ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
материал
В данном разделе представлена программа научно-исследовательской работыпо теме "Использование элементов ТРИЗ на уроках кулинарии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 16675 «Повар", разработка социально-значимого проекта для обучающихся с ОВЗ, с целью создания инновационной образовательной среды, способствующей формированию этнической, региональной, гражданской, общечеловеческой идентичности обучающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа НИР Использование элементов ТРИЗ на уроках кулинарии для обучающихся с ОВЗ | 288.93 КБ |
Социально- значимый проект для обучающихся с ОВЗ | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Наименование НИР | Использование элементов ТРИЗ на уроках кулинарии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по профессии 16675 «Повар |
Основание для разработки | Информатизация образовательного процесса |
Разработчик | Мухтарулина А.К. – преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ РБ «Политехнический техникум» |
Цель НИР | Разработка и применение комплекта заданий по системе ТРИЗ – педагогики на уроках кулинарии |
Задачи НИР |
|
Наименование специальностей | 16675 «Повар» |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
Проблема:
В процессе каждодневной деятельности перед преподавателем постоянно встает вопрос «Как учить?», поэтому он задумывается об обновлении и улучшении учебно-методического обеспечения реального учебного процесса.
Особенно остро стоит вопрос об обучение обучающихся с ОВЗ с нарушением интеллекта, где требуется особая логика построения учебного процесса
Актуальность проблемы:
Возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ".
Задачи профессионального обучения лиц с ОВЗ определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно - полезной жизни, приобретение профессиональных навыков и общего развития.
Наша задача - подготовить выпускника по профессии «Повар», одной из наиболее востребованных профессий на рынке труда.
Разнообразие методов и приёмов обучения создает условия для повышения качества обучения для лиц с особыми образовательными потребностями, повышения показателей трудоустройства, повышения уровня адаптивности обучающихся к условиям профессиональной деятельности, разработки системы педагогической диагностики. Для современного специалиста очень важно уметь публично представить интеллектуальный продукт, показать его значимость и возможность практического применения.
Исходя из выше написанного, цель данной работы заключается в разработке комплекта заданий по системе ТРИЗ, для применения на уроках кулинарии, направленных на развитие познавательных универсальных действий
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Разработать определенную методику обучения для лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта
2. Разработать комплект заданий по системе ТРИЗ, для применения на уроках кулинарии по профессии 16675 «Повар»
Объект исследования: Объектом исследования является процесс развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Предмет исследования: Система развития знаний и умений, обучающихся на уроках кулинарии
Гипотеза:
Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс элементов ТРИЗ-педагогики способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и повысить качество обучения, уровень адаптивности обучающихся к условиям профессиональной деятельности.
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его
надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при
минимуме затрат достичь максимального эффекта»
(Г. С. Альтшуллер)
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория советской школы Г. С. Альтшуллера.
Безусловно, ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Тем не менее, современная ТРИЗ-педагогика рассчитана на возрастные группы от дошкольников до студентов.
Чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, совсем не обязательно умение читать, писать и считать, чем и привлекательна данная технология для обучения лиц с ОВЗ с нарушением интеллекта.
Существует около 70 различных методов и приемов, многим знакомы методы ТРИЗ:
∙ метод мозгового штурма,
∙ синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
∙ морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
∙ метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.
Применение данной технологии обусловлено тем, что технология ТРИЗ способствует преодолению обучающимися замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у них понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь обучающихся. Таким образом, методы и приемы ТРИЗ развивают все компоненты и устной речи.
Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.
То же самое происходит с обучающимися с ОВЗ с нарушением интеллекта: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией.
ТРИЗ - педагогика ориентирована и на массовую, и на элитную школу, и на школу для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Обучающиеся с ОВЗ с нарушением интеллекта - это тоже люди, к которым нужен особый подход в обучении. Причин отмеченного явления много и они хорошо известны нам (алкоголь, загрязнения, безграмотное воспитание…).
Что в этом направлении может сделать ТРИЗ - педагогика?
Именно для отстающих в умственном развитии детей методики ТРИЗ-педагогики не менее полезны, чем для детей одаренных.
Почему?
Дело в том, что ТРИЗ предлагает много методов решения задач и приемов разрешения противоречий, что позволяет формализовать, то есть упростить процесс решения творческих задач, позволяет задачи высокого уровня сделать "менее творческими", не требующими высоких способностей, а это делает возможным получить сильное решение сложных задач мало одаренным людям.
