Коррекционно - развивающая программа "Я не такой как все, и все мы разные"
методическая разработка на тему

Ройтблат Татьяна Фёдоровна

 

 

Цель: повышение самосознания, коррекция самооценки и формирование адекватного отношения к себе, снижение уровня тревожности у несовершеннолетних при поступлении в социально-реабилитационный центр.

Задачи:

1.                Более глубокое самопознание и установка на успех в решении собственных проблем.

2.                Коррекция самооценки, устранение коммуникативных проблем.

3.                Стимулирование познавательной активности и желания использовать приобретенные навыки в реальной обстановке.

 

Этапы реализации программы:

Первый этап – диагностический.

Второй этап – основной - организация целенаправленной воспитательной деятельности.

Третий этап – итоговый – анализ результатов реализации программы.

Программа состоит из пяти блоков, каждый из которых несет свою информацию и имеет свою цель, В программу включены как ролевые игры, так и упражнения на релаксацию. Имеют место просто обсуждения и выявление проблем путем бесед и дискуссий.

Для юношеского возраста приобретает особое значение сам анализ упражнений, акцент на саморегуляцию. Это помогает внутреннему принятию решений. Ведь осознание проблемы уже есть половина успеха в ее решении.

Рефлексия обязательна после каждого выполненного задания, что ведет к глубокому осознанию сделанного.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Омской области

Казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Программа

"Я не такой как все, и все мы разные"

Составили:

Педагог – психолог

 Ю.В. Левычкина

Воспитатель

Т.Ф. Ройтблат

г.Омск

 2013г.

Введение

Общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, и от того как оно протекает в этот возрастной период, зависит во многом будущие ребенка.

С раннего детства, с момента начальной стадии познания окружающего мира и себя как субъекта в нем, при наличии неблагоприятных факторов на личность ребенка (неполноценное и поверхностное его воспитание, неблагоприятная среда, неверные образцы ролевого поведения в период идентификации ребенка с окружающими его значимыми для него людьми и т. д.) возникают неверные представления у ребенка о себе, о своих возможностях, формируются неверные ценностные ориентации.

В данном возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания. Это проявляется в новообразованиях данного возрастного периода: "чувство взрослости", "чувство принадлежности к группе", в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения, что в свою очередь зависит от среды, в которой ребенок воспитывается, и от особенностей его интеллектуального развития. Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низкий, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро.

Актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что основными психологическими задачами данного возраста является самоопределение в сексуальной, психологической и социальной сферах, т. е. удовлетворение физиологической потребности, запускающей физическую активность подростка; потребности в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе; потребности в независимости от семьи; потребности в привязанности (в доверительных и глубоких отношениях); потребности в успехе, в проверке своих возможностей; потребности в самореализации и развитии собственного "Я".

Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень, чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто приводит к гиперкомпенсированному, аддиктивному или делинквентному поведению, что не способствует прогнозированию и анализу собственных поступков.

Один из психологических принципов гласит: "Измени ситуацию, а если не можешь, то измени свое отношение к ней". Но ребенок, формирующийся в негативной обстановке с неверными ценностными представлениями, не в состоянии оценивать ту или иную ситуацию адекватно, поэтому, на наш взгляд, важно помочь ему в этом. Начинать работу необходимо с самого ребенка, т. е. со стабилизации его эмоционального фона, с осознания наличия собственной проблемы и с создания установки на желание ее преодолеть.

Программа состоит из пяти блоков, каждый из которых несет свою информацию и имеет свою цель, В программу включены как ролевые игры, так и упражнения на релаксацию. Имеют место просто обсуждения и выявление проблем путем бесед и дискуссий.

Для юношеского возраста приобретает особое значение сам анализ упражнений, акцент на саморегуляцию. Это помогает внутреннему принятию решений. Ведь осознание проблемы уже есть половина успеха в ее решении.

Рефлексия обязательна после каждого выполненного задания, что ведет к глубокому осознанию сделанного.

Цель: повышение самосознания, коррекция самооценки и формирование адекватного отношения к себе, снижение уровня тревожности у несовершеннолетних при поступлении в социально-реабилитационный центр.

Задачи:

  1. Более глубокое самопознание и установка на успех в решении собственных проблем.
  2. Коррекция самооценки, устранение коммуникативных проблем.
  3. Стимулирование познавательной активности и желания использовать приобретенные навыки в реальной обстановке.

Этапы реализации программы:

Первый этап – диагностический.

Второй этап – основной - организация целенаправленной воспитательной деятельности.

Третий этап – итоговый – анализ результатов реализации программы.

Принципы проведения мероприятий:

-добровольность участия в мероприятиях (необходимо добиваться того, чтобы подросток сам захотел принять участие в мероприятии);

-непосредственное участие в мероприятии взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с подростком вовлечет их в игровую, творческую деятельность;

-предоставление подростку возможности выразить себя, свой взгляд на мир.

Мероприятия строятся на материале близком и понятном детям, соответствующим их возрастным особенностям и психическому развитию.

Структура занятия:

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

1.Вводная часть:

-актуализируется и задается тема.

2.Основная часть:

-отводится самая большая часть времени всего занятия; содержание этой части представляет реализацию задач программы.

3.Заключительная часть:

-подводятся итоги, оцениваются результаты, резюмируется вся важная информация.

Формы работы: групповая работа.

Методы работы:

-интеллектуальные игры;

-упражнения;

- творческие работы;

Диагностика  результатов реализации  программы проводится посредством методов наблюдения, анкетирования, тестирования.

Организация занятий:

Программа рассчитана на младших и старших подростков 10–16 лет. Предполагаемое количество детей от 5 до 12, планируется всего 12 тренинговых занятий.

Ведущие: педагог-психолог совместно с воспитателем.

Коррекционно-развивающие блоки программы:

1 Блок: Знакомство. Создание доверительной атмосферы в группе.

2Блок: Стабилизация эмоционального состояния, снятие состояния дискомфорта.

3 Блок: Повышение самосознания, формирование положительного отношения к себе.

4 Блок: Коррекция тревожности.

5 Блок: Раскрытие индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат:

  1. улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка;
  2. благоприятный психологический климат в детском коллективе;
  3. осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственный портфолио и умеющей работать над своими недостатками;
  4. повышение толерантности по отношению к окружающим;
  5. умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия;
  6. стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Критерии эффективности

1. Положительные изменения в поведении несовершеннолетних.

2. Формирование положительного отношения к себе.

3. Овладение способами и приемами саморегуляции.

Тематический план


п/п

название

кол-во

часов

содержание

исполнитель

1.

Давайте познакомимся


1

Занятие 1:

диагностическое занятие

педагог–психолог,

воспитатель

2.


Кто "Я"?


1

Занятие 2

Упражнения: "Я – образ"; "Я -  жест"; "Правила игры"; "Скульптура".

педагог–психолог,

воспитатель

3.

В кругу друзей

1

Занятие 3

Упражнения: "Каменная скульптура", "Пересадка", "Через стекло".

педагог–психолог,

воспитатель

4.

