МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»
методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока | 109.7 КБ |
Презентация к уроку | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров
на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»
Выполнила: А.Б. Козлова
Преподаватель ГБПОУ «ЧГКИПиТ»
Челябинск
2023
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР
Образовательное учреждение: ГБПОУ «ЧГКИПиТ»
Преподаватель: Козлова Анна Борисовна
Дисциплина: ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров
Тема учебного занятия: Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству свежих овощей. Условия и сроки хранения.
Место урока в учебно-тематическом планировании на 2022-2023 учебный год: урок № 12
Цель учебного занятия:
Образовательная:
- формирование знаний об овощах, их ассортименте, требованиях к качеству, условиях и сроках хранения;
- формирование умения организовывать самостоятельную и поисковую работы;
Воспитательная:
- развитие умений организовывать собственную деятельность;
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, делать выводы, обобщения;
- развивать творческие способности обучающихся, их познавательную активность;
- осуществлять поиск и использовать имеющуюся информацию, необходимую для эффективного решения профессиональных задач;
- развитие правильной литературной речи;
Развивающая:
- формирование чувства ответственности за результат своего труда у обучающихся;
- воспитание сознательного усвоения дисциплины;
- формирование устойчивого интереса к профессии и профессионального достоинства;
- создание атмосферы сотрудничества преподавателя и обучающегося;
- воспитание ответственности и умения работать в команде;
- Формирование элементов профессиональных компетенций:
ПК.1.2. Осуществлять обработку, подготовку овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, мяса, домашней птицы, дичи, кролика
- Формирование элементов общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Метод обучения: поэтапное изложение, рассказ, беседа с элементами повторения пройденного учебного материала; организация самостоятельной работы студентов при подготовке к занятию; обеспечение уровневого подхода к формулировке заданий для самостоятельной работы, возможность выбора студентом заданий для дополнительной учебной работы, использование коллективных обсуждений и дискуссий по содержанию учебных заданий, использование средств ИКТ при подготовке и проведении учебного занятия.
Методические приемы: актуализация опорных знаний – фронтальный письменный опрос, опережающие задания, поисковая и творческая работы, использование ИКТ в ходе опроса, изложения нового материала, для иллюстрации методов и приемов работы.
Оценка результатов работы:
Рейтинговая:
правильный ответ на теоретический вопрос = 1 балл - оценивается точность ответа;
правильный ответ за каждое тестовое задание =1 балл;
студенты, набравшие в ходе занятия более 22 баллов, получают оценку «5», 18-21 балла — «4», 13-17 баллов -«3», менее 13 баллов—«2») (прил. 1)
Планируемые результаты:
- формирование знаний в области товароведной характеристики свежих овощей;
- компетенций самостоятельной и поисково-исследовательской работы;
- эффективного общения и умения работать в команде;
- осознания значимости изучения профессионального модуля
знать:
- ассортимент, характеристику, назначение и применение свежих овощей;
уметь:
- находить самостоятельно информацию;
- оценивать качество сырья органолептическим методом.
Междисциплинарные связи
- ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены;
- ОП 03. Техническое оснащение и организация рабочего места;
- МДК.02.01. Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок;
- МДК.03.01. Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок;
Материально-техническое обеспечение: мультимедийный комплекс – ноутбук, проектор, экран; материалы мультимедийной презентации; тесты.
Учебно-планирующая документация: требования ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, рабочая программа, типовая программа учебной дисциплины (базовый уровень среднего профессионального образования).
Место проведения: 208 каб.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
п/п | Этап занятия | Содержание этапа | Время, мин |
1 | Организационный этап | Организация начала занятия. Работа с журналом. Эмоциональный настрой группы. Объявление темы, постановка задачи занятия. Оценка готовности аудитории. | 5 мин |
2 | Основной этап | 2.1 Повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения нового материала. 2.2 Мотивация к работе (приобретению новых знаний). Постановка целей. 2.3 Изучение нового материала, необходимого для формирования умений 1. Химический состав, пищевая ценность, значение в питании овощей. 2. Ассортимент, товароведная характеристика овощей. 3. Требования к качеству, условия и сроки хранения овощей. 2.4 Проверка понимания, закрепление знаний | 30 мин |
3 | Заключительный этап | 3.1 Обсуждение результатов работы, рефлексия 3.2 Оценка работы студентов на занятии 3.3 Домашнее задание. Определение и характеристика этапов самостоятельной работы студентов | 5 мин |
Ход учебного занятия:
- на экране – тип занятия, учебная дисциплина - сл. 1.
Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих. Приветствие гостей.
Преподаватель: У нас сегодня проводится открытый урок по дисциплине ОП.02. «Основы товароведения продовольственных товаров». - сл 1.
Преподаватель: По аналогии с передачей «Что? Где? Когда?» предположите, что находится в ящике? – сл 2.
Преподаватель: Тема занятия «Товароведная характеристика свежих овощей». - сл.3.
Преподаватель: Этот урок является начинающим теоретическую часть по товароведной характеристики товаров.
