Методическая разработка классного часа по теме: «12 декабря – День Конституции РФ (Конституционные права гражданина России)» для студентов 1 курса
методическая разработка

Для проведения классного часа составлены вопросы на знание конституционных прав гражданина России, предложено решение анаграмм, знакомство с некоторыми статьями Конституции РФ, решение правовых ситуационных задач, рассмотрение проблемных ситуаций на примере нарушенных прав сказочных персонажей, позволяющих непринужденно погрузить студентов в правовую атмосферу, показать значимость в жизни каждого человека (гражданина) соблюдения конституционных норм и выполнения обязанностей.

Содержание материала направлено на правовое воспитание подрастающего поколения, расширение знаний Конституции РФ. Форма проведения мероприятия выбрана комбинированная, сочетающая элементы игры и практикума, в ходе которой ребята выполняют разного уровня и характера задания, проявляя свои знания Конституции РФ.

План и хронометраж проведения внеклассного мероприятия

 

Цель

Знакомство с Конституционными правами гражданина России

Задачи

 

1. Образовательная

1.Познакомить с конституционными правами и обязанностями человека и гражданина.

2. Развивающая

2. Способствовать обретению опыта решения правовых вопросов, умения действовать в соответствии с законом РФ.

3. Воспитательная

3. Формировать правовую культуру, уважительное отношение к российским законам, законопослушность.

Хронометраж

45 минут

Форма проведения

комбинированная (беседа/игра/практикум)

Педагогические технологии

(ее элементы)

игровая технология, практикум, технология проблемного обучения, технология критического мышления

Методы реализации

вопрос-ответ, отгадывание загадки, блиц-опрос, решение анаграмм, знакомство со статьями Конституции РФ, рассмотрение проблемных ситуаций

Форма организации познавательной деятельности

индивидуальная, фронтальная, командная

Средства обучения

  1. Извлечение из Конституции РФ
  2. Раздаточные материалы

Метод контроля

устный, письменный

Целевая аудитория

студенты 1 курса группа ОБ-1801

Место проведения

учебная аудитория

Хронометраж

 

I.

Организационный момент

 

II.

Целеполагание и мотивация

 

III.

Классный час

 

IV.

Подведение итогов игры

V.

Рефлексия

2 мин.

5 мин.

33 мин.

2 мин.

3 мин.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_mma.docx843.42 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

 профессиональное образовательное учреждение

«Садово-архитектурный колледж»

Методическая разработка классного часа по теме:

«12 декабря – День Конституции РФ

(Конституционные права гражданина России)»

для студентов 1 курса

Методист Мельник М.А.

Санкт-Петербург

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………...............................

3

План и хронометраж проведения классного часа……………………..

4

Ход мероприятия……………………………………………………………………………

5

1. История конституционного права в России…..……………..………………………

5

2. Правовые игры…………………………………………………………………………...

6

Литература и Интернет-ресурсы …………………………….......................................

13

Приложение 1.  Материалы к игре «Спрятанное слово»………………...................

 15

Приложение 2. Материалы к игре «Анаграммы»……………………………………...

16

Приложение 3. Материалы к игре «Сказка ложь, да в ней намек………………….

17

Приложение 4. Юридический практикум «Обязанности никто не отменял»……..

19

Пояснительная записка

Для проведения классного часа составлены вопросы на знание конституционных прав гражданина России, предложено решение анаграмм, знакомство с некоторыми статьями Конституции РФ, решение правовых ситуационных задач, рассмотрение проблемных ситуаций на примере нарушенных прав сказочных персонажей, позволяющих непринужденно погрузить студентов в правовую атмосферу, показать значимость в жизни каждого человека (гражданина) соблюдения конституционных норм и выполнения обязанностей.

Содержание материала направлено на правовое воспитание подрастающего поколения, расширение знаний Конституции РФ. Форма проведения мероприятия выбрана комбинированная, сочетающая элементы игры и практикума, в ходе которой ребята выполняют разного уровня и характера задания, проявляя свои знания Конституции РФ.

План и хронометраж проведения внеклассного мероприятия

Цель

Знакомство с Конституционными правами гражданина России

Задачи

1. Образовательная

1.Познакомить с конституционными правами и обязанностями человека и гражданина.

2. Развивающая

2. Способствовать обретению опыта решения правовых вопросов, умения действовать в соответствии с законом РФ.

3. Воспитательная

3. Формировать правовую культуру, уважительное отношение к российским законам, законопослушность.