Я глазами других


1

Занятие 4

Упражнение: "Если бы я был тобой", "До и после", "Куда уходит злость?".

педагог–психолог,

воспитатель

5.

Мое настроение

1

Занятие 5

Упражнения: "Цепочка", "Комплимент", "Оправдание".

педагог–психолог,

воспитатель

6.

Я не такой как все, и все мы разные


1

Занятие 6

Упражнения: "Твоя роль", "Смена установки", "Роддом".

педагог–психолог,

воспитатель

7.

Я в своих глазах и в глазах других


1

Занятие 7

Упражнения: "Настойчивость", "Хвалить или ругать?", "Я не такой как все, и все мы разные", "Я".

педагог–психолог,

воспитатель

8.


Я могу


1

Занятие 8

Упражнение: "Ассоциация", "Пошли письмо", "Уверенный и неуверенный".

педагог–психолог,

воспитатель

9.

Глаза в глаза


1

Занятие 9

Упражнение: "Глаза в глаза", "Доверие", "Синяя корова".

педагог–психолог,

воспитатель

10.


Доверие


1

Занятие 10

Упражнение: "Совместимость", "Сказка", "Поводырь".

педагог–психолог,

воспитатель

11.


Я личность


1

Занятие 11

Упражнение: "Зона осознания", "Правый и левый мозг".

педагог–психолог,

воспитатель

12.

Возьмемся за руки друзья


1

Занятие 12

Упражнение: "Кляксы" ,"Сердце".

педагог–психолог,

воспитатель

1Итого занятий: 12 часов

Список используемой литературы

1. Зимбардо Ф. " Застенчивость". - М.: Педагогика, 2001.

2. Сатир В. "Как строить себя и свою семью".- М,: Педагогика-пресс, 1999.

3. Бойко В. "Энергия эмоций в общении". - М, 2006.

4. Хорни К. "Невротическая личность нашего времени". - М.: Прогресс, 2003.

5. Захаров А. "Неврозы у детей". - С-Н.: Дельта, 2006.

6. Хейнс У. "Мой мир и я". - М, 2003.

7.Райкрофт Ч. "Критический словарь психоанализа". - С-Н, 2005.

8. Рейнуотер Д. "Это в ваших силах". - М.: Прогресс, 2003.

9. Мерлин В. "Психология индивидуальности". -М, 2006.

10. Игры. Под ред. Петрусинского, часть 5. - М., 2004.

11. Игры. Под ред. Петрусинского, часть 6. - М., 2005.

12. Игры. Под ред. Петрусинского, часть 7. - М., 2005.

13. Колесников В. "Лекции по психологии индивидуальности". - М, 2000.

14. Тарбузов В. " Практический психотерапевт". - С-П.: Сфера, 2004.

15. Самоухина П. "Игры в школе и дома". - М, 2005.

16. Руководство практического психолога. Под ред. Дубровиной. -М, 2007.

17. Психологические службы. Под ред. Дубровиной. - М, 2007.

18. Каган В. "Неконтролируемый ребенок в семье". - С-П, 1996.

19. Абрамова Г.С. "Введение в практическую психологию". -Екат.: Деловая книга, 2005.

20. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. "Трудные ступени". - М, 2000.

21. Журнал практического психолога. №2. -М, 1996.

22. Журнал практического психолога. №3. - М, 1996.

23. Джеоф Грехэм. "Счастливый невротик". - М.: Класс, 2003.

24. Кон И.С. В поисках себя. - М.: Политиздат, 1984.

25. Доценко Е. "Не будь попугаем или как защититься от психологического нападения". -Тюмень, 2004.

26. Рудестам К. "Групповая психотерапия". - М, 2003.

27. Аникеева Н.П. "Воспитание игрой". - Новосибирск, 1997.

28. Лэндрет Г. Л. "Игровая терапия: искусство отношений". - М, 2004.

29. ОвчароваР.В. "Справочная книга школьного психолога". - М, 2006.

30. Крутецкий В.А. "Психология". - М, 2007.

31. Платонов К.К. "Психология". - М, 2007.

32. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". - Ярославль, 2006.

33. Шевандрин Н.И. "Применение методов психодиагностики в педагогической практике". - Ростов-на-Дону, 2003.

Приложение 1

Диагностические методики

Диагностика личностных особенностей: "Методика выявления уровня самооценки"; "Методика на определение акцентуаций характера по Леангарду", Проективная методика "Кактус", "Опросник Баса - Дарки".

Диагностика эмоционального состояния: "ЦТО" Люшера, "Личностная шкала проявления тревожности Спилбергера".

Определение особенностей темперамента: методика "Айзенка".

ТЕСТ АЙЗЕНКА

        Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Подготовьте бланк для ответов.  Если Вы согласны с утверждением, содержащемся в вопросе,  ставьте в бланке против его номера 1, если не согласны - 0. Не обдумывайте долго ответы на вопросы - давайте тот ответ,  который приходит в голову первым.  Не старайтесь произвести своими ответами хорошего впечатления - здесь нет "плохих" или "хороших" ответов.

  1. Любите ли Вы оживление и суету вокруг Вас?
  2. Часто ли у Вас бывало беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется,  а Вы не знаете чего?
  3. Вы из тех людей, которые "за словом в карман не лезут" ?
  4. Чувствуете ли Вы себя иногда то счастливым, то печальным без всякой на то причины?
  5. Остаетесь ли Вы на вечеринках и в компании в тени?
  6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и без ропота то, что Вам приказывали старшие?
  7. Вы часто испытываете обиду от несправедливого отношения к Вам?
  8. Вы большой любитель вкусно поесть?
  9. Бываете ли Вы в очень возбужденном состоянии - таком, что трудно сдержаться?
  10. Любите ли Вы бывать среди людей?
  11. Часто ли Вы теряете сон из-за Ваших тревог?
  12. Вы не прочь прихвастнуть, когда знаете, что слушатели все равно не смогут все в точности проверить?
  13. Могли бы Вы назвать себя беспечным человеком?
  14. Часто ли Вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?
  15. Любите ли Вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли Вы чувствуете себя равнодушным и усталым без причины?
  17. Подвижный ли Вы человек?
  18. Смеетесь ли Вы иногда, если кто-нибудь непристойно шутит?
  19. Часто ли Вам что-нибудь так надоедает, что Вы чувствуете себя "сытым по горло"?
  20. Чувствуете ли Вы себя неловко в новой или нарядной одежде?
  21. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить внимание на чем-то?
  22. Можете ли Вы быстро переводить Ваши мысли в слова?
  23. Часто ли Вы бываете в рассеянном забытьи?
  24. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?
  25. Любите ли Вы каверзные шутки?
  26. Часто ли Вы думаете о Вашем прошлом?
  27. Вы не упускаете удобного случая, чтобы познакомиться с новым человеком?
  28. Вы остро переживаете такие события, которые другим кажутся вполне обычными?
  29. Вы очень любите подолгу заниматься каким-то делом, чтобы освоить его до тонкостей?
  30. Прихвастываете ли Вы иногда?
  31. Чувствительны ли Вы к некоторым вещам?
  32. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на заведомо скучную вечеринку?
  33. Бываете ли Вы так возбуждены, что не можете усидеть на месте?
  34. Любите ли Вы планировать свои действия детально и заранее?
  35. Бывают ли у Вас головокружения?
  36. Если другие не замечают Ваших достижений, Вы умеете оставаться скромным и терпеливо ждать, не требуя к себе внимания?
  37. Делаете ли Вы некоторые дела лучше, обдумывая их в одиночку, чем обсуждая с другими?
  38. Случается ли у Вас одышка, даже если перед тем Вы не делали никакой тяжелой работы?
  39. Являетесь ли Вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так, как нужно?
  40. Подводят ли Вас нервы?
  41. Вы предпочитаете детально продумать последствия, прежде чем что-либо предпринимать?
  42. Не откладываете ли Вы на завтра то, что должны сделать сегодня?
  43. Нервничаете ли Вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?
  44. Делаете ли Вы обычно первым шаги к сближению, когда с кем-то знакомитесь?
  45. Бывают ли у  Вас головные боли?
  46. Вам удавалось сохранять бодрость духа в таких ситуациях, в которых другие "скисали" и отказывались от намеченного?
  47. Трудно ли Вам заснуть ночью?
  48. Говорите ли Вы иногда неправду?
  49. Говорите ли Вы иногда первое, что приходит в голову?
  50. Долго ли Вы переживаете после конфликта?
  51. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  52. Часто ли с Вами случаются неприятности из-за того, что Вы поступаете не подумав?
  53. Любите ли Вы шутить и рассказывать забавные истории своим друзьям?
  54. Вы всегда искренне радовались успехам других людей?
  55. Когда Вы огорчены, стремились ли Вы к тому, чтобы поделиться своими огорчениями с кем-либо?
  56. Часто, даже когда Вы утомлены, Вы стремитесь к общению, к тому, чтобы выговориться, развеяться в компании?
  57. Часто ли у Вас "сосет под ложечкой" перед важным делом?

