коррекционно-развивающая программа "Росточки"
материал на тему
Коррекционно-развивающая программа «Росточки» направлена на расширение познавательной, коммуникативной сферы, на профилактику и коррекцию эмоционально-личностной сферы детей посредством использования оборудования сенсорной комнаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_rostochki.docx | 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Ленинградский социально-педагогический колледж»
Центр развития ребенка «Планета детства»
Утверждено приказом по
ГАПОУ КК ЛСПК
№ _285-У__от _18.06.2014г.__
Директор_________ Бауэр В.Э.
Дополнительная
общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста социально - педагогической направленности
«Росточки»
Автор-составитель:
Леготкина С.В.,
преподаватель дошкольной
педагогики и психологии,
педагог – психолог ЦРР
ст. Ленинградская
2014г
Одобрена предметно-цикловой комиссией преподавателей дошкольной и социальной педагогики | |
Председатель ПЦК: Шевченко Е.Д._____________ Протокол №___от _______2014 г. Автор: Рецензенты: | Заместитель директора по учебной работе и дополнительному образованию Кужарова Е.И._____________ Леготкина С.В.преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог – психолог ЦРР Макарычева Н.В. преподаватель дошкольной педагогики и психологии, к.п. н. Гогититдзе Е.А. старший воспитатель МБДОУ центр детский сад комбинированного вида №1 станицы Ленинградкой муниципального образования Ленинградский район |
Пояснительная записка
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его психики и поведения. Поэтому созданная нами сенсорная комната отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах. Использование сенсорной комнаты основано на интегративной теории понимания человеческой психики – гуманистической психологии, в которой акцентируется поддержка и развитие внутренней натуры человека, а не ее сдерживание или подавление. Среда сенсорной комнаты – это волшебная сказка, в которой всё журчит, звучит, переливается, манит, успокаивает. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка.
Специальное оборудование сенсорной комнаты, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей, является одним из важнейших средств развития и коррекции. Известно, что мозг любого человека активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми.
Условно оборудование нашей сенсорной комнаты разделится на два функциональных блока:
- релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушки, напольные маты, подвешенные подвижные конструкции, установка для ароматерапии, фибероптические эффекты: звездное небо, звездный дождь, «Веселый фонтан», мерцающие занавеси, воздушно-пузырьковые колонны, «Жар-птица», зеркальные шары с подсветкой и аудиотека релаксационной музыки, и пр.;
- активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами: звукоактивированный проектор: «Русская пирамида», проекторы эффектов «Солнечный», системы др. прожекторов; сенсорные панели, массажные мячики, тактильные дорожки и пр.
Работа педагога-психолога с детьми в сенсорной комнате способствует достижению релаксации и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:
- создает положительный эмоциональный фон;
- стимулирует все сенсорные процессы;
- возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
- помогает преодолеть нарушения в эмоционально-личностной сфере.
В сенсорной комнате открывается возможность выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей; коррекцию психоэмоционального состояния, развитие положительных личностных качеств, повышение уровня коммуникативного общения.
Коррекционно-развивающая программа «Росточки» направлена на расширение познавательной, коммуникативной сферы, на профилактику и коррекцию эмоционально-личностной сферы детей посредством использования оборудования сенсорной комнаты.
Сроки реализации программы: в течение одного учебного года.
Комплектование группы осуществляется для каждого занятия и происходит по желанию детей и запросу родителей. Занятия рассчитаны на работу с нормативно развивающимися детьми старшего дошкольного возраста, а также с детьми с особенностями в развитии и поведении: с повышенной двигательной активностью и дефицитом внимания, с аутоподобными проявлениями, с повышенной впечатлительностью и тревожностью, с негативными личностными образованиями, с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития. Нормативно развивающиеся дети занимаются совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья (но не более, чем 1-2 особенных ребенка в подгруппе). Организация занятий предполагает наличие помощника-волонтера или стажера для обеспечения технической стороны педагогического процесса или поддержания дисциплины при работе с детьми.
Формы работы – интегрированные занятия с детьми малыми группами по 4 человекас использованием элементов арт-терапевтической, сказкотерапевтической и телесно-ориентированной техники в условиях сенсорной комнаты.
Программа включает серию из 37 занятий педагога-психолога с детьми, которые начинаются с первой недели сентября как ознакомительные и не требуют определенного стартового базиса умственных и поведенческих знаний и умений. Каждое занятие проводится дважды, с модификацией игр и заданий, таким образом учебный план рассчитан на 74 занятия. Встречи с детьми осуществляются 2 раза в неделю для каждой подгруппы.
Педагог-психолог проводит очередное занятие в течение одной недели и повторяет его дважды для каждой подгруппы с условием модификации игр и упражнений. Проведение занятий строится по определенной схеме, однако не требует строгого её соблюдения, а может изменяться с учетом особенностей детей группы и специфики работы в сенсорной комнате – педагог-психолог может заменять игры и упражнения на вариативные, что позволит оптимально сочетать коррекционно-развивающие методы и техники взаимодействия с детьми и эффективно использовать интерактивное оборудование.