Хронометраж

45 минут

Форма проведения

комбинированная (беседа/игра/практикум)

Педагогические технологии

(ее элементы)

игровая технология, практикум, технология проблемного обучения, технология критического мышления

Методы реализации

вопрос-ответ, отгадывание загадки, блиц-опрос, решение анаграмм, знакомство со статьями Конституции РФ, рассмотрение проблемных ситуаций

Форма организации познавательной деятельности

индивидуальная, фронтальная, командная

Средства обучения

  1. Извлечение из Конституции РФ
  2. Раздаточные материалы

Метод контроля

устный, письменный

Целевая аудитория

студенты 1 курса группа ОБ-1801

Место проведения

учебная аудитория

Хронометраж

I.

Организационный момент

II.

Целеполагание и мотивация

III.

Классный час

IV.

Подведение итогов игры

V.

Рефлексия

2 мин.

5 мин.

33 мин.

2 мин.

3 мин.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент
  1. Приветствие студентов.
  2. Проверка готовности студентов к классному часу..
  3. Организация внимания.

  1. Целеполагание и мотивация

Преподаватель:

Прием «Угадай-ка».

Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку и определить по отгадке чему будет посвящено наше мероприятие.

Есть закон один для всех,
Он – единственный и главный,
В нем – удача и успех
Нашей дорогой державы.

И закон сегодня тот
Родился, чтоб нами править.
С этим праздником охота
Нам всех россиян поздравить!

Вопросы:

1. Ребята, как вы думаете, о каком законе идет речь в загадке, догадались?

(Правильно, о Конституции РФ).

2. Какой государственный праздник приближается у нас в стране? Какого числа он будет праздноваться?

(Приближается государственный праздник День Конституции, который будет отмечаться 12 декабря).

3. Кто может вспомнить, сколько лет исполняется ныне действующей Конституции РФ?

(25 лет, обращаю ваше внимание на юбилейную дату со дня принятия основного закона страны).

4. Догадались, чему будет посвящено наше мероприятие? Как бы вы его назвали, используя цифру и слова?

(Конституции РФ, 12 декабря – день Конституции РФ).

  1. Внеклассное мероприятие

1. История конституционного права в России.

Преподаватель:

Норм и правил главный свод,

Вся страна по ним живет.

И сегодня праздник силы,

День Конституции России.

День основного закона России - праздник для каждого гражданина великой страны. Для каждого, кто уважает наше государство, его правовые основы само слово «Конституция» - это не пустой звук, ведь Конституция - гарантия всех наших прав и свобод, всего, чего мы имеем.

Вопросы:

1. Какие и кем предпринимались попытки внедрения конституционных норм?

2. Как вы думаете почему путь к появлению первой Конституции нашей страны был так долог и тернист?

3. В каком году была принята первая Конституция РСФСР?

4. Сколько раз и почему менялись Конституции в нашей стране?

5. Какая по счету Конституция РФ 1993 года?

Преподаватель:

Итак, Конституция РФ (от лат. «устройство») - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.

2. Правовые игры.

Преподаватель:

Давайте поиграем и узнаем насколько вы хорошо знаете конституционное право.

Игра «Да! Нет!»

Цель: проверить общие знания студентов на знание конституционных прав

Организация работы: фронтальная

Хронометраж: 3 минуты

Задание: Я зачитываю вопрос. Если это в пользу человека – то встаем, если утверждение противоречит закону, то продолжаем сидеть.

Вопросы:

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

- Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является Президент РФ?

- Нет!

Блиц-опрос по Конституции РФ

Цель: проверить знания студентов на предмет дат, терминов, понятий из области конституционного права.

Организация работы: фронтальная

Хронометраж: 5 минут

Задание: на вопрос, дается правильный ответ. Готовность студента к ответу сопровождается поднятием руки.

- Когда отмечается день Конституции? (12 декабря).

- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение).

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ).

-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф.? (Президент РФ).

-Какая форма правления в России? (Республика).

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (До 18 лет).

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия).

-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг).

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах).

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ).

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители).

- Можно ли, не находясь в России, но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, можно).

- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства).

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет).

Игра «Спрятанное слово»

Цель: сформировать умение из отдельных букв собирать слова, связанные с темой мероприятия.

Организация работы: командная

Хронометраж: 5 минут

Задание: на карточках представлены буквы, из которых нужно составить семь слов, имеющих отношение к нашему государству, составьте эти слова и из оставшихся букв составьте еще одно слово. Команда первая составившая слово, выходит в центр класса и на доске демонстрирует результат своей работы (приложение 1).