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК  ЛЕОНГАРДА        

        Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос “да”, то поставьте в бланке под его номером знак “+”, если же не согласны или отвечаете “нет”, то знак “-”. Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет.

  1. У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.
  2. Вы чувствительны к оскорблениям.
  3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?
  4. Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не  убедитесь еще раз в этом.
  5. В детстве вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники.
  6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
  7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?
  8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
  9. Вы серьезный человек.
  10. Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?
  11. Предприимчивы ли Вы?
  12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит.
  13. Мягкосердечны ли Вы?
  14. Опуская письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в него?
  15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?
  16. Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?
  17. Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок.
  18. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств.
  19. Любят ли вас ваши знакомые?
  20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды?
  21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение.
  22. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв?
  23. Трудно ли вам долго усидеть на месте?
  24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы.
  25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
  26. Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их.
  27. Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома.
  28. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения ?
  29. Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии.
  30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
  31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным?
  32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
  33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом концерте?
  34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.
  35. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения.
  36. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью?
  37. Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость.
  38. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал?
  39. Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.
  40. Общительны ли Вы?
  41. В школе вы охотно декламировали стихи.
  42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
  43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
  44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?
  45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
  46. Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы  первым шаги к примирению?
  47. Вы очень любите животных.
  48. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось.
  49. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное.
  50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
  51. Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?
  52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.
  53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми.
  54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.
  55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.
  56. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий.
  57. Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.
  58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?
  59. В школе Вы подсказывали или давали списывать товарищам.
  60. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти  ночью одному через кладбище.
  61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?
  62. Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день?
  63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
  64. Бывают ли у Вас головные боли?
  65. Вы часто смеетесь.
  66. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете.
  67. Вы подвижный человек.
  68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.
  69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом.
  70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
  71. Вы очень боязливы.
  72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
  73. В юности Вы охотно участвовали в художественной самодеятельности.
  74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.
  75. Часто ли Вас тянет путешествовать?
  76. Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью.
  77. Легко ли Вас удается поднять настроение друзей в компании?
  78. Долго ли Вы переживаете обиду?
  79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?
  80. Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если случайно ставили на ней кляксу.
  81. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и  недоверием, чем доверчивостью.
  82. Часто ли Вы видите страшные сны?
  83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?
  84.  В веселой компании Вы обычно веселы.
  85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения?
  86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя.
  87. В беседе вы скупы на слова.
  88. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра.

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ

ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

        Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен  и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  1. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19.Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

        Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

Опросник Баса - Дарки

Инструкция. Предлагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ответить на 40 вопросов: либо «да», либо «нет». В ответном листе подчеркните свой ответ в соответствующей колонке. Пометок в самом опроснике, пожалуйста, не делайте.

  1. Во время спора я часто повышаю голос.
  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что я о нем думаю.
  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.
  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь внимание или доказать свою правоту.
  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
  7. Вспоминая прошлое, порой я чувствую обиду за себя.
  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня съедает зависть.
  9. Если я не одобряю поведения своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
  10. В большом гневе я употребляю сильные выражения (сквернословлю).
  11. Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
  12. Я бываю настолько взбешен, что бросаю вещи.
  13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
  14. В общении с людьми я часто чувствую себя как «пороховая бочка», в постоянной готовности взорваться.
  15. Порой у меня появляется желание зло подшутить над другим человеком.
  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
  17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
  18. В молодости у меня часто «чесались кулаки», и я всегда был готов пустить их в ход.
  19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до «рукопашной».
  20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
  21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
  22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.
  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать для меня что-нибудь хорошее.
  24. Если мне нанесут обиду, то у меня пропадает желание разговаривать с кем бы то ни было.
  25. Иногда я намеренно говорю плохие вещи про человека, которого не люблю.
  26. Когда я взбешен, я говорю самое злобное ругательство.
  27. В детстве я избегал драк.
  28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.
  29. Когда я взбешен, я могу хлопнуть дверью.
  30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
  31. Я постоянно своими чувствами и переживаниями  делюсь с другими людьми.
  32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
  34. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
  35. Меня раздражает, когда вещи и предметы лежат не на своем месте.
  36. Если мне не удается починить сломавшуюся и порвавшуюся вещь, то я в гневе ломаю и рву ее окончательно.
  37. Другие люди мне всегда кажутся более преуспевающими.
  38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
  40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Шкала Реактивной и Личностной Тревожности (ШРЛТ).

а. как вы себя чувствуете

               в данный момент ?

нет

это не так

пожалуй

это так

верно

совершенно верно

  1. Я спокоен

О

  1. Мне ничего не угрожает

О

  1. Я нахожусь в напряжении

П

  1. Я испытываю сожаление

П

  1. Я чувствую себя свободно

О

  1. Я расстроен

П

  1. Меня волнуют возможные неудачи

П

  1. Я чувствую себя  отдохнувшим

О

  1. Я встревожен

П

  1. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

О

  1. Я уверен в себе

О

  1. Я нервничаю

П

  1. Я не нахожу себе места

П

  1. Я взвинчен

П

  1. Я не чувствую скованности, напряженности

О

  1. Я доволен

О

  1. Я озабочен

П

  1. Я слишком возбужден и мне не по себе

П

  1. Мне радостно и приятно

О

  1. Мне все безразлично

О

В. Как  обычно  Вы чувствуете себя ?

