Доклад "Формирование исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации"
материал на тему
Цель исследования - обобщить опыт формирования исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета.
Исследовательская компетенция - это такая совокупность знаний, исследовательских умений, навыков и способов деятельности, которая позволяет студенту занимать позицию исследователя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dekabr_2010.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Александра Кузьминична
УСПО ЯТЭК ПК
Формирование исследовательских компетенций у студентов
кафедры экономики и бухгалтерского учета
Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации
Цель исследования - обобщить опыт формирования исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета.
Исследовательская компетенция - это такая совокупность знаний, исследовательских умений, навыков и способов деятельности, которая позволяет студенту занимать позицию исследователя.
Показатели исследовательской компетенции студента:
1. Работа с первоисточниками - библиографические умения, которые предусматривают: знание типов каталогов и умение работать с ними, навыки работы со справочной и периодической литературой, умения вести записи по прочитанному, видеть структуру изложенного материала и систематизировать материал.
- Наблюдения явлений и фактов. К данной компетенции относятся следующие умения и навыки: выбора объекта наблюдения, определения цели и задачи наблюдения, точное и полное фиксирование наблюдаемых явлений, проведение самоконтроля и самооценки.
- Выявление проблемы и ее решение. С помощью этой компетенции студент приобретает навыки: анализировать экономическую ситуацию, видеть и формулировать проблему; находить способы решения проблемы и проверять правильность принятого решения.
- Анализ явлений и фактов. Данная компетенция объединяет: умения расчленять изучаемое явление на составные элементы, сравнивать, сопоставлять, мысленно соединять части явлений и устанавливать их взаимосвязи.
- Разработка и проведение исследования. В рамках данной компетенции студент формирует умения анализировать исходные данные, разрабатывать идеи, технологию и методику исследования, умения проводить исследования, подводить итоги, осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Обобщение результатов исследования. Это самая сложная рефлексивная компетенция, формирующая: умения анализировать проделанную работу, формулировать обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями и задачами, оценивать результаты проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости.
Исследовательской деятельности студентов колледжа предшествуют организация спецкурса по изучению основ учебно-исследовательской деятельности.
Все виды исследовательской работы студентов определяются в рабочих программах, разработанных на кафедре, в разделе самостоятельной работы студента.
Методический подход по исследовательским формам самостоятельной работы студентов дифференцирован по разным специальностям с учетом их специфики и уровня подготовки специалистов: базовый или повышенный.
По каждой из трех кафедральных специальностей выполняются по три-четыре курсовые работы.
В помощь студентам по каждой курсовой работе разработаны методические рекомендации. Их необходимость обусловлена тем, что курсовая работа должна содержать исследования практики учета и отчетностей, анализа финансово-хозяйственной деятельности, налогообложения, организации менеджмента на материалах хозяйствующих субъектов.
Тематика курсовых работ разнообразна, ежегодно дополняется и корректируется.
Особенность курсовых работ кафедры заключается в обязательном выполнении их на практических материалах местных кооперативных и коммерческих организаций, поэтому в курсовой работе должны быть представлены три части: теоретическая, практическая и рекомендательная.
На завершающем этапе обучения организуется квалификационная преддипломная практика. Разработанные на кафедре программы практики обязательно ориентируют на проведение углубленных исследований.
Студенты бухгалтеры анализируют учетную политику, проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Студенты-менеджеры проводят исследование внешней и внутренней среды, составляют SWOT-анализы, анализируют финансовые и маркетинговые стратегии.
Особенности исследовательской деятельности во время практики: обязательная комиссионная защита отчетов и проведение - конференции по результатам практики, с защитой индивидуальных заданий.
На Выпускную квалификационную дипломную работу приходится основная часть научно-исследовательской деятельности студентов.
Подходы к выполнению дипломных работ определяются, прежде всего, уровнем образования.
Тематика разнообразна, но ее особенность — профессиональная направленность на будущую профессию и дополнительную специализацию.
Методическая особенность дипломных работ - их комплексный межпредметный характер, студент обязан показать знания и их осмысление в основном по всем предметам, выносимым на Государственную Итоговую Аттестацию.
