Лекции по МДК 04.01. Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
план-конспект занятия
Лекция1. Тема: Нормативные документы и профессиональные термины, используемые при монтаже и эксплуатации СВК. Основы термодинамики, теории теплообмена, кондиционирования. Сборочные чертежи, условные обозначения. Принцип действия и устройство СВК, ТНУ. Охрана труда и окружающей среды при ремонте СВК.
Лекция 2. Тема: Режимы функционирования СВК, порядок пуска и остановки. Методы дефектации деталей, сборочных узлов СВК. Дефектные ведомости. Технология ремонта, монтажа и пуско-наладки СВК.
Лекция 3. Тема: Правила заполнения журнала эксплуатации и технического обслуживания СВК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya1.docx | 250.41 КБ |
lektsiya2.docx | 32.73 КБ |
lektsiya_3.docx | 75.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция1. Тема: Нормативные документы и профессиональные термины, используемые при монтаже и эксплуатации СВК. Основы термодинамики, теории теплообмена, кондиционирования. Сборочные чертежи, условные обозначения. Принцип действия и устройство СВК, ТНУ. Охрана труда и окружающей среды при ремонте СВК.
Основными нормативными документами относящимся к монтажу, пусконаладке, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем СВК является:
- СП 336.1325800.2017 «Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации»;
- «Рекомендации по испытанию и наладке систем вентиляции и кондиционирования воздуха»;
- ГОСТ Р ЕН 13779-2007 «Вентиляция в нежилых зданиях. Технические требования к системам вентиляции и кондиционирования»;
- СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"
Термины:
Вентиляция - организация естественного или искусственного обмена воздуха в помещениях для удаления избытков теплоты, влаги, вредных и других веществ с целью обеспечения допустимого микроклимата и качества воздуха в обслуживаемой или рабочей зонах.
Кондиционирование воздуха – автоматическое поддержание в закрытых помещениях всех или отдельных параметров воздуха (температуры, относительной влажности, чистоты, скорости движения и качества) с целью обеспечения оптимальных метеорологических условий, наиболее благоприятных для самочувствия людей, ведения технологического процесса, обеспечения сохранности ценностей.
Вентиляционная камера- специальное помещение для размещения приточных и вытяжных установок.
Вытяжные системы вентиляции - системы вентиляции, удаляющие загрязненный воздух из помещений.
Нормальная эксплуатация- эксплуатация строительного объекта в соответствии с условиями, предусмотренными в строительных нормах или задании на проектирование, включая соответствующее техническое обслуживание, капитальный ремонт и реконструкцию.
Расчетный срок службы - установленный в строительных нормах или в задании на проектирование период использования строительного объекта по назначению до капитального ремонта и (или) реконструкции с предусмотренным техническим обслуживанием. Расчетный срок службы отсчитывается от начала эксплуатации объекта или возобновления его эксплуатации после капитального ремонта или реконструкции.
Специализированная организация- физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений.
Техническое обслуживание (ТО) - комплекс мероприятий профилактического характера по поддержанию исправности и работоспособности систем вентиляции и кондиционирования воздуха, проводимых систематически, принудительно через установленные периоды времени.
Основы термодинамики, теории теплообмена, кондиционирования.
1.Термодинамика может быть определена как наука о методах исследования наиболее общих свойств материальных тел, проявляющихся в процессах преобразования одного вида движения материи в другой. Термодинамика занимается изучением физических процессов в макроскопических системах, т.е. в телах, содержащих огромное число микрочастиц.
Термодинамический метод не опирается ни на какие модельные представления о структуре вещества, задачей метода является установление связей между непосредственно наблюдаемыми, измеряемыми в опытах величинами, т.е. термодинамика является дедуктивной наукой, идущей от общего к частному.
В основе термодинамики лежит один из наиболее общих законов природы — закон сохранения и превращения энергии, выраженный в специфической, присущей только термодинамике форме — в форме уравнения первого начала термодинамики, что позволяет установить непосредственную связь между физическими величинами, характеризующими влияние разнородных воздействий на объект исследования: на материальное тело или на некоторую систему, в которой происходят процессы, подлежащие изучению.
Вторым законом, также лежащим в основе термодинамики, является закон одностороннего развития естественных (самопроизвольных) процессов, протекающих в макрообъемах веществ.
