Мой педагогический опыт
опыты и эксперименты

Строгонова Диана Юрьевна

Педагогический опыт - это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. Часто используется понимание педагогического опыта как совокупности знаний, умений и навыков, которыми педагог овладевает в процессе своей педагогической деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ «Пути организации личностно-ориентированного образовательного пространства в колледже. Цифровые навыки»

Слайд 2

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках учебной практики» мастер п/о : Строгонова Д.Ю

Слайд 3

Цель : формирование у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков. Задачи : обеспечение обратной связи в процессе обучения, обеспечение индивидуализации, повышение наглядности, организации коллективной и групповой работы, достижение высокой эффективности учебной практики.

Слайд 4

Применение ИКТ на учебной практике позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, развивать интерес обучающихся к изучаемому материалу или предмету, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность обучающихся, формировать коммуникативные навыки, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Слайд 5

Большее количество времени на уроках учебной практики я уделяю практической деятельности обучающихся с целью формирования их познавательных интересов, решения обучающей задачи. Использование электронных презентаций (видеороликов) делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Я использую при объяснении или повторении материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля.

Слайд 6

Презентации необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово мастера оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте. Например, при изучении темы «Приготовление блюд из рыбы», в мастерской нет возможности показать наглядно ассортимент рыбы, обучающиеся смотрят презентацию на экране компьютера.

Слайд 7

После прохождения курсов повышения квалификации «Электронное обучение как часть доступной среды». Мною разрабатываются занятия с применением интерактивной доски. При помощи ИКТ стало возможным проведение контроля знаний студентов. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы My Test позволяет провести контроль знаний студентов. Использование тестов помогает не только экономить время, но и дает возможность студентов самим оценить свои знания, свои возможности. С их помощью можно: - проверить большой объем изученного материала малыми порциями; - быстро диагностировать овладение учебным материалом студентов.

Слайд 8

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(из опыта работы)

        

Выполнила: Д.Ю. Строгонова

Мастер производственного обучения

                                                                                 

с. Иволгинск

2023г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

1.     Введение

2.     Классификация и основные виды современных педагогических технологий

3.   Назначение и преимущества использования

4.  Метод критического мышления

5.  Мозговой штурм

6.  КЕЙС – МЕТОД - как педагогическая технология

7.  Технология сотрудничества

8. Технология проектного обучения

9.  Игровая технология

10. Технология проблемного обучения

11. Эффективность использования информационных и мультимедийных технологий в обучении

 Литература

 

 

 

Введение

 Инновационные технологии подчеркивают всё более растущий интерес студентов, как к процессу образования, так и в плане применения новых знаний в будущей профессии.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет преподавателю отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить у них умения и навыки в различных областях деятельности, помочь студентам развивать технологическое мышление, умение самостоятельно планировать свою учебную и самообразовательную деятельность, воспитывать в себе дисциплину в организации учебного времени.

Понятна заинтересованность обучающихся в выполнении нестандартных заданий, в ходе которого каждый студент может показать свое видение проблемы и, возможно, представить абсолютно новый подход к обсуждению или решению какого-либо вопроса.

 Личная заинтересованность студентов как будущих специалистов – вот ключевой момент в применении нестандартного, инновационного подхода в обучении. Важным является и то, что полученные в процессе обучения знания обязательно найдут отражение в решении проблем из повседневной жизни, социуме.

Внедрение инновационных методов не только важный путь нейтрализации перегрузки студентов, это и важный аспект использования еще не раскрытых, но потенциальных внутренних ресурсов личности, которые проявляют себя в сотрудничестве друг с другом.

Инновационные методики в образовании в любом случае несут в себе опыт деятельности, который можно увидеть, осознать и впоследствии применить в реальной практике. Кроме того, все инновационные методы основаны на исследовательском подходе и предполагают наличие обязательных самостоятельных выводов обучающихся, вне зависимости от того, в одиночку или в группе проводится обучающая деятельность.

