химия повар кондитер 171 час
рабочая программа

Рабочая программа составлена в соответствии с программой по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл химия повар кондитер 171 час83.87 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное автономное

профессиональное образовательноеучреждение

«Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.09 Химия

Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер

Красноярск 2022

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 09 Химия разработана  на основе ФГОС среднего общего образования утвержденного приказом от 17 мая 2012 г. № 413, ФГОС среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом от 10.01.2018 № 4, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего  общего бразования одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня  2016 г. № 2/16-з), в соответствии с Инструктивно - методическим письмом  по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования  от 20.07.2020 № 05-772.

Организация-разработчик: КГАПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики»

Разработчик: Тарасов Александр Сергеевич, преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

30

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

31

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.09. Химия

1.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Химия является частью образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОУД.09 Химия относится к учебным дисциплинам общеобразовательного цикла

1.3. Результаты освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:

ЛР 01. Сформированность российской гражданской идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР 02. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

ЛР 03. Сформированность готовности к служению Отечеству, его защите;

ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛР 05. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

ЛР 06. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

ЛР 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР 10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

ЛР 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

ЛР 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

  • метапредметных:

МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР 05. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МР 06. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

МР 08. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

МР 09. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  • предметных:

ПР 01. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

ПР 02. владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

ПР 03. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

ПР 04 сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

ПР 05) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

ПР 06 сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

ПР 07. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение основными доступными методами научного познания.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Объем образовательной нагрузки 171

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.09 ХИМИЯ

2.1. Объем учебной дисциплины, количество часов на освоение программы дисциплины

Объем образовательной нагрузки

Обязательная аудиторная

I курс

II курс

Всего часов

В т.ч. лаб. и практ. занятий

Кол-во часов

1 сем.

2 сем.

Кол-во часов

3 сем.

4 сем.

Кол-во часов

В т.ч. лаб. и практ. занятий

Кол-во часов

В т.ч. лаб. и практ. занятий

Кол-во часов

В т.ч. лаб. и практ. занятий

Кол-во часов

В т.ч. лаб. и практ. занятий

171

171

41

78

34

5

42

20

93

49

8

44

8

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.09 ХИМИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Характеристика УУД

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

Использовать основные интеллектуальные операции (формулировать гипотезу, проводить анализ и синтез, обобщение, выявлять причинно-следственные связи), проводить эксперимент и фиксировать его результаты с помощью родного языка и языка химии.

1.Научные методы познания веществ и химических явлений.

2

2.Роль эксперимента и теории в химии. Значение химии при освоении профессий .

Раздел 1. Органическая химия

70

Тема 1.

Предмет органической химии. Теория строения органических соединений

Содержание учебного материала

10

Определять принадлежность органического соединения к определенному классу на основе строения углеродного скелета и наличия функциональных групп в составе молекул. Называть органические соединения в соответствии с правилами номенклатуры ИЮПАК. Находить синонимы тривиальных названий органических соединений. Определять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере изомерии. Различать типы и виды изомерии молекул органических. Моделировать строение молекул изомеров. Производить расчеты для вывода формул органических соединений. Определять источники информации, получать и анализировать информацию, готовить информационный продукт и представлять его. Совершенствовать коммуникативную компетентность. Моделировать молекулы веществ-представителей представителей различных классов органических соединений. Проводить рефлексию собственных достижений и познаний классификаций органических соединений, их номенклатуры, изомерии, а так же в проведении расчетов для вывода формул органических соединений.

Предмет органической химии .Понятие об органическом веществе и органической химии

2

Теория строения органических соединений

А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения.

Строение атома углерода. Электронное облако и орбит аль, S-и P-орбитали.

2

Понятие гибридизации. Различные типы гибридизации.

Классификация органических соединений.

Основы номенклатуры органических веществ

2

Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва.

Классификация реакций в органической химии.

2

Современные представления о химическом строении органических веществ. Изомерия органических веществ и её виды.

Лабораторная  работа по теме: Опыты по  изготовлению моделей молекул-представителей различных классов  органических  соединений

2

Практическое занятие по теме: Обнаружение углерода  и водорода в органических соединениях . Обнаружение галогенов

Тема 1.2.  

