Водно-песочная терапия
статья по теме

Щербинина Наталья Сергеевна

Песочная терапия

Песочная терапия один из методов, широко используемых в работе с детьми разного возраста: от дошкольного до подросткового. Занятия в песке показаны детям с различными видами нарушений: РДА, ДЦП, СДВГ, дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи.
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в то же время учится работать и добиваться цели.
 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Водно-песочная терапия файл7.52 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия

Песочная терапия один из методов, широко используемых в работе с детьми разного возраста: от дошкольного до подросткового. Занятия в песке показаны детям с различными видами нарушений: РДА, ДЦП, СДВГ, дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи.

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и в то же время учится работать и добиваться цели.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Ребенок выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения ребенок достигает состояния душевного равновесия. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки – скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

        Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей–то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).

Песок можно использовать для творческого развития ребенка. Кроме обычных куличиков, можно лепить интересные фигуры, развивая фантазию ребенка и мелкую моторику.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Песок можно использовать:

1.        Для мотивации сенсорного развития, так как дети любят занятия с песком, то песок можно использовать как мотиватор, а именно положить в песок различные геометрические фигуры, разноцветные дощечки, дощечки с различной текстурой, и играть с ребенком предлагая ему спрятать фигуры, затем найти квадрат, или разделить фигуры в две стороны по цветам и т.д.

2.        Совершения определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки).

3.        Организации сюжетов, создание композиций – этот тип работы с песком является самым сложным для ребенка, поэтому идти к нему следует постепенно, формируя не просто манипулирование игрушками в песке, а именно создание сюжета, составление рассказа и анализ ситуаций, возникающих на песке.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Игра с песком позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений. Кроме того песок – прекрасный тренажер, средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями.

Работа с песком включает следующие этапы:

−        Ориентировочный этап – мы просто знакомимся с песком, сыплем песок на пальцы и ладони, прячем ладони в песок, строим горки, разрушаем горки, роем туннели и т.д. При этом стараемся проговаривать все действия и ощущения. Стимулируем развитие высших психических функций (мышление, внимание, воображение, память, речь).

−        Переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно–ролевой – на этом этапе мы добавляем игрушки, комбинируем сухой и мокрый песок, показываем ребенку, как мы строим в песочнице историю, или целый мир, составляем рассказ вместе с ребенком.

−        Переход к самостоятельным действиям – это самостоятельное путешествие ребенка по сказочной песочной стране, в которой он уже сам старается создать какую-либо историю. Это могут быть как разнообразные бытовые ситуации, так и ситуации, которые вызывают у ребенка тревогу и страх.

Песок обладает целым рядом свойств, применяется в разном виде (сухом и мокром).

Сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. Песок, контактируя с кожей, производит мягкий массаж поверхности кожи.

Мокрый песок – песок обладающий свойством пропускать воду. Он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним стабилизирует эмоциональное состояние.

Также мы применяем живой песок. Это искусственный материал с уникальными свойствами. Из него можно лепить так же как из пластилина, но при этом он остается рассыпчатым, его можно копать лопаткой. Он имеет все плюсы обычного речного песка и пластилина, но при этом не имеет их минусов: он всегда остается чистым, в нем не могут размножаться микробы, он не пачкает одежду и не прилипает к рукам.

С 2012 года применяется новое направление песочной терапии – песочная анимация. Песочная анимация успешно используются в работе с детьми. Дети с огромным энтузиазмом овладевают премудростями метода, стремятся показать свои первые опыты.

Рисуя песком, дети постепенно уходят в себя – входят в легкое медитативное состояние, что дает им возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы, неразрешенные вопросы перестают быть неразрешенными, исчезают негативные эмоции.

Песочная терапия имеет под собой широкий потенциал, и несет множество функций:

−        существенно усиливает желание ребёнка узнавать что–то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывает любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;

−        развивает тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;

−        способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики, процессов саморегуляции;

−        совершенствует предметно–игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно–ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;

−        помогает ребёнку стать активным деятелем, а не просто наблюдателем, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;

−        создаёт благоприятную основу для развития эмоционально–чувственной сферы ребенка;

−        гармонизирует психоэмоциональное состояние, развивает стрессоустойчивость к процессу преодоления трудностей, помогает·обрести веру в самого себя, повышает самооценку.

          Также существует метод - водной терапии.  Особая ценность игр с водой для развития ребенка заключается:

           - они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что – то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;

           - развивают тактильную чувствительность как основу  «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;

            - способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;

            - совершенствуют предметно – игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно – ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;

            - помогает ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;

           - создают благоприятную основу для развития эмоционально –чувственной сферы ребенка.

          А самое главное, игры с водой и песком делают обучение малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для проведения конкурса по теме: Антидотная терапия

Для проведения внеаудиторного мероприятия – внутрибригадного конкурса...

Научно-познавательная конференция по теме: «Принципы рациональной антибактериальной терапии. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам»

Данная тема изучается студентами МСО и ФО, согласно рабочей программе по дисциплине «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии»....

Методическое пособие для самоподготовки студентов по "Терапии", раздел: "Пульмонология"

Одной из основных клинических дисциплин в подготов­ке фельдшера является «Терапия».В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения со­держания и уровню подготовки выпускников по специально­с...

Новые приемы арт - терапии для развития креативности несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.

Статья содержит подробную информацию о новом приеме арт - терапии с воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринская помощь в терапии" Тема: "Сестринская помощь при неотложных состояниях в терапии"

В данном     методическом пособии для самостоятельной работы студентов  представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле...


 

Комментарии

Щербинина Наталья Сергеевна

фото по статье смотрите в альбоме