коррекционно-развивающая программа "Росточки"
материал на тему

Леготкина Светлана Владимировна

Коррекционно-развивающая программа «Росточки» направлена на расширение познавательной, коммуникативной сферы, на профилактику и коррекцию эмоционально-личностной сферы детей посредством использования оборудования сенсорной комнаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_programma_rostochki.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

 образовательное учреждение Краснодарского края

«Ленинградский социально-педагогический колледж»

Центр развития ребенка «Планета детства»

                                                                Утверждено приказом по

                                                           ГАПОУ  КК ЛСПК

                                                                № _285-У__от _18.06.2014г.__

                                                                        Директор_________ Бауэр В.Э.

Дополнительная

общеобразовательная  программа для детей дошкольного возраста социально - педагогической  направленности

«Росточки»

                                                     Автор-составитель:

                                                                              Леготкина С.В.,

                                                                  преподаватель дошкольной

                                                               педагогики и психологии,  

                                                            педагог – психолог ЦРР

ст. Ленинградская

                                                                         2014г

Одобрена предметно-цикловой комиссией преподавателей

дошкольной и социальной

педагогики

Председатель ПЦК:

Шевченко Е.Д._____________

Протокол №___от _______2014 г.

Автор:

Рецензенты:

    Заместитель директора по учебной

работе

и дополнительному образованию

Кужарова Е.И._____________

Леготкина С.В.преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог – психолог ЦРР

                                    Макарычева Н.В. преподаватель  дошкольной педагогики  и психологии, к.п. н.

                                       Гогититдзе  Е.А.  

старший воспитатель МБДОУ центр  детский сад комбинированного вида №1 станицы Ленинградкой  муниципального образования Ленинградский район

Пояснительная записка

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его психики и поведения. Поэтому созданная нами сенсорная комната отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах. Использование сенсорной комнаты основано на интегративной теории понимания человеческой психики – гуманистической психологии, в которой акцентируется поддержка и развитие внутренней натуры человека, а не ее сдерживание или подавление. Среда сенсорной комнаты – это волшебная сказка, в которой всё журчит, звучит, переливается, манит, успокаивает. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка.

        Специальное оборудование сенсорной комнаты, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей, является одним из важнейших средств развития и коррекции. Известно, что мозг любого человека активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми.

Условно оборудование нашей сенсорной комнаты разделится на два функциональных блока:

  1. релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушки, напольные маты, подвешенные подвижные конструкции, установка для ароматерапии, фибероптические эффекты: звездное небо, звездный дождь, «Веселый фонтан», мерцающие занавеси, воздушно-пузырьковые колонны, «Жар-птица», зеркальные шары с подсветкой и аудиотека релаксационной музыки, и пр.;
  2. активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами: звукоактивированный проектор: «Русская пирамида», проекторы эффектов «Солнечный», системы др. прожекторов; сенсорные панели, массажные мячики, тактильные дорожки и пр.

Работа педагога-психолога с детьми в сенсорной комнате способствует достижению релаксации и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  • создает положительный эмоциональный фон;
  • стимулирует все сенсорные процессы;
  • возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
  • помогает преодолеть нарушения в эмоционально-личностной сфере.

В сенсорной комнате открывается возможность выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей; коррекцию психоэмоционального состояния, развитие положительных личностных качеств, повышение уровня коммуникативного общения.

Коррекционно-развивающая программа «Росточки» направлена на расширение познавательной, коммуникативной сферы, на профилактику и коррекцию эмоционально-личностной сферы детей посредством использования оборудования сенсорной комнаты.

Сроки реализации программы: в течение одного учебного года.

        Комплектование группы осуществляется для каждого занятия и происходит по желанию детей и запросу родителей. Занятия рассчитаны на работу с нормативно развивающимися детьми старшего дошкольного возраста, а также с детьми с особенностями в развитии и поведении: с повышенной двигательной активностью и дефицитом внимания, с аутоподобными проявлениями, с повышенной впечатлительностью и тревожностью, с негативными личностными образованиями, с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития. Нормативно развивающиеся дети занимаются совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья (но не более, чем 1-2 особенных ребенка в подгруппе). Организация занятий предполагает наличие помощника-волонтера или стажера для обеспечения технической стороны педагогического процесса или поддержания дисциплины при работе с детьми.

        Формы работы – интегрированные занятия с детьми малыми группами по 4 человекас использованием элементов арт-терапевтической, сказкотерапевтической и телесно-ориентированной техники в условиях сенсорной комнаты.

Программа включает серию из 37 занятий педагога-психолога с детьми, которые начинаются с первой недели сентября как ознакомительные и не требуют определенного стартового базиса умственных и поведенческих знаний и умений. Каждое занятие проводится дважды, с модификацией игр и заданий, таким образом учебный план рассчитан на 74 занятия. Встречи с детьми осуществляются 2 раза в неделю для каждой подгруппы.

