Понятие и составляющие профиля должности
план-конспект урока
Конспект урока и презентация по теме "Понятие и составляющие профиля должности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 170.54 КБ |
![]() | 241.22 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
План проведения учебного занятия
(для общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей)
Дата проведения «13» февраля 2024 г.
ФИО преподавателя: | Горбач Любовь Сергеевна |
Группа: | 3 курс, 1-319ГД |
Специальность /профессия: | 43.02.14 «Гостиничное дело» |
Учебная дисциплина / ПМ, МДК: | ОП.01 «Менеджмент и управление персоналом в гостиничном деле» |
Раздел, тема программы: | |
Номер занятия в соответствии с КТП: | №18 |
Тема занятия по КТП: | |
Понятие и составляющие профиля должности | |
Тип занятия: | Комбинированный урок |
Цель и задачи занятия
Цель занятия:
- Изучить понятие и составляющие профиля должности.
Задачи:
Учебная:
- Раскрыть понятие и процесс создания профиля должности в гостиничном предприятии.
Воспитательная:
- способствовать формированию ценностных ориентаций и убеждений,
Развивающая:
- учить осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В ходе занятия студент должен:
знать:
- методы планирования труда работников службы (приема и размещения, питания, обслуживания и эксплуатации номерного фонда);
- методику определения потребностей службы приема и размещения в материальных ресурсах и персонале;
- *законодательство Российской Федерации о предоставлении гостиничных услуг;
- методику определения потребностей службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда в материальных ресурсах и персонале;
- кадровый состав различных служб гостиницы, его функциональные обязанности;
- требования к обслуживающему персоналу;
- функциональные обязанности сотрудников службы.
уметь:
- планировать потребность в материальных ресурсах и персонале служб гостиницы;
- оценивать и планировать потребность служб гостиницы в материальных ресурсах и персонале;
- планировать и прогнозировать.
В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Планировать потребности службы приема и размещения в материальных ресурсах и персонале.
ПК 3.1. Планировать потребности службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда в материальных ресурсах и персонале.
ПК 4.1. Планировать потребности службы бронирования и продаж в материальных ресурсах и персонале.
Общие компетенции:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Средства обучения:
- презентация к уроку,
- раздаточный материал
- литература указанная в методических рекомендациях.
Дидактические единицы:
- профиль должности,
- формирование профиля должности на основе стратегических и текущих целей организации
Формы и методы контроля:
Текущий контроль, который осуществляется в виде фронтального опроса.
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):
- Организационная часть (2 мин).
- Актуализация знаний (5 мин).
- Изложение нового материала (25 мин).
- Выполнение практического задания (10 мин)
- Проверка полученных знаний (2 мин)
- Подведение итогов (1 мин)
Ход занятия
Этап занятия | Время | Цель этапа | Методы обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
Организационный | 2 мин. | Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия | Словесный метод | Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока | Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы |
Актуализация знаний | 5 мин. | Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материала | Словесный метод: эвристическая беседа, дискуссия | Предлагает вопросы к обсуждению.
| Отвечают на вопросы |
Изложение нового материала | 25 мин. | Указание новых понятий, подлежащих изучению | Словесный метод: объяснение, конспект Иллюстративно-наглядный метод: презентация | Рассказывает новый материал, демонстрирует презентацию. Скажите, пожалуйста, а при планировании персонала в гостиницу только ли необходимо учитывать количество персонала или необходимо предъявлять какие-то дополнительные требования к персоналу? (качество знаний и опыта). Сегодня мы с вами начнем изучать тему: «Понятие и составляющие профиля должности» | Слушают преподавателя, ведут конспект |
Выполнение практического задания | 10 мин. | Систематизация знаний по теме урока | Репродуктивный метод: практическая работа Практический метод: выполнение упражнений | Объясняет правила выполнения практического занятия, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты 1. На основании стандартов обслуживания в отеле, составьте набор квалификационных характеристик (образование, владение специальными навыками - знание иностранного языка, компьютера, владение конкретными методиками и т.д.), которыми должна обладать горничная (должно быть не менее 5 пунктов). | Выполняют практическое задание, задают вопросы по заданию, |
Проверка полученных знаний | 2 мин. | Проверка результатов выполнения практической работы | Словесный метод: ответы на вопросы | Проверяет правильность выполнения практического задания | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы |
Подведение итогов | 1 мин. | Оценка работы студентов на уроке | Словесный метод | Оценивает работу студентов на уроке.
| Участвуют в подведении итогов, |
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока.
