Учебно – методический комплект учебного занятия
план-конспект занятия
Урок разработан для обучающихся по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий ТОП – 50.
Тема урока «Приготовление и оформление холодных блюд и закусок» изучается в МДК. 03.01. «Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок» профессионального модуля ПМ 03
«Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno_-_metodicheskiy_komplekt_uchebnogo_zanyatiya.docx | 964.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – методический комплект учебного занятия
преподавателя дисциплин профессионального цикла
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Байкальский колледж туризма и сервиса»
Нимаевой Ирины Константиновны
Улан-Удэ, 2022 год
Содержание:
- Обоснование выбранного метода обучения.
- План конспект учебного занятия.
- Модуль с описанием работы.
- Критерии внешней оценки проекта.
- Презентация игры «Где кулинарная логика?».
- Дидактический раздаточный материал.
- Самоанализ урока.
Обоснование выбранного метода обучения
Урок разработан для обучающихся по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий ТОП – 50.
Тема урока «Приготовление и оформление холодных блюд и закусок» изучается в МДК. 03.01. «Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок» профессионального модуля ПМ 03
«Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента».
Программа профессионального модуля является частью основной образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер и разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО, с учётом требований профессионального стандарта «Повар», спецификации стандарта компетенции «Поварское дело» (Ворлдскиллс Россия).
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- формирование знаний требований охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, видов, назначения, правил безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов, посуды и правил ухода за ними; ассортимента, рецептур, требований к качеству, методов приготовления, вариантов оформления, подачи и презентации холодных блюд и закусок разнообразного ассортимента;
- формирование умений рационально организовывать рабочее место; безопасно эксплуатировать технологическое оборудование, производственный инвентарь, инструменты, весоизмерительные приборы с учетом инструкций и регламентов; выбирать, применять, комбинировать способы приготовления, творческого оформления и подачи холодных блюд, изделий, закусок разнообразного ассортимента; порционировать (комплектовать) блюдо;
- формирование общих компетенций (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством;
- формирование профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами
ПК 3.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента.
Согласно требованиям ФГОС СПО 43.01.09 Повар кондитер государственная итоговая аттестация (ГИА) предусмотрена в формате демонстрационного экзамена. Для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков предполагается моделирование реальных производственных условий, разработка, приготовление и презентация блюда в дегустационном варианте в соответствии со Спецификацией стандарта компетенции «Поварское дело».
Формированию необходимых знаний, умений, общих и профессиональных компетенций способствуют практические занятия, на которых обучающимся предоставляется возможность разработки учебных проектов.
На данном уроке применялся метод проектов - технология организации урока, в которой обучающийся ставит личностную цель, самостоятельно решает познавательные задачи, делает выводы, оценивает результат, а также проект как продукт, который создают студенты самостоятельно в ходе групповой работы.
Обучающимся на уроке предлагается разработать рецептуру и технологию приготовления холодного блюда из рыбы.
Работа над проектом включает следующие виды деятельности:
- Исследование предложенного набора сырья из «Чёрного ящика».
- Принятие решения, какое блюдо можно приготовить из заданного набора сырья.
- Расчет сырья и цены на 1 порцию.
- Разработка калькуляционной карты.
- Разработка технологии приготовления блюда.
- Разработка сервировки блюда (эскизирование).
- Практическое приготовление и оформление блюда.
- Подача в дегустационном варианте.
- Презентация блюда - Защита проекта. 10.Ответы на вопросы оппонентов.
Использование метода проектов даёт возможность развивать проектное мышление: умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения.
План - конспект учебного занятия Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер
ПМ. 03 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента
МДК. 03.01. Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок
Раздел 2. Приготовление и подготовка к реализации бутербродов, салатов, холодных блюд и закусок разнообразного ассортимента
Тема учебного занятия: Приготовление, оформление и отпуск холодных блюд из рыбы.
Вид учебного занятия: урок
Тип учебного занятия: урок формирования практических умений и навыков.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, бригадная (3 бригады по 3-4 человека)
Метод проведения урока: метод проектов.