Цель нашего урока:
- формирование знаний об овощах, их ассортименте, требованиях к качеству, условиях и сроках хранения;
- формирование умения организовывать самостоятельную и поисковую работы;– сл. 3.
Преподаватель: Хочу начать наш урок с пословицы «Овощи – слава докторов и гордость поваров»
Преподаватель: А для достижения поставленных целей мы должны выполнить следующую задачу:
- Составить таблицу, которая поможет обобщить, систематизировать и приобрести новые знания по теме «Товароведная характеристика свежих овощей». – сл. 4
Преподаватель: Оценивать свою работу на занятии вы будете самостоятельно и отразите это в оценочных листах - сл.5.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
2. Основной этап
2.1. Повторение, обобщение и систематизация изученного материала.
Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения нового материала.
Преподаватель: Сегодня вы приобретете знания товароведной характеристики овощных товаров.
В своих тетрадях запишите, пожалуйста, дату и тему урока.
Но прежде чем приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить о том, что мы изучили ранее.
На прошлых занятиях были изучены химический состав и пищевая ценность продуктов
Преподаватель: Предлагаю Вам ответить на вопросы для закрепления ранее полученных теоретических знаний. Выполнить тест на тему «Химический состав пищевых продуктов». За каждый правильный ответ вы получите по одному баллу. Сл. -7
Тестирование
ТЕСТ: «Химический состав пищевых продуктов». Подберите соответствие
- Тест: подобрать к веществу соответствующую характеристику.
(Студенты выполняют тестирование в раздаточном материале №1, для проверки обмениваются работами и выполняют взаимоконтроль. Слайд №8)
Эталон ответов:
- вода – жидкое вещество, содержание в овощах и плодах 70-95%
– углеводы: моносахариды (сахароза, глюкоза, фруктоза), полисахариды (крахмал, клетчатка);
– витамины С, Р, К, А, группы В;
– минеральные вещества: макроэлементы (калий, кальций, натрий, магний, фосфор, железо), микроэлементы (медь, цинк, йод, марганец);
– органические кислоты;
– гликозиды придают овощам горький и острый вкус;
– эфирные масла придают овощам и плодам специфический аромат.
– фитонциды – обладают бактерицидными свойствами.
– красящие вещества – придают плодам и овощам определенную окраску.
– пектиновые вещества – обладают способностью образовывать желе.
– дубильные вещества – придают им вяжущий и терпкий вкус
Преподаватель: А сейчас обменяйтесь своими работами и проведите взаимопроверку и подсчет набранных баллов. На это вам дается 2 минуты. Подводит итог фронтального опроса (максимум 11 балов)
Дежурный, прошу собрать работы. Сл. - 8
Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями и обладаете знаниями по химическому составу потребительских продуктов.
2. Мотивация к проведению работы (приобретению новых знаний).
Преподаватель: План занятия:
- Значение в питании, химический состав свежих овощей.
- Ассортимент и товароведная характеристика свежих овощей
1. Преподаватель: А сейчас мы переходим к новой теме
Преподаватель: Ваша задача достроить таблицу, которая поможет вспомнить, обобщить и систематизировать материал, усвоенный на этом занятии. Перенести в рабочую тетрадь таблицу, которая представлена на слайде и по ходу всего урока вы будете заполнять пустые поля – сл.9
Преподаватель: Значение в питании – обладают большой пищевой ценностью, приятным вкусом и ароматом, улучшают аппетит и усвояемость пищи, благоприятно действуют на обмен веществ, поддерживают кислотно-щелочное равновесие в организме. Некоторые овощи обладают лечебными свойствами.
Нормы потребления – по данным Института питания РАМН взрослым людям рекомендуется ежедневно около 325 – 400 г овощей, а картофеля около 300 г.
Преподаватель: Химический состав и пищевая ценность овощей и плодов.
Пищевая ценность овощей и плодов определяется содержанием в них углеводов, органических кислот, витаминов, азотистых, минеральных и др. веществ.
Особенно велико значение свежих овощей и плодов как источника ряда витаминов, главным образом витамина С и минеральных веществ. Некоторые виды овощей и плодов ценны в диетическом питании и обладают лечебными свойствами (морковь, свекла, редис, яблоки, виноград, и др.). Овощи и плоды повышают аппетит и способствуют лучшему освоению других пищевых продуктов. Сл - 11
Преподаватель: Химический состав овощей и плодов не является постоянным и зависит от их вида, сорта, степени зрелости и др. факторов. Много содержится воды (в %) в свежих овощах 70-95, в свежих плодах 72-90. Большая часть ее находится в свободном состоянии, меньшая – в связанном. Наибольшее количество воды содержится в огурцах, томате, салате, капусте, поэтому в неблагоприятных условиях они быстро увядают или портятся. Сл.-12-13
2. Преподаватель: В зависимости от того, какая часть растения используется в пищу, овощи подразделяют на две группы: вегетативные и плодовые. Сл. - 14
Преподаватель: Клубнеплоды – утолщенное окончание подземного стебля. Сл. -15
Картофель – в питании человека занимает 2 место после хлеба, служит сырьём для получения крахмала и для откорма скота, является важным источником витамина С благодаря частому употреблению его в питании.