Предельные углеводороды

Содержание учебного материала

8

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях строения и характере изменения физических свойств в гомологическом ряду алканов. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Записывать формулы изомеров и гомологов алканов и называть их. Характеризовать промышленные и лабораторные способы получения алканов.Проводить, наблюдать и описывать хим. Эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Прогнозировать хим. свойства алканов на основе особенностей их строения. Подтверждать эти прогнозы характеристикой общих и особенных свойств важнейших представителей алканов соответствующими уравнениями реакций. Относить их к той или иной классификационной группе реакций. Устанавливать зависимость между свойствами алканов и их применением. Моделировать молекулы галогеналканов.

Гомологический ряд алканов

2

Химические свойства алканов

Крекинг алканов, различные виды крекинга, применение в промышленности Пиролиз и конверсия метана , изомеризация алканов.

2

Применение и получение алканов.

Получение из природных источников.

2

Циклоалканы. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства

Лабораторная работа по теме:    Опыты по обнаружение воды, сажи углекислого газа в продуктах горения свечи.

1

Практическое занятие по теме: Получение метана и изучение его свойств

1

Тема 1.3.

Этиленовые и диеновые углеводороды

Содержание учебного материала

8

Прогнозировать химические свойства алкенов на основе особенностей их строения. Подтверждать эти прогнозы характеристикой общих и особенных свойств важнейших представителей алкеновсоответствующим равнениями реакций. Относить их к той или иной классифицированной группе реакций. Характеризовать механизм реакции электронного присоединения к алкенам соответствующими  уравнениями реакций. Относить их к той или иной классификационной группе реакций. Характеризовать механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Моделировать молекулы галогеналканов.Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент . Решать расчетные задачи на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов и продуктам горения. Экспериментально идентифицировать образцы алканов и алкенов.

Гомологический ряд алкенов и общая формула алкенов .

2

Изомерия этиленовых углеводородов: межклассовая, углеродного скелета ,положение кратной связи, геометрическая.

Понятие о реакциях полимеризации. Реакции окисления в мягких и жестких условиях .Реакция Вагнера и ее значение для обнаружения непредельных углеводородов .

2

Алкадиены и основные понятия химии высокомолекулярных соединений(на примере продуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенопроизводных).

Лабораторная работа  по теме: Исследование  непредельных соединений в керосине, скипидаре. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. Распознавание образцов алканов и алкенов.

2

Практическое занятие по теме:  Получение этилена и опыты с ним

Тема 1.4.

     Ацетиленовые углеводороды

Содержание учебного материала

4

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях строения молекул ацетилена характере изменения физических свойств в гомологическом ряду. алкилов Различать понятия «изомер» и «гомолог». Записывать формулы изомеров гомологов алкилов и называть их.  Характеризовать промышленные и лабораторные   способы получения  алкилов. Моделировать молекулы алкилов. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент . Прогнозировать химические свойства алкинов на основе особенностей их строения. Подтверждать эти прогнозы характеристикой общих и особенных свойств важнейших представителей алкинов соответствующими уравнениями реакций.

Гомологический ряд алкилов.

2

Химические свойства и применение алкилов. Получение алкилов

Применение ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат.

2

Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом

Тема 1.5.

Ароматические углеводороды

Содержание учебного материала

4

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях строения и характере изменения физических свойств в гомологическом ряду ареной. Характеризовать особенности электронного строения молекулы бензола и ароматической связи. Устанавливать зависимость между боковой цепью и нарушением электронной плотности сопряженного -облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола.

Гомологический ряд Аренов. Бензол как представитель аренов .Развитие представление о строении бензола .Современные представления об электронном и пространственном строении бензола .

2

Химические свойства аренов на примере бензола. Примеры реакций электрофильного замещения : галогенирования, алкенирования. Реакции гидрирования и присоединения хлора к бензолу .

Применение и получение аренов. Природные источники ароматических углеводородов ..

2

Ароматизация алканов и циклоалканов. Алкилирование бензола

Тема 1.6.

