Дополнительная общеразвивающая программа «Смотри на меня как на равного»
рабочая программа

Филиппова Надежда Петровна

Социокультурная реабилитация на сегодняшний день является одним из с из современных и действенных направлений комплексной реабилитации инвалидов.

Разнообразие методов социокультурной реабилитации дает возможность использовать их потенциал в полной мере. Данная программа предусматривает такие методы, как: музыкотерапия, кинотерапия, фото-терапия, библиотерапия, которые ориентированы на помощь инвалиду в освоении коммуникативных навыков.

Использование данных методов социокультурной деятельности способствует улучшению качества жизни инвалидов, развивает доверие и эмпатию к людям, интерес, коммуникативную компетентность, навыки эффективного поведения в социальных ситуациях, формирование реалистичных представлений о себе, адекватной самооценки и самопринятия, расширение сферы интересов, развитие мотивации достижений успеха, формирование базового чувства безопасности.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Смотри на меня как на равного» имеет социально-гуманитарную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smotri_na_menya_kak_na_ravnogo.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

ГКУ СО КК

Директор ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

«Крыловский КЦРИ»

______________С.А. Дубинец

_____________С.Н. Затонская

«_____» ____________ 2022 г.

«____» ______________2022 г.

Дополнительная  

общеразвивающая программа «Смотри на меня как на равного»

          Возрастная категория:  получатели социальных услуг старше 18 лет  

                 Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)

                                           Автор-составитель:

                                                                       Филиппова Н.П. социальный педагог

                                                                           отделения социальной  реабилитации

ст-ца Крыловская

2022

Содержание

1.  Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы………………………………………    3

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………     3

1.2. Цель и задачи программы        …………………………………………     5

1.3. Содержание программы …………………………………………….. 6

1.4. Планируемые результаты …………………………………………….8

2. Комплекс  организационно-педагогических условий …………… 8

2.1. Календарно - учебный график  ……………………………………… 8

2.2. Условия реализации программы…………………………………….  9

2.3. Методическое обеспечение    ……………………………………….. 9

2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы ………………………………………….. 10

         Используемая  литература  ………………….……………………………11

Приложение   ……………………………………….................................. 12

                   

Раздел 1  Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка.

Проблема социальной реабилитации инвалидов и их адаптации к условиям жизни в обществе является одной из основных граней злобо-дневных проблем современного социума. Дополнительную остроту и важность в данном вопросе приносят изменения в подходах к людям с огра-ниченными возможностями здоровья. Процесс реабилитации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества изучается на современном этапе развития социальной работы. Реабилитационные процессы определяют эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

В настоящее время процесс социальной реабилитации инвалидов затруднен по следующим причинам:

- у большинства лиц с ограниченными возможностями здоровья низкий уровень удовлетворенности жизнью;

- отрицательная динамика отражается также в уровне самооценки;

- у инвалидов имеются существенные проблемы в области коммуникации с окружающими, а также во взаимоотношениях с родными и близкими;

- в эмоциональном состоянии инвалидов часто наблюдается тревожность и неуверенность в будущем, пессимистический взгляд на жизнь.

Именно благодаря современным методам социокультурной реабилита-ции есть большая вероятность избавиться от вышеперечисленных проблем.                  Социокультурная реабилитация на сегодняшний день является одним из с из современных и действенных направлений комплексной реабилитации инвалидов.

Разнообразие методов социокультурной реабилитации дает возможность использовать их потенциал в полной мере. Данная программа предусматривает такие методы, как: музыкотерапия, кинотерапия, фото-терапия, библиотерапия, которые ориентированы на помощь инвалиду в освоении коммуникативных навыков.

Использование данных методов социокультурной деятельности способствует улучшению качества жизни инвалидов, развивает доверие и эмпатию к людям, интерес, коммуникативную компетентность, навыки эффективного поведения в социальных ситуациях, формирование реалистичных представлений о себе, адекватной самооценки и самопринятия, расширение сферы интересов, развитие мотивации достижений успеха, формирование базового чувства безопасности.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Смотри на меня как на равного» имеет социально-гуманитарную направленность.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
  • Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).

Новизна данной программы заключается в том, что она способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегчает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков, компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.

Актуальность программы в том, что социокультурная реабилитация является одной из основных технологий социальной работы по достижению высокого уровня социальной жизни инвалидов.

Применение методов социокультурной реабилитации – это эффективный способ изменить позицию общества по отношению к инвалидам и один из путей гуманизации общества в целом. Включение в социум людей с ограниченными возможностями здоровья можно считать одним из факторов развития современного общества.

         Педагогическая целесообразность состоит в том, что в процессе реализации программы человеком создаются образы, так или иначе связанные с его личностью, интересами, впечатлениями, желаниями; проигрываются важные ситуации, обсуждаются сложные или непонятные моменты. Педагог контролирует, и при необходимости, корректирует эмоциональное состояние, поведение, отношение к себе и окружающему.

