План-конспект учебного занятия по теме "Понятие о политике. Политическая власть"
учебно-методический материал на тему
План-конспект учебного занятия по учебному курсу "Основы социологии и политологии" с использованием ИКТ (презентации MS Power Point)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnaya_po_osp_1.doc | 99.5 КБ |
osp_zanyatie_3.ppt | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
КМО по учебной дисциплине «Экономическая теория»
Поурочная папка № 1
ПОУРОЧНАЯ ПАПКА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕМА: «ПОНЯТИЕ О ПОЛИТИКЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии» для студентов IV курса специальности 260502.51 «Технология продукции общественного питания»
Тема занятия: «Понятие о политике. Политическая власть».
Тип занятия: урок сообщения новых знаний.
Метод проведения: лекция-беседа.
Цели урока:
- Обучающая:
- изучить историю развития представлений о политике, ее структуру и функции
- выявить особенности взаимодействия политики с другими сферами общественной жизни
- проанализировать сущность и структуру политической власти
- рассмотреть критерии легитимности политической власти, способы и уровни легитимации власти.
- Воспитательная:
- дать студентам целостное представление об обществе и политике,
- научить анализировать происходящие процессы и отношения,
- способствовать формированию активной и зрелой жизненной позиции.
Наглядные пособия и технические средства обучения:
- Классная доска.
- ПК (ноутбук).
- Проектор.
- Экран.
Литература:
- Белов Г.А. Политология. – М.: Наука, 1994.
- Гаджиев К. С. Введение в политологическую науку. – М.: Логос, 1997.
- Кравченко А.И. Социология и политология. – М.: Издат. центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2001.
- Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ПРИОР, 2001.
- Муштук О.З. Политология. – М.: Изд-во МЭСИ, 1999.
- Панарин А.С. Политология. – М.: Проспект, 1997.
- Политология. Курс лекций /Под ред. Марченко М.И. – М.: Зерцало, 1997.
- Политология /Под ред. Клементьева Д.С. – М.: Знания, 1997.
- Политология. Энциклопедический словарь /Под ред. Аверьянова Ю.И. – М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993.
- Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 1995.
Ход занятия.
- Организационный момент
- Постановка целей и задач урока.
- Проверка присутствующих.
- Изложение нового материала
План урока-лекции.
- Понятие о политике.
- Структура политики и ее функции.
- Политика и другие сферы общественной жизни.
- Понятие о политической власти.
- Теории власти.
- Легитимность власти.
- Выводы.
- Подведение итогов, оценка работы студентов.
- Выводы по уроку – о степени усвоения знаний, активности студентов, о достоинствах и недостатках урока, о достижении цели урока.
- Задание на дом:
- Повторить изученный материал.
- Выполнить проверочные работы (в форме письменного тестирования).
- Самостоятельно изучить тему «Политология как наука»
- Проанализировать особенности и отличия государственной и политической власти. Оформить результаты в таблицу.
ТЕСТ 1 по теме «Политика»
- Политика – это цивилизованная форма общности, которая служит достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Так считал:
- Платон
- Аристотель
- Н. Макиавелли
- Т. Джефферсон
- Политика – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее. Так считал:
- Аристотель
- Н. Макиавелли
- Т. Гоббс
- М. Вебер
- Политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Так считал:
- Платон
- Н. Макиавелли
- М. Вебер
- Т. Джефферсон
- Политика – это:
- совокупность установок, интересов, целей различных социальных групп и политических институтов
- практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов
- участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности, влияние на власть различных политических сил
- характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой
- Политика – это:
- наука в той мере, в какой она слита со знаниями, идеями, опирается на них
- отношения социальных субъектов по поводу государственной власти
- регулирование и согласование социальных интересов групп, классов обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов
- деятельность по управлению
- Продолжите. Отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов – это _________________________________________
__________________________________________________________________________
- Выберите из перечисленного элементы структуры политики:
- субъекты политики
- политические отношения
- политическая система
- политическая культура
- Выберите из перечисленного, какие группы относятся к субъектам политики:
- государство
- политическая партия
- профсоюз
- отдельная личность
- Продолжите. Структурно организованный субъект политики – это ________________
__________________________________________________________________________
- Сопоставьте:
Функции политики | Их содержание | |
Функция обеспечения целостности и стабильности общества. | Создание мотивационного механизма, предоставление индивиду эффективных возможностей для удовлетворения его социальных потребностей. | |
Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. | Включение личности в социальные отношения, передача ей опыта и навыков преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций. | |
Управленческая и регулятивная функция политики. | Создание гарантий прав и свобод личности, обеспечение общественного порядка, гражданского мира и организованности. | |
Функция рационализации. | Разработка проектов будущего, определение социальных целей, наиболее значимых для данного общества. | |
Функция политической социализации. | Выработка общих правил и механизмов их представительства и реализации. | |
Гуманитарная функция. | Обеспечение взаимодействия различных социальных групп, оказание на них влияние путем принятия политических решений. |
- Степень и характер взаимодействия политики и экономики зависит от степени и характера свободы в развитии отношений собственности. Данное утверждение:
- верно
- неверно
- С точки зрения воздействия политической идеологии на общество различают три ее уровня. Формирование политических представлений происходит на:
- теоретико-концептуальном уровне
- программно-политическом уровне
- актуализирующем уровне.
- С точки зрения воздействия политической идеологии на общество различают три ее уровня. Принятие политических решений происходит на:
- теоретико-концептуальном уровне
- программно-политическом уровне
- актуализирующем уровне.