Преподаватель: Представляет собой клубень, состоящий из кожуры и мякоти. В картофеле содержатся: углеводы (крахмал 18,2 %), белки 2 %, воды 75 %, витамины группы В, Д, Е, РР, каротин, минералы: К, Мg, Zn, Fe. Обладает лечебными свойствами при заболеваниях желудка, применяют при ингаляции.
Топинамбур – многолетняя культура, произрастающая в южных районах страны. Клубни разной формы и окраски содержат инулин (20%), сахар (5%). Используют для жарки, на корм скоту, для производства спирта и инулина.
Батат – выращивают на юге. Содержит крахмал (7,3%), сахар (6%), азотистые вещества (2%). Клубни разной формы и окраски. Мякоть сладковатая, сходная по вкусу с картофелем. Используют для приготовления первых и вторых блюд, для получения крахмала, патоки.
Преподаватель: По назначению картофель делят на сорта: сл – 16.
1. Столовые – используется в питании человека.
2. Технические – для производства крахмала и спирта.
3. Универсальные – в питании человека и производстве спирта и крахмала.
4. Кормовые – на корм скоту, птице.
По срокам реализации картофель бывает:
1. Ранний – реализуется до 1-го сентября
2. Поздний – реализуется с 1 сентября.
Преподаватель: Корнеплоды сл. – 17
Корнеплоды - в пищу употребляется утолщенный сочный корень. Корнеплоды содержат воду, сахар, клетчатку, минеральные азотистые вещества, витамины
Морковь
Содержит сахара от 4-12 %, белки, минеральные вещества, Na, Mg, Ca, P, мышьяк, витамины С, В1, В2, РР, каротин.
Обладает лечебными свойствами: выводит холестерин, улучшает зрение, работу печени, желудка.
По длине и форме морковь делится на сорта:
1. Морковь (коротка) длиной 3-6 см. форма округлая.
2. Полудлинные сорта (Наитская, Геранда) длина от 8-20 см. форма цилиндрическая коническая.
3. Длинные сорта (Валерия, Воробьевкая) длина 20-45 см., форма удлиненно-остроконечная.
Преподаватель: сл. – 18. Свекла – наиболее ценный корнеплод. Содержит много сахаров (5-12 %), богата К, Na, Р, а также содержит Fe, кобальт, витамины С, В, В2, РР, каротин.
Обладает лечебными свойствами: укрепляет кости и сосуды, улучшает структуру волос, ногтей, делает кожу эластичной гладкой.
Редис - является самым ранним среди овощей. Отличается высоким содержанием фтора – стройматериала для костей и зубов, укрепляет зубную эмаль.
Кроме фтора редис содержит: сахар, крахмал, белки, каротин, витамин В1, ферменты. Зимой и весной листья и корнеплоды служат источником аскорбиновой кислоты, а также содержат большое количество К и Са.
Редька - имеет более выраженный специфический запах и острый горьковато-сладкий вкус.
Содержащийся в редьке К способствует нормализации водного обмена и улучшению работы сердца. Редька богата эфирными маслами, регулирующими выделением желчи и улучшает пищеварение. Сок редьки смешанный с медом применяют при простудных заболеваниях. Тертую редьку применяют при радикулите.
Различают сорта летней редьки – имеют слабо острый вкус.
Зимние сорта - отличаются острым вкусом и лучшей сохранностью.
Репа – имеет округло-плоскую форму, сочную мякоть, специфический сладкий вкус, белой и желтой окраски.
В мякоти содержатся: сахар, витамины (С, В1, В2, РР), каротин, минеральные вещества (К, Са, Na, Mg, P, Fe).
Репу употребляют в свежем, вареном, печеном, пареном, жареном виде.
Брюква – корнеплоды содержат: сахар (до 5 %), витамины (С, В, В2, РР), каротин, эфирные масла. Очень много солей, К, Са, Fe. Употребляют в сыром, вареном, тушеном виде. По форме шаровидной или округло-плоской формы.
Белые коренья - петрушка, пастернак, сельдерей, хрен.
Преподаватель: сл -19. Капустные овощи. Пищевая ценность капустных овощей обусловлена содержанием сахаров, минеральных веществ (К, Са, Na, Fe), витаминов (С, В1, В2, PP, E). Обладает лечебными свойствами: выводит жидкость из организма, улучшает работу сердца, фолиевая кислота выводит холестерин. Капустный сок является хорошим заживляющим средством.
Белокочанная капуста - самый распространенный вид, используют для приготовления 1-х, 2-х блюд, закусок, салатов, квашенья.
Она содержит: сахар (2,6-5,3 %), белки (1,2-2,5 %), минеральные вещества, витамины.
По времени созревания капусту делят на сорта:
1. Ранняя – кочаны не плотные, небольшого размера.