Термодинамическая система — это тело или совокупность тел, свойства которых являются объектом исследования. Все тела, находящиеся вне границ рассматриваемого тела или их совокупности, называют окружающей средой. Система, которая не может обмениваться энергией с окружающей средой, называется энергетически изолированной. Если же система не может обмениваться лишь теплотой, она называется адиабатно изолированной. Под влиянием различного рода энергетических воздействий окружающей среды в термодинамической системе происходит изменение термодинамического состояния тел, например температуры, давления и др., т.е. происходит термодинамический процесс. Энергия системы Е изменяется на величину ∆Е за счет воздействий σi (тепловых, электрических, механических и т.д.). Тогда по закону сохранения и превращения энергии.
При элементарном акте взаимодействия между системой и окружающей средой энергия системы изменится на бесконечно малую величину
2. Теория теплопередачи рассматривает процессы передачи тепла из одной части пространства в другую.
Процесс теплообмена наблюдается тогда, когда тепло передается от одного, более нагретого тела, к другому, менее нагретому. Поток энергии, передаваемый частицами более нагретого тела частицам менее нагретого, называется тепловым потоком. Таким образом, для того чтобы происходил процесс передачи тепла от одного тела к другому, совершенно необходима разность температур тел, участвующих в теплообмене. Следовательно, тепловой поток всегда направлен в сторону меньших температур и, являясь величиной векторной, характеризуется не только абсолютной величиной, но и направлением.
Температура, являясь величиной скалярной, не зависит от направления и характеризуется лишь абсолютной величиной. Температура характеризует степень нагретости тела и измеряется в градусах стоградусной или абсолютной температурной шкалы.
Процесс передачи тепла развивается как во времени, так и в пространстве. Практически часто бывает необходимо знать температуру в различных точках изучаемого пространства в один и тот же момент времени. Подобное распределение температур называется полем температур или температурным полем.
Виды и основные законы процесса теплообмена.
Различают три основных вида передачи тепла: конвекцию, теплопроводность, тепловое излучение.
Конвективным теплообменом называют такой процесс, когда движущаяся жидкость или газ переносит тепло из более нагретых областей в менее нагретые. В технике чаще всего рассматривают конвективный теплообмен жидкости или газа с поверхностью твердых тел, при котором тепло транспортируется к поверхности (или от нее) движущимися объемами жидкости или газа. Если нет движения жидкости (газа), то нет и передачи тепла конвекцией.
Теплопроводность — передача тепла от одних частей тела к другим без заметного перемещения частиц. Передача тепла теплопроводностью наиболее характерно осуществляется в гомогенных непрозрачных твердых телах. В металлургической практике процессы передачи тепла теплопроводностью лежат в основе теории и практики нагрева металла. Передача тепла теплопроводностью возможна как при стационарном состоянии, так и при нестационарном. При стационарном состоянии передача тепла от одной точки пространства к другой происходит без изменения их температуры во времени.
При нестационарном состоянии происходит изменение температуры тела во времени, т. е. тело или нагревается, или остывает. При этом его энтальпия или растет, или убывает, причем тело тем быстрее нагревается, чем выше его теплопроводность. Однако на интенсивность изменения энтальпии тела наряду с теплопроводностью тела оказывает влияние и величина теплоемкости тела. Но влияние это обратное. Чем выше теплоемкость тела, тем медленнее оно изменяет энтальпию и температуру. Таким образом, энтальпия тела изменяется тем быстрее, чем выше способность материала проводить тепло, т. е. чем больше коэффициент теплопроводности λ. Вместе с тем скорость изменения энтальпии тела обратно пропорциональна его аккумулирующей способности, которая определяется массовой теплоемкостью ρс. Таким образом, в общем, скорость изменения энтальпии тела определяется соотношением величин λ и ρс, совместное влияние которых на нагрев или охлаждение тела выражается изменением коэффициента температуропроводности а = λ /(ρс) м2/с, имеющим важное значение для нестационарных процессов передачи тепла теплопроводностью.
Природа теплового излучения принципиально отличается от передачи тепла конвекцией и теплопроводностью, при которых переход тепла связан с передачей энергии молекулами, образующими твердую, жидкую или газообразную среду. При тепловом излучении энергия передается электромагнитными волнами определенной длины (инфракрасные лучи). Тепловое излучение возможно даже в вакууме; оно не зависит от температуры окружающей среды.
Сборочные чертежи, условные обозначения.