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

Ответы: флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица; Россия.

Игра «Анаграммы»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления при выполнении упражнения.

Организация работы: командная

Хронометраж: 3 минуты

Задание: отгадать и озвучить зашифрованные слова (приложение 2).

АРАНСТ

КУНТЕМОД

КОНЗА

ИПОКАЛИТ

ВЕНКЯИЦОН

ЯДПОРОК

ВОРАП

ДЫХОТ

РОЗАВИНАБЕО

ЛОВЧЕКЕ

ГРИННАДАЖ

ЦИКЛАРАДЕЯ

Ответ:

АРАНСТ

Страна

КУНТЕМОД

Документ

КОНЗА

Закон

ИПОКАЛИТ

Политика

ВЕНКЯИЦОН

Конвенция

ЯДПОРОК

Порядок

ВОРАП

Право

ДЫХОТ

Отдых

РОЗАВИНАБЕО

Образование

ЛОВЧЕКЕ

Человек

ГРИННАДАЖ

Гражданин

ЦИКЛАРАДЕЯ

Декларация

Игра «Сказка ложь, да в ней намек…»

Цель: проверить правовые знания из области прав и обязанностей человека и гражданина на примере сказочных героев.

Организация работы: парная

Хронометраж: 3 минуты

Задание: прочитайте ситуацию и ответьте, какое право было нарушено у сказочных героев (приложение 3).

1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА».

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

Ответ: право на свободу передвижений.

  1. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК».https://s59.radikal.ru/i165/1104/a3/0b53d7c68e1c.jpg

Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

Ответ: унижение достоинства личности.

  1. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». http://images.myshared.ru/6/563308/slide_8.jpg

Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

Ответ: право на отдых.

  1. Сказка А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».http://iknigi.net/books_files/online_html/112783/i_019.png

Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

Ответ: право на труд.

  1. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».http://www.v3toys.ru/kiwi-public-data/Kiwi_Img/57ce9960414a4.jpg

Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

Ответ: неприкосновенность жилища.

  1. Сказка «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК».https://kidsvisitor.com/media/event_images/10/4e/104e92df441dcf8ae80fc3be29f0041c3692cbf8.jpeg

Каким правом воспользовалась Настенька, отправляясь во дворец к чудовищу?

Ответ: право на свободу передвижения.

  1. Сказка «ЛИСА И ЗАЯЦ».http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/434895/main_434895_original.png

Какое право зайца нарушила лиса?

Ответ: право на неприкосновенность жилища.

  1. Сказка «ДЮЙМОВОЧКА».http://ladushki.info/assets/cache_image/78_1200x0_266.jpg

Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»?

Ответ: право на свободу вступления в брак.

  1. Сказка Р. Киплинга «МАУГЛИ».http://sdumki.ru/components/com_jshopping/files/img_products/full_img_1e01b14b-11f7-11e2-b901-2c768aa95375.jpg

Какое право Маугли постоянно пытался нарушить Шерхан?

Ответ: право на жизнь.

  1. Сказка «БУРАТИНО».http://cdn01.ru/files/users/images/cd/25/cd25de58848ff3bcad0659c9a6a809d6.jpg

Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?

Ответ: правом на образование.

Юридический практикум «Обязанности никто не отменял»

Цель: сформировать умение работать с нормативным актом, находить ответы на поставленные вопросы.

Организация работы: индивидуальная.

Хронометраж: 5 минут

Задание: внимательно изучите извлечения из основного закона, сделайте маркерные записи на листах бумаги основных обязанностей граждан и прикрепите их к магнитной доске (приложение 4).

Номера статей Конституции РФ

Обязанности по Конституции РФ

Ст. 15

Ст. 57

Ст. 58

Ст.59

Ст. 43

Ст. 44

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Открыть полный текст документа

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Ответ:

Номера статей Конституции РФ

Обязанности по Конституции РФ

Ст. 15

Соблюдать Конституцию и законы РФ

Ст. 57

Платить налоги и сборы

Ст. 58

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Ст.59

Защищать Отечество

Ст. 43

Получить основное общее образование

Ст. 44

Сохранять историческое и культурное наследие

IV. Рефлексия

Прикрепите на весы богини Фемиды знак «+», если вам мероприятие понравилось, вызвало интерес или знак «-«, если мероприятие не понравилось, показалось скучным, не интересным.https://ukranews.com/upload/news/2017/04/20/586bd01acf54c-femida_1200.jpg?v=1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

V. Подведение итогов мероприятия

Преподаватель:

Дорогие студенты! 12 декабря не «красный день календаря», но в любом случае я поздравляю вас с праздником - Днем Конституции Российской Федерации. Именно в этот день был принят основной закон нашего государства, который закрепляет интересы каждого гражданина и является фундаментом демократического развития российского общества. Остается только пожелать всем вам жить в соответствии с этим законом, а не преступать его! Ребята, спасибо вам за активную и плодотворную работу!

