Разработка классного часа в форме устного журнала на тему «Дети войны» (для студентов 1-2 курсов)
классный час на тему
Методическая цель - формирование патриотического сознания и нравственных ценностей
через личностную оценку исторических событий и действий людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_deti_voyny.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель истории и обществознания,
ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций» Кулиева Евгения Евгеньевна
Разработка классного часа в форме устного журнала на тему:
«Дети войны» для студентов 1-2 курсов
Методическая цель: Формирование патриотического сознания и нравственных ценностей
через личностную оценку исторических событий и действий людей.
Цели:
1. Обсудить с учащимися проблему войны как страшного испытания для всей страны и особенно для детей, которые разделили со взрослыми все ее тяготы и лишения.
2. На конкретных примерах показать страшные картины из жизни детей блокадного Ленинграда, а также детей-узников фашистских лагерей смерти.
3. Формировать уважительное отношение к героическому прошлому своей страны.
Комплексно-методическое обеспечение:
1. Плакат с эпиграфом классного часа.
2. Видеофрагмент «Начало войны».
3. Видеофрагмент «Блокада Ленинграда».
4. Выставка книг по теме.
5. Стенд с материалами периодической печати по данной теме.
6. Фотографии военных корреспондентов.
П Л А Н :
1. Вступительное слово преподавателя. Начало войны.
2. Дети блокадного Ленинграда.
3. Маленькие узники фашистских лагерей.
4. Заключительное слово преподавателя.
Ход классного часа
«История – школа поведения. В прошлом люди
ищут и находят нужные образцы. Человек
смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там
чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой,
с тем, что происходит вокруг».
А. Гулыга
Вступительное слово преподавателя:
Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало много радости. Ярко светило солнце, цвели полевые цветы, ласково плескалась вода…. Но все оборвалось 22 июня 1941 года.
( просмотр видеофрагмента о начале войны)
Утром 22 июня 41-года на одной из улиц города Бреста лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла. Ее многие запомнили навсегда. Война в своей жестокости соединяет вместе несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.
Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода и холода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в горящие хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жги крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные годы дети так быстро взрослели, что их сердца рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
повзрослели они до поры,
на пороге они помаячили
и ушли, за солдатом - солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад. (Б.Окуджава)
Отложив недочитанные книжки, оставив веселые игры, дети быстро взрослели. Судьбы детей военной поры похожи: кто-то из них стали партизанскими разведчиками, кто-то рвался на фронт, другие заменили отцов и братьев в цехах заводов и на колхозных полях.
Послушайте воспоминания Маршала Советского Союза И.Баграмяна:
Студент:
«Вспоминая о суровых годах Великой Отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек. Голодных и промерзших, их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой.
Чаще всего мальчишки упрямо молчали. Их все-таки отправляли, а через неделю они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом и родных.
И суровые командиры сдавались...Мы любили этих мальчишек. Они были неуловимыми связными, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто совершенно неожиданно оказывались в самом пекле боя».
Преподаватель:
Война стала общей биографией детей той поры. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.
В сентябре 1941 года начинается блокада Ленинграда. В городе оставалось 2 миллиона жителей, в том числе 400 тысяч детей. Тогда еще никто не знал, сколько лишений, страданий и смерти выпадет на их долю за 900 дней блокады.
( просмотр видеофрагмента о блокаде Ленинграда)
«Ленинградские дети» - это звучало как пароль. Дети-старички, бледные,
вялые, неулыбчивые. Взрослых поражало их спокойствие, равнодушие к смерти. А это была защитная реакция неокрепшей детской психики.
Прошли годы, и оказалось, что те блокадные мальчики и девочки хорошо помнят ту холодную, голодную пору.
Студент: Из воспоминаний Александры Блок.
«Когда началась война, мне было 9 лет. Отец умер перед войной, и я осталась с мамой и бабушкой. Мы решили не эвакуироваться, потому что бабушка была тяжело больна.
Зимой 1941 года в Ленинграде не стало ни воды, ни света, ни продовольствия. Заболела мама, и мне пришлось заботиться о целой семье. Каждый день с санками я спускалась к Неве, было очень трудно подниматься по обледеневшему склону с полным ведром. Сил у меня почти не осталось.