Тип проекта: творческий
Задание для проектирования:
из предложенного набора сырья разработать рецептуру и технологию приготовления холодных блюд и закусок из рыбы, при этом блюдо должно отвечать следующим требованиям:
- иметь высокую пищевую ценность
- иметь соответствующие показатели качества.
- быть быстрыми в приготовлении.
Цели и задачи урока:
- Обучающая: формирование и развитие практических умений и навыков по разработке и приготовлению холодных блюд и закусок в ходе проектной работы.
Задачи:
- формирование умений постановки проблемы, нахождения способов её решения;
- формирование умений организовывать свою деятельность: определять цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике;
- формирование умения кратко излагать концепции, оказавшие влияние на выбор и оформление блюд и кулинарных изделий.
- Развивающая: способствовать развитию способности взаимодействовать с учебной группой в процессе решения учебных задач.
Задачи:
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (умение выделять главное, ставить и разрешать проблемы, сравнивать);
- содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях;
- развитие способности управлять своей учебной деятельностью
- развитие у обучающихся самокритичности, стремления к самообразованию, желания добиться дальнейших успехов;
- способствовать формированию и развитию самостоятельности.
- Воспитательная: способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
Задачи:
- способствовать развитию таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие;
- способствовать формированию и развитию эстетических, экономических и других качеств личности;
- воспитать взаимоподдержку, взаимопомощь и чувство сплоченности;
- воспитание бережного отношения к материальным ценностям (продуктам, инвентарю, оборудованию).
Профессиональные (ПК) и общие компетенции (ОК), формируемые на занятии в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09. Повар, кондитер:
ПК 3.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных блюд, кулинарных изделий, закусок в соответствии с инструкциями и регламентами
ПК 3.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством.
В соответствии со Спецификацией стандарта компетенции «Поварское дело» (WorldSkills Standards Specifications, WSSS), формируются умения создавать актуальные рецептуры блюд с применением новейших тенденций.
В соответствии с требованиями профессионального стандарта Повар формируются умения презентации блюд и изделий потребителям.
Методы и приёмы обучения: cловесный (рассказ, беседа), наглядный, практический (самостоятельная работа обучающихся в группах), эвристический (продумывание будущей модели блюда), элементы игровой технологии, метод сравнения.
Методическое оснащение урока:
- Дидактическое и материально – техническое оснащение:
- ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
- материально - техническое оснащение Специализированного центра компетенций «Поварское дело»: оборудование, инструменты, инвентарь; посуда для подачи блюд в дегустационном варианте; основное и дополнительное сырьё для приготовления холодных блюд и закусок из рыбы
- модуль с описанием работ, калькуляционные карточки.
Литература:
Основные источники:
- Нормативная: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. - СПб: Профи, 2011. - 296 с.
- Учебная: Анфимова, Н. А. Кулинария [Текст] : учебник для студ. учреждений СПО / Н. А. Анфимова. – 11-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 400 с.
Интернет ресурсы:
http://www.gastronom.ru - Кулинарный портал
http://www.restoranoff.ru – Все о ресторанном бизнесе: технологии, рецепты от шеф - повара
http://kuking.net – Кулинарный портал: рецепты
http://supercook.ru – Большая российская кулинарная энциклопедия
Структурно - логические связи
- внутрипредметная связь с темой №4.1. Технология приготовления холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья;
- с общепрофессиональными дисциплинами:
ОП. 01. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены – с темой №11
«Санитария и гигиена на предприятиях общественного питания», с темой №12 «Личная гигиена работников предприятий общественного питания» - правила личной гигиены работников пищевых производств, санитарно - технологические требования к одежде, санитарные требования к гигиене рук.
ОП.02. Основы товароведения продовольственных товаров – с темой №2 «Ассортимент и товароведная характеристика основных групп продовольственных товаров» – классификация и товароведная характеристика рыбы
ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места – с темой № 1.2.
«Организация рабочего места» 2 и с темой № 1.3 «Технологическое оборудование» – порядок организации рабочего места, правила эксплуатации технологического оборудования.
ОП.05. Основы калькуляции и учета – с темой № 2.4. «Порядок определения розничных цен на продукцию собственного производства» – составление калькуляционной карты.
ОП.06. Охрана труда – с темой № 2.1. «Безопасность труда при выполнении работ»– техника безопасности при работе
Планируемый результат.
