коррекционно-развивающая программа "Вместе с мамой"
материал на тему
Дополнительная общеобразовательная программа для детей раннего возраста социально - педагогической направленности «Вместе с мамой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vmeste_s_mamoy.docx | 56.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Ленинградский социально-педагогический колледж»
Центр развития ребенка «Планета детства»
Утверждено приказом по
ГАПОУ КК ЛСПК
№ ___285-У_____ от _18.06. 2014г.
Директор_________ Бауэр В.Э.
Дополнительная
общеобразовательная программа для детей раннего возраста социально - педагогической направленности
«Вместе с мамой»
Автор-составитель:
Леготкина С.В.,
преподаватель дошкольной
педагогики и психологии,
педагог – психолог ЦРР
ст. Ленинградская
2014г
Одобрена предметно-цикловой комиссией преподавателей дошкольной и социальной педагогики | |
Председатель ПЦК: Шевченко Е.Д._____________ Протокол №___от _______2014 г. Автор: Рецензенты: | Заместитель директора по учебной работе и дополнительному образованию Кужарова Е.И._____________ Леготкина С.В.преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог – психолог ЦРР Шевченко Л.М. преподаватель психологии, ГАПОУ ЛСПК КК Гончаренко Н.И. Заведующий МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 станицы Ленинградкой муниципального образования Ленинградский район |
Пояснительная записка
«Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и реализована педагогической практикой…»
Л.Н. Павлова
Раннее детство – особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга, самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития трудно переоценить. Педагоги и психологи отмечают, что сенсомоторное развитие имеет приоритетное значение на этапе первых трех лет жизни ребенка. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем возрасте период сенсорного воспитания является, с одной стороны, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Удовлетворение сенсомоторной потребности, то есть потребности во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а в дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность.
Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
- 0-6 лет - период развития речи. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы. 2,5 – 3 года – наивысшая точка в расширении словарного запаса. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. Позже проявляется фонематический слух, ребенок начинает слышать в слове отдельные звуки. Запомнив образы букв, дети обозначают ними звуки в знакомых словах, т.е. начинают писать, а затем читать.
- 0-5,5 - лет период сенсорного развития, утончения восприятия органов чувств. Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив ребенку возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» – говорит М. Монтессори. Именно на основе чувственного восприятия строится первый опыт логического мышления: используя сенсорный материал, ребенок учится подбирать пары и строить ряд, ориентируясь на изменение признака. Смотреть, трогать, пробовать на вкус, слушать, сравнивать ощущения – самое естественное занятие для детей этого возраста.
- 1-4,5 - лет период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Действия становятся целенаправленными, движения уточняются, координируются, выстраиваются в алгоритмы. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку. Совершенствованием движений дети могут заниматься самозабвенно, по многу раз повторяя одно и то же действие.
- 1,5-3 лет - период восприятия порядка. 2-2,5 года – наивысшая точка. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, которыми пользовался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально, выполняет различные действия. Познание точного назначения предметов становится для него важным этапом в построении своей картины мира. Еще для него важна последовательность событий и стабильность в его отношениях с другими людьми. (Так проявляется потребность в безопасности). Поэтому в группе так важен порядок и в среде, и в использовании материалов, и в поддержании ритма работы (смене коллективных и индивидуальных форм). Правила в этот период для ребенка жизненно необходимы. Именно стабильность позволяет детям в этом возрасте решить свою главную задачу – отделиться от мамы, начать самостоятельно контролировать безопасность.
- 1,8-3,5 лет - период интереса к мелким предметам. Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа (разделения целого на части) и синтеза (соединение частей в целое). Сначала ребенок делает это руками под контролем зрения, используя мелкие предметы, а уже потом - в уме. Тяга ко всему мелкому настолько сильна в детях, что бороться с ней совершенно бесполезно. Лучше предоставить им хорошо организованную среду с материалами, имеющими точный алгоритм работы.
- 2-6 лет - период социальной адаптации. В этом возрасте ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры.
Границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев
Особенности сенсомоторного развития в раннем детстве. Возникает представление о свойствах предметов. Определяется значимость предметов в практической деятельности. Складывается новый тип внешних ориентировочных действий (примеривание, зрительное соотнесение предметов по их признакам).
На третьем году жизни более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом, использование кнопок, молний, пуговиц на игровых пособиях, развивается мелкая моторика, координация движений мелких мышц пальцев и кистей рук.