Задания, разработанные по системе ТРИЗ - педагогика позволяют всем обучающимся включиться в работу группы, лучше усваивать теоретический материал и применять его на практических занятиях.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение качества преподавания по дисциплине Кулинария
- Повышение мотивации обучающихся к изучению дисциплины Кулинария
- Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся с ОВЗ
- Создание комплекта заданий по системе ТРИЗ, для применения на уроках кулинарии по профессии 16675 «Повар»
Используемые источники:
1. Об образовании в РФ: Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ— СПб., 2014
2. https://infourok.ru/ispolzovanie-elementov-triztehnologii-v-nachalnoy
3. https://infourok.ru/refleksiya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-2127728
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/26/ispolzovanie-priem
5. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. (Теория и практика) // Монография. – М.: МГИУ, 2007. – 306 с.
6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию этнической, региональной, гражданской, общечеловеческой идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: развивать способности и формировать соответствующие навыки межличностного общения через общение с музейными экспонатами; развивать способности восприятия и понимания музейного предмета во взаимосвязи с окружающей средой; развивать творческие способности, обеспечить поэтапное развитие визуального мышления; формировать толерантное отношение к окружающему миру; формировать профессиональные навыки; создавать условия для восстановления и поддержания здоровья.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА: Проект «Музей меняет мир» – это цикл культурно-образовательных событий в музее для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Проект направлен на организацию внеурочной деятельности и оздоровление обучающихся с ОВЗ, на решение проблемы адекватного восприятия обществом людей с ОВЗ; В результате реализации проекта будут подготовлены и оформлены выставки творческих работ обучающихся с ОВЗ (вязаные игрушки, вязаные картины в технике «Воздушная петля», эксклюзивные изделия из шерсти; Качественные показатели предполагают изменение внутреннего мира обучающегося, появление потребности самосовершенствоваться, познавать мир культуры и искусства.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА Основные этапы Сроки Содержание работы Ответственные I этап - организационный сентябрь 2022 г. Мониторинговые исследования. Выявление проблематики. Проектирование мероприятий по проекту. Мухтарулина А.К. Косенко В.Н. II этап - теоретический 09.09.2022г . Интерактивная экскурсия "Музей без границ" Левковская Н.А. 23.09. 2022г . Квест-игра "О чём поведал бабушкин сундук...." Мухтарулина А.К. 06.10.2022-10.11.2022г . Цикл встреч с интересными людьми: Тонких М.Ф., Душакова О.Ф., Бильтрикова Е.М., Манькова Н.А., Михалева Е.В., Разумейко Е.П., Астраханцева Г.В. Мухтарулина А.К.
Основные этапы Сроки Содержание работы Ответственные III этап - практический 10.11.2022-24.11.2022г . Мастер-класс "Буубэй", "Золотое руно" Косенко В.Н . Мухтарулина А.К 08.12.2022-22.12.2022г . Мастер-класс " Прялица ", "Секреты Марьи-искусницы" Левковская Н.А . Косенко В.Н. 19.01.2023г . Культурно-спортивное событие "Зимняя сказка" Мухтарулина А.К 09.02.2023-20.04.2023г . Мастер-класс "Волшебные кисть". "Ларец" Мухтарулина А.К 04.05.2023-15.06.2023г . Выставка творческих работ "Город мастеров" Косенко В.Н . IV этап – обобщающе-аналитический 22.06.2023г . Круглый стол "Музей меняет мир" 1.Итоговая диагностика, мониторинг. 2. Обмен опытом, изучение, обобщение, распространение информации о проекте. 3.Оформление результатов проекта 4.Планирование дальнейшей работы. Мухтарулина А.К. Левковская Н.А . Косенко В.Н.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Цикл занятий: - «Музей без границ» Информация о музеях (направления, Великие музеи). История создания музея Каменского филиала ГАПОУ РБ «Политехнический техникум». Экскурсии в музеи. - «О чём поведал бабушкин сундук…» Информация о предметах старины (прялка, веретено, одежда), пословицы и поговорки, быт. «Встречи с интересными людьми» - Тонких М.Ф. – ветеран труда, Почетный гражданин Кабанского района Республики Бурятия; - Душакова О.Ф. – Заслуженный работник культуры РФ, автор книг по краеведению; - Бильтрикова Е.М. – член Союза писателей РФ, автор поэтических книг, сборников эссе и песенных альбомов; - Манькова Н.А. – руководитель клуба народных промыслов «Кудесница» - Михалева Е.В. – педагог дополнительного образования студии «Сувенир» -Разумейко Е.П. – народный мастер-кукольник, участник многих выставок, давний друг нашего музея - Астраханцева Г.А.- член клуба друзей музея, ветеран труда и др.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Мастер-классы: « Буубэй » Овцы, козы, бараны. Породы, виды, разведение. Экскурсии на фермы, где разводят местную породу « буубэй » «Золотое руно» Распознавание шерсти (качество, виды, покраска шерсти, толщина нити) « Прялица » Виды прялок, чесалки, процесс изготовления пряжи, способы прядения «Секреты Марьи - искусницы» Технология ухода за шерстяными изделиями, маркировка, хранение. Культурно-спортивное событие «Зимняя сказка» Русские старинные игры и забавы в условиях зимнего пейзажа «Волшебная кисть» Тематика композиций для творческих работ, создание композиций, рисунок на кальке. «Ларец» Изготовление картин в технике «Воздушная петля». Вязание картины, оформление в багет.
