Разработка классного часа на тему : " Великая Отечественная война в литературных произведениях"
план-конспект урока на тему
В данной публикации излагается ход урока по теме Великой Отечественной войны в литературных произведениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_literaturnogo_processa_perioda_velikoy_otechestvennoy_voyny.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий индустриально- строительный колледж»
Классный час на тему:
«Великая Отечественная война в литературных произведениях»
Преподаватель иностранных языков и экономики:
Шляпужникова Светлана Геннадьевна
г. Липецк
2018
Цель:
- сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость родины.
Задачи:
- привлечь внимание студентов к теме патриотизма;
- проверить умение учащихся самостоятельно систематизировать и обобщать материал.
Учебно – методическое оснащение:
- фотографии авторов;
- презентация;
- раздаточный материал;
- аудиозаписи песен военных лет;
- интерактивная доска;
- компьютер.
ХОД УРОКА
- Вступительное слово учителя
Добрый день, уважаемые коллеги и студенты! Сегодняшний урок мы с Вами посвятим важнейшей теме в жизни каждого человека, теме Великой Отечественной войны.
Война- это страшная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Об этом мы обязаны помнить всегда, ведь у памяти нет срока давности.
Литература периода Великой Отечественной войны – закономерное, неотрывное звено русской классической литературы, ее лучших патриотических традиций. И в то же время военный период в литературе – совершенно особый, имеющий свои неповторимые черты. Это литература «мобилизационная», развивавшаяся в экстремальных условиях. Война была тяжелым испытанием, но для многих литераторов, как и для всего народа, она стала временем подъема, прилива новых сил. С первых дней войны многие писатели стали корреспондентами газет и журналов, неоднократно выезжали на фронты, погружаясь в горячий, жгучий материал. Вдохновенно и с болью они рассказывали о героизме и страданиях нашего народа, о той исторической роли, которая выпала на его долю, о вкладе в общую – одну на всех – победу. Писатели стали осознавать свое творчество как общенародное дело, и это не могло не обогатить их, не сделать их произведения более глубокими, вызывающими ответный отклик у читателей.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет…
Писала Анна Ахматова в своём стихотворении «Мужество».
Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа - говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом - был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?
Одни, как В.Гроссман, К.Симонов, А.Твардовский, М.Шолохов, были «военкорами»- военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В.Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. 275 советских писателей с войны не вернулось. Среди них А.Гайдар, Евг.Петров, Ю.Крымов, В.Ставский, И.Уткин, А.Лебедев, Г.Суворов.
УЧЕНИК: Александр Трифонович Твардовский (1910–1971), работая в годы Великой Отечественной войны в военных газетах, побывал на многих фронтах, видел войну своими глазами. Помимо многочисленных корреспонденций, очерков и стихов (изданы поэтические сборники «Из фронтовых стихов», «Возмездие», «Смоленщина» «Фронтовая хроника» и др.), Твардовский написал поэму «Василий Теркин. Книга про бойца» (1942–1945), вошедшую в золотой фонд отечественной литературы.
С каждой главой перед читателем открываются не только новые грани теркинского характера, но и тяжкие, кровавые будни войны. В многочисленных лирических отступлениях звучит и голос самого автора, с его болью, мыслями, тревогами. «Василий Теркин», как позже писал Твардовский, был «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поручением, анекдотом и присказкой, разговором по душам, и репликой к случаю».
Вот как оценил эту поэму Иван Бунин: «…Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого… слова».
Ещё «гуще» правда о войне оказалась в поэме «Дом у дороги» (1942-1946), задуманной Твардовским «как плач о родине, как песнь, её судьбы суровой». В «Доме у дороги» и впрямь звучат интонации, близкие фольклорному жанру – плачу, причитаниям. Глубоко трагичны судьбы Андрея Сивцова и его жены Анны, угнанной с детьми в Германию. Впервые в тогдашней литературе с великой болью и состраданием было сказано о пленных, объявленных Сталиным «изменниками». Страстный монолог солдата, навсегда бесследно исчезнувшего, но как бы слившегося со всем миром, звучит в стихотворении «Я убит подо Ржевом» (1945-1946). Чеканной формой, напоминающей торжественную панихиду, отличается стихотворение
«В тот день, когда окончилась война» (1948). Эта «жестокая память» была в ту пору явлением огромного гуманистического и этического смысла, так как противостояла стремлению официальной пропаганды приуменьшить цену, которой была оплачена победа в войне.