У детей раннего возраста ведущей деятельностью является предметная, развитие которой стимулируется через:
- действия с крупной и мелкой мозаикой, конструктором, вкладышами;
- застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровок;
- нанизывание колец на тесьму;
- вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- собирание паззлов;
- сортировку мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
- рисование пальцами, кистью, тампонами и т.д.;
- лепку из глины, пластилина, теста;
- экспериментирование с водой, песком.
Для детей третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития, но при условии создания необходимых условий. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.
С учетом выше сказанного, разработана программа для детей раннего возраста «Развиваюсь вместе с мамой». Это дополнительная образовательная программа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста. Раскрыть всю полноту восприятия ребенка через взаимодействие с реальными объектами и игровыми пособиями – одно из главных назначений программы.Второй приоритетной задачей программы является передача родителям педагогических знаний и умений через практику игрового взаимодействия с собственными детьми в специально организованной предметно-развивающей среде.
Задачи программы «Вместе с мамой»:
-стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическими и игровыми материалами;
-развитие тактильно-двигательного, слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-развитие двигательных функций, формирование моторных навыков у детей;
-обучение родителей эффективным педагогическим приемам взаимодействия с детьми при решении развивающих, воспитательных, образовательных задач.
Условия реализации программы.
1. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям каждого ребенка.
2. Учет добровольности детей при выполнении заданий.
3. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своими действиями, поведением.
4. Организация интерактивной предметно-развивающей среды и поддержание порядка в среде.
5. Доверие педагога заинтересованности родителя в развитии, воспитании и обучении ребенка, а со стороны родителя доверие компетентности педагога.
6. Стимуляция мотива родителей быть педагогически грамотными.
Основываясь на многочисленных исследованиях педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Л.Н. Павлова, Н. М. Щелованов, Г.А. Широкова, и др.) определили, что, прежде всего, способствуют развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов действия с предметами, продуктивные действия, упражнения, развивающие и дидактические игры.
При реализации программы деятельность детей организуется совместно с мамой (папой), для этого используются различные виды игр, доступные для детей раннего возраста.
Сенсорные игры. Сенсорика – чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Моторика – двигательная активность. Ребёнок раннего возраста много бегает, залезает на высокие предметы. Нужно предоставлять ребенку возможности, не стоит запрещать ему активно двигаться, но соблюдать безопасность его действий.
Игра – возня. Ребенок знакомиться с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками.
Ролевые игры. Ближе к 2,5 годам, дети начинают зеркально отражать поведение близких людей, что позволяет им узнавать мир взрослых.
Важно соблюдать определенные требования к игровому материалу: он должен быть дидактичен, отвечать эстетическим и экологическим требованиям, быть доступным для ребенка.
Чтобы помочь ребенку раннего возраста лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать интерактивную предметно-развивающую среду. Сегодня признается наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, поэтому не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира.
Для решения поставленных целей и задач программы «Вместе с мамой» необходимо оснастить 2-4 комнаты различным игровым и дидактическим материалом. Предлагаем организовать 4 комнаты:
- «Остров Фантазии» (сенсорная комната);
- «Остров Сокровищ» (дидактическая комната);
- «Остров Здоровья» (комната двигательной активности);
- «Остров Развлечений» (игровая комната – сенсорная интеграция).
Оборудование сенсорной комнаты направлено на активизацию психической деятельности детей и релаксацию. Оно делится на два функциональных блока:
1. релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушки, напольные маты, подвешенные подвижные конструкции, установка для ароматерапии, фибероптические эффекты: звездное небо, звездный дождь, «Веселый фонтан», мерцающие занавеси, воздушно-пузырьковые колонны, «Жар-птица», зеркальные шары с подсветкой и аудиотека релаксационной музыки, и пр.;
2. активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами: звукоактивированный проектор: «Русская пирамида», проекторы эффектов «Солнечный», системы др. прожекторов; сенсорные панели, массажные мячики, тактильные дорожки и пр.
В дидактической комнате «Остров Сокровищ» необходимо оборудование, которое позволяет детям выполнять различные предметно – практические и игровые действия. Это различный дидактический материал Монтессори-игры, «Набор Фребеля», «Кубики Никитина», развивающие игры, сортеры, набор "Пертра", звуковые панели, столы дидактические с игрушками, столы с подсветкой для рисования на бумаге и песком, песочницы, уголок для экспериментирования и игр с водой и др.
В комнате двигательной активности «Остров Здоровья» необходимо иметь мобильный физкультурный комплекс; наборы тактильных дорожек, мягких кирпичей, массажеры для кистей рук и стопы ног, игровые арки, дуги, маты, мячи, обручи, кегельбан, двигательные тренажеры.
