ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
план-конспект занятия на тему

Николаева Ольга Викторовна

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.Н. ГОДОВИКОВА»

                 УТВЕРЖДАЮ

 ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ  

         И.В.БОЙЦОВА

«____»______________2014 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ  

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТЕМА5. правовая основа местного самоуправления

Вид занятия: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

Курс: 4 курс (группы 42ПП, 43 ПП)

Время: 2 уч. часа (90 минут)

Место проведения: кабинет № 312

Цели занятия:

  1. Обучающая: в результате изучения темы № 5 студент должен:

-знать:  правовую основу местного самоуправления; Конституцию РФ и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления;

 -уметь: объяснить юридическую природу и практическое значение каждого из принципов местного самоуправления;

-владеть: основами научной дискуссии по проблемным вопросам темы, а также навыками аналитической работы с нормативными правовыми актами и научно-правовой литературой.

2.  Развивающая: Развивать навыки научной дискуссии по проблемным вопросам темы, а также навыками аналитической работы с нормативными правовыми актами и научно-правовой литературой.

3. Воспитательная: воспитывать сознательное добросовестное отношение к учебному труду как прообразу отношения к своим будущим профессиональным юридическим обязанностям.

Материальное обеспечение, технические средства обучения:

  1. Раздаточные материалы
  2. Схемы
  3. Таблицы
  4. Экран
  5. Компьютер

 Литература:

  1. Конституцтя РФ;
  2. ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ « ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ»
  3. Алексеев И.А. Муниципальное право РФ: учебное пособие-М.: Альфа-М: Инфра-М, 2014.-256 с.

                                    ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (до 10 мин)

-   Проверка наличия студентов по списку;

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (75 мин)

2.1.    ОПРОС (20 мин)

         В письменной и устной фронтальной форме

2.1.1.

Устный опрос:

1.Назовите основы местного самоуправления, которые чаще всего выделяют в учебной литературе.

Ответ:    1. правовая

                 2.территориальная

                 3.финансово-экономическая

                  4. организационная

 основы местного самоуправления.

        2. Перечислите, что составляет правовую основу местного самоуправления? В каком документе это прописано?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют:

  1.  общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

2. Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные федеральные нормативные правовые акты;

3. конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

4.. уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

 

  1. Чем обусловлено важнейшее значение правовой основы местного самоуправления?

Ответ:   Важнейшее значение правовой основы местного самоуправления обусловлено тем, что в современном обществе роль права как регулятора общественных отношений все более возрастает. Соответственно территориальная организация местного самоуправления, его финансовые, экономические и организационные условия находят свое непременное отражение в праве. Без закрепления и конкретизации в нормативных правовых актах невозможна их реализация.

  1. Сколько и какие уровни   нормативного правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации выделяет законодатель ?

Ответ:

Законодатель выделяет четыре уровня нормативного правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации:

1. надгосударственный уровень — нормы международного права;

2. федеральный уровень — федеральные нормативные правовые акты;

3. уровень субъектов Федерации — нормативные правовые акты субъектов РФ;

4. местный уровень — нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, а также решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан.

  1. Назовите наиболее значимый международный правовой акт, имеющий непосредственное отношение к становлению и развитию местного самоуправления в России?

Ответ:

Является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., принятая в Страсбурге ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г.

  1. Сколько принципов должно быть включено в законодательство о местном самоуправлении присоединившимися к Европейской хартии МСУ государствами, — не менее 20.

Ответ: В тексте Европейской хартии местного самоуправления сделана оговорка о том, сколько принципов должно быть включено в законодательство о местном самоуправлении присоединившимися к ней государствами, — не менее 20.

Итак,  мы с вами уже говорили, что многие положения Европейской хартии местного самоуправления нашли отражение и получили дальнейшее развитие во внутреннем законодательстве Российской Федерации.

ТАКЖЕ НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ,ЧТО

Для российского местного самоуправления определенное значение имеет также Международный пакт «О  гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г.

 Я вас просила принести этот нормативно-правовой акт на наше занятие. давайте посмотрим в чем это особо важное значение:

В частности, нормы, содержащиеся в ст. 25 Пакта «О гражданских и политических правах», ориентируют на обеспечение во внутригосударственной практике реальной выборности органов государственной власти и местного самоуправления. В данной статье сказано, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность:

  1. принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
  2. голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Статья 25

Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

К числу нормативных правовых актов следует также относить Всеобщую декларацию прав человека и Европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод граждан.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМЕ практического занятия с элементами  дискуссии и анализа материалов.

