РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdk_03.01_10_mes.docx | 76.81 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Седельниковское училище №65»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями
название профессионального модуля
подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии
38.01.01. Продавец, контролёр-кассир
Квалификация: Продавец непродовольственных товаров 4 разряда.
Продавец продовольственных товаров 3-4 разряда.
Кассир торгового зала 2-3 разряда.
Форма обучения: очно.
Нормативный срок обучения: 10 месяцев.
На базе среднего общего образования.
Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический.
2014 г.
Рабочая программа профессионального модуля
ПМ.03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Учебного плана по профессии 38.01.02. Продавец, контролер-кассир; Рекомендаций БПОУ «Седельниковское училище №65» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОССПО.
2014 г.
Организация-разработчик:
БПОУ «Седельниковское училище №65»
Разработчик:
Морозова М.В., мастер производственного обучения БПОУ «Седельниковское училище №65»
Рекомендована ___________________________________________________________
Заключение № ___________ от «____» _______________20___ г.
номер
Согласовано: на заседании
методической комиссии
протокол №____
от «___» ___________20___г.
Рассмотрено, утверждено на заседании
педагогического совета
протокол №____
от «___» ___________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. 4 6 7 17 19 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролер-кассир в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Эксплуатация контрольно- кассовой техники и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
- Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
- Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
- Оформлять документы по кассовым операциям.
- Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
Программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сферы обслуживания при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работыне требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- эксплуатацииконтрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей;
уметь:
- осуществлять подготовку ККТ различных видов;
- работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
- устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
- распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
- осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
- оформлять документы по кассовым операциям;
- соблюдать правила техники безопасности;
знать:
- документы, регламентирующие применение ККТ;
- правила расчетов и обслуживания покупателей;
- типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
- классификацию устройства ККТ;
- основные режимы ККТ;
- особенности технического обслуживания ККТ;
- признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
- правила оформления документов по кассовым операциям
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего –276 ч., в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –144часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –96 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 48часов.
Учебной и производственной практики – 180 часов (из них учебная практика- 108 часа, ПП-72 часа).
ЛПЗ по модулю –58 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. |
ПК 3.2. | Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. |
ПК 3.3. | Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги. |
ПК 3.4. | Оформлять документы по кассовым операциям. |
ПК 3.5. | Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. |
ОК 8. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля: ПМ 03. Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности),** часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., работа (индив. проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 3.1 - 3.5 | МДК. 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники. | 276 | 96 | 58 | - | 48 | - | 108 | 72 |
1. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ). | 140 | 50 | 34 | - | 8 | - | 72 | 18 | |
2. Платежеспособность денежных знаков. | 20 | 14 | 8 | - | 8 | - | - | 6 | |
3. Способы расчета с покупателями. | 34 | 10 | 8 | - | 8 | - | 12 | 12 | |
4. Кассовые операции. | 46 | 10 | 6 | - | 8 | - | 18 | 18 | |
5. Организация торгово-технологичекого процесса на торговых предприятиях. | 10 | 4 | - | - | 8 | - | - | 6 | |
6. Контроль сохранности товарно-материальных ценностей. | 24 | 6 | 2 | - | 8 | - | 6 | 12 | |
Дифференцированный зачет | 2 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Торговли и общественного питания» и лаборатории «Учебный магазин».
Оборудование учебного кабинета «Торговли и общественного питания»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- комплект бланков документов учета кассовых операций.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. «Учебный магазин»
посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия;
- весы и весоизмерительное оборудование;
- контрольно-кассовая техника;
- торговый инвентарь;
- торговая мебель: стеллажи, витрины, пристенная горка;
- счетный инвентарь: счеты конторские, микрокалькуляторы.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, в конце изучения профессионального модуля.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники
- Парфентьева Т.Р. и др., Оборудование торговых предприятий, - М.:ИРПО; «Академия», 2000.
Справочники:
1. Правила торговли, составитель М.Н. Сафонов. – М. : ИНФРА- М, 1997.
Учебные пособия:
- Голубкина Т.С., Торговые вычисления: учеб. Пособия для нач. проф. Образования.- М.: ПрофОбрИздат, 2002.
- Никитченко Л.И., Контрольно-кассовые машины:учеб. Пособие для нач. проф. Образования.-М.:Издательский центр «Академия», 2002
- Яковенко Н.В. , Кассир торгового зала – М.: «Академия», 2009.
Отечественные журналы:
- Мастер продаж.
- Новости торговли.
- Рекламные технологии.
- Российская торговля.
- Современная торговля.
- Управление магазином.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике по профессии в рамках профессионального модуля Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями» и профессии « Продавец, контролер- кассир».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы деловой культуры»; «Основы бухгалтерского учета»; «Организация и технология розничной торговли»; «Санитария и гигиена»; «Торговые вычисления»; «Творчество в профессии».
Мастера: наличие 3-4 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. |
| Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных и практических занятий. Экзамен по МДК 03.01 «Эксплуатация ККТ» Зачет по УП. 03 |
Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. |
| |
Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги. |
| |
Оформлять документы по кассовым операциям. |
| |
Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. |
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированностьпрофессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
| |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
| |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
| |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
| |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
| |
Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. |
| |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
|
Рецензия
на рабочую учебную программу
профессионального модуля «Работа на контрольно-кассовой технике и расчёты с покупателями»
Разработчики:
преподаватель БОУ НПО ПУ№47 Берсенёва Н.В.