2. Средняя – кочаны более плотные.
3. Поздняя – кочаны плотные, выдерживают длительное хранение.
Краснокочанная капуста - отличается от белокочанной меньшими размерами, большей плотностью, окраской листьев (от фиалетово-красного до темно-красного). Содержит каротин, больше К и лучше сохраняется.
Савойская капуста - кочаны рыхлые с гофрированными листьями светло-желтого цвета. Содержит больше азотистых и минеральных веществ, витамина С больше чем у белокочанной, нежнее на вкус.
Цветная капуста - в пищу используют нераспустившиеся соцветия белого цвета. Белые и плотные головки считаются лучшими. По содержанию питательных веществ это самый ценный продукт. Белки, сахар, много витамина С, а также витаминов Р, В1, В2, В6 и К, соли К, Р, Mg. Цветная капуста стимулирует кроветворение, понижает артериальное давление, повышает защитные силы организма, улучшает пищеварительный процесс, повышает аппетит, нормализует длительность кишечника.
Брюссельская капуста - представляет собой зеленоватые рыхлые кочанчики диаметром 2-6 см., растущие на высоком стебле длиной до 18 см.
Капуста отличается повышенным содержанием белков (в 2,5 аз больше, чем в белокочанной), Витамина С (в 4 раза больше чем в белокочанной), В1, В2, В6, РР, много каротина, К, Р, С.
Кольраби - содержит повышенное количество белков (2,8 %), углеводов (8,3 %) и много К.
Преподаватель: сл. 20. Луковые овощи
К луковым овощам относят лук репчатый, лук зеленый, лук-порей, батун и чеснок.
Луковые овощи имеют не только пищевое, но и лечебное назначение, т.к. содержат фитоциды, обладающие бактерицидными свойствами.
Лук и чеснок применяют против заболеваний катара верхних дыхательный путей, астмы и др. Острый вкус и специфический аромат луковым вкусам придают эфирные масла, которые вызывая аппетит, способствуют лучшей усвояемости пищи. Эти овощи используют в свежем виде, применяют как приправу в кулинарии, для консервирования, сушки.
Лук репчатый
Содержит сахар (2,5-14 %), белки (1,5-2,5 %), витамины С, В1, В2, В6, РР, минеральные вещества К, Р, Са. Состоит луковица из донца и мясистых чешуек. При созревании верхних чешуек, они высыхают, образуя рубашку, которая предохраняет луковицу от испарения влаги и поражения микроорганизмами. Различные сорта лука репчатого отличаются формой (продолговатая, плоскоокруглая форма), цветом рубашки (золотисто-фиолетовый, белый).
По содержанию эфирных масел, гликозидов (веществ придавших острый жгучий вкус) лук репчатый делят на сорта:
1. Острые, например, Ростовский, Стигуновский.
2. Полуострые сорта: Даниловский, Каба.
3. Сладкие: Краснодарский.
Требования к качеству лука
Стандартные головки лука репчатого должны быть вызревшими, целыми, здоровыми, сухими. Поверхность должна быть полностью покрыта чешуей. Длина высушенной шейки 2-5 см. Наибольший поперечный диаметр для продолговатых форм луковиц не менее 3 см., для остальных форм – не менее 4 см. Оголенных поврежденных луковиц допускается не более 5 %.
Лук зеленый перо
Выращивают из мелкого репчатого (лука-севка). Является источником витамина С, минеральных веществ, К, Са.
Требования к качеству лука
Листья лука должны быть свежими, не увядшими, не пожелтевшими, не загрязненными.
Лук-порей
В пищу используют утолщенную ножку и зеленые, нежные, плоские листья. Содержит много солей, К, Са, Fe, Р, S, витаминов В, С, В2, РР, каротин.
Требования к качеству лука
Листья должны быть свежими, не увядшими, не загрязненными.
Лук-батун
В пищу употребляют стеблевую часть и заостренные трубчатые листья. Этот лук выдерживает низкие температуры. Вызревает ранней весной, является источником витамина С, минералов.
Чеснок
Имеет сложную луковицу, состоящую из зубчиков, покрытых общей высушенной оболочкой (рубашкой) белого, светло-розового или светло-фиолетового цвета. Каждый зубок тоже покрыт сухой оболочкой. Содержит фитоциды и глюкозиды, минеральные вещества, белки, витамины. Чеснок нормализует обмен веществ, понижает артериальное давление
Преподаватель: Салатно-шпинатные овощи сл. 21
К ним относят салат, шпинат, щавель. В пищу используют молодые, сочные листья богатые азотистыми и минеральными веществами, витаминами.
Салат
Различают листовой, кочанный салат и салат ромен.
Листовой салат – образует розетку из светло-зеленых листьев длиной до 25 см.
Кочанный салат – в центре листовой розетки рыхлый кочан, из светло-зеленых листьев.
Салат ромен – образует рыхлый, удлиненно овальный кочан до 15 см. состоит из грубоватых листьев. Выращивают для осеннего и зимнего употребления.
Требования к качеству салатных овощей.