В игровой комнате «Остров Развлечений» необходимо игровое оборудование, которое будет мобильным, переносным. Это мягкие модули, банкетки, наборы игрушек для сюжетных игр, уголок для ряженья, мягкие развивающие игрушки, многофункциональные игровые наборы «Волшебный замок», «Пирамида», шнуровки, музыкальный центр, мультимедийная система (интерактивная доска).
Важно помнить, как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, одухотворяется она именно взрослыми. Самый интересный для детей раннего возраста объект исследований, постоянных наблюдений и повышенного внимания является родитель либо педагог. Им интересен взрослый во взаимодействии с окружающим миром. Ребенок познает не только предметы, окружающие его, но и отношение человека к ним. Это главная линия в ознакомлении с окружающим миром и его познание.
Велика роль мамы (папы) в предлагаемых занятиях. Для ребенка очень важна моральная поддержка родных. Мама выступает незаменимыми помощниками для педагога и образцом поведения для своего ребёнка. Она несет ответственность за безопасность ребенка в организованной предметно-развивающей среде. Она учится приемам игрового взаимодействия и конструктивного общения с ребенком. Учится внимательнее наблюдать, радоваться успехам ребенка, может получить квалифицированную консультацию педагога.
Роль педагога в основном состоит в организации игрового развивающего пространства, раскрытии детям и их родителям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям, просвещении и консультировании родителей по вопросам сенсомоторного развития детей.
Основные принципы работы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка.
3. Принцип комплексности – психолого-педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога и родителей.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в предметной, игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5. Принцип максимального использования имеющихся материально-технических ресурсов и эмоциональной комфортности ребенка.
6. Соблюдение интересов ребёнка.
7.Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей.
Программа рассчитана на 1 год обучения и включает серию из 74 занятий педагога с детьми и их родителями, которые начинаются с первого дня посещения и не требуют определенного стартового базиса знаний и умений детей и их предварительной диагностики. Каждое занятие не связано сдругим по игровому замыслу и задачам, поэтому при объективных пропусках занятий детьми и родителями, они могут включаться в работу группы на любом этапе ее реализации. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Педагог проводит 1 занятие дважды в неделю, повторяя игры и упражнения с модификацией.
Проведение занятий строится по определенной схеме, однако не требует строгого её соблюдения, а может изменяться с учетом особенностей и интересов детей группы.
Примерная схема занятий:
1. Индивидуальная форма работы с детско-родительской парой (5 минут): приветствие, психологический настрой на занятие.
2. Групповая форма работы (10-30 минут): выбор и развитие игрового сюжета, поисково-экспериментальной ситуации.
3. Индивидуальная форма работы с детско-родительской парой (40-20 минут): игры, упражнения и задания на развитие сенсорных и моторных процессов.
4. Групповая форма работы (5 минут): итог и завершение встречи.
Организация работы группы. Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе вместе с мамой (или папой) в течение 1 часа. Группа состоит из 3-5 детско-родительских пар и педагога (лучше педагога-психолога). В ходе занятия чередуются групповая и индивидуальная работа. При этом на организованную педагогом деятельность отводится – от 10 до 30 минут в начале встречи. Разница во времени продиктована опытом работы с детьми: сначала дети не могут заниматься продуктивно дольше 10 минут, а привыкая к смене деятельности (каждое занятие является интегрированным и содержит в себе несколько видов деятельности), занимаются каждый раз дольше и с удовольствием. Второй раз группа собирается на момент подведения итогов и прощания.
В работе с отдельным ребенком и его родителем педагог использует следующие методы: презентацию – точный, медленный, разделенный на фазы показ; упражнения – показ нового способа работы; объяснения, уточнения, стимуляция к деятельности, оценка действий ребенка.
Соблюдение правила группе, которые формулируются в форме разъяснений, а не запретов:
- Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим.
- Можно все, что хочешь взять, поработать и убрать.
- Помогите Вашему ребенку научиться уважать других детей: если другой работает, мешать ему нельзя!
- Поддержание порядка в среде.Все взятое с полок обязательно возвращается точно на место сразу по завершению работы.
- Педагог доверяет заинтересованности родителя, а родитель доверяет компетентности педагога.
- Ребенок имеет право выбрать работу по своему интересу и работать столько, сколько хочется.
