Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями по профессии СПО
рабочая программа

Зубкова Надежда Витальевна

Программа данного модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: продавец, кассир-контролер. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум

имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

(ГБПОУ РО «ТПТ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике

и расчеты с покупателями

по профессии

среднего профессионального образования

38.01.02 Продавец, контролер-кассир

на базе среднего общего образования

форма обучения - очная

срок обучения 10 месяцев

г. Зверево, 2021 г.

СОГЛАСОВАНО:

протокол № __от «___» ______20   г.

Председатель МС

_________

УТВЕРЖДАЮ:

Замдиректора по УПР ГБПОУ РО «ТПТ»

__________/                       /

от «___» ______ 20   г.

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 разработана с вариативной частью, рекомендованной работодателем, на основе Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта (ПС) по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир входящей в состав укрупнённой группы профессий 38.00.00 Экономика и управление. ФГОС утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 683, зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2013 г. № 29727

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Торгово-промышленный техникум им. Л.Б.Ермина в г. Зверево»

Разработчик: Зубкова Надежда Витальевна преподаватель профессиональных и общепрофессиональных дисциплин I категории.

Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МС общеобразовательного и профессионального цикла

Протокол №_____ от «____» ___________20___ г.

Председатель __________/______________/                

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

Согласуется с предприятием – социальным партнером училища

__________________/________________________

              должность, место работы                                           от «____» ____________20___ г. 

Рецензенты: 1. _________________,

                                  (ФИО, роспись)

                      2. _________________,

                                   (ФИО, роспись)

        

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО     МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

13

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

16


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир входящей в состав укрупненной группы профессий 38.00.00 Экономика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1 Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2 Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3 Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4 Оформлять документы по кассовым операциям.

ПК 3.5Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

     Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: продавец, кассир-контролер. Опыт работы не требуется.

Данная программа реализуется в I семестре 2021 г.

 

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  1. эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей;

уметь:

  1. осуществлять подготовку ККТ различных видов;
  1. работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
  1. устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
  1. распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
  1. осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
  1. оформлять документы по кассовым операциям;
  1. соблюдать правила техники безопасности;

знать:

  1. документы, регламентирующие применение ККТ;
  1. правила расчетов и обслуживания покупателей;
  1. типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
  1. классификацию устройства ККТ;
  1. основные режимы ККТ;
  1. особенности технического обслуживания ККТ;
  1. признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
  1. правила оформления документов по кассовым операциям

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего – 376 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 160 часов,

включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 110 часов;

внеаудиторной работы обучающихся – 50 часов;

учебной практики -72 часа;

производственной практики – 144 часов.

1.4. Обоснование вариативной части

На основании участия работодателей в процедуре анкетирования, разработанной для выявления тех умений, знаний и практического опыта, которыми должны обладать рабочие профессии «Продавец, контролер – кассир»  занятых у работодателей и социальных партнёров было разработано распределение объёма часов, отведённого на вариативную часть и согласовано с представителями работодателя, рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного и профессионального цикла, что подтверждается протоколом (протокол №1 от 31.08.2021г.) Максимальное количество часов- 16.

 

 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК3. 1

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК3. 2

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК3. 3

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4

Оформлять документы по кассовым операциям.

ПК 3.5

Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3 

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4 

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5 

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ И РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

3.1 Тематический план профессионального модуля

Код профессиональных компетенций

Наименования разделов

профессионального модуля

Всего часов(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная

аудиторная

учебная нагрузка

обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная

часов

Производственная

часов

Всего,

часов

вт. ч. практические

занятия,  часов

Лекции

(часов)

Всего,

часов

вт. ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК

3.1-3.5.

ОК 1-8

Раздел 1 Работа и эксплуатация контрольно-кассовой  техники

160

110

56

54

50

-

ПК

3.1-3.5.

ОК 1-8

УП 03.01. Учебная практика

72

72

ПП 03.01. Производственная  практика

144

144

Всего:

376

110

56

54

50

-

72

144

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ. 03 Работа на контрольно –кассовой технике и расчеты с покупателями 

376

Раздел 1 Работа и эксплуатация контрольно-кассовой техники

МДК 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники

110/50

Тема 1.1

Правила эксплуатации контрольно –кассовой техники и выполнение расчетных операций с покупателями

Содержание

6

2

1.

Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением. Перечень контрольно-кассовых машин и терминалов, применяемых в торговле. Правила безопасности труда при работе с кассовым оборудованием. Назначение, классификация, маркировка ККТ.

