Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения»
план-конспект урока

План-конспкт учебного занятия целью которого является познакомить обучающихся с понятием личности и ее структурой, определить различия в понятиях индивид, индивидуальность, личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Козловский многопрофильный аграрный колледж»

        КОНСПЕКТ

 учебного занятия по дисциплине

 «Психология общения»

на тему: «Личность. Структура личности»

        Преподаватель – Наталья Васильевна Огурцова

д. Козловка

2019

План-конспект учебного занятия по дисциплине

«Психология общения»

Цель: познакомить обучающихся с понятием личности и ее структурой, определить различия в понятиях индивид, индивидуальность, личность.

Методы: упражнения, рассказ с элементами беседы, метод мозгового штурма, работа в парах, фронтальный опрос.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, уровневой дифференциации.

Оборудование: тетради, стикеры, бумага, схемы, презентация.

Базовые понятия и термины: личность, индивид, индивидуальность.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 8 мин.
  3. Изучение нового материала – 20 мин.
  4. Закрепление изученного материала – 10 мин.
  5. Выводы – 3 мин.
  6. Рефлексия – 2 мин.
  7. Домашняя работа – 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный этап. Приветствие. Мотивация.
  2. Актуализация опорных знаний.
  • Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
  1. Изучение нового материала. Объявление темы и цели урока.
  • Метод мозгового штурма к понятию личность. Ответы записываются на доске.
  • Рассказ с элементами беседы
  • Составление опорного конспекта в тетрадях.

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой.

Есть разные толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: личность – это человек как субъект отношений и сознательной (человек как носитель социальных качеств). Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности.

Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Понятие «индивид» сопряжено представлением человеческого рода, общества народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е.  далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используя также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества.

Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.

Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых каких-либо родовым и всеобщим характеристикам, выступает синонимом понятия индивидуальности.

  • Метод ассоциативного ряда. Индивидуальность – это. Ответы записываются на доске.

Вывод. В действительности все люди обладают индивидуальностью, но разной степенью ее проявления.

        Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических, социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект и т.д.).

Упражнение «Снежинки» (разделиться на подгруппы).

Каждый участник получает салфетку и выполняет следующие действия:

  • складывает листок вдвое, открывает правый верхний угол;
  • снова складывает листок вдвое, открывает правый верхний угол;
  • снова складывает листок вдвое, открывает правый верхний угол;
  • в третий раз проделывает то же самое;
  • и в последний, четвертый раз складывает листок вдвое и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Обсуждение: Участники сравнивают, какие снежинки у них получились одинаковые или разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность. Таким образом, понятие индивидуальности характеризует личность с точки зрения ее своеобразия и неповторимости.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки, имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Психологическая структура личности разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли назвать чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, в свою очередь, делить на уровни. Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способы ее взаимодействия с миром.

В         психологии хорошо известна динамическая функциональная структура личности, предложенная профессором К.К. Платоновым.

Структура личности состоит из четырех подструктур:

Самый нижний уровень – это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы.

На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции.

И на высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».

   Тема данной методической разработки посвящена подготовке и проведению учебного занятия-лекции по дисциплине «Психология», по теме «Особенности памяти в норме и па...

Презентация к занятию по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».

   Тема  данного  занятия - «Особенности памяти в норме и патологии». Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования пов...

Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине "Психология общения"

Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине «Психология общения», предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий п...

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...

Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения» на тему: «Речь»

Информационная лекция с применением ИКТ, элементыами личностно- ориентированного обучения, развивающего обучения.Целью которого является - сформировать у обучающихся представление о речи и е...

Конспект учебного занятия по дисциплине «Психология общения» на тему "Конфликт"

Практическое занятие с применением ИКТ,  целью которого является создание условий для использования приобретенных знаний для решения компетентностных задач, саморазвития обучающихся в процес...

Технологическая карта открытого урока-семинара по дисциплине "Психология общения" на тему "Характеристики общения"

Итоговый урок по дисциплине "Психология общения" по блоку Характеристики общения подводит итог изученному и контролирует знания учащихся. Этому способствуют вопросы обобщающего и повторитель...