МУЗЕЙ БЕЗ ГРАНИЦ Новые современные технологии в музее Удобная работа с картографическими приложениями и фото галереями, привычные для поклонников современных гаджетов жесты - всё это теперь возможно благодаря использованию технологии Multicouch в сенсорных киосках. Специальная подборка по различным темам, голосовой гид, виртуальные экскурсии, «Лучшие музеи России и мира»
КВЕСТ-ИГРА "О ЧЁМ ПОВЕДАЛ БАБУШКИН СУНДУК...." Знакомство с предметами старины, условиями жизни, быта……..
ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ Цикл встреч: - Тонких М.Ф. – ветеран труда, Почетный гражданин Кабанского района Республики Бурятия; - Душакова О.Ф. – Заслуженный работник культуры РФ, автор книг по краеведению; - Бильтрикова Е.М. – член Союза писателей РФ, автор поэтических книг, сборников эссе и песенных альбомов; - Манькова Н.А. – руководитель клуба народных промыслов « Кудесница » - Михалева Е.В. – педагог дополнительного образования студии « Сувенир » -Разумейко Е.П. – народный мастер-кукольник, участник многих выставок, давний друг нашего музея - Астраханцева Г.А.- член клуба друзей музея, ветеран труда и др.
Забайкальская тонкорунная, советская шерстная, романовская, горноалтайская , западно-сибирская мясная, Буубэй , тувинская короткожирнохвостная , монгольская, бурятская полугрубошерстная- названия для любого знатока в овцеводстве, подобны «бальзаму на душу». Информация о породах и их достоинствах. Экскурсия к местным овцеводам. МАСТЕР-КЛАСС: «БУУБЭЙ», «ЗОЛОТОЕ РУНО»
МАСТЕР-КЛАСС: «ПРЯЛИЦА», «СЕКРЕТЫ МАРЬИ-ИСКУСНИЦЫ» Виды прялок, чесалки, процесс изготовления пряжи, отработка навыков. Занятия по распознаванию шерсти, её качества, виды, толщина нити… Технология ухода за шерстью, шерстяными изделиями, маркировка, хранение.
КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ СОБЫТИЕ "ЗИМНЯЯ СКАЗКА" Основы истории развития подвижных игр в России; Техника безопасности при проведении игр. Игры: *Горелки *Волки и овцы *Двенадцать палочек *Лапта *Городки *Догонялки на санках *Поймай дракона, * Осьминожка *Узнай по голосу *Что пропало *Чижик *Пятнашки Соревнования по лыжам, конькам *Эстафеты
МАСТЕР-КЛАСС : «ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ», «ЛАРЕЦ» Тематика композиций для творческих работ, создание схемы рисунка, перенос на бумагу. Изготовление картин, в технике «Воздушная петля», вязание картины, оформление в багет.
ВЫСТАВКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ГОРОД МАСТЕРОВ» Организация выставок, творческих работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «МУЗЕЙ МЕНЯЕТ МИР» Итоговая диагностика, мониторинг; Обмен опытом, изучение, обобщение, распространение информации о проекте; Оформление результатов проекта; Планирование дальнейшей работы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате реализации проекта будут подготовлены и оформлены выставки творческих работ обучающихся с ОВЗ (вязаные игрушки, вязаные картины в технике «Воздушная петля», эксклюзивные изделия, носки и варежки и др.) Качественные показатели предполагают изменение внутреннего мира обучающегося, появление потребности самосовершенствоваться, познавать мир культуры и искусства. Участник проекта развивает определённые компетенции, помогающие ориентироваться в системе морально-нравственных норм и ценностей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...
Изучение и анализ опыта инновационной деятельности в системе образованиям
Настоящий сборник содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные руководителями колледжа в течение 2008-2011 учебного года по результатам командировок, и сод...
Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в системе образования
Настоящий сборник содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран, собранные преподавателями в ходе проведения исследовательской работы в рамках экспериментальной ...
Изучение и анализ зарубежного опыта инновационной деятельности в Северной и Южной Америки
Настоящий сборник содержит аналитические материалы по системам образования отдельных стран Северной и Южной Америки, собранные преподавателями в ходе проведения исследовательской работы в ...
Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности
Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности...
Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов
В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе по активизации инновационной деятельности педагогов....
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Методическая и психологическая служба образовательног...