Педагог-психолог проводит очередное занятие в течение одной недели и повторяет его дважды для каждой подгруппы с условием модификации игр и упражнений. Проведение занятий строится по определенной схеме, однако не требует строгого её соблюдения, а может изменяться с учетом особенностей детей группы и специфики работы в сенсорной комнате – педагог-психолог может заменять игры и упражнения на вариативные, что позволит оптимально сочетать коррекционно-развивающие методы и техники взаимодействия с детьми и эффективно использовать интерактивное оборудование.

Примерная схема занятий:

1. Приветствие, психологический настрой на занятие.

2. Мотивационно-диагностический блок: выбор и развитие игрового сюжета на основе сказки, истории, постановка проблемной ситуации.

3. Коррекционно-развивающий блок: включаются задания на развитие сенсорных процессов, познавательного интереса, коммуникативных умений.

IV. Двигательная разминка: «перевоплощение», телесно-ориентированные игры и упражнения.

V. Релаксация, психогимнастические этюды.

VI. Итог и завершение встречи.

        Занятия могут проводиться с затемнением пространства комнаты и, наоборот, при дополнительном освещении. После занятий ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов. Важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.

Задачи программы «Росточки»:

развить зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные ощущения;

развивать сенсомоторные навыки;

осуществлять стимуляцию воображения ребенка и коррекцию внимания;

развивать и корректировать эмоционально-волевую регуляцию поведения;

развивать и совершенствовать коммуникативные функции;

обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

формировать у детей навыки общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместного игрового взаимодействия;

формировать адекватную самооценку;

корректировать эмоционально-аффективные проявления;

снять психоэмоциональное напряжение.

        Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты наличие у детей астенических проявлений, синдрома гиперактивности, эпилептического синдрома или готовность к эпилепсии, умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.

Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой развития ребенка, наблюдением за поведением каждого ребенка в различных ситуациях, отслеживанием его коммуникативной деятельности.

Предполагаемый результат программы:

  • повышение сенсорных показателей (зрительная, слуховая, обонятельная и тактильная дифференциация);
  • улучшение адаптационных возможностей;
  • снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения;
  • повышение уровня личностного развития каждого ребенка;
  • оптимизация отношений ребенка со сверстниками и другими детьми и взрослыми.

Взаимодействие педагога-психолога с детьми основано на положениях субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщинков, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев и другие); положениях комплексного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, В.А. Кольцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); положениях специальной психологии (Э. Сеген, П.Я. Трошина, Л.С. Выготский, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.В. Дубровина и другие);положенияхтелесноориентированной терапии (В. Райх, А. Лоуэн, Ф.М. Александер, М. Фельденкрайз, А. Янов).

Основные принципы работы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с педагогами и специалистами детского сада, родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

6. Принцип развивающей среды и эмоциональной комфортности, хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

7. Соблюдение интересов ребёнка.

8.Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей.

Условия реализации программы.

1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка — на успех у каждого ребенка.

2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям детей. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.

3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.

4. Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.

5. Стимуляция мотива «быть не хуже других».

Учебно-тематический план.

Тема:

Цель:

1-2. «Знакомство»

Ознакомление с работой в группе, знакомство участников друг с другом, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений, снятие психоэмоционального напряжения.

3-4. «Правила Острова Фантазий»

Ознакомление с работой в группе, с правилами поведения в сенсорной комнате, преодоление барьеров перед общением друг с другом, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений, снятие психоэмоционального напряжения.

5-6. «Жители Острова фантазий»

Правила поведения в сенсорной комнате, знакомство с «жителями» (персонажами) комнаты, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений, преодоление барьеров перед общением друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения.

7-8. «Наши мечты»

Преодоление барьеров перед общением друг с другом, повышение уверенности в себе, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений, снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения.

9-10. «Дыхание жизни»

Определение симпатии детей по отношению друг к другу, обучение гимнастики соединения движения с дыханием, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений.

11-12. «Играем вместе»

Обучение детей работе в группе, ознакомление с особенностями телесных игр и правилами взаимопомощи, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений.

13-14. «Мой мир»

Помочь детям научиться бережно и внимательно относиться к себе и принимать себя, учить самовыражению, развитие зрительных, слуховых, обонятельных и тактильных ощущений.

15-16. «Мое отражение»

Обучение применению мимики и жестов в обыденной жизни, развитие умения находить положительные стороны в людях, осуществление стимуляции воображения ребенка и коррекция внимания, развитие и совершенствование коммуникативных функций.

17-18. «Загадки о людях»

Обучение определению положительных и отрицательных черт характера, передачи настроения других людей, осуществление стимуляциивоображения ребенка и коррекция внимания, развитие и совершенствование коммуникативных функций,  развитиесенсомоторных навыков.

19-20. «Средилюдей»

Повышение уверенности в себе, развитие умения говорить о своих сильных сторонах, повышение внутригруппового доверия, ознакомление со способами восстановления эмоционального равновесия, развитиесенсомоторных навыков.