Ученик читает стихотворение
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа.
Вначале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова.
ВОПРОС. Назовите эти жанры.
ОТВЕТ. (Публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Вспомните слова Алексея Суркова, который обозначил направление поэзии того грозного времени.
« У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать и зубами скрежетать…»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Поэзия была самым популярным и любимым жанром в годы Великой Отечественной войны. Она рождалась в землянках, в окопах, во время коротких передышек между боями. Многие из поэтов той поры не вернулись с полей сражений, но успели рассказать нам о себе и своём поколении:
УЧЕНИК: Николай Петрович Майоров Родился в деревне Дуровка Сызранского уезда Симбирской губернии в семье рабочих.
В 1937 годупоступил на исторический факультет Московского государственного университета.
С 1939 года одновременно учился в Литературном институте им. М. Горького, занимался в поэтическом семинаре Павла Григорьевича Антокольского.
В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области. Похоронен в братской могиле в селе Карманово Гагаринского района Смоленской области.
Ученик читает стихотворение
УЧЕНИК: Давид Самуилович Самойлов (1920–1990) добровольцем ушел на фронт, был рядовым бойцом, разведчиком. Он автор девяти поэтических сборников. Как и у всех фронтовых поэтов, тема памяти станет самой священной темой Самойлова. Его поэзия правдиво воссоздает время, воспевает славных соратников, изнурявших себя на поле брани, отдавших жизнь за свободу родной земли. Лучшее стихотворение Самойлова (1961 г.), по которому его безошибочно узнают, стихи, ставшие символом военного лихолетья:
«Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!»
Беспокойная память поэта вновь и вновь возвращается в военные годы: «Осень сорок первого», «Светлые печали», «За Непрядвой», «Часовой» – сильные и волнующие стихотворения о войне.
Понятие «память» в поэзии Д. Самойлова наполняется нравственно-философским содержанием, это катализатор совести. Постоянно звучащий мотив
сострадания побуждает читателя откликаться на все боли и тревоги мира.
Ученик читает стихотворение
УЧЕНИК: Юлия Владимировна Друнина (1924–1991) принадлежала к удивительному поколению, которое в трагическом сорок первом вполне закономерно стало поколением добровольцев. После неоднократных обращений в военкомат в 1942 году она попала на 2-й Белорусский фронт санинструктором, где получила свою первую солдатскую награду – медаль «За отвагу», была ранена, и в госпитале её «впервые за всю войну… вдруг снова потянуло к стихам». Первый стихотворный сборник «В солдатской шинели» вышел в 1948 г. С тех пор книги стихов Ю. Друниной издавались регулярно. Тема войны стала ведущей во всем её творчестве, а годы войны – органической частью и точкой отсчета, меркою во всей последующей жизни.
Именно в стихотворении, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом.
Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обёртке концентратов, они мелькали на броне танков, мчавшихся в атаку, падали дождём листовок из самолётного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.
Ученик читает стихотворение
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Рефрен стихотворения К. Симонова «Жди меня» стал символом верности разъединённых войной любящих сердец. Военная лирика прошедшего всю войну фронтовым корреспондентом Константина Михайловича Симонова была очень популярна в те годы, но не менее интересна и современным читателям.