Листья (кочаны) должны быть чистыми, свежими, здоровыми.
Шпинат
В пищу употребляют сочные темно-зеленые листья. Содержит витамины А, В1, В2, В6, D, РР, Е, соли Fe, Са, обладает лечебными свойствами, применяют при малокровии, рахите, нервном истощении, туберкулезе.
Щавель
При употреблении в больших количествах вреден для организма, т.к. он содержит много щавелевой кислоты. Используется для приготовления блюд в свежем виде.
Преподаватель: Десертные овощи сл. 22.
Ревень
В пищу используют сочные, молодые черешки кислого вяжущего вкуса. Содержит гликозиды, органические кислоты, минералы, пектиновые вещества. Обладает лечебными свойствами, применяют как противовоспалительное, желчегонное, общеукрепляющее средство. Используют для приготовления мармелада, киселей и т.д.
Спаржа
В пищу используют молодые сочные сладковатые ароматные побеги. Содержит сахар, минералы, витамины.
Артишок
В пищу используют цветоложе. Внешне напоминает шишку хмеля, по вкусу – грецкий орех.
Преподаватель: Пряные овощи. Сл. 23
К пряным овощам относят укроп, чабрец, эстрагон, базилик, майоран, кориандр и др. Пряные овощи богаты эфирными маслами, которые придают им специфический приятный вкус и аромат. Кроме того, в них находятся белки, минеральные вещества, сахар и витамины (С, А). используют их как приправу к пище и при консервировании овощей.
Укроп
Содержит большое количество витамина С и каротина, эфирные масла. Используют при посоле и мариновании овощей. Эфирные масла из семян укропа применяют при производстве кондитерских и ликерных изделий.
Чабер
Обладает сильным ароматом и пряным вкусом. Используют листья и стебли в свежем или сушеном виде в качестве приправы к салатам, мясным и рыбным блюдам при солении и мариновании томатов и огурцов.
Эстрагон (тархун)
Используют листья и стебли в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам в свежем или сушеном виде при солении огурцов и томатов. Эстрагон имеет приятный анисовый аромат.
Базилик
Обладает сильным ароматом и приятным кислым вкусом. Листья с цветочными почками используют как приправу к мясным и рыбным блюдам, салатам.
Майоран
Имеет своеобразный запах и сладковато-горький вкус. Применяют его как приправу к салатам, вторым блюдам, добавляют при использовании консервов.
Кориандр (кинза)
Листья молодой зелени кинзы, обладающие специфически резким запахом используют как приправу к овощным и мясным блюдам.
Пряная зелень должна быть свежей, чистой, неповрежденной болезнями и вредителями. Свежие пряные овощи сохранятся в магазине до суток.
Подводит итог фронтального опроса – сл. 24
А теперь проверьте свои ответы и самостоятельно оценим свой результат в листах самооценки (за каждую правильно заполненную группу 1 балл, максимально 7)
Студенты заполняют лист самооценки
- самопроверка – сл. 24 (приложение 2)
3. Заключительный этап
3.1 Обсуждение результатов работы, рефлексия
Преподаватель: А теперь подведем итоги занятия. На листах самооценки отметьте те цели, которые были достигнуты Вами, посчитайте набранные баллы, поставьте оценку – сл.63
Студенты подсчитывают набранные баллы, дают самооценку своей работе
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
3.2 Оценка работы студентов на занятии
Преподаватель: Сегодня мы с вами закрепили и обобщили знания по изученной теме. А сейчас заслушайте оценки, которые вы получили.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
3.3 Домашнее задание. Определение и характеристика этапов самостоятельной работы студентов
Задание на дом
ОИ6 с.202-234 выборочно
Подготовка к Практическому занятию №5
Сл. 64
Записывают домашнее задание
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Приложение 1
______________________________
(Ф.И.О.)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Оценка ответов на вопросы (баллы) _________________________________
(один балл за правильный ответ)
Оценка тестового задания № (баллы) ______________________________
(один балл за правильный ответ)
Оценка самостоятельной работы (нахождение информации)_________________________________________________________
Общее количество баллов __________________________________________
Оценка___________________________________________________________
Результаты:
Отметьте те цели, которые были Вами достигнуты на занятии:
- формирование знаний об овощах, их ассортименте, требованиях к качеству, условиях и сроках хранения;
- создание атмосферы сотрудничества преподавателя и обучающегося;
- сформировать умения организовывать самостоятельную и поисковую работы.
Приложение 1
______________________________
(Ф.И.О.)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Оценка ответов на вопросы (баллы) _________________________________
(один балл за правильный ответ)
Оценка тестового задания № (баллы) ______________________________
(один балл за правильный ответ)
Оценка самостоятельной работы (нахождение информации)_________________________________________________________
Общее количество баллов __________________________________________
Оценка___________________________________________________________
Результаты:
Отметьте те цели, которые были Вами достигнуты на занятии:
- формирование знаний об овощах, их ассортименте, требованиях к качеству, условиях и сроках хранения;
- создание атмосферы сотрудничества преподавателя и обучающегося;
- сформировать умения организовывать самостоятельную и поисковую работы.