нет

это не так

пожалуй

это так

верно

совершенно верно

  1. Я испытываю удовольствие

О

  1. Я обычно быстро устаю

П

  1. Я легко могу заплакать

П

  1. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

П

  1. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение

П

  1. Обычно, я чувствую себя бодрым

О

  1. Я спокоен, хладнокровен и собран

О

  1. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

П

  1. Я слишком переживаю из-за пустяков

П

  1. Я вполне счастлив

О

  1. Я принимаю все близко к сердцу

П

  1. Мне не хватает уверенности в себе

П

  1. Обычно, я чувствую себя в безопасности

О

  1. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

П

  1. У меня бывает хандра

П

  1. Я доволен

О

  1. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

П

  1. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть

П

  1. Я уравновешенный человек

О

  1. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах

П

Приложение 2

Занятия

1 Блок. Знакомство и раскрепощение.

Отводится 3 занятия по 3 часа.

Цель: Познакомиться с участниками, познакомить участников, если они не знакомы, создать благоприятную атмосферу, способствовать активному самораскрытию, принять правила группы, снять эмоциональную тревожность.

Занятие 1. "Давайте познакомимся ".

Диагностическое занятие

Занятие 2. "Кто "Я"?".

Упражнение "Я – образ".

Каждый участник презентует себя, называя три - четыре прилагательных, которыми может дать себе характеристику. Просить говорить четко и громко, чтобы говорящий преодолевал "словесный барьер". Постоянно подбадривать.

Упражнение "Я — жест".

Участники встают в круг и по очереди называют свое имя и одновременно делают какой-нибудь жест или телодвижение, которым хочет охарактеризовать себя. Каждый следующий участник, перед тем как назвать себя должен повторить все имена и жесты, названные перед ним,

После этого упражнения психолог раздает чистые карточки, на которых участники пишут свое имя крупно, чтобы можно было разобрать издалека.

Затем садятся в круг и обсуждают, какие усилия прикладывал каждый, чтобы охарактеризовать себя.

Упражнение "Правила группы".

Участникам предлагается принять правила группы. Даются для обсуждения правила, которые группа должна стараться выполнять:

-здесь и теперь; быть активным;

Я - высказывания;

- не оценивать; не осуждать; искренность;

-искать положительные моменты;

- конфиденциальность.

Можно по желанию участников, изменить какие - либо пункты, добавить другие правила.

Упражнение "Скульптура".

Участники делятся на пары. Им дается задание: "один из вас сейчас - скульптор, а другой - глина. По вашему желанию можете "слепить", что хотите из этой "глины".

Дается пять минут, затем нужно попросить их поменяться местами - тот, кто был "глиной" станет "скульптором" и наоборот.

После упражнения идет обсуждение: кто себя чувствовал лучше в качестве "скульптора", а кто в качестве "глины". Анализируется зависимость (аналогия) жизненных позиций участников.

В конце занятия каждый желает что-нибудь сидящему справа.

Занятие 3."В кругу друзей "

Занятие начинается с того, что все участники делятся впечатлением о прошлом занятии, вспоминают, что они делали. Делятся своим сегодняшним состоянием,

Упражнение "Каменная скульптура".

Один из участников "застывает" в центре круга с окаменевшим лицом. Задача остальных - всем вместе "оживить" этого человека. Можно использовать жесты, мимику, взгляды, слова и т. д. Но нельзя прикасаться к "скульптуре". После того, как скульптура "ожила", на ее место можно поставить другого. Это упражнение направлено на установление контакта, доброжелательное поведение, раскрепощение. Психолог просит по 10-бальной шкале оценить свое состояние.

Упражнение "Пересадка".

"Нам нужно научиться пересаживаться. Нужно пересчитаться слева - направо. Все запоминают свои номера и своих соседей. Теперь, по сигналу, пересаживаемся по номерам, но уже справа - налево. Хорошо, Теперь, поменяйтесь местами те, у кого карие глаза! Так, спасибо. Сейчас быстро пересаживаемся по цвету волос: справа — самые темные, слева — самые светлые. Хорошо". Затем нужно коллективно выбрать самого активного и внимательного. Предложить победителю занять самое удобное место.

Упражнение "Через стекло".

Это упражнение направлено на развитие невербального интеллекта, на понимание партнера по жестам, на установление доверительных отношений. Участникам предлагается "сказать"что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: " Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", или "Принеси мне стакан воды, я хочу пить". Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую передает партнер.

Рефлексия задания: просто или сложно было понять фразу, передать фразу.

Рефлексия блока:

Как участники оценивают собственную активность. Насколько им, по их мнению, удалось преодолеть психологические барьеры. Насколько они довольны собой.

Перед окончанием занятия все делятся своими впечатлениями. Пусть выскажут недостатки прошедших занятий. Это делается для улучшения способности анализировать, выделять достоинства и недостатки своих действий.

2 Блок. Снятие состояния дискомфорта.

Отводится 2 занятия по 3 часа.

Цель: Снижение эмоционального напряжения.

Занятие 4."Я глазами других"

Занятие начинается с приветствий участников друг друга. Они делятся своими чувствами и настроениями на данный момент.

Упражнение "Если бы я был тобой".

Оно направлено на расширение своих представлений о внутреннем мире другого человека: о его чувствах, мыслях, образах. Ведь зачастую мы проектируем свой мир на других. Нужно поделиться на пары. "Сначала присмотритесь к своему партнеру, постарайтесь принять его позу и ощутить себя в его "шкуре". Когда вы почувствуете себя им, то попытайтесь рассказать ему от его лица о том, что, по вашему мнению, он сейчас чувствует, какие мысли приходят ему в голову, какие предметы обращают на себя внимание, какие ощущения в теле он испытывает. Партнер, молча, слушает. Дается на это пять минут. Теперь тот, кто слушал, сообщит вам о том, что верно было замечено вами, что ошибочно, а также дают более широкую картину того, что с ними происходило на самом деле. Хорошо. Теперь те, кто слушал, начинают также "ощущать себя" другим. " Затем - обсуждение.

Нужно, чтобы все сели в круг и рассказали по очереди, как они "входили" в состояние своего партнера, как изменилось их представление друг о друге.

Упражнение "До и после".

Материал: цветные карандаши и бумага.

Это упражнение направлено на изменение эмоционального состояния.

"Сейчас вы нарисуете картину, как вы видите себя, свою жизнь, свои чувства. Дается 10 минут. Внимательно посмотрите на картину, запомните ее. А теперь закройте глаза (нужно включить медленную музыку). Расслабьтесь, почувствуйте свое тело. Прислушайтесь к своим ощущениям. Представьте, что вы находитесь на солнечной поляне, в лесу. Солнце светит, птицы поют, теплый ветер нежно касается вашей кожи. Здесь хорошо и уютно. Постойте там и согрейтесь (дается 3 -5 минут). Вы понемногу возвращаетесь из леса сюда, в эту комнату, в нашу группу. Снова ощущаете себя сидящим на стуле. Итак, хорошо. А теперь еще раз глубоко вздохните и откройте глаза. Вы чувствуете себя отдохнувшим и бодрым. Теперь вновь взгляните на свой рисунок. У вас появилось желание что - то исправить в нем? Давайте, исправляйте. Хорошо, молодцы".