Добрый день, ребята!
- Актуализация знаний
Предлагает вопросы к обсуждению.
- Для чего необходимо планировать персонал.
- Назовите, какие существуют кадровые стратегии.
- Что необходимо учитывать при планировании персонала в отеле.
- За счет каких ресурсов возможно закрыть кадровые вопросы, которые возникают в высокий сезон в отеле?
- Достаточно ли подходить к вопросу кадрового планирования с количественной точки зрения?
Тема нашего урока – Сегодня мы с вами начнем изучать тему: «Понятие и составляющие профиля должности».
Цель нашего урока – Изучить понятие и составляющие профиля должности.
3. Изложение нового материала
1. Рассказ теоретического материала с применением презентации.
На основании чего проводят подбор и оценку персонала? Что является основанием для внедрения справедливых грейдов (ставок заработных плат) в компании? Что используют в процессе развития персонала и при формировании кадрового резерва? Что является эталоном, с которым HR-отдел сравнивает потенциальных кандидатов, оценивая, подойдёт ли данный человек на данную позицию? Таким эталоном является профиль должности. И в этом смысле профиль должности является одним из фундаментальных инструментов HR-системы любой компании.
Профиль должности: что в него входит и почему
Документ, который описывает саму должность, биографические требования, особенности корпоративной культуры, функционал и ключевые компетенции, необходимые для успешного выполнения всех функций данной должности называется профилем должности.
Профили должности – основной инструмент управления изменениями
Профили должности как основа для ряда бизнес-задач
Профиль должности позволяет решать следующие задачи:
1. Подобрать персонал. Именно на профиль опирается человек, занимающийся подбором персонала в компании, либо рекрутинговое агентство, выполняющее подбор специалистов для предприятия.
2. Оценить персонал. Благодаря модели компетенций и описанию функциональных обязанностей, входящим в профиль должности, компания получает возможность оценивать потенциал конкретного человека и его фактические результаты. Потенциал оценивают по наличию необходимых компетенций, и выполняет эту работу, как правило, HR-отдел. Результаты оценивают по фактической степени выполнения своих функций, и выполняет эту работу, как правило, непосредственный руководитель сотрудника.
3. Построить комплексную систему развития персонала. Благодаря модели компетенций и результатам оценки компетенций персонала, HR-отдел получает уникальную возможность выстроить целостную систему развития сотрудников, с учётом их индивидуальных потребностей.
4. Сформировать в компании кадровый резерв. Модель компетенций, результаты оценки персонала и система развития сотрудников позволяют сформировать в компании кадровый резерв. Кадровый резерв, в свою очередь, существенно снижает риски компании, связанные с человеческими ресурсами. И – обеспечивает платформу для системного развития компании.
5. Ликвидировать функциональные конфликты. Профиль должности позволяет «закрыть» вопрос того, кто и за что отвечает. Что, в свою очередь, позволяет погасить значительную часть конфликтов в компании ещё в зародыше.
6. Внедрить в компании справедливые ставки зарплат (грейды). Чёткое описание функциональных обязанностей, модель компетенций и результаты оценки позволяют внедрить в компании справедливые ставки зарплат (грейды, от англ. grade - ставка).
Давайте разберём каждый раздел:
Описание должности. Этот раздел включает в себя название и целевое назначение должности, название структурного подразделения, название руководителя и перечень подчинённых (если они есть у человека, занимающего данную должность).
Биографические требования. Здесь фиксируются требования к полу, возрасту, образованию и опыту работы. Понятно, что фиксируются в том случае, если они – есть.