Примерная схема занятий:
1. Приветствие, психологический настрой на занятие.
2. Мотивационно-диагностический блок: выбор и развитие игрового сюжета на основе сказки, истории, постановка проблемной ситуации.
3. Коррекционно-развивающий блок: включаются задания на развитие сенсорных процессов, познавательного интереса, коммуникативных умений.
IV. Двигательная разминка: «перевоплощение», телесно-ориентированные игры и упражнения.
V. Релаксация, психогимнастические этюды.
VI. Итог и завершение встречи.
Занятия могут проводиться с затемнением пространства комнаты и, наоборот, при дополнительном освещении. После занятий ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов. Важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.
Задачи программы «Росточки»:
развить зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные ощущения;
развивать сенсомоторные навыки;
осуществлять стимуляцию воображения ребенка и коррекцию внимания;
развивать и корректировать эмоционально-волевую регуляцию поведения;
развивать и совершенствовать коммуникативные функции;
обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
формировать у детей навыки общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместного игрового взаимодействия;
формировать адекватную самооценку;
корректировать эмоционально-аффективные проявления;
снять психоэмоциональное напряжение.
Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты наличие у детей астенических проявлений, синдрома гиперактивности, эпилептического синдрома или готовность к эпилепсии, умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.
Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой развития ребенка, наблюдением за поведением каждого ребенка в различных ситуациях, отслеживанием его коммуникативной деятельности.
Предполагаемый результат программы:
- повышение сенсорных показателей (зрительная, слуховая, обонятельная и тактильная дифференциация);
- улучшение адаптационных возможностей;
- снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения;
- повышение уровня личностного развития каждого ребенка;
- оптимизация отношений ребенка со сверстниками и другими детьми и взрослыми.
Взаимодействие педагога-психолога с детьми основано на положениях субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщинков, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев и другие); положениях комплексного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, В.А. Кольцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); положениях специальной психологии (Э. Сеген, П.Я. Трошина, Л.С. Выготский, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.В. Дубровина и другие);положенияхтелесноориентированной терапии (В. Райх, А. Лоуэн, Ф.М. Александер, М. Фельденкрайз, А. Янов).
Основные принципы работы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с педагогами и специалистами детского сада, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
6. Принцип развивающей среды и эмоциональной комфортности, хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
7. Соблюдение интересов ребёнка.
8.Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей.
Условия реализации программы.
1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка — на успех у каждого ребенка.
2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.
3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.
5. Стимуляция мотива «быть не хуже других».
Учебно-тематический план.
Тема: | Цель: |
1-2. «Знакомство» | Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений, снятие психоэмоционального напряжения. |
3-4. «Правила Острова Фантазий» | Ознакомление с работой в группе, с правилами поведения в сенсорной комнате, преодоление барьеров перед общением друг с другом, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений, снятие психоэмоционального напряжения. |
5-6. «Жители Острова фантазий» | Правила поведения в сенсорной комнате, знакомство с «жителями» (персонажами) комнаты, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения. |
7-8. «Наши мечты» | Преодоление барьеров перед общением друг с другом, повышение уверенности в себе, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений, снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения. |
9-10. «Дыхание жизни» | Определение симпатии детей по отношению друг к другу, обучение гимнастики соединения движения с дыханием, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений. |
11-12. «Играем вместе» | Обучение детей работе в группе, ознакомление с особенностями телесных игр и правилами взаимопомощи, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений. |
13-14. «Мой мир» | Помочь детям научиться бережно и внимательно относиться к себе и принимать себя, учить самовыражению, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений. |
15-16. «Мое отражение» | Обучение применению мимики и жестов в обыденной жизни, развитие умения находить положительные стороны в людях, осуществление стимуляции воображения ребенка и коррекция внимания, развитие и совершенствование коммуникативных функций. |
17-18. «Загадки о людях» | Обучение определению положительных и отрицательных черт характера, передачи настроения других людей, осуществление стимуляциивоображения ребенка и коррекция внимания, развитие и совершенствование коммуникативных функций, развитиесенсомоторных навыков. |
19-20. «Средилюдей» | Повышение уверенности в себе, развитие умения говорить о своих сильных сторонах, повышение внутригруппового доверия, ознакомление со способами восстановления эмоционального равновесия, развитиесенсомоторных навыков. |
21-22. «Мывсеразные» | Развитие позитивного сотрудничества детей, осуществление стимуляции воображения ребенка и коррекция внимания, развитие и совершенствование коммуникативных функций, обучение самостоятельному расслаблению организма, повышение сплоченности группы. |
23-24. «Школа для жизни» | Продолжать развивать чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обучение саморасслаблению организма, повышение сплоченности группы, установление телесного контакта, обучение приемам релаксации. |