- Взрослый может и должен остановит ребенка только в том случае, если:
- действие ребенка угрожают жизни и здоровью его или других детей;
- ребенок мешает другим детям;
- материал используется явно не по назначению.
- Взрослый общается с ребенком всегда на его уровне, глаза в глаза, сидя на коврике, на низком стульчике.
- Все замечания, наставления, похвалу можно адресовать только собственному ребенку. У других детей для этого есть свои родители, а в трудных случаях есть педагог.
- Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.
- Основной принцип занятий - ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ!
В результате правильной организации предметной и игровой деятельности ребенка в предметно-развивающей среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния самоудовлетворения и самодисциплины при высокой активности. Присутствие в группе других детей позволяет получить первоначальный опыт и навык социального общения, наблюдения за действиями других людей, понимания общих правил.
Учебно-тематический план.
Тема занятия | Задачи занятия |
1-2 «Знакомство» | Знакомство участников группы друг с другом, ознакомление родителей с отдельными правилами работы в группе, экскурсия на все «Острова» (по всем комнатам), первичное взаимодействие детей с игровым и дидактическим материалом по их выбору. |
3-4 «Правила Островов» | Ознакомление родителей со всеми правилами работы группы, внесение коррективов по их желанию, снятие барьеров общения между родителями, индивидуальное ознакомление родителей с наличием игрового и дидактического материала в той комнате, где ребенок действует самостоятельно, приобщение детей к организованной педагогом деятельности и стимуляция самостоятельной активности. |
5-6 «Жители Островов» | Знакомство детей и родителей с «жителями Островов» (игрушками-персонажами комнаты) для организации игровых заинтересовывающих моментов, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий детей при активном использовании оборудования комнат, приобщение детей к организованной педагогом деятельности и стимуляция самостоятельной активности. |
7-8 «Играем с вкладышами» | Ознакомление родителей и детей со способами предметных и игровых действий с дидактическим материалом – вкладышами, втулками, паззлами; приобщение детей к организованной педагогом деятельности и стимуляция самостоятельной активности; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий детей при активном использовании оборудования комнат. |
9-10 «Играем с шариками» | Ознакомление родителей и детей со способами предметных и игровых действий с шариками и мячами, различными по цвету, весу, на ощупь, использованию кегельбанов, игр «Сырный ломтик», «Сенсино»; приобщение детей к организованной педагогом деятельности и стимуляция самостоятельной активности; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий детей при активном использовании оборудования комнат. |
11-12 «Играем с палочками» | Ознакомление родителей и детей со способами предметных и игровых действий с различными палочками при использовании игровых пособий и дидактических материалов «Дары Фребеля», «Монтессори-игры», сортеров, природного материала; увеличение времени организованной педагогом деятельности; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий детей при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности |
13-14 «Играем с песком» | Ознакомление родителей и детей со способами предметных и игровых действий с песком при использовании столов, столов с подсветкой и столешниц для песка; увеличение времени организованной деятельности с детьми; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий детей при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности, обучение родителей способам конструктивного взаимодействия с детьми |
15-16 «Играем с водой» | Ознакомление родителей и детей со способами предметных и игровых действий с водой при использовании специальных поддонов и мисок, игрушек и пособий; увеличение времени организованной деятельности с детьми; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий детей при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности, обучение родителей способам конструктивного взаимодействия с детьми |
17-18 «Играем со строительным материалом» | Ознакомление родителей и детей со способами предметных и игровых действий со строительным материалом при использовании деревянного, пластикового, природного строительного материала, мягкого модуля, кирпичей различной жесткости, лего-конструктора, бумаги; увеличение времени организованной деятельности с детьми; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий детей при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности, обучение родителей способам конструктивного взаимодействия с детьми |
19-20 «Играем с бумагой» | Ознакомление родителей и детей со способами предметных и игровых действий с различной по фактуре бумагой (разрывание, комкание, вырезание, раскрашивание, изготовление игрушек, бумажного театра, простейших оригами); увеличение времени организованной деятельности с детьми; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий детей при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности, обучение родителей способам конструктивного взаимодействия с детьми |
21-22 «Играем на тактильных дорожках» | Ознакомление родителей и детей со способами предметных и игровых действий на тактильных дорожках и с тактильными панелями и играми «Подбери пару», «Тактильные шары», «Что это?», «Сенсино», «Пощупай рукой, определи ногой»; увеличение времени организованной деятельности с детьми; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий детей при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности, обучение родителей способам конструктивного взаимодействия с детьми |