После упражнения каждый делится своими чувствами и ощущениями, рассказывает, что он изменил в своей картине и почему.

Упражнение "Куда уходит злость? ".

Данное упражнение направлено на выражение и отреагирование таких эмоций, как злость и агрессия, после выплеска этих эмоций, наступает разрядка, уходит эмоциональное напряжение.

"Возможно, не всем все нравится в обстановке, людях, в самом себе. Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (это может быть недовольство ведущим, грусть, неприятный свет в помещении и т. д.). Что бы вы хотели сказать плохого? Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии. Пожалуйста. Начинайте. По очереди постарайтесь выразить, по возможности, все, что накипело. Это - игра, так что все должны воспринимать условность происходящего и судить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань". Каждый высказывается. "А сейчас, давайте вообразим такую картину: Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается вверх и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала достаточно явной". Упражнение закончено.

Теперь каждый высказывает свои ощущения, свои чувства. На прощание каждый желает соседу справа что-нибудь.

Занятие 5."Мое настроение"

Все приветствуют друг друга и вспоминают, чем занимались на прошлом занятии.

Упражнение "Цепочка".

Это упражнение дает возможность быть ведущим и ведомым.

Группа встает в ряд. Участник, стоящий впереди, является ведущим. Ведущий спонтанно и творчески двигается по комнате, ведя за собой весь ряд. Экспериментируйте с различными импровизированными движениями, тела. Остальные члены группы должны следовать за ним, сохраняя ряд. Через несколько минут ведущий переходит в конец этого ряда, чтобы стоящий за ведущим стал первым. Нужно выполнять упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.

Это упражнение поможет расслабиться тем, кого водят, и сосредоточиться на ведении группы.

Упражнение "Комплимент".

Задание направлено на выражение положительного отношения друг другу.

Участники становятся в круг и начинают по очереди говорить что-нибудь положительное одному из участников. Знаками внимания могут отличаться личностные качества, внешность, умение, манера поведения и т. д. В ответ слушающий говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я... ". Затем, после того как все выскажутся, каждый может сам о себе что-нибудь сказать хорошее. Это упражнение учит выражать свое положительное отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания. После выполнения задания необходимо провести тщательный анализ того, что происходило здесь.

Упражнение "Оправдание".

Упражнение направлено на развитие умения защищать себя и свои поступки. Попытка положительно отнестись к своим недостаткам.

Участники выбирают человека в группе, о котором придумывают и рассказывают смешную историю, например: "Ты, знаешь, мы вчера тебя видели на дискотеке, ты там такое вытворяла... "и т. п. История заканчивается вопросом: "Как ты объяснишь свое поведение и то, что произошло? " Оправдываясь, участнику нельзя ссылаться на сон, алкоголь, наркотики и т. п. Первая фраза должна звучать так: "Да, это было на самом деле, я так делал, потому что я... " Необходимо каждому участнику оправдаться.

После выполнения задания происходит детальное обсуждение пережитых ощущений.

На этом упражнении завершается 2 блок.

Участники благодарят друг друга и делают друг другу комплименты. Сами участники могут выбрать форму прощания.

Рефлексия блока: Что и зачем мы приобрели? Изменилось ли эмоциональное состояние участников?

3 Блок. Гармонизация противоречивой личности.

Отводится 3 занятия по 3 часа.

Цель: Навык узнавания эмоции по внешним признакам и сигналам. Умение выражать свои эмоции другим. Умение получать информацию, выработка доверия, выработка решительности.

Занятие 6."Я не такой как все, и все мы разные"

Упражнение "Твоя роль".

Это задание направлено на выявление своего типа общения: агрессивное, уверенное и неуверенное общение. Участникам предлагается ситуация в которой, они должен общаться на трех уровнях: уверенно, неуверенно, агрессивно.

В начале - объяснить отличие успешного и агрессивного общения: уверенное общение строится на основе аргументации и фактов, а агрессивное - на основе эмоций и негативного отношения. Ситуации, предлагаемые для разыгрывания, могут быть различными:

1.Вы одолжили вашей подруге любимую и редкую книгу. Она вернула ее с большой задержкой и с жирными пятнами на страницах. Ваши действия.

2.Соседский мальчик в третий раз разбивает ваше окно. Родители у него получают не очень много. Ваши действия.

3.Магазин закрывается в семь часов. На ваших часах шесть часов пятьдесят минут. Но продавец уже закрывает двери, говоря, что кассу уже сдал, А. у вас закончился стиральный порошок. Стирка в самом разгаре, а порошка нет. Ваши действия (условие - нужно купить порошок).

Во время проигрывания необходимо просить участников, угадывать какие эмоции проявляются. После выполнения, проанализировать происходившее: кому какое общение давалось легко, а какое - с трудом.

Упражнение "Смена установки".

Участники делятся на пары. Садятся лицом к лицу партнера и, глядя прямо в глаза, говорят три фразы, начинающиеся со слов: "Я должен... ". Партнер ответно сразу же говорит свои три фразы, начинающиеся словами: "Я должен.... " Теперь они должны вернуться к своим фразам и заменить слова "Я должен" на "Я предпочитаю", сохраняя неизменными остальные части. Затем нужно выслушать измененные утверждения партнера. Потом делятся своими переживаниями.

Следующим моментом будет следующее: партнеры по очереди говорят фразы, начинающиеся словами: "Я не могу". Затем нужно изменить фразу "Я не могу"на "Я не хочу", сохраняя остальные части неизменными. Участники делятся с партнерами своим опытом и смотрят, могут ли они почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность.

По очереди произносятся три фразы, начинающиеся словами "Мне надо", а затем заменить "Мне надо" на "Я хочу". Нужно посмотреть, ведет ли замена необходимости - желанием к ощущению свободы или к облегчению. Ребятам нужно задумываться: является ли то, о чем они говорили, чем-нибудь действительно жизненно необходимым для них, или чем-то тем, что им хотелось бы, но без чего можно прожить.

И последнее. По очереди нужно сказать три фразы, начинающиеся со слов "Я боюсь, что", затем начало фраз "Я боюсь, что" нужно заменить на "Я готов к тому, что", оставив остальные части без изменения. Пусть посмотрят, мешает ли страх достижению важных целей и приобретению интересующего опыта.

Слова "Я должен", "Я не могу", "Мне надо", "Я боюсь, что" отрицают способность человека быть ответственным. Изменяя свой язык, можно сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия, ведь язык - это выражение мышления. А изменяя свой язык, можно изменить и отношение.

Упражнение "Роддом".

Это задание направлено на понимание эмоций по сигналам, мимике, жестам, то есть развивается невербальный интеллект.