Следует обратить внимание на ключевые требования к дипломным работам: актуальность и проблематичность тематики для республики, аргументированность концепции, разнообразие методов и глубина исследований, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.
При подготовке дипломной работы используется подход преемственности курсовых и дипломных работ в рамках специальности. Она проявляется в согласованной тематике. Например, студент, выполнявший курсовую работу по теме «Учет и налогообложение добавленной стоимости», выполняет дипломную работу на тему «Совершенствование учета расчетов по налогу на добавленную стоимость в условиях экономического кризиса».
Традиция кафедры - открытая презентация и защита дипломной работы, обязательно в присутствии практических специалистов. Дипломная работа рецензируется только специалистами той организации, на материалах которой она выполнена.
Государственная аттестационная комиссия отмечает ежегодно и высокое качество дипломных работ, и их практическую значимость.
Кафедра экономики и бухгалтерского учета особое значение придает подготовке различного уровня докладов с научно-практической направленностью. Это работа со студентами начинается на втором курсе в форме предметных кружков. Ежегодно на кафедре работает 7-8 предметных кружков, которые охватывают более 60% студентов кафедры.
У кафедры за плечами многолетняя традиция проведения кафедральных научно-практических конференций, на которые обязательно приглашаются участники из других колледжей, институтов и университетов. Это, как правило, заинтересованный профессиональный разговор.
Тематика конференций разнообразна: «Анализ работы предприятия в условиях экономического кризиса», «Экономика глазами студентов», «Кооперация Якутии: состояние и проблемы развития».
Студенты кафедры ежегодно участвуют в научно-практических конференциях, проводимых в других учебных заведениях.
Активно и самое главное результативно участвуют последние три года в республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущую профессию».
На первых двух конференциях по два студента кафедры стали дипломантами I и II степени, на третьей конференции - один студент стал дипломантом III степени и один - IV степени.
Подводя итоги анализа исследовательской деятельности студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета, следует отметить:
- качество курсовых работ в среднем по кафедре составляет 54,4%.
- по результатам преддипломной практики качественная успеваемость студентов составляет 66,9 %.
- в целом по кафедре выполнено 66 дипломных работ. Качество дипломных работ составляет 86,5 %.
В заключении , что в основе формирования исследовательских компетенций у студентов кафедры - сложившаяся продуманная и апробированная система, подкрепленная многолетним методическим опытом преподавателей кафедры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сквозная задача по бухгалтерскому учету. Пособие для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет...
СБОРНИК задач по дисциплине «Экономика организации» для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 40.02.01 Право и орган
Сборник задач по экономике организации по разделам "Розничный товарооборот", "Оптовый товарооборот", "Издержки обращения", "Труд, кадры и оплата труда", "Рыночное ценообразование", "Доходы и прибыль",...
СБОРНИК задач по дисциплине «Экономика организации» для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 40.02.01 Право и орган
Сборник задач по экономике организации по разделам "Розничный товарооборот", "Оптовый товарооборот", "Издержки обращения", "Труд, кадры и оплата труда", "Рыночное ценообразование", "Доходы и прибыль",...
Сборник дидактических материалов по дисциплине «Экономика организации» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (сельское хозяйство) «Коммерция».
Сборник содержит понятия, нагядный материал в виде схем, графиков, формул и таблиц. Адресован преподавателям экономических дисциплин и студентам специальности "Экономика и бухгалтерский учет" и "Комме...
Рубежный контроль знаний по дисциплине «Документационное обеспечение управления» для студентов специальностей «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция»
Тестовые задания для рубежного контроля знаний студентов....
Комплекс лабораторных работ по дисциплине Основы программирования для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет
Комплекс лабораторных работ по дисциплине Основы программирования для студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет рассчитан на 22 часа. Данный комплекс имеет тематическое направление, связа...
Программы по английскому языку для специальностей "Коммерция", "Экономика и бухгалтерский учет", "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" для СПО. СРС, КОСы.
Мои методические разработки: программы 3+ по специальностям "Коммерция", "Экономика и бухгалтерский учет", "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" для СПО, СРС и КОСы....