Природные источники углеводородов

Содержание учебного материала

4

Характеризовать состав и основные направления использования и переработки нефти, природного газа и каменного угля. Устанавливать зависимость между объемами добычи углеводородного сырья в РФ и бюджетом. Находить взаимосвязь между изучаемым материалом и будущей профессиональной деятельностью. Уста-устанавливать  межпредметные связи с биологией, характеризуя происхождение природных источников углеводородов, и физической географией, характеризуя месторождения природных источников углеводородов в РФ. Правила экологически грамотного поведения и безопасного обращения с нефтепродуктами и газом в быту и на производстве Обобщать и систематизировать сведения о строении, свойствах ,получении и применении углеводородов. Сравнивать их. Выполнять упражнения в составлении реакций с участием углеводородов разных классов; реакций,иллюстрирующих генетическую связь между классами углеводородов. Решать расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям  элементов и продуктам горения. Экспериментально идентифицировать образцы углеводородов

Нефть. Нахождение в природе. Состав и физические свойства . Крекинг  нефтепродукты .

2

Природные и попутные газы. Каменный уголь

Лабораторная работа по теме: : Исследование    растворимости различных нефтепродуктов ( бензин, керосин, дизельное топливо, вазелин, парафин) друг друге.

2

Контрольная работа по теме: №2  «Природные углеводороды»

Тема 1.7.

Гидроксильные соединения

Содержание учебного материала

6

Определять принадлежность органического соединения к классу спиртов и конкретной группе их. Прогнозировать физические свойства спиртов на основе водород-ной связи. Обобщать знания делать выводы о закономерностях строения и характере изменения физических свойств в гомологическом ряду алканолов. Наблюдать и описывать химический эксперимент  Прогнозировать химические свойства спиртов на основе особенностей их строения. Подтверждатьэти прогнозы характеристикой общих и особенных свойств спирта и их гомологов (на примере алканолов)соответствующими уравнениями реакций. Относить их к той или иной классификационной группе реакций .Устанавливать зависимость между свойствами спиртов и их применением. Аргументировать свою убежденность в пагубных последствиях алкоголизма. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент . Различать спирты и фенолы. Прогнозировать химические свойства фенола на основе особенностей строения его молекулы и взаимного влияния атомов. .Подтверждать эти прогнозы характеристикой общих и особенных свойств фенола соответствующими уравнениями реакций.

Строение, классификация химические свойства спиртов.Химические свойства алканов .

2

Способы получения спиртов. Отдельные представители алканолов. Метанол.

Многоатомные спирты .Фенол и его строение. Химические свойства и получение в промышленности

2

Лабораторная работа по теме. : Исследование  воды в азеотропной смеси воды и этилового спирта. :  Ректификация смеси этанол – вода

Практическое занятие по теме: «Изучение растворимости спиртов в воде .Окисление спиртов различного строение хромовой смесью»

2

Практическое занятие по теме: «Свойства спиртов и получение диэтилового эфира» .

Тема 1.8.

Альдегиды и кетоны

Содержание учебного материала

6

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях строения и характере изменения физических свойств в гомологическом ряду альдегидов. Моделировать строение молекул альдегидов и кетонов. Наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии Прогнозировать химические свойства альдегидов и кетонов на основе особенностей их строения .Подтверждать эти прогнозы характеристикой общих и особенных свойств формальдегида и его гомологов соответствующими уравнениями реакций. Относитьих к той или иной классификационной группе реакций. Устанавливать зависимость между свойствами альдегидов и кетонов и их применением. Характеризовать реакцию нуклеофильного присоединения к карбонильным соединениям. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент . Соблюдать правила экологической безопасности при работе с формальдегидом и формальдегид содержащими  бытовыми препаратами Обобщать и систематизировать сведения о строении, свойствах, получении и применении спиртов, фенолов и карбонильных соединений. Сравнивать их. Выполнять упражнения в составлении реакций с участием представителей разных классов спиртов, фенолов и карбонильных соединений. Записывать уравнения реакций ,иллюстрирующих генетическую связь между этими классами соединений .Экспериментально идентифицировать водные растворы этанола, этаналя. глицерина, формальдегида и фенола

Гомологические ряды альдегидов и кетонов.