Мама и бабушка лежали почти без движения. Мне приходилось часами стоять в очередях, чтобы получить несколько ломтиков хлеба. Выпадали дни, когда мы стояли напрасно, потому что хлеб не привозили. И тут однажды я услышали, что можно есть обои. Говорили, что в клее, которым покрыты обои, содержалась картофельная мука.
Придя домой, я стала сдирать обои со стен и замачивать их в воде. Мы каждый день съедали по кусочку обоев. Потом я заболела, отморозила ноги. Меня лихорадило, и мне снилась еде, до которой я не могла дотянуться.
В феврале 1942 года умерла бабушка. С большим трудом мы вытащили ее с мамой на балкон. Там тело бабушки сразу же замерзло и пролежало очень долго.
25 суток мы пролежали с мамой без еды в ледяной комнате. В конце концов меня поместили в больницу, и я провела там два года. Мне ампутировали ноги».
Студент:
Лидия Охапкина оставалась в блокадном Ленинграде с двумя маленькими детьми. «Один раз прохожу домой после рабочей смены: смотрю, а Толик сидит на полу и что-то спичкой там ковыряет. Это я немного пшена просыпала, когда варила, темно было, и вот он доставал их и вместе с грязью ел.
Я старалась его отвлекать. Пробовала рассказывать сказки, но он плохо слушал и все перебивал меня: «Знаешь, я бы хлеба съел вот такую большую буханку», и показывал мне на круглый таз. Выглядел он как галчонок, один рот и большие грустные глаза».
Студент: Из воспоминаний Леонида Глущенко:
«Страх перед смертью от бомбы или снаряда был ничто по сравнению с чувством голода. Прожить на хлебные карточки было почти невозможно. На рабочую карточку приходилось 250 г., а на карточку иждивенца – 125 г. хлеба, в котором практически не было муки. Маме удалось где-то выменять печку-буржуйку, правда, весь дым почему-то шел в комнату. Дрова стоили дорого, топили книгами, мебелью, игрушками.
В марте 1942 года нас эвакуировали. Это спасло всю семью: второй блокадной зимы мы бы не пережили».
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола.
Сначала думали - уснула,
а оказалось - умерла.
( Ю. Воронов. В школе.)
Студент: Из воспоминаний Павленко Ирины Ефимовны, директора Ленинградского научно-исследовательского института витаминов:
«Осенью 1941 года трудности с питанием увеличивались. Народ заметно слабел. Нужно было принять меры, чтобы избавить население от цинги. Овощей нет, витаминов нет. Нашему институту было поручено начать работу по приготовлению настоя из хвои. Сотрудники нашего института выпустили инструкцию по приготовлению хвойного настоя на промышленных предприятиях, в условиях больниц и госпиталей, в домашних условиях.
Кроме того, у населения города стали появляться признаки пеллагры. Что такое пеллагра? Это заболевание, вызванное недостатком никотиновой кислоты, которая содержится в мясных и других продуктах. В конце концов, эта болезнь приводит к психическому расстройству.
Наш институт выпустил 64300 ампул никотиновой кислоты».
Вместо супа -- бурда
из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой
хвои,
Это б все ничего, только руки
немеют,
Только ноги становятся вдруг
не твои.
(Ю.Воронов. Сотый день)
Преподаватель: Одним из самых страшных свидетельств об ужасах фашизма стал дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой.
( показ на экране фотографий Тани и ее дневника)
Ее дневник – это маленькая записная книжка, в нем всего 7 страниц о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.
Детская рука, теряя силы от голода, писала неровно, скупо. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – «трагические визиты» в родной дом. Измученная голодом и холодом, она уже была не способна на живые эмоции. Когда читаешь эти страницы, цепенеешь.
Студент: «Дневник Тани Савичевой»:
«28 декабря 1941 года . Женя умерла в 12.30 ночи».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942 г».