Участникам дается задание; "Вы пришли к роддому, где у вашей сестры, подруги родился ребенок, Ваша сестра, подруга не может открыть окно и, вы общаетесь с ней через закрытое окно с четвертого этажа (на четвертом этаже лежит ваша подруга, сестра) ".

Участникам раздаются карточки с информацией, которую они должны передать, например: родился мальчик, вес 3.600 кг, чувствует себя хорошо, ест хорошо. Но мать себя не очень хорошо чувствует. Сын похож на отца, только волосы мамины и т.д.

Тот, кто получает информацию, может говорить, спрашивать. А отвечающий общается только с помощью жестов, мимики,

Обсуждение: что легче - отгадывать или передавать информацию?

На этом занятие окончено. Все прощаются и желают друг другу что-нибудь.

Занятие 7."Я в своих глазах и в глазах других"

Начинается с приветствия и высказывания своих мыслей по поводу прошлого занятия.

Упражнение “Настойчивость”.

"Нужно поговорить об одном необходимом всем качестве - настойчивости. Воля и страсть в правильном сочетании дают неотразимый эффект настойчивости. У кого нет настойчивости, могут и не помышлять об успехе. Настойчивость понимается как состояние сознания, включающее: ясность намерений, уверенность в себе, определенность планов, тщательность анализа, возможность сотрудничества, силу воли. Оцените самокритично, чего вам не хватает. Каждый недостаток запишите на листе бумаги в виде шутки или афоризма, Действуйте! Заметим, что основные враги успеха: не понимание своих желаний, промедление, отсутствие интересов к знаниям, колебание и нерешительность, привычка ссылаться на, обстоятельства, равнодушие, бросание дел незавершенными, отсутствие четкого плана, неумение учитывать изменение идей, отсутствие честолюбия, страх перед критикой. Оцените трезво, что из этих качеств вам свойственно и решительная борьба с ними может начаться немедленно, как только вы сможете вывести девиз или афоризм навстречу искоренению этих недостатков. Запишите на бумаге, как вы себе мыслите преодоление всех этих препятствий. Если вы смогли превратить в шутку некоторые из упомянутых, но имевших, место у вас недостатков, считайте, что вы уже на пути к их искоренению. Спасибо! ".

Затем каждый участник зачитывает свои девизы и отвечает на вопрос: сознает ли он эти препятствия и считает ли нужным бороться с этими качествами.

Упражнение "Хвалить или ругать? ".

Цель: показать как неуверенность или уверенность зависят от других людей, что все очень разные и этим интересны друг другу.

Участники становятся в круг. Начинают перебрасываться мячиком. Сначала нужно каждому, кто поймает мяч, сказать, что значат понятия "ругать" и "критиковать". Каждый последующий должен повторить все, что было сказано до него, и предложить свое объяснение.

Затем, участникам предлагается мимикой и жестами, без слов, выразить, что они испытывали бы, если бы все сказанное относилось к ним. Затем по кругу все высказывают свои переживания,

После этого опять перебрасываются мячом, но, уже объясняя понятия “хвалить” и “поощрять”. Правила те же - каждый повторяет услышанное и предлагает свое. После чего позой и жестами, а затем и словами выражаются и называются переживания вызываемые похвалой.

В обсуждении указывается и подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или не уверенно.

Упражнение "Я не такой, как все, и все мы разные".

Участникам: предлагается в течение десяти минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое "радость". Нужно оговорить, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания складываются в коробку, где уже лежит некоторое количество описаний и рисунков на эту же тему. Все перемешивается, вынимается большая пачка, которую участники по очереди рассматривают, передавая листки друг другу. Нужно попросить ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия "радость". Проводиться обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи.

Листки вновь складываются в коробку, перемешиваются, вынимаются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется почему. Нужно сделать вывод с акцентом на то, что каждый человек - особенный и неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

Упражнение "Я".

Участникам дается задание ответить на вопрос: "Почему я заслуживаю уважение? " -следующим образом: нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте портрет себя. Затем вдоль лучей они должны написать все свои достоинства, все хорошее, что они о себе знают. Нужно постараться, чтобы лучей было как можно больше.

Затем происходит обсуждение, легко ли было нарисовать и описать свои достоинства. Дается задание на дом: повесить этот рисунок в своей комнате и по мере своих возможностей дописывать все хорошее о себе.

На этом занятие заканчивается. Все прощаются до следующей встречи с пожеланиями друг другу.

Занятие 8."Я могу" 

Начинается с приветствия и высказывания своих мыслей по поводу прошлого занятия. Сегодня мы поговорим с вами на тему: "Я в своих глазах и в глазах других людей".

Упражнение "Ассоциация".

Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь, кого вышедший должен узнать по ассоциациям. Первый участник, который вышел, входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: "На какой цветок он похож? ", "На какой вкус? ", "На какую песню?", "На какую книгу? "и т.п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Можно задать семь вопросов, после чего он должен назвать, кого загадали. Если угадывает, тот, кого назвали, становится водящим. Если нет, - уходит вновь.

После задания идет обсуждение: когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано? Выделить мысль о различии между тем, какими мы представляемся самим себе, какими - другим людям.

Упражнение "Пошли письмо".

Участники встают в круг, крепко держась за руки. Водящий - почтальон - в центре. Он говорит: "Я посылаю письмо от Оли к Леше". Оля начинает передавать "письмо". Она пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока "письмо" не дойдет до Леши. Цель почтальона – "перехватить письмо", то есть увидеть, у кого из участников оно находится. Водит до тех пор, пока не "перехватит письмо". Каждый участник группы обязательно должен побывать в роли почтальона. Игра учит внимательности. Если почтальон быстро "перехватывает письмо", его чувство уверенности возрастает.

Упражнение "Уверенный и неуверенный".

Участники делятся на две группы. Им предлагается в группе обсудить, проанализировать и дать описание:

1 группе - внешнего вида уверенного и неуверенного в себе человека,

2 группе - внутреннее состояние уверенного и неуверенного в себе человека.

Результаты пишутся на плакатах и вешаются на стену. Обсуждение происходит по вопросам:

1) почему именно так выглядит уверенный и неуверенный человек;

2) почему эти состояния присущи уверенному и неуверенному человеку. На этом занятие заканчивается.

Участники делятся о своих ощущениях после занятия. Рассказывают, что изменилось в их представлении о себе. Дома им рекомендуется как можно чаще вспоминать о внешнем и внутреннем состоянии уверенного в себе человека.

Рефлексия блока:

Какие новые качества вы приобрели? Чувствуете ли вы себя увереннее

4 Блок. Коррекция тревожности.

Отводится 2 занятия по 3 часа.

Цель: понизить уровень тревожности, снять состояние дискомфорта. Занятие 9."Глаза в глаза"

Все приветствуют друг друга. Делятся своим настроением. Можно поиграть в какую-нибудь подвижную игру, недлительную по времени, чтобы снять состояние психологического дискомфорта.

Упражнение "Глаза в глаза".