Условные графические обозначения применяются на всех стадиях проектирования систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и теплохолодоснабжения, а также при монтаже, наладке и эксплуатации указанных систем, т.к. они позволяют передать в графическом виде общую информацию, необходимую при работе с проектом, и облегчить процесс проектирования, изучения и анализа проектов.
Действующая система условного графического обозначения, установленная в ГОСТ 21.206-93 и ГОСТ 21.205-93, не отражает всего многообразия новых элементов и оборудования, широко применяемого в настоящее время. В результате проектные организации и фирмы-производители вынуждены использовать для своих проектов и каталогов индивидуальные условные обозначения, что значительно затрудняет и работу проектировщиков, и использование отечественной и зарубежной климатической техники.
Графические обозначения в стандарте ANSI/ASHRAE Standard 134-2005 в основном относятся к трубопроводам и воздуховодам. Они предназначены для чертежей планов и разрезов и не могут быть использованы для чертежей принципиальных и аксонометрических схем, распространенных в отечественной практике проектирования.
Принцип действия и устройство СВК, ТНУ
Как работает кондиционер
Система работает по принципу замкнутого цикла. Воздух в помещении охлаждается, проходя через теплообменник внутреннего блока, в котором испаряется хладагент. Рассмотрим схему работы устройства поэтапно.
Компрессор, установленный во внешнем блоке, сжимает холодильный агент и в газообразном состоянии из испарителя внутреннего блока нагнетает его в конденсатор.
В конденсаторе фреон охлаждается за счет теплообмена с наружным воздухом и конденсируется. Все это происходит в теплообменнике внешнего блока.
Далее холодильный агент проходит через дросселирующее устройство, где происходит резкое понижение давления и температуры фреона. При этом часть жидкого холодильного агента неизбежно переходит в газообразное состояние.
Холодный фреон поступает в теплообменник внутреннего блока (испаритель), где за счет теплообмена с воздухом из помещения он закипает и переходит из жидкого состояния в газообразное. Воздух же, в свою очередь, охлаждается и поступает в комнату.
Из-за особенности работы кондиционера на испарителе образуются капли воды - конденсат. Обычно при монтаже системы, для отвода конденсата устанавливают отдельную трубку. Она выходит на улицу или в канализацию, чтобы в помещении не было лишней влаги.
Направление выходящего воздуха из внутреннего блока регулируется с помощью специальной шторки и жалюзи по горизонтали и вертикали.
Устройство и принцип функционирования сплит-системы
Основная особенность сплит-системы заключается в том, что испаритель и конденсатор здесь расположены не в одном блоке, а соединены трубками для циркуляции хладагента. Во внешнем блоке установлены следующие элементы:
- дросселирующее устройство;
- конденсатор;
- вентилятор;
- компрессор.
Как правило, внешний блок довольно громко работает, примерно на уровне 45 децибел. Он устанавливается на внешней части стены дома.
Во внутреннем корпусе сплит-системы находится испаритель, электронные схемы, воздушные фильтры.
Внешний и внутренний блоки соединены между собой теплоизолированными трубками из меди.
На рынке представлены модели сплит-систем, которые работают как на охлаждение, так и на нагрев воздуха. В зависимости от модели существует ограничения на работу при минусовой погоде. Обычно инверторные модели способны функционировать до -15 ºC наружного воздуха. Более дорогие модели работают в режиме обогрева помещения при температуре наружного воздуха до -25 ºС.
Охрана труда и окружающей среды при ремонте СВК.
- При обслуживании систем вентиляции и кондиционирования возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
- - повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- - подвижных частей производственного оборудования;
- - повышенной температурой воздуха рабочей зоны;
- - повышенного уровня шума;
- - повышенной запыленности воздуха рабочей зоны;
- - недостаточной освещенности рабочей зоны;
- - расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола).
- Работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.
- При обслуживании вентиляционных установок должны быть соблюдены следующие требования:
- Вентиляционное оборудование может быть пущено в эксплуатацию только при условии ограждения решетками или кожухами приводных ремней, крыльчатки или лопастей, соединительных муфт и других вращающихся частей.
- Площадки, на которых смонтировано вентиляционное оборудование, стационарные лестницы к ним, а также отверстия в перекрытиях должны быть ограждены перилами.
- Воздуховоды, кронштейны под вентиляционное оборудование и аппаратуру, зонты и другие элементы вентиляционных систем на рабочих местах и в проходах должны быть размещены на высоте не менее 1,8 м от уровня пола.