Это стихотворение было написано в начале войны, вскоре после того, как военкор Симонов чуть не погиб под Могилевом. Печатать его он сначала не собирался, считал его слишком личным (оно было посвящено его жене – актрисе Валентине Серовой) и читал только самым близким. Но стихи переписывали от руки, и Симонов сдался – отдал их в печать. В декабре 1941 года стихотворение «Жди меня» опубликовала газета «Правда». Поэзию К. Симонова отличает живой и ясный язык, естественные и теплые интонации. В ней органично сплавлены две темы: война как трагическое испытание и любовь как самое высокое человеческое чувство. Наиболее известные стихи К. Симонова о войне: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Если дорог тебе твой дом…», «Майор привез мальчишку на лафете…»
Ученик читает стихотворение «Жди меня»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. Ощущение России в годы войны сделалось многостороннее и глубже. Даже попадая в тяжелейшие условия, писатели оказывались достойными сыновьями Советской Отчизны.
УЧЕНИК: Трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля (Муса Мустафович Залилов). Будучи тяжело раненым, он попал в плен. В концлагере Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Моабит и приговорён к смертной казни. Но поэт продолжал бороться, думая не о себе - о Родине:
Мой друг, ведь наша жизнь - она лишь искра
Всей жизни Родины - страна побед.
Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти
В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.
Поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине за участие в подпольной организации, но его тетрадь была сохранена участником антифашистского сопротивления бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать ее на родину. После окончания войны и выхода из тюрьмы Андре Тиммерманс отнес тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки популярному поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык. Впоследствии они были изданы под названием «Моабитские тетради». В 1956 году Мусе Залилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Муса Мустафиевич в 1957 году первым среди поэтов стал лауреатом Ленинской премии.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
В заключении нашего классного часа, мне хотелось бы представить Вам известные слова Ольги Берггольц, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
Давайте и мы будем помнить, не будем забывать какой огромный вклад в становление нашей с Вами жизни внесли военные поэты. Благодаря им можно хоть немного погрузиться в прошлое и пронести всю горечь жестокой и беспощадной войны!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Издание второе. Советский писатель.- М., 1975
2. Литература в годы Великой Отечественной войны. Проза военных лет. Поэзия военных лет. www.otvoyna.ru/proza3.htm
3. Материал взят[в сокращении] из Википедии, статья «Священная война» (песня) и газеты «Антенна»
4. Материал взят со страницы http://www. a-pesni.golosa.info/popular20/a-3veka.htm
5. «Образование Подмосковья. Открытый урок». Ежеквартальный журнал. №2 (8) апрель, 2009. Материалы из журнала.
6. Пьяных М.Ф. «Ради жизни на земле»: Русская поэзия в Великой Отечественной войне. М., 1985.
7. Чалмаев В.А., Зинин С.А.Литература,11 класс: Учебник для
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»
Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...
Классный час: "Женщины на Великой Отечественной войне"
Внеклассное мероприятие «Классный час: «Женщины на Великой Отечественной войне».Разработка внеклассного мероприятия утверждена «24» января 2014г. на ПМО «Информатика и вычислительная техника».Со...
Классный час о Герое Великой Отечественной войны Д.Е. Комарове
Классные часы, посвящённые военной тематике, играют огромную роль в формировании чувства патриотизма, гражданской ответственности перед страной, развивают кругозор в области военных знаний, помогают п...
Презентация классного часа на тему: "Великая Отечественная война в литературных произведениях"
В данной презентации изложен материал на тему Великой Отечественной войны, представлены краткие биографии поэтов...
Методическая разработка открытого учебного занятия на тему "Великая Отечественная война. Страницы военной истории"
Методическая разработка содержит развернутый конспект проведения учебного занятия по дисциплине "История", по типу студенческой научно-практической конференции, на тему " Великая Отечес...
Методическая разработка классного часа на тему: "Юность, опаленная войной"
Методическая разработка классного часа на тему: «Юность, опаленная войной».Номинация: «Методика организации и проведения «Уоков мужества», торжественных мероприятий, посв...
Разработка классного часа на тему "Автомобили Великой Отечественной войны"
Методическая разработка класного часа на тему "Автомобили Великой Отечественной войны" посвещена 75-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.Готовность служить Оте...