2

Химические свойства альдегидов и кетонов

Реакции поликонденсации: образование фенолоформальдегидных смол .

2

Применение и получение карбонильных соединений

Лабораторная работа по теме:   Исследование  раствора ацетона и формалина. Окисление  этанола в этаналь

2

Практическое занятие по теме: изучение свойств альдегидов: реакция   «Серебряного зеркала », восстановление гидроксила меди ( II). Взаимодействие формальдегида с гидросульфитом натрия

Тема 1.9.Карбоновые кислоты и их производные

Содержание учебного материала

6

Определять принадлежность органического соединения к классу определенной группе карбоновых кислот. Устанавливать зависимость физические свойств карбоновых кислот от строения их молекул .Обобщать знания и делать выводы закономерностях строения и характере изменения физических свойств в гомологическом ряду карбоновых кислот. На основе меж предметных связей с биологией раскрывать биологическую роль карбоновых кислот. Наблюдать и описывать химический эксперимент . Прогнозировать химически свойства карбоновых кислот на основе особенностей строения их молекул. Подтверждать эти прогнозы характеристикой общих,  особенных и единичных свойств карбоновых кислот соответствующими уравнениями реакций. Проводить аналогии между классификацией и свойствами неорганических и органических кислот. Устанавливать зависимость между свойствами карбоновых кислот и их применением.

Гомологический ряд предельных односоставных карбоновых кислот . Химические свойства карбоновых кислот.

2

Способы получения карбоновых кислот . Сложные эфиры. Жиры. Соли карбоновых кислот

Лабораторная работа по теме:  Исследование  образцов сложных эфиров  Рассмотреть взаимодействие уксусной кислоты с магнием , оксидом цинка , гидроксидом железа (III), раствором карбоната калия.

2

Практическое занятие по теме:  « Получение изоамилового эфира уксусной кислоты »,

Практическое занятие по теме «  Получение мыла »

2

Контрольная работа по теме: « Карбоновые кислоты и их свойства  »

Тема 1.10.   Углеводы

Содержание учебного материала

6

Понятия об углеводах.   Классификация углеводов .Биологическая роль углеводов,их значение в жизни человека и общества.

2

Характеризовать состав углеводов и их классификацию на основе способности к гидролизу. Устанавливать межпредметные связи химии и биологии на основе расскрытия биологической роли и химических свойств важнейших представителей моно-, ди- и поли-сахаридов. Наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент Описывать состав и строение молекулы глюкозы, как вещества двойственной  функцией. На этой основе прогнозировать химические свойства глюкозы и подтверждать их соответствующими уравнениями реакций. Раскрывать биологическую роль глюкозы и ее применение на основе ее свойств. Сравнивать строение и свойства глюкозы и фруктозы. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент . Характеризовать строение дисахаридов и их свойства ..Раскрывать биологическая роль сахарозы, лактозы и  мальтозы Описывать промышленное получение сахарозы из природного сырья. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент . Сравнивать строение и свойства крахмала и целлюлозы. Характеризовать полисахариды в природе ,их биологическая роль. Описывать взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновым кислотами —образование сложных эфиров .Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент . Характеризовать строение дисахаридов и их свойства (гидролиз).Раскрывать биологическая роль сахарозы, лактозы и мальтозы .Описывать промышленное получение сахарозы из природного сырья. Сравнивать строение и свойства. крахмала и целлюлозы. Характеризовать полисахариды в природе

Моносахариды. Глюкоз. Дисахариды. Полисахариды

Искусственные волокна. Целлюлоза.

2

Лабораторная работа по теме: Исследование  физических свойств глюкозы ( аптечная упаковка, таблетки). Кислотный гидролиз сахарозы .Знакомство с образцами полисахаридов .Опты по обнаружению крахмала  с помощью качественной реакции  в меде ,хлебе , йогурт, маргарине ,макаронных изделиях ,крупах .