23-24 «Лабиринты» | Ознакомление родителей и детей со способами предметных и игровых действий с малыми и большими лабиринтами «Рисуем ногами» №1,2, «Книга-Лабиринт», «Волшебный замок», «Лабиринт с трубкой»; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; оказание консультативной помощи родителям при затруднениях в педагогических ситуациях по отношению к ребенку |
25-26 «Тайны звуков» | Ознакомление родителей и детей со способами изучения звуков природы и окружающего мира при использовании аудиозаписей и звуковых пособий «Водопад», «Угадай звук», «Фонтан водный», звуковая панель «Домашние животные»; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; оказание консультативной помощи родителям при затруднениях в педагогических ситуациях по отношению к ребенку |
27-28«Тайны музыкальных звуков» | Ознакомление детей со звуками музыки и адекватными способами реагирования на различные по темпу и тембру звучания мелодии при использовании аудиозаписей имузыкального игрового стола, панели с музыкальными инструментами; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; оказание консультативной помощи родителям при затруднениях в педагогических ситуациях по отношению к ребенку |
29-30 «Тайны вкусов» | Ознакомление детей с названиями основных вкусов, ознакомление родителей со способами изучения вкусов (на фруктах); развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; оказание консультативной помощи родителям при затруднениях в педагогических ситуациях по отношению к ребенку |
31-32 «День-ночь» | Ознакомление детей с понятиями «день», «ночь», «темно», «светло», ознакомление родителей с эффективными способами изучения и закрепления различных понятий и сенсорных эталонов при использовании оборудования сенсорной комнаты «Разноцветная гроза-И», «Звездное небо», световая пушка «Зебра-50», зеркало «Таинственный свет»; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; оказание консультативной помощи родителям при затруднениях в педагогических ситуациях по отношению к ребенку |
33-34 «Рисовалки» | Ознакомление родителей и детей с различными материалами для изо-деятельности и способами традиционного и нетрадиционного рисования; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; оказание консультативной помощи родителям при проблемах в общении с ребенком |
35-36 «Лепилки» | Ознакомление родителей и детей с различными материалами для изо-деятельности и способами лепки; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; оказание консультативной помощи родителям при проблемах в общении с ребенком |
37-38 «Вопилки» | Ознакомление родителей с различными способами развития речи, артикуляционного аппарата и мелкой моторики детей при использовании пальчиковой гимнастики, кукольного театра, чтении сказок, потешек, пении песенок; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; оказание консультативной помощи родителям при проблемах в общении с ребенком |
39-40 «Догонялки» | Ознакомление родителей со способами развития ориентировки в пространстве и общей моторики детей при использовании оборудования комнаты двигательной активности: тренажеры «Шагомобиль» и «Балансировка», мяч на резинке, мячи «Сфера», мягкий модуль; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; оказание консультативной помощи родителям при проблемах в общении с ребенком |
41-42 «Экспериментирование с водой» | Ознакомление родителей со способами развития познавательной активности детей; обучение детей установлению элементарных причинно-следственных связей при экспериментировании с водой; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; побуждение родителей к повышению педагогической грамотности |
43-44 «Экспериментирование с песком» | Ознакомление родителей со способами развития познавательной активности детей; обучение детей установлению элементарных причинно-следственных связей при экспериментировании с песком; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; побуждение родителей к повышению педагогической грамотности |
45-46 «Экспериментирование с сыпучими материалами» | Ознакомление родителей со способами развития познавательной активности детей; обучение детей установлению элементарных причинно-следственных связей при экспериментировании с различными сыпучими материалами (горохом, опилками, сахаром); развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; побуждение родителей к повышению педагогической грамотности |
47-48 «Экспериментирование с бумагой» | Ознакомление родителей со способами развития познавательной активности детей; обучение детей установлению элементарных причинно-следственных связей при экспериментировании с бумагой; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; побуждение родителей к повышению педагогической грамотности |
49-50 «Экспериментирование с цветом» | Ознакомление родителей со способами развития познавательной активности детей; обучение детей установлению элементарных причинно-следственных связей при экспериментировании с цветом (прозрачными цветными пластиковыми пластинами, с различными красками, пластилином); развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; побуждение родителей к повышению педагогической грамотности |
51-52 «Экспериментирование со звуком» | Ознакомление родителей со способами развития познавательной активности детей; обучение детей установлению элементарных причинно-следственных связей при экспериментировании со звуками (при использовании аудиозаписей, музыкальных детских инструментов, синтезатора); развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; побуждение родителей к повышению педагогической грамотности |