2

2

2

2

 Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин и терминалов, устранение простейших неисправностей в процессе работы. Организация ремонта контрольно-кассовых машин, терминалов.

3

 Принципы устройства, режимы работы ККТ. Режим передачи фискальных данных ОФД (вариативная часть)

Практические занятия

6

3

№1

 Составить отчет о правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин

         2

№2

Составить отчет об организации труда на рабочем месте кассира-контролера

2

№3

Устранить простейшие неисправности  кассовых машин

2

Содержание

4

2

1.

Назначение, основные устройства, клавиатура ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К»

Основные режимы работы ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К». Кассовый режим ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К»

2

2

2

Отчеты на ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К»                                                                     Реквизиты чеков, отчетов и контрольной ленты ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К»

Практические занятия

8

3

№4

Распознать основные устройства и клавиш ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К»

Расшифровать информации индикатора ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К»

№5

Осуществлять подготовку  ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К» к работе.

№6

Получить различные чеки, получить различные отчеты ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К». Изучить  реквизиты  чеков, отчетов и контрольной ленты ККМ «Ока102Ф», «Ока 102К»

№7

Осуществлять заключительные операции  при работе на ККМ «Ока 102Ф», «Ока 102К»

 

Содержание

6

2

2

2

1.

Назначение, основные устройства, клавиатуры ККМ «Меркурий»                                    Основные режимы работы ККМ « Меркурий-115», «Меркурий-130»

2

2

Основные режимы работы ККМ «Меркурий-115», «Меркурий-130» по передаче фискальных данных ОФД   (вариативная часть)

3

 Кассовый режим ККМ по передаче фискальных данных ОФД   (вариативная часть)

Практические занятия

8

3

№8

Распознавать основные устройств и клавиш ККМ «Меркурий»  

Расшифровка информации индикатора ККМ «Меркурий115                                                                                                                              

2

2

2

№9

 Осуществлять подготовку  ККМ « Меркурий-115», «Меркурий-130» к работе

№10

Получение различных чеков ККМ Получение различных отчетов ККМ

Изучение реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты ККМ

№11

Осуществлять заключительные операции  при работе на ККМ « Меркурий-115», «Меркурий-130»

2

Содержание

8

2

1

Основные режимы работы POS-терминала.  Клавиатура.

Режимы работы POS- терминала.

2

2

2

2

2

Начало работы на POS- терминале, режим регистрации. Реквизиты чеков, отчетов и контрольной ленты.

3

Работа в режиме «касса» POS- терминала. Реквизиты чеков, отчетов и контрольной ленты. Завершение работы на POS- терминале.

4

Работа в режиме «администратор» POS- терминала.(вариативная часть)

Практические занятия

8

3

№12

Читать информации на мониторе POS- терминала.

Подготовить POS- терминал к работе

2

2

2

2

№13

Получить различные чеки на POS- терминале.

№14

Получить различные отчеты на POS- терминале.

№15

Завершить работу на POS- терминале.

Тема 1.2

Организация контроля качества товарно-денежных средств

14

Содержание

10

1

Этапы процесса торгового обслуживания.

Порядок расчета с покупателями

2

2

2

2

2

2

Признаки платежеспособности государственных денежных знаков.

3

Порядок получения, хранения и выдачи денежных средств.

4

Организация рабочего места кассира, правила ухода за ККМ и терминалами. Должностная инструкция контролера-кассира

Практические занятия

4

№16

Определить платежеспособность государственных денежных знаков.

2

2

№17

Проанализировать отличительные признаки платежных средств безналичного расчета (пластиковые карты и др.)

Контрольная работа №1

2

3

Домашняя самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания, систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к контрольным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, указаний работы с тест – билетами

3

Внеаудиторная самостоятельная работа при изучении раздела 1. 

1. Изучить         Основные устройства контрольно-кассовой техники.

2.        Проанализировать       Основные режимы работы контрольно-кассовой техники.

3.        Изучить       Схема получения чеков на контрольно-кассовой технике.

4.Изучить         Схема получения отчетов.

5.        Изучить реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты ККТ.

6.        Выполнить    Начало и завершение смены на ККТ.

Сделать сообщение о применяемых ККМ в маг. Г Зверево

Подготовить доклад о современных ККМ и их преимуществах

Подготовить доклад о ККМ для магазинов, работающих по методу самообслуживания.