- Все двери вентиляционных камер должны быть постоянно герметично закрыты.
- Крышки люков, подъемные зонты и т.п. должны быть снабжены устройствами для их закрепления в открытом (поднятом) положении.
- На всех кожухах и крышках оборудования, закрывающих контакты с напряжением 42В и выше переменного тока, должен быть нанесен знак электрического напряжения и его величины для предупреждения обслуживающего персонала об опасности поражения электрическим током.
- В случае травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.
Предварительный просмотр:
Лекция 2. Тема: Режимы функционирования СВК, порядок пуска и остановки. Методы дефектации деталей, сборочных узлов СВК. Дефектные ведомости. Технология ремонта, монтажа и пуско-наладки СВК.
Режимы функционирования СВК, порядок пуска и остановки.
При обслуживании СКВ руководствуются фирменными инструкциями, а также действующими Правилами технической эксплуатации судовых систем, вентиляции и кондиционирования воздуха. Система круглогодичного кондиционирования воздуха может работать в трех режимах: летнем, зимнем и вентиляции. СКВ из режима вентиляции в режим тепловлажностной обработки воздуха переводят с учетом нагрева воздуха в вентиляторе и воздухопроводах конкретной данной системы и при такой температуре наружной) воздуха, чтобы в помещениях обеспечивались комфортные условия. Например, СКВ крупного пассажирского судна, в которой нагрев воздуха в вентиляторе и воздухопроводах достигает 7—10°С, переводят в летний режим уже при температуре наружного воздуха 14—15°С; в то же время такая система переводится в зимний режим при относительно низких температурах атмосферного воздуха.
В летний режим СКВ следует вводить в следующем порядке:
- подготовить к пуску холодильную установку. Отметим, что эксплуатация холодильных установок СКВ (пуск, обслуживание, остановка и др.) осуществляется в точном соответствии с Правилами технической эксплуатации судовых холодильных установок и заводской инструкцией; проверить положение воздушных заслонок; включить в работу вытяжные системы вентиляции, параллельная работа которых предусмотрена рабочей инструкцией при пуске СКВ; запускают вентилятор кондиционера. Если компрессор снабжен картерным электронагревателем, включить его за 1 ч до пуска компрессора. Поясним, для чего это необходимо. После остановки компрессора температура в картере ввиду охлаждения греющихся деталей постепенно снижается. Это вызывает весьма интенсивное насыщение масла хладоном, в результате чего уровень раствора в картере повышается из-за образования пены по всему объему раствора. Вследствие этого при пуске компрессора создается реальная опасность срыва всасывания масляного насоса и срабатывания реле контроля смазки на аварийное отключение компрессора. Своевременное включение картерного подогревателя обеспечивает повышение температуры в картере бездействующего компрессора до 20—25°С, в результате чего происходят возгонка хладона из масла и последующий нормальный пуск компрессора. Применяются также постоянно действующие грелки, причем в период работы компрессора их влияние на температуру масла очень невелико (повышение температуры из-за работы грелки не более 1 °С), а во время стоянки машины такая грелка мощностью около 100 Вт обеспечивает нужный небольшой нагрев картера. При отсутствии картерного подогревателя во время длительной стоянки компрессора нагнетательный и всасывающий запорные вентили компрессора следует держать закрытыми, так как в результате возможных пропусков и повышения давления в картере взаимная растворимость масла увеличивается, что приводит к еще большему взбуханию масла.
- Пуск холодильного компрессора производится с открытым нагревательным и закрытым всасывающим вентилями. Включив компрессор, следует медленно и осторожно открывать всасывающий вентиль компрессора. В случае появления в цилиндрах стуков, указывающих на попадание в них жидкого фреона или маслофреоновой смеси, всасывающий вентиль компрессора быстро закрыть. После прекращения стуков в цилиндрах снова медленно и осторожно открыть всасывающий вентиль. Постепенно открыть запорный вентиль на жидкостной линии после конденсатора (ресивера).