21-22. «Мывсеразные»

Развитие позитивного сотрудничества детей, осуществление стимуляции воображения ребенка и коррекция внимания, развитие и совершенствование коммуникативных функций, обучение самостоятельному расслаблению организма, повышение сплоченности группы.

23-24. «Школа для жизни»

Продолжать развивать чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обучение саморасслаблению организма, повышение сплоченности группы, установление телесного контакта, обучение приемам релаксации.

25-26. «Диалогдобра и зла»

Развитие умения различать проявления добра и зла, снятие психоэмоционального напряжения, формирование адекватной самооценки, развитие сенсомоторных навыков.

27-28. «Доброетепло».

Обучение детей выражению своего настроения через движение, развитие симпатии друг к другу, развитие уверенности во взаимоотношениях друг с другом, обучение самомассажу, развитиесенсомоторных навыков.

29-30. «Чтотакоехорошо?»

Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков, развитие внимания, памяти, обучение самомассажу рук.

31-32. «Потаенныеместа Острова»

Научить осознавать свои эмоциональные состояния и мотивы поведения, побуждать интерес к исследовательской деятельности, развитие навыков наблюдения и самонаблюдения, развитиесенсомоторных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

33-34. «Самоеинтересное»

Коррекция внимания, побуждать интерес к исследовательской деятельности, развитие воображения, моторики, развитие психологической комфортности в группе участников, навыков самосознания, самоопределения.

35-36. «Звезднаяпрогулка»

Коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения,корректировать эмоционально-аффективные проявления.

37-38.«Веселый остров»

Корректировать эмоционально-аффективные проявления, побуждать интерес к исследовательской деятельности, изучение эмоционального мира, создание положительного эмоционального состояния, мотивирование детей на способность осознавать эмоции

39-40. «Веселые переменки»

Развитие положительной самооценки друг к другу, коррекция эмоционально-личностной сферы, мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности.

41-42«Космический сон»

Побуждать интерес к исследовательской деятельности, коррекция эмоционально-личностной сферы, развитие коммуникации группы, раскрепощение, развитие речи, воображения, мышечное и психоэмоциональное расслабление.

43-44. «Волшебный дождь»

Побуждать интерес к исследовательской деятельности, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации, коррекция эмоционально-личностной сферы.

45-46. «Игры с радугой»

Побуждать интерес к исследовательской деятельности, формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, коррекция эмоционально-личностной сферы, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

47-48. «Полет на облаках»

Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности, коррекция эмоционально-личностной сферы.

49-50.«Космическое чудо»

Развитие положительной самооценки друг к другу, коррекция эмоционально – личностной сферы ребенка.создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.

51-52. «Звездный дождь»

Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций, мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета

53-54. «Звездные истории»

Сплочение детского коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие цветового восприятия, релаксационный эффект.

55-56. «Тайны звуков»

Побуждение интереса к исследовательской деятельности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии; релаксационный эффект.

57-58. «Солнечная мозаика»

Побуждение интереса к исследовательской деятельности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии, релаксационный эффект.

59-60. «Разноцветная поляна»

Побуждение интереса к исследовательской деятельности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии, релаксационный эффект.

61-62. «Салюты»

Побуждение интереса к исследовательской деятельности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии, релаксационный эффект.

63-64. «Цветные следы»

Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместного игрового взаимодействия, формирование адекватно самооценки, релаксационный эффект.

65-66. «Планеты»

Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместного игрового взаимодействия, формирование адекватно самооценки, релаксационный эффект.

67-68.«Полет радости»

Побуждение интереса к исследовательской деятельности, мышечная релаксация; развитие сенсорных анализаторов, развитие способности понимать свои чувства.

69-70 . «Волшебное путешествие»

Побуждение интереса к исследовательской деятельности, мышечная релаксация; развитие сенсорных анализаторов, развитие способности понимать свои чувства.

71-72. «Вверх по лесенке»

Подведение итогов работы группы. Закрепление положительных эмоций.

73-74. «ПраздникнаОстровеФантазий».

Подведение итогов работы группы. Закрепление положительных эмоций.

В качестве подведения итогов реализации коррекционно-развивающей программы проводится обобщающее праздничное занятие с детьми.

Программно-методическое обеспечение:

  • Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников
  • Калинина Р. Программа развития личности дошкольника «В гостях у Золушки» Псков, 1997
  • Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» С-П., 2011
  • Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М., 2008
  • Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
  • Шипицина Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками., С-П., 2010

Список литературы.

  • Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
  • Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010
  • Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская коррекционно - развивающая программа

     Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию "Наша нарядная елка"

Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения коррекционно-развивающего занятия по рисованию для детей с умеренной умственной отсталостью...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен  для воспитателей и рекомендован для коррекционной работы по формированию элементарного счета до 3-х детей с умеренной степенью умственной отсталости...

Коррекционно - развивающая программа "Я не такой как все, и все мы разные"

Цель: повышение самосознания, коррекция самооценки и формирование адекватного отношения к себе, снижение уровня тревожности у несовершеннолетних при поступлении в социально-реабилитационны...

Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»

Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....