25-26. «Диалогдобра и зла» | Развитие умения различать проявления добра и зла, снятие психоэмоционального напряжения, формирование адекватной самооценки, развитие сенсомоторных навыков. |
27-28. «Доброетепло». | Обучение детей выражению своего настроения через движение, развитие симпатии друг к другу, развитие уверенности во взаимоотношениях друг с другом, обучение самомассажу, развитиесенсомоторных навыков. |
29-30. «Чтотакоехорошо?» | Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков, развитие внимания, памяти, обучение самомассажу рук. |
31-32. «Потаенныеместа Острова» | Научить осознавать свои эмоциональные состояния и мотивы поведения, побуждать интерес к исследовательской деятельности, развитие навыков наблюдения и самонаблюдения, развитиесенсомоторных навыков, снятие психоэмоционального напряжения. |
33-34. «Самоеинтересное» | Коррекция внимания, побуждать интерес к исследовательской деятельности, развитие воображения, моторики, развитие психологической комфортности в группе участников, навыков самосознания, самоопределения. |
35-36. «Звезднаяпрогулка» | Коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения,корректировать эмоционально-аффективные проявления. |
37-38.«Веселый остров» | Корректировать эмоционально-аффективные проявления, побуждать интерес к исследовательской деятельности, изучение эмоционального мира, создание положительного эмоционального состояния, мотивирование детей на способность осознавать эмоции |
39-40. «Веселые переменки» | Развитие положительной самооценки друг к другу, коррекция эмоционально-личностной сферы, мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности. |
41-42«Космический сон» | Побуждать интерес к исследовательской деятельности, коррекция эмоционально-личностной сферы, развитие коммуникации группы, раскрепощение, развитие речи, воображения, мышечное и психоэмоциональное расслабление. |
43-44. «Волшебный дождь» | Побуждать интерес к исследовательской деятельности, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации, коррекция эмоционально-личностной сферы. |
45-46. «Игры с радугой» | Побуждать интерес к исследовательской деятельности, формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, коррекция эмоционально-личностной сферы, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков. |
47-48. «Полет на облаках» | Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности, коррекция эмоционально-личностной сферы. |
49-50.«Космическое чудо» | Развитие положительной самооценки друг к другу, коррекция эмоционально – личностной сферы ребенка.создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета. |
51-52. «Звездный дождь» | Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций, мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета |
53-54. «Звездные истории» | Сплочение детского коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие цветового восприятия, релаксационный эффект. |
55-56. «Тайны звуков» | Побуждение интереса к исследовательской деятельности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии; релаксационный эффект. |
57-58. «Солнечная мозаика» | Побуждение интереса к исследовательской деятельности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии, релаксационный эффект. |
59-60. «Разноцветная поляна» | Побуждение интереса к исследовательской деятельности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии, релаксационный эффект. |
61-62. «Салюты» | Побуждение интереса к исследовательской деятельности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии, релаксационный эффект. |
63-64. «Цветные следы» | Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместного игрового взаимодействия, формирование адекватно самооценки, релаксационный эффект. |
65-66. «Планеты» | Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместного игрового взаимодействия, формирование адекватно самооценки, релаксационный эффект. |
67-68.«Полет радости» | Побуждение интереса к исследовательской деятельности, мышечная релаксация; развитие сенсорных анализаторов, развитие способности понимать свои чувства. |
69-70 . «Волшебное путешествие» | Побуждение интереса к исследовательской деятельности, мышечная релаксация; развитие сенсорных анализаторов, развитие способности понимать свои чувства. |
71-72. «Вверх по лесенке» | Подведение итогов работы группы. Закрепление положительных эмоций. |
73-74. «ПраздникнаОстровеФантазий». | Подведение итогов работы группы. Закрепление положительных эмоций. |
В качестве подведения итогов реализации коррекционно-развивающей программы проводится обобщающее праздничное занятие с детьми.
Программно-методическое обеспечение:
- Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников
- Калинина Р. Программа развития личности дошкольника «В гостях у Золушки» Псков, 1997
- Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» С-П., 2011
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2008
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
- Шипицина Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками., С-П., 2010
Список литературы.
- Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская коррекционно - развивающая программа
Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию "Наша нарядная елка"
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения коррекционно-развивающего занятия по рисованию для детей с умеренной умственной отсталостью...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для коррекционной работы по формированию элементарного счета до 3-х детей с умеренной степенью умственной отсталости...
Коррекционно - развивающая программа "Я не такой как все, и все мы разные"
Цель: повышение самосознания, коррекция самооценки и формирование адекватного отношения к себе, снижение уровня тревожности у несовершеннолетних при поступлении в социально-реабилитационны...
Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»
Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....