Установку вводят в действие, а затем переводят на автоматический режим. При работе СКВ иллюминаторы в обслуживаемых помещениях должны быть закрыты, а решетки на дверях открыты. Давление кипения фреона должно соответствовать таким температурам, при которых исключается образование снеговой «шубы» на поверхности воздухоохладителя, так как нарастающий иней повысил бы аэродинамическое сопротивление, затруднил проход воздуха, ухудшил процесс теплопередачи. Из этого расчета температура кипения фреона to в воздухоохладителе должна быть не ниже О°С, что соответствует избыточному давлению кипения 0,2 МПа для R12 и 0,4 МПа для R22. На давления не ниже указанных настраивают РИД защиты холодильной установки. Из таких же соображений ограничивают снижение температуры рассола, подаваемого в воздухоохладители СКВ. Если не удалось избежать образования снеговой «шубы», иней удаляют временным отключением подачи хладоносителя в воздухоохладитель при работающем вентиляторе. Учитывая то обстоятельство, что воздухоохладитель работает при повышенном давлении кипения фреона, избыточное давление конденсации Pk должно быть не менее 0,6 МПа для R12 и 1,0 МПа для R22. В этом случае разность давлений по обе стороны ТРВ, от которой зависит его производительность, будет достаточной. Давление Pk поддерживают уменьшением подачи охлаждающей воды в конденсатор.
Для определения приблизительного значения температуры, обеспечивающей в жаркое время комфорт в жилых помещениях, можно использовать следующую рекомендованную зависимость между температурами наружного воздуха tнпр и помещения tпом
tпом=0,5tнар+8°С
Например, при tнар= 34 °С в помещении достаточно поддерживать температуру 25 °С.
СКВ переводят в зимний режим при снижении температуры воздуха в жилых помещениях менее 20°С. Перед введением в работу парового воздухонагревателя его следует прогреть в течение 15—20 мин, это выполняется с помощью клапана подачи пара в ВН при открытых кранах продувания на выходе из нагревателя. Если СКВ оборудована водяными воздухонагревателями, следует произвести контрольный пуск теплоносителя во все части системы, включая доводочные воздухонагреватели, и убедиться в отсутствии подтеканий. При рассольном охлаждении воздухоохладителя необходимо слить рассол или пресную воду из системы, чтобы исключить замерзание в сильные морозы.Для перевода СКВ в зимний режим необходимо: подать теплоноситель в воздухонагреватели первого подогрева (ВН1); включить воздухонагреватели второго подогрева (ВН2, ВРД). На судах, где СКВ имеют ВРД, в ряде случаев сначала включают доводочные нагреватели. Это позволяет обитателям повышать температуру воздуха в первую очередь в тех помещениях, для которых характерны относительно большие теплопотери; после проверки положения воздушных заслонок и включения положенных вытяжных систем вентиляции включить вентилятор.
Далее СКВ переводят в автоматический режим и включают увлажнительное устройство.
Вывод установки из рабочего режима осуществляют в обратной последовательности. После выключения паровых воздухонагревателей во избежание замерзания конденсата в них следует открыть краны продувания, вывернуть пробки в нижней части конденсатоотводчиков и спустить конденсат.
Порядок пуска и остановки вентиляционных установок
1. Перед пуском вентиляционных установок дежурный вентиляторщик обязан проверить:
а) плотно ли закрыты все двери, люки и лазы приточных и вытяжных камер, приточных и вытяжных шахт (шибер на воздухоприемном канале должен быть закрыт);
б) хорошо ли завернуты фундаментные болты вентиляторов и электродвигателей, достаточно ли натянуты приводные ремни и плотность посадки закрепляющих гаек и шпонок на вентиляторах;
в) отсутствие посторонних предметов и агрегатах вентиляционных установок (болты, гайки, инструмент и т. п.);
г) находятся ли в своих ячейках фильтры и их исправность, действует ли система подачи и отвода воды в увлажнительных установках и кондиционерах, есть ли напряжение в электросети и нет ли. перерыва в подаче теплоносителя к калориферам;
д) нет ли поврежденных воздуховодов и других элементов воздухопроводящей сети;
е) правильность направления вращения рабочих колес вентиляторов.
2. Пуск установок производить в следующем порядке:
а) открыть вентиль на конденсатопроводе и постепенно открывать вентиль, на паропроводе к калориферам;
б) прикрыть шибер на выхлопном отверстии вентилятора;
в) открыть шибер на воздухоприемном канале (или выхлопном канале на вытяжных установках);
г) проверить пусковые устройства электродвигателя и включить электродвигатель;
д) плавно открывать шибер на выхлопном отверстии вентилятора.