Практическое занятие по теме: « Свойства углеводов »   Реакция «Серебряного зеркала глюкозы. «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах»

2

. Практическое занятие по теме: «Обнаружения лактозы в молоке. Действие йода на крахмал»

Тема 1.11

Амины, аминокислоты, белки

Содержание учебного материала

6

Характеризовать строение, классификацию, изомерию и  аминов и аминокислот. На основе состава и строения аминов описывать их свойства как органических оснований.

Классификация и изомерия аминов

2

.  Химические свойства аминов .Применение и получение аминов

Аминокислоты. Белки

2

Лабораторная работа по теме: : Исследование  и  изготовление шар стержневых  и объемных моделей изомерных аминов. : Исследование растворения  белков в  воде и их коагуляция.

Практическое занятие по теме:  «Образование солей анилина. Бромирование анилина»,

2

Практическое занятие по теме: «Денатурация белка .Цветные реакции белков»

Тема 1.12

Азотсодержащие гетероциклические соединения.

Нуклеиновые кислоты

Содержание учебного материала

6

Раскрывать роль нуклеиновых кислот в процессах наследственности и изменчивости. Сравнивать структуры белков и нуклеиновых кислот. Раскрывать суть и значение генной инженерии и биотехнологии. Аргументировать свою позицию по вопросу безопасности применения трансгенных продуктов питания (ГМО)

Нуклеиновые кислоты как природные полимеры

2

Понятия ДНК, РНК, АТФ, АДФ особенности строения

Биосинтез белка в живой клетке

2

Генная инженерия и биотехнология  

Лабораторная работа по теме: : Исследование  и  изготовление объемных и шар стержневых моделей азотистых гетеро циклов

2

Контрольная работа по теме: «Углеводы и азотосодержащие соединения »  

Тема 1.13

Биологически активные соединения

Содержание учебного материала

6

На основе меж предметных связей с биологией и экологией характеризовать роль витаминов для сохранения и поддержания здоровья человека. Характеризовать ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Раскрывать их роль в биологии и применение в промышленности. Характеризовать гормоны как биологически активные веществах, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Характеризовать применение лекарств в фармакотерапии и химиотерапии.

Ферменты. Понятие о ферментах

Витамины. Понятие о витаминах их классификация и обозначение .Гормоны , их классификации

2

Лекарство, понятия о лекарствах как химиотерапевтических препаратах

Лабораторная работа по теме: Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме.

2

Практическое занятие по теме: «Обнаружение витаминов А, С, Д » ,

Практическое занятие по теме: «Анализ лекарственных препаратов » .

2

Контрольная работа по теме : «Биологически активные соединения»  

Раздел 2. Общая и неорганическая химия

93

Тема 2.1 Химия – наука о веществах

Содержание учебного материала

3

Использовать основные интеллектуальные операции (формулировать гипотезу, проводить анализ и синтез, обобщение, выявлять причинно-следственные связи), проводить эксперимент и фиксировать его результаты с помощью родного языка и языка химии.

Состав вещества. Измерение вещества. Агрегатное состояние вещества

2

Практическое занятие по теме : «Изготовление моделей органический и неорганических веществ»,  

«Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией. Очистка веществ перекристаллизации»

1

Тема 2.2

Строение атома

Содержание учебного материала

4

Представлять сложное строение атома, состоящего из ядра и электронной оболочки. Находить взаимосвязи между положением элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева и строением его атома. Составлять электронные и электронно-графические формулы атомов s-, p- и d - элементов

Атом сложная частица

2

Состав атомного ядра . Изотопы и нуклиды

Электронная оболочка атома

2

Лабораторная работа по теме:  Изучить модель строения атома.

Тема2.3

Периодический закон и Периодическая система химических элементов  ДИ Менделеева

Содержание учебного материала

6

Представлять развитие научных теорий по спирали на основе трех формулировок Периодического закона. Описывать строение атома и свойства хим. элементов и их соединений на основе Периодической системы Д.И. Менделеева. Относить хим. элементы к тому или иному электронному семейству. Раскрывать особенности строения атомов d-элементов и f-элементов.

Открытие Периодического закона

2

Строение электронных оболочек атомов химических элементов

Периодическое изменение свойств  элементов

2

Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов  

Значение периодического закона

2

Лабораторная работа по теме: : Исследование и  сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов  элементов III периода

Тема 2.4.  

