ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Внедрение технологий системно-деятельностного обучения, как основа реализации ГОС СПО
материал
Образование сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_tsk.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»
ДОКЛАД
на заседание цикловой комиссии
общепрофессионального и профессионального циклов
на тему:
Внедрение технологий системно-деятельностного обучения, как основа реализации ГОС СПО
Подготовила преподаватель : Пушкарева Е.В
Луганск
2020
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни» . Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения) .
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер.
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
«Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку,
ещё большие изменения произошли в способах изучения нового» С. Пейперт
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где метододогической основой является системно-деятельностный подход (СДП).
Что значит"деятельность"?
•Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат
•Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь(коррекция, обратная ориентация)
•В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности
Понятие СДП было введено педагогами еще в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностного, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).
Деятельностный подход -это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты.
На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?
УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер. Виды УУД:
1)личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
2)регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;
3)познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;
4)коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.
Ключевые изменения в ФГОС-2
1) «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».
2) Объектами итогового контроля и аттестации являются:
-личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
-метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);
-предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).
Таким образом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.
Учебная деятельность не есть чистое познание. Замечательный исследователь Д.Б.Ковин заметил: «Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания».
Поэтому можно утверждать, что уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. И то, что «наши педагоги не уловили этой закономерной связи, это тяжелейшая ошибка. Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности… Познание встраивается в этот процесс»,-пишет Д.Б.Эльконин.
Обратим внимание на эти вещи, связанные с системно-деятельностным подходом. Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели;
- решать задачи;
- отвечать за результаты.
СДП нацелен на развитие личности и ее духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности.
СДП предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий – УУД), гарантированность;
- их достижения, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Таким образом, СДП предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих детское действие.
Обновление
содержания
образования
Ради чего учить?
Ценности образования
Как учить?
Обновление технологий образования
(Изменение
содержания)
(Зачем учить?
Цель)
(Изменение методики)
Для достижения нового образовательного результата, необходимо обучение организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающегося.
Так как основной формой организации обучения является урок, то в рамках СДП учителю необходимо знать:
- принципы построения урока;
- примерную типологию уроков;
- критерии оценивания урока.
Вместе с тем уже сейчас нам необходимо хорошо понять, что при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Критерии результативности урока.
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные проемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Реализация СДП обучения опирается на методы:
- активные;
- интерактивные;
- исследовательские;
- проектные.
Дидактическая модель СДП (обучения) позволяет осуществлять: формировать мышление через обучение деятельности;
- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
СДП обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:
1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;
2) проектная деятельность;
3) уровневая дифференциация;
4) информационно-коммуникационные технологии.
Актуальность СДП для современного образования
В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но , главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее,не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целосности социальной структуры.
Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения, новых типов урока, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, метода работы, который реализует поставленные цели.
СДП – являевся методологической основой концепции новых образовательных стандартов второго поколения.
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому,и я научусь.
“Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Д.Писарев
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его создания и его личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «иностранный язык
"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.ШоуИзучая данную тему, я обнаружила, что эта тема не только актуальна, но и является предметом споров, дискуссий, конференций, как среди сред...
Обобщение педагогического опыта работы «Формирование ценностного отношения студентов к здоровью через применение технологии «Уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов"на уроках физической культуры.
Стандарты ФГОС предполагают, что выпускники должны быть самостоятельными, уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных ...
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении литературе. "А.А. Ахматова. Судьба и творчество". Из практического опыта работы преподавателя.
Данная статья показывает как на практике преподаватель-словесник применяет системно-деятельностный подход в обучении....
Педагогический проект «Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»
Педагогический проект«Выбор технологий и методов обучения в условиях реализации компетентностного подхода»...
«ИКТ технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода»
План урока по татарскому языку 8 класс...
Конспект урока по математике в 3 «б» классе на тему: «Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя» с применением технологий системно-деятельностного подхода.
Конспект урока по математике в 3 «б» классе на тему:«Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя» с применением технологий системно-деятельностного...
Методическая разработка. На тему: «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс»
Методическая разработка «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс» предназначена для преподавателей, в частности, преподавателей профессиональных образовательных орган...