Рабочая программа по дисциплине Основы бережливого производства
рабочая программа
Цель дисциплины «Основы бережливого производства»: развитие компетенции и формирование практических навыков в разнообразных сферах деятельности на основе философии, принципов и инструментов бережливого производства.
Дисциплина «Основы бережливого производства» включена в обязательную часть социально- гуманитарного цикла образовательной программы
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК | Уметь | Знать | Владеть навыками |
ОК.07 | определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности; организовывать профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства | пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства
| - |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к ОПОП-П по специальности
Технология продуктов питания животного происхождения
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН
ОГЛАВЛЕНИЕ
«Индекс и НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ» 2
«Индекс и НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ» 8
«Индекс и НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ» 9
2024 г.
Приложение
к ОПОП-П по специальности
Технология продуктов питания животного происхождения
Рабочая программа дисциплины
«СГ.05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы 4
Планируемые результаты освоения дисциплины 4
2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ 4
Трудоемкость освоения дисциплины 4
3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ 7
Материально-техническое обеспечение 7
Учебно-методическое обеспечение 7
4. Контроль и оценка результатов освоения ДИСЦИПЛИНЫ 7
- Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы бережливого производства»
Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы
Цель дисциплины «Основы бережливого производства»: развитие компетенции и формирование практических навыков в разнообразных сферах деятельности на основе философии, принципов и инструментов бережливого производства.
Дисциплина «Основы бережливого производства» включена в обязательную часть социально- гуманитарного цикла образовательной программы
Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. ОПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК | Уметь | Знать | Владеть навыками |
ОК.07 | определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности; организовывать профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства | пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства | - |
2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость освоения дисциплины
Наименование составных частей дисциплины | Объем в часах | В т.ч. в форме практ. подготовки |
Учебные занятия | 52 | 16 |
Самостоятельная работа | 4 | 4 |
Промежуточная аттестация в форме диф.зачета. | - | - |
Всего | 56 | 16 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч | Код ПК, ОК |
1 | 2 | 3 | |
Введение в Бережливое производство | 6/0 | ||
Тема 1. Введение в Бережливое производство | Содержание | 6/0 | |
Традиционное и бережливое производство 1. Понятия «производство», «разделение труда», «традиционное и бережливое производство». Бережливое и массовое производство. Особенности бережливого производства. Идеи разделения труда (Ф. Тейлор) и конвейерной сборки (Г. Форд). Производственная система ГАЗ. Структура группы ГАЗ. Характеристика выпускаемой продукции дивизионов. | 2 | ОК 07 | |
2. История развития бережливого производства Успехи предприятий при внедрении бережливых систем. История Toyota production system (Япония) – lean production (США) – бережливое производство (Россия). Тайити Оно – «отец» бережливого производства. Дао Toyota. Особенности менталитета западных и восточных стран. Производственная система ГАЗ. | 2 | ||
Самостоятельная работа Основные понятия и терминология Дать основные понятия бережливого производства: андон, джидока, «точно вовремя», кайдзен, выталкивающее и вытягивающее производство, муда. | 2 | ||
Тема 2. Философия бережливого производства | Содержание | 8/2 | ОК 07 |
1. Принципы бережливого производства. Взаимоотношение Заказчик - Поставщик (полное осознание того, что нужно заказчику, мгновенная реакция на изменение требований заказчика). Люди - самый ценный актив компании. Кайдзен - непрерывное усовершенствование. Решение вопросов на производственной площадке. Все внимание на «Гемба». | 2 | ||
2. Идеалы бережливого производства Идеалы Бережливого производства. Физическая и психологическая безопасность. Отсутствие дефектов. По первому требованию заказчика. Одно за другим. Мгновенная реакция поставщика. Минимальные затраты. | 2 | ||