______________________________
(Ф.И.О.)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Оценка ответов на вопросы (баллы) _________________________________
(один балл за правильный ответ)
Оценка тестового задания № (баллы) ______________________________
(один балл за правильный ответ)
Оценка самостоятельной работы (нахождение информации)_________________________________________________________
Общее количество баллов __________________________________________
Оценка___________________________________________________________
Результаты:
Отметьте те цели, которые были Вами достигнуты на занятии:
- формирование знаний об овощах, их ассортименте, требованиях к качеству, условиях и сроках хранения;
- создание атмосферы сотрудничества преподавателя и обучающегося;
- сформировать умения организовывать самостоятельную и поисковую работы.
______________________________
(Ф.И.О.)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Оценка ответов на вопросы (баллы) _________________________________
(один балл за правильный ответ)
Оценка тестового задания № (баллы) ______________________________
(один балл за правильный ответ)
Оценка самостоятельной работы (нахождение информации)_________________________________________________________
Общее количество баллов __________________________________________
Оценка___________________________________________________________
Результаты:
Отметьте те цели, которые были Вами достигнуты на занятии:
- формирование знаний об овощах, их ассортименте, требованиях к качеству, условиях и сроках хранения;
- создание атмосферы сотрудничества преподавателя и обучающегося;
- сформировать умения организовывать самостоятельную и поисковую работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Черный ящик Присутствуют в рационе каждого человека, из них можно приготовить блюдо на любой вкус, а главное в них кладезь витаминов и минералов полезных для здоровья. Это слово вошло в обиход в 14 веке, в старину это было обобщённое название как для плодов растений и фруктов, так и для всего периода созревания урожая. Не все плоды сразу и прочно вошли в меню человека, к некоторым из них было предвзятое отношение, к другим относились с опаской и даже не понимали какая из их частей была пригодно в пищу.
Тема: «Товароведная характеристика овощей» Цель занятия - Формирование и углубление знаний об овощах, их ассортименте, требованиях к качеству, условиях и сроках хранения; - формирование умения организовывать самостоятельную и поисковую работы.
Основной этап Повторение, обобщение и систематизация изученного материала. Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения нового материала
Оценка результатов работы Рейтинговая: правильный ответ на теоретический вопрос = 1 балл - оценивается точность ответа; правильный ответ за каждое тестовое задание =1 балл; студенты, набравшие в ходе занятия более 22 баллов, получают оценку «5», 18-21 балла — «4», 13-17 баллов -«3», менее 13 баллов—«2»)
Соотнесите вещество и его характеристику Вещество Характеристика 1)вода а) макроэлементы (калий, кальций, натрий, магний, фосфор, железо), микроэлементы (медь, цинк, йод, марганец) 2)углеводы б) самые распространенные – уксусная, молочная, яблочная 3)витамины в) придают овощам горький и острый вкус 4)минеральные вещества г) обладают бактерицидными свойствами 5)органические кислоты д) придают плодам и овощам определенную окраску 6)гликозиды е) С, Р, К, А, группы В 7)эфирные масла ж) обладают способностью образовывать желе 8)фитонциды з ) жидкое вещество, содержание в овощах и плодах 70-95% 9)красящие вещества и) придают вяжущий и терпкий вкус 10)пектиновые вещества к) придают овощам и плодам специфический аромат 11)дубильные вещества л) моносахариды (сахароза, глюкоза, фруктоза), полисахариды (крахмал, клетчатка)
Основной этап Изучение нового материала
Пищевая ценность Значение в питании – обладают большой пищевой ценностью, приятным вкусом и ароматом, улучшают аппетит и усвояемость пищи, благоприятно действуют на обмен веществ, поддерживают кислотно-щелочное равновесие в организме. Некоторые овощи обладают лечебными свойствами. Нормы потребления – по данным Института питания РАМН взрослым людям рекомендуется ежедневно около 325 – 400 г овощей.
Химический состав овощей. Содержание воды – от 70 до 95% Содержание углеводов – представлены сахарами (до 9,5%), крахмалом (в картофеле 18%; зелёном горошке 6%; сахарной кукурузе 10%), клетчаткой (до 4%), инулином (до 20% в топинамбуре), пектиновыми веществами (протопектин, пектин, пектовые кислоты). Минеральные вещества – содержится 0,25- 2% (калий, кальций, фосфор, натрий, магний, железо, марганец, сера, хлор, йод, кобальт и др.). Овощи являются основным источником витамина С.
4 . Органические кислоты – в сочетании с сахарами придают овощам приятный вкус. 5 . Эфирные масла – придают овощам приятный и своеобразный аромат. Дубильные вещества – придают овощам вяжущий вкус, окисляясь под действием ферментов, вызывают потемнение некоторых овощей при надрезе Гликозиды – придают овощам острый, горький вкус. Красящие вещества – хлорофилл, окрашивает овощи в зелёный цвет. Разрушается при созревании и тепловой обработке овощей; каротиноиды – придают овощам жёлтый, оранжевый и красно-оранжевый цвета; антоцианы – окрашивают овощи в красный, фиолетовый и синий цвета. Азотистые вещества в виде белка содержатся в незначительном количестве. Жиров – до 1 %. Фитонциды содержатся в чесноке, луке, хрене, красном перце, лимонах, апельсинах.