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Студент:
Она была дочерью пекаря и белошвейки. Отец рано умер, и мать крутилась одна, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане в память о сестре ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Студент:
Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер…». Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог:
«Савичева умерли все. Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала, что не все Савичева погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Студент:
Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У девочки тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли.
1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
Преподаватель: Зимой 1942 года по льду Ладожского озера была организована дорога с целью оказания помощи населению блокадного Ленинграда. По ней в город отправляли продовольствие, а обратно вывозили женщин и детей. Немцы пытались помешать этому, да и лед иногда не выдерживал, и тогда машины уходили под лед.
Студент: Из воспоминаний Ольги Писаренко, которая постоянно находилась на льду Ладожского озера с госпитальной палаткой, пока действовала «Дорога жизни».
«Самые горестные воспоминания военных лет связаны со встречами с ленинградскими детьми. У нас в палатке они немного приходили в себя, прежде чем двигаться дальше. Дети промерзали насквозь. Часами они сидели в открытых грузовиках. Лица у них были бледные до синевы, исхудалые и морщинистые.
Особо впечатление производили их глаза: неподвижные, пустые. Они не произносили ни единого слова. Все были в состоянии дистрофии. Некоторые люди спрашивали: «Господи, да зачем же эвакуировать этих полумертвых детей? Им уж и жить совсем не осталось?».
Но мы давали им по маленькому кусочку хлеба и глотку горячего чая. Глядя на них, не только женщины не могли удержаться от слез, но и мужчины тоже плакали. Через полчаса детей сажали в грузовики и везли дальше. На другом берегу поезда увозили их на Большую землю».
(Из книги «Это не должно повториться». М. «Прогресс», 1985 г.)
Преподаватель: Еще более страшные картины предстают перед глазами, когда читаешь воспоминания тем, кто прошел фашистские лагеря смерти. Более 10 млн.чел. было уничтожено в этих лагерях, которые часто называют «фабриками смерти». Среди заключенных этих лагерей было немало детей из разных стран, в том числе и русских.
Студент: Лагерь смерти.
В 17 км от Риги находился концентрационный лагерь Саласпилс. В нем уничтожили сто тысяч человек, в том числе сеть тысяч детей. Их свозили сюда в основном зимой 1943 года, когда фашисты провели карательную операцию в партизанских районах Белоруссии. У всех детей, независимо от возраста, регулярно брали кровь. Лагерь должен был ежедневно поставлять в армию пять ящиков с ампулами детской крови.
К весне дети были так изнурены, что никакой ценности больше не представляли. В это время только связи и деньги настоятельницы соседнего монастыря позволили вырвать из лагеря несколько сот малышей. Их разобрали по домам местные жители . Детей до года фашисты не отдали и уничтожили всех.
Студент: Из воспоминаний Вали Кожановской, 11 лет:
«Меня вместе с другими детьми привезли в концлагерь. Там мы увидели: на соломе сидят дети, а по ним ползают вши. Солому возили с полей, которые начинались сразу за колючей проволокой с током. Каждое утро стучал железный засов, входил смеющийся офицер и красивая женщина, она по-русски говорила:
«Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд. Поведем вас кормить…» Они шутили, смеялись, а дети толкались, спотыкались, все хотели каши.
- Надо только 25 человек. Не ссорьтесь, подождите до завтра.
Я сначала верила, вместе со всеми бежала, а потом стала бояться. Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей? Как долго это продолжалось, не скажу. Детская память неточная, она запоминает только страх или только хорошее.
Слышим однажды шум, стрельбу, крик. Стучит железный засов – и в барак к нам врываются родные солдаты с криком: «Детушки!»
Солдаты берут нас на плечи, на руки по несколько человек. Целуют, обнимают и плачут, что у нас одни косточки. Выносят на улицу, и мы видим черную трубу крематория. Несколько недель нас лечили, кормили. Когда мы окрепли, повезли домой…»
Студент:
Глумление фашистских солдат над детьми не имели границ. В поселке Апшеронский Краснодарского края гитлеровцы заставили мальчика 10 лет под дулом автоматов закопать в землю расстрелянных на его глазах мать, отца и шестилетнюю сестру. После этого был расстрелян и он сам.