методист БОУ НПО ПУ№47 Цыбизова Л.А.
мастер производственного обучения БОУ НПО ПУ№47 Берсенёва Н.В.
товаровед ИП «Липатов В.А.» Гоман И.В.
продавец ИП «Липатов В.А.» Тамбовцева Т.А.
Данная учебная программа составлена в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер- кассир.
Профессиональный модуль в объёме 186 часов входит в профессиональный цикл.
Рабочая учебная программа профессионального модуля содержит титульный лист, паспорт, результаты освоения, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля (ВПД).
Область применения рабочей учебной программы, соответствует профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер- кассир
профессиям рабочих: 17353 Продавец продовольственных товаров
17351 Продавец непродовольственных товаров
12721 Кассир торгового зала
Место профессионального модуля в структуре ОПОП, формулировка наименования вида профессиональной деятельности (ВПД), перечень профессиональных компетенций (ПК) соответствуют ФГОС по данной профессии. Требования к практическому опыту, умениям и знаниям конкретизируют требования ФГОС. Количество часов достаточно для освоения указанного содержания программы.
Результаты освоения профессионального модуля соответствуют виду профессиональной деятельности, в том числе профессиональным и общим компетенциям. Структура программы профессионального модуля соответствует принципу единства теоретического и практического обучения. Разделы и темы программы профессионального модуля выделены дидактически целесообразно. Соотношение учебной и производственной практики, выбор комбинированного проведения практики дидактически целесообразны. Содержание практики соответствует требованиям к практическому опыту. Содержание учебного материала соответствует требования к знаниям и умениям. Объем времени достаточен для освоения указанного содержания учебного материала. Объём и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствуют требованиям к знаниям и умениям. Тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно. Содержание программы профессионального модуля обеспечивает формирование необходимых общих и профессиональных компетенций.
Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.), перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов лабораторных и практических занятий, междисциплинарной подготовки, учебной практики, предусмотренных программой профессионального модуля. Перечень основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники. Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны. Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы модуля. Общие требования к организации образовательного процесса соответствуют модульно-компетентностному подходу.
Основные показатели оценки результатов обучения позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих ПК и ОК. Наименование форм и методов контроля и оценки ПК и ОК точно и однозначно описывает процедуру аттестации. Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность ПК и ОК.
Данную рабочую учебную программу рекомендую к применению.
Методист
БОУ НПО ПУ№47 Л.А. Цыбизова
Рецензия
на рабочую учебную программу
профессионального модуля
«Работа на контрольно-кассовой технике
и расчёты с покупателями»
Данная рабочая учебная программа предназначена для обучающихся по профессии НПО « Продавец, контролер- кассир».
Программа разработана в соответствии с квалификационной характеристикой для рабочей профессии: кассир торгового зала (2 разряд) и с учетом требований, предъявляемых работодателем.
Указанные в программе требования к практическому опыту, умениям и знаниям обучающихся соответствуют профессиональным критериям рабочего по данной профессии.
Содержание программы профессионального модуля и объём времени (186 часов) на теоретическую подготовку, лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практики, позволяет подготовить выпускника, способного выполнять все виды работ соответствующего уровня квалификации при работе на контрольно-кассовой технике и расчётах с покупателями. Темы для самостоятельной работы обучающихся (22 часа) разработаны с учётом современных правил эксплуатации контрольно-кассовой техники и выполнения расчётных операций с покупателями, способствуют глубокому изучению тем программы.
Материально-техническое обеспечение учебного кабинета «Организация и технология розничной торговли», лаборатории «Учебный магазин» позволяют повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда. Учебники, учебные пособия и др. дополнительная литература, указанные в программе актуальны и современны.
Формы и методы контроля результатов обучения позволят оценить уровень освоенных профессиональных компетенций при работе на контрольно-кассовой технике и расчётах с покупателями.
Рабочая учебная программа достаточно продумана, обеспечивает приобретение выпускником комплекса специальных знаний, умений и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Рецензент.
[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля "Работа контрольно-кассовой технике и расчеты покупателей"
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего образования (СПО)/ профессиям наПримерная программа ...
Рабочая программа по МДК.03.01 Эксплуатация контрольно-кассовой техники по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Рабочая программа по МДК.03.01 Эксплуатация контрольно-кассовой техники по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир на 96 часов обязательной аудиторной нагрузки....
Рабочая программа профессионального модуля "Выполнение работ по рабочей профессии кассира"
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл...
Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»
Аннотация к рабочей программе профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (для специальностей СПО)»...
Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарная безопасность
Рабочая программа профессионального модуляПМ.01 Организация службы пожаротушения и проведения работ по рушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. по специальности 20.02.03 Пожарна...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями по профессии СПО
Программа данного модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям р...
Рабочая программа профессионального модуля Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 13321"Лаборант химического анализа" по специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
В рабочей программе профессионального модуля представлены тематический план и содержание ПМ для МДК 04.01. "Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования" на ...