Подготовить сообщение о эффективности применения сканеров при обслуживании покупателей

Подготовить сообщение о психологии обслуживания различных типов личности покупателей

Изучить приемы обслуживания покупателей при различных формах обслуживания

24

Тема 1.3 Проверка качества и количества продаваемых товаров, качества упаковки, наличие маркировки, правильности цен на товары и услуги

16

2

Содержание

8

1  

Качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги. Штриховое кодирование товара.

2

                               2

3

2

Организация рабочего места кассира, правила ухода за ККМ и терминалами. (вариативная часть)

2

3

Правила торговли. Закон РФ о защите прав потребителей

2

 4

Потребительская стоимость. Классификация товаров. Ассортимент товаров

2

Практические занятия

8

№18

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги

2

№19

Заполнить: товарную накладную; расходную накладную.

2

№ 20

Изучить психологические особенности обслуживания покупателей.

2

№ 21

Решение профессиональных задач по Закону РФ «О защите прав потребителей»

2

Тема 1.4

Оформление документов по кассовым операциям

Содержание

6

1

Наличные и безналичные расчеты. Кассовая дисциплина. Кассовые ордера. Учет движения денежных средств, сдача денег в банк.  Идентификация банкнот.

2

2

2

2

2

Книга кассира и книга кассира-операциониста.

3

Кассовый отчет. (вариативная часть)

Практические занятия

10

3

№22

Оформить: приходный ордер; расходный ордер.

2

2

2

2

№23

Оформить: препроводительная ведомость.

Составить и произвести таксировку покупюрной описи.

№24

Составить кассовый отчет(вариативная часть)

№25

Заполнить книгу кассира-операциониста(вариативная часть)

№26

Заполнить: форма акта о возврате денежных сумм по неиспользованным кассовым чекам

2

Тема 1.5

Контроль сохранности товарно-материальных ценностей

10

2

Содержание

6

1

Виды и формы материальной ответственности. Акт снятия кассы. Инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежных средств.

2

2

Материальная ответственность.  Товарно-материальные ценности и денежные средства. (вариативная часть)

2

Практические занятия

4

3

№27

Заполнить договор о материальной ответственности.                                  

.2

№28

Заполнить инвентаризационную опись. Акт снятия кассы.

2

Дифференцированный зачет

2

3

Домашняя самостоятельная работа при изучении раздела 1.1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

3

   Внеаудиторная самостоятельная работа по темам 1.4—1.5. Изучить:

        Реквизиты и порядок заполнения кассового отчета.

        Реквизиты и порядок заполнения книги кассира.

        Реквизиты и порядок заполнения журнала кассира- операциониста.

        Реквизиты и порядок заполнения приходного кассового ордера.

Реквизиты и порядок заполнения расходного кассового ордера.

        Реквизиты и порядок заполнения договора о материальной ответственности. (вариативная часть)

Изучить порядок сдачи денежных средств в банк инкассаторам, платежным поручением (вариативная часть)

Подготовить сообщение об оплате наличными денежными средствами за товар (вариативная часть)

26

Учебная практика

Виды работ:

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.                                                                                                             Оформлять документы по кассовым операциям.

Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей

72

Производственная практика.

Виды работ:

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями                                                                                                                                                              Проверять платежеспособность государственных знаков.

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

Оформление документов по кассовым операциям.

 Осуществлять контроль сохранности товароматериальных ценностей.

144

Всего

376

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы модуля имеется в наличии учебный кабинет:

  1. Организации и технологии розничной торговли;

 Лаборатория:

  1. торгово-технологического оборудования;
  1. учебный магазин.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов «Организации и технологии розничной торговли»,

  1. автоматизированное рабочее место преподавателя;
  1. посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
  1. комплект приспособлений;
  1. наглядные пособия;

Технические средства обучения:

  1. компьютер с лицензионным программным обеспечением:
  1. телевизор;
  1. микрокалькуляторы.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест лаборатории:

  1. автоматизированное рабочее место преподавателя;
  1. рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся);
  1. различные модели контрольно-кассовых машин
  1. POS- терминал
  1. комплект учебно-методической документации
  1. микрокалькуляторы.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест учебного магазина:

  1. торговое оборудование (прилавки, витрины, стеллажи, кассовая кабина);
  1. кассовые машины; POS- терминал;
  1. натуральные образцы и муляжи товаров;
  1. микрокалькуляторы;
  1. денежные купюры
  1. упаковочный материал.

   Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест в условиях реального производства:

  1. торговое оборудование (прилавки, витрины, стеллажи, оборудованное место кассира);
  1. кассовая машина; POS- терминал;
  1. микрокалькулятор, инструментарий;
  1. денежные купюры; детектор денежных купюр;
  1. продовольственные и непродовольственные товары;
  1. упаковочный материал, кассовая лента;
  1. бланки кассовой документации.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Н.В. Яковенко «Кассир торгового зала», учебное пособие для начального профессионального образования, Москва, Издательский центр «Академия», 2007 г

Дополнительные источники:

  1. Т.Р. Парфентьева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова «Оборудование торговых предприятий», учебник для начального профессионального образования, Москва, Издательский центр «Академия», 2008 г
  2.  Рабочая тетрадь. Л.И. Никитченко «Оборудование торговых предприятий», рабочая тетрадь для начального профессионального образования, Москва, Издательский центр «Академия», 2008 г
  3. Л.И. Никитченко «Контрольно-кассовые машины» учебное пособие для профессионального образования, Москва, Издательский центр «Академия», 2015 г
  4. «О защите прав потребителей» (Федеральный закон от 21.12.2004 г от 171-ФЗ)
  5. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных   расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (Федеральный закон от 22.05.2003 г № 54-ФЗ)
  6. Правила торговли (сборник законодательных и нормативных документов)
  7. Ф.Д. Фатыхов, А.Н. Белехов «Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производства, в малом бизнесе и быту», Москва, Издательский центр «Академия», 2006 г

Интернет-ресурсы:

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». http://www.cons-plus.ru/systems/

Сайты «Оборудование для торговых предприятий, супермаркетов»

http://www.cash-mashine.ru/

http://www.v-magazin.ru/

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

В целях реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Для активизации познавательной деятельности обучающихся и развития их творческого мышления преподавателю рекомендуется применять различные методы современного обучения, использовать наглядные пособия, плакаты и технические средства обучения; организовывать групповые и индивидуальные методы и формы работы, практические задания и расчеты. При работе над темами самостоятельной подготовки обучающимся оказываются консультации. При выполнении заданий обучающиеся должны пользоваться учебной и дополнительной литературой. Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» является освоение учебной практики по работе на ККТ, соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники, проверка платежеспособности денежных средств, проверка качества и количества продаваемых товаров, оформления документов по кассовым операциям для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля ПМ.03

Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать изучение учебных дисциплин общепрофессионального цикла – Основы бухгалтерского учета, Организация и технология розничной торговли, Основы делового этикета, Безопасность жизнедеятельности.

В рабочей программе профессионального модуля сформулированы требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям.

Контроль знаний и умений проводится в форме текущей и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в форме тестовых заданий, устного опроса, практических заданий.

Промежуточная аттестация проводится:

- по МДК03.01 в форме дифференцированного зачета,

- по УП – дифференцированный зачет,

- по ПП –зачет.

Промежуточная аттестация обучающихся по изучению ПМ.03 «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» в форме экзамена (квалификационного).

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация профессионального модуля ПМ.03 «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающихся профессионального цикла.

Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых знаний, умений и практических навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.

Промежуточный контроль завершается в форме экзамена квалификационного по профессиональному модулю, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии входят представители общественных организаций и объединений работодателей.

Формы и методы промежуточного контроля по профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев до начала экзамена квалификационного.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля по профессиональному модулю создаётся фонд -  оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя контрольно-оценочные средства, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ПК 3.1

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники ККТ и выполнять расчетные операции с покупателями

- соблюдение ТБ при выполнении работ по подготовке к эксплуатации ККТ;

-точность диагностики и правильное устранение простейших неисправностей ККТ;

- правильность выбора режима работы ККТ                                    

 - подготовка ККТ различных типов к работе;

- демонстрация навыков получения чеков и отчетов на ККТ;

- завершение работы на ККТ.

- демонстрация навыков правильной эксплуатации контрольно-кассовой техники;

Текущий контроль: устный опрос,

оценка практической работы №1-10.

Наблюдение и оценка выполнения практического задания.

Рубежный контроль:

Контрольная работа №1

Промежуточный контроль

ДЗ/ МДК, ДЗ/УП                  Экзамен (квалификационный)

-

ПК3.2 Проверять платежеспособность государственных денежных знаков

- точность и скорость диагностики подлинность денежных купюр;

- демонстрация порядка расчетов с покупателями в узле расчета;

- демонстрация навыка получения, хранения и выдачи денежных средств

Текущий контроль: устный опрос,

оценка практической работы №11-12

Наблюдение и оценка выполнения практического задания.