Корпоративные ценности. Именно они и фиксируются в данном разделе. А ещё здесь фиксируются компетенции, которыми должен обладать сотрудник, чтобы воплощать в жизнь особенности корпоративной культуры. Если клиентоориентированность является частью корпоративной культуры, то у кандидата на должность должны быть компетенции, с помощью которых клиентоориентированность воплощается в жизнь. Например, это могут быть такие компетенции, как «понимание потребностей клиентов» и «построение долгосрочных отношений». Соответственно, в разделе «Корпоративные ценности» указываются корпоративные компетенции.
Функциональные обязанности. В этом разделе фиксируется перечень функций, возложенных на сотрудника, занимающего данную позицию и профессиональные ключевые компетенции, необходимые для успешного выполнения всех функций на данной должности. Если должность – управленческая, то в этом же разделе указываются управленческие компетенции – для управленческих функций. Так, например, управленческая функция «Планирование и контроль» потребует целого набора управленческих компетенций:
• Умение формулировать цели и задачи,
• Умение распределять цели и задачи между подчинёнными,
• Умение контролировать и оценивать результаты работы,
• Навык предоставления обратной связи,
• Умение выставлять приоритеты.
И надо понимать, что в каждой компании этот набор может выглядеть иначе. Он может быть дополнен другими управленческими компетенциями. А какие-то, из указанных компетенций могут отсутствовать.
Типовая форма профиля должности
Составные части профиля должности мы уже рассмотрели. Теперь давайте посмотрим на форму: как выглядит профиль должности визуально, как скомпонованы его разделы:
Пожалуй, отдельно стоит выделить в приведённой форме то, как в неё вплетена модель ключевых компетенций. Она пронизывает разделы «Корпоративные ценности», связывая ценности компании и особенности ее культуры с корпоративными компетенциями. И модель компетенций пронизывает раздел «Функциональные обязанности». Связывая управленческие и профессиональные функции с управленческими и профессиональными компетенциями.
Профиль должности: сфера применения
Профиль должности решает задачу стандартизации. Профиль должности фиксирует сами должности: их целевое назначение, функционал, обязанности, зону ответственности, необходимые компетенции, другие требования к человеку, занимающему должность. Когда каждая должность формализована и зафиксирована в качестве стандарта, сразу решается несколько проблем. Во-первых, HR-отдел освобождается от необходимости «изобретать велосипед» (описывать должность) каждый раз, когда возникает потребность в подборе нового специалиста. Во-вторых, сами сотрудники получают чёткое описание своей должности, функциональных обязанностей и зон ответственности. В-третьих, наличие профиля позволяет оперативно доучить тех сотрудников, которые по своему уровню не дотягивают до требований к занимаемой должности (или к должности, на которую их планируется перевести). Либо заменить их теми, кто дотягивает.
Внедрение профилей должностей
Для работы HR-отдела, профиль должности играет такую же роль, как наличие прайса, презентации и шаблона коммерческого предложения для отдела продаж. Соответственно, если в вашей компании профилей должности ещё нет, их стоит разработать. Иначе HR-отдел и сама компания будут постепенно накапливать определённые проблемы.
Кто должен разрабатывать профиль должности? Профиль должности может разработать либо HR-отдел, либо внешний провайдер – компания, имеющая экспертизу в сфере HR. Признаком такой экспертизы являются успешные проекты в сфере оценки и обучения персонала, разработки модели ключевых компетенций и опыт стратегических сессий. Ключевым фактором успешной разработки и внедрения профилей должности является участие высшего, среднего и линейного менеджмента в процессе разработки.
Процесс разработки профилей должностей включает в себя такие этапы:
1. Анализ корпоративной культуры компании. Выделение особенностей корпоративной культуры.
2. Анализ, разработка, формализация и утверждение функциональных обязанностей, границ ответственности, особенностей деятельности каждого сотрудника.
3. Разработка модели ключевых компетенций.
4. Формулирование биографических требований.
5. Создание, утверждение и внедрение профилей должности.
Внедрение профилей должностей неминуемо приведёт к созданию прозрачной картины того, кто и что делает, кто и за что отвечает. Естественно, возможно и очень вероятно сопротивление персонала. Чтобы избежать этого сопротивления, необходимо включить менеджмент организации в процесс разработки и утверждения документов, как-либо нормирующих деятельность их непосредственных подчинённых.