Строение вещества

Содержание учебного материала

8

Объяснять инертные свойства благородных газов особенностями строения их атома. Характеризовать ковалентную связь как связь, возникающая за счет образования общих электронных пар путем перекрывания электронных орбиталей. Характеризовать ионную связь как связь, возникающую путем отдачи или приема электронов. Характеризовать металлическую связь как связь между атомами  и ионами в металлах и сплавах посредством обобществленных валентных электронов. Характеризовать особенности агрегатного состояния веществ на основе молекулярно-кинетических представлений

Понятие химической связи ,

2

Ковалентная связь

Ионная ,химическая связь

2

Металлическая и водородная химическая связь

Водородная химическая связь

2

Комплексные соединения  

Номенклатура комплексных соединений

2

Лабораторная работа по теме: Опыты по взаимодействию многоатомных спиртов с фаланговой жидкостью. Исследовать  качественные реакции на ионы двух и трёх валентного железа .

Тема 2.5

Полимеры

Содержание учебного материала

4

Характеризовать универсальный характер понятия «полимеры» для органических и неорганических веществ, классифицировать их и аргументировано раскрывать их роль в живой и неживой природе и жизни человека.

Неорганические полимеры. Простые вещества

2

Полимеры сложные вещества

Органические полимеры

2

Лабораторная работа по теме:  Исследование  образцов пластмасс, волокон, каучуков минералов и горных пород. :

Тема 2.6

Дисперсные системы

Содержание учебного материала

4

Классифицировать их. Раскрывать роль дисперсных систем в природе, на производстве и в быту. Проводить, наблюдать и описывать хим. эксперимент с помощью родного языка и языка химии

Понятие о дисперсных системах

2

Коллоидные растворы. Золи. Гели

Значение дисперсных систем в природе и практической жизни человека

2

Лабораторная работа с:  Исследовать с суспензии серы и канифоли.эмульсии растительного масла и бензола. Изучение золя крахмала.  :  Исследование   золя серы из тиосульфата натрия.

Тема 2.7

Химические реакции

Содержание учебного материала

10

Характеризовать признаки хим. реакций. Характеризовать ядерные реакции и отражать эту характеристику на письме с помощью уравнений. Характеризовать окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Характеризовать начала термодинамики. Отражать на письме термохимические реакции и производить расчеты на их основе. Характеризовать скорость химической реакции и устанавливать зависимость между этой величиной и различными факторами: природа реагирующих веществ, концентрация, температура, поверхность соприкосновения веществ. Характеризовать катализ и катализаторы как способы управления скоростью хим. реакции. Характеризовать хим. равновесие и прогнозировать способы его смещения

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

2

Реакции с изменение состава веществ

Реакции идущие по изменению степеней окисления

2

Реакции идущие по тепловому эффекту

Реакции идущие по фазе(гомо и гетерогенные )  и использовании катализатора

2

Вероятность протекания химических реакции

Скорость химической реакции Обратимость химических реакции .

2

Химическое равновесие .

Лабораторная работа по теме: Опыты по   получению кислорода разложением пероксида водорода или перманганата калия.

2

Контрольные работы по теме . «Типы химических реакций»

Тема 2.8

Растворы

Содержание учебного материала

8

Характеризовать чистые вещества и смеси. Классифицировать хим. Вещества по чистоте и растворов в зависимости от состояния растворенного вещества (молекулярные, молекулярно-ионные, ионные). Оперировать количественными характеристиками содержания растворенного вещества. Решать расчетные задачи с применением понятий: растворимость, концентрации растворов, растворение кристаллогидратов.

Понятие о растворах. Теория электролитической диссоциации.

2

Степень электролитической диссоциации

Водородный показатель и реакции обмена

2

Гидролиз как обменный процесс. Гидролиз солей

Гидролиз органических веществ

2

Лабораторная работа по теме:  Исследование   характера  диссоциации различных гидроксидов.