(55 мин)

.

2.2.1. Конституция РФ и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (до 5-7 мин)

3.1- Подведение итогов

3.2-Оглашение оценок за работу на уроке

3.3- Ответы на вопросы.

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: работа с материалами практического занятия.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

       На этом сегодня опрос  по пройденным материалам завершен, и мы переходим к  нашему практическому занятию №6 . Конституция РФ и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления

В системе нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, особое место занимает Конституция РФ.

Местное самоуправление признается одной из основ конституционного строя Российской Федерации и гарантируется на всей территории государства. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).

В ст. 12 Конституции РФ также сказано о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В связи с этим в современной юридической литературе существует спор о правовой природе местного самоуправления. Этот спор во многом основан именно на конструкции ст. 12 Конституции РФ, в которой, по мнению многих специалистов, происходит противопоставление органов местного самоуправления государственному аппарату.

Одни ученые утверждают, что в местном самоуправлении сочетается государственное и общественное. Другие полагают, что местное самоуправление фактически часть государственной власти. По мнению третьих, местное самоуправление необходимо понимать как самостоятельный уровень публичной власти в государстве.

В любом случае местное самоуправление нельзя рассматривать в отрыве от государства. Оно является низовым уровнем публичной власти в государстве. Органы местного самоуправления имеют другие цели и задачи, отличные от целей и задач органов государственной власти. Задача органов местного самоуправления состоит прежде всего в обеспечении нормальной повседневной жизни людей. Органы местного самоуправления

выступают проводниками государственной политики на местном уровне.

В Конституции Российской Федерации нашел отражение ряд важнейших принципов местного самоуправления. В частности:

1. признание и равная защита муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ч. 2 ст. 8);

2. гарантированность самостоятельного управления муниципальной собственностью органами местного самоуправления (ст. 130, 132);

3. самостоятельность формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, установление местных налогов и сборов (ч. 1 ст. 132);

4. гарантия права населения самостоятельно определять структуру и формировать органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130);

5. гарантия судебной защиты прав местного самоуправления (ст. 133).

Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этой нормой 28.08.1995 был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На протяжении 10 лет он являлся правовой основой для организации местного самоуправления на всей территории России.

В ходе административной и муниципальной реформ возникла необходимость изменения законодательства о местном самоуправлении. Новый закон был принят 06.10.2003. Как и его предшественник, он носит название «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ему должны соответствовать федеральные нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты субъектов Федерации в области местного самоуправления, так как сегодня именно этот законодательный акт является правовой основой местного самоуправления в нашей стране.

В нем нашли закрепление и дальнейшее развитие принципы местного самоуправления, указанные в Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления 1985 г. Закрепленные в Законе принципы являются общими и одинаковыми для всех субъектов Федерации.

В нормах ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. закреплены определения категорий теории местного самоуправления;

2. перечислены полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления и полномочия органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления;

3. закреплены принципы территориальной организации местного самоуправления;

4. подробно перечислены вопросы местного значения для каждого вида муниципальных образований, а также полномочия органов местного самоуправления по их решению;

5. подробно изложен порядок и определены условия наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

6. закреплено большое число форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления;

7. четко указаны система органов местного самоуправления и общие принципы формирования представительных органов муниципальных образований;

8. даны виды муниципальных правовых актов;

9. четко описаны финансово-экономическая основа местного самоуправления и полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере;

10. установлена ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;

11. закреплены формы надзора и контроля органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления.

По своему характеру ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является отраслеобразующим, т.е. все нормативные правовые акты, прямо или косвенно затрагивающие вопросы организации местного самоуправления на территории всей Российской Федерации или ее отдельного субъекта, должны соответствовать этому Закону.

В настоящее время организация и осуществление местного самоуправления регулируются рядом федеральных законодательных актов.

Прежде всего это федеральные законы, регламентирующие порядок участия граждан в формировании представительных органов местного самоуправления. В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1. Он внес изменения в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26.11.19962. Эти законодательные акты являются гарантией подлинной выборности органов местного самоуправления, хотя Закон 1996 г. имеет скорее декларативный характер.

Федеральным законом «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07.20053 регулируются порядок подготовки к регистрации и сама процедура регистрации уставов муниципальных образований, а также вносимых в них поправок. Кроме того, данным нормативным правовым актом закреплена необходимость ведения государственного реестра уставов муниципальных образований.

Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» от 02.03.20074 имеет важное значение для развития местного самоуправления. Этим Законом установлен статус института муниципальной службы и муниципальных служащих, определены основы доступа граждан к муниципальной службе и порядок ее прохождения, установлена система должностей муниципальной службы и т.д. Данный законодательный акт принят в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 и дополняет его нормы, посвященные институту муниципальной службы.

1 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (вред, от 25.07.2006) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253, 2006. № 31 (ч. 1).

Ст. 3427.

        Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-Ф3(вред. от 12.07.2006) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497; 2006. № 29. Ст. 3125.

        Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»// СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3108.

        Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

Большую часть правовой основы местного самоуправления составляют законодательные акты о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Так, ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997' государственная функция записи актов гражданского состояния была передана органам местного самоуправления с предоставлением соответствующих материальных средств; и в настоящее время указанная функция реализуется ЗАГСами муниципальных образований.

Подавляющее большинство законов о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления имеет региональный характер, т.е. это законы субъектов Российской Федерации.

Нужно сказать, что правовую основу местного самоуправления в России составляют не только те федеральные законы, в названии которых непосредственно содержатся слова «местное самоуправление», «местный» или «муниципальный». Так, нами уже был отмечен Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который регулирует основы проведения муниципальных выборов и местных референдумов.

Таким образом, федеральные законодательные акты, составляющие правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации, могут быть условно разделены на следующие группы:

1) федеральные законы, непосредственно регулирующие общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу организации и осуществления местного самоуправления;

2) федеральные законы, основным предметом регулирования которых являются общественные отношения, не связанные напрямую со сферой местного самоуправления, но косвенно регулирующие отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу организации и осуществления местного самоуправления; 1

 Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.

Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию защиты принципа самостоятельности формирования населением органов местного самоуправления и выбора структуры органов местного самоуправления1.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.01.19972 сформулирована правовая позиция, которая имеет, пожалуй, концептуальное значение для развития института местного самоуправления в России. Суд постановил, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации и население не может быть лишено этого права на основании решения органов государственной власти.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 подтверждено право населения самостоятельно формировать представительные органы местного самоуправления и невозможность со стороны органов государственной власти его ограничения3.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 сформулировано и подтверждено несколько правовых позиций4 * * 7. Во-первых, определена невозможность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий на основании подзаконных нормативных правовых актов субъекта Федерации. Во-вторых, определена невозможность передачи органам государственной власти полномочий местного самоуправления, которые должны осуществляться населением или органами местного самоуправления.

        Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02Л996 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 700.

        Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П «По делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года 'О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N° 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года “Об органах исполнительной власти в Республике Коми”» // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 532.

 Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П «По делу о

проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона)

Курской области в редакции закона Курской области от 22 марта 1999 года “О вне-

 511 ИЯ изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области”» // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4943.

В-третьих, определена невозможность самостоятельного отказа населения от своего конституционного права на местное самоуправление.

Итак, СЕГОДНЯ НА ЗАНЯТИИ МЫ работали с Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления В РФ» Все ли понятно и есть у кого-то вопросы?

Домашнее задание:

1) Работа с материалом   практического занятия.

В нормах ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. закреплены определения категорий теории местного самоуправления;

2. перечислены полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления и полномочия органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления;

3. закреплены принципы территориальной организации местного самоуправления;

4. подробно перечислены вопросы местного значения для каждого вида муниципальных образований, а также полномочия органов местного самоуправления по их решению;

5. подробно изложен порядок и определены условия наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

6. закреплено большое число форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления;

7. четко указаны система органов местного самоуправления и общие принципы формирования представительных органов муниципальных образований;

8. даны виды муниципальных правовых актов;

9. четко описаны финансово-экономическая основа местного самоуправления и полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере;

10. установлена ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;

11. закреплены формы надзора и контроля органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине Муниципальное право для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Рабочая программа учебной дисциплины "Муниципальное право" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 "Гуманитарные науки" среднего профес...

Рабочая программа по дисциплине Правоохранительные органы для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 "гуманитарные науки" среднего профессионального образовани...

Рабочая программа по дисциплине Теория государства и права для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Программа учебной дисциплины "Теория государства и права" является частью основной профессиональной образовательной пограммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 400201 "Право и организация соци...

Рабочая программа по дисциплине "Введение в профессиональную деятельность" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Рабочая программа учебной дисциплины "Введение в профессиональную деятельность" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 400201 "П...

КТП по дисциплине "Правоохранительные органы" для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

КТП по дисциплине "Правоохранительные органы"для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)....

КТП по дисциплине "Муниципальное право" для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

КТП по дисциплине "Муниципальное право" для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)....

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...