4.Выполнение практического задания
- На основании стандартов обслуживания в отеле, составьте набор квалификационных характеристик (образование, владение специальными навыками - знание иностранного языка, компьютера, владение конкретными методиками и т.д.), которыми должна обладать горничная (должно быть не менее 5 пунктов).
5. Проверка полученных знаний
Оценка выставляется по факту выполненного практического задания.
Оценка качества выполненного задания проводится по показателю решение компетентно-ориентированных задач по теме «Понятие и составляющие профиля должности». За верно определенные стратегии начисляется 1 балл.
Оценка «5» - если задание выполнено верно, или есть 1 ошибка или ошибок нет.
Оценка «4» - если задание выполнено с 2 ошибками.
Оценка «3» - если задание выполнено с 3 ошибками.
- Подведение итогов, домашнее задание
Предлагает вопросы к обсуждению.
- Какие разделы должны войти в профиль должности?
- В какой сфере применяется профиль должности?
- Какие задачи помогает решить профиль должности?
- Кто должен разрабатывать профиль должности?
Выставляет оценки за урок.
Домашнее задание
Выучить теоретический материал и выполнить подобные задания в самостоятельной работе.
Практическое задание:
На основании стандартов обслуживания в отеле, составьте набор квалификационных характеристик (образование, владение специальными навыками - знание иностранного языка, компьютера, владение конкретными методиками и т.д.), которыми должна обладать горничная (должно быть не менее 5 пунктов).
Таблица Образец профиля должности
Описание должности | ||
Наименование должности | ||
Целевое назначение должности | ||
Структурное подразделение | ||
Непосредственный руководитель | ||
Непосредственные подчиненные | ||
Биографические требования | ||
Пол | ||
Возраст | ||
Образование | ||
Опыт работы | ||
Корпоративные ценности | Ключевые компетенции | |
Функциональные обязанности | Ключевые компетенции | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение профиля должности Документ, который описывает саму должность, биографические требования, особенности корпоративной культуры, функционал и ключевые компетенции, необходимые для успешного выполнения всех функций данной должности называется профилем должности.
Профиль должности – основной инструмент управления изменениями
Профили должности – база для ряда бизнес-задач
Задачи профиля должности Подбор персонала Оценка персонала Построение комплексной системы развития персонала Формирование в гостиничном предприятии кадрового резерва Ликвидация функциональных конфликтов Внедрение в отеле справедливых ставок зарплат ( грейдов )
Разделы, входящие в профиль должности
Сфера применения профилей должности
Этапы разработки профиля должности
Практическое задание На основании стандартов обслуживания в отеле, составьте набор квалификационных характеристик (образование, владение специальными навыками, знание иностранного языка, владение конкретными методиками и т.д.), которыми должна обладать горничная (должно быть не менее 5 пунктов. Задание выполните в тетради для лекций по шаблону
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/07/picture-445679-1399469872.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 ХИМИЯ название учебной дисциплины ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ название профиля 190631 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» 230401 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» (ПО ОТРАСЛЯМ) коды и названия сп
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Химия н...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-995944-1516195967.png)
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Лечебная деятельность специальности 31.02.01 Лечебное дело ( Тема 1.3 Лечение пациентов фтизиатрического профиля. Тема 1.7 Лечение пациентов гериатрического профиля)
Фельдшер специалист со средним медицинским образованием. оказывает первую доврачебную, неотложную медицинскую помощь пострадавшим, осуществляет лечебную деятельность в рамках своей компетенции.Д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-719121-1491925746.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ( по профилю специальности) «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ»ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ (ДОРОЖНЫЙ РАБОЧИЙ)
Рабочая программа производственной практики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/28/picture-786388-1461841799.jpg)
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 05.01 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих - 19205 Тракторист- машинист сельско
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 350207 «Механизация сельског...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-906357-1489852780.jpg)
ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»: методические указания и задания для производственной практики (по профилю специальности) обучающихся СПО специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 «Коммерция».З...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/03/picture-1119641-1551614287.jpg)
Понятие и составляющие профиля должности
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» План проведения учебного занятия(для общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей) Дата проведения «13&ra...