В контексте инновационной стратегии педагогического процесса возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских идей, наставника и координатора обучающихся относительно их урочной и внеурочной деятельности. Студенту очень важно осознание того факта, что в лице преподавателя он может видеть помощника и советчика. Благодаря совместной работе педагогов и студентов, которая особо ярко проявляет себя при введении инновационных методик в образовании, современные образовательные процессы выходят на абсолютно новый уровень, объединяющий в себе мотивацию, заинтересованность, ощущение сотрудничества и практическое применение знаний и умений.

2.     Классификация и основные виды

современных педагогических технологий

Технологии обучения всегда применяются в определенных сочетаниях. В каждой конкретной ситуации в том или ином сочетании технологий доминирует одна из них в зависимости от того, какая задача обучения на данном этапе является основной. Отсюда следует объективная необходимость процедуры выбора технологий обучения. При решении данной дидактической проблемы я руководствуюсь следующими критериями:

– адекватность технологий обучения целям и содержанию учебного материала;

– обоснованность выбора технологий обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах;

– учет возрастных личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также возможностей самих учителей;

– соответствие технологий обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.

Классификация педагогических технологий по видам деятельности преподавателя и учащихся:

Технологии организации общения. Включают приемы организации взаимодействия ребенка и взрослого с целью создания необходимых условий для развития индивидуальности и личности учащихся.

Педагогические технологии организации учебно-познавательной деятельности, содержащие эффективные приемы мотивации учебной деятельности, использования механизмов развития и стимулирования познавательных способностей.

Важным элементами данного вида являются обучение учащихся культуре определения понятий, а также технология обучения их решению задач разных типов.

Технологии диагностической и прогностической деятельности, основанные на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы.

Педагогические технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества.

Технологии организации воспитательного дела, помогающие каждому ребенку максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития.

Среди современных педагогических технологий исследователи выделяют следующие технологии:

- Проблемное обучение (Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся);

- Концентрированное обучение (Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса);

- Модульное обучение (Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки);

- Развивающее обучение

(Развитие личности и ее способностей; Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию);

- Дифференцированное обучение

(Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

- Активное (контекстное) обучение (Организация активности учащихся);

- Игровое обучение (Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений);

- Обучение развитию критического мышления  (Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс).

Любая технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения. Элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы преподавателем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

                                   3.   Назначение и преимущества использования
      Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании); во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость.

Можно выделить следующие «за» и «против» внедрения технологий:
      ЗА
      - возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;
      - достижение гарантированного результата в обучении;
      - повторяемость и воспроизводимость результатов;
      - направленность технологий на достижение конкретных целей в обучении или воспитании;
      - формирование умений и навыков, доведенных до совершенства;
      - экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;
      - при обоснованном применении их можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей.
      ПРОТИВ
      - это сложность перехода на технологический режим обучения;
     -  невозможность перевода всей информации на технологический язык обучения;
      - усиливают дефицит общения;
      - не работают на развитие творческого мышления и творческих способностей (особенно машинные технологии); исключение составляют технологии проблемного, эвристического обучения;
      - работают на основе смоделированных алгоритмов и программ. Таким образом, оценивая достоинства и недостатки педагогических технологий, мы понимаем, что нет технологий, способных заменить живое человеческое общение во всей красоте его проявлений и возможностей в учебно-воспитательном процессе.

 4.Метод критического мышления

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но и со стороны ученика.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности

«Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

5.Мозговой штурм 

Метод мозгового штурма (мозговая атака, англ. Brainstorming) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения.

Этапы проведения мозгового штурма

 1 этап Генерация идей.

 2 этап Выработка критериев оценки и их оценивание.

 3 этап Принятие решений.

Работа по методу мозговой штурм проходит в группах. Педагог формулирует проблемный вопрос (его лучше записать на доске) для участников.

Предлагает всем высказать свои идеи, комментарии, связанные с данной проблемой. Затем группой участников вырабатывается принятие определенного решения.

