Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности
статья на тему

Манукян Давид Эдуардович

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Методическая и психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача методической и психологической службы заключается в сопровождении педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manukyan_de_statya_4.doc.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПЕДАГОГОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


     Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Методическая и психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача методической и психологической службы заключается в сопровождении педагога.

Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий. Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода педагога к “самопомощи”. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”, то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития. 

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть задача методиста и психолога образовательного учреждения. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. 
Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах. 

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе. 

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения. 
Первая составляющая готовности преподавателя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. 
Третий компонент готовности педагога к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность у педагога рефлексивно – аналитических и деятельностно – практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.) аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов. Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческую активность. 

Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему педагогическому сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию.

Поэтому для эффективного сопровождения и самосовершенствования педагогов необходимо решить двуединую задачу: 

• Создать необходимые мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, которые будут побуждать членов педагогического коллектива к самосовершенствованию и тем самым формировать готовность к инновационной педагогической деятельности; 
• Формировать (воспитывать) у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы. 
• В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода. 
Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается: 
• в адресной помощи, оказываемой каждому педагогу 
• активная позиция  специалиста в процессе создания условий для саморазвития личности  педагога и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания. 

Задачи службы при сопровождении инноваций в образовательном учреждении:

• задача управления инновационными социально-психологическими рисками(преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, 
• задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности; 
• задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. 
Содержание деятельности по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает:

1.Психологическая экспертиза кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления).

2.Психологическая оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса 

3.Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе. 
4. Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов. 
5. Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта. 
В рамках инновационной деятельности обеспечивает: 

1. Сопровождение реализации инновационных программ: 
приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности; 
формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой); 
формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др. 
2. Психологическая диагностика (объективная оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов). 
3. Психологический анализ факторов успехов и причин недостатков. 
4. Внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа. 
Если говорить об отдельном педагоге, то задача специалистов при сопровождении педагога в инновационной деятельности заключаются в следующем: 
• обеспечить возможности для реализации творческого потенциала педагогов; 
• поддержка педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту; 
• оказывать помощь учителю в выстраивании успешной профессиональной карьеры. 

Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя, внушаюшим ему уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником,способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником,создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта, методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы. 

Реализуется сотрудничество в рамках традиционных направлений работы специалистов с педагогическим коллективом: 
• Участие специалистов в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы. 
• Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов. 
• Проведение с педагогами психологических тренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д. 
• Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. 
• Индивидуальные консультации по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития. 
• Посещение занятий с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий.

• Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей, обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников. 
• Проведение сеансов психологической разгрузки. 
• Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса. 
• Психотерапевтическая работа с педагогами. 

Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно – педагогической деятельности. 

Планируемые этапы психологического сопровождения педагогов работающих в колледже

1 этап: Подготовительный: 
1) Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива (анкета "Восприимчивость педагогов к новому", Информационная готовность педагогического коллектива", "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств", "Антиинновационные барьеры, препятствующие освоению инноваций", "Уровень новаторства в коллективе") 
3)Участие специалистов в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.( Педсовет "Возрастные особенности учащихся колледжа”) 
2 этап: Основной. 
1)Изучение эмоционального состояния коллектива; 
2)Изучение уровня саморазвития педагогов (Анкета – опросник “Саморазвитие”, “Факторы стимулирующие и препятствующие Вашему обучению и развитию”); 
определение уровня развития творческих способностей (Анкета – опросник “Ваш творческий потенциал” – автор М.А. Аралова); 
определение модели взаимодействия педагогов и студентов; 
диагностика личностных особенностей педагогов (Анкета – опросник “Каков уровень вашей самооценки?” - автор А.И. Щебетенко) 
3)Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. 
4)Индивидуальные консультации по проблемам взаимоотношений педагогов и обучающихся, поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития. 
5)Индивидуальная помощь
6)Проведение тренингов на развитие социально-психологической компетентности педагогов в общении и формирование у них устойчивой мотивации к саморазвитию. 
3 этап: Заключительный: 

1) Посещение занятий с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на занятии, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения занятия, оценку работы учащихся и др. По итогам проводится беседа с преподавателем и даются рекомендации 
На подготовительном этапе было проведено анкетирование, которое выявило допустимый уровень восприимчивости к новому педагогов, высокую мотивационную готовность (у 80% педагогов преобладают мотивы связанные с возможностью самореализации личности), были выявлены антиинновационные барьеры педагогов это небольшой опыт работы, чувство страха перед отрицательным результатом. 

В коллективе достаточный уровень новаторства (57% интересуется новшествами, но не идёт за ними вслепую, рассчитывает целесообразность нововведения. Считает, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях близких к нашим. 15% воспринимают новшества умеренно, не стремятся быть первыми, но и не хотят быть последними. 2% поглощены новшествами, постоянно ими интересуются, всегда воспринимают их первыми, смело внедряют.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ...

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Аспект деятельности методической службы.

В статье 42 Закона "Об образовании РФ" (№ 273-ФЗ) особое внимание уделяется детям, испытывающим "трудности в освоении основных общеобразовательных программ". В связи с этим возникл...

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавател...

ПЛАН (ПРОГРАММЫ) ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ СУИЦИДА ИХ СВЕРСТНИКОМ, УЧЕНИКОМ, СЫНОМ ИЛИ ДОЧЕРЬЮ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

ПЛАН (ПРОГРАММЫ) ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ СУИЦИДА ИХ СВЕРСТНИКОМ, УЧЕНИКОМ, СЫНОМ ИЛИ ДОЧЕРЬЮ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕ...

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов "Как работать с агрессивным подростком"

Способы конструктивного педагогического реагирования на агрессию подростков...