Свежие овощи в пищу используют корни, стебли, листья в пищу используют плоды вегетативные плодовые
КЛУБНЕПЛОДЫ Клубнеплоды – утолщенное окончание подземного стебля. Картофель – в питании человека занимает 2 место после хлеба, служит сырьём для получения крахмала и для откорма скота, является важным источником витамина С благодаря частому употреблению его в питании. Топинамбур – многолетняя культура, произрастающая в южных районах страны. Клубни разной формы и окраски содержат инулин (20%), сахар (5%). Используют для жарки, на корм скоту, для производства спирта и инулина. Батат – выращивают на юге. Содержит крахмал (7,3%), сахар (6%), азотистые вещества (2%). Клубни разной формы и окраски. Мякоть сладковатая, сходная по вкусу с картофелем. Используют для приготовления первых и вторых блюд, для получения крахмала, патоки.
КОРНЕПЛОДЫ Свёкла – содержит сахара (9%) в виде сахарозы, минеральных веществ в виде солей P, K, Mg, Fe, Co , витаминов C, B1, B2, PP . В лияет на работу кишечника, предупреждает атеросклероз, регулирует обмен веществ Редька – корнеплод с горько-острым вкусом и специфическим запахом, обусловленным эфирными маслами и гликозидами. Содержит сахара (6%), витамин С и много солей калия. Редис – имеет значение как вкусовой продукт, содержит значительное количество витамина С (от 11-44 мг %), минеральных веществ, особенно K и Fe , гликозиды и эфирные масла. Репа – имеет специфический вкус, благодаря содержанию гликозидов, сахаров (5%), витаминов C, PP, B1, минеральных веществ. Брюква – богата сахарами (до 7,5%), эфирными маслами (0,4%), витамином С (30 мг %), B1, B2 , солями железа Белые коренья – петрушка, сельдерей, пастернак. Используют для заправки супов. Хрен – содержит большое количество витамина С, белков
КАПУСТНЫЕ Белокочанная – улучшает деятельность кишечника, способствует предупреждению атеросклероза. О бладает противоязвенным свойством. Краснокочанная – содержит красящие вещества антоцианы. Используют в свежем виде для салатов, гарниров и маринования. Брюссельская – многокочанная , из всех капустных наиболее богата белками (4,8%), минеральными солями (1,3%), и витамином С (120 мг%). Используют в отварном виде. Цветная – содержит много белков (2,5%), витамин С (70 мг%), мало клетчатки. Используют для приготовления супов, гарниров, в жареном и маринованном виде. Брокколи – отличается повышенным содержанием питательных веществ (в 2 раза > , чем в других видах), лучшим вкусом и высокой усвояемостью. Кольраби – ценится значительным содержанием белковых веществ, сахаров и витамина С, много P и Fe. Пекинская – богата витаминами PP, C, B1, B2 , каротином. (используют в свежем виде, консервированном). Савойская – мало распространена, богата азотистыми веществами (2,8%).
ЛУКОВЫЕ Репчатый лук – содержит до 6 миг% эфирного масла, сахара до 9%, витамины C, B1, B2, B6, PP, минеральные вещества ( K, P, Ca, Na, Mg, Fe ), азотистых веществ до 1,7 Лук - шалот – разновидность репчатого лука. Используют в свежем виде и для выращивания зелёного пера. Лук зелёный – содержит до 30 мг% витамина С и 2 мг% каротина. Используют в свежем виде. Лук-порей – в пищу используют утолщённый стебель и листья, у взрослого – только стебель. Используют для салатов и как приправу. Многолетние луки : Лук- батун - вкусовые качества хуже, чем у зелёного лука, очень урожайный. Содержит до 3 мг% каротина, соли Mg, К, Fe Шнитт-лук – содержит до 100 мг% витамина С, до 4,5 мг% каротина, 4,3% сахара. Используют как противоцинготное средство, для предупреждения атеросклероза. Лук- слизун – обладает чесночным запахом, витамина С 40 мг%, используют при малокровии Чеснок – содержит большое количество сухих веществ (30%), фитонциды обладают высокими бактерицидными свойствами.