3. Через 5—10 мин. после пуска вентилятора проверить температуру и влажность подаваемого приточного воздуха, и если они на соответствуют инструкции, произвести регулировку системы.
Примечание. Пункты б, г, д относятся также и к пуску вытяжных систем.
4. Остановку вентиляционных агрегатов производить в следующем порядке:
а) отключить электродвигатели вентиляторов;
б) закрыть вентили на паропроводах, спустив воду из калориферов; конденсатопровод оставить открытым;
в) закрыть шибер на воздухоприемном канале (или выхлопном канале на вытяжных установках)
.Методы дефектации деталей, сборочных узлов СВК.
Текущий осмотр основного оборудования СКВ производят каждый раз при смене вахт. В процессе эксплуатации системы ежедневно контролируют температуру и относительную влажность воздуха на входе в кондиционер и на выходе из него, температуру воздуха, поступающего в помещения, и температуры в помещениях. В процессе эксплуатации вентиляторов следует постоянно проверять температуру подшипников электродвигателя и периодически их смазывать. Раз в месяц следует удалять через спускную пробку конденсат, скопившийся в кожухе вентилятора.
Повышенная вибрация и шум при работе вентилятора свидетельствуют о повреждении или износе подшипников, недостатке смазочного масла, плохой балансировке лопастного колеса, ослаблении болтовых соединений вентилятора и т. п.
Не реже одного раза в год производится профилактический ремонт вентилятора, во время которого его осматривают, ремонтируют и очищают рабочее колесо и улитку от грязи.
Обслуживание воздушных фильтров заключается в своевременной и тщательной их очистке. Значительное загрязнение фильтров может привести к нарушению работы СКВ. Загрязнение воздушного фильтра показывает шкала специального прибора — тягонапоромера.
При отсутствии возможности замерять сопротивление фильтра его загрязненность определяют визуально при осмотре не реже одного раза в месяц. Если отсутствует повышенная запыленность, очистку производят после 500 ч работы. На время очистки загрязненных ячеек в корпусе устанавливаются подготовленные запасные фильтры. Фильтр из синтетического материала очищают струей пресной или морской воды с чистой стороны фильтра на запыленную. При значительном загрязнении и замасливании фильтровальный материал промывают теплой водой температурой не более 40 °С с добавлением небольшого количества стирального порошка с последующим промыванием чистой водой. Перед установкой фильтр должен быть тщательно высушен. Кассеты следует укладывать в корпус в том же порядке, как они были установлены до очистки. При этом следует проверить наличие и состояние герметизирующих прокладок, к которым прижимаются кассеты.
Очистку масляных фильтров начинают со встряхивания и постукивания по раме деревянным молотком. Пыль с поверхности сеток сметают металлической щеткой и далее сетки промывают в 10%-ном горячем содовом растворе или, в крайнем случае, водой температурой 70—80 °С. Затем сетки промывают теплой водой и просушивают. Для покрытия сеток маслом их по нескольку раз погружают в масляную ванну, после чего развешивают в вертикальном положении на 10—12 ч при температуре наружного воздуха для стекания излишка масла. В противном случае масло может попасть на поверхность теплообменных агрегатов кондиционера.
Уход за каютными воздухораспределителями состоит в периодической очистке их внутренних поверхностей, проверке легкости хода привода управления заслонками и смазывании привода.
Особенности эксплуатации механизмов, аппаратов и устройств каждой СКВ оговорены в фирменных инструкциях.
Технология ремонта, монтажа и пуско-наладки СВК.
Зачастую, особенно при длительной эксплуатации, климат-системы требуют ремонта. Лучше всего это производить не самим, с ограниченным набором инструментом, а доверять мастерам, знающим, с чем они работают. Но чтобы не держать вас в неведении, мы расскажем кратко об основных технологиях ремонта и сборки кондиционеров.
Основными типами поломок для сплит-систем считаются неполадки в электросхемах и платах. Зачастую может выйти из строя реле, отвечающее за изменение мощности или включение/выключение кондиционера по достижению определенной температуры. Но самые частые поломки возникают там, где механизмы и устройства подвергаются большой нагрузке – компрессоры, двигатели и вентиляторы. Также зачастую получают повреждения или рвутся системы дренажа и подвода фреона.
Одно из самых важных в ремонте кондиционеров, как ни странно, обнаружить неполадки на еще ранней стадии. Так как чем раньше будет найдена поломка и чем быстрее она будет устранена – тем менее дорогой ремонт потребуется. Потому что иногда он может обойтись в стоимость, равную стоимости нового кондиционера. Первыми признаками поломок являются снижение эффективности, прекращения работы, посторонние шумы.