Приложение 1

Материалы к игре «Спрятанное слово»

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

Приложение 2

Материалы к игре «Анаграммы»

АРАНСТ

КУНТЕМОД

КОНЗА

ИПОКАЛИТ

ВЕНКЯИЦОН

ЯДПОРОК

ВОРАП

ДЫХОТ

РОЗАВИНАБЕО

ЛОВЧЕКЕ

ГРИННАДАЖ

ЦИКЛАРАДЕЯ

АРАНСТ

КУНТЕМОД

КОНЗА

ИПОКАЛИТ

ВЕНКЯИЦОН

ЯДПОРОК

ВОРАП

ДЫХОТ

РОЗАВИНАБЕО

ЛОВЧЕКЕ

ГРИННАДАЖ

ЦИКЛАРАДЕЯ

АРАНСТ

КУНТЕМОД

КОНЗА

ИПОКАЛИТ

ВЕНКЯИЦОН

ЯДПОРОК

ВОРАП

ДЫХОТ

РОЗАВИНАБЕО

ЛОВЧЕКЕ

ГРИННАДАЖ

ЦИКЛАРАДЕЯ

Приложение 3

Материалы к игре «Сказка ложь, да в ней намек…»

1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА».

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

Ответ: ____________________________

  1. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК».https://s59.radikal.ru/i165/1104/a3/0b53d7c68e1c.jpg

Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

Ответ: ____________________________

  1. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». http://images.myshared.ru/6/563308/slide_8.jpg

Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

Ответ: ____________________________

  1. Сказка А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».http://iknigi.net/books_files/online_html/112783/i_019.png

Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

Ответ: ____________________________

  1. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».http://www.v3toys.ru/kiwi-public-data/Kiwi_Img/57ce9960414a4.jpg

Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

Ответ: ____________________________

  1. Сказка «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК».https://kidsvisitor.com/media/event_images/10/4e/104e92df441dcf8ae80fc3be29f0041c3692cbf8.jpeg

Каким правом воспользовалась Настенька, отправляясь во дворец к чудовищу?

Ответ: ____________________________

  1. Сказка «ЛИСА И ЗАЯЦ».http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/434895/main_434895_original.png

Какое право зайца нарушила лиса?

Ответ: ____________________________

  1. Сказка «ДЮЙМОВОЧКА».http://ladushki.info/assets/cache_image/78_1200x0_266.jpg

Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»?

Ответ: ____________________________

  1. Сказка Р. Киплинга «МАУГЛИ».http://sdumki.ru/components/com_jshopping/files/img_products/full_img_1e01b14b-11f7-11e2-b901-2c768aa95375.jpg

Какое право Маугли постоянно пытался нарушить Шерхан?

Ответ: ____________________________

  1. Сказка «БУРАТИНО».http://cdn01.ru/files/users/images/cd/25/cd25de58848ff3bcad0659c9a6a809d6.jpg

Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?

Ответ: ____________________________

Приложение 4

Практикум «Обязанности никто не отменял»

Номера статей Конституции РФ

Обязанности по Конституции РФ

Ст. 15

Ст. 57

Ст. 58

Ст.59

Ст. 43

Ст. 44

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Открыть полный текст документа

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа, на тему: Всемирный день аутизма, «Человек дождя»

Методическое пособие разработано для проведения открытого классного час «Человек дождя»,приуроченного ко«Всемирному дню аутизма».Мероприятие имеет универсальный характер, может...

Методическая разработка классного часа на тему «НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО». посвященного памятной дате России — Дню неизвестного солдата

Классный час на тему "Никто не забыт - ничто незабыто" приуроченный ко Дню неизвестного солдата подходит для проведения классных часов как в отдельной небольшой группе учащихся, так и для об...

Методическая разработка классного часа по теме: «12 декабря – День Конституции РФ (Конституционные права гражданина России)»

Для проведения классного часа составлены вопросы на знание конституционных прав гражданина России, предложено решение анаграмм, знакомство с некоторыми статьями Конституции РФ, решение правовых ситуац...