Генерация идей

Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог «мозгового штурма».

Участники группы разбиваются на несколько команд (по 5–6 человек в каждой). Команды получают пустые карточки. Именно на них они будут записывать новые идеи.  Ведущий информирует участников о правилах этого этапа.

Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.

Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль.

Желательно, чтобы участники попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.

Выработка критериев оценки и их оценивание. Затем выработанные критерии оцениваются и принимаются определенные решения по данной проблеме.

Метод мозгового штурма дает возможность объединить в процессе  поиска решения самых разных людей.

6.     КЕЙС – МЕТОД - как педагогическая технология

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

         Анализировать ситуации.

        Оценивать альтернативы.

         Выбирать оптимальный вариант решений.

         Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

7.     Технология сотрудничества

Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Личность в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы

Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

- по уровню применения - общепедагогическая технология;

- по философской основе - гуманистическая;

- по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;

- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

- по типу управления: система малых групп;

- по подходу: гуманно-личностная, субъект - субъектная;

- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения.

 Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

8.     Технология проектного обучения

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится  не в русле учебного предмета.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.

Цель  проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

Основные требования к учебному проекту 

1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.

2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3.      Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4.      Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5.      Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

      Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

9.     Игровая технология

Наибольший интерес, в нашем исследовании, представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение).

При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

В процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнать, искать, делиться с другими своими находками.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
10. Технология проблемного обучения

 Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации –проблемной, поэтому требует адекватного конструирования  дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные методы –это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.В современной теории проблемного обучения различают два вида  проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается  деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

 

11. Эффективность использования информационных и

мультимедийных технологий в обучении

Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования.

Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования.

Новые возможности
при преподавании дисциплин 

Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

  С помощью ИКТ на уроках я могу:

  сделать учебную деятельность обучающихся более содержательной;

  сделать учебный процесс более привлекательным и современным для обучающихся;

  сделать учебную информацию для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;

  повысить качество обучения, желания учиться;

  сделать урок наглядным, динамичным. 

Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего профессионального  образования.

2.     Фундаментальное ядро содержания общего образования.– М.: Просвещение, 2014.

3.     Алексеева К.Д.  Педагогические технологии на уроках истории и обществознания//Справ. зам. дир..-2014.-№1.-С.30.

4.     Горлова С.И. медиаобразовательные проекты на уроках русского языка//Справ. зам. дир.-2014.-№2.-С.58.

5.     Добротина И.В. «Информационная переработка текста с использованием приемов современных образовательных технологий» // РЯШ.-2013.-№10. - С.15.

6.     Иванов И.А. «критическое мышление» в контексте реализации ФГОС//Спр-к зам. дир.-2013.-№12.

7.     Калуцкая И.В. образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях. // ПИОШ.-2013.-№8. С.3.

8.     Савельева М.Г. Технологии профессионально ориентированного обучения: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. 80 с.

9.     Современные образовательные технологии: учеб. пособие / кол. авторов: под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

10.  Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: Издат. Центр «Академия», 2009. 192 с.

11.  Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой. 3-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 368 с.


 



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

«КАК Я ФОРМИРУЮФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА СВОИХ ЗАНЯТИЯХ»

                                  Выполнила: Д.Ю.Строгонова

с. Иволга

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. При работе с текстом ребята формируют способность к общему пониманию смысла, заложенного в тексте, и делают выводы на основе поступающей информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие студенты затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате студент учится мыслить. Задавая вопрос, «Почему?» - учащийся устанавливает причинно-следственные связи. «Что изменилось бы..», «Что будет, если..» студент выдвигает предположение, прогноз, отвечает творчески. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как, где можно применить..?», «Что можно сделать, приготовить из..?», «Где в обычной жизни можно наблюдать…?

На уроках междисциплинарного курса или спец.предмета  я стараюсь применять эти формы функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, компьютерная грамотность, экономическая грамотность, экологическая грамотность, грамотность в вопросах здоровья, грамотность в вопросах семейной жизни. Хочу представить вашему вниманию несколько заданий по функциональной грамотности, которые я применяю.