Далее же мастер должен будет определить на месте, какой именно узел кондиционера сломался. Для этого он обладает большим количеством разнообразных инструментов, манометров и вакуумометров, амперметров. Все это создано для замера давления хладагента, температуры работы, тока в системе и прочих параметров. На основе их показаний и общего осмотра мастер должен сделать вывод, что и как следует ремонтировать.
Сам ремонт может состоять из простой чистки или заправки хладагента, так и замены деталей или длительных действий. В последнем случае зачастую предпочтительнее, чтобы процесс происходил в мастерской, где есть все доступные инструменты, детали и условия. При этом важно, чтобы специалисты провели грамотный демонтаж внутреннего или наружного блока и обратную установку после ремонта.
Дефектные ведомости.
Дефектная ведомость относится к первичной документации и фиксирует изъяны, поломки, всевозможный брак оборудования, устройств, материалов, используемых в деятельности предприятия. Для того, чтобы провести их ремонт и восстановление по всем правилам нужно соблюсти определенную процедуру, частью которой является составление дефектной ведомости. Следует отметить, что дефектный акт, также оформляемый при обнаружении недостатков в товарно-материальных ценностях не является точной копией ведомости и служит лишь приложением к данному документу.
Документ носит сопроводительный характер при выявлении различного рода дефектов. В него вписываются:
- наименование и тип оборудования или материалов,
- найденные повреждения,
- пути их устранения.
Далее данный документ служит основанием для написания сметы и выделения средств на ремонтные работы.
Своевременное устранение поломок и дефектов позволяет увеличить производительность труда в организации, избежать нештатных случаев и ситуаций, способных привести к угрозе жизни и здоровью сотрудников.
Надо сказать, что данный документ не является повсеместно распространенным. Как правило, он применяется только на крупных предприятиях, где большое количество структурных подразделений, различного рода товарно-материальных ценностей, сложного оборудования и технических устройств. (приложение 1)
Приложение 1.1
ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ №__2020
«Капитальный ремонт системы вентиляции в пом.508 объекта: ТЦ «МегаГРИНН», «Мегакомплекс ГРИНН» по адресу: г. Белгород, пр. Б-Хмельницкого,137 Т
Место: ТЦ «Мегакомплекс ГРИНН».
Адрес: г. Белгород, пр. Б-Хмельницкого,137 Т
Объект: помещения 508
№ | Наименование работ | Ед.изм. | Кол-во |
Система вентиляции В11.1 | |||
1 | Замена. Вентилятор VKP 80-50/40-4D | шт. | 1 |
2 | Замена клапана воздушного УТ 500*800 | шт. | 1 |
3 | Замена вставок гибких | шт. | 2 |
4 | Замена. Регулятор скорости для 3х ф. дв. VACON0020-3L-0012-4 (5,5 кВт) | шт. | 1 |
5 | Замена воздуховодов из листовой, оцинкованной стали и алюминия класса Н (нормальные) толщиной 1 мм, периметром до 4500 мм | м2 | 29 |
6 | Замена воздуховодов из листовой, оцинкованной стали и алюминия класса Н (нормальные) толщиной 0,8 мм, периметром до 4000 мм | м2 | 9,5 |
7 | Замена воздуховодов из листовой, оцинкованной стали и алюминия класса Н (нормальные) толщиной: 0,5 мм, диаметром до 200 мм | м2 | 4,71 |
8 | Замена воздуховодов из листовой, оцинкованной стали и алюминия класса Н (нормальные) толщиной: 0,5 мм, диаметром до 200 мм (гибкий воздуховод) | м2 | 6,28 |
9 | Замена зонтов над оборудованием | м2 | 3 |
Система вентиляции В11 (существующая) | |||
1 | Замена воздуховодов из листовой, оцинкованной стали и алюминия класса Н (нормальные) толщиной 0,8 мм, периметром до 4000 мм | м2 | 14,2 |
2 | Замена воздуховодов из листовой, оцинкованной стали и алюминия класса Н (нормальные) толщиной: 0,5 мм, диаметром до 200 мм | м2 | 1,88 |
3 | Замена клапанов: огнезадерживающих с ручной регулировкой периметром до 3200 мм | шт. | 1 |
4 | Замена зонтов над оборудованием | м2 | 3 |
Строительные работы | |||
1 | Замена труб гофрированных ПВХ для защиты проводов и кабелей | м | 30 |
2 | Замена кабель до 35 кВ в проложенных трубах, блоках и коробах, масса 1 м кабеля: до 1 кг | м | 30 |
Автоматизация вентсистемы | |||
1 | Замена программируемый индустриальный Контроллер Pixel 2512 | шт | 1 |
2 | Замена. Приборы, устанавливаемые на металлоконструкциях, щитах и пультах, масса: до 5 кг Модуль расширения | шт | 2 |
3 | Замена.Первичный преобразователь уровнемер, устанавливаемый на резервуаре, работающем: под давлением до 20 Мпа Преобразователь NPort 5150 RU | шт | 1 |
Предварительный просмотр:
Лекция 3. Тема: Правила заполнения журнала эксплуатации и технического обслуживания СВК.