Фашизм – это когда на детей напускали овчарок.
«Собаки рвали детей… А немцы хохотали», - вспоминает Аня Павлова, который было 9 лет, когда началась война. «Мы тогда сядем над разорванным дитяткой и ждем, сердце у него остановится.. Снегом присыплем… Вот ему и могилка до весны…»
Преподаватель: Посмотрите на экран. Перед вами лишь некоторые фотографии, сделанные советскими фотокорреспондентами после освобождения советскими войсками заключенных фашистских лагерей. То, что они увидели в этих лагерях, вызывало ужас и потрясение: дымящиеся печи крематория, горы трупов, которые не успели уничтожить, приготовленная для переработки человеческая кожа, горы волос, детской обуви, одежды, чемоданов и многое другое. Даже голодные немецкие овчарки, которые были брошены своими бежавшими хозяевами и с опаской косились на наших солдат из своих будок.
Сегодня еще живы свидетели тех страшных испытаний, которые выпали на долю советских людей, те мальчишки и девчонки, которые пережили то голодное, холодное детство. Они рассказали нам о том времени в своих воспоминаниях, стихах, на встречах с молодежью. Я призываю вас уважительно относиться к ним, потому что они помогают нам правильно оценивать прошлое и
настоящее.
Досадно и обидно, что спустя столько лет появляются политические деятели, которые пытаются пересмотреть историю, забыть о тех лишениях и страданий, которые вынесли на себе народы Европы во время второй мировой войны. Поэтому многие здравомыслящие люди выступают с протестом против решения правительства Эстонии убрать памятник советскому Воину-Освободителю, где захоронены советские солдаты, погибшие при освобождении Эстонии. Российское правительство также выступило с осуждением принятого эстонским правительством закона. Хочется верить, что этого не произойдет. Это решение осуждают также и во многих европейских странах, где уважительно относятся к могилам советских воинов.
Заканчивая наш классный час, я хочу напомнить вам, что скоро наша страна будет отмечать 70-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это было страшное испытание для нашей страны и нашего народа, но мы выстояли и одержали победу. Свой вклад в эту победу внесли и маленькие граждане нашей страны. И мы обязаны помнить об этом не потому, что такие злопамятные, а для того, чтобы подобное не повторилось.
Закончить нашу беседу мне хочется словами известного поэта о детях военной поры:
Не щадя себя
в огне войны,
Не жалея сил
во имя Родины,
Дети
героической страны
Были
настоящими героями!
(Роберт Рождественский)
«Это не должно повториться». М. «Прогресс», 1985 г.)
Таня Николаевна Савичева http://ru.wikipedia.org/wiki/
Биография Татьяна Савичева http://www.peoples.ru/state/citizen/tanya_savicheva/
Это не должно повториться! [Текст] / Сост. П.Е. Масленников. - М. : Прогресс, 1985. - 292 с.
Саласпилс – детский лагерь смерти под Ригой. http://www.kulturologia.ru/blogs/140114/19765/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»
Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...
Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности» с презентацией
Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности»Форма проведения - круглый стол. Для создания необходимой эмоциональной атмосферы использованы:1 В...
Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70 - летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Военные топографы»
Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувс...
Разработка классного часа на тему : " Великая Отечественная война в литературных произведениях"
В данной публикации излагается ход урока по теме Великой Отечественной войны в литературных произведениях...
Методическая разработка классного часа на тему: "Юность, опаленная войной"
Методическая разработка классного часа на тему: «Юность, опаленная войной».Номинация: «Методика организации и проведения «Уоков мужества», торжественных мероприятий, посв...
Разработка классного часа на тему "Автомобили Великой Отечественной войны"
Методическая разработка класного часа на тему "Автомобили Великой Отечественной войны" посвещена 75-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.Готовность служить Оте...
Методическая разработка классного часа по теме: «12 декабря – День Конституции РФ (Конституционные права гражданина России)» для студентов 1 курса
Для проведения классного часа составлены вопросы на знание конституционных прав гражданина России, предложено решение анаграмм, знакомство с некоторыми статьями Конституции РФ, решение правовых ситуац...