Применение инновационных методов на занятиях по учебной практике
статья

Курлыкина Елена Владимировна

Для применения на занятиях по учебной практике  пофессия "Парикмахер"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Применение инновационных методов на занятиях по учебной практике»

В отличие от классической системы среднего профессионального образования, современная система нашего времени - требует от преподавателя освоения и применения инновационных методик.

В педагогике такую форму деятельности называют инновационной и понимают как целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на оформлении своего собственного практического опыта при помощи усовершенствования учебного процесса и целью получения высоких результатов на занятиях по учебной практике.

Для высокой подготовки квалифицированных рабочих требуется новый подход в преподавании среднего профессионального образования. Требуется научить обучающихся самостоятельно мыслить, развивать творческие и коммуникативные способности, умение принимать решения и работать в группах, брать ответственность на себя, применять на практике полученные знания и умения. Всего этого можно достигнуть, используя в учебном процессе инновационные методы обучения.

Под инновацией чаще всего понимают нововведение, т.е. процесс внесения в среду новые стабильные элементы, улучшающие качество выпускаемого продукта. Под педагогической инновацией понимают новые формы преподавания и обучения, с целью повышения эффективности образовательного процесса. Образовательный процесс является основным в деятельности вуза, представляет собой совокупность целей, средств, методов, форм организации процесса и направлен на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Новые формы, методы, средства обучения способствуют совершенствованию системы современного образования и определили новый вид технологий обучения – инновационные. Инновационные образовательные технологии – это активные методы обучения направленные не на пассивное восприятие учебного материала, сколько на формирования компетенций, вовлекая обучаемого в учебный процесс. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи – не только подготовка квалифицированного рабочего, но и формирование профессионально-компетентного, конкурентоспособного выпускника, который готов к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Занятия по учебной практике составляют важную и обязательную часть практического обучения студентов профессиональных образовательных учреждений СПО. Цель практических занятий - формирование умений, навыков и знаний, являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций, а компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.

Применение современных образовательных технологий при проведении занятий по учебной практике позволяет оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия и получить высокие качественные образовательные результаты.

Инновационные методы обучения разнообразны и включают в себя: деловые игры, тренинги, ситуационные задачи, мастер-классы, творческие задания, пресс-конференции, научные дискуссии, тестирование, защиту рефератов, составление аналитических записок, занятий по кейсам, игровое обучение, коллоквиумы, исследовательский метод обучения, дискуссии, пост-тесты, круглые столы, презентации, проблемное обучение, мультимедийные лекции и практические знания, электронные учебные издания и многое другое.

Важным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода обучения. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.

Среди многообразия современных образовательных технологий можно выделить некоторые:

- информационно-коммуникационные технологии;

- игровые технологии;

- проблемное обучение;

- личностно-ориентированные технологии;

- здоровье сберегающие технологии

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы обучающихся и повышению познавательной активности.

2. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу обучающихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Применение игровых технологий необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Вместе с тем игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Игровая форма занятий создается на занятиях по учебной практики при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования обучающихся к практической деятельности.

Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только обучающего, но и педагога. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

3. Проблемное обучение. 

В современном мире всестороннее развитие обучающихся невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов применяют технологию проблемного обучения.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством мастера производственного обучения самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых формируются новые компетенции, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.

Задачей в настоящий момент времени является подготовка квалифицированных рабочих, обладающих, помимо прочных знаний, еще и такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, способность к творческой переработке все возрастающего потока информации. Только такие личности, адаптированные к реалиям современной жизни, смогут найти себе достойное применение на рынке труда

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучающихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя/мастера самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества.

Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Основная задача – направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.

Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

Проблемное изложение. Мастер ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.

Частично–поисковая деятельность. Работа обучающихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.

Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск обучающихся решения проблемы.

Сущность проблемного обучения заключается в столкновении обучающихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При подготовке к практическим занятиям по учебной практике необходимо моделировать разные варианты занятий, направленных на оформление мысленной деятельности обучающихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер п/о может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач урока. Мастер п/о, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления обучающихся и как они могут быть реализованы.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов мастера п/о, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении закреплении, контроле.

Создавая проблемную ситуацию мастер направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат – у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.

4. Личностно-ориентировочные технологии - технология разноуровнего обучения. Если каждому обучающемуся отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны образовательные организации с уровневой дифференциацией, в которых студенческий поток делится на подвижные по составу группы.

Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности обучающихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей. Дифференцированное обучение сводится к выявлению максимальному развитию способностей каждого студента. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми обучающимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Варианты дифференциации:

1. Технология коллективного взаимообучения. Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.

- Статическая пара. В ней по желанию объединяются два студента, меняющиеся ролями «учитель» и «студент»; так могут заниматься два слабых, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

- Динамическая пара. Выбирают четверых обучающихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля студент обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

- Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя студентами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

2. Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и. понимания;

- в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- каждый обучающийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллектива;

- отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на занятиях по учебной практике, дают возможность обучающимся работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют желание учиться.

5. Технология интерактивного обучения - (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся в группе (в парах, в малых группа) с целью совместного решения коммуникативных задач.

6. Групповые технологии. Главными особенностями организации групповой работы обучающихся на практических занятиях являются:

- группа на данном занятии делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством мастера, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы

7. Здоровье сберегающие технологии. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья студентов приобретает глобальный характер. Эмоциональная разгрузка способствует развитию мыслительных операций, памяти и отдыху. Вывод: комплексное использование здоровье сберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Инновационная педагогическая деятельность преподавателя высшей школы является важным условием развития профессиональной компетентности.

Конечно, сегодня отношение к инновациям различно. Одни педагоги готовы к принятию нововведений, другие более консервативны. Слабая мотивация преподавателя приводит его к пассивности в развитии, как личности, так и профессионала.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на занятиях по учебной практике, дают возможность обучающемуся работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют желание учиться.

Какие бы методы обучения ни применялись для повышения эффективности профессионального образования, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности и будущего квалифицированного рабочего.

Список литературы

1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

2. Кулыпина Т. И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - // Инновационная школа, № 2, Ростов на Дону, 2006. - С. 20-25

3. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.

4. Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в СПО. № 4, 2007. С. 44- 51

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.

7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

8. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.

9. Трошагин М. И. Личностно – ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации// Воспитание школьников, № 11, 2008. С. 47 – 57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных методов обучения при преподавании Истории Дагестана

В данной статье автор рассматривает проблемы преподавания предмета История Дагестана, анализирует имеющуюся методическую базу, предлагает современные методы обучения на уроках. Статья может быть интер...

Применение инновационных методов обучения при изучении

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12268328","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12268332","...

Применение новых методов обучения на уроках учебной практики

Презентация представляет опыт применения стандартов Ворлдскиллс при практической подготовке по профессии Повар, кондитер...

Методическое пособие По применению инновационных методов обучения « Выездное занятие на производстве».

В данной работе описаны основные задачи и цели обучения стоящие перед педагогической практикой на современном этапе, дан критерий оптимальной мотивации и  рекомендации для преподавателя. Разработ...

Применение активных методов обучения при проектировании учебного занятия

Применение активных методов обучения при проектировании учебного занятия...

«Применение новых технологий на занятиях по учебной практике как один из факторов повышения интереса обучающихся к выбранной профессии»

Доклад на тему: «Применение новых технологий на занятиях по учебной практике как один из факторов повышения интереса обучающихся к выбранной профессии»...