- Обучающиеся разработают технологию приготовления блюда из заданного набора сырья для предприятий общественного питания;
- Составят калькуляционную карточку;
- Приготовят блюдо в дегустационном варианте;
- Проведут презентацию своего разработанного блюда.
Работа над проектом.
- Исследование предложенного набора сырья.
- Принятие решения, какой блюдо можно приготовить из заданного набора сырья.
- Расчет сырья и цены на 1 порцию.
- Разработка технологии приготовления блюда.
- Разработка сервировки блюда (эскизирование)
- Разработка калькуляционной карты.
- Практическое приготовление и оформление блюда.
- Подача.
- Презентация блюда - Защита проектов.
- Ответы на вопросы оппонентов.
Ход урока.
I Организационный этап (1-2 мин.)
Задачи данного этапа урока: организовать направленное внимание на начало урока; создание положительного настроя обучающихся на урок
- Проверка явки обучающихся;
- Проверка готовности к уроку; проверка санитарного состояния.
- Сообщение о предстоящей деятельности.
Подготовка студентов к практической работе (4 – 5 мин.)
Задача данного этапа урока: вовлечение обучающихся в постановку цели и задач урока, мотивация учебной деятельности в форме беседы.
- Актуализация знаний обучающихся
Создание игровой/«стимулирующей ситуации», способствующей применению знаний, полученных в процессе обучения. Обучающимся предлагается игра «Где кулинарная логика?». По иллюстрациям студенты определяют кулинарную обработку продуктов, наименование технологического оборудования, приемы приготовления и оформления холодных блюд и закусок.
- Мотивация учебной деятельности в форме беседы о важности формирования умения создавать актуальные рецептуры блюд с применением новейших тенденций в соответствии со Спецификацией стандарта компетенции «Поварское дело» (WorldSkills Standards Specifications, WSSS), а также о формировании в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Повар» умений презентации блюд и изделий потребителям, о предстоящей государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. Все это возможно сделать через разработку учебного проекта.
Объяснение предстоящей деятельности.
Формирование практических умений и навыков (31-35 мин.)
Задачи данного этапа урока: подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению практических умений и навыков, организация самостоятельной практической деятельности обучающихся - работа над проектом.
Содержание проектной работы
Постановка проблемы: из предложенного набора сырья (Чёрный ящик) разработать и приготовить холодное блюдо в дегустационном варианте (3 порции)
Цель проекта: изготовление нового конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей.
Задачи проекта:
- Придумать технологию изготовления холодных блюд и закусок из рыбы
- Придумать варианты оформления.
- Приготовить блюдо/закуску.
- Провести презентацию разработанного блюда.
Первый этап: подготовительный
Разделение обучающихся по бригадам (по 4 человека) и распределение ролей.
- Бригадир
- Технолог
- Калькулятор
- Повар
Распределение ролей, их обязанности:
- Бригадир: является ответственным за продукты, следит за дисциплиной внутри бригады, организует работу членов бригады, стимулирует членов бригады к активному труду, докладывает проект группы.
- Технолог: разрабатывает технологию приготовления и составляет эскиз сервировки блюда, контролирует процесс приготовления.
- Калькулятор: производит расчеты, составляет калькуляционную карту.
5. Повар: готовит блюдо.
Второй этап: аналитический
Бригадир – технолог получает набор продуктов, модуль с описанием работ.
Модуль с описание работ
Закуска из рыбы | |
Описание | Приготовить 3 порции холодного блюда/закуски из рыбы использовать ингредиенты из «чёрного ящика» (секретный набор сырья). Оформление и наличие дополнительных гарниров – на выбор участника |
Подача | Масса блюда минимум 100 г - 3 порции блюда подаются на тарелках - круглая белая плоская 32 см Температура тарелки от 10 °С до 14°С (температура измеряется по краю тарелки) Использование при подаче несъедобных компонентов, дополнительных аксессуаров и вспомогательного инвентаря на тарелках НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!!! При подаче запрещается использовать борта тарелки! |
Обязательные |
|
ингредиенты |
|
| |
| |
| |
| |
| |
Дополнительные ингредиенты |
|
Специальное оборудование | Разрешено использовать дополнительное оборудование и инвентарь. |
Задание для бригад:
- Из заданного набора сырья приготовить холодную закуску/блюдо, при этом блюдо должно отвечать следующим требованиям:
- Иметь высокую пищевую ценность
- Соответствовать требованиям к качеству холодных блюд и закусок
- Быть быстрыми в приготовлении.