Рубежный контроль:

Контрольная работа №1

Промежуточный контроль

ДЗ/ МДК, ДЗ/УП

Экзамен (квалификационный)

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

- скорость и техничность проверки качества и количества продаваемых товаров, качества упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги

Текущий контроль: устный опрос,

оценка практической работы №13-14

Наблюдение и оценка выполнения практического задания на УП

Рубежный контроль:

Контрольная работа №1

Промежуточный контроль

ДЗ/ МДК, ДЗ/УП

Экзамен (квалификационный

ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.

- точность и грамотность заполнения кассовых ордеров;

- точность и грамотность заполнения книги кассира и книги кассира-операциониста;

- точность и грамотность заполнения кассового отчета;

- демонстрация навыка сдачи денег в банк.

Текущий контроль: устный опрос,

оценка практической работы №15-18

Наблюдение и оценка выполнения практического задания на УП

Рубежный контроль:

Контрольная работа №1

Промежуточный контроль

ДЗ/ МДК, ДЗ/УП

Экзамен (квалификационный

ПК 3.5 Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей

- демонстрация навыка проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств;

- точность и грамотность заполнения акта снятия кассы.

Текущий контроль: устный опрос,

оценка практической работы №19-20

Наблюдение и оценка выполнения практического задания на УП

Рубежный контроль:

Контрольная работа №1

Промежуточный контроль

ДЗ/ МДК, ДЗ/УП, ДЗ /ПП

Экзамен (квалификационный

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений (таблица).

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Представляет актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить.

Определяет алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

Объясняет сущность и/или значимость социальную значимость будущей профессии.

Анализирует задачу профессии.

Наблюдение, оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике, квалификационном экзамене и Государственной (итоговой) аттестации; интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Представляет содержание актуальной нормативно-правовой документации

Определяет возможные траектории профессиональной деятельности

Проводит планирование профессиональной деятельность.

Наблюдение, оценка деятельности на практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Распознает рабочую проблемную ситуацию в различных контекстах.

Определяет основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном контексте.

Устанавливает способы текущего и итогового контроля профессиональной деятельности.

Намечает методы оценки и коррекции собственной профессиональной деятельности.

Создает структуру плана решения задач по коррекции собственной деятельности.

Представляет порядок оценки результатов решения задач собственной профессиональной деятельности.

Оценивает результат своих действий (самостоятельно или с помощью наставника

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Наблюдение, оценка деятельности на практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Анализирует планирование процесса поиска.

Формулирует задачи поиска информации

Устанавливает приемы структурирования информации.

Определяет номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности.

Определяет необходимые источники информации.

Систематизировать получаемую информацию.

Выявляет наиболее значимое в перечне информации.

Составляет форму результатов поиска информации. Оценивает практическую значимость результатов поиска

Наблюдение, оценка деятельности на практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Определяет современные средства и устройства информатизации.

Устанавливает порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности.

Выбирает средства информационных технологий для решения профессиональных задач.

Определяет современное программное обеспечение.

Применяет средства информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности

оценка эффективности работы обучающегося с прикладным программным обеспечением

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

-Описывает психологию коллектива.

Определяет индивидуальные свойства личности.

Представляет основы проектной деятельности

Устанавливает связь в деловом общении с коллегами, руководством, клиентами.  

Участвует в работе

коллектива и команды

для эффективного решения деловых задач.

Проводит планирование профессиональной деятельности;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы Наблюдение, оценка деятельности на практических занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

соблюдение правил реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами;

- соблюдение Правил продажи товаров при выполнении профессиональных задач

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

-формирование основ начальной военной подготовки;

-применение профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности

Участие в мероприятиях спортивного плана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями. Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03. Выполнение работ по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»

Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО190631 Техническое обслуживание и ремонт авто...

Рабочая программа профессионального модуля 06 "Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих".

Рабочая программа профессионального модуля 06  Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих / Сост. Демченко Н.И., Касаткина Н.В. –Брянск:  Мичуринский фи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01 УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА По профессии 23.01.03 (190631.01) Автомеханик

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» является частью ППКРС в соответствии с ФГОС по профессии СПО 190631.01 Автомеханик....

рабочая программа учебной практики ПМ.03 "Работа на контрольно - кассовой технике и расчеты с покупателями"

рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ.03 "Работа на контрольно - кассовой технике и расчеты с покупателями"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 17755 Раскряжевщик 12928 Контролер Лесозаготовительного производства и лесосплав

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих17755 Раскряжевщик12928 Контролер Лесозаготовительного производства и лес...

Рабочая программа профессионального модуля 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

Рабочая программа профессионального модуля 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» разработана на основе Федеральног...