Некоторые люди испытывают трудности при прямом взгляде в глаза другому, особенно если этот человек противоположного пола. Это вызывает чувство тревожности и беспокойство. Попробуем потренироваться, как можно без опаски смотреть друг другу в глаза, Участники делятся на пары, садятся друг против друга. Ведущий говорит: "Расслабьтесь, примите удобную позу. Посмотрите в глаза друг другу и задержите взгляд на довольно продолжительное время. Приблизительно 3 минуты. Вы отведете взгляд по сигналу. Итак, начали. Спасибо. А теперь обменяйтесь впечатлениями. Что вы чувствовали при взгляде в глаза партнера? Что вызывало затруднение? Можете поинтересоваться, какое впечатление производит ваш взгляд, что в нем можно прочитать? " Все обсуждения должны находиться в рамках поддержки, ни в коем случае не должны ранить партнера. Но нужно стремиться сообщить друг другу как можно больше объективной информации. Затем нужно переформировать пары и повторить задание. При сравнении разных партнеров можно получить ценный опыт.

Упражнение "Доверие".

Это задание на доверие друг к другу. Один участник встает спиной к остальным и, положившись на судьбу, будет смело падать на руки своих партнеров, заботливо и вовремя подставленных под его спину. После падения участнику предлагается выставить остальным оценки по 10 - бальной шкале: насколько вы ощутили поддержку каждого из них. Затем участники по очереди делают самое.

В заключении нужно обсудить, какие новые переживания и осознавания они испытали во время упражнения.

Упражнение "Синяя корова".

Многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Это игра предлагается, как средство избавится от этого опасения.

Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание. Можно давать название предметов, часто встречающихся в обиходе. Вторая группа делегирует своего участника, которому сообщается загаданное слово. Последний  должен изобразить это слово только при помощи жестов, мимики, телодвижений, а его команда попытается понять, что было загадано. Затем следующий и т.д.

Обсуждение происходит по вопросам: Какие чувства вы испытывали, изображая слово? Легко ли было изображать?

Психолог просит каждого участника определить состояние тревожности по 10 - бальной шкале. Все прощаются до следующего занятия.

Занятие 10."Доверие"

Участники здороваются. Психолог просит описать происходящее на прошлом занятии и сказать, что они для себя выделили.

Упражнение "Совместимость"

"Давайте оценим готовность к совместным действиям. Для того чтобы выбрать партнера по общению для этого задания, нужно проделать следующее: подходите последовательно к каждому и становитесь спиной к спине, не касаясь". Психолог проводит рукой сверху вниз в промежутках между спинами. У идеальных: партнеров по общению обычно после движения руки, спины как бы склеиваются. После этой процедуры группа разбивается на пары, в соответствии с результатами опыта. Теперь дается тема для обсуждения в паре: По каким причинам я тревожусь? Что нужно сделать, чтобы тревога прошла (по каждой причине обсуждать). Сначала один партнер говорит, а другой слушает. После выявления причин первым партнером, второй рассказывает ему о том, что тот должен сделать, что тревога прошла, т. е. Отвечает на второй вопрос. Потом меняются местами. Обсуждается, на сколько действенны данные советы друг другу.

Упражнение "Сказка".

Это задание поможет изменить видение стереотипных вещей.

Участникам предлагается придумать сказку. Первый участник начинает рассказывать. Произнести можно две - три фразы. Затем следующий, и так далее, пока сказка не будет приведена к логическому завершению.

Обсуждение проходит по вопросу: легко ли было сочинять нестандартную сказку.

По ходу сочинения проследить, кто какие ситуации придумывал и проанализировать.

Упражнение "Поводырь".

Это задание направлено на развитие доверия и развитие ответственности.

Участники делятся на пары. Между собой решают, кто будет "слепым", а кто "поводырем". Психолог рассказывает, что "поводырь" должен провести "слепого" по всей комнате так, если бы тот действительно ничего не видел, объясняя ему, какие предметы попадаются им на пути, давая к ним прикоснуться. Он должен держать его за кисть руки. "Слепому" надевается повязка на глаза. Ведущий должен предупреждать обо всех препятствиях, попадающихся на пути, На это дается 15 - 20 минут. Затем они меняются местами и делают тоже самое.

Обсуждается, кому больше понравилось быть ведущим и почему, а кому - ведомым и тоже назвать причины. Спросить, в чем они видят смысл упражнения.

Занятие заканчивается. Участники определяют свою тревожность по 10-бальной шкале. Прощаются по предложению и решению группы.

Рефлексия блока:

Открыть механизмы снятия тревожности. Снятие психологического дискомфорта.

5 Блок. Раскрытие индивидуальных особенностей.

Отводится 2 занятия по 3 часа.

Цель: помочь участникам понять некоторые качества и свойства личности. Занятие 11."Я личность"

Упражнение "Зоны осознания".

Наш опыт осознания может быть подразделен на три зоны: внешний мир, внутренний мир нашего тела и мир мыслей и фантазий. Выберите партнера, сядьте лицом к лицу, расслабьтесь. Почувствуйте себя, свое тело. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю, что,.. " - и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном осознании ощущений, возникающих в результате воздействия предметов внешнего мира, например: запаха косметики и т. д.

Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внешнего мира в течение одной или двух минут. Старайтесь избегать интерпретации, оценивания или фиксации на чем-то одном, оставайтесь в контакте исключительно со своим осознанием внешнего мира. Теперь переключитесь и слушайте, как ваш партнер рассказывает о своем осознании. Если вы чувствуете, что партнер соскальзывает в среднюю зону и начинает интерпретировать или оценивать, дайте обратную связь и помогите ему вернуться во внешнюю зону.

Теперь обратите внимание на стимулы вокруг вас. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю... "- и заканчивайте его сообщением о его осознании внутренних ощущений, таких, например, как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке и т. п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внутренней зоны около минуты. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим осознанием внутренней зоны.

Средняя зона осознания включает психическую активность, отличную от текущего опыта, такую, как воспоминания, планы, подозрения, фантазии. Начинайте предложения словами: "Сейчас я осознаю... " - и заканчивайте его сообщением о своем осознании интереса к тому, сколько времени, об осознании тревоги по поводу только что выполненной письменной работы или об осознании предположения о содержании мыслей партнера. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим осознанием средней зоны.

После того как вы идентифицировали три зоны осознания, понаблюдайте, куда поведет вас сознание, если не сосредоточиваться на какой-либо конкретной зоне. Начинайте предложения словами: "Сейчас я осознаю... " - и закашивайте его сообщением о том, что вы осознаете в данный момент, к какой бы зоне - внешней, внутренней или средней - это ни относилось. Вы можете обнаружить, что большая, часть осознаваемого вами относится к средней зоне. Вы можете так же обнаружить связи между тремя зонами: например, начать осознавать шум в комнате (внешняя зона), вообразить, что кто-то наблюдает за вами (средняя зона) и испытать одышку и сухость во рту (внутренняя зона).