      Отличительная особенность программы:

   Программа дает возможность формировать новую ориентацию людей, направленную на приобщение инвалидов к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. позитивного образа жизни.  В основе программы лежит идея свободной, гармонично развитой личности, которая стремится к постоянному самоопределению, самосовершенст-вованию, а также приобщению к активному образу жизни.

Адресат программы:

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Уровень программы: ознакомительный

Объём программы: программа включает 4 раздела: «Фотография», «Лекарство для души», «Кинозал для тебя», «Погрузимся в мир музыки». Общий объём содержания программы составляет 15 часов.

Срок реализации: 18 дней

Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая

Режим занятий: получателям социальных услуг с ограниченными возможностями устанавливается индивидуальный режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.

Продолжительность проведения занятия устанавливается в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг от 20 до 45 мин.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Задачи:

Образовательные

     Научить:

    -навыкам решения проблем;

     - основным  средствам общения;

   - расширить знания об окружающей действительности

Развивающие

   Развивать:

    - коммуникативные способности;

   - эстетический вкус, воображение, мышление, фантазию, самовыражение;

   - эмоциональную сферу;

   - расширять круг интересов

Воспитательные

   -приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни;

   -формировать отношения к окружающей жизни, которые бы способствовали гармонизации  внутреннего мира, стойкости при неудачах, защиты от негативных мыслей, умению радоваться жизни.

1.3 Содержание программы:

Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/тема

Дата

Всего

Теоретические

Практические

1

2

3

4

5

6

1

Фотография

(занятия с элем. фототерапии)

4

1

3

2

Лекарство для души

(занятия с элем. библиотерапии)

4

1

3

3

Кино- это не только искусство…

(занятия с элем. кинотерапии)

4

-

4

4

Погрузимся в мир музыки

(занятия с элем. музыкотерапии)

3

1,5

1,5

ВСЕГО

15

3,5

11,5

Содержание учебного плана:

  1. Фотография

     1.1 Вводное занятие

Знакомство. Беседа о содержании программы. Режим занятий. Методы и формы,  обучения: беседа, обсуждение. Формы подведения итогов.

1.2 Загляните в семейный альбом

        Линия жизни. Воспоминания детства. Прошлое и настоящее. Фотографии и наиболее значимые моменты биографии.

1.3 Выразительные жесты и позы

Экспрессивное движение и поза разного эмоционального состояния. Ролевое перевоплощение. Создание из фотографий единой композиции.

1.4 Фотопослание

 Фотопослание. Фотография и текст к ней. Коллективная работа на основе фотографии для вручения «адресатам».      

 2.  Лекарство для

 2.1 Души прекрасные порывы…

Поэзия в нашей жизни. Любимые стихи. Создание стихотворного текста - несколько полезных упражнений и советов.

2.2. Буриме

Буриме. Основные правила буриме. Играем в стихи. Буриме на задан-ную тему.

2.3. Сказки, которые ещё никто не читал

Зачем нужна сказка? Сказка учит добру. Пять полезных советов, как придумать сказку.

2.4. Житейские истории

Чтение рассказа. Обсуждение. Развитие воображения. Пополнение словарного запаса.

3. Кино - это не только искусство…

3.1-3.2 Фильм «Весна. Лето. Осень. Зима.»

Просмотр фильма. Обсуждение. Тема фильма. Главные герои. Соотношение фильма с реальностью. Впечатление от его просмотра.

3.3 Мультфильм «Адажио»

Просмотр мультфильма. Обсуждение. Тема мультфильма. Главные герои. Соотношение фильма с реальностью. Впечатление от его просмотра.

3.4 Короткометражный фильм «Поколение»

Просмотр фильма. Обсуждение. Тема фильма. Главные герои. Соотношение фильма с реальностью. Впечатление от его просмотра.

4. Погрузимся в мир музыки

4.1 Какая песня?  

Уникальность музыкального искусства. О песне. Название песни по звуку, мелодии.

4.2  Фильмы и песня

Лучшие песни из нашего кино. Песни из кинофильмов СССР. Название фильма по звуку, мелодии и словам песни.

4.3 Классическая музыка

Жанры классической музыки. Музыкальный минимум. Как слушать классическую музыку?

1.4. Планируемые результаты:

уметь:

 - видеть, выделять прекрасное в природе  в целом;

 - жить в коллективе;

 - анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте;

 - оценивать правильность отношения человека к окружающему его миру;

 - владеть нормами морали и культурного поведения;  

 - содержательно и разнообразно проводить свободное время;

 - определять свое внутреннее состояние;

 - видеть во всем только хорошее;

  1. Комплекс  организационно-педагогических условий

  1. Календарно - учебный график

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/тема

Дата прове дения

Всего

Теоретич. занятия

Практич.

