; 5.Исследование новых социально-психологических явлений; 6.Возрастание роли прикладных и практических социально-психологических исследований; 7.Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.
Основные категории: описательный этап возникновения социально – психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально – психологических идей, этап экспериментально – теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.
Социальные отношения.
Социальный интерес | Альтруизм | Агрессия | Конфликт |
чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья. | система ценностных ориентаций личности, при которой центральный мотив и критерий нравственной оценки - это интересы другого человека или социальной общности. Термин введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизма. Центральная идея альтруизма – бескорыстие как непрагматически ориентированная деятельность, осуществляемая в интересах других людей и не предполагающая реальное вознаграждение. Альтруизм может стать осознанной ценностной ориентацией, определяющей поведение личности в целом; тогда он превращается в смысл жизни личности. Абсолютизация альтруизма столь же ошибочна, как и его недооценка. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений с другими людьми. Альтруизм может выступать как социально-психологическое проявление гуманности, а также в повседневном общении и деятельности людей. Механизмом проявления альтруизма может оказаться ситуативная альтруистическая установка, актуализируемая в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). | индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Основные формы – агрессия реактивная, враждебная, инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, расовые столкновения, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы психического заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага». Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности- агрессивность. Некоторые проявления агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия. Паранойя, эпилепсия и пр.) | столкновение противоположных взглядов, интересов; серьезное разногласие, острый спор |
Виды конфликтов:
-внутриличностный конфликт - внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.
-межгрупповой конфликт – в качестве субъекта выступают группы, преследующие цели, не совместимые с целями противостоящей группы.
-межличностный конфликт - существуют две его формы: конструктивная и неконструктивная. Неконструктивный конфликт межличностный возникает, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Конструктивный конфликт межличностный становится , лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.
-конфликт невротический,
-конфликт организационный,
-конфликт патогенный,
-конфликт продуктивный,
-конфликт психический,
-конфликт этнический,
-и т.д.
Поведение в конфликте. Специфическая форма действия человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательности- до словесных оскорблений и до применения грубой силы.
Поведения в конфликте характеризуется:
-«Компромисс» - «чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен проиграть что-то».
-«Приспособление» - «чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
-«Сотрудничество» - «чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
-«Конкуренция» - «чтобы я победил, ты должен проиграть».
А также существуют такие типы поведения в конфликте как: уход, переориентация, коррекция, вытеснение и т.д.
Конфликтные сферы:
1.Мотивационная (борьба мотивов)- конфликт вытекает не из процессов психики, а из анализа проблем, возникающих в жизни индивида. Таких как: необходимость выбора (привлекательны, но взаимоисключающие альтернативы- «хочется того и другого»); выбор между двумя непривлекательными возможностями ( «из двух зол меньшее»); одна и та же цель имеет и плюсы и минусы в равной мере.
2.Когнитивная – противоречие несовместимых представлений: человек стремится к согласованности представлений, убеждений и т.д. и испытывает дискомфорт, когда наоборот «он мой друг, не мог так поступить».
3.Деятельностный – ролевые конфликты (когда потребности не совпадают с возможностями).
Социальные группы. Классификация. Этапы развития группы.
Социальные группы – это общности, внутри которых осуществляется общение.
Группа - реальная социальная общность людей (от 2 до30-40человек), выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, особой организации, в которой возможно непосредственное общение между людьми.
Классификация.
В зависимости от близости и глубины, складываемых отношений: | По принципу и способу образования: | По признаку отношения личности к нормам группы. |
1)малая; 2)большая. Малая группа – относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами (от 2 до 40 человек). | 1)реальная; 2)условная. Условная группа – номинальная, т.е. реально не существующая. Официальная – группа, существующая на основе официальных документов. | Референтная (эталонная группа) – группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности. |
Этапы развития группы. | |||
Диффузная (очередь в магазин, молодежь на дискотеке). | Ассоциация (студенческая группа в первые месяцы образования). | Коллектив. | Корпорация (объединённая группа, круг лиц одной профессии, одного сословия) |
Коллектив как высшая форма организации людей.
А.В. Петровский полагает, что коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.
Признаки коллектива:
- Социально-одобряемая цель.
- Добровольное объединение.
- Распределение функций, структура руководства и управления.
- Коллектив обеспечивает принцип развития личности вместе с развитием коллектива.
Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.
Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.
Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.
Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”.
Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.
Психология лидера.
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
Бытовой тип лидерства | Социальный тип лидерства | Политический тип лидерства |
В школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье. | На производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: в спортивных, творческих и т.д. | Государственные, общественные деятели. |
Личностные качества лидера: интеллигентность, инициативность, способность направлять активность, уверенность в себе - благоприятная самооценка, привязанность к сотрудникам, решительность, зрелость, мотивационные способности.
В зависимости от определяющих функций выделяют виды лидеров:
- Лидер-организатор. Его отличие в том, что он нужды коллектива воспринимает как свои собственные и активно действует.
- Лидер-творец. Привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми , и даже опасными.
- Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности, без колебаний вступает в борьбу.
- Лидер-дипломат. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает на кого и как повлиять.
- Лидер –утешитель. К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно.
Психология толпы.
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие.
Классификация толпы:
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить:
- Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала.
- Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.
- Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.
Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить:
- Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).
- Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.
- Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение).
- Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).
- Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя:
- агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.
- паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реальной или воображаемой опасности.
- стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них.
- повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.
Самоконтроль.
- Что изучает социальная психология?
- Какие основные разделы включает социальная психология?
- Место социальной психологии в системе наук.
- Какие основные проблемы изучает социальная психология?
- Что является методологией социальной психологии?
- Методы социально-психологического исследования?
- Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического
знания?
- Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?
- В чем проявилась актуальность проблемы малой группы?
- Основные признаки малой группы?
- Динамические процессы в малой группе?
- Виды больших социальных групп?
- Социально – психологические проблемы больших социальных групп?
- Психология толпы. Классификация.
- Особенности поведения в толпе?
- Лидерство и руководство в группе?
- Задание: укажите личностные качества, которые способствуют успеху
лидера:______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Предметом социальной психологии не являются:
А) Личность,
Б) Социальные группы,
В) Индивидуальность,
Г) Закономерности общения.
- Социальная психология является:
А) Частью социологии,
Б) Частью психологии,
В) Оба утверждения верны,
Г) Оба утверждения неверны.
- Самый опасный вид толпы:
А) Окказиональная,
Б) Экспрессивная,
В) Паническая,
Г) Агрессивная.
- Малая группа -
А) группа, в составе которой меньше пяти-семи человек,
Б) группа, где каждый знает остальных в лицо,
В)относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов,
объединенных общими целями и задачами.
- Групповая динамика- это:
А) взаимодействие социальных групп в ходе выполнения совместной задачи,
Б) совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений,
характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование,
функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад),
В) энерго-информационный потенциал группы, способствующий или препятствующий
совместной деятельности.
- Верны или неверны следующие утверждения:
- Уединение избавляет нас от необходимости жить постоянно на глазах у других и, следовательно, считаться с их мнениями.
Артур Шопенгауэр.
- Человек в неблагоприятной ситуации более устойчив и легче с ней справится, если имеет хорошие отношения с окружающими.
- Наш характер есть результат нашего поведения.
Аристотель.
- Личность развивается в процессе общения и деятельности.
- Все, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство.
Оноре Бальзак.
- Мотивы наших поступков делятся на две категории:
1) очень хорошие; 2) истинные.
Э.Фромм.
Н.А.Бердяев.
Что бы о тебе не думали,
делай то, что считаешь справедливым.
Пифагор.
Психологический практикум.
Тест.
Выявление коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики-10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
ВОПРОСЫ:
- Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
- Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
- Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
- Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
- Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
- Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
- Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
- Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
- Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
- Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
- Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
- Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
- Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
- Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
- Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?
- Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
- Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Верно ли, что у Вас много друзей?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПО МЕТОДИКЕ «КОС-2»
Коммуникативные склонности: (+) Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(-)Нет З, 7, 11, 15, 19,23,27,31,35, 39
Организаторские склонности: (+) Да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(-) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Практическое упражнение.
Оценка коммуникабельности.
Чтобы оценить свою коммуникабельность, полезно задать себе следующие вопросы:
1. Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?
- Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?
- Если с вами грубы, находите ли вы ответную реакцию, помимо собственной грубости?
- Есть ли у вас способность спокойно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливее?
- Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накалившиеся страсти?
- Умеете ли вы прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?
- Умеете ли вы отказать в чьей-либо просьбе, но не вызвать при этом враждебности?
- Умеете ли вы попрощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще раз?
Следует проанализировать, в каких ситуациях вы чувствуете себя скованно, неуверенно: при публичных выступлениях, попадании в общество малознакомых людей, беседах с начальством, при знакомстве с представителем другого пола и т.д. Что в этих ситуациях вас смущает: отсутствие ли общей темы разговора, косноязычие, тягостные паузы, боязнь покраснеть или показаться неумным и т.д.
Список используемой литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
2. Психология. В.П. Крутецкий. М., 1996г.
3. Общая психология. Б.Н. Маклаков. С-П.,2001г.
4. Психология для средних медицинских учреждений. О.И. Полянцева.Ростов-
на-Дону, 2004г.
5. Медицинская психология. И.Ф. Мягков, С.Н. Боков, С.И. Чаева. М.,2003г.
6. Психология. Под ред. А.А. Крылова. М., 2001г.
7. Школьный психолог № 5 (11) /2006. Диагностика творческого мышления. Е. Туник.
8. Словарь практического психолога. В. Шапарь. М., 2004г.
Дополнительная:
- Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.
- Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999.
- Шибутани С. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка для преподавателей "Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии"
Интегрированный урок-конференция по английскому языку и психологии...
Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.
Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....
Учебно-методическое пособие по психологии
Психология...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Рабочая тетрадь по психологии»
Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь по психологии» разработано для студентов 3 курса медицинского колледжа специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка) и позволяет оптимально...
Учебно - методический комплекс по изучению междисциплинарного курса МДК 01.02 Психология социально - правовой деятельности
УМК для самостоятельного изучения Междисциплинарного курса 01.02 Психология социально-правовой деятельности составлен с применением дистанционных технологий для студентов заочной формы обучения для с...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение"
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение" включает в себя программу учебной дисциплины, календарно-тематическое планирование,...
Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине "Психология общения"
Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине «Психология общения», предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий п...