3. Понятие муда (потери). Муда первого, второго и третьего рода. Муда, мура, мури и взаимосвязь между ними. Причины образования потерь. Природа потерь. Охота на муду. Мероприятия по искоренению потерь. | 2 | ||
4. Виды потерь. Перепроизводство товаров. Ожидание следующей производственной стадии. Ненужная транспортировка материалов. Лишние этапы обработки. Большие межоперационные запасы. Ненужные перемещения людей. Дефекты продукции. | 2 | ||
Практическая работа №1 Выработка практических навыков обнаружения потерь в производственном процессе | 2 | ||
Тема 3. Инструментарий бережливого производства | 22/14 | ОК 07 | |
Система 5С | 1. Понятие "Система 5С". Сортируй – Соблюдай порядок – Содержи в чистоте –Стандартизируй – Совершенствуй. Практические способы их реализации: метод ярлыков, метод теней. Система 5С как основа для кайзен и способ повышения эффективности. Отсутствие порядка как источник потерь. | 2 | |
Стандартизированная работа. Хронометраж. | 1. Стандарты качества и стандарты процесса. Стандартизированная работа. Рабочая последовательность как необходимый элемент стандартизации. Стабильность и нестабильность цикла. Значимая работа. Циклическая работа оператора. Стандартный незавершенный задел. Время цикла. Хронометраж. Бланки стандартизированной работы. Рабочий стандарт и его разработка. Критерии эталонного рабочего места. | 2 | |
Стандартизация действий рабочего | Практическая работа№2 Проведение наблюдений за действиями рабочего. Заполнение бланков стандартизированной работы. | 2 | |
Расчет численности основного производственного персонала (ОПР) | 4/2 | ОК 07 | |
Методика расчета численности ОПР | 1. Методика расчета численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства. Суммарное время цикла. Средневзвешенное время цикла. | 2 | |
Расчет численности персонала | Практическая работа №3 Проведение расчета численности персонала участка сборки автомобилей. | 2 | |
Управление потоком создания ценности. Поток единичных изделий. | 4/2 | ОК 07 | |
Поток создания ценности. Поток единичных изделий | 1. Поток создания ценности. Описание потока создания ценности. Поток единичных изделий. Организация потока единичных изделий. Предпосылки и цели создания потока единичных изделий. Время выполнения заказа. Компоновки рабочих ячеек. Создание рабочих ячеек. Преимущества потока единичных изделий. | 2 | |
Моделирование потока единичных изделий | Практическая работа №4 Деловая игра. Организация потока единичных изделий. Поиск путей повышения производительности потока создания ценности. | 2 | |
Хейджунка – выравнивание производства | 4/2 | ОК 07 | |
Выравнивание производства | 1. Выравнивание производства по объемам и номенклатуре изделий. Реализация идеала "Одно за другим". Методика внедрения выравнивания производства. Жесткой закладка. Расчет загрузки операторов при неравномерности потока. Средневзвешенное время цикла. Выравнивание загрузки операторов. | 2 | |
Поток единичных изделий при широкой номенклатуре | Практическая работа №5 Деловая игра. Организация потока единичных изделий в условиях широкой номенклатуры выпускаемой продукции. Поиск путей повышения производительности потока создания ценности. | 2 | |
Тянущая система Канбан | 4/2 | ОК 07 | |
Системы подачи материалов. Система канбан | Вытягивающий и выталкивающий способ подачи материалов. Незавершенное производство как источник потерь. Канбан как реализация подхода "точно вовремя". Фиксирование по времени. Фиксирование по объему. Возвратный канбан. Сигнальный канбан. | 2 | |
Организация подачи материалов по Канбан | Практическая работа №6 Деловая игра. Внедрение системы подачи материалов по Канбан в условиях широкой номенклатуры выпускаемых изделий. | 2 | |
Быстрая переналадка SMED | 2/0 | ОК 07 | |
Переналадка оборудования | Быстрая переналадка. Переналадка оборудования. Переналадка как серьезное препятствие для внедрения потока единичных изделий и выравнивания производства. Последовательности шагов операции переналадки. Быстрая переналадка. Основные этапы быстрой переналадки. Внешняя переналадка. Внутренняя переналадка. Результат применения быстрой переналадки. | 2 | |
ТРМ - всеобщее обслуживание оборудования. Плановое и автономное обслуживание оборудования | 2/0 | ОК 07 | |
Всеобщее и автономное обслуживание оборудования | Понятие «всеобщее обслуживание оборудования». ТРМ как инструмент снижения времени простоев оборудования из-за отказов и ремонта. Вовлечение основного персонала в ремонт оборудования. Регламенты обслуживания оборудования. Визуализация точек обслуживания. Понятие "превентивные меры". Способы сбора данных по отказу оборудования. | 2 | |