Порядок выполнения работы:
- Каждая бригада исследует набор сырья из «Чёрного ящика».
- Обсуждение вариантов, какое холодное блюдо можно приготовить из данного набора сырья. Подбор дополнительных продуктов.
- Принятие решения, какое блюдо будет приготовлено.
- Планирование технологического процесса.
- Разработка вариантов сервировки блюда.
- Создание эскиза блюда.
Преподаватель организует обсуждение первых результатов разработки проекта, актуализирует теоретические знания, необходимые для выполнения работы. Выявляет, какое оборудование обучающиеся будут использовать во время приготовления блюда и проводит технику безопасности при работе с механическим и тепловым оборудованием.
Третий этап: практический Порядок выполнения практической самостоятельной работы:
- Проверить органолептическим способом качество сырья.
- Организовать рабочее место (выбрать инструменты, инвентарь, посуду, оборудование) 3 Подготовить основное и дополнительное сырьё в соответствии с заданием.
- Приготовить блюдо в дегустационном варианте (3 порции).
- Оформить блюдо для подачи.
- Дать оценку качества
- Составить калькуляционную карту (расчёт себестоимости блюда)
Деятельность преподавателя:
- при необходимости оказывает практическую помощь во время приготовления;
- проверяет организацию рабочих мест, правильное использование разделочных досок;
- проверяет рациональное использование сырья;
- проверяет санитарное состояние рабочих мест, соседство продуктов;
- проверяет соблюдение правил техники безопасности при приготовлении блюд и закусок;
- проверяет оформление и отпуск .
Четвёртый этап – презентационный: публичное выступление и демонстрация блюд/закусок
План защиты проекта:
Наименование блюда/закуски
Сырье для приготовления блюда и технология приготовлении. Стоимость блюда (цена 1 порции)
Обоснование пищевой ценности
Ответы на вопросы оппонентов.
- Заключительная часть (4-5 мин.)
Общий анализ выполнения работ
- объективные оценки результатов труда обучающихся по оценочным критериям
- демонстрация успехов обучающихся;
- анализ допущенных ошибок;
- выводы о достижении целей урока.
Сообщение домашнего задания (1-2 мин)
Разъяснение домашнего задания: Составление технико – технологической карты на разработанное блюдо
3.Модуль с описанием работ
Закуска из рыбы | |
Описание | Приготовить 3 порции холодного блюда/закуски из рыбы использовать ингредиенты из «чёрного ящика» (секретный набор сырья). Оформление и наличие дополнительных гарниров – на выбор участника |
Подача | Масса блюда минимум 100 г - 3 порции блюда подаются на тарелках - круглая белая плоская 32 см Температура тарелки от 10 °С до 14°С (температура измеряется по краю тарелки) Использование при подаче несъедобных компонентов, дополнительных аксессуаров и вспомогательного инвентаря на тарелках НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!!! При подаче запрещается использовать борта тарелки! |
Обязательные |
|
ингредиенты |
|
| |
| |
| |
| |
| |
Дополнительные ингредиенты |
|
Специальное оборудование | Разрешено использовать дополнительное оборудование и инвентарь. |
Задание для бригад:
- Из заданного набора сырья приготовить холодную закуску/блюдо, при этом блюдо должно отвечать следующим требованиям:
- Иметь высокую пищевую ценность
- Соответствовать требованиям к качеству холодных блюд и закусок
- Быть быстрыми в приготовлении
Критерии внешней оценки проекта.
- Исследование набора сырья, обработка результатов и определение названия блюда.
- Коллективный характер принимаемых решений.
- Привлечение знаний из других областей.
- Активность каждого участника проекта.
- Характер общения, взаимопомощи.