Практическое занятие по теме: «Приготовление растворов различной концентрации»

2

Тема 2.9

Окислительно-восстановительные реакции

Содержание учебного материала

10

Характеризовать Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Классифицировать ОВР. Составлять уравнения Окислительно-восстановительных реакций методов электронного баланса и методов полу реакций. Наблюдать и описывать хим. эксперимент с помощью родного языка и языка химии

Окислительно-восстановительные реакции .

2

Степень окисления .Восстановители и  окислители

Восстановительные свойства металлов

2

Классификация Окислительно-восстановительных реакций

Методы составления уравнений. Метод электронного баланса

2

Влияние среды. Кислая, щелочная  , нейтральная Химические источники тока.

Гальванические элементы

2

Электролиз. Расплавов и водных растворов электролитов

Лабораторная работа по теме:  :  Исследование    взаимодействие  металлов с неметаллами а также с растворами солей и  растворами кислот.  

2

Контрольная  работа по теме : «Окислительно-восстановительные реакции»

Тема 2.10.

Классификация  веществ .Простые вещества

Содержание учебного материала

8

Классифицировать неорганические вещества по разным признакам. Характеризовать положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Характеризовать общие хим. Свойства металлов как восстановителей на основе строения их атомов и положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Различать общее, особенное и единичное в свойствах конкретных металлов вих групп. Характеризовать коррозию и ее виды. Предлагать способы защиты металлов от коррозии и аргументировать выбор способа. Характеризовать нахождение металлов в природе и основные способы их получения. Характеризовать электролиз как Окислительно-восстановительные процесс. Характеризовать щелочные металлы и их соединения на основе положения Периодической системы элементов и строения атомов в свете общего особенного и единичного. Рассматривать общие хим. Свойства неметаллов как окислителей и восстановителей. Иллюстрировать свои выводы и аргументы уравнениями хим. Реакций и рассмотрением их в свете ОВР. Наблюдать и описывать хим. эксперимент.

Классификация неорганических веществ .

2

Простые вещества .Оксиды их классификация и гидроксиды

Кислоты основания и соли их классификация

2

Металлы, ,общие способы получения металлов .

Химические свойства металлов

2

Коррозия металлов

Химическая и электро-химическая коррозия. Общие способы получения металлов.

Неметаллы. Химические свойства неметаллов.

2

Лабораторная работа по теме :Опыты по  ознакомлению с образцами представителей классов неорганических веществ.  

Тема 2.11.

Основные классы органических и неорганических соединений .

Содержание учебного материала

8

Аргументировать относительные классификации неорганических веществ. Проводить наблюдать и описывать хим. эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Классифицировать органические соединения по разным признакам. Характеризовать амфотерные органические и неорганические вещества как соединения с двойственными кислотно-основными свойствами. Характеризовать генетическую связь между классами органических и неорганических соединений и отражать ее на письме с помощью обобщенной записи «цепочки переходов». Конкретизировать такие цепочки уравнениями хим. реакций. Характеризовать состав, классификацию и свойства оснований в свете теории электролитический диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах гидроксидом и без кислородных оснований

Водородные соединения неметаллов .Оксиды и ангидриды карбоновых кислот .

2

Кислоты органические и неорганические .

Основание органические и неорганические

Амфотерные органические и неорганические соединения .

Соли и их классификация Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

2

Практическое занятие по теме: Получение хлороводород и соляной кислоты ,их свойства.

Получение аммиака ,его свойства .

2

Контрольная  работа по теме :« Классификация неорганических соединений и органических соединений »

Тема 2.12

Химия элементов.

Содержание учебного материала

9

Характеризовать строение атомов, получение, применение и свойства меди и важнейших ее соединений. Характеризовать цинк и его соединения на основе строения атома, общих свойств металлов и особенных свойств цинка и амфотерности его оксида и гидроксида. Характеризовать хром и его соединения на основе строения атома, общих свойства металлов и особенных свойств хрома, амфотерности его оксида и гидроксида (III) и кислотных свойств оксида и гидроксидов (VI). Идентифицировать хромать – и бихромат – ионы. Характеризовать марганец и его соединения на основе строения атома, общих свойств металлов и особенных свойств марганец, его оксидов и гидроксидов. Устанавливать зависимость между продуктами восстановления перманганата калия и средой раствора.

Водород. Вода.