занятия

1

2

3

4

5

6

1

Фотография

(занятия с элем. фототерапии)

4

1

3

1.1

Вводное занятие

1

1

-

1.2

Загляните в семейный альбом

1

-

1

1.3

Выразительные жесты и позы

1

-

1

1.4

Фотопослание

1

-

1

2

Лекарство для души

(занятия с элем. библиотерапии)

4

1

3

2.1

Души прекрасные порывы…

1

0,5

0,5

2.2

Буриме

1

0,5

0,5

2.3

Сказки, которые ещё никто не читал

1

-

1

2.4

Житейские истории (чтение рассказа и обсуждение)

1

-

1

3

Кино - это не только искусство…

(занятия с элем. кинотерапии)

4

-

4

3.1-3.2

Фильм «Весна. Лето. Осень. Зима.»  

2

-

2

3.3

Мультфильм «Адажио»

1

-

1

3.4

Короткометражный фильм «Поколение»

1

-

1

4

Погрузимся в мир музыки

(занятия с элем. музыкотерапии)

3

1,5

1,5

4.1

Какая песня?  

1

0,5

0,5

4.2

Фильмы и песня

1

0,5

0,5

4.3

Классическая музыка

1

0,5

0,5

ВСЕГО

15

3,5

11,5

2.2.  Условия реализации программы:

Дополнительная обшеразвивающая программа «Смотри на меня как на равного» рассчитана на людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет и старше. В зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг программа может считаться реализованной при не полном рассмотрении всех занятий календарно-учебного графика.

2.3. Методическое обеспечение

Реализация программы «Смотри на меня как на равного» основывается на следующих принципах:

- принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

-принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;

- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками.

Методы работы:

1.словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);

2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);

3. творческий (поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному замыслу, эскизу);

4. игровой (использование упражнений в игровой форме);

5. наглядный (демонстрация образцов).

Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.

       Материально-техническое оснащение

  1. Учебный кабинет 
  2. Столы
  3. Стулья
  4. Воспроизводящее устройство (ПК)
  5. Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы

        2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы

Программа предусматривает оценивание предметных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения

Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике (см. приложение № 1 - оценочную таблицу результатов освоения программы)

    Алгоритм занятий:

Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:

- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);

- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);

- практический этап (отработка формируемых навыков на практике);

- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).

Обобщенная структура занятия:

- постановка цели занятия;

- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

- выполнение проверочных заданий;

- ознакомление с новыми заданиями;

- упражнения на их освоение;

- упражнения на их закрепление;

- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму;

- упражнения на перенос в сходную ситуацию;

- итог занятия;

- задание на дом.

Используемая литература:

1.КопытинА.,Платтс Дж. Руководство по фототерапии.-М.: «Когито-Центр», 2009-184с.

2. Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник / Ю.Д.Красильников, Т.Г. Киселева – М.: МГУКИ, 2004. С. 539.

3.Ломакин В.И., Храпылина Л.П., Шипулина B.C. (ред) Социокультурная реабилитация инвалидов Метод. рекомендации. - М., 2002. С. 144.

4.Нагорнова А.Ю., Макарова Т.А. Теория и технология культурно-досуговой деятельности с инвалидами.—Saarbrücken:LAPLambertAcademicPublishing, 2015. С. 89.

5. Хаидов, С.К. Социокультурные основы реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.К. Хаидов .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2014 .— 133 с. — ISBN 978-5879-54-861-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/338179 (дата обращения: 11.11.18)

Интернет-ресурсы

1. scienceforum.ru›2019/article/2018014375

2. BiblioFond.ru›view.aspx?id=560447 

3. studwood.net›774794/sotsiologiya/suschnost_…

Приложение №1

Оценочная таблица результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Смотри на меня как на равного»

ФИО                                                                                                                         .

Период реабилитации с _________ по ________ 20__г.

Название  разделов

Первоначаль

ная

диагностика

(в баллах)

Итоговая

диагностика

(в баллах)

Фотография

(занятия с элем. фототерапии)

Вводное занятие

Загляните в семейный альбом

Выразительные жесты и позы

Фотопослание

Лекарство для души

(занятия с элем. библиотерапии)

Души прекрасные порывы…

Буриме

Сказки, которые ещё никто не читал

Житейские истории (чтение рассказа и обсуждение)

Кино - это не только искусство…

(занятия с элем. кинотерапии)

Фильм «Весна. Лето. Осень. Зима.»  

Мультфильм «Адажио»

Короткометражный фильм «Поколение»

Погрузимся в мир музыки

(занятия с элем. музыкотерапии)

Какая песня?  

Фильмы и песня

Классическая музыка

ВСЕГО

   

 Критерии оценки:

За каждый освоенный пункт начисляется 1 балл.

0-5 баллов – низкий уровень освоения программы

5-10 баллов – средний уровень освоения программы

10-15 баллов – высокий уровень освоения программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"

Пояснительная запискаНаправленность  образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"

Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»

Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности....

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...