Как только вы полностью идентифицировали каждую зону и понаблюдали, куда поведет вас осознание, вы готовы совершенствовать свою способность к концентрации. Вы можете расширить сферу осознания, каждой зоны и возможность их различения, переходя из одной зоны в другую. Сначала двигайтесь туда обратно из внутренней во внешнюю зону, Заканчивайте предложение "Сейчас я осознаю... " сообщением из внешней зоны, затем сообщением из внутренней зоны. Продолжайте переходить из одной зоны в другую в течение одной минуты. Затем послушайте, как ваш партнер выполняет это упражнение на чередование.

Часто возникает путаница между процессами осознания внешней и средней зон. Эта путаница происходила в том: случае, если вы принимаете свои сенсорные впечатления за интуитивное убеждение, мнение относительно них. Ваш партнер может помочь вам научиться различать эти две зоны.

Смотрите на партнера. Начинайте предложения словами: "Сейчас я осознаю... " - и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном осознании партнера, Затем начинаете предложение словами: "И я представляю, что... " - и заканчивайте его сообщением о ваших фантазиях или убеждениях относительно партнера. Например, вы можете осознать, что ваш партнер сидит, скрестив руки, и представить, что ему холодно. Продолжайте описывать ваше осознание ощущений и фантазий в течение примерно двух минут, затем выслушайте обратную связь от своего партнера относительно точности своих оценок.

Затем послушайте, как партнер выполняет это упражнение, и дайте ему обратную связь. Обсудите свои переживания с остальной группой.

Упражнение "Правый и левый мозг".

Известно, что два полушария человеческого мозга работают по-разному: левое полушарие отвечает за логические, умственные операции, а правое полушарие - за их образность, целостность и эмоциональность.

Сейчас мы предлагаем несколько тестов и узнаем, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. Вы проделайте несколько упражнений, в каждом из них вы будете отмечать на листке, какой тип реакции - правый или левый - проявился у вас. Их можно отмечать, например, буквами "П" и "Л" итак, приготовьте листки: бумаги и ручки, чтобы отмечать правый и левый тип реакции. Пожалуйста.

Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Итак, переплетите пальцы и в зависимости от того, какой из двух больших, пальцев оказался сверху, отметьте в своем листке правый или: левый тип реакции. Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом: поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете. Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицеле сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе,

То тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Итак, пожалуйста, закрываем сначала один, а затем другой глаз и фиксируем, в каком случае точка прицеливания сместится.

Сейчас мы приступаем к третьему заданию. Это, так называемая, поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте. Итак, складываем руки на груди и смотрим, какая рука оказалась сверху.

Наконец, четвертое задание. Сначала мы попросим вас немного поаплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при аплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Итак, смотрим, какая рука при хлопках в ладоши оказывается сверху, и фиксируем этот результат на своем листке. Спасибо.

Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии. Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональном. Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность, третье - указывать на склонность к простодушию или кокетству, четвертое - на решительность или нерешительность характера. Полученные результаты можете обсудить с ведущим и друг с другом. Итак, обсуждение. Спасибо.

Надеемся, полученные результаты смогли хотя бы чуть-чуть привлечь ваше внимание к проблеме психологической и психофизиологической асимметрии.

Занятие 12."Возьмемся за руки друзья"

Все приветствуют друг друга, делятся настроением, своим чувствами.

Упражнение "Кляксы".

Проделаем такой эксперимент, возьмем маленький листочек бумаги. С помощью кисточки нанесем на него небольшую капельку чернил. Затем в районе кляксы складываем листок пополам, проводим по нему рукой и когда раскрываем листок, увидим на нем удивительный узор. Итак, проделаем этот эксперимент. Пожалуйста. Пока чернила подсыхают, давайте изучим полученные узоры. Пожалуйста. А теперь давайте пустим по кругу ваши листочки с кляксами. Задача каждого игрока: внимательно изучить все кляксы и написать под ними или на обратной стороне листка - что она ему больше всего напоминает, какие ассоциации вызывает? Старайтесь не читать другие подписи под кляксой: ваше мнение должно быть независимым.

Попробуем проанализировать полученные результаты. На каждом листочке есть ответы, выражающие ассоциации, составляющие явное большинство. Кто из участников, в большинстве случаев, оказался в этой группе? Поздравляем вас, - вы относитесь к числу людей наиболее чутко улавливающих запросы и требования общества, вы хорошо адаптируетесь к окружающей среде, вы -- реалистичны. Посмотрим, кто же оказался автором уникальных ответов - самых необычных, нестандартных, ни у кого не встречающихся? Поздравляем вас также! В вас есть что-то гениальное! Вам нужно только побеспокоиться о том, каким образом воплотить в жизнь вашу гениальность, В этом вам хорошо помогут друзья из первой группы. Ну, а в оставшуюся группу вошли игроки, в меру гениальные и в меру реалистичные. Поздравляем вас с тем, что у вас есть хорошие предпосылки для творчества и. самореализации. А сейчас, давайте обсудим вместе, что именно объединяет вас в этих группах, помимо уже перечисленного. Ведущий, руководите. Желающие могут выступить с интерпретацией увиденных рисунков. Что на ваш взгляд является символическим отображением некоторых черт характера, что является общностью образовавшихся групп. Все желающие могут выступить, а ведущий оценит ценные мысли выступающих. Просим вас. Подведем итоги нашему занятию.

Упражнение: "Сердце".

Участникам дается задание: каждый на большом листе бумаги пишет все свои узнанные во время тренинга качества, свойства, особенности.

После этого задания дается другое: написать на листе бумаги те недостатки, которые они узнали в себе во время занятий.

И последнее: пишут какие, качества им удалось изменить в себе. Следующим моментом будет подписание сердец. Все садятся вкруг и передают сердце (подписанное именем) соседу справа. На листе бумаги, которое он получил от соседа слева, он пишет свои пожелания именно тому, чье сердце к нему "пришло" и т.д. Когда каждый получает свое сердце нужно прочитать.

 Тренинг заканчивается чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская коррекционно - развивающая программа

     Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

Коррекционно-развивающая программа

устранение искажений эмоционального реагирования,реконструкция полных контактов ребенка со сверстниками,гармонизация образа «Я»....

АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Введение в профессию. Работа с древесиной»

АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА    «Введение в профессию. Работа с древесиной»...

коррекционно-развивающая программа "Вместе с мамой"

Дополнительная общеобразовательная  программа для детей раннего возраста социально - педагогической  направленности «Вместе с мамой»...

коррекционно-развивающая программа "Росточки"

Коррекционно-развивающая программа «Росточки» направлена на расширение познавательной, коммуникативной сферы, на профилактику и коррекцию эмоционально-личностной сферы детей посредством использования ...

Коррекционно-развивающая программа «Хочу быть внимательным» (для 2 класса)

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развива...


 

Комментарии

Ройтблат Татьяна Фёдоровна

Ожидаемый результат:
1. улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка;
2. благоприятный психологический климат в детском коллективе;
3. осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственный портфолио и умеющей работать над своими недостатками;
4. повышение толерантности по отношению к окружающим;
5. умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия;
6. стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации.
Критерии эффективности
1. Положительные изменения в поведении несовершеннолетних.
2. Формирование положительного отношения к себе.
3. Овладение способами и приемами саморегуляции.