53-54 «Играем в театр» | Ознакомление родителей со способами развития познавательной активности и речи детей при использовании кукольного и пальчикового театра; обучение детей элементам кукольного и пальчикового театра; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; побуждение родителей к повышению педагогической грамотности |
55-56 «Мы актеры» | Ознакомление родителей со способами развития познавательной активности и речи детей при использовании настольного театра и театрализации; обучение детей элементам постановки кукольного театра и театрализации; развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений и моторных действий при активном использовании оборудования комнат в свободной деятельности детей; побуждение родителей к повышению педагогической грамотности |
57-58 «Сказочная страна» | Ознакомление родителей с воспитательными и образовательными возможностями сказок, обучение грамотному выбору произведений для детей и проведению бесед после прочитанного; обучение детей слушанию сказок, бережному отношению к книге; развитие сенсомоторных навыков у детей при свободном использовании оборудования комнат; приобщение родителей к взаимопомощи при затруднительных педагогических ситуациях |
59-60 «Мультипликационная страна» | Ознакомление родителей с воспитательными и образовательными возможностями мультфильмов, а также с их негативными сторонами, обучение грамотному выбору мультипликационных фильмов для детей и проведению бесед после просмотра; обучение детей просмотру мультфильмов; развитие сенсомоторных навыков у детей при свободном использовании оборудования комнат; приобщение родителей к взаимопомощи при затруднительных педагогических ситуациях |
61-62 «Мягкие игрушки» | Ознакомление родителей с развивающими возможностями мягких игрушек; обучение детей элементарным играм с мягкими игрушками; развитие сенсомоторных навыков у детей при свободном использовании оборудования комнат; обучение родителей постановке развивающих задач |
63-64 «Механические игрушки» | Ознакомление родителей с развивающими возможностями механических игрушек; обучение детей элементарным играм с механическими игрушками; развитие сенсомоторных навыков у детей при свободном использовании оборудования комнат; обучение родителей постановке развивающих задач |
65-66 «Киндер-игрушки» | Ознакомление родителей с развивающими возможностями киндер-игрушек; обучение детей элементарным играм с киндер-игрушками; развитие сенсомоторных навыков у детей при свободном использовании оборудования комнат; обучение родителей постановке развивающих задач |
67-68 «Любимые игрушки» | Ознакомление родителей с психотерапевтическими возможностями любимых игрушек детей; обучение детей элементарному общению со сверстниками; развитие сенсомоторных навыков у детей при свободном использовании оборудования комнат; обучение родителей уважению выбора ребенка, пониманию его мотивов поведения |
69-70 «Моя мама» | Ознакомление родителей с психотерапевтическими возможностями телесных игр; обучение детей и родителей приемам расслабления через телесно-ориентированные игры в сенсорной комнате; развитие сенсомоторных навыков у детей при свободном использовании оборудования комнат; обучение родителей пониманию мотивов поведения ребенка |
71-72 «Моя семья» | Ознакомление родителей с психотерапевтическими возможностями телесных игр; обучение детей и родителей приемам расслабления через телесно-ориентированные игры в сенсорной комнате; развитие сенсомоторных навыков у детей при свободном использовании оборудования комнат; обучение родителей пониманию мотивов поведения ребенка |
Подведение итогов работы группы. Закрепление положительных эмоций. Анализ накопленного опыта занятий с ребенком в группе, обмен мнениями родителей и педагога о достижениях детей. |
В качестве подведения итогов реализации программы проводится заключительное занятие-развлечение с детьми и их родителями «Праздник на Острове Развлечений».
Программно-методическое обеспечение:
- Широкова Г.А. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». Диагностика. Игры. Упражнения. Серия «Школа развития». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. – 256с.
- Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2000. – 152с.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
- Афанасьева И.П. «Маленькими шагами в большой мир знаний». Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2005. – 128с.
- Высокова Т.П. « Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» Волгоград 2010г
- Демина Е.С. сост. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»: Учебно-методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
- Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» - Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2007. – 32с.
- Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 2003. – 96с.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская коррекционно - развивающая программа
Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию "Наша нарядная елка"
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения коррекционно-развивающего занятия по рисованию для детей с умеренной умственной отсталостью...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для коррекционной работы по формированию элементарного счета до 3-х детей с умеренной степенью умственной отсталости...
Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»
Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....
Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»
В конспекте описаны методы работы с детьми восьмого вида в группе продленного дня. Дети отдыхают, не отключаясь полностью от учебного процесса. В качестве пособий использованы геометрические бусы и др...