Журнал технического обслуживания и ремонта вентиляционной системы это один из необходимых документов наряду с Паспортом вентиляционной установки и Журналом по эксплуатации. Все мероприятия по ремонту и техническому обслуживанию вентиляционных систем фиксируются в журнале. Именно он и является главным регламентирующим документом.
Оформлением журнала занимаются специалисты, проводящие работы. Предварительно между ним и предприятием заключается договор на обслуживание вентиляционной системы. Составляют Акт технического состояния, в котором указывают главные параметры системы и ее состояние на момент обследования. На основании Акта составляются рекомендации по обслуживанию приточно-вытяжной вентиляции.
Согласно Постановлению №107 «Об организации контроля за дезинфекцией, очисткой и техническим обслуживанием систем вентиляции и кондиционирования» от 12 августа 2004 года, каждая организация, оснащенная системами вентиляции воздуха обязана вести журнал технического обслуживания вентиляционных систем. Журнал обслуживания и эксплуатации вентиляции и вентиляционных систем является строго обязательным документом, его отсутствие карается наложением внушительного штрафа – 30 тысяч рублей, кроме того, со стороны органов контроля могут поступать и более серьезные санкции – приостановка деятельности организации на срок до 90 дней. Трехмесячная простойка может стоит предприятию больших финансовых потерь. Со стороны Роспотребнадзора предъявляются очень высокие требования к состоянию вентиляционных систем, так как от их состояния напрямую зависит здоровье сотрудников. Ведение журнала подразумевает под собой отражение в нем всех мероприятий по санитарно-эпидемиологической очистке вентиляционных систем, указание дезинфекционных средств и мероприятий (пробы смывов с поверхности), которые гарантируют их нормальное состояние.
Для заполнения титульного листа журнала необходимы следующие данные:
- Наименование предприятия, организации;
- Дата начала ведения журнала;
- Дата окончание ведения журнала.
Во внутренних листах представлены следующие поля для заполнения:
- Номер вентиляционной системы и тип оборудования;
- Дата и вид обслуживания. техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты;
- Краткое описание неисправностей;
- Отметки о проведенном техническом ремонте и обслуживании;
- Подпись исполнителя;
- Подпись контролирующего лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс лекций для специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования (дисциплина ЕН.02 Информатика)
Курс лекций для специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования (дисциплина ЕН.02 Информатика)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04. Выполнение работ по профессии рабочего 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04. Выполнение работ по профессии рабочего 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционированияспециальность 15.02.13 Техни...
Консультации по МДК 04.01. Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
Консультация 1. Тема: Давление, скорость и температура воздуха в системах вентиляции.Консультация 2. Тема: Режимы движения воздуха, критерий Re, коэффициент трения и местного с...
КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ МДК 04.01 Технология выполнения работ по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования
КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (в форме дифференцированного зачета) ПМ04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ РАБОЧЕГО 18526 СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ И ОБ...
Курс лекций по МДК 04.01. «Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования»
Курс лекций МДК 04.01. «Профессиональная подготовка по профессии 18526 Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования» для студентов15.02.13 Техническое обсл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профессионального модуля ПМ 01. Проведение работ по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования. для специальности 15.02.13. Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.13. Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и...
Техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования воздуха
План лекции1. Полный состав пакета документов вводимых после реконструкции систем вентиляции и кондиционирования воздуха2. Исполнительные схемы на вентиляцию 3. Перечень нормативных докумен...