- Организация рабочего места
- Навыки и знания кулинарного использования, обработки сырья и технологии приготовления холодных блюд и закусок;
- Использование оборудования и инвентаря по назначению, в соответствии с требованиями эксплуатации и техники безопасности;
- Планирование и ведение рабочего процесса в соответствии с актуальными гастрономическими тенденциями,
10 Использование обязательных ингредиентов в соответствии с заданием;
- Время подачи – корректное время подачи (±5 минут от заранее определённого).
- Температура блюда;
- Соответствие массы блюда заданию;
- Чистота тарелки (отсутствие брызг, разводов и отпечатков пальцев). 15.Внешний вид блюда;
- Стиль и креативность блюда;
- Умение аргументировать свои выводы, умение отвечать на вопросы оппонентов.
- Соответствие спецодежды санитарным требованиям;
- Персональная гигиена.
Презентация игры «Где кулинарная логика?»
Дидактический раздаточный материал.
- Самоанализ урока.
Урок был проведен в группе 110 (студенты 3 курса, обучающиеся по профессии Повар, кондитер.
Урок разрабатывался в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 03. на основе практико-ориентированного метода.
Вид учебного занятия: урок.
Тип учебного занятия: формирование практических умений и навыков по приготовлению холодных блюд и закусок.
Занятие ориентировано на отработку практических умений и навыков в рамках подготовки к демонстрационному экзамену по компетенции Поварское дело.
Форма организации труда - бригадная. Студентам было предложено структурировать свою деятельность в соответствии с должностными обязанностями структурного подразделения предприятия общественного питания: бригадира, технолога, калькулятора и повара.
На уроке решалась проблема по разработке актуальной рецептуры, технологии приготовления, сервировки и презентации блюда из заданного набора сырья - «чёрного ящика».
В перечень обязательных продуктов вошли: семга слабо-соленая, творожный сыр, огурцы свежие, помидоры черри, укроп, соус майонез, куркума.
В дополнение к обязательным продуктам, студентам был представлен «Общий стол» с набором некоторых видов сырья, которыми они могли воспользоваться.
Бригады разработали, приготовили и презентовали следующие блюда:
- Корзиночка из теста фило с муссом из сёмги и творожного сыра на подложке из свежего огурца, помидорами черри с соусом майонез.
- Волован с творожным сыром и ломтиками семги в соусе майонез, с гарниром из овощей.
- Ролл из лосося с творожным сыром и укропом в европейской подаче, гарнированный овощами и соусом майонез.
В ходе урока студенты использовали следующие виды оборудования: слайсер, блендер, электроблинницу, пароконвектомат, микроволновую печь.
Для приготовления данных блюд студенты приготовили различные виды выпеченных изделий, распространенные для фуршетных закусок, использовали оригинальные, нестандартные способы подготовки и подачи гарнира и соуса.
Также, в процессе приготовления и сервировки блюд студенты использовали современные элементы декора, такие, как «земля» из зелени, зеленое масло, кружевной чипс.
Каждая бригада проявила творческие способности, а также знания в приготовлении и современных способах сервировки блюд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект полинарного практического занятия по теме:"взятие мочи на исследование"
Научить студентов проводить забор мочи на различные анализы, с соблюдением правил инфекционной безопасности. Исследование мочи позволяют определить физические свойства, химический состав, микроскопию...
Учебно-методический комплект учебного занятия "3D модель и чертеж детали Валик"
АннотацияПрактико-ориентированное образование в рамках СПО - это организация учебной деятельности студента при изучении специального цикла, начиная с общепрофессиональных дисциплин с целью его погруже...
Учебно-методический комплект практического занятия по теме «Углеводы»
Комплект методической обеспеченности занятия разработан для студентов 1 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело» по предмету «Биология», тема «Углеводы». Практическое занятие представляет собой...
Комплект учебно-методического обеспечения занятий по ПМ 02 МДК 02.05 Деятельность медицинской сестры при заболеваниях пациентов детского возраста
Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения текущего контроля.Тестовые задания представлены в следующих стандартизированных формах: закрытой (с выбором одного ответа). Тестовые задания нап...
Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине "Психология общения"
Учебно-методический комплект к занятиям по дисциплине «Психология общения», предназначен для преподавателей и студентов в качестве методической помощи при подготовке к проведению занятий п...
Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...