 

В этом задании студенты учатся планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Выполнение задания блюда из курицы с двумя гарнирами и соусом. В ходе выполнения студент разрабатывает и изготавливает новое блюдо в соответствии с заданием. Подготовительная часть задания выполняется под моим руководством и плавно переходит в самостоятельную работу студента. На всем протяжении выполнения задания студент проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет. Выполняя задание, студент должен продумать мельчайшие особенности своего блюда, для этого выполнить эскиз блюда на тарелке и его оформление. Подобрать необходимые ингредиенты, составить технологическую и калькуляционную карты, описать технологию приготовления. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы.

Изучая рецепты и норму продуктов, студенты учатся подбирать соответствующую посуду. Разбираем ситуацию: «Вы опускаете сразу все продукты в кастрюлю с кипящей водой в процессе приготовления первого блюда. Прокомментируйте и назовите действующий закон физики, на который опирается каждая хозяйка до начала приготовления первого блюда».

Даже в таком элементарном деле нужно знать закон Архимеда. Тело, погруженное в жидкость, вытесняет объём жидкости, равный объёму погруженного тела.

Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным.

1.Вы вернулись летом с дачи после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 13 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру.

На полке лежали: яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры).

Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно спасти? Ответ обоснуйте.

 2. Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты, составьте меню на завтрак с учетом энергетической ценности продуктов питания, и рассчитать стоимость завтрака на 3 человека. У каждого студента своя проблемная ситуация. Рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 100 рублей, в деньгах не ограничена, кто-то рассчитывает вредный завтрак, четвёртый рассчитывает для семьи из деревни, кто-то использует продукты подсобного хозяйства.

 

Умение выполнять не сложные математические расчеты

Задание. В технологической карте даны расчёты блюда на одну порцию, необходимо произвести расчёт на три порции.

 Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от меня применения разных педагогических технологий и форм работы, а также использования современных методов обучения. Применяя разные технологии, приёмы, формы работы на занятиях, я формирую функциональную грамотность учащихся, что позволит воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. Если систематически организовывать такую работу, то учащиеся начнут демонстрировать свои знания, которые позволят им активно находить решения в жизненных ситуациях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические чтения Тема: «Как я использую цифровые образовательные ресурсы». Мастер производственного обучения Диана Юрьевна Строгонова

Слайд 2

«Тот, кто перестает учиться — стар Будь то 20 или 80 лет , но человек, который учится непрерывно остается молодым» Генри Форд

Слайд 3

В недавнем времени мы столкнулись с новыми методами в образовательном процессе и освоили ранее не применявшиеся инструменты электронного обучения, дистанционные образовательные технологии. Работа в условиях дистанционного обучения позволила и студентам, и мне актуализировать имеющиеся и сформировать новые IT-компетенции. Обучающиеся приобрели опыт применения различных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности .

Слайд 4

Образовательная цифровая среда Пользователи Пользовательские возможности Роль преподавателя Использование в образовательном процессе ZOOM , E- sim , видеоролики. Студенты (а также преподаватели или родители студентов) в колледже Студентам предоставляется доступ к различному типу образовательных видео к различным тестированиям во время обучения (с открытыми или закрытыми вопросами). В конце обучения каждый студент может сдать экзамен. Преподаватели могут создавать онлайн курсы, тренировочные или практические части. Преподаватель выбирает и создает образовательные инструменты для студентов (тесты, проверочные, задания и проч.) Самообучение без преподавателя или наставника Прекрасные ресурсы для организации виртуальных путешествий и экскурсий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...

Педагогический опыт - результат творчества

В статье говорится оо том, что лучший педагогический опыт  - это результат творчества педагогов, администрации, студентов, т.е. всего педагогического коллектива....

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения.

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения....

Статья "Передовой педагогический опыт"

Статья "Передовой педагогический опыт"...

Собственный инновационный педагогический опыт «Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».

«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь с...