2

Элементы I-группы

Элементы  II А-группы /

2

Алюминий .Углерод и кремний .

Галогены .Халькогены их свойства

2

Элементы VA-группы

Элементы IVA-группы Медь, цинк, хром, свойства железа, марганец

Оксиды, гидроксиды металлов

2

Практическое занятие по теме: Получение гидроксидов алюминия и цинка.

Получение исследование свойств оксидов серы и углерода и фосфора.

1

Тема 2.13

Химия в жизни общества

Содержание учебного материала

10

Раскрывать роль хим. производства как производительной силы общества. Характеризовать общие и частные научные принципы хим. производства. Характеризовать такие важнейшие направления научно-технического прогресса, как биотехнология и нано технология. Характеризовать основные направления химизации сельского хозяйства. Классифицировать минеральные удобрения по разным основаниям. Характеризовать основные направления химизации животноводства. Характеризовать основные факторы химического загрязнения окружающей среды. Характеризовать информацию, которую несет символика промышленных и продовольственных товаров. Соблюдать технику безопасности в процессе применения лекарственных средств, бытовых препаратов и приборов

Химия и производство

2

Химия в сельском хозяйстве.

Химия и экология.

2

Биотехнология и генная инженерия

Химия и повседневная жизнь человека.

2

Химия и генетика человека

Роль химии в моей жизни

2

Химия и пища.

Практическая  работа по теме: «Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов.

2

Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов»

Итого

171

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»;

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;

- наборы реактивов органических и неорганических веществ;

- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;

Технические средства обучения:

- компьютер с программным обеспечением;

- мультимедиа проектор

- экран

3.2. Информационное обеспечение обучения

Литература для студентов

Для обучающихся

Габриелян О. С., Остроумов И. Г./ Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.

Интернет-ресурсы

http://www.pvg.mk.ru  (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

http://www.hemi.wallst.ru  (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

http://www.alhimikov.net  (Образовательный сайт для школьников).

http://www.chem.msu.su  (Электронная библиотека по химии).

http://www.enauki.ru  (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

http://www.1september.ru  (методическая газета «Первое сентября»).

http://www.hvsh.ru  (журнал «Химия в школе»).

http://www.hij.ru  (журнал «Химия и жизнь»).

http://www.chemistry-chemists.com  (электронный журнал «Химики и химия»).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

письменная самостоятельная работа

тестирование

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель

письменная самостоятельная работа

тестирование

определять: принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений

практическая проверка

тестирование

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений

письменная самостоятельная работа

тестирование

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов

письменная самостоятельная работа

тестирование

выполнять химический эксперимент     по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений

практическая проверка

тестирование

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

подготовка рефератов

создание презентаций

связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью

практическая проверка

тестирование

решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям

письменная самостоятельная работа

практическая проверка

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

письменная самостоятельная работа

письменная контрольная работа

индивидуальный опрос

тестирование

практическая проверка

Знания:

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

письменная самостоятельная работа

письменная контрольная работа

индивидуальный опрос

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

тестирование

практическая проверка

важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы;основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы

тестирование

практическая проверка

внеаудиторная самостоятельная работа

 подготовка рефератов создание презентаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по естествознанию (раздел химия) для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"

Рабочая программа по естествознанию (раздел химия)  составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения для професии  НПО "Повар, кондитер"...

Внеклассное мероприятие по профессии повар, кондитер " Турнир - умелый повар"

Внеклассное мероприятие по профессии повар, кондитер " Турнир - умелый повар" ,разработала мастер производственного обучения Л.В.Хмара....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ химия по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Программа  может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования  в пределах  освоения  ...

Учебно-методический комплекс по профессии 19.01.17. Повар, кондитер, ТОП 50 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочие программы профессиональных модулей, учебной дисциплины, Косы. КИМы, методические рекомендации, статьи, доклады, дидактические средства, исследовательские работы...

Доклад на тему: « Проектная деятельности по дисциплине «Химия» в рамках получения профессии «Повар, кондитер» »

Статья посвящена проектно – исследовательской деятельности обучающихся в профессии «Повар,кондитер», и  её значимости в процессе обучения....