Решение проблем. Производственный анализ. | 6/4 | ОК 07 | |
Решение проблем. Производственный анализ. | Понятия "проблема", "контрмера", "коренная причина проблемы". Листы и доски производственного анализа как инструменты информирования о проблемах. Эффективность своевременного решения проблем. Методология решения проблем. Метод "Пять "почему?" - одно "как?" для выяснения коренной причины проблемы. | 2 | |
Практика решения производственных проблем | Практическая работа №7 Практика решения производственных проблем Деловая игра. Решение производственной проблемы. | 2 | |
Практическая работа №8 Этапы стандартизации рабочего места. Рабочий стандарт и его разработка. | 2 | ||
Тема 4. Трансформация предприятия в бережливое. Особенности применения БП в сфере слуг | 4/0 | ОК 07 | |
Бережливое производство в сфере услуг | Бережливое производство в сфере услуг. Обучение персонала. Формирование команд. | 4 | ОК 07 |
Самостоятельная учебная работа обучающегося Стандарт рабочего места Технолог по производству молока и молочных продуктов | 2 | ||
Всего: | 56ч |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально- техническое обеспечение
Кабинет социально- экономических дисциплин, оснащенный в соответствии с приложением 3 ОПОП-П.
Учебно- методическое обеспечение
Основные печатные и электронные издания
- Авдеенко Н.О., Береславская Н.С. Бережливое производство. Основы: учеб. пособие: - М.: Маркет ДС,
- Авдеенко, Н.О. Бережливое производство. Основы: тетрадь-практикум / Н.О. Авдеенко, Н.С. Береславская. – М.: Маркет ДС
- Бурнашева, Э. П. Основы бережливого производства / Э. П. Бурнашева. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 76 с. — ISBN 978-5-507-48836-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
- Мирный, В. И. Бережливое производство : учебное пособие / В. И. Мирный, О. А. Голубева, В. П. Димитров. — Ростов-на-Дону : Донской ГТУ, 2021. — 69 с. — ISBN 978-5-7890-1917-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
- Основы бережливого производства в АПК / В. Т. Водянников, Е. В. Худякова, Н. В. Сергеева, М. Н. Степанцевич ; Под ред.: Водянников В. Т.. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 196 с. — ISBN 978-5-507-46499-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
Знает: - определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности | демонстрация системных знаний об истории становления и развития бережливого производства; демонстрация системных знаний о философии бережливого производства; демонстрация системных знаний о ценностях бережливого производства; демонстрация системных знаний о принципах бережливого производства; демонстрация системных знаний о действиях, добавляющие ценности и потери. | Тестирование. Устный опрос. Оценка решений ситуационных задач. |
организовывать профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства | владение технологиями анализа процессов создания ценности; демонстрация системных знаний о технологиях улучшений; демонстрация системных знаний о ключевых показателях эффективности бережливого производства; демонстрация системных знаний о технологиях вовлечения персонала; демонстрация системных знаний о системе подачи предложений; демонстрация системных знаний об инструментах бережливого производства | Тестирование. Устный опрос. Оценка решений ситуационных задач. |
Умеет: пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства | осуществление профессиональной деятельности с соблюдением принципов бережливого производства; картирование потока создания ценностей; выявление и устранение потерь в процессах; применение ключевых инструментов анализа и решения проблем | Оценка решений ситуационных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы строительного производства» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондицио
Основы строительного производства1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специал...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...

Рабочая программа по дисциплине "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве" на первом курсе по профессии 19.01.17 "Повар, кондитер"...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы автоматизации производства для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично меха...

Тест : Введение в дисциплину "Основы бережливого производства"
Тест: Введение в дисциплину "Основы бережливого производства"...

Рабочая программа по дисциплине "Основы бережливого производства" для СПО
Настоящая рабочая программа по специальности среднего профессионального образования СПО разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образо...