САЛАТНО-ШПИНАТНЫЕ ОВОЩИ Салат: Листовой – наиболее скороспелый, образует розетку длинных (10-15 см) бледно-зелёных листьев с маслянистой поверхностью и нежным вкусом. Кочанный салат – образует из нежных бледно-зелёных листьев рыхлый кочан массой от 50 до 200 г. Салат ромен – рыхлый, сильно вытянутый кочан массой 200-300 г., состоящий из жестковатых тёмно-зелёных не очень сочных листьев. Шпинат – однолетнее травянистое растение, состоящее из зелёных, мясистых, сочных листьев, собранных в розетку. Содержит 2,9 % белка, рекомендуют при малокровии благодаря большому содержанию Fe . Используют для приготовления супов-пюре, соусов, в свежем виде для салатов. Щавель – многолетнее растение, выращиваемое в диком и культурном виде. Содержит большое количество щавелевой кислоты. Богат витамином С (43 мг%) и каротином (2,5%). Вреден при заболеваниях почек, подагрой, в пожилом возрасте.
ДЕСЕРТНЫЕ ОВОЩИ Ревень – многолетнее растение в виде лопуха. В пищу используют черешки листьев овощного ревеня, собранные ранней весной. Осенний ревень грубее и содержит много щавелевой кислоты. Ревень содержит яблочную кислоту, пектиновые вещества, витамин С, Р, РР, В2, каротин. Используют для приготовления киселей, компотов, джемов, варенья, соусов. Спаржа – многолетнее растение, в пищу используют молодые, ещё не показавшиеся из - под земли побеги бело-розового цвета. Содержит сахара (2,3%), белков (1,9%), минеральных веществ (0,9%) в виде P, K, Fe . Побеги, показавшиеся над землёй в пищу не пригодны, так как от солнечного цвета зеленеют и становятся горькими. Собирают спаржу ранней весной. Используют в отварном виде, на гарнир и для супов. Артишоки – цветы многолетнего растения, которые собирают до начала полного цветения. Съедобными частями являются мясистое цветоложе и основание мясистых чешуй-лепестков. Содержат сахара (до 12%), минеральные вещества, белки (2,2%), благодаря чему обладают высокими пищевкусовыми свойствами и ценятся как диетический продукт. Используют в отварном виде.
ПРЯНЫЕ Укроп – используют в виде молодой зелени как приправу к различным блюдам, при посоле и мариновании (в стадии цветения). Эстрагон – многолетнее растение с анисовым запахом. И спользуют для салатов, при солении, мариновании и как приправу. Майоран – многолетнее растение. Используют для ароматизации чая, уксуса, при засоле огурцов, помидоров. Кориандр (кинза) – однолетнее растение, листья которого используют как приправу. Чабер – однолетнее растение, обладает сильным приятным запахом. Применяется в качестве приправы, а также при мариновании и засоле огурцов. Базилик – травянистое растение, произрастающее на юге. Имеет приятный перечный, мятный или лимонный аромат. Используют как приправу. Фенхель – Внизу растения находится белое круглое образование в виде кочанчика с толстыми круглого сечения стеблями со сложно-перистыми листьями и цветами, собранными в зонтик. На вкус сладковатый, с запахом аниса. Содержит до 9% сахара, 2,4% белков, витамина С 90 мг%, Е – 6 мг%, эфирные масла, минеральные вещества ( K, Ca, P, Fe) . Используют как приправу, иногда фаршируют.
Клубнеплодные Корнеплодные Капустные Луковые Салатные Десертные Пряные – картофель – батат - топинамбур – морковь – свекла – редис – репа – брюква – белые коренья хрена – капуста белокочанная – красноко - чанная – цветная – кольраби –савойская - брюссельская – лук репчатый -зеленый -порей -батун – чеснок – салат – шпинат – щавель – спаржа – артишок – ревень – укроп – базилик – чабер – эстрагон эталон
Оценка результатов работы рейтинговая: правильный ответ на теоретический вопрос = 1 балл (оценивается точность ответа) правильный ответ за каждое тестовое задание =1 балл выполнение самостоятельного творческого задания (презентация, сообщение, синквейн ) =2 балла (оценивается полнота раскрытия вопроса, логичность и эстетичность оформления) «5» - более 25 баллов «4» - 22 – 24 баллов «3» - 18 – 21 баллов «2» - менее 17 баллов
Оценка результатов работы Рейтинговая: правильный ответ на теоретический вопрос = 1 балл - оценивается точность ответа; правильный ответ за каждое тестовое задание =1 балл; студенты, набравшие в ходе занятия более 22 баллов, получают оценку «5», 18-21 балла — «4», 13-17 баллов -«3», менее 13 баллов—« 2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Гигиена питания"
Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров...
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Питание детей старше года"
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"...
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров" на тему "Расчет суточного рациона подростка"
Презентация по учебной дисциплине "Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров"...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.02. Основы товароведения продовольственных товаров по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Методическая разработка состоит из основных разделов:- подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения урока; ...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» на тему «Товароведная характеристика сыров» для студентов ПК-21 группы II курса по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
Методическая разработка учебного занятия по теме «Товароведная характеристика сыров» разработана для проведения учебного занятия со студентами II курса по специальности 43.02.15 «Пов...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбных консервов. Расшифровка маркировки»
Методическая разработка лабораторного занятия по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Освоение методов органолептической оценки качества рыбн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «ОП 02. Основы товароведения продовольственных товаров» на тему: «Товароведная характеристика вегетативных овощей»...