- С точки зрения воздействия политической идеологии на общество различают три ее уровня. Степень освоения гражданами принципов данной идеологии показывает:
- теоретико-концептуальный уровень
- программно-политический уровень
- актуализирующий уровень
- Во время различных событий революционного характера главную роль играет такая функция политической идеологии как:
- функция ориентации
- функция оправдания действий
- Необходимость легитимации таких политических решений, которые в лучшем случае могут встретить непонимание со стороны населения, а в худшем – противоборство, придает главную роль играет такой функция политической идеологии как:
- функция ориентации
- функция оправдания действий
- Политические идеологии по отношению к прогрессу и технологии его осуществления делятся на:
- правые
- радикалы
- консерваторы
- левые
- центристские.
- Политические идеологии по предлагаемой модели желаемого общества делятся на:
- правые
- радикалы
- консерваторы
- левые
- центристские.
- «Искусство управления состоит в искусстве быть честным». Эти слова принадлежат:
- Т. Джефферсону
- М. Веберу
- Н. Макиавелли.
- Сопоставьте подходы к проблеме политики и морали и их авторов:
Считал, что на основе ценностей справедливости, красоты, общего блага осуществляется интеграция частных интересов граждан с общей целью всего общества. | Вебер |
Оправдывал применение насилия, жестокости, обмана для достижения благородных целей. | Аристотель |
Писал, что до принятия политического решения политик может следовать свои идейным убеждениям и моральным принципам, но при принятии решения он должен учитывать реальные обстоятельства. | Макиавелли |
ТЕСТ 2 по теме «Политическая власть»
- Продолжите. Способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств – это _______________________________
__________________________________________________________________________
- Продолжите. Использование государственной властью силы, предусмотренное и оговоренное законом, называется ___________________________________________
- Продолжите: признание права властей предписывать нормы поведения как всему обществу в целом, так и отдельным индивидам, - это ____________________________
__________________________________________________________________________
- Продолжите. Класс, группа, индивид, обладающие реальной способностью осуществить социальное господство с помощью структур и средств государственной власти – это _______________________________________________________________
- Продолжите. Те слои и группы общества, которые испытывают властное воздействие политики господствующего субъекта, - это ____________________________________
- Продолжите. Совокупность средств, использование которых и обеспечивает воздействие на объект власти в соответствии с целями субъектами, называется _____
_________________________________________________________________________
- Выберите из перечисленного характерные черты политической власти:
- Доминирование властной воли.
- Наличие особого аппарата управления.
- Суверенитет органов власти по отношению к другим государствам.
- Монополия на регламентацию жизни общества.
- Возможность принуждения в отношении общества и личности
- Ядром политической власти является:
- законодательная власть
- исполнительная власть
- судебная власть
- государственная власть в целом
- Наивысшее качество и наибольшую эффективность власти придают:
- сила
- знания
- богатство
- авторитет
- харизма
- Самой слабой является власть, которая опирается на такой источник как:
- сила
- знания
- богатство
- авторитет
- харизма
- Классификация ресурсов власти по антропологическому принципу означает, что они делятся на виды на основе:
- механизма использования ресурса
- характера власти
- поиска мотивации поведения человека
- Сопоставьте название ресурса власти и его характеристику:
Ресурс страха | Наличие гражданского общества и политического рынка | |
Ресурс убеждения | Страх за жизнь, имущество, здоровье и благосостояние свое и своих близких | |
Ресурс интереса | Превращение политической установки во внутренний мотив деятельности человека |
- Использование политиками чувств людей во многом определяется такими факторами как:
- средства массовой информации
- ментальность общества
- авторитет самих политиков
- период развития, в котором находится данное общество
- политика государственной власти
- Выберите из перечисленного черты, характеризующие такой ресурс политической власти как ресурс интереса:
- использование принуждения
- наличие «политического рынка»
- «игра» политиков на чувствах людей
- наличие гражданского общества
- определяющая роль средств массовой информации
- Монарх – это представитель Бога на земле, поэтому его воля священна. Такой подход к сущности власти сформировался в рамках:
- теологической концепции
- биологической концепции
- бихевиористской концепции
- конфликтологической теории
- Выберите, представители какой теории рассматривали власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в каждом человеке от рождения как своего рода инстинкт. Это физиологическое свойство любого живого существа является следствием борьбы за выживание, направленной и против представителей своего вида в том числе:
- теологической концепции
- биологической концепции
- бихевиористской концепции
- конфликтологической теории
- Человек рассматривается как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление к власти, причем чаще всего это стремление сформировано на подсознательном уровне. Отсюда делается вывод, что политическая активность объясняется неосознанным стремлением данного человека подчинить своей воле других людей. Такой подход к сущности власти сформировался в рамках:
- теологической концепции
- биологической концепции
- бихевиористской концепции
- конфликтологической теории
- Выберите, в рамках какой теории власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим, причем природа данного господства обусловлена экономическим неравенством (собственность на средства производства), местом и ролью класса в экономической системе общества:
- теологической концепции
- биологической концепции
- бихевиористской концепции
- конфликтологической теории
- Легитимность власти, основанная на праве престолонаследия, - это легитимность:
- династическая
- традиционная
- монархическая.
- Если ресурсом власти выступают вера, чувства людей, то такой способ легитимации называется:
- традиционный
- харизматический
- конституционный.
Конспект лекции
Примечание: лекция по теме представлена в форме презентации Power Point.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»
План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...
План-конспект проведения учебного занятия
План проведения учебного занятия по теме: "Современные характеристики и методы стрижки"...
План-конспект проведения учебного занятия
План-конспект проведения учебного занятия по теме "Клепка металла"...
План-конспект дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Специальная техника" по теме «Назначение и структура систем контроля и управления доступом (СКУД)»
Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...