доклад «Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка студентов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления».
статья

Иванчикова Ольга Евгеньевна

доклад на цикловой комиссии «Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка студентов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   C:\Users\Сотрудник\Documents\менеджмент качества\логотип55.jpg

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

 Ростовской области

«Новочеркасский колледж  промышленных технологий и управления»

 НКПТиУ

п

Докладчик: Иванчикова О. Е., преподаватель ГБПОУ РО «НКПТиУ»

Тема доклада: «Формирование языковой компетенции на уроках иностранного языка студентов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления».

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в РФ, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Владение иностранным языком в профессиональной сфере необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.

«Любой неродной язык, – утверждает И.Л. Бим, доктор педагогических наук, – помогает родному языку служить средством освоения мира, развития речемышления. Он является, кроме того, более действенным и непосредственным средством приобщения к другой национальной культуре и развития взаимопонимания между народами, выступает как дополнительное «окно в мир».

Целью обучения иностранному языку студентов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления является формирование языковой компетенции. Понятие «языковая компетенция» в современной теории обучения иностранным языкам, обозначает совокупность языковых знаний, умений, навыков, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в сферах деятельности, а также способствуют развитию языковых способностей обучаемых.

Компетенция в общем понимании – это группа взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение одной конкретной задачи. В свою очередь компетентность – это способность осуществлять деятельность в рамках освоенной компетенции, принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации.

Термин «языковая компетенция», введенный американским лингвистом Н. Хомским примерно в середине XX в., обозначает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке. В нашем понимании «языковая компетенция» – это достижение определённого уровня владения орфографическим, фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами речи и способностями использовать языковые средства для построения правильно сформулированных высказываний. Языковая компетенция формируется в различных видах речевой деятельности, которая осуществляется как в устной, так и письменной форме. 

На уроках иностранного языка в колледже следует стремиться к формированию у студентов всех видов речевой деятельности: лексико-грамматического, аудирования, говорения, чтения, письма. Для этого со студентами разных специальностей слушаем аутентичные тексты разного формата (с общим пониманием, с извлечением конкретной информации, с полным пониманием); читаем аутентичные тексты профессиональной направленности, переводим тексты различных химических компаний, аннотации лекарственных средств; составляем резюме, заявки, диалоги с учетом профессиональных ситуаций, заполняем анкеты, пишем эссе; готовимся к собеседованию, говорим о себе и о своих притязаниях, трансформируем тексты, создаем лексические базы, знакомимся с новой лексикой, переводим статьи, выполняем грамматические упражнения.

Кроме того, необходимо предлагать студентам разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Мы стремимся вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Студент обладает языковой компетенцией, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике.

Сегодня студенту необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Умение работать с информацией на иностранном языке и способность применять это в своей практике является одним из наиболее важных качеств высококлассного специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ашурбекова Т.И., Рамазанова М.М. Пути повышения внутренней мотивации студентов вуза к изучению профессионально-ориентированного иностранного языка // Современное педагогическое образование. 2023. № 6. С. 31-37.
  2. Багирова А.Н., Гасанова К.Э. Формирование умений и навыков аудирования как одна из важнейших направлений изучения курса иностранного языка // Colloquium-Journal. 2023. № 3-1 (162). С. 40-42.
  3. Варникова О.В., Бураев П.М., Мурашкин Н.С. Формирование и развитие универсальных компетенций в процессе изучения дисциплины "иностранный язык" (эмоционально-ценностный компонент иноязычной подготовки) // Молодежь. Образование. Наука. 2022. № 1 (17). С. 51-66.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и личностных компетенций на уроках иностранного языка. автор Полосина Ирина Викторовна

Формирование учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и личностных компетенций на уроках иностранного языка...

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

Статья о формировании социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...

Рейтинговая система при оценивании языковых компетенций при обучении иностранному языку

Рейтинговая система обладает высокой организующей способностью, благодаря чему возрастает мотивация к изучению языков. Она обеспечивает формирование единых требований к знаниям. Она активизирует метод...

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

       Настоящее время характеризуется изменениями в социально-политической, экономической структуре общества, в сознании людей.Потребность  в специалистах, владеющих и...

Формирование межкультурной компетенции при обучении иностранному языку

Современные политические и социально-экономические условия привели к увеличению числа международных контактов и усилению связей представителей разных национальностей на всех уровнях....